Ушедши отсюда, он обошел много городов, Неокесарию, Самосат, Аланов, Абазгов, Зикхов, Босфорцев, Херсонитян. Потом, переплыв в Византию, поставил епископом Стахия, и обошедши другие города, прибыл в Пелопонес и жил у Сисоя, по случаю тяжкой болезни. И скоро весь Патарский город он привел ко Христу. И жена правителя Максимилла, освобожденная апостолом от тяжких мучений болезни, уверовала во Христа, и мудрый Стратоклей правитель, брат Егеата; и многие другие, одержимые различными болезнями, исцелены были апостолом. Поэтому Егеат, распалившись завистью, распял апостола на кресте, а сам разбился, упавши с одной высокой стены. Мощи же апостола; по истечении многих лет, принесены были блаженным мучеником Артемием в Константинополь и поставлены были, вместе с апостолом Лукою и Тимофеем, в пречестном храме святых апостолов под святою трапезою. Евангелист Иоанн богослов. Он имел отца Зеведея, а мать Саломию, которая была дочь Иосифа, обручника Богородицы. Иосиф имел четырех сыновей, Иакова, Симеона, Иуду и Иосию, и трех дочерей, Есфирь, Марфу и Саломию, которая была женой Зеведея, а матерью Иоанна. Иисус Христос был дядя Иоанну, как брат Саломии, дочери Иосифа. Сей апостол возлежал на персях Христовых, так как весьма любил его Христос; когда разбежались все апостолы во время предания и распятия, он один остался; и к гробу он, поспешивши, пришел прежде; и потом Богородицу он принял к себе и угождал ей до самого ее успения. После ее успения, он пришел в Ефес и проповедал евангелие. Он имел на земле трех матерей: первую Саломию, вторую – гром, третью – Пречистую Богородицу, как сказано в евангелии – Сына громова ( Мк.3:17 ); потом – Се мати твоя ( Деян.19:27 ). Императором Домицианом он заточен был на остров Патмос, на котором написал, по откровению, святое евангелие. Когда же Траян наследовал Домициану, то освободил из заточения и апостола. Бывши в Ефесе и узнавши, что скончался мученически апостол Тимофей, которого он поставил епископом в своем городе, сам снова принявши свою паству, разрушил молитвою храм Артемиды и 400 тысяч ее почитателей привел ко Христу, и сотворил другие многие чудеса и посему имел преславную кончину; ибо он в глубокой старости почил мирно.

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

18 мая 2021 года деятельность выездной комиссии началась с посещения Пермской духовной семинарии и молитвы за Божественной литургией в семинарском храме в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Затем в одной из учебных аудиторий состоялась встреча членов выездной экспертной группы с руководящим и преподавательским составом Курсов, в ходе которой обсуждались вопросы организации работы курсов и особенности преподавания изучаемых дисциплин монашествующим, отличительные моменты в программах в сравнении с одноименными семинарскими. По благословению митрополита Мефодия на встрече с комиссией участвовали: иеромонах Иосиф (Романов) — руководитель Курсов базовой подготовки в области богословия для монашествующих Пермской епархии, благочинный Монастырского округа Пермской епархии, заведующий канцелярией Пермской епархии; протоиерей Андрей Сапсай — кандидат теологии, заведующий отделением дополнительного религиозного образования и катехизации Пермской духовной семинарии; Ю.С. Ялалетдинова — методист открывающихся Курсов, а также преподаватели Курсов: иерей Виктор Букалов — кандидат богословия, заведующий кафедрой богословских и богослужебных дисциплин Пермской духовной семинарии, старший преподаватель ПДС; иерей Валентин Волков — преподаватель ПДС, О.В. Сыромятников — доктор филологических наук, преподаватель ПДС, профессор кафедры русского языка и стилистики Пермского государственного национального исследовательского университета, профессор Пермского института ФСИН, председатель Пермского отделения Всероссийского общества Ф.М. Достоевского. В продолжение работы гости посетили Пермский Успенский женский монастырь, где встретились и провели беседу с настоятельницей обители игуменией Марией (Воробьевой), настоятельницей Бахаревского Богородице-Казанского Серафимо-Алексеевского женского монастыря игуменией Софией (Забурдаевой), с насельницами Успенского монастыря и преподавателями Курсов (преподавателями Пермской духовной семинарии) иереем Алексием Паркачевым, кандидатом богословия, иеромонахом Романом (Черепановым), иереем Анатолием Артемьевым.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5812257...

