Евангелие изображает собою Иисуса Христа, и напоминает нам о том, что на престоле, на котором оно находится, таинственно присутствует Сам Иисус Христос . Христиане всех веков и времен постоянно имели к Евангелию глубочайшее благоговение. Это благоговение выражалось не только в почтительном поклонении пред ним, целовании, каждении фимиамом и возжжении светильников, но даже и во внешней отделке его. Обыкновение отделывать Евангелие в золото и серебро весьма древнее. Рассказывают, что в Константинопольском храме святой Софии было 24 Евангелия, и все они были золотые, весом 220 фунтов каждое. Вероятно, вы уж не раз замечали на верхней крышке наших Евангелий лики евангелистов с разными при них изображениями. Так, при евангелисте Матфее изображается юноша, при Марке – лев, при Луке – телец (вол), а при Иоанне – орел. Изображения эти суть символы (образы) Херувимов, и употребление их весьма древнее. Херувимы в образе четырех животных: льва – царя зверей, тельца – царя домашних животных, орла – царя птиц и человека – царя над всеми животными, встречаются на самых древнейших памятниках христианства. Поводом к такого рода изображениям, вероятно, Послужили видения пророка Иезекииля и апостола Иоанна Богослова. Видение пророка Иезекииля было следующее: ему представилось светлое облако и в средине этого облака что-то похожее на четырех животных; у каждого из этих животных было по четыре крыла и по четыре лица, одно – человеческое, другое – львиное, третье – тельчее, а четвертое орлиное; при каждом животном находилось по одному колесу с высокими ободьями, а ободья усеяны были глазами. Животные и колеса двигались туда, куда хотел идти Дух. Животные поддерживали свод: на своде был престол; а на престоле, в виде светозарного мужа, был Господь... Видение апостола Иоанна Богослова было такое: ему представился престол Агнца, вокруг которого находились четыре животных: первое из них было подобно льву, второе подобно тельцу, третье имело лице, как человек, а четвертое подобно орлу летящему; каждое из них имело по шести крыл вокруг... Так как Евангелие изображает собой Господа Иисуса Христа, то весьма прилично быть на нем и символическим изображениям Херувимов. Эти изображения напоминают нам о том, что Господу Иисусу Христу постоянно предстоят Херувимы, окружая престол Его и взывая: «Свят, Свят, Свят Господь Вседержитель!»

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В верхнем этаже престол и собственно храм. Этаж этот или лучше сказать храм, находящийся в сем этаже, состоит из отделений: алтаря, трапезной и паперти, находящейся уже под колокольнею и имеющей по обеим сторонам пристройки для ризницы с особыми ходами из трапезной. Вход в храм составляет особенная каменная пристройка с каменною же лестницей. Храм сей пятиглавый, с большою главою посередине и четырьмя малыми по бокам. Колокольня, помещающаяся над папертью храма, представляет собою прямой, тонкий, восьмигранный столб, заканчивающийся сперва семигранным полукругом, потом кубическим фонарем, и, наконец, грушеобразною главкою с четвероконечным крестом. Крыша на соборе из простого железа, а купола и кресты на храме и на колокольне - из белой жести. Собор со всех сторон окружен высокими деревьями, из-за которых в летнее время только и видна издали часть колокольни. Из внутренних украшений храма, конечно, первое священное украшение его есть издревле чтимая чудотворная икона св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Та ли самая эта икона, чудотворное явление которой послужило к основанию Череменецкого монастыря, или другая - об этом не сохранилось никаких письменных свидетельств. Самое древнее свидетельство, имеющееся о ней в монастыре, составляет надпись на ней, гласящая, что икона сия в 1707 году поновлена, но в чем состояло поновление, опять остается неизвестным. Икона в богатой сребропозлащенной ризе с стразовым венцом и украшена; риза сооружена в 1845 г. при строителе Варсонофии,а позолота на ней и украшения сделаны в 1858 г. при игумене Исихии; все это произведено от доброхотных дателей. Четырехъярусный иконостас, сделанный в половине прошлого столетия, в 1867 г. весь обновлен и богато вызолочен. Местные иконы в богато вызолоченных сребропозлащеных окладах и венцах. Венчающие иконостас богатый фронтон и большое распятие с предстоящими Пресв. Девой Марией и Иоанном Предтечей - все это представляет великолепный и в то же время древний строго-церковный вид, похожий на вид известного Кирилло-Белозерского собора.

