Верующему в армии проще —Вы упомянули про армию. Где довелось служить? —Я служил в Саратове, в 631м учебном центре ракетных войск и артиллерии. Проходил службу в «учебке» на должности командира отделения, в звании младший сержант. —Наверное, сложно было в обстановке, совершенно отличной от той, к которой привыкли… —Вы знаете, обстановка в армии, семинарии и, как я полагаю, в монастыре схожа. Везде жесткий устав, иерархия — и те же «послушания», просто называются они иначе. Не могу сказать, что было очень тяжело, все-таки верующему в армии проще — Бог помогает. У меня не было проблем, связанных с моим вероисповеданием, скорее я, наоборот, получил возможности для миссионерской работы, хотя изначально такой задачи не ставил. У многих моих невоцерковленных сослуживцев возникали вопросы, которые они постеснялись бы задать священнику, и они задавали их мне. Это общение было очень полезно для меня и, надеюсь, для них. —С таким явлением, как дедовщина, Вам приходилось встречаться? —Дедовщины в плохом смысле слова у нас в учебном центре не было. Но, как ни странно это звучит, есть и «хорошая» дедовщина, то есть четко выстроенная иерархия отношений между старшими и младшими. Это в армии необходимо для поддержания порядка и дисциплины. Душа — поле брани —После окончания семинарии Вы решили продолжить образование в Санкт-Петербургской Духовной Академии. Расскажите о сфере Ваших научных интересов. —Я поступил в магистратуру на библейско-богословское отделение. Моя специализация — библейский профиль. Мы изучаем все дисциплины, связанные со Священным Писанием, то есть текстологию, герменевтику, экзегетику, библейскую археологию, археологию текста, древние языки. И, конечно, несем послушания в академическом храме во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. —Насколько я знаю, Вы несете послушание иподиакона… —Да, еще когда я учился в Саратовской духовной семинарии, Владыка Лонгин благословил меня на несение иподиаконского послушания. Получилось так, что и Владыка Амвросий, ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии, так же выбрал меня для этого послушания.

http://pravoslavie.ru/82015.html

Годы иноческого жития в обители проходили быстро. Иногда отца Александра посылали в Москву за приобретением сельскохозяйственных машин – и тогда инок оставался верен себе и записывал за собою то, что считал лишним или недолжным. На седьмом году пребывания отца Александра в обители он был представлен отцом игуменом с рядом других братий к постригу в мантию. Получив благословение духовного начальства, отец Герман 18 марта 1905 года, в Великую среду, совершил постриг брата Александра в мантию. В постриге Александр получил имя Агафон, причем позднее выразил желание, чтобы это было имя преподобного Агафона, пустынника и подвижника Египетского (память – 2 марта). Записи в дневнике отражали чувства глубокой духовной радости отца Агафона в эти наступившие страстные и пасхальные дни. Вскоре, однако, он заболел тяжелой формой инфлюэнцы (гриппа), давшей осложнение в форме энцефалита, который повлиял на всю последующую жизнь батюшки. 2/15 декабря 1918 года отец Агафон был рукоположен епископом Феодором (Поздеевским) во иеродиакона в Москве, в Троицком соборе Данилова монастыря. В эти годы отец Агафон исполнял обязанности письмоводителя при старце Германе, почему он часто был призываем в его келию; бывал батюшка у старца и для чтения вслух Библии . Призывал старец Герман отца Агафона и в ряде серьезных случаев разбора событий внутренней жизни обители. В 1920 году, в день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова отец Агафон был рукоположен во пресвитера Святейшим Патриархом Тихоном в храме Троицкого Патриаршего Подворья в Москве. Духовная радость отца Агафона при получении благодати священства была велика, но и последствия болезни все более проявлялись: появилось онемение ног, неудобство при ходьбе. Был болен и старец Герман. Он предвидел развитие событий и говорил, что скончается, и обитель после его смерти закроют. Батюшка Герман почил о Господе 17 января 1923 года, после чего братия один за другим должны были покинуть обитель. По благословению старца-иеросхимонаха Алексия (Соловьева) отец Агафон переехал в Москву, где нашел скромный приют в семье духовных детей отца Алексия. В Москве, которая сурово по первому началу приняла изгнанников, отец Агафон с остальными иноками нашел покров в Высоко-Петровском монастыре, куда братия были приглашены Владыкой Варфоломеем (Ремовым ; духовным сыном отца Германа. В о. Агафоне Владыка нашел себе поддержку по управлению монастырем и довольно быстро назначил его своим наместником, а 18 мая 1924 года возвел в сан архимандрита.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Икона Божией Матери «Отрада и Утешение» была написана на Афоне, этот образ связан с афонским Ватопедским монастырем. По преданию, в 807 году монастырь решили ограбить разбойники. В то время, когда они ждали открытия ворот, в храме после службы оставался один настоятель. Вдруг от стоящей рядом иконы Божией Матери он услышал женский голос, предупреждающий об опасности. Игумен увидел, что лики на иконе изменились. Богомладенец заградил Своей рукой уста Богородицы со словами: «Нет, Мать Моя, не говори им этого, пусть примут наказание за свои грехи». Но Богоматерь, стараясь удержать руку Своего Сына, склонила лик от Него направо и повторила Свои слова. Монастырь был спасен. С того времени Ватопедская икона получила название «Отрада и Утешение». Положение ликов и рук осталось в том виде, каким оно стало после чудесного знамения. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/opp/2019/12/23/hram_v...

