Церковь – Богочеловеческое предание Церковь на своем Богочеловеческом пути Богочеловек – Церковь , Церковь – Богочеловек. Это [есть] единственная всеобъемлющая все-истина, когда речь идет о Церкви в наших человеческих мирах. По всему и во всем Богочеловек – верховная всеценность и верховное всемерило человека и человеческого рода на земле и на небе. Ведь только Он как Богочеловеческая Личность, Которая есть в то же время – и Церковь , Божественно и по-человечески совершенно решает все вековечные проблемы человеческого духа и всемилостиво наставляет и премудро путеводствует человека по Своему Богочеловеческому пути в таинственные небесные миры, проводя его по Своим неизреченным Божественным стезям покаяния и умиления. При всем этом человек ощущает самого себя как святую и умилительную Божию тайну, которой радуются и изумляются даже Божии Ангелы. И еще: растроганно славословят они досточудного Господа Иисуса, Богочеловека, за то, что бренное творение, каковым является человек, преображается в дивное богочеловеческое существо 10 . Такова Православная вера о Богочеловеке, Владыке Христе, и Его Церкви, ибо такова вера апостольская, такова вера святоотеческая, такова вера Священного Предания. Это [есть] вера Истины вера Истины, вера Все-истины: она охватывает всю Богочеловеческую Истину=Богочеловека, Владыку Христа, и всё, что Его. Потому и называется она верой истины ( 2Фес.2:12 ). Нет такой евангельской истины, которая бы в ней не пребывала. В ней вся истина о Боге, вся истина о человеке, вся истина о Богочеловеке, вся истина о Церкви, вся истина о Богочеловеческом домостроительстве спасения, вся истина о Богочеловеческой жизни, вся истина о мире, вся истина о времени, вся истина о вечности. В Православной, Богочеловеческой вере – всё от досточудного Богочеловека, Господа Иисуса Христа. Он – Начальник и Совершитель веры ( Евр.12:2 ). Поэтому в Священном Писании она и именуется верой Иисуса Христа ( Рим.3:22 ; ср. Рим.3:26 ; Гал.2:16, 3:22, 26 ; Иак.2:1 ). Она вся: вера – Им ( πσтις δι αυτου) (в синод. тексте: вера, которая от Него. – Примеч. пер.) ( Деян.3:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Избранный на патриарший престол «общим согласием государей, царицы Натальи Кирилловны и освященного собора... управление в патриаршестве смиренный аз 7 лето имею и болезнью стражду, телом немоществуя на всяк день, и изнемог зело», писал Адриан. Прося у всех прощения и разрешения и отдавая последнее благословение, патриарх назначает своими душеприказчиками митрополита Сарского и Подонского Тихона и казначея кафедры чудовского монаха Тихона Макарьевского. Царю Петру он, в отличие от Иоакима, ничего не поручает, лишь наставляет государя пребывать в прародительском благородном царском достоинстве и самодержавстве, блюсти веру православную, крепко держаться учения и предания Вселенских соборов, защищать Церковь от еретиков и помогать духовенству во всем, снабжая его от щедрот своей царской руки, а также хранить суд и правду в делах гражданских. На грани смерти Адриан усердно просит Петра «доброе и богоугодное, Церкви Божией потребное и всему жительству полезное всюду людям господним творить — и наследовать Царство небесное». Патриарх не ведал, что: Петр тем временем успел позабыть не только о «богоугодном», но и о «потребном» для России. Перед отъездом за границу царь дозволил свободную продажу табака, отдав ее на откуп Гостиной сотни купцу Мартыну Орленку. Такое уже случалось: в начале царствования Алексея Михайловича обычно запрещенный на Руси и проклинаемый Церковью табак продавался из казны. Но в Англии государь, нуждаясь в наличных, продал монополию на торговлю табаком в России иноземцу маркизу Кармартену всего за 20 тысяч фунтов стерлингов (48 тысяч рублей). Несмотря на очевидную для себя выгоду сделки, маркиз колебался с выплатой всей суммы авансом, указывая на запрещение употребления табака православным в России. «Я приведу все в порядок, когда возвращусь домой!» — заявил Петр. При Иоакиме «злосмердый обычай» курения табака был запрещен под угрозой церковного отлучения и «градских казней». Патриарх Адриан еще в первой окружной грамоте подтвердил церковный запрет на употребление табака, а с откупщиком Орленком, согласно дневнику секретаря австрийского посольства Иоганна Георга Корба, поступил чрезвычайно круто: «отлучил его от Церкви и распространил отлучение на жену, детей и внуков, прокляв весь род его на веки». Вероятно, дошедший до дипломата слух был несколько преувеличен. Но договор Петра с Кармартеном не случайно содержал пункт о тесной связи иноземных табакоторговцев лично с государем: «И понеже многие трудности приключиться могут изволит его царское величество свободный приступ Кармартену или его учрежденным и приказчикам позволить к своей царского величества особе, дабы во всяких случаях всемилостиво приняты и выразумлены быть могли и удовольствованы были» .