279 л. 280) и Новгородский XV-XVI 530 л. 46 об.). Во всяком случае, только в служебнике 1617 г. слова Христа: Приимите и пр., прямо названы формой, т. е. образом або съвершением тайны (стр. 37), как и в Римской церкви. Тоже мнение высказано в служебнике Петра Могилы 1639 года, тогда как в служебнике 1629 года было еще православное мнение. 552 В служебнике 1639 года о моменте пресуществления прямо не говорится, а сказано: «иерей зря на святый хлеб показует над ним и благословляя его, возглашает, глаголя: «Приимите, ядите... Лик: Аминь. Иерей же низко поклонься божественному Христову Телу единожды» и пр. (стр. 315). Мы укажем более раннее и прямое свидетельство Дидаскалии Кутеинского монастыря 1637 года, перепечатанной в Киеве в 1653 году. 553 На вопрос, какими словами совершается пресуществление, отвечено: «Суть тые слова Христовы над хлебом: Приимите, ядите сие есть Тело Мое, а над вином: Пийте от нея вси: си есть Кровь Моя» и пр. В рукописи Киевской лавры 139, л. 1, помещен «Синод ведле звычаю дорочнаго [от] его [милости] в Бози превелебнаго господина отца Афанасиа Поузыны з Козелска епископа Луцкого и Острозскаго благочестиваго септебриа 26 рок 1638 в церкви кафедральнои Луцкои храме святаго апостола евангелиста Иоанна Богослова з мнозством духовенства православнаго Восточнои Святои церкви послушне, хотливе собраннаго покоине и набожне отправованный и в том же року в Кремянце для ведомости выдрукованый». 554 На л. 16 об. читаем: «В. Которая ест форма тои таины (Евхаристии) албо ли котории слова совершают тую таину. О. Суть тыи слова Христовы над хлебом: приимете, ядете, се есть Тело Мое, и над вином: пеите от нея вси се есть Кровь Моя». В той же рукописи на л. 31 находится: «Дияфросис албо седми скритих сакраменталных таемниц... вырожение и короткии выклад». В этом сочинении на л. 81 читаем: «форма (таинства Евхаристии) зас то ест слова истошнии сакрамент чинячии, хлеб и вино в правдивые истотное Тело и Кровь Христову пременяючеи есть слова Збавителеви маючии мощь Духа Святаго, тии: приимете, ядете се есть Тело Мое...

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Апостольский подвиг есть подвиг полной самоотдачи, самоистощания для того, чтобы другие жили, и жили не просто обычной человеческой жизнью, но в общении с Духом Божиим, получая небесный дар благодати. Все это нужно помнить, когда мы размышляем о деяниях святых апостолов, но особенно сегодня, когда мы прославляем первоверховных апостолов Петра и Павла. Апостолы действительно передали всему миру весть о Христе. Весть о Младенце Иисусе, родившемся в Вифлееме; весть об Иисусе Христе, вошедшем в возраст и возвестившем слово, которое изменило всю человеческую историю; весть об Иисусе Христе, Который был схвачен, допрошен, подвергнут пыткам, казнен, но силой Божией воскрес. Именно святые апостолы донесли до нас всю историю Спасителя, ведь Сам Спаситель ничего не записывал, — это апостолы хранили в своей памяти и научили первое поколение христиан всему, что нужно для спасения, и, наконец, они действительно основали Церковь. В Откровении Иоанна Богослова рассказывается о таком видении. Апостол увидел крепость, у которой двенадцать башен, а в основании каждой — камень с именем святого апостола. Этот образ, явленный апостолу и евангелисту Иоанну Богослову, может помочь каждому из нас понять, что такое Церковь. Это действительно крепость, крепость несокрушимая, и ни одно орудие не может проломить ее стены или, тем более, ее уничтожить, потому что в основании двенадцати башен — святые апостолы, которые получили от Самого Господа и Спасителя силу для создания Церкви и утверждения веры. Прославляя святых апостолов, мы в первую очередь благодарим их, великих свидетелей о Христе, за все то, что мы узнали о нашем Господе и Спасителе. Но мы благодарим их и за героическую жизнь, и за мученическую кровь, которая запечатлела искренность и истинность их слов. Если бы такой подвиг принадлежал только первому поколению апостолов, то и в этом случае память о нем сохранилась. Но ведь святые апостолы, заложив основы церковного бытия, предопределили, действием Святого Духа, то, что в Церкви Божией подвиг мученичества, исповедничества, свидетельства, провозглашения истины никогда не исчезает. Церковь потому и называется Апостольской, потому что в полной мере несет в себе апостольское служение. И это не только служение епископов, священников — это служение всего народа Божия, дорогие мои братья и сестры, это ваше служение.

http://patriarchia.ru/db/text/5470476.ht...

