Обращаясь к разбору канона, необходимо остановиться на отдельных его тропарях, имеющих принципиальную новизну и отличие от того, что отмечалось как достойное в службе инока Григория Суздальского. Уже в первом тропаре 1-й песни канона отрадно отметить, как составитель новой службы, преосвященный епископ Афанасий, сохраняет связь с тем, что было написано в XVI веке, и одновременно подчеркивает особенности нового прославления всех российских святых. “Вси в песнех духовных воспоим согласно в благочестии просиявшия Божественныя отцы наша, — восклицает составитель канона в согласии с тем, что написал инок Григорий. — Яже изнесе русския земли всяко место и стране и еже Церковь наша воспита” 63 . Это последнее — “яже Церковь наша воспита” — есть уже мысль православного христианина ХХ века, когда был составлен канон, и одновременно — умиленная его молитва. Следует всемерно приветствовать то, что создатели канона ввели в его состав уже в первой песни прославление седмочисленных святителей Херсонесских, еще на заре христианства “зем­лю нашу кровьми своими” освятивших 64 . Этот тропарь устанавливает нашу духовную связь со святыми древней Церкви IV века. В песни третьей следует вспомнить, что тропарь преподобномученику Афанасию связан со службой, написанной этому святому Б. А. Тураевым еще в бытность его гимназистом 65 . “Хо­датай буди, Афанасие преподобномучениче, за град, идеже подвизался еси” 66 . Следует отметить, что в этой же песни упомянут и святитель Афанасий Константинопольский, скончавшийся на Руси. “Песньми священными восхвалим Афанасия святителя, — читаем мы в 7-м тропаре 3-й песни, — от Константинополя свое благословение земли нашей принесшаго и честныя своя мощи нам оставльшаго” 67 . Седален по 3-й песни на Слава и ныне взят из службы положения Ризы Господней, старинного русского праздника. В 4-й песни канона молящиеся обретают радость, обращаясь сразу же в первом тропаре к “основателю и первоначальнику града Москвы, преподобному Даниилу” 68 , что особенно знаменательно в связи с восстановлением его обители к празднованию 1000-летия Крещения Руси.

http://pravmir.ru/o-sozdanii-sluzhbyi-vs...

Наша Церковь придает спасительной истине о Сошествии Господа во ад столь важное значение, что в одном только Последовании Честных Страстей Святого и Великого Пятка и Великой Субботы это событие славится более пятидесяти раз. Мы поем, например: «Плоть бо Твоя нетления не виде, Владыко, ниже душа Твоя во аде страннолепно оставлена бысть», «Ты бо, положся во гробе, Державне, живоначальною дланию смерти ключи развергл еси, и проповедал еси от века тамо спящим, избавление неложное…» [ 407 ]. В другом песнопении мы поем: «Когда Ты, Спаситель всех, был положен за спасение мира во гроб, то ад, видев Тебя, был объят страхом, вереи сломились, врата сокрушились, гробы отверзлись, мертвые востали». И еще: «ад, Слове, срет Тя, … огорчися», «Уязвися ад, в сердце прием» как мертвого Тебя, Спасителя Господа!.. Спасительная истина о сошествии Христа во ад подчёркивается и во время праздников светлой Пятидесятницы свыше двухсот раз. Так, мы, восхваляя, поем: «Сущим во аде сошед Христос благовествова»; «врата медныя сокрушил еси, Христе». Что же сказать о воскресных и праздничных песнопениях всего года? В них, согласно одной оценке, о Сошествии Господа во ад упоминается более ста пятидесяти раз [ 408 ], поскольку многие из этих песнопений поются и во время других праздников и священных последований. Например, в тропаре воскресном второго гласа мы восклицаем: «Егда снизшел еси к смерти […], тогда ад умертвил еси блистанием Божества». А в тропаре третьего гласа мы призываем к неизглаголанной радости небо и землю: «Да веселятся небесная, да радуются земная», ибо «Господь […] из чрева адова избави нас». В тропаре же шестого гласа мы поем: «Господи, Ты пленил еси ад, не искусився от него». Не только поэзия, гимнография, богослужение и молитвословие, но и иконопись Православной Церкви, выражающая посредством икон учение нашей веры, образно представляет эту истину. Она черпает материал главным образом из Священного Писания, церковных песнопений и учения богоносных отцов, а также из беседы, приписываемой святителю Епифанию, архиепископу Кипрскому [ 409 ]. Важно отметить, что икона, изображающая Сошествие Господа во ад, рассматривается православной иконописью как «подлинная икона Воскресения».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

