Этот же писатель и многие другие пишут, как одна женщина на пасеке увидела, что ее пчелы не работают, а околевают. Она причастилась, выпила Непорочную Кровь, а Божественное Тело удержала в устах и поместила в улей. Через несколько дней пошла посмотреть, выросли ли соты. Она заглянула внутрь улья и увидела, что пчелы с прекраснейшим и благовидным искусством построили из воска чудеснейший храм, – то было удивительное зрелище. Она сообщила архиерею, и он пришел со светильниками и каждениями. С ним были все клирики, они видели храм, посреди которого был престол, а на нем Потир с Хлебом. Архиерей взял храм, как он был, и сохранил его в церкви. Так многие язычники поверили во Христа, пораженные этим прекрасным сооружением безсловесных тварей. Восковой храм пчелки соорудили с таким искусством, с окнами и колоннами, что даже лучшие зодчие не могли бы построить, соблюдая пропорции и благолепие. Однажды один священник шел причащать больного. Некая блудница увидела его, как он шел с великим благоговением, без плаща и шляпы, хотя шел сильный дождь. Она умилилась сердцем, побежала со слезами, не надев и обуви, как была, упала на землю в грязь, восклицая: «Господи Владыко Иисусе Христе, воистину милостивый Бог, родившийся от Приснодевы Марии, пострадавший ради спасения нашего. Спаси и меня, недостойную грешницу, и не поминай, Всемилостиво, мое невоздержание, но прости мне заступничеством без семени Родившей Тебя». Когда она сказала так с горячими слезами, раздался голос из священного Потира: «Оставляются тебе грехи», – и прежде невоздержанная блудница получила извещение своего спасения, возненавидела грех, совершив великий подвиг, и была спасена Божественной благодатью. Есть много и других чудес, безпредельных и дивных. Но для слушателей, думаю, достаточно. Кто не верит в малые, не сомневаясь, такой человек, даже видя воскресших мертвых, не оставит своей развращенности. Читать далее Источник: Грешников Спасение/Сост. общедоступ. речью Агапием, иноком Критским, подвизавшимся на святой горе Афон (1641 г.) ; [Пер. с греч. А. Маркова]. - Единец : Единецко-Бричанская епархия, 2003. - 495, с. ISBN 5-7877-0028-7 Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

—177— воплощение Церкви (– Имя Христово есть мистическая Церковь ! –), воцерковляет их. Понятно, что тогда – и Христос «посреди них», – Он посреди них, как душа «посреди» каждого члена одушевляемого ею тела. Но Христос единосущен Отцу Своему, почему Отец делает то, о чем просит Сын. – Власть вязать и решить имеет в основе своей симфонию двух на земле о всяком деле, победу самости, единодушие двух, разумеемое уже не условно и ограничительно, но до точности и безгранично. Но, во-первых, на земле это достигается, но не достижимо безусловно; во вторых, мера достижения есть вместе и мера кротости. Непосредственно на объясненное Господом («тогда приступив, ττε προσελθν» Мф.18:21 ) самонадеянный и стремительный Петр вопрошает Его: «Сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня (ποσκις μαρτσει ες μ δελφς μου κα φσω ατ)? до семижды ли?» ( Мф.18:21 ), т. е. желает знать норму и границу прощения (семь – число полноты, завершенности, законченности, предела). Но это «до семижды», этот предел прощения именно и указывал бы на плотскую ограниченность прощающего грех против него, на отсутствие в нем истинной духовной любви (совсем другое дело – прощение греха против Духа, – против Самой Истины), – было бы лишь видоизменением самости. В отношениях, ограниченных сколько-нибудь кратным прощением, вовсе нет христианской силы, это – отношения недуховные. Вот почему Господь отвечает Апостолу: «Не говорю тебе: До семижды, но – до семижды семидесяти раз» ( Мф.18:22 ), т. е. без какой-либо ограничительности, без конца, всецелостно и всемилостиво (ибо седмижды семьдесять означает уже —178— не конечность, а всецелостную полноту, актуальную бесконечность). Таким образом, чтобы осудить человека за грех против судящего, необходимо стать на высоту не человеческую, а божескую, необходимо ведать тайны Божии. Осуждение заключалось бы в исполнении воли Божией. Но ведать тайны Царства можно лишь в полной любви, доходящей у двоих до симфонии во всем (– частный случай чего представляет старчество –). Эта симфония теперь не может быть осуществлена человеческими усилиями, но лишь осуществляется, – в бесконечном смирении перед другом своим, – в прощении греха против себя «до седмижды семидесяти раз».