В конце 1840-х гг. к западному фасаду пристроили квадратную колокольню в стиле поздний ампир. Тогда же участок вокруг церкви был застроен домами причта, объединенных с церковью воротами. В 1882 г. храм был обновлен, поставлены новые иконостасы. Луковичная главка и крест утрачены. До наших дней сохранились арочные ворота с фигурными украшениями, а также северный, южный и дворовый флигели (1850) в стиле ампир. Двор монастыря имеет косоугольные очертания, вследствие чего дворовые корпуса имеют довольно причудливые планы и расположение. В 1925 г. церковь закрыли. Внутреннее убранство уничтожено, сооружены межэтажные перекрытия, главы над храмом разобраны. Позднеампирная колокольня у западного фасада храма утратила завершение в 1930-е гг. В храме размещались архив, позже коммунальный музей. С 1934 г., после сноса Сухаревской башни, здесь размещался Музей истории и реконструкции Москвы. В 1978-1979 гг. храм ремонтировали. По материалам сайта Аpartment.Ru Вся недвижимость Москвы Церковь апостола и Евангелиста Иоанна Богослова под Вязом с приделами Покрова Пресвятой Богородицы и св. Николая, на ней под крышею стропила сгорели, а стенами и иконостасом с иконами цела, утварь и ризница – большая часть разграблена, а некоторая спасена. В ней, по освящению Николаевского придела, производится богослужение. Приходских дворов 5, сгорели. Священник Василий Дмитриев, у него собственный каменный дом обгорел, дьячок Александр Андреев и пономарь Иван Павлов – собственных домов не было, а проживали в церковных каменных палатках, кои все обгорели. Скворцов Н.А. «Материалы для истории церквей Московской епархии в эпоху войны 1812 года». Выпуск 1. Москва, «Русская Печатня». Садово-Триумфальная, 1911 г. Церковь Иоанна Богослова находится у стены на Новой площади, между Ильинскими и Владимирскими воротами. Обыкновенно называется «Иоанна Богослова, что под вязом». Здесь действительно перед алтарем церкви до 1775 г. рос громадного размера вяз. В летописях церковь упоминается впервые под 1493 г. В 1658 г. был построен каменный храм, который в 1825 г. был разобран. Нынешний выстроен в 1837 г.

http://sobory.ru/article/?object=02849

Приход: село и деревни; Сменово, Луповоло, Жаворонково, Сверчково, Вотола, Горенцево, Курлаково, Завражново, Грива, Медведково, Захарово, Притыкино, Запольново, Лысново, Злобиха, Крутово, Самойлиха, Бабенки, Березники, Дегтярево, Сабельницы и Хмельники. Деревни находятся от церкви не далее 3/2 верст; препятствий к сообщению с ними не имеются. Всех дворов в приходе 320, души мужского пола 795 и женского пола 919 душ». Материал из книги: «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии». Губернский город Владимир Типо-литография В.А.Паркова 1898 год. По словам очевидцев (Владимир Иванович Галанцев) храм закрыли в 1932 году. Священника посадили в тюрьму (дальнейшая его судьба не известна), а родных отправили в Сибирь. В Советское время, храм использовали как зернохранилище, затем как склад под химические удобрения. В 1976 году разобрали колокольню, которая была высотою 41 метр. В последствии храм был в запустении и превратился в деревенскую свалку. В 1996 году, согласно заявления жителей с. Панеево и близ лежащих деревень образовавших религиозное объединение было направлено заявление Начальнику управления юстиции Ивановской области о передачи в собственность Ивановской Епархии здания храма «Иоанна Богослова» расположенного в селе Панеево в пользование церковной общины. Администрация Ивановского района не возражала о передачи Храма «Иоанна Богослова» расположенного в селе Панеево для пользования церковной общиной вместе с прилегающем с ним земельным участком для дальнейшего его восстановления и использования его по назначению. По указу архиепископа Иваново-Вознесенского и Кинешемского Амвросия в 1996 году 26 июня начались работы по восстановлению разрушенного храма. В течении полугода производились работы по очистке храма и прилегающей территории (корчевка деревьев на куполе храма, сброс наносной земли, вывоз мусора с прилегающей территории и внутри храма). Первый молебен был отслужен 9 октября 1996 года в день «Преставления Апостола Евангелиста Иоанна Богослова» в очищенном, но разбитом храме без окон и дверей, да кое-где и без стен.