И во всех своих движениях и чувствах, он укрощал гневные, страстные, человеческие движения, и явился не только правилом веры, но и образцом кротости и смирения. Далее в тропаре говорится, что мы почитаем святителя Николая как учителя воздержания. Вот этим учителем он также явился от самого младенчества, ибо житие повествует о таких чудесных явлениях, что он, ещё будучи младенцем, питался молоком матери только однажды в день, и то после того, как родители его совершали вечерние молитвы. Тем самым своё воздержание он связывал и с молитвенным подвигом. Когда же он возрос, то его подвиги воздержания и поста, его подвиги умерщвления телесных чувств, они уже стали сознательными, так что он выделялся этими подвигами среди всех окружающих его людей. Это и явилось причиной того, что его дядя призвал его к степени священного сана, рукоположил его во священника и он стал его помощником в делах спасения паствы. Святитель Николай, хотя был уже священником, однако он сам стремился к жизни пустынной. И вот в житии мы читаем, как неоднократно – и после того, как он поехал в Иерусалим на поклонение святых мест, и до этого, он уходил в пустыню для того, чтобы там в уединении и безмолвии наслаждаться, как един к единому, беседуя с Богом. Однако когда он находился в пустыне, то ему был божественный глас: «Николай, не здесь твоё место, ты должен идти служить людям не через свою пустынную созерцательную молитву, но через деятельное служение, иди в Церковь , благовествуй, проповедуй, твори милостыню, там ты спасёшь себя и множество чад». И вот в тропаре говорится о том, что он был явлен миру истиной, которая является творцом всех вещей, то есть всего совершающегося в мире. Не сам он вышел на служение к нам, но вышел по воле Божией, и потому что исполнил волю Божию, потому что воля его человеческая склонилась к воле Божией, он явился потому крепким заступником и помощником, ибо не своими силами пас паству, но пас паству силою Христовою, силою истины, которая и вывела его на служение. И вот в этом служении, далее говорится в тропаре, он своей нищетой стяжал высокая.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

У преподобного Феодора Студита (п. 4, тр. 5) У инока Сергия (Шелонина) (п. 4, тр. 5) Честь добродьтелем Макарие Великий,Градскии же — хвала благочестия… Честь добродьтелем Макарие Колязиньскии,Унежъскии же — хвала благочестия… В другом тропаре 4-й песни соловецкий пустынножитель Савватий уподоблен отшельнику Петру Афонскому (тр. 3), а сподвижник Савватия Герман Соловецкий — основателю святогорской Великой лавры Афанасию Афонскому (тр. 6). Основанием для этих уподоблений послужил признак духовно-топографический, в соответствии с которым уподобляются прежде всего святые места (Соловецкий остров и Святая Гора Афон), а затем — подвизавшиеся в этих местах святые. Уподобление в данном случае осуществлено благодаря устойчивому представлению русского религиозного сознания о том, что Соловки — это и есть “русский Афон” 16 . Ср.: У преподобного Феодора Студита (п. 4, тр. 3; п. 1, тр. 7) У инока Сергия (Шелонина) (п. 4, тр. 3, 6) В пьснех да восхвалится Петр,постивыйся в горе Афоньстъи изрядно .Пьсньми восхвалим священными великаго Афанасия, иже в горъ Афоньстъи свьтло постившагося, свьтилника великого всеи вселенньи…. В пьснех да восхвалится прехвалный Саватие, постивыйся в Соловецком отоцъ изрядно .Пьсньми восхвалим священными великаго Германа, иже во отоцъ Соловецком свьтло постившагося, свьтилника великого всеи вселенньи… Принцип “уподобления” был использован иноком Сергием и при создании им других песен “Канона”. Например, в 3-м тропаре 5-й песни “Канона” он подыскал агиотип для “троицы” святых ярославских князей-иноков — Федора Черного и его сыновей Константина и Давида, которых уподобил “троице” византийских святых — Ксенофонту и его сыновьям Иоанну и Аркадию. Основанием для такого “замещения” послужило сходство одной семейной “троицы” — отца и двух его сыновей — с другой такой же преподобной “троицей”. В 4-м тропаре той же песни инок Сергий нашел агиотип для еще одного русского преподобного — Павла Обнорского, уподобив его (с помощью приема “замещения”) преподобному Герасиму Иорданскому. Общим признаком, послужившим основой для их уподобления, стал образ жизни обоих подвижников, обитавших вместе с дикими зверьми и деливших с ними хлеб и молитву. Ср.:

