– На литургии 1-го сент. Ап. и Ев. прежде икдикта, а потом преподобного; «дневный же Ап. и Ев. вычитаем напреди». Мр. Аще случится 1 сентября в неделю, оставляется служба святых жен и поется, егда екклисиарх рассудит; поется же воскресна служба с восследованием индикта и пр. Симеона. Собор Пресвятой Богородицы, иже в Miacuhx. Во время гонения имп. Льва Исаврянина на свв. иконы, чудотворный образ Богородицы, находившийся в Миасинской обители (в Армении, бл. гор. Мелитины), был ввержен в Азурово озеро. По прошествии более 100 лет, по восстановлении иконопочитания, сия св. икона явилась на поверхности воды нисколько не поврежденной, в 864 г. 1-го сент., что и воспоминается ныне. В службе настоящего дня нет песнопений в честь этого события, кроме тропаря, воспевающего Пресвятую Богородицу. Тропарь, гл. 1. Радуйся обрадованная Богородице Дево, пристанище и предстательство рода человеческаго, из Тебе бо воплотися Избавитель мира: едина бо еси Мати и Дева, присноблагословенная и препрославленная, моли Христа Бога мир даровати всей вселенней. Св. муч. В службе муч. Аифал не упоминается. См. 3 нояб. Свв. мучениц 40 жен и св. Аммна диакона и учителя их. Воспоминаемые ныне, по Х.М., 40 «дев постниц», подвизавшиеся в посте и молитве в Македонии, во время гонения Ликиния за веру во Христа были преданы на мучения в Гераклее вместе с своим учителем. Из них 10 были сожжены, 8 со св. Аммуном усечены мечом, 6 изрезаны ножами, 10 поражены мечом в сердце и 6 скончались от раскаленного железа, вложенного в уста их. В службе положены свв. женам особые стихиры и канон. Св. Аммун, «начальник лика дев» упоминается только в 1-м тропаре 7-й и во 2-м тропаре 9-й песен канона (причем вслед за его именем в последнем тропаре стоит не находящееся в перечне памятей настоящего дня имя «Келсина»). Свв. мученик Еода и Ермогена самобратных. Св. Каллиста и два ее родные брата, все трое названные самобратными (в греч. месяц. αταδελφο, т.е., кровные, родные братья, с отданием грамматического преимущества мужескому роду), за веру во Христа были усечены мечом в Никомидии в начале IV в.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

В этом тропаре мы называем себя людьми Божиими, потому что веруем в истинного Бога. Поэтому и отечество свое мы называем достоянием Божиим, а Царя своего – благоверным, т. е. сохраняющим добрую веру христианскую. Мы молим Бога, чтобы Он спас нас, как Своих людей, от всякой беды и благословил страну нашу, как Свое достояние; чтобы Он дал победу над врагами нашему Императору и сохранил силою креста жительство Свое, т. е. святую православную Церковь , ибо мы верим, что сила святого креста сохраняет нас от всякого зла. Тропарь Введения во Храм Пресвятой Богородицы Днесь благоволения Божия предображение и человеком спасения проповедание: в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся смотрения Зиждителева исполнение. «Ныне продызображение благоволения Божия к нам и провозвестие о спасении людей: Дева торжественно является в храме Божием и предвозвещает всем о Христе. Ей и мы громко воззовем: радуйся, исполнение промышления о нас Создателя». В этом тропаре говорится о том, что явлением в храм Пресвятой Девы Марии, избранной быть Матерью нашего Господа и Спасителя, предвозвещается людям спасение. Тропарь Рождества Христова Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока, Господи, слава Тебе. «Твое рождение, Христе Боже наш, озарило мир светом богопознания, ибо тогда звездам, как Богу служившие, звездою научены поклоняться тебе, Солнцу правды, и познать Тебя, Восток, с высоты. Господи, слава Тебе». В этом тропаре говорится о том, что рождение Спасителя было для людей духовным светом, потому что по чудесной звезде, явившейся при рождении Спасителя, восточные мудрецы познали Его. Они, звездам служащии, по течениям звезд угадывали судьбу человека, а по явлению им на небе особенной звезды узнали о рождении Спасителя. Востоком с высоты называется Спаситель наш Иисус Христос, с небесной высоты просвещающий нас верою, подобно тому, как восходящее на востоке солнце разливает дневной свет по земле и оживляет ее. Тропарь Богоявления, или Крещения Господня

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/iz-jas...

