Многие монастыри и храмы России, Украины и Донбасса, а также некоторые монастыри и приходы Русской Православной Церкви в Германии приняли беженцев на проживание. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Сообщение принять к сведению. 2. Выразить благодарность всем трудящимся для помощи беженцам и пострадавшим мирным людям, оставшимся в зоне конфликта, а также жертвующим средства, продукты питания и вещи.   ЖУРНАЛ 31 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о состоявшемся Первосвятительском визите в Санкт-Петербургскую митрополию. Справка: С 19 по 21 мая 2022 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Санкт-Петербург. 20 мая Предстоятель Русской Православной Церкви осмотрел многофункциональный комплекс «Лахта Центр» и освятил находящуюся в нем скульптуру «Ангел-хранителя Санкт-Петербурга». В ходе посещения комплекса Святейшего Владыку сопровождали митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий и председатель правления ПАО «Газпром» А.Б. Миллер. Затем Святейший Патриарх посетил Свято-Троицкую Александро-Невскую лавру в Санкт-Петербурге, где поклонился мощам благоверного великого князя Александра Невского и чтимой иконе Божией Матери «Скоропослушница Невская», посетил на Никольском кладбище могилы ряда преподавателей Санкт-Петербургских духовных школ, архиереев и клириков Санкт-Петербурга. Затем Святейший Патриарх Кирилл совершил литию на могиле своего духовного наставника — приснопамятного митрополита Никодима (Ротова), помолился на могиле родного брата — протоиерея Николая Гундяева. 21 мая, в день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова, Святейший Патриарх Кирилл возглавил совершение Божественной литургии в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова в сослужении: митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия; митрополита Петрозаводского и Карельского Константина; митрополита Тверского и Кашинского Амвросия; епископа Истринского Серафима; епископа Звенигородского Феодорита; ректора Санкт-Петербургской духовной академии епископа Петергофского Силуана; личного секретаря Святейшего Патриарха архимандрита Алексия (Турикова); секретаря епархиального управления Санкт-Петербургской митрополии протоиерея Сергия Куксевича; клириков Санкт-Петербургской епархии.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5930295...

Храм после революции не действовал и пришел в ветхость, был закрыт 20.11.1939 г. Богослужения в храме совершаются с 28 декабря 1994 г. Приделы: главный придел – Благовещенский; правый – в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова и преподобного Сергия Радонежского; левый – в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря) и пророка Божия Илии. http://www.ryazeparh.ru/ Время первоначального построения Благовещенской церкви неизвестно, но она уже упоминается в писцовых книгах 1627 г. Существующая каменная Благовещенская церковь с приделом св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова построена в 1740 г. тщанием той церкви священника Федора Иоаннова и прихожан. 27 января 1775 г. в результате пожара были повреждены царские врата, верхние три яруса иконостаса, иконостасные иконы, «стенное писание от дыма все закоптело, которое повреждение надлежит к починке и вновь к написанию», на что иереем Федором спрашивалось дозволение преосвященного. Случившиеся от пожара повреждения в Благовещенской церкви исправить хотя и дозволено было, но в то же время старосте поповскому Троицкому протопопу Антонию было предписано узнать о причине пожара. На запрос о том поповского старосты Благовещенский причт единогласно показал, что «огненное в церкви запаление случилось от искры, отпадшей от свечи на лампаде, находившейся вверху иконостаса перед образом Спасителя». Указом Консистории от 5 августа 1775 г. протоиерею Антонию предписано: «Благовещенской церкви причт оштрафовать поклонами в церкви, дабы он имел впредь крайнюю осторожность, а все починки поврежденных мест произвесть на собственный тех священно-церковно-служителей кошт». В 1784 г. в трапезе Благовещенской церкви устроен был второй придел с левой стороны в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. К тому же времени относится и построение двух каменных келий, назначенных первоначально для прожития в них лиц престарелых и увечных. В 1791 г. на место трех старух, не смотря на протест причта и прихожан, переведено было духовное правление, не имевшее своего дома.

