Смерч 1953 года сорвал с церкви Спаса на Сенях кровлю и главу. В ходе реставрационных работ в 1954–1957 годах под руководством В. С. Баниге была проведена реконструкция церкви. В храме восстановили покрытие с системой водометов и трехчастной кровлей алтаря. По замыслу реставраторов покрытие было изготовлено из оригинального материала — дерева, которое позднее было обито железом. В ходе реставрационных работ, длившихся с 1977 по 1997 годы, была полностью отреставрирована стенная роспись интерьера храма Спаса на Сенях. Архитектура В своем плане церковь Спаса на Сенях близка к квадрату. Она имеет крещатый свод с восьмискатной крышей и одну главу. К основному объему храма Спаса на Сенях с востока примыкает сильно выступающая алтарная часть, с запада — здание Белой палаты (парадная трапезная), а с севера — открытая галерея (гульбище). Церковь не имеет притвора (пристройки перед входом в храм), вход расположен с северной стороны. В соответствии с замыслом митрополита Ионы при церкви была построена колокольня, однако ее разобрали в XVIII веке. Церковь Спаса на Сенях скрыта от глаз со стороны парадных входов в Ростовский кремль (с севера и запада). Ее хорошо видно со стороны озера и при приближении к восточным и южным воротам. Как пишет Т. Л. Никитина в своей работе «Церковь Спаса на Сенях в Ростове Великом», использованной при написании данной статьи, со стороны озера здание церкви «выглядит очень высоким и подавляет зрителя своим масштабом. В поле зрения зрителя не умещается даже подклет, а саму церковь можно увидеть лишь запрокинув голову. При этом она кажется вознесенной на недосягаемую высоту — такому впечатлению способствует и естественное понижение рельефа местности в этой части двора». Находясь внутри Ростовского кремля церковь Спаса на Сенях сложно рассмотреть. Все ее фасады закрыты другими зданиями. Только на расстоянии видно, что церковь Спаса выделяется своими массивными формами и четким силуэтом. Интересно, что самое главное здание Архиерейского двора является самым скрытым. В таком расположении заложен сакральный смысл.

http://sobory.ru/article/?object=00590

В 1737-1739 годах граф Петр Борисович Шереметев по благословению Святейшего Синода перестроил приходской храм Всемилостивого Спаса с деревянного трехпрестольного на каменный однопрестольный. Храм имел богатое внутреннее убранство, в том числе был украшен уникальным резным иконостасом с драгоценными камнями и жемчугом. С 1739 и до 30-х годов ХХ столетия храм оставался приходским. В нем совершали богослужения святитель Филарет Дроздов, ныне причисленный к лику святых, святитель Иннокентий Вениаминов - просветитель алеутов и Сибири, ныне причисленный к лику святых, и святитель Макарий Невский, причисленный к лику святых. Посещая усадьбу Шереметевых, в храме Всемилостивого Спаса в Кускове молились и царские особы, среди них: императрицы Елизавета Петровна и Екатерина II, императоры Александр III и Николай II с наследником. Имеются сведения о том, что императрица Елизавета Петровна, имевшая в соседнем Перово имение, собственноручно вышивала воздухи и покровцы для храма Всемилостивого Спаса в Кускове. В храме также молились великая княгиня Елизавета Федоровна с великим князем Сергеем Александровичем. Вскоре после революции усадьба Шереметевых была национализирована и в ней организован музей. В его ведение был передан закрытый в 1930 году храм Всемилостивого Спаса в Кускове. Во времена СССР храм использовался как вспомогательное помещение для нужд музея. В 1991 году для посетителей музея приходской храм Всемилостивого Спаса в Кускове был открыт как «домовая церковь усадьбы Кусково». В 1992 году указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II исполняющим обязанности настоятеля вновь открывшегося храма Всемилостивого Спаса в Кускове был назначен иерей Игорь Чехарин, и в этом же году была зарегистрирована местная религиозная организация Православный Приход храма Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня в Кускове г. Москвы. 14 августа 1998 года епископ Орехово-Зуевский Алексий (Фролов) совершил чин малого освящения храма. Вместе с тем храм оставался в ведении музея, в связи с чем совершать регулярные богослужения не представлялось возможным. 11 июля 2000 года храм осиротел. Случилась страшная трагедия - был убит настоятель храма иерей Игорь Чехарин. В ноябре 2000 года Патриархом Московскими всея Руси Алексием II настоятелем храма Всемилостивого Спаса в Кускове был назначен митрофорный протоиерей Борис Токарев с поручением забот по совершению регулярных богослужений и треб в означенном храме. С ноября 2000 года в приходском храме Всемилостивого Спаса началось совершение регулярных богослужений и треб.