http://pravmir.ru/kanon-vsem-russkim-svy...

Что-ж касается до того, что якобы надлежало, по мнению челобитчиков, исповедовать Сына Божия в плоть пришедша, то, хотя такое выражение, по ошибке писцов и за ними типографов книг, употреблялось иногда в Славенском переводе 1-го послания Св. Апостола Иоанна в гл. 4, в ст. 2 и 3, но исстари, без сомнений, было так: в плоти (а не в плоть) пришедша. Иначе выражение «в плоть пришедша» значило бы, что Христос пришел якобы в готовую плоть, как думали некоторые еретики, а не от Пресвятой Девы Богородицы заимствовал ее. Нельзя при сем оставить без примечания, что челобитчики, по одному произвольно взятому ими слову из книг, без связи, без понятия, тотчас делают заключения о Церкви общие и столь страшные, как напр. и это, что в книге Небеса Епифаний употребил выражение: «Сына Божия и Бога во плоти пришествовати»; следственно исправители книг проповедуют Сына Божия «еще во плоти не пришедша, но впредь пришествовати Его сказуют». Если бы выражение Епифаниево было, по понятию челобитчиков, и неправильно; то говорить бы им только о выражении, а не выводить из того общих умствований на Православную Веру, совершенно ложных. Общие заключения делаются тогда уже, когда бы о каком предмете во всех случаях, где ни должно бы быть слову о нем, было или умолчано, или сказано не так, как следует. Не знали ль челобитчики, что в том и состоит главное учение Св. Церкви, в том ее Таинства, в том все Богослужение, в том вся Церковь , что она исповедует Сына Божия во плоти? Не видят ли они в символе Веры по книгам нашим, что веруем: и во единаго Господа Иисуса Христа Сына Божия и проч. – Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася? Посему такие заключения их – или опять собственная их мечта, или такая злоба, которая говорит ложь, и говорит, по слову Евангельскому, с хулою на Духа Святаго; а это – грех непростительный ни в сем веке, ни в будущем ( Мк. 3:29,30 . Зач. 14). Из подобных замеченному теперь заключений или выводов состоит вся Челобитная, как непрестанно будем иметь случаи видеть на своих местах. Так напр. в следующей статье из того одного, что в Тропаре «Благообразный Иосиф» в Великую субботу не упомянуто на конце о воскресении Христовом, челобитчики выводят, будто бы учители Православной Церкви «воскресения Сына Божия не проповедуют», тогда как все дело состоит только с том, что не упомянуто о воскресении в Тропаре «Благообразный Иосиф», когда он читается в Великую субботу, хотя впрочем в том же Тропаре в другие дни и в другие случаи исповедание воскресения Сына Божия, по разуму самих писателей Челобитной, не оставляется. Это для того, чтобы сказать сколь можно жесточе и устрашить простецов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