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Якоже ниневиты всенародным постом, и молитвами, и плачем, и престатием от греха Господа Бога якоже израильтяне во Египте всенародным плачем и молитвами Божию помощь преславну возваша и Птоломея царя, зело возъярившася потребити я от земли, на милость привлекоша и вся своя клеветники и наветники Тако по древним историям церковным гречестии и российски христиане многажды всенародным постом и молитвами милость Божию и заступление Пречистыя Богородицы и всех святых получаху и бесчисленных напастей и бед избываху, елма убо и нас, последних (вси вы весте, о, боголюбивое пустынное совокупление), постигоша, грех ради наших. последних времен сих различныя напасти же и беды: многим враждующим на древлесодержателное благочестие клеветником и наветником многим востающим и властей человеколюбие на гнев на нас, беднейших, воздвизающим. Или не чюем, како плачют нижегородских стран или не ощущаем, како ныне в скорбех велицех феодосиева собрания и прочий окрест их живущии согласия их Что же к сим? Аще воззрим умныма очима, бесовским злоковарствам на род человечь колико возярившимся, беззаконием многим умножившимся, грехом бесчисленным разгоревшимся, тернием обычаев злых в безстрашных сердцах зело возрастшим, раздорам и распрениям 959 церковным во всю вселенную колико воспалившимся. О, кто бы ныне сладкий Иеремия, востав, сладкия источники слез за ны пролиял Кто бы Моисей и Аарон и Самуил, в призывающих имя Божие воздвигнувся, умилостивил бы милостиваго от нас прогневана! Темже должни мы вси, о, пустыннии боголюбивии жителие, по Божию пророческому гласу, всепустынный пост и молитвы совокупити и покаянием Бога умилостивити, и помощь его призвати, и пречистую всего мира заступницу о заступлении молити, и вся святыя на молитвы Богу за вся умоляти. А наипаче еже ныне бысть чюдо дивно и преславно, чюдо, на умиление и слезы самая каменная сердца подвижущо: яже Пречистая Божия Мати пречистым своим образом изволи показати, яже всегда Пресвятая Богородица, рода християнскаго премилостиво жалостьствующая, яже бедам и напастем християнским теплейши состраждущая, яже в скорбех и бедностех наших, яко прещедрая мати, милосердия всемилостиво ущедряющи и Сыну своему и Богу нашему о нас ходатайствующи, и нас от грех и беззаконий наших обращающи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

8. Молитва – дистиллятор мысли, сито, кузница, горнило, выплавляющее образ. 9. Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит ( Пс.50 – из Молитвенника). 10. Достоевский и святой Павел: Наша брань против духов злобы поднебесных ( Еф.6:12 ). – В Достоевском постоянно чувствуешь себя как бы между двух Заветов – между Ветхим и Новым; всегда вопли Исаии по Мессии, по Господу, не по человеку, не по вере в человека: никто да не верует в человека – в этом Достоевский. Вся западная литература верует в человека и пресмыкается перед ним. Достоевский же всегда воздевает руки ко Христу из своего Содома и Гоморры. – (Оксфорд, 1917) 11. Все вы, ратующие против Христа, похожи на восковых воинов, нападающих на огонь. – Ницше растаял в безумии, когда его коснулся раскаленный перст небесной огненной премудрости. Яко тает воск от лица огня, тако да погибнут грешницы от лица Божия ( Пс.67:3 ). 