В этом тропаре говорится о том, что благовестием Гавриила открылась тайна нашего спасения; потому что благовествуется рождение от Девы Сына Божия, нашего Спасителя, и мы призываемся здесь обратиться к Ней с архангельским приветствием. Слова: от века таинства явление следует понимать так: Господь прежде творения мира; прежде всех веков, знал, что человек согрешит, прежде всех веков предназначил спасти его чрез Единородного Сына Своего: эта тайна спасения, предназначенная от века, ясно открылась людям в благовестии архангельском. Тропарь Входа Господня во Иерусалим Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы, победы знамения носяще, Тебе, Победителю смерти, вопием: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне. «В общем воскресении прежде Твоего страдания удостоверяя, воскресил Ты из мертвых, Христе Боже, Лазаря. Посему и мы, как дети (еврейские), нося знаки победы, восклицаем Тебе, Победителю смерти: осанна в вышних, благословен идущий во имя Господне». В этом тропаре говорится о том, что воскрешением Лазаря Спаситель нас уверил в общем воскресении. И мы призываемся приветствовать Его, как Победителя смерти. Воскрешенный Спасителем Лазарь был благочестивый человек, живший недалеко от Иерусалима, в Вифании, с двумя своими сестрами, Марфою и Мариею. Господь любил это благочестивое семейство и часто посещал их. Незадолго до страданий Спасителя Лазарь заболел и умер. Четыре дня уже лежал во гробе Лазарь, и Господь воскресил его. Под именем знамений победы разумеются ветви, с которыми евреи обыкновенно встречали победителей. Тропарь Пасхи Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сушим во гробех живот даровав. «Христос воскрес из мертвых, поразив Своею смертью смерть и даровав жизнь находящимся во гробах». Воспоминанию славного воскресения Иисуса Христа из мертвых посвящает Церковь величайший из христианских праздников, св. Пасху, который в церковных песнопениях называется: «праздников праздник», «торжество из торжеств». Христиане торжествуют этот день в воспоминание искупления рода человеческого смертью и воскресением Спасителя. Праздники: Вход Господень в Иерусалим, Пасха, Вознесение Господне н Пятидесятница совершаются ежегодно в разные числа месяцев, отчего они и называются переходящими, или подвижными; другие праздники совершаются всегда в одни и те же числа, отчего они и называются непереходящими, или неподвижными. Пасха бывает между 22 марта и 25 апреля и празднуется в ближайший воскресный день после весеннего подполуния. В тропаре Пасхи говорится о том, что Иисус Христос воскрес из мертвых и во время Своей крестной смерти воскресил многих мертвых. Тропарь Вознесения Господня

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/iz-jas...

