К 17 августа 1884 г. была построена половина колокольни и свод над трапезной храма, а к 5 сентября 1885 г. устроены по углам храма 4 главы и продолжалась постройка купола. В августе 1886 г. начались работы внутри храма – штукатурка стен, которая была окончена лишь к июню 1887 г., затем была начата настилка полов. 20 июня 1887 г. члены комитета по постройке церкви представили Епископу проект иконостаса со списком икон, предполагаемого к устройству в новом храме: «…В храме сем мы желаем иметь два Святых Престола – во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, а второй – в правой стороне храма – во имя Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова…». 27 августа 1887 г. Ставропольская Духовная Консистория разрешила притчу Александро-Невского собора г.Майкопа отправлять в строящейся Благовещенской церкви некоторые богослужения и духовные требы, кроме Божественной литургии. 17 марта 1888 г. причт Александро-Невского Собора г.Майкопа обратился с просьбой к исполняющему должности благочинного Евгению Соколову ходатайствовать перед Духовной Консисторией о разрешении освятить в храме придельный престол в честь и память святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова во вновь устроенной Благовещенской церкви с выдачей святого антиминса и открыть в нем временное богослужение с отправлением всех церковных треб для удобства прихожан. Иконостас к тому времени в данном приделе был уже установлен, престол и жертвенник также постановлены, необходимая для святейшего служения утварь приобретена. Ходатайство увенчалось успехом и 3 апреля 1888 г. священник Евгений Соколов освятил придельный престол в честь и память Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова на новом святом антиминсе. 16 декабря 1888 г. гражданский инженер Кубанского областного правления Хлебников, Майкопский городской голова и доверенные от общества, освидетельствовали выстроенную пятиглавую Соборную церковь с колокольней и нашли, что все работы по ее постройке произведены из доброкачественных материалов с удовлетворительной прочностью и согласно проекту, утвержденному начальником Кубанской области генерал-адъютантом Шереметьевым 17 февраля 1883 г. В акте указано, что 54 аршина общая длина церкви с колокольней, считая от восточной алтарной стены до западных дверей в колокольне, а общая 26 аршин ширина церкви от северных до южных дверей, высота главных стен церкви и колокольни от земли до первого верхнего карниза 18,5 аршина, общая же высота церкви от земли до креста 51,5 аршина, а общая высота колокольни от земли до верхнего креста – 57,5 аршина. Церковь была выстроена на каменном фундаменте и цоколе, стены со сводами и куполами сложены из кирпича и покрыты железом, окрашенным масляной краской. На момент освидетельствования был поставлен один малый иконостас, установка среднего и большого иконостаса еще продолжалась.

http://sobory.ru/article/?object=42431

В Успенском храме был придел Сошествия Святого Духа (в верхней части храма), а также размещавшиеся в трапезной приделы - во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова (южный) и святого апостола Иакова Алфеева (северный). Престол святого апостола Иоанна Богослова был перенесен в Успенский храм из колокольни после 1812 года. Посвящение престола северного придела напоминало об избавлении обители от взрыва 9 октября 1812 года, в день памяти святого апостола Иакова Алфеева. После освящения храма в 1945 году был восстановлен южный придел во имя евангелиста Иоанна Богослова, для которого в 1956 году устроили новый иконостас. В церкви Сошествия Святого Духа до 1981 года размещалась часть служебных помещений редакции «Журнала Московской Патриархии».   Новодевичий. Фото - С.Мотылев Глава 3. Возрождение и становление обители (1994-1999) Возобновлением монашеской жизни обитель во многом обязана Высокопреосвященнейшему Ювеналию, митрополиту Крутицкому и Коломенскому. Он с 1977 года имеет резиденцию в Новодевичьем монастыре и регулярно совершает богослужения в Успенском храме. Но заботы владыки митрополита о древней обители никогда не ограничивались только внешним благолепием храма и красотой церковных служб, хотя и в этом отношении Новодевичий все эти годы пользовался заслуженной любовью православных москвичей. Давним и горячим желанием митрополита Ювеналия было возвращение Новодевичьему монастырю его подлинной духовной сути, вернуть в эти древние стены монашеские традиции, наполнить их непрестанной молитвой монашествующих и трудами во славу Божию. На заседании Священного Синода под председательством Патриарха 24 ноября 1994 года в ответ на рапорт митрополита Ювеналия было принято постановление «в связи с завершением переговоров с генеральным директором Исторического музея А.И.Шкурко по вопросу совместного использования Новодевичьего монастыря благословить возобновление сестринской монашеской жизни в Московском Новодевичьем монастыре с поручением руководства вышеуказанной обителью Преосвященному митрополиту Крутицкому и Коломенскому Ювеналию, имеющему митрополичье подворье в данном монастыре».