12. Вся планета смердит грехом, смертью, дьяволом и человеком. В полночь – сладкодышащими молитвами душа возносится из злосмрадия в надмирное сладкое благоухание твари во Христе. – (Полночь 21 сентября 1919 г. в Афинах.) Полночь я носил в зенице души своей, полночь во всяком чувстве моем, и Он всемилостиво вывел меня из ядовитых жизненных дебрей и ужасов на Свой чудесный путь, где всякая полночь претворяется в трисолнечный полдень и всякая смерть – в бессмертную жизнь. Поэтому Ему обязаны мы тысячами жизней; обладай я тысячей вечностей – никогда не смог бы с Ним расплатиться; пусть у меня будет тысяча душ – только бы Он все повел чудесным, прекрасным путем Своим. 13. 2Кор.6:16 : Вы церковь Бога Живаго: νας, temple, храм. Дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников ( Мф.21:13 ). Ты – Церковь : душа постоянно на коленях (на молитве), все существо в постоянном богослужении; если перестанет молитва , то как я буду жить завтра? – Входишь в разбойничьи расчеты, в вертеп, в который превратили церковь . Церковь для молитвы, не для разбоя. Разбойничает с душой культура, цивилизация, ибо она вносит в душу вещественное, царство вещей: деньги, яства, голубей, книги (см.: Ин.2:14 ), – и из дома Отчего делает вертеп разбойников... Вещи мы внесли в душу, о, Господи, в дом Твой. Ведем разбойничьи расчеты... Твои вещи мы выкрали, на все налепили свои ярлыки, образ наш – человеческий, разбойнический. Господи, да приидет Царствие Твое и да изгонит разбойников из души моей.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

7 Я не жил в доме. Бог сопутствовал избранному Им народу во всех его скитаниях (ст. 6,7) и не желал, чтобы дом имени Его (ст. 13) был построен прежде, чем Он «устроит место» Своему народу (ст. 10) и даст ему возможность пользоваться плодами мира (ст. 11). Подразумеваемые Богом мир и покой явно должны были стать более надежными и глубокими, чем те, что Израиль обрел с воцарением Давида в Иерусалиме (ст. 1). 7 был с тобою везде. См. ком. к 1Цар. 16,18 . истребил всех врагов твоих. Ср. ст. 1 и 11. Эти слова следует понимать не в том смысле, что благодаря Божественной помощи у Давида вообще не осталось врагов, а, скорее, как утверждение того, что во всех предшествовавших столкновениях с врагами Бог отдавал победу Давиду. сделал имя твое великим. Точнее: «сделаю имя твое великим». По-древнееврейски, в отличие от предыдущих фраз, эта стоит в будущем времени. Тем самым передается мысль о том, что, сколь бы ни были велики деяния Давида, Господь уготовил ему свершить в будущем нечто еще более великое. Этот обет Господа Давиду заставляет вспомнить о Его обещании «возвеличить имя» патриарха Авраама ( Быт. 12,2 ). Ср. 8,13, где о Давиде сказано, что он «сделал... себе имя». 7 Я успокою тебя от всех врагов твоих. См. ком. к ст. 1,6,9. Он устроит тебе дом. В ответ на отклоненное предложение Давида построить «дом» для Него (т.е. храм) Господь всемилостиво объявляет, что Он Сам «устроит дом» (т.е. царскую династию) для Давида. 7 семя твое. Имеется в виду Соломон (ср. ст. 13). которое произойдет из чресл твоих. Эти слова являются дословным повторением слов, обращенных Богом к Аврааму ( Быт. 15,4 ). 7 дом. Т.е. храм (ср. ст. 5–7). имени Моему. Именно «ради великого имени Своего» Господь не отверг Свой народ после того, как Израиль обратился к Самуилу с нечестивой просьбой поставить над ним царя ( 1Цар. 12,22 ). Теперь Он объявляет Давиду, что его сын, который унаследует израильский престол, «построит дом имени» Божиему. Об имени Божием см. Исх. 34,5–7 , а также ком. к 1Цар. 17,45 . 7 Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном. Смысл этого обещания, определяющего особый характер взаимоотношений Бога с царями из рода Давидова ( Пс. 2,7; 88,19–38 ), в полной мере раскрылся во Христе (см., напр., Мф. 1,11 ; Деян. 13,33 ; Евр. 1,5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Ведение тайн или, частнее, власть вязать и решить есть еще – πλιν – со-прошение двух со- гласившихся во всякой вещи на земле, т. е. вполне смиривших себя друг перед другом, вполне победивших противоречия и противомыслия и противочувствия до единосущия друг другу. Со-прошение такое всегда исполняется, – говорит Спаситель. Почему же так? А потому, что – γρ – собранность двух или трех во Имя Христово, со -вхождение людей в таинственную