http://sobory.ru/article/?object=08079

День памяти Льва Гумилева. 15 июня, в 15-летнюю годовщину смерти великого ученого, к могиле Гумилева на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры пришли его коллеги, ученики и друзья. Чин заупокойного поминовения совершил настоятель храма во имя святых апостолов Петра и Павла Санкт-Петербургского университета, протоиерей Кирилл Копейкин. Он напомнил, что в перестроечное время Лев Гумилев вошел в «двадцатку» университетской церкви и много потрудился для ее возрождения. За панихидой были помянуты имена соратника и жены Гумилева Наталии Викторовны, которая покоится рядом с ним, а также ушедших из жизни друзей и учеников - академика Александра Панченко, убиенного ученого Константина Иванова, убиенного писателя Дмитрия Балашова. В Петербурге побывали мощи апостола и евангелиста Луки. С 17 по 22 июня святыня находилась в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры. Приложиться к ней смогли более 100 тысяч петербуржцев, а также множество паломников со всего Северо-Запада. Честная глава апостола была привезена в Россию с горы Афон по инициативе Фонда Святого Андрея Первозванного. Паломников оказалось так много, что насельникам Александро-Невской лавры пришлось организовать подход к святыне сразу с двух сторон. Помимо митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, мощам апостола поклонились специально приехавшие в Лавру правящие архиереи соседних епархий: архиепископ Псковский Евсевий и епископ Петрозаводский Мануил. Очередной выпуск в Санкт-Петербургских Духовных школах. Всего Духовные школы в текущем учебном году окончил 101 человек, из них 49 - в священном сане. Торжества по случаю выпуска, который в этом году промыслительно совпал с днем памяти святых, в земле Санкт-Петербургской и Ладожской просиявших, начались 16 июня Всенощным бдением в академическом храме св. ап. и ев. Иоанна Богослова. В воскресенье, 17 июня, ректор СПбДАиС архиепископ Константин совершил Божественную литургию в сослужении преподавателей Духовных школ и выпускников в священном сане. За богослужением в алтаре молился митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, по завершении Литургии он возглавил молебен по случаю окончания учебы. В связи с выпуском владыка наградил протоиерея Иоанна Белевцева, настоятеля Кресто-Воздвиженского храма в селе Ополье, преподавателя Духовной академии, патриаршей грамотой и орденом прп. Серафима Саровского второй степени, и протоиерея Владимира Мустафина, клирика Вознесенского (Софийского) собора Царского Села, преподавателя философии в СПбДАиС - орденом прп. Серафима Саровского.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/8/19...

Канон и творчество О традициях проектирования Царских врат и задаче зодчего рассказывает архитектор Андрей Анисимов: «Царские врата — это врата Рая, Царствия Небесного. Из этого мы и исходим при их создании. Царские врата должны быть размещены строго по центру, по оси храма (за ними должен быть Престол, дальше — горнее место). Царские врата — обычно самая украшенная часть иконостаса. Украшения могут быть самые разные: резьба, золочение; на барочных иконостасах вырезали виноградные лозы, райских животных. Встречаются Царские врата, на которых все иконы помещены в рамки-храмы, увенчивающиеся многочисленными главками, что символизирует Небесный Град Иерусалим». Царские врата, как святыня, могут переходить из одного храма в другой. «Иногда смотришь, а Царские врата не из общего ансамбля. Потом выясняется, что это врата XVI века, их в советское время бабушки спрятали перед закрытием или разрушением храма, а теперь эти врата опять на своем месте, а иконостас новый», — продолжает Андрей Анисимов. Как правило, на Царских вратах изображаются четыре евангелиста и Благовещение. Но внутри этих тем возможны варианты. «Может быть изображено только Благовещение в рост, — поясняет архитектор. — Если врата маленькие, вместо евангелистов могут быть размещены их символы-животные: орел (символ апостола Иоанна Богослова), телец (апостол Лука), лев (апостол Марк), ангел (апостол Матфей). Если в храме кроме основного алтаря еще два придела, тогда на центральных Царских вратах могут изобразить Благовещение и евангелистов, а в боковых приделах — на одних вратах Благовещение, а на других — святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого — авторов чинопоследований Божественной литургии». Над вратами чаще всего помещается изображение Тайной Вечери, но может быть Христос, причащающий апостолов («Евхаристия») или Троица. Иконография Царских врат (Благовещение и Евангелисты) показывает нам путь, которым можно войти в Райские врата — путь спасения, который открывается Благой вестью о рождении Спасителя и раскрывается в Евангелии.

http://pravmir.ru/vrata-carstva-nebesnog...