http://sedmitza.ru/lib/text/439385/

8. Молитва - очиститель мысли, сито, кузница, горнило, выплавляющее образ. 9. " Жертва Богу - дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит " . (Пс.50:19 - Из Молитвенника). 10. Достоевский и святой Павел: " Наша брань против духов злобы поднебесных " (Еф.6:12). - В Достоевском постоянно чувствуешь себя как бы между двух Заветов - Ветхого и Нового; всегда вопли Исаии по Мессии, по Господе, не по человеку, не по вере в человека: никто не верует в человека - Достоевский здесь. Вся западная литература верует в человека и пресмыкается перед ним. Достоевский всегда воздевает руки ко Христу из своего Содома и Гоморры. (Оксфорд, 1917). 11. Все вы, ратующие против Христа, - похожи на восковых воинов, нападающих на огонь. Ницше - растаял в безумии, когда его коснулся раскаленный перст небесной огненной мудрости. " Яко тает воск от лица огня, тако да погибнут нечестивые от лица Божия " (Пс.67:2). 12. Вся планета смердит грехом, смертью, дьяволом и человеком. В полночь - сладкодышущими молитвами душа возносится из злосмрадия в надмирное сладкое благоухание твари во Христе. (Полночь 21 сент. 1919 в Афинах). Полночь я носил в зенице души своей, полночь во всяком чувстве моем, и Он меня всемилостиво вывел из ядовитых дебрей животных ужасов на чудесный путь Свой, где всякая полночь претворяется в трисолнечный полдень, и всякая смерть - в жизнь бессмертную. Поэтому мы Ему должны тысячами жизней; обладай я тысячей вечностей - никогда не смог бы с Ним расплатиться; пусть у меня будет тысяча душ - только бы Он всех их повел чудесным, прекрасным путем Своим. 13. 2Кор.6:16; " Вы храм Бога Живаго " . " Дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников " . (Мф.21:13). Ты - церковь: душа постоянно на коленях (на молитве), все существо в постоянном богослужении; если перестанет молитва, то как я буду жить завтра? Входишь в разбойничьи расчеты, в вертеп, в который превратили церковь. Церковь для молитвы, не для разбоя. Разбойничает с душой культура, цивилизация, ибо вещи, царство вещей вносит в душу: деньги, яства, голубей, книги (Ин.2:14), - и из дома Отчего делает вертеп разбойников... Вещи мы внесли в душу, о, Господи, в дом Твой. Ведем разбойничьи расчеты... Твои вещи мы выкрали, на все налепили свои ярлыки, образ наш - человеческий, разбойничий. Господи, да приидет Царствие Твое и выгонит разбойников из души моей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Всемилостивейший государь! Прошу вашего царского величества, да повелит державство ваше мне с детьми на пропитание вашего царского величества жалованье на нынешний 1711 год выдать. Вашего царского пресветлого велпчества нижайшая раба Мариенбургского препозита Christina Glück. 1711 году февраля 27 дня. Помета: выписать. И в государственном Посольском приказе выписано: в прошлом 1710 году, апреля в 26 день, по указу великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича, в. в. и м. и б. Р. с., за приписанием руки государственного канцлера тайного советника и кавалера графа Гавриила Ивановича Головкина велено давать его великого государя жалованья Мариенбургского препозита Глика жене его с детьми за труды мужа ее, которые он показал во учреждении на Москве школ и в учении, на пропитание по 300 рублев на год; и то жалованье на 710 год выдать и впредь давать по вся годы из Посольского приказу. И то его великого государя жалованье на прошлой 1710 год ей выдано, а на нынешний 1711 г. ей не дано. И великому государю царю и великому князю Петру Алексеевичу в. в. и м. и б. Р. с. Мариенбургского препозита жена его Христина с детьми бьет челом, чтоб великий государь пожаловал ее, велел ей то свое великого государя жалованье на нынешний 1711 год на пропитание с детьми ее выдать. – Справил Иван Губин. Помета: 1711-го марта в 