http://sobory.ru/article/?object=07669

В конце войны, летом 1944 года, когда наступило потепление в отношениях Церкви и государства, Иван Михайлович Крестьянкин оставляет светскую работу и по благословению митрополита Николая (Ярушевича) становится псаломщиком церкви Рождества Христова в Измайлове. Спустя полгода митрополит Николай рукоположил его во диакона целибатом. А 25 октября 1945 года Патриарх Алексий I (Симанский) рукоположил диакона Иоанна Крестьянкина во иерея. Очень скоро о. Иоанн Крестьянкин проявил себя как ревностный проповедник и внимательный пастырь. К каждому приходящему он относился с христианской любовью – это привлекло к нему искреннюю любовь прихожан и духовных чад, одновременно став источником многих искушений. Всего пять лет продлилось служение о. Иоанна в храме Рождества Христова в Измайлове – в апреле 1950 года он был арестован. А 8 октября 1950 года он был осужден на семь лет лагерей. Отбывать заключение о. Иоанну пришлось в Каргопольлаге. Впоследствии, вспоминая о годах заключения, о. Иоанн говорил: «В заключении у меня была истинная молитва, и это потому, что каждый день был на краю гибели. Молитва была той непреодолимой преградой, за которую не проникали мерзости внешней жизни. Повторить теперь, во дни благоденствия, такую молитву невозможно. Хотя опыт молитвы и живой веры, приобретенный там, сохраняется на всю жизнь» c. 15–16]. 15 февраля 1955 года о. Иоанн был освобожден досрочно. После освобождения власти не разрешили ему жить в столице. Он попытался было устроиться в Псковской епархии, но на него было заведено новое дело, так что ему пришлось покинуть Псков и перебраться в Рязанские пределы. Около десяти лет прослужил о. Иоанн на различных сельских приходах Рязанской епархии. Храмы, в которых приходилось служить о. Иоанну, находились в плачевном состоянии; они требовали срочной реставрации. При помощи духовных чад о. Иоанн находил средства и возможности для ремонта храмов. В 1966 году, находясь в гостях у своего духовника о. Серафима (Романцова), о. Иоанн был пострижен в монашество. В постриге о. Иоанн сохранил прежнее имя, сменив святого покровителя – он был наречен в монашестве в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Вскоре, по благословению о. Серафима, он обратился к Патриарху Алексию I с просьбой направить его в монастырь. Патриарх благословил о. Иоанна на служение в Псково-Печерском монастыре.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Источник: Ближе к середине XVIII века в юго-западной части Земляного города, на так называемом Киселёвском бугре, стала образовываться слобода из новопоселенцев. Слобода получила название Безродной, так как большую часть её жителей составляли беглые крестьяне «без роду, без племени». Эти слобожане были прихожанами Петропавловской церкви, что стояла у Адмиралтейства. Начатое в 1744 году сооружение в Астрахани канала отделило Безродную слободу от приходского храма. Теперь священнослужителям этой церкви, вызываемым на различные требы к безродненским жителям, из-за стоящего на их пути канала и из-за постоянных бываемых здесь от дождя грязей тяжело было попасть на место. Такая же трудность возникала и у слобожан, желавших побывать у церковной службы. В 1763 году жители Безродной слободы, в которой в то время находилось уже триста дворов, просили у астраханского епископа Мефодия разрешения перенести к ним находившуюся при Крестовоздвиженском храме бесхозную деревянную церковь в честь Святителя Иоанна Златоуста. Архипастырь дал им своё благословение, и в этом же году она была перенесена на новое место, на самый центр Киселёвского бугра, с учреждением здесь своего прихода. В середине XVIII века с северной стороны храма был устроен деревянный тёплый придел в честь Толгской иконы Божией Матери. 10 августа 1803 года по благословению архиепископа Платона (Любарского) этот придел по ветхости был упразднён, а в 1818 году сломан. В 1819 году астраханский мещанин Иван Петрович Шарыгин на свои средства восстановил, теперь только с южной стороны, тёплый придел в честь Толгской иконы Божией Матери. Придел был освящён в том же году кафедральным протоиереем Фёдором Александровым с благословения архиепископа Гаия (Токаова). Но сама деревянная церковь Иоанна Златоуста была очень мала и ветха. Это побудило её священнослужителей, вместе с церковным старостою Даниилом Ивановичем Плотниковым, просить в Духовной Консистории сборную книгу на постройку нового храма. По этой книге было собрано пожертвований до 10 тыс. рублей. Церковный причт договорился с титулярным советником Николаем Михайловичем Ладыженским о выделке на его кирпичном заводе до ста тысяч штук кирпича. После чего сразу же началось строительство храма. После постройки каменной трапезы был перенесён из старого храма и устроен здесь с правой стороны придел в честь Толгской иконы Божией Матери. Устройство придела финансировал тот же благотворитель – И.П. Шарыгин. Этот придел был освящён 18 ноября 1823 года членом Консистории священником Андреем Ивановым. С левой стороны трапезы на средства астраханского купца Ивана Матвеевича Хлебникова был устроен придел в честь Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Этот придел был освящён 8 мая 1824 года строителем Иоанно-Предтеченского монастыря иеромонахом Серафимом. Сама церковь была достроена старанием нового церковного старосты Ивана Андреевича Чучина в 1825 году.