Во время троекратного обхождения вокруг престола поются тропари брака, сперва в алтаре, потом хором. В первом тропаре: «Святии мученицы, иже добре страдальчествовавшии и венчавшиися...» — призываются страстотерпцы, как молитвенники наши пред Богом и вместе высокие учителя сохранения веры и чистоты, и образцы самоотверженного прохождения своего служения. Во втором тропаре: «Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвало и мучеников веселие» — возвещается рукополагаемому, что, по примеру апостолов и мучеников, проповедью рукополагаемого должна быть Троица Единосущная, и чтобы он служил Христу Богу словом и делом, с готовностью, по примеру их, положить за истину душу свою. В третьем тропаре: «Исаие, ликуй, Дева име во чреве и роди Сына Еммануила» указывается, что основанием священства в Церкви послужило воплощение Сына Божия, Которого и должно величать, ублажая Святую Деву. Эти песнопения поются в другом порядке, чем при браке, потому что союз Христа с Церковью здесь прославляется высшим образом. После троекратного обхождения архиерей встает с кафедры (которую убирают) и становится спереди престола к правой его стороне. Рукополагаемый после третьего обхождения трижды поклоняется престолу, произнося: «Боже, умилостивися мне, грешному» (при этом в третий раз омофор и палицу архиерея не целует), затем, став справа престола у переднего угла, преклоняет одно правое колено, на руки же (положив их ладонями вниз крестовидно на престоле) преклоняет главу. Посвящаемый становится на одно колено в знак того, что на него возлагается не полное священнослужение, а только служение при Святых Тайнах, но не совершение их. Преклонение же главы на руки означает, что он посвящает все свои силы души и тела служению у престола Божия. В это время архиерей полагает край омофора на главу хиротонисуемого, знаменуя тем, что и посвящаемый готовится быть участником пастырского бремени и, благословив рукополагаемого трижды и возложив руку на главу его, после возглашения протодиакона: «Вонмем», — в слух всей церкви (возбуждая всех к молитве) произносит молитву посвящения.

http://pravoslavie.ru/2136.html

25 марта. Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление: Сын Божий сын девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Тем-же и мы с ним Богородице возопием: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою. В переводе на русский язык: Ныне начало нашего спасения и открытие бывшей от века тайны: Сын Божий становится сыном Девы, и Гавриил возвещает благодать. Посему и мы с ним восклпкнем Богородиц: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою. Объяснение: в этом тропаре говорится о том, что благовестием Гавриила открылась тайна нашего спасения, потому что благовествуется рождение от Девы Сына Божия, нашего Спасителя, и мы призываемся здесь обратиться к Ней с архангельским приветствием. Слова: от века таинства явление, следует понимать так: Господь прежде творения мира, прежде всех веков, знал, что человек согрешит, и прежде всех веков предназначил спасти его через Единородного Сына Своего: эта тайна спасения, предназначенная от века, ясно открылась людям в благовестии архангельском. Тропарь Входа Господня в Иерусалим (Переходящий) Общее воскресение прежде Твоей страсти уверяя, из мертвых воздвигнул еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы яко отроцы, победы знамения носяще, Тебе, Победителю смерти, вопием: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне. В переводе на русский язык: В общем воскресении прежде Твоего страдания удостоверяя, воскресил Ты из мертвых, Христе Боже, Лазаря. Посему и мы, как дети (еврейские), нося знаки победы, восклицаем Тебе, Победителю смерти: осанна в вышних, благословен идущий во имя Господне. Объяснение: в этом тропаре прославляется Иисус Христос, воскресивший Лазаря и тем уверивший нас в общем воскресении. Под знаками победы разумеются ветви, с которыми древние евреи встречали обыкновенно победителей. Тропарь Пасхи (Переходящий) Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав. В переводе на русский язык. Христос воскрес из мертвых, поразив Своей смертью смерть и даровав жизнь находящимся во гробах. Объяснение: в этом тропаре говорится о том, что Господь наш Иисус Христос Своей смертью поразил самую смерть и воскресением Своим даровал жизнь находящимся во гробах, которые и явились во Иерусалпм. Тропарь Вознесения Господня (Переходящий)