11 день. По указу великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича, в. в. и м. и б. Р. с., государственный канцлер тайной советник и кавалер граф Гавриил Иванович Головкин да государственный подканцлер барон Петр Павлович Шафиров приказали Мариенбургского препозита Глика жене ево вдове Христине с детьми дать его великого государя жалованья на нынешний 711 год определенные триста рублев от расходу из Посольского приказу и о том к расходу дать указ. Петр Курбатов. Державнейший царю, государь милостивейший! Понеже мне от пововенчанныя государыни царицы Катарины Алексеевны указано в Ригу город ехать, сего ради вашего царского величества всеуниженно прошу всемилостиво приказать, чтоб 6 подвод и пашпорт давать за меня саму, мою дочь девку, малого и три слуги.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Синоду местам совершить благодарственный молебен о рождении принца Иоанна Антоновича 1740 года августа 14-го дня в указе Её Императорского Величества за подписанием собственной Её Императорского Величества руки Святейшему Синоду изображено: понеже Всевышний Бог Её Императорского Величества любезнейшую племянницу принцессу Анну, супругу принца Антона Ульриха, герцога Брауншвейг-Люнебургского, от имевшего её бремени сего месяца 12 числа пополудни всемилостиво освободил и им сына, а Её Императорскому Величеству внука принца Иоанна даровать соизволил, того ради, во-первых, надлежит за Его Божескую милость и Её Императорскому Величеству дарованную общую радость по всей Её Императорского Величества Империи Его Всемогуществу во всех церквах при всенародном о оном объявлении воздать должное молебное благодарение с звоном, а где есть, и с пушечною пальбою, и с таким объявлением во все епархии отправить указы из Синода сего числа. И во исполнение оного Её Императорского Величества Высочайшего указа Святейший Правительствующий Синод приказали : с того Её Императорского Величества именного указа для достодолжного по нему о всём оном непременного исполнения к синодальным членам, в епархии к архиереям, Московскую синодального правления Канцелярию и в прочие куда надлежит места из Святейшего Синода при указах послать, а для ведома и Правительствующему Сенату сообщить точные копии сего ж указа. 3578 . – 14 августа. О распубликовании новой формы возношения на богослужении имён Императорской фамилии Понеже Всевышний Бог сего августа 12-го дня Всепресветлейшей Державнейшей Великой Государыне Императрице Анне Иоанновне, Самодержице Всероссийской, от возлюбленнейшей Её Императорского Величества племянницы Благоверной Государыни Принцессы Анны, супруги Его высококняжеской светлости принца Антона Ульриха, герцога Брауншвейг-Люнебургского, даровал внука, а их высочеству сына, Благоверного Государя принца Иоанна, того ради по указу Её Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод приказали : каким образом отныне во всех церковных священнослужениях на ектениях и прочих где надлежит местах Её Императорского Величества Высочайшую Фамилию воспоминать, тому напечатав формы два завода, из оных из Святейшего Синода в Новгородскую, Псковскую и Архангелогородскую епархии и в Санкт-Петербургское Духовное Правление послать при указах, сколько куда надлежит, а в Московскую синодального правления Канцелярию таковую ж форму послать при указе ж и велеть, с оной надлежащее число форм же в Московской типографии напечатав, во все (кроме вышепоказанных Новгородской, Псковской и Архангелогородской) епархии, и в ставропигиальные монастыри, и в Духовную Дикастерию разослать из оной Канцелярии по надлежащему числу при указах немедленно, и когда разосланы будут, Святейшему Синоду рапортовать.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Благоизвольте4 убо, ваше превосходительство, сие наше нижайшее4 прошение всемилостиво выслушать, дабы мы, вместе с нашим4 верховным пастырем, 16 о многолетнем здравии вашего превосходительства Всемогущего непрестанно молить могли.» 