http://sobory.ru/article/?object=03238

Всё, что вы слышите на лекциях, имеет самое прямое отношение к вашей собственной жизни И прежде всего мне хотелось бы подчеркнуть вот что. Большинство из тех предметов, которые традиционно изучают в духовных школах, говорят о взаимоотношениях Бога и человека, а значит — о спасении. Поэтому всё, что вы слышите на лекциях, читаете в книгах, имеет самое прямое отношение к вашей собственной жизни и к жизни каждого человека. То, о чем написано в духовной литературе, нужно исполнять на практике. Учение о внутренней жизни человеческого сердца могут усвоить и передать другим только те люди, которые сами живут духовной жизнью. Есть очень верная практика, которая рекомендуется духовно опытными людьми: начинать день с чтения Священного Писания — главы Евангелия и двух глав Посланий апостольских. Человек должен буквально питать Евангелием свою душу, чтобы руководствоваться им во всех ситуациях своей жизни. Если человек постоянно и со вниманием читает Евангелие, ему открываются все новые и новые его грани. Главное, чему необходимо научиться в духовной школе,— понимать богослужение, любить его Главными послушаниями для наших воспитанников являются послушания богослужебные. Поэтому часто говорят, что главной аудиторией семинарии является храм. У нас это храм во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Здесь воспитанники учатся петь и читать на клиросе, изучают богослужебный устав, пономарят. Главное, чему необходимо научиться в духовной школе,— понимать богослужение, любить его, относиться к нему не как к тяжелой обязанности, а как к самому важному, что только у нас есть, как к центру всей нашей жизни. Воспитанницы Межъепархиального духовного училища также участвуют в богослужении в Крестовоздвиженской церкви. Учитесь не просто присутствовать на службе, но и молиться, вслушиваться в каждое слово, которое поется и читается за богослужением,— тогда вы сможете осознать глубочайший смысл всего, что происходит в храме. Однажды святого праведного Иоанна Кронштадтского спросили, откуда у него такая горячая вера. И он с твердой ясностью ответил: «Я жил в Церкви! Всегда пребывал в церковной жизни. Служил Литургию. Любил читать в храме богослужебные книги, минеи, стихиры, каноны – они прекрасны»… «Я жил в Церкви»,— еще раз убежденно повторил он.