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Преосвященным Афанасием взят очень яркий оборот в следующей 5-й песни канона в тропаре, восхваляющем преподобных Варлаама Хутынского и Антония Римлянина: “Кто достойно прославит от земных?” 69 этих святых, — вопрошает составитель. Этот оборот так же удачно приведен им, как и возглас в песни первой: “Величие наше и похвала ты еси, Ольго Богомудрая” 70 , — заимствованный из канона Равноапостольной. В песни 6-й никто из молящихся в храме не пройдет мимо ублажения творцами канона русской пустыни, Северной Фиваиды, которое дано в нескольких тропарях. “Радуйся пустыне, прежде бесплодна и необитаема взыграйте горы Валаама и вся древа дубравная, хваляща с нами Сергия и Германа, вкупе же и Арсения с Александром Свирским, отцы всехвальныя” 71 , говорится в 3-м тропаре. “Ликуй Фиваидо русская, — воспевается ниже, в 7-м тропаре, — красуйтеся пустыни и дебри Олонецкия, Белоезерския и Вологодския, возрастившия святое и славное отцев множество, чудным житием всех наставляюще, миру не прилеплятися, крест свой на рамена взяти и во след Христу шествовати” 72 . Это — подлинный гимн русским святым, русским подвижникам, среди которых преобладающее число — преподобные северных областей России. Здесь нами должна быть воздана похвала подвижникам — создателям службы, один из которых, приснопамятный владыка Афанасий никогда не называл себя иначе, как только лишь составителем ее. В 8-й песни канона обращает на себя внимание тропарь святителю Тихону Воронежскому, написанный профессором Б. А. Тураевым: “Яко пчела мед сладкий от цветов скоро увядающих собрал еси, отче Тихоне, от тленнаго мира духовное сокровище: им же всех нас услаждаеши” 73 . Основа этого тропаря — в службе святителю Тихону; здесь же он — специально для канона Всем русским святым. Наконец, 9-я песнь полностью посвящена прославлению русских подвижников последнего времени. Почти все тропари начинаются с восклицания “О!” (по-церковнославянски оно передается буквой омега — последней буквой греческого алфавита). Большинство из них — сочинения Б. А. Тураева — пронизаны чувством тихого умиления: “земнии сродницы наши” 74 , “свя­тии земли нашея” 75 , “велиции сродницы наши, именитии и безименитии, явленнии и неявлении” 76 . Смиренна и молитва составителей канона: “Улучити спасение нам от Господа испросите” 77 . Улучить спасение — это последняя цель жизни христианина.

http://pravmir.ru/o-sozdanii-sluzhbyi-vs...

Закрыть itemscope itemtype="" > Объяснение молитв и песнопений праздников Из учебника церковнославянского языка 27.08.2015 1564 Время на чтение 19 минут - Успение Пресвятой Богородицы; - Святая Пасха (Светлое Христово Воскресение); - Святая Троица (Пятидесятница); - Неделя о блудном сыне; - Покров Пресвятой Богородицы; - Введение во Храм Пресвятой Богородицы; - Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских; - Рождество Христово Успение Пресвятой Богородицы Учебный перевод кондака Богородицу, - неусыпную в молитвах и неизменное упование [наше] в заступлении, - гроб и смерть не удержали, ибо Вселившийся в Приснодевственную утробу преставил (переселил) Ее к [вечной] жизни как Матерь Жизни. В тропаре, кондаке, задостойнике и во всей службе Успению Богородицы нетленность Девства Божией Матери сопоставляется с нетленностью Ее Успения. О том же говорится и в тропаре 6-й песни второго канона (прп. Иоанна Дамаскина) на утрени: Из Тебя возсияла Жизнь, не разрушив ключей Девства, - как же пречистое и живоначальное Твое тело оказалось способным испытать смерть (=стало причастным испытанию смерти). Учебный перевод задостойника Успению Божией Матери Побеждаются (преодолеваются) пределы естества (природы) в Тебе, Дево Чистая, - Рождество остается девственным, а смерть обручается с жизнью. По Рождестве девственная и по смерти живая, спасаешь присно, Богородице, наследие Твое. Святая Пасха (Светлое Христово Воскресение) Мария и ее спутницы, пришедшие до рассвета и обретшие камень отваленным от гроба, слышали от Ангела: «Во Свете присносущном Сущего что [вы] ищете среди мертвых, словно человека? Воззрите на гробные пелены, спешите и м i ру возвестите, что восстал Господь, умертвивший смерть, ибо Он - Сын Бога, спасающего род человеческий». Святая Троица (Пятидесятница) Перевод: Благословен Ты (есть), Христе Боже наш, явивший ловцов (т.е. рыбаков) премудрыми, ниспослав им Духа Святого, - и через них уловивший [всю] вселенную. Человеколюбче, слава Тебе! Главная мысль тропаря, раскрывающего внутреннее содержание праздника, заключается в том, что именно ниспослание апостолам Святого Духа сделало их, простых и некнижных рыбаков, премудрыми, и через них Господь уловил (привлек к Себе) всю вселенную. В тропаре также содержится напоминание о евангельских словах Христа Спасителя Своим будущим ученикам - Симону и Андрею, - о том, что Он сотворит их ловцами человеков ( Мф 4,18-19; Мк 1,16-17 ).