http://sobory.ru/article/?object=03361

405 νεξιχ– ναστος – неизследимый; чрезвыч. редкое поздн. слово от употребляемаго только LXX-ю ξιχνιζω ( χνος – след) ­­ ξιχνεω – выслеживать, отыскивать по следам. 406 βουλ – решение, совет. О спасении нашем – Бог представляется державшим такой же совет, как пред сотворением человека, по поводу грехопадения, столпотворения. 414 прим. 161. С греч.: «Это (Богородица) гора, провидя которую Аввакум предвозвестил (как) поместившуюся в…, и (вот она теперь) покрывает концы». 416 Т. о. жившая во храме Пресв. Дева в этом тропаре, соответственно с темой песни, представлена еще более превосходящею храм, чем в предыдущем: Она не только непроходимая Дверь нового храма, но и целая гора, по сравнению с храмом, притом гора, бросающая свою тень на всю землю. 422 Р.Б. 39, 39. Др.-слав.: «смотрения». Хлеб, который получала Пресв. Дева от ангела во храме, был образом, знаком, «символом» (греч. текст) имеющего быть понесенным Ею и уже как бы духовно образовывавшегося в ней Хлеба небесного, Слова Божия, т. е. всего содержания спасительного «домостроительства» Божия о нас. Т. о. настоящее насколько темное, настолько и глубокое место службы возвышенно освещает пред нами одну на первый взгляд «странную» частность предания о воспитании Пресв. Девы во храме, именно кормление Ее ангелом. 448 В предыдущем тропаре изображается поселение (а ранее во 2 и 3 тропаре – приведение только) Чистой во храме, поскольку это касалось Ее самой; в этом – поскольку касалось и родителей Ее. 457 ερεον – жертвенное (собств.: священническое) животное (может означать и животное, употребляемое в пищу, так как первоначально употреблялись в пищу только жертвенные животные). 465 Предыдущие троичны созерцали жизнь Пресв. Троицы в Ней самой; этот останавливается на отношении Ее к миру, и начинает с ближайшего к Ней ангельского мира. 468 прим. 277, 2-е сл. Усиление предыдущего. Так же в 2 и 3 тропарях. Возвращение к теме, особенно в слав. т.: «Пресвятая, Чистая». 473 πειρογαμος – у клас. поэтов – незамужняя (о нимфах); у церк. песнописцев оч. частое название Богоматери, слав. «неискусобрачная».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Святитель касается таинства Святой Троицы также и в каноне на Преображение Господне (в последнем тропаре 9–й песни), где, как бы заключая все изреченное им о чудном свете Фаворском и Лице Спаса нашего, говорит: Образе непременный Сущаго, недвижиме, печать неизменна; Сыне, Слове, Мудросте и мышце, деснице, Вышняго сило, Тя воспеваем со Отцем же и Духом . Таким образом, во всех тех двунадесятых праздниках, где обозначается действие Бога Троицы, святитель Маиумский оставляет печать своего труда и своего гения, восхваляющих Единосущную и Нераздельную и Животворящую Троицу. Богочеловечество Христово Центральным в канонах преподобного Космы является, по нашему разумению, наиболее полно воспетый им догмат о БОГОЧЕЛОВЕЧЕСТВЕ ХРИСТОВОМ — о двух естествах Спасителя нашего. С великой любовью и страхом излагает Святитель эту спасительную тайну нашей веры, находя глубокие подобия, как мы уже указывали, в стихиях тварного мира Божия. Пред Лицем Твоим горы уклонишася, — восклицает Преподобный в каноне на Преображение Господне, — свет бо и пред ногами неботечныя лучи, Христе, солнца прииде, зрак землен яко прияти благоволил еси . Это о нашем человеческом зраке богословствует преподобный Косма, и каким миром космических явлений окружает он преобразившееся Лице Христово! Даже горы преклонились пред Лицем Его! Спасительная тайна Богочеловечества Христова со всех сторон воспевается святителем Маиумским в каноне на Рождество Христово. Видев Зиждитель гиблема человека… — размышляет он во втором тропаре 1–й песни, — приклонив небеса, сходит: сего же от Девы Божественныя Чистыя, всего осуществует, воистинну воплощся, яко прославися . Все существо наше, наше естество воистину принято Христом от Девы. Мудрость, Слово и Сила, — продолжает Святитель дальше, в следующем тропаре, — Сын сый Отчий и Сияние, Христос Бог, сил утаився, елико премирных и елико на земли, и вочеловечся обновил есть нас, яко прославися . Здесь весь, во всем объеме догмат о Богочеловечестве Христовом и о том, что приятие Христом естества нашего творит нас новыми, обновляет, спасает нас.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