Братья и сестры помогают определить друг другу тот вид служения, к которому призвал его Господь, чтобы все и каждый тем даром, какой получил, служили другим ( 1Петр 4: 10 ) к созиданию всего Тела Церкви в единстве и любви. Пребывать в Святой Церкви – значит, жить в благодати Святого Духа. Благодать же стяжается и приумножается непрестанным подвигом. Силы для своего служения ближним братство черпает в церковных Таинствах, а наипаче в Таинстве Тела и Крови Христа. Литургия – центр жизни братства 2. О Таинстве Церкви и церковных таинствах: Братство верит, что жизнь Церкви есть одно нераздельное Таинство, свидетелем и причастником которого становится каждый через церковные Таинства, совершаемые Христом и верными Его, народом святым, царственным священством ( 1Петр 2: 4, 9, 10 ). Братья и сестры стремятся к сохранению сложившихся форм церковной жизни, к выявлению в них подлинных духовных реалий, и посильно участвуют во всех общецерковных событиях и празднествах. Таинство собрания Жизнь братства определяется еженедельным совершением Таинства Евхаристии. Участие в литургии и причащение – не только личное дело каждого, но общее служение всех. Братья и сестры планируют свою жизнь так, чтоб она не препятствовала их участию в таинстве собрания. Не участвующие в литургии по независящим от них причинам (тяжелая болезнь, неотложное служение, непредвиденные обстоятельства) или по благословению общины ввиду особых обстоятельств или трудов поминаются на литургии как участвующие и, по возможности, после собрания братья доставляют им Святые Дары для причащения. При невозможности передать им Святые Дары община молится о даровании им причастия Святого Духа. В отсутствие священника на еженедельных евхаристических собраниях совершается литургия Преждеосвященных Даров. На место священника предстательствует по избранию один из членов общины. В случае отсутствия священника и невозможности совершить литургию Преждеосвященных Даров община, по общему согласию, собирается в одном избранном храме для совершения литургии.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

В 1783 году 3 октября, окончена черновая постройка всего здания храма. В мае 1784 установлен крест, а 11 июня позолочен купол. На алтарь и колокольню кресты установлены 29 июня, главы позолочены 17 июля. 23 мая 1785 года на колокольню внесены все колокола. В 1787 году 27 июня освящен придел в верхней соборной церкви во имя Троицы Живоначальной. После смерти Дмитрия Синельникова 5 сентября 1788 года, жена его Наталья Федоровна пожертвовала новый, резной деревянный и позолоченный иконостас для нижнего этажа храма, для приделов Введения в храм Пресвятой Богородицы, Николая Чудотворца и апостола евангелиста Иоанна Богослова, переименованного из Всех Святых, при последнем освящении третьего придела. В алтаре устроены жертвенники и горные места. Над иконостасом трудился Острогожец Алексей Лукьянович Асадченков. Вновь перемощен был и церковный помост, в связи с этим и проводилось переосвящение приделов в 1790 году в сентябре месяце. Немало сделано вдовой Синельникова и для второго этажа храма на собственные сбережения. В 1797 году горное место в алтаре, жертвенник. Храм обставлен множеством икон. Выполнено множество позолот и резьбы. Стены храма расписаны великолепной живописью. В храме хранилось множество дорогих вещей, подаренных еще царем Алексеем Михайловичем и супругой его Марией Ильинишной. Это и Евангелия, и кресты наперстные, и иная церковная утварь, иконы и картины, а также ризы и множество книг. Жертвовали для храма и другие люди, но вклад Синельниковой Натальи Федоровны несравненно выше иных. Ее стараниями, в храм подарены: наперстный крест серебряный, позолоченный весом в 2 фунта и 28 золотников. Серебряный ковчег для хранения св. таинств серебряный с позолотой весом в 9 фунтов 23 золотника. Потир и дискос с всеми принадлежностями серебряные с позолотой весом 6 фунтов. Серебряное с позолотой паникадило кованой работы, на 15 подсвечников весом в 2 пуда, 12,5 фунтов серебра. На позолоту его ушло 32 червонца в 3514 рублей. Воздухи синего бархата шитые жемчугом стоимостью 6000 рублей.