Святой Иоанн был одним из трех апостолов, которых Господь особенно приблизил к Себе. Он присутствовал при чуде исцеления тещи Петра, вместе с Петром и Иаковом присутствовал при воскрешении Господом дочери Иаира, был свидетелем Преображения Господня на Фаворе, свидетелем моления Господа в Гефсиманском саду накануне Его ареста. Вместе с Петром, Иаковом и апостолом Андреем участвовал в беседе со Христом о разрушении храма (Мк. 13,3). Только Иоанна и Петра Иисус послал в город, чтобы приготовить пасхальную трапезу. На Тайной Вечери Иоанн, сидевший рядом со Христом, спросил Учителя, припав к Его груди, кто предаст Его. Он следовал за Господом, когда Его, арестованного, вели из Гефсиманского сада на суд первосвященников Анны и Каиафы, он же находился в архиерейском дворе при допросах своего Божественного Учителя. Скорбя всем сердцем, апостол Иоанн неотступно следовал за Ним по Крестному пути. Единственным из учеников стоял на Голгофе у подножия Животворящего Креста и плакал вместе с Божией Матерью. Именно ему Распятый Христос поручил Свою Мать – Деву Марию. До конца земной жизни Богоматерь пребывала в доме Иоанна в Иерусалиме, и он с великой любовью заботился о Ней. Именно он шел впереди похоронной процессии с пальмовой ветвью в руке, когда провожали в вечную жизнь Мать Христа. То была пальмовая ветвь из райского сада, которую Архангел Гавриил подарил Деве Марии, сказав при этом, что вскоре Она встретится со Своим Божественным Сыном. Дальнейшие события, связанные с Иоанном Богословом, описываются в «Деяниях святых апостолов». Он вместе с Петром совершает при храме чудо исцеления хромого (Деян. 3,1-11). Их дерзновенная проповедь обращает многих к вере во Христа. Вместе с апостолом Петром он был дважды арестован, допрошен членами Синедриона, но отпущен ими из страха народного гнева (Деян. 4,15-23). Апостолы Петр и Иоанн были посланы к Самарянам, принявшим слово Божие, и по молитвам Апостолов те самаряне «приняли Духа Святаго» (Деян. 8, 17). После Успения Божией Матери апостол Иоанн по выпавшему ему жребию направился в города Малой Азии (территория современной Турции), где трудился над созданием церковных общин и распространением учения Христа.

http://ruskline.ru/analitika/2023/02/23/...

Август. 461 1 свв. Маккавей. 6 Преображение Господне. 10 св. Лаврентия. 15 Успение Пресв. Богородицы. 16 св. муч. Диомида. 18 свв. мучч. Флора и Лавра. 19 св. ап. Фаддея. 29 Усекновение Предтечи. Приложение 2. Службы по синаксарю типикона (устава) Великой Константинопольской церкви IX-X века. Сентябрь 1 Новолетие. Преп. Симеона. 2 святых константинопол. патриархов Иоанна Постника и Павла нового. Служба обоим святителям вместе. Св. мучеников Маманта, Филиппа и Феодора. Служба мученикам. 3 св. священномуч. Анфима, епископа никомидийского. 4 св. муч. Вавилы, патриарха антиохийского. 6 Собор архистратига. Далее листа не достает. 9 св. праведных Иоакима и Анны. 13 св. мучеников Макровия, Гордиана и проч. и св. Иулиана пресвитера Анвиры галатийские и матери его св. муч. Олимпиодоры (показано только евангелие: любяй душу свою) и навечерие ( παραμον) Воздвижения Креста. 14 Воздвижение честного креста. 15 св. отцов VI вселенского собора. 16 св. муч. Евфимии. 20 св. муч. Евстафия стратилата, в тот же день Святыя Богородицы и Фалелея и Артемидора в Космидии. Служба мучеников. 24 св. первомуч. Феклы. 26 Успение св. Иоанна Богослова. 30 св. священномуч. Григория, архиеп. веливой Армении и св. мученивов Мардония, Мигдония и прочих. Судя по Евангелию: бодрствуйте ( γρηγορετε), яко невесте, служба Григорию и прочим муч. Октябрь 1 св. апостола Анании. 2 св. священномуч. Киприана. 3 св. Дионисия ареопагита . 6 св. апостола Фомы. 7 св. мучен. Сергия и Вакха. 11 патриархов константинопольских Нектария, Арсакия, Аттика и Сисиния. 18 ап. евангелиста Луки. 20 св. муч. Корнилия сотника. 21 преп. Илариона. 23 св. Захарии и Симеона праведного в храме Пресв. Богородицы близ святейшей великой церкви. Служба обновлению храма их. 25 св. мученик. Маркиана и Мартирия. 26 св. великомуч. Димитрия и память землетрясения. 29 обновлению св. апостолов Петра и Павла и прочих в орфанотрофии (сиротопитательстве). 30 св. Кириака, архиепископа константинопольского. 31 обновление храмов патриарха. Служба, что 23 числа сего месяца. Ноябрь