17 4 Тогда же Алимпий хлопотал и о разрешении4 открыть запечатанный Белокриницкий монастырь. Прошения, поданные «депутатом всех староверческих обществ в Буковине», приняты были благосклонно; Амвросий и Алимпий питали надежду на полный успех своего дела. Но потому ли что правительство слишком занято было другими, несравненно более важными делами, которых было у него так много в это тревожное для Австрии время, или по иным каким причинам, только в продолжение полутора месяца никакого решения по просьбе Алимпия сделано не было; a 13 / 25 мая было сообщено ему, что монастырь Белокриницкий, согласно определению прежнего правительства, остается до времени запечатанным. Амвросий и Алимпий, конечно, были весьма недовольны таким сообщением, равно как медлительностью, с какою вообще вели их дело. Случилось, что в это самое время готовилось в Праге открытие общеславянского революционного сейма: изданною 1-го мая прокламацией все «братья-Славяне» приглашались съехаться туда для совещаний к 31-му числу того же месяца. Амвросию пришло на мысль представить свое дело, так как оно касалось славянских подданных Австрии, на рассмотрение пражского сейма. Он предложил Алимпию съездить для этой цели в Прагу, на что Алимпий со своей стороны изъявил полное согласие. Такого рода поручения всегда ему нравились и были особенно по душе: ничего так не любит он, как участвовать в шумных собраниях или быть героем какой бы то не было «истории»; а теперь предстоял случай отличиться на революционном сейме и, быть-может, оказать при этом новую незабвенную услугу старообрядству. 18 Итак Алимпий приехал в Прагу заявить пред славянским революционным ареопагом свою жалобу на обиды, причиненные Липованам двумя могущественными державами Европы, и просить защиты от их несправедливых притеснений.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

В аттестатах других кадетов означено: гистория: в универзальной дошел до новой истории; география: окончил пять карт европейских специальных: португальскую, гишпанскую, французскую, британскую и италианскую; танцование: танцует балет. Или: французский язык: учит вокабулы и разговор; из арифметики: в делении долей; в гистории: в универсальной дошел до Карола Магнуса. Аттестат кадета Магнуса Фока, дававший право на поступление к гражданским делам: 1) французский язык: переводит с немецкого на французский екстемпоре; 2) латинский язык: с немецкого на латинский компонует екстемпоре; 3) философия: юс натуры, институционес юстинианес, пандектум и юс феудале; в философии Гейнеции элемента, юс секундум ординем пандекторум до 41 книги дошел; 4) российский язык: с русского на немецкий експонирует. Все аттестаты 1739 года. (Архив Мин. юст., д. Сената по Кабинету, 15/1092) 12) Письмо А. И. Румянцева к императрице Анне от 20 августа 1735 года: «Всемилостивейшая государыня императрица. Я, бедный, всенижайший и последний вашего и. в-ства раб, сего августа 15 дня получил вашего и. в-ства высочайший и всемилостивейший указ из прав. Сената, что в. и. в-ство пожаловали меня, винного пред в. и. в-ством и всякой казни достойного всенижайшего своего последнего раба, прежним моим чином генерал-лейтенантом и кавалером орьдина св. Александра. И всемилостиво ж повелела мне быть губернатором в Астрахани. И получа оный в. и. в-ства всемилостивейший и высочайший указ и усмотря в нем в. и. в-ства высокопоказанную ко мне, бедному и уже всякой надежды отчаянному и не имущему ниоткуда помощи, высокую императорскую и матерную милость и приняв шпагу и кавалерию, со всею моею бедною и всенижайшею фамилиею в церкви Божией ко всевышнему творцу со слезами моими о вашем императорском и дражайшем здравии моление принес и в. и. в-ству чрез сие мое слезное и всенижайшее доношение за показанные высокие и неизреченные ко мне, бедному и последнему своему рабу, милости, повергая себя пред ногами в. и. в-ства, должное рабское и всенижайшее благодарение приношу».