http://sobory.ru/article/?object=36308

В 1812 году освящена существующая доныне церковь во имя святителя Николая Чудотворца, а в 1820 году окончено построение каменной ограды вокруг монастыря и заложен храм в честь святого апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Расположение обители близ залива Прорва с его морским портом являлось до середины XIX столетия причиной ее посещения многими известными государственными и общественными деятелями на их пути из Прибайкалья в Забайкалье, Китай и Монголию и обратно. Особое внимание уделяли монастырю с его некрополем убиенных послов российские дипломатические миссии, которые принимали здесь послов из других государств. С 1862 года в обители находился центр Забайкальской Духовной Миссии и епископская кафедра Селингинского викарства, перенесенные в 1880 году в областной город Читу. В 1901 году монастырь преобразован из мужского в женский. После революции 1917 года обитель закрыли, все ее сооружения кроме двух храмов, в 1930-е годы разобрали и вывезли. В конце 1950-х был разрушен световой этаж и купола Спасо-Преображенского собора. До времени регистрации здесь в 1995 году православного прихода монастырь использовали под клуб, школу и больницу психически больных детей. 19 апреля 2000 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение возродить Спасо-Преображенский Посольский мужской монастырь на Байкале. 12 июля 2002 года в монастыре зазвонили новые колокола. С 18 июля 2002 года ведутся ремонтно-реставрационные работы на главном храме обители. В ходе археологических исследований, проведенных летом 2002 года, были определены места захоронения убиенных послов, расположение часовен, каменной ограды со святыми вратами и башнями. Планируется восстановление всего монастырского комплекса. Источник: сайт Улан-Удэнской и Бурятской епархии Посольский Спасо-Преображенский монастырь, 2 класса, общежительный, в 150 верстах от города Селенгинска, при селе Посольском, на южном берегу озера Байкала. Основан в 1681 году на месте убиения в 1650 году бурятами московского посла Заболоцкого. Сначала был мужским; в 1902 году обращен в женский. Над могилой содействовавшего первоначальному устроению обители купца Григория Осколкова (скончавшегося 10 декабря 1714 года) устроена часовня. При монастыре школа.

http://sobory.ru/article/?object=20852

В XVIII в. село принадлежало графам Фёдору и Ивану Андреевичам Остерманам. Их отец Андрей Иванович Остерман определял внешнюю политику России. Он был женат на Марфе Ивановне Стрешневой. После переворота, совершённого дочерью Петра I, Елизаветой Петровной, он был сослан в Сибирь, где и умер. Его сыновья Фёдор (1727-1804), генерал-поручик, действительный тайный советник, сенатор, и Иван (1725-1811), вице-канцлер и президент Коллегии иностранных дел, не имели детей. В XIX в. последней помещицей села была Тютчева. Церковь в честь Святителя и чудотворца Николая в селе существует издавна: она упоминается деревянной в окладных книгах патриаршего приказа в 1628 и 1654 г.г. В 1826 г. вместо обветшавшей деревянной церкви усердием прихожан построенная каменная церковь с каменной же колокольней. В храме первоначально было два престола: главный Святителя и чудотворца Николая и в тёплой трапезной – в честь святых и праведных Симеона Богоприимца и пророчицы Анны; в 1883 г. трапезная была расширена, в ней освящён ещё один престол, Апостола и евангелиста Иоанна Богослова. В этом виде церковь существует и поныне. Главные святыни храма – 5 больших чудотворных икон Божией Матери. Из них одна, Иверская, - местная, остальные (два образа «Всех Скорбящих Радость», «Скоропослушница» и «Боголюбская») были принесены из других храмов при их закрытии во времена гонений. Под Иверской иконой Божией Матери установлена памятная доска с описанием чуда, происшедшего после крестного хода с этой иконой и молебна на окрестных полях: «В память избавления от червей, посланных Господом Богом на поля хлеба в июле месяце 1888 года. По молитвам же Царицы Небесной 21 июля птицы небесные сих насекомых поели. В благодарность оказанной милости установлено празднество сей Божией Матери 13 октября каждогоднее и тщанием прихожан в то же время положена новая риза позлащенная стоимостью во сто руб. серебром». Икона «Всех Скорбящих Радость», на которой Богородица изображена стоящей в полный рост, со скорбно-задумчивым ликом, обращенным влево, как при Кресте Господнем, принесена из с. Некоморно. Оно было в 2-х километрах на юго-восток от с. Новое и теперь уничтожено, земля распахана (сохранились лишь фундамент храма и несколько могил с кладбища). С появлением этой иконы в с. Некоморно связано чудо: слепой девочке было трёхкратное явление Богородицы с обещанием исцеления ,повелевающей найти Её икону, обмыть и этой водой вымыть глаза. Девочка рассказала сон матери и священнику. Стали искать и с большим трудом нашли в мастерской доску, с виду напоминающую икону. Изображение почти пропало, доску использовали как скамейку, на ней курили, ямка, прожжённая пеплом, до сих пор видна на шее образа Богоматери. Когда икону обмыли и этой водой умыли слепую девочку, она прозрела, а икона обновилась. Благодарные родители сделали на неё оклад.