http://pravoslavie.ru/106219.html

Главная цель моего посещения Саратовской земли это вместе с вами помолиться, молитвенно воздохнуть ко Господу и испросить у Него благословения на землю Саратовскую, на Церковь, зде пребывающую, и на каждого, кто с верой и любовью обращает к Нему свой взор; а также увидеть то, что произошло здесь за минувшие годы, и принять участие, может быть, в обсуждении тех вопросов, которые еще предстоит решить». В дар храму Святейший Патриарх Кирилл передал список иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Верующим были розданы иконки преподобного Сергия Радонежского с Патриаршим благословением. Завтра, 26 октября, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит чин великого освящения храма в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова Саратовской духовной семинарии и Божественную литургию в новоосвященном храме. Покровский храм, один из самых больших в Саратовской митрополии, был построен в 1876-1884 годах. В начале ХХ века была возведена отдельно стоящая колокольня. После революции все храмовое имущество было изъято, в 1929 году церковь была закрыта, колокольня снесена, здание подверглось значительной перестройке. В течение многих лет велась борьба за его возвращение Церкви. Об этом рассказывал на Юбилейном Поместном соборе 1988 года приснопоминаемый архиепископ Саратовский и Вольский Пимен (Хмелевской). По его словам, саратовский уполномоченный по делам религий клялся, что не допустит его передачи верующим: «Лучше разрушить его до основания, чем отдать вам». Покровский храм был возвращен Церкви в 1992 году. Его реконструкция потребовала значительных усилий. В настоящее время храм полностью восстановлен, завершено строительство колокольни, ее общая высота со шпилем составляет 66 метров. Центральный престол Покровского храма освящен в честь Покрова Божией Матери, левый придел — во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского. Святыни Покровского храма: икона с частицами мощей преподобного Сергия Радонежского и праведной Матроны Московской, ковчеги с мощами святителя Николая Чудотворца, святителя Луки Крымского.

http://patriarchia.ru/db/text/3809408.ht...

При Гагариных усадьба достигает наивысшего расцвета. Известно, что император Павел I останавливался здесь у Г.П. Гагарина на обратном пути с богомолья из Троице-Сергиевой Лавры. По воспоминаниям современников, князь Гагарин был умным и веселым человеком, обладавшим литературным даром. Его интересовали богословские вопросы, что побудило его написать несколько религиозных книг. Последние годы жизни он провел в Москве и в своем имении Богословское-на-Могильцах, и об этом также повествуется в его книге «Забавы уединения моего в селе Богословском», посвященной философским размышлениям. Г.П. Гагарин скончался 19 января 1808 г. и погребен в храме ап. и ев. Иоанна Богослова. Последним владельцем Богословского-на-Могильцах был сын Гавриила Петровича — Павел, после смерти которого во второй половине XIX в. село переходит в государственное ведомство, а усадьба постепенно приходит в упадок. С этого времени храм начинает значительно перестраиваться. Каменный храм апостола и евангелиста Иоанна Богослова был сооружен в 1767 г. как домовый и предназначался для семьи Щербачевых. Имя автора постройки неизвестно, но архитектура храма позволяет предположить, что им был один из ведущих мастеров середины XVIII в. Вероятно, что кроме храма этим же зодчим была разработана и планировка усадьбы. До перестроек XIX в. храм представлял собой уникальное по композиции здание: в центре постройки располагается стройная колокольня, являющаяся своеобразной осью симметрии. С востока и запада от нее - одинаковые объемы летнего и зимнего храмов. На белокаменной кровле 2-го яруса колокольни находились открытые площадки с балюстрадой, с которых можно было полюбоваться видом окрестностей усадьбы. Над ярусом звона помещались куранты, перезвон которых разносился далеко за пределами Богословского-на-Могильцах. После перехода усадьбы в государственное ведомство храм становится приходским. Малая его площадь не удовлетворяет прихожан, и в 60-е годы XIX в. расширяется летний храм, а в 1892 г., на средства церковного старосты Василия Петровича Ангина (лесопромышленника из с. Талицы), к зимнему храму пристраивают два придела: северный - в честь священномученика Василия Херсонского и мученицы Татьяны, и южный - в честь Поклонения веригам апостола Петра и Анны-пророчицы. Ко времени освящения этих приделов зимний храм был расписан под руководством мастера Коротаева, иконы для приделов выполнены мастером Гавриловым, а резные иконостасы изготовлены в мастерской Фролова.