http://sobory.ru/article/?object=02001

В 1992 г. храм возвращен верующим, богослужения возобновлены в 1993 г. Храм практически полностью восстановлен. При храме действует воскресная школа для детей. Исторический обзор о строительстве, разрушении и воссоздании храма святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова на Бронной г. Москвы В середине XVI века между Тверской и Малой Никитской улицами (в то время — самая окраина Первопрестольной) была устроена слобода государевых оружейников-бронников, крупнейшая слобода в этой части города. Их более вековое пребывание запечатлено в названии улиц и переулков: Большая и Малая Бронные, Палашевский, Гранатный и др. Московские «пансыри» и сабли были настолько хороши, что в 1589 г. бухарские послы испрашивали разрешения купить их. Один из переулков, проходящий по самому центру этого района, назван Богословским по одноименной церкви в честь апостола Иоанна Богослова. Дату основания главного слободского храма, тогда еще деревянного, можно относить к последней трети XVI века в промежутке между 1570 и 1597 гг. На это указывает тот факт, что в документах начала XVII века церковь упоминается в списке храмов, не получавших никогда ругу, то есть денежные или земельные жалования из царской казны. Ругу приходским церквям, официально упраздненным Стоглавым собором 1550 года, еще выплачивали в течение последующих двух десятилетий. Следовательно, первый деревянный храм апостола Иоанна Богослова в Бронной слободе, скорее всего, мог возникнуть только после 70-х гг. XVI века, когда вновь строящиеся храмы уже не получали царскую ругу. В тоже время храм не мог возникнуть позднее 1597 г., так как на Петровском чертеже города Москвы 1597–1599 гг. между Тверскими и Петровскими воротами в слободе бронников уже отмечена Иоанно-Богословская церковь. Наступившее в начале XVII века Смутное время напрямую коснулось жизни Бронной слободы. Царские оружейники, оставшиеся верными русскому правительству и не желавшие служить «ляхам», представляли серьезную проблему для польско-литовских захватчиков. 19 марта 1611 г. в ответ на произвол поляков в Москве вспыхнул народный бунт. Для скорейшего подавления сопротивления москвичей враги решили поджечь город с разных концов. Согласно летописи, специальные карательные польские отряды «начаша жещи посады, и городы, и в Белом городе все пожгоша, и деревянный город с посады пожгоша». Слободчане спешно покидали свои разграбленные и сожженные дома. Смута не просто изменила привычный слободской уклад, она фактически уничтожила существование самой Бронной слободы. Лихолетье в буквальном смысле стерло память о прежней жизни слободы бронников. В огне безвозвратно исчезли все приказные, слободские и церковные документы, содержавшие сведения о становлении и первых временах существования Бронной слободы, а вместе с ней и храма Иоанна Богослова на Бронной.