http://sobory.ru/article/?object=00204

В. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 4, Губ. гор. Владимир, Типо-литография В.А. Паркова, 1897 г. В писцовых книгах Владимирского уезда 1637-1647 г.г. село Заколпье значится старинной вотчиной боярина Никиты Ивановича Романова, «в селе церковь Рождества Христова - древяна клецки, а въ церкви образы и свечи и книги и клепало железное и всякое церковное строение вотчинниково; при церкви два священника Алексей и Николай, пономарь и просвирня…». В 1682 г. эта вотчина приложена была к Московскому Новоспасскому монастырю (Свято-Данилову), во владении которого находилась до 1764 г. Таким образом, церковь в Заколпье существовала уже в начале XVII столетия, но сведения о ней очень скудны. В делах патриаршего казённого приказа сохранились две отметки – о выдаче антиминса к освящению церкви Рождества Христова в 1691 г. и выдаче указа об освящении новопостроенной в Заколпье церкви в 1713 г. неизвестного наименования. В 1834 г. в Заколпье был заложен каменный Христорождественский храм, трапеза которого была окончена в 1837 г., а главный храм – в 1845 г. Престолов в храме три: главный – в честь Рождества Христова, в трапезе – в честь Покрова Пресвятой Богородицы и святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Как особая святыня в церкви хранился небольшой наперсный серебряный с позолотой крест с частицей мощей святого Василия Великого (учитель Церкви IV века), который был приложен в 1840 г. Приход состоял из села Заколпье, сельца Константиново и деревень Борисово, Дудор, Дмитриево, Махонино и части села Григорьево. Прихожанами Христорождественского храма были не только жители села, но и окрестные помещики. В их числе – Евфимия Дмитриевна Арсеньева – двоюродная сестра матери Михаила Юрьевича Лермонтова, вышедшая замуж за меленковского помещика и уездного предводителя дворянства подполковника Петра Алексеевича Чижова. До сих пор в церковной ограде Христорождественского храма Заколпья непосредственно за алтарем сохранилось надгробие из серо-розового гранита, на котором можно разобрать надпись: «Здесь погребено тело рабы Божией Евфимии Дмитриевны Чижовой, урожденной Арсеньевой, скончавшейся 5 февраля 1873 года на 62-м году от рождения». Погребал Евфимию Дмитриевну в Заколпье протоиерей Петр Васильевич Миртов.

http://sobory.ru/article/?object=04020

В соборном храме монастыря под спудом почивают мощи св. Евфимия, а над гробницей висели его железные вериги. В иконостасе храма находилась древняя икона св. Николая (XIV в.), икона св. Евфимия и образ Знамения Божией Матери. Придел соборного храма был освящен во имя св. Евфимия. В 17 веке в Вязищах были воздвигнуты сказочно красивые храмы - Никольский собор с высоким крыльцом и крытым гульбищем (постороен в 1685 году) и трапезный храм во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова (построен в 1698 году). В библиотеке обители насчитывалось 175 старинных подлинных грамот. В лихолетье гражданской войны 8 съезд Советов Новгородской губернии постановляет: " Поручить Новгородскому губисполкому все монастырские помещения в течение месяца в Новгородской губернии передать для нужд социального обеспечения, а монахов, как сословных паразитов, сдать в тыловое ополчение " . И начала разрушаться монастырская ограда, пришел в ветхость братский корпус, кощунственные руки пытались вырвать из стен трапезного храма чудесные изразцовые плиты. Лишь несколько деревянных домов остались от слободы некогда знаменитого монастыря. Но именно здесь благословением Владыки Митрополита была учреждена новая женская монашеская община. 31 марта 1990 года, Великим постом, в субботу Акафиста, Митрополит Новгородский и Ленинградский Алексий (так именуют его в пределах Новгородской епархии) освятил храм в честь святителя Евфимия в Николо-Вяжищском монастыре, строения которого были переданы Русской Православной Церкви Новгородским облисполкомом в 1989 году. Ко времени освящения храма над мощами владыки Евфимия уже стояла рака чеканной работы. Вблизи от братского корпуса был постороен кирпичный домик, который приютил первых насельниц обители, несколько сестер Свято-Успенского Пюхтицкого монастыря. По решению Св. Синода от 07.10.1995 г. получил статус ставропигиального. Николо-Вяжищский монастырь был основан тремя " благочестивыми иноками " Евфросином, Игнатием и Галактионом в последней четверти 14 века и первоначально задумывался как мужской.

http://sobory.ru/article/?object=00165

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010