духовную атмосферу около Христа, приобщение Его благодатной силы 730 претворяет их в новую духовную сущность, 731 делает из двух частицу Тела Христова, живое воплощение Церкви (– Имя Христово есть мистическая Церковь ! –), воцерковляет их. Понятно, что тогда – и Христос «посреди них», – Он посреди них, как душа «посреди» каждого члена одушевляемого ею тела. Но Христос единосущен Отцу Своему, и поэтому Отец делает то, о чем просит Сын. – Власть вязать и решить имеет в основе своей симфонию двух на земле о всяком деле, победу самости, единодушие двух, разумеемое уже не условно и ограничительно, но до точности и безгранично. Но, во-первых, на земле это достигается, но не достижимо безусловно; во-вторых, мера достижения есть вместе и мера кротости. Непосредственно на объясненное Господом («тогда приступив, ττε προσελθν» Мф.18:21 ) самонадеянный и стремительный Петр вопрошает Его: «Сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня – ποσκις μαρτσει ες μ δελφς μου κα φσω ατ? – до семижды ли ?» ( Мф.18:21 ), т. е. желает знать норму и границу прощения ( семь – число полноты, завершенности, законченности, предела 732 ). Но это «до семижды» , этот предел прощения именно и указывал бы на плотскую ограниченность прощающего грех против него, на отсутствие в нем истинной духовной любви (совсем другое дело – прощение греха против Духа, – против Самой Истины), – было бы лишь видоизменением самости. В отношениях, ограниченных сколько -нибудь кратным прощением, вовсе нет христианской силы, это – отношения не-духовные. Вот почему Господь отвечает Апостолу: «Не говорю тебе: До семижды, но – до семижды семидесяти раз» ( Мф.18:22 ), т. е. без какой-либо ограничительности, без конца, всецелостно и всемилостиво (ибо седмижды семьдесят означает уже не конечность, а всецелостную полноту, актуальную бесконечность). 733

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Вера в воскресшего Господа Иисуса.  Где ти, смерте, жало (1 Кор. 15:55)? А жало смерти – грех. Воскресением Своим Господь «притупил жало смерти». Смерть – змея, а грех – ее жало. Через грех смерть источает яд в душу и тело человека. Чем больше грехов имеет человек, тем больше жало, через которое смерть источает на него свой яд. Когда оса жалит человека, он всеми силами старается удалить ее жало. А когда грех уязвляет жалом смерти, что необходимо предпринять? Нужно с верою и молитвою призвать воскресшего Господа Иисуса чтобы Он изъял жало смерти из души человека, и Он всемилостиво сделает это, ибо богат милостью и любовью. Когда многие осы нападают на тело человека и изжаливают его, то тело отравляется и умирает; также бывает и с душою человеческою: когда многие грехи исколют ее своими жалами, она отравляется и умирает смертью без воскресения. Христом побеждая в себе грех, человек побеждает смерть. Если ты прожил день и не победил ни одного своего греха, знай: ты стал более смертным. Если же ты победишь один, два, три своих греха, смотри, ты помолодел молодостью, которая не старится, помолодел бессмертием и вечностью. Никогда не забывай: веровать в воскресшего Господа Христа – значит вести непрестанную борьбу с грехами, со злом, со смертью. То, что человек действительно верует в воскресшего Господа, он доказывает, борясь с грехами и страстями. Если он борется с ними, то борется за бессмертие и жизнь вечную. Если же не борется тогда тщетна и вера его. Не является ли вера человеческая за бессмертие и вечность? Тогда скажи мне в чем она состоит? Если верою в Христа не достигается воскресение и победа над смертью, тогда на что она нам? Если Христос не восстал, значит, грех не побежден, смерть не побеждена. Если же ни грех, ни смерть не побеждены, тогда зачем же верить во Христа? Кто верою в воскресшего Господа борется со всяким своим грехом, тот постепенно укрепляет в себе чувство, что Господь действительно воскрес, действительно притупил жало греха, действительно победил смерть на всех полях сражений.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=834...