http://sedmitza.ru/text/760636.html

Немало было сделано для украшения внутренности храма в 1850 г. при командире полка генерал-майоре Безобразове. Но самые большие переделки и украшения внутри храма: возобновление иконостаса, уничтожение сводов, на которых стоял придельный алтарь, постановка вместо кирпичных гранитных колонн, устройство паркетного пола – были сделаны в 1856 г. частью на церковные суммы, а главным образом, на деньги, пожертвованные царствующим государем императором и покойною императрицею Александрою Федоровною, бывшей шефом полка. Перестроенный и украшенный храм того же 1856 г. 1 октября был освящен главным священником гвардии и протопресвитером Василием Борисовичем Бажановым. При полку находится еще походная церковь во имя Архистратига Михаила, устроенная при сформировании полка в полный состав и сопутствовавшая ему в походах 1805, 1807, 1812, 1831, 1849 и 1853 гг. При помощи небесного Архистратига кавалергарды победоносно сражались и отличались при Аустерлице, Бородине, Кульме и Фершампенуазе. До 1844 г. в церкви св. праведных Захарии и Елисаветы находился придельный храм во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова, устроенный вверху, над сводами. Иконостас сего придела был складной – походный, все иконы его писаны на белом атласе, по золотому фону. Походная церковь, к которой принадлежал этот иконостас, до 1754 г. хранилась в московской шатерной палате и была освящена во имя Воскресения Христова, а в это время, по указу главной дворцовой канцелярии, до окончательного устройства иконостаса в каменном местном храме прислана из Москвы в С.-Петербург и поставлена при придворном запасном дворе. Неизвестно, по каким причинам походный храм сей во имя Воскресения Христова в 1755 г. освящен, по благословению синодального члена архиепископа с.-петербургского Сильвестра, во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Есть устное предание, будто сей придельный храм был походною церковью царя и великого князя Иоанна Васильевича IV, но это только предание. Московская придворная контора на отношение бывшего обер-священника Музовского в 1833 г. никаких сведений об этом храме не сообщила.