Еще один атрибут католических изображений Архангела Михаила – весы: это знак того, что на Страшном Суде он будет взвешивать дурные и благие поступки каждого человека. Поэтому в чашах весов изображают иногда в одной – уродливого демона (грех), в другой – молящуюся фигурку. С XVIII века эти изображения получили также распространение и в Православной Церкви. Также на Западе распространены изображения Архангела Михаила с книгой – отсылка к строкам Писания о книге за семью печатями, которые будут вскрыты при конце света. В православной традиции в руках у Архангела Михаила, как и у других ангелов, часто изображают так называемое зерцало – прозрачную сферу, содержащую в себе буквы имени Иисуса Христа или Его изображение; зерцало символизирует то, что ангел – это дух, а не антропоморфное существо, и служит Христу. Иногда зерцало выглядит, как царский атрибут – держава (золотой шар, увенчанный крестом). Часто вокруг основного изображения Архангела на иконах присутствует ряд клейм, в которых изображаются деяния Архангела Михаила. Наиболее чтимая икона Архангела Михаила с деяниями находится в Архангельском соборе Московского Кремля; она относится к началу XV века. Иконы Архангелов Михаила и Гавриила традиционно присутствуют в Деисусном чине иконостаса православных храмов. Они располагаются от главного образа Спаса Вседержителя следом за Богоматерью и Иоанном Предтечей. Михаил – справа от Христа, Гавриил – слева. Известен ряд сюжетных изображений Архангела Михаила. Одно из таких изображений – «Собор Архангелов Михаила и Гавриила». Здесь они, стоящие прямо в полный рост, держат круглую «славу» (сферу) с поясным изображением Спаса Еммануила. Сюжет установился в IX веке, когда после периода иконоборчества снова утвердилось Православие. На отдельных иконах «Собор Архангела Михаила» Архангел изображается с медальоном Спаса Еммануила на груди. В позднесредневековый период также была широко распространена иконография «Собор ангельских сил», представляющая единение ангелов под предводительством Архангелов Михаила и Гавриила для защиты Божиего Престола. В иконах типа «Достойно есть» сонмы ангелов в различных одеяниях символизируют Силы Небесные.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