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Это разочарование усиливалось еще поступками царя Петра как за границей, так и в Москве по приезде домой, явно свидетельствовавшими, что молодой царь топчет ногами старину и ее традиции, все, за что ратовал патриарх и что ограждал угрозами гнева Божия и отлучения от церкви. Петр I, еще до поездки за границу, позволил продажу табаку; сбор пошлин с этой продажи был отдан торговому человеку гостинной сотни Мартыну Орленку; а потом, будучи в Англии, царь предоставил права исключительной торговли табаком в России маркизу Кармартеню за 20000 фунтов стерлингов (48000 руб.) с уплатой всей суммы вперед 62 . Голиков в дополнении к I тому Деяний Петра Великого отмечает следующее характерное отношение Петра к консерваторам (с патр. Адрианом во главе) при табачном контракте Головина с Кармартеном. Когда Кармартен колебался в заключении контракта, указывая на запрещение употреблять в России табак людям греческого закона (а запрещение исходило, как мы знаем из уст самого патриарха Адриана чрез его окружную грамоту) монарх, пишет Голиков, отвечал: «Я приведу все в порядок, когда возвращусь домой»! Что это за приведение в порядок, как не знаменитая Петровская дубинка в лучшем случае и Преображенский застенок для противников царской воли в худшем? Замечательно также в самом торговом договоре такое место: «И понеже многия трудности приключиться могут, изволит Его Царское Величество свободный приступ Кармартену, или его учрежденным и прикащикам, позволить к своей Царского Величества особе, дабы во всяких случаях всемилостиво приняты и выразумлены быть могли и удовольствованы были и проч.» 63 . Продажа табаку, около которой разгорались страсти ожесточенной борьбы староверов и западников еще в царствование Алексее Михайловича, когда табак то продавался от казны, то, под влиянием ревнителей отеческих преданий, особенно патр. Иоакима, был правительством запрещаем под угрозой «градских казней», – становилась теперь под грозную защиту самого царя, обещала казне порядочные выгоды, а русскому обществу широкое распространение и большой соблазн для церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Не могу также согласиться с тем, чтобы Имя Божие, понимаемое не в смысле имяначертания и имязвучия, а в смысле истины о Боге, достойно было бы не боголепного, а относительного почитания, ибо, признавая Имя Божие за Божественное Откровение и за Действие Божества, почитаю действие Божие боголепно поклоняемым, а не относительно, ибо всё, что в Боге и из Бога, требует себе боголепного поклонения, а не относительного. Повторяю, что, именуя Имя Божие и Имя Иисусово Богом и Самим Богом, я чужд как почитания Имени Божия за сущность Его, так и почитания Имени Божия отдельно от Самого Бога, как какое-то особое Божество, так и обожения самих букв и звуков и случайных мыслей о Боге. Ввиду всего вышеизложенного, я не могу дать требуемой подписки, ибо сего не позволяет моя религиозная совесть, не благословляют сие делать также и святые угодники, из коих св. Василий Великий ясно пишет: «Ипостасей не отметайте. Христова Имени не отрицайтесь 272 . Тако и аз отречение от имени Иисуса Христа, от исповедания Божества и Божественной силы Его почитаю отречением от Самого Иисуса Христа, от чего да сохранит меня Господь до конца дней моих, хотя бы мне за Имя Господне довелось положить и душу свою 273 . Представляя исповедание сие Святейшему Синоду, мы, нижеподписавшиеся, просим и молим, дабы Святейший Синод прежде суда над нами благоизволил пересмотреть Послание от 18 мая и изменить