http://sobory.ru/article/?object=34443

Погребение св. Ефрема Сирина в Ивере. Обретение св. главы Иоанна Предтечи там же. Географическая икона «Путь Богоматери Иверской на Афон», там же. Страдания св. великомученика Георгия в Карее (два рисунка). Икона Иисус Христос Всевидец в Карее. Копии с диптихов Рисунок с Кутлумушского диптиха. Деисус на этом же диптихе. VI. По части стенной и мозаической живописи Прощание св. апостола Павла с ефесскими пресвитерами В притворе Иверского соборного храма Арий и его сподвижники на 1-м вселенском соборе Сила Вышнего. Витии многовещанные Из живописного акафиста Богоматери там же Аристотель Солон Плутарх В паперти Иверского параклиса вратарницы В притворе Хиландарского собора «Премудрость созда себе дом» Святой мученик Прокопий Святой Иаков Перс Святой Говдели В соборном храме Варлаамского монастыря в Метеорах Св. Феодор Св. Георгий Св. Мина В соборном храме Преображенского монастыря в Метеорах Игрок на органе В притворе Кутлумушского собора Портрет Панселина В стене одной Афонской кельи Рисунок с мозаики В Солунском храме святого Георгия Всего 18 рисунков VII. По части книжной живописи Св. евангелист Марк Из евангелия 562 г. в Ивере Его же поясное изображение Из того же евангелия Из жития Иоасафа, индийского царевича, ΧI века Св. Иоанн Богослов Из евангелия 1168 года в. Кутлумуше Протоспафарь с супругой пред Иисусом Из того же евангелия Исцеление расслабленного у овчей купели Распятие Иисуса Христа Сошествие во ад Снятие со креста Воскресение Явление мироносицам Исцеление кровоточивой Из греческого рукописного евангелия XIII века в Ивере Два перспективных рисунка Из евангелия XIII века в Пантократоре Св. евангелист Лука Из рукописи 1302 года в Руссике Рисунок Из нотного обихода еп. Арсения 1700 г. Моление о чаше Из русской рукописи 1740 года в Руссике Преподобный Варсонофий Горница и письменный прибор евангелиста Марка Молитва мытаря и фарисея, миниатюра Из книги Иова в Ватопеде (шесть рисунков) Св. Меркурий Св. Екатерина Из Минеи в Дохиаре 5 рисунков Из псалтири в Пантократоре

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

ЖМП. 1974, 5, с. 38-47; Церковь как претворение Тринитарного Домостроительства. ЖМП. 1975, 1, с. 58-63. Доклад, прочитанный на конференции " Церковные дни-74 " в Упсале, Швеция, 30 авг.-3 сент. 1974 г. Церковь и свершение творения. ЖМП. 1975, 1, с. 64-67-76 (примечания). Доклад, прочитанный на конференции " Церковные дни-74 " в Упсале, Швеция, 30 авг.-3 сент. 1974 г. Слово в Неделю 16-ю по Пятидесятнице. ЖМП. 1976, 1, с. 35-36. Произнесено 12 окт. 1975 года в Покровском храме МДА за Божественной литургией О блаженном Августине. Богословские труды, 1976, сб. 15, с. 3; Слово в Неделю Всех святых. ЖМП. 1977,. 8, с. 66; Максим, Патриарх Болгарский. (О сборнике статей и речей Патриарха Болгарского Максима " ). ЖМП. 1977, 10, с. 53; Интронизация Блаженнейшего Патриарха Румынского Иустина I. ЖМП. 1977, 11, с. 44-47; Погребение Блаженнейшего Архиепископа Кирского Макария. ЖМП. 1977, 11, с. 47-50; Памяти Блаженнейшего Архиепископа Кипрского Макария. ЖМП. 1977, 12, с. 39-44; Перед панихидой в родительскую субботу. ЖМП. 1978, 2, с. 28; Слово в день поминовения святейшего Патриарха Алексия. ЖМП. 1978, 2, с. 32; В Неделю Всех святых. ЖМП. 1979, 6, с. 27; Лампада Преподобного Сергия. ЖМП. 1979, 9, с. 32; Слово перед панихидой (11 сентября 1980 г.) ЖМП. 1980, 9, с. 52; Слово на торжественном акте в Покровском храме МДА 21 сентября 1980 г. ЖМП. 1980, 12, с. 17; Слово под Новый год. ЖМП. 1981, 1, с. 26. Произнесено в 1979 г. в храме воскресения Словущего в Москве Слово в день памяти св. Иоанна Златоуста. ЖМП. 1981, 2, с. 37; Слово на Пассии 3 марта 1981 года. ЖМП. 1981, 8, с. 43; Слово о послушании. ЖМП. 1982, 1, с. 44. Произнесено 29 нояб. 1981 г. в храме Воскресения Словущего в Москве Рождественское письмо к христианам публицистам. ЖМП. 1982, 1, с. 66; Богословие свят. Патриарха Пимена. Его общественное и миротворческое служение. ЖМП. 1983, 2, с. 20; Слово на Вознесение Господне. ЖМП. 1983, 9, с. 36; Пастырская дидактика св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова. ЖМП. 1984; 3, с.