С 1684 г. состоял на службе в задрской конси­стории сначала как помощник референта и потом как действительный член. Произведенный в 1886 г. в архи­мандрита, Досифей Иович временно управлял далматин­ской епархией после смерти епископа Стефана Кнежевича ( 1890). Посвящение его в епископа совершено 8 (21) но­ября 1908г. в православной сербской церкви в Вене. А 29 сентября 1910 г. новый епископ лишил себя жизни 107 . При­чиной будто бы послужила растрата епархиальных сумм. Высочайшим указом от 10 октября 1911 г. боко-которским епископом назначен протосинкелл и профес­сор богословского училища в Рельеве (в Боснии) Вла­димир Боберич. Владимир Боберич родился 1873 г. в Араме (торонтальский комитат в Венгрии). Окончил в 1893 г. великую гимназию в Новом Саде, а в 1897 г. богословию в Сремских Карловцах. В 1898 г. получил место секретаря в сараевской консистории. От 1899 до 1904 г. был катихетом в сараевской гимназии, а с 1904 до 1909 г. в тузланской гимназии. В сентябре 1909 г. за­нял место профессора в богословском училище в Рельеве. Вступил в священнический чин в сентябре 1908 года, а в начале 1909 года произведен в протосинкелла. Весьма образованный человек, примерный свя­щенник, хороший проповедник, знаток канонического права, Владимир Боберич известен и литературными трудами, особенно в области катихетики. В боко-которской, дубровницкой и синчанской епар­хии 8 монастырей: 1) Баня, с храмом св. великомученика Георгия Победоносца. 2) Савина, с храмом Успения Бого­родицы. 3) Режевич, с храмом Успения Богоматери, 4) Прасквица, с храмом во иля святителя Николая Чудо­творца. 5) Подластва, с храмом во имя Рождества Бого­родицы, 6) Градиште, с храмом во имя святителя Нико­лая Чудотворца, 7) Дулево, с храмом во имя св. архи­диакона Стефана, 8) Подмайне, с храмом во имя преп. матери Параскевы (Петки). Монахов же в этих 8 монастырях очень немного (по шематизму 1904 г. – всего 17), – впрочем в некоторых из этих монастырей монахов и совсем не бывает). Протопресвитериатов (по шематизму 1904 г.) 4, приходов и капелланий 50, храмов 209, свя­щенников 33, домов 5,291, душ 29,863 (по шематизму 1903 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