В 4-м тропаре 8-й песни автор прославил равноапостольных просветителей Востока — святителей Гурия и Варсонофия Казанских и Стефана и Иону Пермских, просветивших иноверные племена светом христианской веры. Однако, пожалуй, наибольший интерес в 8-й песни представляет 5-й тропарь, в котором “собраны” архиереи, которые во время написания “Канона всем русским святым” еще не были канонизированы: среди них — митрополиты московские Филипп I, Геронтий, Даниил, Макарий и Афанасий и архиепископы новгородские Геннадий, Аркадий и Александр. Тему, посвященную святителям Новгорода, автор “Канона” продолжил и в 6-м тропаре 8-й песни, в котором “собрал” канонизированных новгородских владык — Никиту, Нифонта, Моисея, Иоанна, Евфимия и Иону. Еще один местный собор — святителей Ростовской земли — писатель прославил во 2-м тропаре 9-й песни. В последних тропарях 9-й песни “Канона” (тр. 3–5) инок Сергий прославил лик священномучеников — тех представителей святительского чина (“пастыреначальников, словом просиявших” — п. 9, тр. 3), которые исповедали Христа пролитием своей крови (“иже крове ради священницы Господни, яко обоюду приемше вьнца”). Во главе этого лика стоят митрополит Филипп Колычев, патриарх Гермоген и новгородские богоносные отцы, то есть несколько сот игуменов, черных попов и монахов новгородских монастырей, казненных Иваном Грозным во время его карательного похода на Новгород в 1570 г. 20 . К этому же лику святителей-исповедников соловецкий писатель отнес и нескольких видных деятелей русской истории, претерпевших в своем церковном служении неправедные гонения от светских властей (п. 9, тр. 5). Среди них — митрополит Феогност, перенесший в Орде многие мучения от татар, которые добивались от него согласия на уплату ежегодной дани со всех русских приходов 21 . В числе других святителей-исповедников автором упомянут и митрополит Спиридон, не признанный великим князем и сосланный в Ферапонтов монастырь по обвинению в покровительстве ему со стороны турецкого султана и подкупе Константинопольского патриарха, поставившего его в этот сан 22 . К этому же лику священноисповедников автор “Ка­нона” отнес еще нескольких архипастырей Русской Церкви, среди которых названы патриарх Иов, заточенный Дмитрием Самозванцем в Старицкий монастырь; архиепископ новгородский Серапион, лишенный сана и сосланный в Троице-Сергиеву Лавру; епископ муромский Василий, оклеветанный своей паствой и изгнанный с епископского престола; и, наконец, некий Григорий, о котором не сохранилось никаких известий 23 .

http://pravmir.ru/kanon-vsem-russkim-svy...

Жезл силы имуще Крест Твой, сланое жития самовидцы Твои, Слове, море пресекоша, яко кони смущающе многобожия воды . 30 июня. Собор свв. славных и всехвальных апостол 12-ти. Песнь 4. Второй образ тропаря: яко кони смущающе многобожия воды - прямая аллюзия на пророчество Аввакума. И опять можно сказать, что если и есть какая-то логико-семантическая связь между двумя этими образами, то лежит она не в области их словесного выражения, а в области их семантики и толкования. В тропаре 7-й песни службы апостолу Филиппу образ языческого моря , на которое, словно коня , навел Пребожественный Господь Своего апостола и которое тот возмутил , - получает свое продолжение. В этом языческом море апостол сокрушает вражии главы , т.е. в пучине этого моря гнездятся змеи и морские чудовища (=звери), олицетворяющие дьявола и служителей его. Сокрушить главу змию - традиционный фразеологизм для передачи смысла - победить дьявола . Наведе тя, яко коня Пребожественный, возмущающа языческое море, Филиппе, главы сокрушающа вражия, и поюща Ему песненно: благословен еси, Боже отец наших . 11 октября. Св. апостола Филиппа, единаго от седми диаконов. Песнь 7. Еще одна метафора, построенная на символе моря, связана с тем, что в море можно утонуть. Так, в тропаре 5-й песни канона апостолам от 70-ти Аристарху, Пуду и Трофиму, апостолы своей проповедью о Боге оживили утонувших в море безбожия. Первая же часть тропаря традиционно являет собою перефраз слов пророка Аввакума, и остаётся почти неизменной застывшей словесной «печатью». Море , кони преславнии воистинну суще Божии, безбожия возмутивше, потопляемыя в нем пéрвее проповеданием божественным оживисте. 15 апреля. (греч. 14) Свв. апостол Аристарха, Пуда и Трофима. Песнь 5. В другом тексте - тропаре из Октоиха 8-го гласа, - напротив, мы слышим моление к апостолам, « коням богоизбранным», смущающим море многобожия , чтобы они своими молитвами потопили бездну прегрешений молящегося. Море смущающе многобожия, кони богоизбрáннии, прегрешений моих бездну вашими молитвами потопúте.

http://ruskline.ru/analitika/2010/06/22/...