http://drevo-info.ru/articles/12931.html

21 мая, в день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова, Святейший Патриарх Кирилл возглавил совершение Божественной литургии в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова в сослужении: митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия; митрополита Петрозаводского и Карельского Константина; митрополита Тверского и Кашинского Амвросия; епископа Истринского Серафима; епископа Звенигородского Феодорита; ректора Санкт-Петербургской духовной академии епископа Петергофского Силуана; личного секретаря Святейшего Патриарха архимандрита Алексия (Турикова); секретаря епархиального управления Санкт-Петербургской митрополии протоиерея Сергия Куксевича; клириков Санкт-Петербургской епархии. За Литургией молились: митрополит Новгородский и Старорусский Лев; епископ Выборгский и Приозерский Игнатий; епископ Кронштадтский Назарий; епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав; епископ Гатчинский и Лужский Митрофан; епископ Юрьевский Арсений; а также губернатор Санкт-Петербурга А.Д. Беглов, председатель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга А.Н. Бельский, почетные гости торжеств, преподаватели и учащиеся Санкт-Петербургских духовных школ. В тот же день Его Святейшество возглавил торжественный акт, посвященный 300-летию начала духовного образования в Санкт-Петербурге (300-летию основания Славенской школы) и 75-летию возрождения Санкт-Петербургской духовной академии, и обратился к присутствующим с Первосвятительским словом. По завершении торжественного акта Святейший Владыка осмотрел экспозиции церковно-археологического кабинета и тронного зала, посвященные отмечаемым памятным датам. Затем Святейший Патриарх Кирилл побывал на Большеохтинском кладбище Санкт-Петербурга, посетил Никольский храм, а также совершил литию на месте погребения своих родителей — протоиерея Михаила и Раисы. Затем Его Святейшество отбыл в Москву. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Сообщение принять к сведению. 2. Благодарить Предстоятеля за труды и принесенную радость молитвенного общения архипастырям, пастырям, монашествующим и мирянам Санкт-Петербургской митрополии.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В завершение Святейший Владыка напутствовал верующих: «Еще раз всех с праздником, дорогие мои! Молитвами святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова да хранит Господь сию замечательную духовную школу нашей Церкви и каждого из вас на том замечательном, великом, непростом, но одновременно радостном пути, который вы избрали. Христос Воскресе!» Родоначальницей нескольких учебных заведений Санкт-Петербурга, в том числе Духовной академии, стала Славенская школа. 11 июля 1721 года распоряжением архиепископа Новгородского Феодосия (Яновского), во исполнение императорских указов, велено было «учредить во общую пользу при Александро-Невском Монастыре, для учения юных детей чтения и писания, Славенскую школу». В 1726 году при императрице Екатерине I Славенская школа была переименована в Славяно-греко-латинскую семинарию. В 1786 году в Российской империи была начата масштабная реформа образования. В соответствии с этим митрополит Санкт-Петербургский Гавриил (Петров) заявил ходатайство о преобразовании Александро-Невской семинарии в Главную семинарию. В 1797 году Свято-Троицкий Александро-Невский монастырь был переименован в Александро-Невскую лавру, а Александро-Невская Главная семинария преобразована в Александро-Невскую академию. 26 июня 1808 года император Александр I утвердил проект реформы духовных училищ, а в начале следующего года Александро-Невскую академию разделили на три вполне самостоятельные ступени: Санкт-Петербургскую духовную академию — первую в России, устроенную по новому уставу (высшая ступень), Санкт-Петербургскую духовную семинарию (средняя ступень) и Александро-Невское духовное училище (низшая ступень). После разработки и принятия Устава 17 февраля 1809 года состоялось торжественное открытие Санкт-Петербургской духовной академии. Вскоре после Октябрьской революции, осенью 1918 года, прежние духовные школы Северной столицы были закрыты. В ноябре 1945 года в Ленинграде, в части здания духовной семинарии, были открыты Богословско-пастырские курсы. Ленинградская духовная академия была учреждена 1 сентября 1946 года указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I, а Ленинградская духовная семинария создана указом Святейшего Патриарха на базе Богословско-пастырских курсов, работавших в Ленинграде в 1945/46 учебном году. 14 октября 1946 года, в день Покрова Пресвятой Богородицы, в присутствии Патриарха Алексия I состоялось торжественное открытие Ленинградской духовной академии и семинарии.