—422— тать только с разрешения начальства, чтение изданий политических не допускается. Библиотека семинарии в конце 1883 г. насчитывала 2218 названий в 4001 томе. Ежегодно ассигнуется на библиотеку 100 гульд. Для приготовления профессоров, с 1882 г. выдается государственная стипендия лучшим воспитанникам семинарии, посылаемым для усовершенствования в богословских науках в университеты Венский или Черновицкий. В программе наук произведены некоторые перемены в 1882 г., а в августе 1894 г. утвержден «Устав за православни богословски завод у Задру», которым точнее определяются права профессорских собраний вообще и отдельных профессоров в частности, словом все, что относится к внутренней стороне жизни семинарии. Воспитанников с 1869 г. до 1894 г. было 138. 2354 Преосв. Никодим Милаш , епископ Далматинский и Истрийский, был в течении 19 лет профессором и 4 года ректором Задрской богословской школы. По поводу и в память исполнившегося 25-летия школы, преосв. епископ Никодим принес ей в дар 1000 крун с тем, чтобы проценты с них выдавались ежегодно в Пасху тому воспитаннику, который напишет лучшее сочинение по богословским наукам. 3) Епархия Боко-Которская, Дубровницкая и Спичанская. Кафедра в Которе. Епископ Герасим Петранович. Это старейший из православных епископов Австро-Венгрии (род. 1820 г., рукоположен в епископа 9 мая 1874 г.), доктор богословия. Известен как писатель и ревнитель просвещения, более 20 лет подвизающийся в сане епископа на пользу сербской приадриатической паствы. – По «шематизму» 1895 г. в Боко-Которской епархии – монастырей 8, протопресвитерств 4, приходов 44, церквей 206, душ 27574, священников 42; монахов 10, диаконов 2. Ни высшей богословской школы, ни священнической семинарии не имеется. Народных школ 40, учащихся до 1800 чел. 2355 – Монастыри: 1) Баня, с храмом св. великомученика Георгия Победоносца. 2) Савина, с храмом Ус- —423— пения Богородицы. 3) Режевич, с храмом во имя Успения Богоматери, 4) Прасквица, с храмом во имя святителя и чудотворца Николая. 5) Подластва, с храмом во имя Рождества Богородицы. 6) Градиште, с храмом во имя святителя Николая Чудотворца. 7) Дульево, с храмом во имя св. архидиакона Стефана. 8) Подмайне, с храмом во имя преп. матери Параскевы (Петки). Для такого числа монастырей монахов очень мало (всего 10), – впрочем в некоторых монастырях монахов совсем не бывает.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Красноборск. Собор Спаса Нерукотворного Образа. Спасский собор в Красноборске /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Спасская церковь на Красном Бору основана в 1633 г. Игнатием Як. Ожеговым. В 1680 г. царь Фёдор Алексеевич по просьбе архимандрита Макария для помощи в восстановлении Соловецкого монастыря после мятежа монахов-старообрядцев утвердил за монастырем Красноборскую приходскую церковь с принадлежащими к ней крестьянами. Каменная церковь построена в 1790-1812 гг. вместо ветхой деревянной. Двухэтажная, трехпрестольная. Престолы: Спаса Нерукотворного образа, Сретения Господня, иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Вторая церковь Владимирская, каменная, 1859 г. Кладбищенская. Престол в честь иконы Божией Матери «Владимирская». Возобновлённый храм освящён 1 ноября 1875 г. Указом Св. Прав. Синода от 14 апреля 1865 было разрешено, по Высочайше утвержденному 11 марта 1865 г. проекту, построить новую каменную колокольню при кладбищенской церкви в Красноборске. В 1788 г. при церкви числилось 672 человека, в 1868 г. - 728. Приходское попечительство при Красноборской церкви открыто в 1866 г. История Красноборска, как и многих городов и сел на Руси, напрямую связана с историей православной церкви. В 1624 году крестьянин Игнатий Ожегов, распахивая купленный участок земли " на красном бору " , нашел здесь икону Спаса Нерукотворного. Вскоре на этом месте строится часовня, явленное место привлекает крестьян, которые селятся поближе к святыни. По прошествии нескольких десятков лет возникает погост с храмом в честь чудотворной иконы. В XIX веке уже на всю Архангельскую губернию славятся ярмарки " У Спаса на Красном Бору " . Величественный собор с тремя приделами становится главным храмом во всей красноборской округе. Сохранились сведения о некоей традиции, существовавшей между Спасским собором и Троицкой церковью д. Усть-Евда. Дважды в год эти приходы обменивались крестными ходами. В день Спаса Нерукотворного жители прихода Усть-Евды посещали с крестным ходом Спасскую церковь. А второй совершался ежегодно в день Святой Пятидесятницы жителями Красноборска, которые, в свою очередь, торжественно шли в Троицкую церковь. С какого времени и по какому случаю было устроено это крестное хождение, достоверно неизвестно. Однако древнее предание повествует, что сделано оно было по случаю какой-то повальной болезни, свирепствовавшей тогда. Во избавление от нее и установился этот обычай.