Тропарь Введения во храм Пресвятой Богородицы По-русски: Ныне день благоволения (к нам) Божия и предвестия о спасении людей: Дева торжественно является в храме Божием и предвозвещает всем о Христе. К Ней и взываем мы во весь голос: радуйся, исполнение промышления о нас Создателя. Предображение - предвестие. Велегласно - громко, торжественно. Смотрение - промышление. Зиждитель - создатель.В этом тропаре говорится о том, что явление в храм Девы Марии (избранной быть Матерью нашего Господа и Спасителя) предвозвещает людям спасение. Тропарь Рождества Христова По-русски: Твое рождение, Христос Бог наш, озарило мир светом Богопознания, ибо тогда служившие звездам, как Богу, звездою научены (были) поклоняться Тебе, Солнцу правды, и познать Тебя, Восток с высоты. Господь, слава Тебе. Ведети - знать.Тропарь этот о том, что рождение Спасителя было для людей духовным светом, потому что по чудесной звезде, явившейся при рождении Спасителя, восточные мудрецы познали Его.Кто такие звездам служащие?Восточные мудрецы, которые по течениям звезд угадывали судьбу человека и которые по явлению им на небе особенной звезды узнали о рождении Спасителя.Кто это Восток с высоты?Это наш Спаситель Иисус Христос, с небесной высоты просвещающий нас верой, подобно тому, как восходящее солнце на востоке разливает дневной свет по земле и оживляет ее. Тропарь Крещения Господня По-русски: Когда Ты, Господь, крестился во Иордане, открылось поклонение (прославление) Святой Троицы: ибо голос Родителя свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух в виде голубя подтверждал истину (сего) слова. Христос Бог, явившийся в мир, слава Тебе. О чем говорится в этом тропаре?О том, что во время крещения Господня явились людям все три лица Святой Троицы: Бог Отец во гласе, Сын Божий во плоти, и Дух Святой в виде голубя. Тропарь Сретения Господня По-русски: Радуйся, благодатная Богородица Дева, ибо из Тебя возсияло Солнце правды - Христос Бог наш, просвещающий находящихся во тьме. Веселись и ты, старец праведный, принявший в объятия Избавителя душ наших, дарующего нам воскресение. Приемый - принявший.В этом тропаре мы обращаемся с приветствием к Пресвятой Деве Марии, родившей Христа Бога, Просветителя нашего; обращаемся с приветствием и к праведному старцу Симеону, удостоившемуся принять Его на свои руки.Кто это сущия во тьме?Это язычники, до пришествия Спасителя на землю не знавшие истинного Бога, жившие беззаконно и находившиеся таким образом как бы во тьме. Тропарь Благовещения Пресвятой Богородицы

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1228...