Митрополит напомнил, что в торжествах, посвященных 300-летию начала духовного образования в северной столице и 75-летию возрождения Санкт-Петербургских духовных школ, которые проходили 19-21 мая, принял участие Святейший Патриарх Кирилл . В день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова он возглавил Божественную литургию в храме СПбДА , посвященном святому. Следующее посещение епархии Святейшим Патриархом планируется на 12 июля, день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла , когда Предстоятель совершит Божественную литургию в соборе Петра и Павла Петропавловской крепости . Владыка отметил, что в последние три месяца в каждой из епархий проводились памятные мероприятия, конференции, велась благотворительная и социальная деятельность - в том числе по оказанию помощи беженцем с Донбасса и Украины. Глава митрополии обратил внимание правящих архиереев областных епархий на новое направление церковной деятельности, которое разрабатывается возглавляемой митрополитом Варсонофием комиссией Межсоборного присутствия. Оно касается работы с пожилыми прихожанами. Принят проект рекомендаций, которые в течение года предстоит апробировать в епархиях архиереев - членов комиссии. В Санкт-Петербургской епархии апробация будет проходить на трех приходах, настоятелям которых показалась интересной такая работа. Митрополит рассказал также о решениях Священного Синода, принятых на заседаниях 27, 29 мая и 7 июня. На заседании 27 мая, в частности, речь шла об утверждении к общецерковному богослужебному употреблению ряда гимнографических текстов, о введении в епархиях Русской Православной Церкви единой формы бланков свидетельств о совершении таинств Крещения и Венчания. Заседание 29 мая было внеочередным, оно было посвящено принятым на состоявшемся 27 мая в Киеве Соборе Украинской Православной Церкви дополнениям и изменениям в ее устав. Была выражена поддержка архипастырям, пастырям, монашествующим и мирянам УПЦ, подвергающейся беспрецедентному давлению со стороны раскольнических структур, местных властей, СМИ, экстремистских организаций и националистически настроенной части общественности.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Мы ожидаем, что музей за зиму, до апреля, выедет из храмового комплекса, и за последующий весеннее-летний период мы подготовим все здания для богослужебной, образовательной, миссионерской, просветительской деятельности РПИ в новом учебном году. — А вы не боитесь упреков в свой адрес? Наверняка многие, не разобравшись, скажут: вот, опять Церковь выгоняет музей на улицу… — Ни один здравомыслящий и честный человек в данной ситуации не сможет сказать в адрес Церкви ни одного плохого слова. Церковь восемнадцать лет, жертвуя интересами верующих, ожидала освобождения музеем храма. Здесь надо медленно и отчетливо вслух произнести эту цифру: восемнадцать лет! Имея оформленные права на пользование, охранный договор, письменные обещания столичных властей, Церковь все эти годы терпеливо ждала, когда, наконец, можно будет вернуть первозданную красоту этому обезглавленному и оскверненному храму-красавцу, возобновить в нем богослужения. А ведь мы говорим о храме не в «промзоне», а в центре Москвы. Притом никто не требует немедленного освобождения храма. Мы предложили департаменту культуры города и дирекции Музея создать совместную рабочую группу, чтобы определить поэтапные сроки переезда музейных фондов в Провиантские склады. Ждем реакции на наше предложение. Конечно, будет странно услышать отрицательный ответ, ведь он будет означать, что прошедшие годы столичные чиновники обманывали Церковь и Патриарха когда говорили о готовящемся переезде и улучшении положения музея. Впрочем, спустя восемнадцать лет речь должна идти уже не о благонамеренности, а о профпригодности, потому что здесь пострадавшей стороной является не только Церковь, но и сама музейная коллекция, и выставочное дело. Хочется надеяться, что уже 9 октября, в день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, нашей общине будет позволено совершить богослужение в одном из храмовых помещений. С этого времени мы готовы постоянно совершать здесь в скромных условиях службы, так необходимые всем нам, поскольку другого места у нас нет.