http://sobory.ru/article/?object=38324

Домовая церковь Спаса Всемилостивого при усадьбе Кусково Церковь Спаса Всемилостивого при усадьбе Кусково 1737-1739 гг. В старой Москве было несколько церквей во имя Спаса Всемилостивого. Одна из них, прекрасная, ныне вновь действующая церковь, находится в усадьбе Кусково. Она была домовым храмом рода Шереметевых, которым принадлежал этот «подмосковный Версаль». Праздник Происхождения (Изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня установился еще в Константинополе. Именно на август в византийской столице приходились вспышки различных опасных заболеваний и эпидемий. Ради их предотвращения в первый день августа (по старому стилю) в храме Святой Софии выносили на поклонение Честное Древо Креста. Две недели с 1 (14) августа и до праздника Успения народ шел поклониться и приложиться Животворящему Кресту, а по всему городу служили литии с мольбой об исцелении и защите от болезней, отчего праздник еще называется Спаса Всемилостивого. Это первый Спас, так как за ним на август приходится еще два Спасских празднования – Спасо-Преображения (Спас Яблочный) и Спаса Нерукотворного. На Руси этот праздник издревле отмечался с особым благоговением. Ведь по летописному преданию, именно в этот день, 1 (14) августа 988 года, в Киеве состоялось Крещение Руси. К этому времени уже поспевал первый мед, на празднике его освящали в церкви и благословляли вкушение этого первого сбора, отчего праздник еще называется «Спасом Медовым». А поскольку на богослужении в этот день совершается водосвятие, то праздник именуют также «Спасом Мокрым» или «Спасом на воде». По преданию, когда боярин Борис Петрович Шереметев, первый пожалованный царем Петром в России графским титулом и званием фельдмаршала, побывал в Риме вместе с Великим Посольством, римский папа подарил ему золотой крест с частицей Древа Животворящего Креста. Святыня перешла по завещанию к его сыну, графу Петру Борисовичу Шереметеву, при котором и была выстроена дожившая до наших дней усадебная церковь Спаса Всемилостивого в Кусково.

http://pravoslavie.ru/169.html

Рязань. Церковь Спаса Преображения на Яру. Церковь Спаса на Яру Карта и ближайшие объекты Первое упоминание о деревянной Спасо-Преображенской церкви «в остроге на Яру» относится к 1626 году. В списке рязанских церквей за этот год, составленным неким Миной Лыковым, церковь значится строением попа Петра. Приход состоял из 2 поповских дворов и 50 приходских, в которых жили митрополичьи приказные люди, певчие, дьяки и подьячие. В 1685 году во время пожара Спасская церковь начисто сгорела. В том же году спешно выстроили новую, тоже деревянную церковь, которая была освящена митрополитом Павлом. Но и этой церкви не суждена была долгая жизнь. К концу 17 века деревянное церковное здание от ветхости развалилось по частям. И тогда местный помещик стольник Иван Иванович Вердеревский в 1695 году на свои средства выстроил новый каменный храм с прежним названием. В новой церкви был устроен придел в честь девяти мучеников Кизических. Стройный храм во имя Спаса Преображения, построенный на самом краю обрыва над излучиной реки Трубеж в Рязани, получил прозвание " Спаса на яру " . Пятиглавая церковь имеет по углам здания пучки колонн, придающие ей особую стройность. Особую красоту церкви определяет ее колокольня, представляющая собой восьмигранный крытый шатром столп. Церковь Спаса на Яру принадлежит к посадской архитектуре старых городов. В фондах храма имелся капитал в размере 8000 рублей, который был размещен в банке и давал определенный процент дохода. В приходе числилось 40 дворов, в которых проживали 323 мужика и 291 женщина. По штату в церкви полагался один священник и один псаломщик. После прихода к власти большевиков церковь была закрыта в 1935 году. Здание церкви длительное время использовалось морской школой ДОСААФ для проведения занятий. В 1995 году храм был возвращён церкви, в нём были начаты реставрационные работы. Сегодня в нём проходят регулярные церковные службы. http://www.ryazan-hram.ru/node/184 По состоянию на 1994 г. в фондах Рязанского краеведческого музея, в кремле хранился антиминс (ткань с изображением лика Христа для причастия), на котором было написано: «Лета 7120 (то есть в 1612 г.— Е. Д.) освящён храм Преображения Господня и Спаса нашего Иисуса Христа Великого Московского царства, при боярах рязанских и при архиепископе Феодорите, в память освобождения Москвы от поляков». На основании этого краеведы делают вывод о том, что церковь Преображения Спаса на Яру в деревянном исполнении была сооружена именно в 1612 году. На месте этого храма ещё до его постройки существовала кладбищенская часовня Преображенского погоста рязанского острога. Кладбище это ликвидировали после церковного раскола времён патриарха Никона.

http://sobory.ru/article/?object=00867

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010