В субботу вечера к недели. По Ныне отпущаеши, и по трисвятом, тропарь воскресный гласа: Слава, святаго: И ныне, Богородичен воскресный, по гласу тропаря святаго: Аще ли несть тропаря святому, глаголи тропарь воскресный. Слава, и ныне, Богородичен его. [Смотри] Аще ли два святых с тропари, И глаголем тропарь воскресный: Слава, святаго: И ныне, Богородичен воскресный по гласу тропаря: другаго же святаго тропарь не глаголется: понеже на вечерни 4 тропаря не глаголются. На повечерии глаголем кондак воскресный. В неделю на утрени на Бог Господь. Тропарь воскресный, дважды: Слава, святаго: И ныне, Богородичен воскресный, по гласу тропаря святаго. 1-ый Богородичен настоящаго гласа глаголи по тропаре воскресном на Слава, и ныне, по 1-м седальне: рядоваго же Богородична не глаголем. [Смотри] Аще ли случится в неделю другий святый имеяй тропарь: Глаголем на Бог Господь, тропарь воскресный единожды, и святаго перваго единожды. Слава, другаго святаго. И ныне, Богородичен воскресный, по гласу последняго тропаря. [Аще же в неделю тропаря святому не будет, тогда глаголем на утрени, на Бог Господь, тропарь воскресный гласа, дважды: Слава, и ныне, Богородичен его. По 1-м же седальне глаголем Богородичен рядовый. По славословии тропарь воскресный един.] На часех, тропарь воскресный: Слава, святаго: И ныне, Богородичен часов. По отче наш, кондак воскресный. На литургии по входе, глаголем тропарь воскресный, и храма Богородицы, и храма святаго, и святаго рядоваго, глаголем же и другий тропарь, аще есть. Таже кондак воскресный, и храма святаго. Слава, святаго рядоваго: И ныне, храма Богородицы. Аще ли другий святый имеяй кондак, Слава, кондак другаго святаго: И ныне, храма Богородицы. А идеже несть храма Богородицы, а храм Христов: И ныне, кондак воскресный. А идеже несть храма Христова и Богородицы, И ныне, кондак: Предстательство христиан: Ведомо же буди и о сем. Аще случится когда в седмичныя дни, кроме субботы и недели святаго, емуже вход, или славословие, или полиелей, или бдение: тогда глаголем на вечерни и на утрени, и на часех, тропарь и кондак, якоже прежде указася. Точию на вечерни по трисвятом последнем: и на утрени, на Бог Господь, и по славословии: по тропаре глаголем Богородичен воскресный, по гласу тропаря святаго. А на повечерии по Достойно и по трисвятом, кондак святаго. А Богородична от меньших, такожде и крестобогородична в среду и пяток по тропаре, в тыя праздники не глаголем. А по входе на литургии глаголем такожде тропарь и кондак, якоже прежде явлено есть: точию в сия дни, дне тропаря и кондака, Со святыми упокой, не глаголем.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

л. 174 И на протяжении многих лет был уставщиком с большим, Богом дарованным ему, знанием дела. И так, по монашескому обету, некогда, работая в хлебопекарне, он переписал Евангелие полностью за двенадцать недель, а в другое время, когда он пребывал без службы, то переписал Евангелие за девять недель, также целиком, а в келейном правиле никакого себе облегчения не давал. И других книг, – Евангелий, Псалтирей и книг для чтения, – много переписал, что и доныне [хранятся] в обители пречистой Богородицы, в Иосифовом плоды его трудолюбивой переписки. В келье же, кроме необходимых келейных вещей и инструментов для рукоделия, он не имел никакого имущества, за исключением книг. И не наслаждался Фотий мира сего красотами, и не желал началствовать над братией или быть помощником начальствую // щего. л. 174 об. А если кто по дьявольскому наваждению, сатанинскому действию, возгордясь, оскорблял его, то он с сердечным воздыханием и многими слезами молил всемилостиво создателя всего мира Бога и пречистую Богоматерь и призывал на помощи в молитвах великих чудотворцев и святого преподобного старца Иосифа, чтобы даровали ему терпение. И вменял себе Фотий страдание от людей в великую милость от Бога, а человеческой помощи совсем не искал и о мщении не задумывался, чтобы оклеветать брата своего. А пищей он довольствовался трапезною, [вкушая] вместе с братиею, но и это [делал] с великим воздержанием. Когда же наступали святая четыредесятница и святая Страстная // л. 175 тогда он еще больше от духовной теплоты труды к трудам прибавлял. Другие же его подвиги и труды и сердечное воздыхание и слезы как я могу подлинно описать по простоумию моему, но, Бога ради, отцы, и братья, и господа мои, не осудите худоумие мое и грубость, чтобы не было осмеяно то, что написано недостойным, и плохим, и невежественным монахом Вассианом, который дерзнул написать отчасти себе на память о жизни и духовных подвигах чудного того старца Фотия, не ему похвалу творя, но обличая свой непристойный образ жизни и окаянную леность, так как чудный сей старец не требовал и тогда славы от людей, когда жил во време // нном

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010