http://e-vestnik.ru/culture/440_staryj_h...

На Литургии пели хоры Санкт-Петербургских духовных школ и Регентского училища, а также хор Киевской духовной академии. За малым входом Божественной литургии Святейший Патриарх Кирилл удостоил богослужебных наград ряд преподавателей Санкт-Петербургских духовных школ в священном сане. За Божественной литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил диакона Алексия Кнутова, студента II курса Московской духовной академии, клирика Покровского храма Московских духовных школ, во иерея. По окончании Божественной литургии был совершен молебен святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову. После молебна Святейшего Патриарха Кирилла и участников торжеств приветствовал ректор Санкт-Петербургских духовных школ епископ Гатчинский Амвросий. Владыка Амвросий преподнес Его Святейшеству образ святого благоверного князя Александра Невского. Затем Святейший Патриарх обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом. В дар храму Предстоятель Русской Церкви передал образ Двенадцати апостолов. Также Святейший Патриарх Кирилл поздравил архиепископа Верейского Евгения, отмечающего сегодня свой день  рождения, и митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, который 50 лет назад принял монашеский постриг в храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова Санкт-Петербургской духовной академии. Торжественные богослужения транслировались в Интернете на портале «Всем миром». Затем Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил Юбилейный акт, посвященный 200-летию Санкт-Петербургской духовной академии и 30-летию Регентского отделения СПбДА. Торжественное собрание открыл епископ Гатчинский Амвросий, который представил доклад, посвященный юбилейным датам. Владыка Амвросий сообщил о присуждении Ученым советом Санкт-Петербургской духовной академии степени доктора богословия Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу. Предстоятелю Русской Православной Церкви были вручены знаки доктора богословия — крест и диплом, после чего Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам юбилейных торжеств с Первосвятительским словом.

http://pravmir.ru/torzhestva-v-sankt-pet...