вышесказанные в нём тезисы о Имени Божием, согласив их с учением святых Отцов, ибо несогласие руководящих тезисов с учением святых Отцов не допускает нас принять вызов на Церковный суд и подчиниться его решению. Глава 10. Письмо Государю Императору по поводу Афонского дела 274 Иеросхимонах Антоний (Булатович) (Это письмо можно назвать «пророческим». – Сост.) Первое письмо от 25 марта 1914 г. Ваше Императорское Величество, державный и благочестивый Государь. Всемилостиво простите меня, Ваше Величество, за то, что я осмеливаюсь обратиться к Вам с настоящим письмом, но крайняя важность грядущих на Россию событий вынуждает меня злоупотребить Вашим вниманием. Я говорю о предстоящем в Москве суде над 25 имябожниками. Дело в том, что суд над нами обставлен так, что он не в силах вынести какого-либо справедливого решения по главному догматическому вопросу о том, есть ли Имя Божие по природе – Бог, или – тварь? Есть ли Имя Божие – Божественная сила, или нечто не существующее реально? Есть ли Имя Божие – освящающая в Таинствах Святыня или ничто? Синодальная Контора не имеет права войти в расследование этого догматического вопроса, но согласно той инструкции, которую дал ей Св. Синод, должна нас только судить – «за измышление нового учения об Имени Божием». – Но кто же исследовал это учение и доказал, что оно «новое», и кто его осудил как «ложное»? Кто утвердил догмат, что Имя Божие не Бог ? В послании Св. Синода к инокам от 18 мая 1913 г., которым он осудил мою книгу и книгу о. Илариона, Св. Синод высказал такие мнения об Имени Божием, которые сами суть явная ересь.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Боже мой; не взыщи с меня дел, совершенно оправдывающих меня, но вместо всего пусть эта вера будет достаточной для меня. Пусть она защитит, пусть она оправдает меня и покажет причастником вечной Твоей славы. Ибо верующий в Меня, – сказал Ты, о Христе мой, – жив будет и не увидит смерти вовеки ( Ин. 11, 25–26 ). Итак, если вера в Тебя спасает отчаянных, то вот я верую, – спаси меня , озарив Твоим Божественным светом: явившись. Ты просветишь, Вдадыко, во тьме и сени смертной держимую душу мою. Даруй мне умиление, как питие Твое живительное, питие, увеселяющее душевные и телесные чувства мои, питие, всегда меня радующее и подающее мне жизнь, которой не лиши меня, Христе, смиренного странника, все упования на Тебя возложившего. Преподобный Симеон Новый Богослов ( 59, 59–62 ) . То есть обоготворяя только евхаристический хлеб и вино, а не причащающихся их.– Примеч.пер. Вышеприведенные слова, начиная отсюда: «Пусть вера вместо дел вменится мне» и пр. дословно читаются в восьмой утренней молитве (Многомилостиво и всемилостиво Боже мой...) с соблюдением замечательной точности славянского перевода.– Примеч. пер. И эти дальнейшие слова мы буквально читаем в той же молитве; только они поставлены там выше предыдущих. На основании этих буквальных выдержек следует заключить, что автором названной прекрасной молитвы является или непосредственно сам преп. Симеон Новый Богослов , или она составлена кем-либо из 9-го гимна. – Примеч. пер. Гимн 9. Кто живет, не ведая еще Бога, тот есть мертвый среди живущих в познании Бога; И кто недостойно причащается Святых Таин, для того неуловимо бывает Божественное Тело и Кровь Христова. Причащение не должно быть бесплодным Страшному осуждению подлежит не только тот, кто недостойно, при нечистоте плоти и духа, причащается Тела и Крови Господа, но и тот справедливо осуждается и наказывается, кто причащается без плода и пользы. По двум причинам осуждается таковой за свое бесплодие. Первая – та, что это Таинство, столь спасительное и благотворное, он делает бесплодным и бесполезным в себе самом, не делая ничего доброго (будто в укор Таинству).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010