http://ruskline.ru/analitika/2013/08/29/...

Таким образом, как правило, Троичен не принят в канонах святителя Маиумского. Прославление Святой Троицы песнописец дает преимущественно в канонах тех праздников, которые освещают этот великий догмат. Так, в каноне на Богоявление в заключительном тропаре 8–й песни преподобный Косма восклицает: Троицы явление во Иордане бысть: Самое бо Пребожественное естество, Отец возгласи: Сей Крещаемый Сын Возлюбленный Мой; Дух же прииде к подобному, Егоже благословят людие и превозносят во вся веки . Таким образом, преподобный Косма богословствует о Крещении Господнем как о явлении Святой Троицы Бога. Это утешительное воззрение на погружение Христово в водах Иорданских как на день Святой Троицы дает основание верующим говорить о празднике Крещения Господня как о «зимней Троице» — по аналогии с «летней Троицей» — праздником Пятидесятницы. В том же каноне в 7–й песни преподобный Косма восклицает: Вси вернии… со Ангелы прославим Отца, и Сына, и Духа Святаго: се бо Троица Ипостасьми Единосущная, Един же Бог . Особой высоты и сосредоточенности достигает воспевание Святой Троицы Бога в каноне на Пятидесятницу. Причем следует отметить, что именно в тех песнях, где прославление Святой Троицы достигает своей вершины, имеется всего по одному тропарю; так великое таинство нашей веры должно было быть изложено, по мысли преподобного песнописца, предельно кратко и отчетливо. Такими песнями являются в упоминаемом каноне 3, 5–я и 6–я. В единственном тропаре 3–й песни преподносится изложение действия в мире Святаго Духа, ведущего к познанию Святой Троицы. Так как по Уставу тропари праздничных канонов должны многократно повторяться, изложенное в этом единственном тропаре исповедание таинства Святой Троицы, очевидно, особенно сильно воздействует на душу молящегося. К тому же здесь и прекрасный размер прозы, остающейся в памяти как великая радость и торжество нашего исповедания. Божественнаго Духа нашедшая сила… во едино приличие Божественне совокупи, ведением Троицы вразумляющи верныя, в нейже утвердихомся .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