http://sobory.ru/article/?object=03413

Старая деревянная церковь в 1792 году была перестроена и освящена в честь архистратига Михаила. День за днем благоукрашался и каменный Смоленский храм, его композиция всё более усложнялась, так архитектор Адмиралтейств-коллегии Андреян Дмитриевич Захаров пристроил к церкви северный придел. В 30-е годы XIX века продолжалось благоустроение Смоленского храма - с юга на средства церковного старосты купца Илии Антонова в 1831 была начата пристройка Ильинского придела, освященного 24 июня 1833 года. Тогда же надстроена на один ярус колокольня и сделана новая просторная паперть с западной стороны. В другой пристройке, возведенной по проекту академика К. Н. Вербицкого, был 1 октября 1892 освящен придел Иоанна Предтечи, который украшал иконостас в византийском стиле кисти М. М. Васильева. Северный и южный приделы были украшены шестиколонными дорическими портиками. При храме был устроен звон, " приличный столичному кладбищу " ; положено начало церковной библиотеке. В 1932 году из закрытого Казанского собора в церковь была передана величайшая национальная святыня - икона Казанской Божией Матери. В сентябре 1940 года Смоленская церковь была закрыта, Казанская икона была передана в Князь-Владимирский собор. В период послевоенного потепления отношения Советского государства к Церкви, храм был возвращен верующим и вновь освящен 8 февраля 1947 года, тогда же его интерьер приобрел современный вид. В послевоенные годы этот храм был единственным действующим на Васильевском острове и привлекал огромное количество верующих. Недаром его называют одним из самых намоленных в Петербурге. В наши дни храм имеет три престола: главный - освященный в честь Смоленской иконы Божией Матери, северный - в честь иконы Божией Матери " Милующая " , или " Достойно есть " , и южный - в честь святой блаженной Ксении Петербургской. В северной части храма находится Рождественский придел, не имеющий отдельного престола. Северный придел исторически был первым приделом храма. Его освящение состоялось 26 сентября 1790 года в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Его чтимый образ относится, очевидно, к эпохе Петра I. Старец-евангелист изображен поколенно; в его левой руке раскрытая книга, в правой - перо. Перед его иконой, находящейся слева перед иконостасом, часто молятся о ниспослании помощи в учении, ибо святой апостол и евангелист Иоанн Богослов покровительствует учащим и учащимся. По благословению митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова) в 1950 году Смоленскому храму был передан список особо чтимой, старинной иконы Божией Матери " Милующая " , или " Достойно есть " . Еще в 1887 году иеромонах русского Пантелеимонова монастыря на святой горе Афон Арсений пожертвовал этот образ в новостроившийся храм Галерной гавани.

http://sobory.ru/article/?object=00742

Местные люди именуют каменный остров кто Макарьевским, а кто Патмосом. Макарьевским - потому что он имеет прямое отношение сразу к двум алтайским священнослужителям, причисленным в 2000 году к лику местночтимых святых - Макарию Глухареву (Михаил Яковлевич Глухарев) – 18(30).05.1847] и Макарию Невскому – 16.02.1926]. Они служили здесь в разное время. Первый был причастен к открытию Чемальского стана Алтайской духовной миссии, второй прожил здесь 15 лет. Первый Чемальский храм был построен трудами иеромонаха Иоанна в 1849 году во имя святого апостола - евангелиста Иоанна Богослова на берегу реки Катунь. С постройкой храма здесь основывается Чемальский стан Алтайской духовной миссии. Напротив стана находился скалистый островок, который местные миссионеры назвали Патмос, избрали его местом уединенной молитвы. В 1855 г. томский архиепископ Парфений, обозревая епархию, прибыл в Чемал, где, отслужив молебен в миссионерском храме, переправился на остров Патмос. Патмос был освящён епископом Парфением 9 августа 1855 года. Об этом свидетельствовала собственноручная надпись архиерея на камне: «1855 года августа 9-го дня, на память святого апостола Матфея, освящён остров сей во славу Единосущныя и Живоначальныя Троицы и в честь Предтечи и Крестителя Спасова Иоанна " . Вскоре усилиями прихожан Чемальского храма надпись, сделанная епископом Парфением, была увековечена в чугуне. В 1867 году в стан был назначен молодой помощник иеромонах Макарий (Невский Михаил Андреевич), в последствии ставшим Митрополитом Московским и Коломенским. В Чемале святитель Макарий мог отдохнуть и душой и телом, уединяясь на своем островке, который так и называли Владыкин Патмос. С течением времени Иоанно-Богословская церковь стала мала. В 1875 г. был построен новый просторный храм, освященный во имя святителя Николая. В 1895 г. храм был заново освящен как молитвенный дом в честь иконы Всех Скорбящих Радость. Благодаря стараниям священников-миссионеров на месте, где когда-то стоял первый миссионерский стан и храм Иоанна Богослова, был образован детский приют. Вокруг приюта начала складываться женская община.