К примеру, много споров вызывает архитектура храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынке. Кому-то она представляется живым и удачным ответом на вызовы современности. Для кого-то такой вид храма неприемлем. А вот знаменитый проповедник протоиерей Димитрий Смирнов , молясь на освящении этого храма, высказал о нем такое суждение: «Этот храм войдет в учебники по архитектуре». — Могли бы вы назвать, скажем, пять уже построенных храмов, которые стали наиболее яркими проектами в истории «Программы-200»? — Храмовый комплекс с храмом преподобного Серафима Саровского на проезде Шокальского, архитектор — А.А.Мамонов, два храма — верхний и нижний, верхний храм на 1000 человек; храмовый комплекс с храмом Иверской иконы Божией Матери в Очаково-Матвеевском, при Академии ФСБ России, проектировали и строили специалисты концерна «КРОСТ», верхний храм также на 1000 человек; храмовый комплекс с храмом благоверного князя Александра Невского при МГИМО, архитектор — А.А. Анисимов; храмовый комплекс с храмом блаженной Матроны Московской на улице Софьи Ковалевской, архитектор — О.А. Баранникова; храмовый комплекс с храмом равноапостольных Константина и Елены в Митине, архитектор — А.Н. Оболенский, верхний храм на 1000 человек; храмовый комплекс с храмом Сретения Господня в Жулебине, на улице Саранская; храмовый комплекс с храмом великомученика Димитрия Солунского на улице Берзарина. И, конечно, упомянутый Сергиевский храм на Ходынке. Архитектор — С.Я. Кузнецов. — Какова доля программных храмов, которые строят по индивидуальному проекту и по «многоразовому»? — Из 75 построенных храмов 48 возведены по проектам повторного применения. Проектов, напомню, семь. Но храмы, конечно, различаются и по цвету кровли, и по декору. Из 35 строящихся храмов 30 возводятся по индивидуальным проектам, остальные — по проектам повторного применения. — Строительство каких церквей далось с особым трудом, и что это были за трудности? Как часто инициаторы строительства храмов наталкиваются на недовольство местных жителей?

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5792507...