Канон построен преподобным Иоанном так, что две основные его идеи — востание Христа из мертвых и осязание Фомино — взаимно дополняют одна другую, и это позволяет творцу канона высказать некоторые мысли, раньше не фигурировавшие. Новыя вместо ветхих, — восклицает он в первом тропаре следующей, 3–й песни, — вместо же тленных нетленныя Крестом Твоим, Христе, совершив нас, во обновлении жизни жительствовати достойно повелел еси . Таким образом, от созерцания природы видимой Преподобный переходит к утверждению обновления человеческой жизни всем подвигом Христовым. В первых двух песнях канона преподобный Иоанн, будучи восхищен созерцанием таинства Воскресения Христова и обновления жизни во Христе, еще не касается самого образа апостола Фомы; он говорит о всех учениках, которым Христос показует язвы: язвы… учеником Твоим сохранив… свидетельство показал еси,.. и только в тропарях 4–й песни преподобный песнописец делает переход к апостолу Фоме. Ему он посвящает тропари 5–й песни и полностью — 6–ю и 8–ю песни. Но Христос, восставший из мертвых, — по–прежнему средоточие всех помыслов песнописца. Желчи убо вкуси, — пишет он в первом тропаре 4–й песни, обращаясь ко Христу, — древнее вкушение исцеляя, ныне же с сотом меда просвещение подая Христос праотцу, и Свое сладкое причастие . Последняя мысль — общение со Христом в вечной жизни — и в пасхальном каноне была одной из излюбленных для преподобного Иоанна. К этой грядущей вечной жизни всем сердцем устремлен Преподобный и в каноне Антипасхи. В первом тропаре 7–й песни этого канона, психологически снова утверждаясь на тайне Воскресения Христова, он восклицает: Яко первый есть дней, и господственный светоносный сий, воньже радоватися достойно новым и Божественным людем с трепетом, приносит бо и века образ, яко осмица совершая будущаго, превозносимый отцев и наш Боже, благословен еси . Осмица, восьмой день — день будущего века — рождается, возникает, утверждается на таинстве Воскресения Христова. Это — первый из всех дней, светоносный и господ–ственный, день радости новых людей Божиих; он приносит образ будущего века. Этот образ осмицы будущего нам представляется одной из величайших высот гения преподобного Иоанна.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

В первом тропаре 3-й песни второго канона Кирилл называется «Философом Богогласным»: «Лествица избрана явися, Философе Богогласне, вся бо учением на небо возводиши». Во всей службе именование Кирилла Философом встречается один раз, тогда как в Пространном житии, по нашим подсчетам, — 52 раза. Конечно, слово «философ» употребляется в службе в его христианском смысле: Кирилл не философ в традиционном смысле, не представитель внешнего знания, а любитель Божественной премудрости — он «любомудр», он «Богогласный» философ. Здесь опять надо отметить, что речь идет не просто о личной человеческой учености Константина Философа, хотя он действительно для того времени исключительно образованный человек в области «внешней премудрости». Речь здесь идет о Божией Премудрости, которая даруется свыше и в некотором смысле противостоит, мудрости мира сего. Причем, надо отметить, с этой Божественной мудростью Кирилл был обручен, согласно житию м службе, еще в семилетнем возрасте. Кирилл «от отрочества премудрость в сожитие себе избрал» (Минея 1987: 406–407). Итак, Кирилл мудр Божественной мудростью, которая дарована ему от Бога. Сама Премудрость — источник его мудрости и его личная покровительница. В общей сложности о Премудрости и мудрости в службе говорится 15 раз. На третьем место по числу упоминаний в богослужении выходит учительство, т.е. учительская деятельность Кирилла и Мефодия, их проповедь христианства среди других народов. 2-я стихира на Господи воззвах называет братьев «мудрыми учителями»: так соединяются темы мудрости и учительства. Другая стихира называет Кирилла «златоглаголивым» (Минея 1987: 406). В этой оценке ораторских способностей Кирилла можно видеть скрытую отсылку к Иоанну Златоусту, сравнение с ним. Кирилл и Мефодий «винограда Христова делатели», благодаря им, люди словенские «прицепились» как дикая маслина к благоплодному корню (Минея 1987: 406). Здесь имеется скрытая ссылка на ап. Павла, который пишет Римлянам: «Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины, то не превозносись пред ветвями» (Рим. 11: 17). В другой стихире говорится, что они взыскали людей словенских, как «погибшую драхму». Это отсылка к притче о потерянной драхме из Евангелия от Луки: «Или какая женщина, имеющая десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет? А нашедши созовет подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною, я нашла потерянную драхму. Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» (Лк. 15: 8–10). В тропаре, составленном в XIX веке, говорится: Кирилл и Мефодий — «апостолам единонравнии», «словенских стран учители». Далее в тропаре содержится просьба «все языки словенские утвердить в Православии и единомыслии» (Минея 1987: 409). Итак, Кирилл и Мефодий — Учители и Первоучители, о чем поется в службе 14 раз.

http://pravoslavie.ru/46730.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010