http://sobory.ru/article/?object=11476

Архиепископа Варфоломея я узнала в храме преп. Сергия на Дмитровке. Он окончил Московскую Духовную Академию и был духовным сыном старцев Зосимовой пустыни – иеросхимонаха Алексия и схиигумена Германа. О его детстве, о его родственниках и юности его, ничего не знаю. Узнала я его как епископа и старца, духовного руководителя большой духовной его семьи. Он был ревнителем полной продолжительной службы и монашеского устава. Любил подпевать народу и певчим, стоя на кафедре во время богослужения. Иногда он мог казаться и странным. Был он очень строгим, а часто и вспыльчивым. Своим духовным чадам он делал выговор при народе. В то же время он был очень добрым и чутким. При своей доброте, он часто отдавал и последнее, так что оставался сам без четок. В таком случае он укорял себя словами: «плохой я монах, я даже без четок». Раздавал и деньги. Был он очень болезненным. У него были больные легкие, печень и сердце. Лицо его было отекшим. Ввиду болезни он не мог управлять епархией, а находился как бы на покое, но трудился неустанно и полагал душу свою как за братию свою, так и духовных чад. К нему я пришла, когда лишилась своего духовного отца, и он участливо отнесся ко мне и спросил: «переданы ли мы кому?» Затем сам попросил меня писать ему, сказав: «не можешь писать на гербовой, пиши на простой». Он говорил, что «откровение помыслов и вообще высказывание всего так необходимо, как необходима отдушина в комнате, куда все и должно уходить». На исповедь он мало кого принимал, так как он и без того был загружен делами, но в советах никому не отказывал, и, принимая всякие записки, подчеркивал там, где требовалось указание, разъяснение, а после вечерней службы просил остаться подававшим записки и разбирал вместе с ними все их вопросы. Однажды я была поражена и тронута тем, что я увидела целую пачку своих записочек в ящичке при храме, н думала, что святитель прочтет их, помолится и этим все кончится, однако, оказалось не так. Как-то после праздничной всенощной (то было под Казанскую 7 июля), он попросил меня проводить его. Я согласилась и осталась в храме ожидать пока он всех благословит и всех выслушает. Наконец владыка окончил благословлять, разоблачился, надел на себя свои обычные одежды и мы трамваем отправились к нему на квартиру. Дорогой владыка сидел с закрытыми глазами и творил Иисусову молитву. Ехали в «Сокол”, где он и жил тогда. От трамвая до самого дома вели духовную беседу. Когда мы вошли в дом, он попросил побыстрее подать чай. Квартирная обстановка была простая. В святом уголке висел большой чтимый образ Черниговской Божией Матери, работы схиигумена Германа, а на столе стояла икона апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Матушка подала владыке скромный ужин: немного жареного картофеля и огурчик, затем чай и давнишнее уже засохшее варенье. К ужину пригласил и меня.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Земли при церкви: усадебной 2340.5 кв. саж., пахотной 20 дес. 330 кв. саж. и сенокосной 3 дес. 940 кв. саж.; план и межевая книга на землю имеются. Приход состоит из села Мошнина и деревень: Иванькова, Коскова, Бабицева, Григорова, Темкина и Сивкова, в коих по клировым ведомостям числится 358 душ муж. пола и 368 жен.; все православные. В селе Мошнине имеется земская народная школа. В.Г. Добронравов, В.Д. Березин «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии» выпуск 2. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1895 г. Село названо по р. Мошонке. Оно было дворцовым. Первое упоминание о храме — в патриаршей окладной книге за 1628 г.: «Церковь Покров Святей Богородицы в селе Мошнине… дани два алтына полпяты деньги». В писцовой книге 1675 г. сказано: «В Мошнине храм Покрова Божией Матери, в церкви книги, образа и ризы и всякая церковная утварь строение попов Петра Клементьева и Власа Петрова и мирские». Ныне существующая каменная церковь с колокольней построена вместо деревянной в 1820 г. по плану, представленному в 1813 г. на утверждение преосвященному Ксенофонту, епископу Владимирскому, губернским архитектором Петровым, на средства бывшего приходского помещика, надворного советника Петра Григорьевича Сенькова, с помощью приходских крестьян. Деревянный храм стоял южнее каменного, и на месте его престола был поставлен каменный столп. Престолов в каменном храме было три: Покрова Пресвятой Богородицы, в трапезной тёплые приделы: южный Святых апостолов Петра и Павла (освящён в 1816 г.) и северный Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, выстроенный на средства крестьянина д. Иваньково Ивана Сергеевича Курганова в 1851 г. В 1854 г. храм обнесён каменной оградой. Причт с 1780 г. состоял из священника, дьячка и пономаря. До 1804 г. священником в храме с. Мошнино был Иван Феодоров, затем его сын Никита Иванов. В 1835 г. священником служил Иоанн Алексеевич Аников, родом из с. Коробовщина (ныне в Кольчугинском районе Владимирской области), окончивший курс во Владимирской духовной семинарии.