http://patriarchia.ru/db/text/5927618.ht...

В праздник Успения Пресвятой Богородицы абитуриентам объявили результаты экзаменов. Виктор был несказанно рад, когда узнал, что зачислен в семинарию. Потом как-то владыка Ионафан (сейчас архиепископ Херсонский и Таврический, а в наши студенческие годы он был регентом мужского хора духовных школ, а я – уставщиком этого хора) сказал мне: «Один юноша подошел ко мне и говорит: хочу петь в хоре. Пойдем, послушаем его». Надо сказать, что семинаристы часто избегали хора как лишней нагрузки к учебному процессу. А этот молодой человек сам попросился в хор. Пошли мы его прослушать. Слух у Виктора Ерошенко был, но он не имел сильного и яркого голоса. А желание петь было велико. Регент поставил его во вторые тенора мужского хора. Наша с Виктором дружба завязалась в день апостола любви святого Иоанна Богослова – в престольный праздник нашего академического храма. Помню, после концерта он помог мне собрать, сложить и отнести ноты, а потом впервые попросил позволения проводить меня. Общежитие регентского отделения находилось тогда на Таллиннской улице. Мы шли с Виктором пешком через мост Александра Невского и все это время вели беседу. Разговаривая, я отметила в нем обаяние, необыкновенно чарующую манеру общения, широкую эрудицию, но самое главное – доброе сердце, что важнее всего для будущего священника. Витя очень поддержал меня, когда я приехала с похорон папы. Благословение на брак мы получили у отца Иоанна (Крестьянкина). 5 июня 1988 года в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова Санкт-Петербургских духовных школ мы обвенчались. После рукоположения в диаконы Виктора направили в Князь-Владимирскую церковь поселка Лисий Нос под Петербургом. К тому времени я уже служила там регентом. Он прошел хорошую школу у тогдашнего настоятеля храма протоиерея Олега Бекаревича († 1997). Это был строгий пастырь старой традиции, он был требователен к себе и к окружающим, любил дисциплину. Потом мой батюшка говорил: «Пройдя школу отца Олега, дальше делать уже нечего». Практические уроки настоятеля дали даже больше, чем теория в семинарии. Супруг рассказывал, что отец Олег делился самым сокровенным, что касалось богослужения, все тонкости раскрывал, на всех важных моментах заострял внимание. Он не гнушался никакой работой по храму. Батюшка считал, что все должности в храме почетные и священник всеми ими должен владеть и не говорить, что, мол, это не мое настоятельское дело.