Не менее поучительна жизнь и другого, прославляемого ныне, Светильника Церкви Христовой – Преподобного Арсения Великого . Преподобный Арсений Великий родился в Риме от славных, богатых и благочестивых христианских родителей, получил блестящее воспитание и изучил в совершенстве все тогдашние науки. Слава о мудрости его и благочестии, распространившаяся по всей римской империи, дошла до тогдашнего византийского императора, который поручил ему двух своих сыновей, приблизил Арсения к своему царскому двору и удостоил его почестей первого, после себя, сановника. Но преподобный Арсений оставил все эти мирские почести, раздал нищим все, полученное им от родителей, богатство своё, отрёкся от всей своей земной мудрости, и тайно удалился от двора царского в дикую пустыню, где и поступил в монастырь, в число простых иноков. Здесь он добровольно принял на себя и безропотно нёс, с великим смирением, самые тяжкие подвиги иноческого послушания, наложив на себя самое строгое и глубокое молчание: он никогда ни с кем не говорил, и если приходилось отвечать кому-либо на вопрос, то давал самый краткий ответ. Вся долголетняя жизнь его в монастыре была одним непрерывным и величайшим подвигом; все время проводил он в храме Божием, а вне богослужебное время – за постоянным трудом, или в молитвах; сну предавался самое короткое время, когда от утомления не мог уже работать; спал только сидя. Пост его был так строг, что никто не видел, когда он вкушал пищу; одежда его состояла из такого ветхого и грубого рубища, хуже которого никто из братии монастыря не носил. Работал ли он, или отдыхал, у него на устах постоянно была молитва: молился он и днём, и ночью. Его печаль и сокрушение о грехах своих были так велики, что слезы из глаз его постоянно лились ручьями; и потому он постоянно носил на груди своей плат, который от слез его никогда не высыхал. Святость его добродетельной жизни, его чистота нравственная и целомудрие были так велики, что ими он превзошёл всех иноков и в этих великих подвигах он провёл 55 лет, преставившись около 100 лет от роду и сподобившись быть великим угодником Божьим.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Патриаршее богослужение посетили губернатор г. Санкт-Петербурга А.Д. Беглов, председатель Законодательного Собрания г. Санкт-Петербурга А.Н. Бельский. За Литургией молились митрополит Новгородский и Старорусский Лев , епископ Выборгский и Приозерский Игнатий , наместник Александро-Невской лавры епископ Кронштадтский Назарий , епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав ,  епископ Гатчинский и Лужский Митрофан , епископ Юрьевский Арсений , настоятельница Иоанновского ставропигиального женского монастыря на Карповке г. Санкт-Петербурга игумения Людмила (Волошина), настоятельница Воскресенского Новодевичьего женского монастыря г. Санкт-Петербурга игумения София (Силина), почетные гости торжеств, преподаватели и учащиеся Санкт-Петербургских духовных школ. Богослужебные песнопения исполнили сводный хор Санкт-Петербургской духовной академии под управлением лауреата международных конкурсов Р.Г. Гундяевой, мужской и женский хоры Санкт-Петербургской духовной академии (регенты — Григорий Жучковский и Елена Малых). Богослужение транслировалось в прямом эфире телеканалов «Союз»  и  «Спас» , а также на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru. На малом входе указом Святейшего Патриарха Кирилла во внимание к трудам на ниве духовного образования и в связи с 75-летием возрождения Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Владимир Хулап, проректор по учебной работе Санкт-Петербургской духовной академии, был удостоен права ношения наперсного креста с украшениями. Проповедь перед причастием произнес протоиерей Константин Костромин, проректор по научно-богословской работе Санкт-Петербургской духовной академии. По окончании Божественной литургии было совершено славление апостолу и евангелисту Иоанну Богослову. Епископ Петергофский Силуан приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству икону с изображением небесных покровителей всех ректоров Санкт-Петербургской духовной академии, начальствовавших после ее восстановления и возрождения в 1946 году. Предстоятель Русской Церкви обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом .

http://patriarchia.ru/db/text/5927618.ht...