http://sobory.ru/article/?object=06591

Из древностей, хранившихся в храме, достойны внимания старинная икона святителя Николая Чудотворца Заяицкого в приделе его имени за правым клиросом, которая была пожертвована Заяицкими казаками, в серебряной вызолоченной ризе, устроенной в 1814 году вдовою, купеческой женою Софьей Елисеевной Свешниковой. Другая икона святителя Николая в иконостасе Преображенского придела — копия с пожертвованной казаками, с отдельными вверху и внизу иконы житием и чудесами святителя Николая, принадлежащими к подлинному образу, который на этом месте вставляем был на лето. Икона «Утоли моя печали», в серебряной вызолоченной высокой работы ризе с венцами, устроенной в 1853 году усердием купеческих девиц Татианы и Ирины Забелиных, имевших в приходе свой дом, в котором они и жили. У левого столба находилась икона «Тихвинской Одигитрии», точная копия с подлинной, в серебряной вызолоченной ризе, устроенной в 1820 году усердием всех прихожан. Икона «Иверской», в серебряной вызолоченной ризе, сделанной усердием бывшего церковного старосты московского купца Афанасия Васильевича Саврасова в 1859 году. В левом приделе «Казанская» икона, в серебряной вызолоченной ризе, устроенной в 1821 году купцом Родионовым. Древняя замечательного письма икона святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, с житием его по сторонам, в серебряной вызолоченной ризе. Местная икона Божией Матери «Феодоровской», в главном Преображенском храме, в серебряной вызолоченной ризе чеканной работы, сделанной в 1879 году по завещанию прихожанина, московского купца Матвея Дмитриевича Брюшакова (Брюшанова). Переворот 17-го года положил начало новому этапу в истории храма Николы Заяицкого. 24 ноября из Исполнительного комитета Замоскворецкого районного Совета рабочих и крестьянских депутатов пришло Предписание 1026 с пометкой «срочно»: церковь Николы Заяицкого обязывалась представить в Юридический отдел опись церковного недвижимого имущества, денежные отчеты за 1917 и 1918 годы, расписки о сдаче в банк процентных бумаг и наличных денег, причем в жесткой форме заявлялось, что виновные в неисполнении подвергнутся аресту и будут преданы суду за неисполнение распоряжений Советской власти. 14 января 1930 года президиум Московского Совета принял решение о закрытии церкви и передаче здания под клуб пионеров. Но это решение выполнено не было. В том же году в Замоскворецкий райсовет было направлено заявление о решении образовать «общество верующих при московской Николо-Заяицкой православной церкви» с просьбой о его регистрации на основании постановления ВНИК и СНК РСФСР от 8.04.29 «О религиозных объединениях» и инструкции НКВД от 1.10.29 «О правах и обязанностях религиозных объединений». 4 сентября религиозное общество было зарегистрировано. 6 сентября 1931 года диакон Николай Васильевич Тархов оставил службу в храме по собственному желанию.