http://pravoslavie.ru/4396.html

И каждый день в 12.00 по очереди все сотрудники читали и молились в этом молитвенном углу. Началась подготовка. Было все просчитано по дням. И штаб программы доложил, что мы должны стартовать из Владивостока не позже 21 мая 2007 г., в день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова, а 20 мая 2007 г., в день Воспоминания Явления на Небе Креста Господня в Иерусалиме (351) и Собора преподобных отец Русского на Афоне Свято- Пантелеимонова монастыря на Афоне, по благословению митрополита Приморского Вениамина проводим крестный ход во Владивостоке, а для этого мы должны прибыть со святынями во Владивосток 19 мая, в день рождения Императора – страстотерпца Николая Второго, а 18 мая – отслужить молебен в храме Николая Чудотворца в Толмачах пред Владимирской иконой Богородицы. Но свершилось великое событие в преддверии нашего старта. В Храме Христа Спасителя 17 мая 2007 г. состоялось воссоединение Русской Православной Церкви и Русской Православной Церкви за границей. На следующий день, 18 мая, архиепископ Женевский и Западно-Европейский Михаил отслужил первый общий для РПЦ и РПЦЗ молебен в храме Святителя Николая в Толмачах у Владимирской иконы Богородицы и освятил икону Богородицы Державную для крестного хода Владивосток-Москва. Настоятель храма протоиерей Николай Соколов передал в крестный ход старинную храмовую икону Николая Чудотворца и хоругви. Мы выдвинулись со святынями в аэропорт и попали в жуткую «пробку» с аварией нескольких машин на Химкинском мосту. Мы понимали, что самолет-аэробус Москва – Владивосток улетит без нас. И Владимир Тонаков из «Руси Державной», в руках которого была икона Николая Чудотворца из храма в Толмачах, сказал: «Братья и сестры! Читаем акафист Николаю Чудотворцу!». Как мы горячо все возопили: «Святителю Николаю, моли Бога о нас». Читали до аэропорта, и с нами читал Михаил Дмитрук, который помогал все вытаскивать, а потом переносить к стоящему под парами самолету. Рейс Москва-Владивосток задержался на несколько часов. 19 мая, в день рождения страстотерпца Императора Николая II, прибыли во Владивосток.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/06/11/ta...

Вход в храм украшает готическое крыльцо с двумя гранитными колоннами. Центральный неф храма устремлен ввысь, его своды расписаны аквамариновой краской, которая символизирует небо - творенье Божье и звезды - бесконечность. Тяжелые своды шатровой крыши поддерживают 4 колонны, выполненные из карельского селувийского гранита готического ордера. В боковых нефах изображены важные моменты жизни святителя Иоанна: его избрание на Константинопольскую кафедру, Проповедь в храме, Успение (смерть) Вселенского учителя и Погребение святого. По углам первого яруса написаны образа святых современников Иоанна Златоустого: Диаконисы Олимпиады, преп. Исихия, святителя Милетий Антиохийского, святителя Прокла Влахернского. В парусах храма изображены святые евангелисты. Верхняя часть нефа расписана сюжетами Страстей Христовых (копии репродукций Гюстава Доре): Предательство Иуды, Христос в темнице, Суд Пилата, Несение креста на Голгофу. По углам второго яруса написаны образа Отцов Церкви: Григория Богослова, Иоанна Златоустого, Василия Великого и Апостола Иакова. Удивительна по красоте и выразительности роспись алтарной апсиды: Благословляющий Господь Саваоф с предстоящими Ему Ангелами. Над Св. престолом написана фигура Господа Саваофа и по бокам 7 Ангельских чинов, славящих Бога. В малых апсидах символические изображения Св. Духа и Всевидящего ока. От яркого и пышного иконостаса осталась позолоченная арка, выполненная из липы, с 3 Ангелами Божьей Славы. В левой малой апсиде храма когда-то располагался придел в честь св. великомученика Назария. В советское время в церкви размещался склад СХТ, что повлияло на живопись храма. В 20-х гг. 20 в. монастырь закрыли большевики, но до начала 1930-х гг. при монастыре монахи организовали рыбколхоз. После служба в церкви Иоанна Златоуста была упразднена. Перед войной она использовалась как клуб, ныне действуюший храм. Святые врата расположены в центральной части восточной стены монастырской ограды, напротив колокольни. Построены тихвинскими мастерами в 1691 г. Представляют собой кирпичную стену, прорезанную двумя разновеликими арочными проемами: большим (южным) для проезда и малым (северным) - для прохода пешеходов, и завершаются щипцом, который в XVIII-XIX вв. был покрыт росписью «Спаситель со святыми». Между храмами находилось монастырское кладбище.

http://sobory.ru/article/index.html?obje...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010