По окончании Божественной литургии был совершен молебен святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову. После молебна Святейшего Патриарха Кирилла приветствовал ректор Санкт-Петербургских духовных школ епископ Гатчинский Амвросий. Патриарх Кирилл обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом. В дар храму Предстоятель Русской Церкви передал образ Двенадцати апостолов. Святейший Патриарх Кирилл также поздравил архиепископа Верейского Евгения с днем рождения, а митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия — с 50-летием со дня принятия монашеского пострига в храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова Санкт-Петербургской духовной академии. По окончании Божественной литургии Святейший Патриарх Кирилл возглавил юбилейный акт, посвященный 200-летию Санкт-Петербургской духовной академии и 30-летию Регентского отделения СПбДА. Торжественное собрание открыл епископ Гатчинский Амвросий, который представил доклад, посвященный юбилейным датам. Владыка обозначил основные вехи и современные тенденции развития Санкт-Петербургской православной академии. Ректор Санкт-Петербургских духовных школ в частности рассказал, что «одним из первых структурных преобразований нового учебного года стало открытие в академии недостающего церковно-исторического отделения». Это позволило привести учебные планы на остальных двух отделениях (богословским и библейском) в соответствие с программами Учебного комитета и ввести ряд новых учебных дисциплин. В академию было приглашено 20 новых преподавателей. Отныне ежегодно будет проходить аттестация всех преподавателей, они будут отчитываться как по учебной работе, так и по научной деятельности. Ректор выразил надежду, что эти и другие преобразования позволят Академии «со временем вновь претендовать на тот неформальный статус, который она имела и в дореволюционный период, и в период ректорства нынешнего Святейшего Патриарха Кирилла, когда она не без основания считалась одним из лучших богословских учебных заведений в мире». Затем владыка Амвросий сообщил о присуждении Ученым советом Санкт-Петербургской духовной академии степени доктора богословия Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу. Предстоятелю Русской Православной Церкви были вручены знаки доктора богословия — крест и диплом, после чего Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам юбилейных торжеств с Первосвятительским словом.

http://e-vestnik.ru/reports/vizit_patria...

По поручению священноначалия нашей Церкви Вы неоднократно рецензировали учебные пособия, дипломные сочинения, кандидатские и магистерские диссертации, обнаруживая при этом широкую эрудицию, научную глубину и объективность, глубоко присущие Вам чувства академической этики и такта. Эти же качества в полной мере проявились и в составлении исторических справок по различным вопросам. В анналах СПбДАиС запечатлены и многие десятки отзывов на курсовые работы по истории Русской Православной Церкви и другим дисциплинам. В разное время Вы были председателем библиотечной комиссии и комиссии по планированию будущей деятельности Санкт-Петербургских духовных школ, много трудов положили Вы на возобновление заочного сектора, а Ваше активное участие в заседаниях Ученого Совета способствует конструктивному решению обсуждаемых проблем. Нельзя не отметить и того, что свои богословские и педагогические труды Вы, дорогой отец Иоанн, сочетаете с пастырским служением, сначала - в академическом храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, затем, с 1990 г. - на приходе в Санкт-Петербургской епархии. Прихожане ваши знают вас как доброго пастыря, строгого, но любвеобильного, ревностного служителя алтаря Христова. Этим кратким перечнем не исчерпывается все сделанное вами для Церкви Божией, для духовного образования и богословской науки, для воспитания и подготовки непостыдных делателей на ниве церковного служения. Но самое главное - это тот свет истины и любви, который Вы зажгли в душах человеческих, тот жар души, которым Вы всегда щедро делились с каждым, кого Господь посылал Вам навстречу. И мы верим, что и в грядущие годы Вы не оставите столь дорогие Вашему сердцу Духовные школы и, столь же ярко пылая светом Христовой любви, зажжете еще множество юных чистых сердец. В день 75-летия мы искренне желаем Вам, дорогой отец Иоанн, чтобы и в дальнейшем Вы так же благоуспешно трудились, чтобы неугасимый светильник Вашей ревности указывал верный путь истинного служения Святой Церкви и богословской науки.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=185...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010