66 Один из самых древних московских монастырей. Основан святителем Алексием, митрополитом Московским, в 1365 г. Название получил от церкви во имя Чуда Архистратига Михаила. В Чудовом монастыре был погребен его основатель митрополит Алексий. На протяжении многих лет Чудов монастырь играл видную роль в русской истории. В 1610 г. там был насильно пострижен в монахи свергнутый Царь Василий IV Шуйский. Спустя два года, во время оккупации Кремля поляками, в келье Чудова монастыря погиб от голода Патриарх Гермоген. В 1905 г. в Чудовом монастыре, в отдельной усыпальнице, был похоронен великий князь Сергей Александрович, убитый террористом Каляевым. Чудов монастырь разрушен в 1930 г. Соборный храм в честь Чуда архистратига Михаила в Хонех был взорван в ночь на 17 декабря 1929 г. Останки Великого князя в 1995 г. были перенесены в фамильную усыпальницу Романовых в Новоспасском монастыре. Главная святыня монастыря – мощи св. митрополита Алексия – ныне находятся в Богоявленском (Елоховском) соборе города Москвы 67 Вновь сооруженный санитарный поезд имени Александры Федоровны отправлялся в армию с Казанского вокзала. Императрица, все подробно осмотрев, собственноручно раздала всему персоналу серебряные образки. 70 Архангельский собор построен в 1505 – 1509 гг. Алевизом Новым. Этот храм служил местом захоронения всех правителей Москвы и России, начиная с Ивана Калиты и до Петра I. 71 Собор во имя Спаса Преображения (храм Спаса на Бору) – построен в 1330 г. Иваном Калитой в Кремле. Собор располагался в юго-западной части Кремля, на высоком мысу Боровицкого холма, возле великокняжеского двора. Одновременно с собором Калита заложил здесь и монастырь. Иван Калита придал ему статус придворного монастыря с дворцовым храмом Спаса Преображения, ставшим местом княжеских захоронений. В 1396 г. в нем был погребен святитель Стефан Пермский. В конце XV в. Великий князь Иван III перенес монастырь за город, назвав Новоспасским. Спасо-Преображенский собор неоднократно перестраивался. При строительстве Кремлевского дворца в 1830 – 1840-е гг. храм Спаса оказался вписанным в его внутренний двор. Тогда же собор был разобран и собран заново. В 1933 г., в связи с пристройкой к северному фасаду Большого Кремлевского дворца нового корпуса с обслуживающими помещениями, собор Спаса на Бору был уничтожен.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Бобрик-Гора. Церковь Спаса Преображения. Спасская церковь Карта и ближайшие объекты Церковь Спаса Преображения (Свято - Преображенский храм) была построена в 1778 году по указанию императрицы Екатерины II по проекту архитектора И. Е. Старова во имя Спаса Нерукотворного Образа с приделом во имя Архистратига Божия Михаила. Согласно церковным документам, была освящена 22 августа 1878 года. В двадцатые годы прошлого века церковь была закрыта и разграблена. С 1933 по 1991 гг. в здании храма находился музей Подмосковного угольного бассейна и планетарий. В июне 1991 года храм был возвращен верующим и в 1994 году освящен Преосвященным митрополитом Серапионом. В приходе: с. Бобрики, д. Дубовая, д. Задок, д. Клин, д. Лешки, д. Михайловка, д. Моисеевка, д. Никольская, д. Петровка, д. Пучки. Время образования прихода не установлено. Каменная церковь построена в 1778 г. Два престола: главный - во имя Спаса Нерукотворного Образа, в приделе - во имя Архистратига Михаила.ГАТО. Ф. 3. Оп. 17. Д. 459., лл. 155, 163 страничке храма, на сайте благочиния указано нынешнее посвящение - во имя Преображения Господня, но что заложена она была в 1773 году как церковь " Нерукотворного образа Спасителя " . Ясности, когда именно церковь была переосвящена (?) - из статьи не следует. В 1520 году в Туле был построен каменный Кремль, практически неприступный для того времени. Были возобновлены города Венев, Дедилов, Белев, Одоев, построена Епифань. Населением этих городов были в основном военные " засечники " , которые держали оборону в сторожевых башнях-крепостях и занимались освоением этих плодородных земель. Таким же сторожевым местом и был Ходырев Починок, позднее ставший Бобрик-Горой. Впервые о нем упоминается в Писцовой книге 1571 года: " На реке на Дону усть речки Бобрика церковь страстотерпца Гегория поставление и строение приходное, а стоит без пения, а дворов у церкви: двор попов пуст, во дворе пономарь. Пашни в поле доброй земли 5 четьи, да дикого поля 25 четьи... " . В те времена любое поселение начиналось с церкви. Не был исключением и Ходырев Починок. Военные холопы князя Мстиславского и их предводитель по кличке Ходор привели с собой из северных костромских мест священника, который до постройки деревянной церкви вел службу под навесом возле иконы Спаса Преображённого.

http://sobory.ru/article/?object=03809

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010