http://sobory.ru/article/?object=02395

Митрополит Иларион выразил надежду на то, что если сегодня Поместные Церкви сумеют преодолеть внутренние разногласия и «единеми усты и единем сердцем» засвидетельствовать неотъемлемо присущее им единство, это будет важным и знаменательным событием. «Это, безусловно, укрепит межправославное взаимодействие, это поможет сформулировать и озвучить всеправославную позицию по целому ряду актуальных вопросов, это сделает Православную Церковь более консолидированной и способной отвечать на вызовы времени. Святой и Великий Собор Православной Церкви может стать подлинным Торжеством Православия — при условии, конечно, что на нем в духе подлинного братолюбия и взаимного уважения будут учтены убеждения, традиции и взгляды всех Поместных Православных Церквей», — сказал председатель ОВЦС. После вручения степени почетного доктора Санкт-Петербургской православной духовной академии митрополит Волоколамский Иларион возглавил вечерню с чтением акафиста Пресвятой Богородице в домовом храме СПбПДА. Владыке Илариону сослужили архиепископ Тульчинский и Брацлавский Ионафан, ректор академии епископ Гатчинский Амвросий, заместитель председателя ОВЦС игумен Филарет (Булеков), преподаватели СПбПДА в священном сане. Во время молебна перед чтимой иконой Божией Матери «Знамение» в храме пели мужской, женский и смешанный хоры Санкт-Петербургских духовных школ. По окончании богослужения митрополит Иларион тепло приветствовал собравшихся и передал им благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Он поблагодарил ректора академии епископа Гатчинского Амвросия за возможность совершить богослужение в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова. В архипастырском слове митрополит Иларион, обращаясь к учащимся академии, в частности, сказал: «Вы проходите путем обучения в духовной школе, и самое малое, что вы можете сделать за эти годы, — усвоить определенное количество знаний по предметам, которые вам преподаются: выучить какие-то даты, запомнить какие-то имена или цитаты из творений святых отцов. И если все это будет усвоено лишь как сумма материала, который вы должны отработать и уметь воспроизвести, то по окончании духовной школы все это начнет быстро забываться и уже пять или десять лет спустя вы с трудом будете припоминать то, чему учили ваши наставники.

http://patriarchia.ru/db/text/1663969.ht...

По традиции в праздник Преображения Господня Предстоятель Русской Православной Церкви совершил освящение плодов нового урожая, после чего было совершено славление празднику Преображения Господня. Богослужение транслировалось в прямом эфире телеканала «Союз». По окончании Литургии Святейшего Патриарха приветствовал настоятель храма протоиерей Георгий Таранушенко, который преподнес Его Святейшеству икону святых мучеников и страстотерпцев Бориса и Глеба. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к верующим с Первосвятительским словом . В дар возрожденному храму Святейший Патриарх передал икону Преображения Господня. Настоятелю Святейший Владыка вручил юбилейный крест, изготовленный по случаю 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира. Верующим были розданы иконки святого равноапостольного князя Владимира с Патриаршим благословением. Храм святых благоверных князей Бориса и Глеба в Дегунине Село Дегунино в окрестностях Москвы впервые упоминается в 1339 г. в духовной грамоте великого князя Ивана Даниловича Калиты. В ней он пожаловал село своей второй супруге, княгине Ульяне, с младшими детьми. В 1353 г. сын Ивана Калиты великий князь Симеон Гордый завещал село супруге — великой княгине Марии. В 1389 г. великий князь Дмитрий Донской передал село сыну — князю Андрею. После смерти Дмитрия Донского его вдова княгиня Евдокия в память о муже и о победе на Куликовом поле построила в 1393 г. на женской половине Московского Кремля белокаменный храм — собор Рождества Богородицы, «что на Дворце у царицы на Сенех». В свою очередь князь Андрей пожаловал на содержание причта этого храма в вотчину село Дегунино со всеми угодьями и крестьянами. Священники с семьями, которые несли череду служения в храме Рождества Богородицы, жили в селе Дегунино. Первое упоминание о Борисоглебском деревянном храме в селе Дегунино относится к 1585 г. Во время польско-литовского нашествия храм был сожжен, а село разрушено. В 1633 г. деревянная церковь в честь святых благоверных князей Бориса и Глеба была восстановлена — на этот раз с приделом святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

http://patriarchia.ru/db/text/4199909.ht...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010