http://sobory.ru/article/?object=02106

В 1889 году настоятелем храма во имя Василия Кесарийского был назначен священник Василий Михайлович Иванов. Отец Василий, помимо богослужебной практики, занимался педагогической деятельностью – вел уроки Закона Божия в школах трех сел: Курское, Бочаровка и Лапыгино. В последней школе он по совместительству преподавал еще и пение. История храма во имя Иоанна Богослова В конце XIX века на приходском сходе было принято решение построить новую церковь взамен ветхой на том же месте. Сказано - сделано, в 1900 году прихожане отстроили церковь во имя Иоанна Богослова, строительство которой курировал отец Василий Иванов. В сохранившейся Клировой ведомости за 1922 год приводится некоторое описание церкви: «Здание сей церкви деревянное при ней же колокольня тоже деревянная на каменном фундаменте, вокруг церкви железная ограда на кирпичном фундаменте с кирпичными столбами… Престолов при сей церкви один – во имя св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова». Из старого храма в новый перенесли иконостас и церковную утварь. Новый храм стал вдвое вместительней – 32,5 на 22,5 метра. Возможно, успешное завершение строительства явилось причиной перевода активного священника в клир Покровской церкви г. Старый Оскол 5 февраля 1901 года. В связи с этим обстоятельством на место настоятеля был назначен священник Иоанн Васильевич Альбинский (+ 1921). В 1907 году на диаконское место был назначен Феодор Николаевич Петров, а псаломщиком — Алексей Давидович Глазнев. Второй раз отца Василия Иванова жители села позвали в настоятели в 1921 году. 24 августа 1921 года отец Василий обратился к архиепископу Курскому и Обоянскому Назарию (Кириллову) с покорнейшим прошением переместить его из Старого Оскола в Лапыгино, и владыка его просьбу удовлетворил. К тому времени в стране произошли кардинальные революционные перемены. Отец Василий успел вкусить большевистской справедливости: полгода он провел в Андреевском монастыре, превращенном новыми властями в концлагерь. Отец Василий прослужил при храме села Лапыгино еще 10 лет (с 1921 по 1931 гг). С каждым годом борьба с религией в стране усиливалась. Коммунисты приравняли верующих к контрреволюционерам и предателям. Батюшку еще дважды арестовывали, но быстро выпускали. В начале тридцатых годов ХХ века давление усилилось, и священника изгнали под предлогом закрытия храма. Престарелую чету, отца Василия с его матушкой, приютила у себя в доме на улице Пролетарской Александра Никитична Давыдова. Та самая, у которой в начале тридцатых годов ХХ века квартировал владыка Онуфрий (Гагалюк), будущий священномученик, в бытность свою епископом Старооскольским. Покинул домик на Пролетарской отец Василий 20 декабря 1937 году, в день своего ареста. Умер он в Валуйской тюрьме до вынесения приговора. 21 марта 2000 года протоиерей Василий Иванов был реабилитирован Белгородской областной прокуратурой.

http://sobory.ru/article/?object=19706

С нынешнего дня, с благословения Господа Бога и с Его помощью начнемте, братие, разъяснение и толкование тех Евангельских чтений, который вы слышите на литургии в воскресные дни. Всякий воскресный день мы будем объяснять евангельское чтение того дня. Будем делать это следующим образом: сначала прочитаем самое евангельское чтение в переводе со славянского, на своем русском языке, которым обыкновенно говорим мы, затем, если в нем есть места, требующие разъяснения, разъясним их и, наконец, выведем из него поучительное наставление для себя, для своей жизни и деятельности. С Богом же за доброе дело! Сегодня не будем объяснять читанного Евангелия, но предложим вам, братие, некоторые замечания вообще о чтении Евангелия на наших церковных службах, особенно на литургии. Что такое собственно Евангелие, из которого мы слышим чтение на литургии и других церковных службах? Это главнейшая и священнейшая христианская книга, в которой св. апостолами описана земная жизнь Иисуса Христа Спасителя человеков и Его спасительное учение. Что значит название «Евангелие»? Евангелие – слово греческое, по-русски значит: добрая или радостная весть. Так называется главнейшая христианская книга потому, что для человеков не может быть более радостной вести, как весть о Спасителе и о вечном чрез Него спасении. Когда и какие из апостолов написали Евангелие? Евангелие написано по вознесении Иисуса Христа на Небо. Написано оно святыми апостолами и евангелистами: Матфеем, Марком, Лукою и Иоанном Богословом. Каждым из евангелистов написано свое Евангелие, называемое его именем: Матфея, Марка, Лука и Иоанна, и одно из Евангелий написано раньше, другое позднее: раньше всех написано Евангелие Матфея, а позднее (всех) – Иоанна. Поэтому всегда пред чтением Евангелия диакон и священник возглашают: «От Матфея (или Марка, от Луки или Иоанна) святаго Евангелия чтение». Все четыре Евангелия соединены в одну книгу и носят одно общее название – «Евангелие». Почему положено читать Евангелие на церковных службах? Потому что во время молитвы на службах сердце наше бывает более согрето и потому более способно принять евангельское учение. В храме, как бы в доме Божием, и из уст совершителя Богослужения, как бы из уст Самого Христа, слышится евангельское учение о вере и добродетели.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/b...

Церковь располагалась на третьем этаже и состояла из трех частей - паперти, средней часть и алтаря. Пол во всей церкви каменный, из метлахских плиток, подобранных узорно. Под средней аркой храма, напротив алтаря, помещались хоры - на чугунных колоннах и с чугунной лестницей. Вход в церковь, лестница, стены были украшены живописью и текстами молитв. По бокам солеи перед клиросами со стороны молящихся, помещены резные изображения Распятия и Воскресения Христова. Три средних окна в храме показаны в проекте с цветными стеклами, переплеты коих представляют три креста в напоминании Голгофы, остальные окна храма из цельных стекол. Изображений иконостаса не сохранилось, но есть очень подробное его описание: Иконостас был золоченым, двухъярусным, с верхом посредине, составляющим третий ярус; украшен " лучшей, мелкой резной работой в нынешнем новом стиле, весь на золотом фоне " . Царские врата прорезные, расположенные на них иконы - с изображениями четырех евангелистов; посредине - " Благовещение " . Справа от Царских врат были расположены иконы Христа Спасителя, Иоанна Богослова (храмовая икона; внизу - полная запись тропаря), далее, на дверях - иконы Архангела Михаила, Иоанна Рыльского - небесного покровителя Иоанна Кронштадского и св. Елизаветы. Слева от царских врат - иконы Богоматери, св. Николая Мирликийского и Порфирия Газского, Архангела Гавриила (на двери), Иоанникия Великого и Артемия Веркольского. Во втором ярусе - иконы двенадцати апостолов. В третьем ярусе -Тайная вечеря (размещена над Царскими вратами), справа от нее - икона Вознесения, слева- Преображения. Увенчивался иконостас иконой Воскресение и крестом. Все иконы местного письма, и, по мнению специалистов, содержали ошибки. По стенам храма и алтаря были размещены в киотах иконы, присланные Иоанном Кронштадтским, не поместившиеся в иконостасе. В годы Первой мировой войны на средства монастырей был организован епархиальный лазарет, " причем обязанности сестер милосердия несут монахини и послушницы Иоанно-Богословского Сурского монастыря " . В Сурском подворье сосредоточилось шитье белья, причем многие дамы местного общества с готовностью предлагали свои услуги и разбирали шитье по домам. Подворье продолжало заниматься сбором пожертвований - не только на содержание монастыря, но и на нужды " больных и раненых воинов " , беженцев, солдатских семей.

http://sobory.ru/article/?object=18087

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010