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Оставаясь в границах традиц. правосл. новозаветной исагогики и экзегезы, Б. критиковал рационалистические воззрения на евангельскую историю, в частности взгляды Л. Н. Толстого и представителя (новой) тюбингенской школы богословия А. Гарнака . В качестве авторитетного ученого Б. писал рецензии на докторские диссертации и сочинения, выдвигаемые на различные премии и рекомендованные в качестве учебной лит-ры. Б.- автор многочисленных статей, посвященных в основном хронологически последовательному изучению жизни Иисуса Христа и толкованию сложных мест новозаветных текстов, апостольских посланий. Он следовал прежде всего святоотеческой традиции правосл. экзегезы, его трудами был осуществлен перевод толкований блж. Феофилакта Болгарского на послания ап. Павла к Галатам, Ефесянам, Филлипийцам, Колоссянам, Солунянам и Тимофею (1882-1889). По отзыву Юнгерова, «этот перевод отличается точностью, правильностью, чистотою речи» (С. 157). Скончался Б. от воспаления легких. Чин отпевания совершил архиеп. Иаков (Пятницкий) 7 июля 1915 г. в Богоявленской ц. г. Казани. Погребен Б. на Арском кладбище г. Казани (НАРТ. Ф.10. Оп.1. Д. 11342. Л.15). Арх.: НАРТ. Ф.10. Оп. 1. Д.11352. Л. 39-42; Д. 11481. Л. 217-223. Соч.: К истории Новозаветного текста//ЧОЛДП. 1876. Т. 1. С. 3-21, 189-204; Т. 2. С. 14-28, 210-220, 411-431; 1877. Т. 1. С. 139-147, 573-581; Т. 2. С. 418-430, 479-494, 661-671; Человек беззакония: История толкования 2 Солун. 2, 1-12 ст.//ПС. 1885. Т. 2. С. 261-297; Т. 3. С. 125-155; Пролог Евангелия св. ап. Иоанна//Там же. 1878. Т. 1. С. 400-433; Пролог св. Евангелия Луки//Там же. 1879. Т. 1. С. 3-34; О двух генеалогиях Иисуса Христа (Мф 1. 1-17; Лк 3. 23-38)//Там же. 1880. Т. 1. С. 29-75; Благовестие Ангела Пресв. Деве Марии о рождении Мессии (Лк 1. 26-38)//Там же. 1884. Т. 1. С. 231-265; Идея Царства Божия в Ветхом и Новом Завете: Речь... на торжеств. годичном собр. КазДА, 1887 г. Каз., 1887; Рождество Иоанна Предтечи, его обрезание и хвалебная песнь Захарии//ПС. 1889. Янв. С. 3-34; Детство Господа нашего Иисуса Христа и Его Предтечи по Евангелиям св. ап. Матфея и Луки: Ист.-экзегетич. исслед. Каз., 1893; Господь в храме Иерусалимском//ПС. 1893. Март. С. 179-198; Крещение Господа нашего Иисуса Христа (Мф 3. 13-17; Мк 1. 9-11; Лк 3. 21-22)//Там же. 1897. Янв. С. 79-104; Чудо на браке в Кане Галилейской//Там же. 1902. Февр.; Господь в Капернауме и Иерусалиме на празднике первой Пасхи//Там же. 1903. Апр.; Беседа Иисуса Христа с Никодимом//Там же. 1906. Апр.-май; Общественное служение Господа нашего Иисуса Христа, по сказаниям св. Евангелистов: Ист.-экзегетич. исслед. Каз., 1908; Служение Господа нашего Иисуса Христа в Галилее//ПС. 1911. Т. 1. С. 151-166; Пребывание Иисуса Христа в Самарии (Ин 4. 4-42). Каз., 1913.

http://pravenc.ru/text/149569.html

Под председательством Поликрата в Ефесе собирается „великое множество“ малоазийских епископов. „Посетив меня нижайшего, пишет Поликрат в своем послании к Виктору и римской Церкви, они одобрили мое послание, ибо знали, что я не напрасно ношу на голове седины, что я всегда жил в Господе Иисусе“. „Мне шестьдесят пять лет о Господе; я имел сношение с братиями во всей вселенной, прочитал все священное Писание, и угроз не боюсь“ 2194 . Долго и после этого процветало Христианство в Ефесе. Там были многие соборы Христианские; там был третий Вселенский Собор. До начала XV века существовал этот великий город; только в это время он был разрушен Турками до основания. Находящаяся недалеко от развалин деревенька, которая носит название „Адшасолюк“ или „Айя-Солюк“ указывает на имя Иоанна Богослова 2195 . Свято хранили учение Апостола и Христиане города Филадельфии. В послании к Филадельфийцам св. Игнатий Богоносец дает весьма хороший отзыв об их жизни и особенно хвалит их за радушие и гостеприимство 2196 . В этом послании можно находить некоторые намеки и на апокалипсическое определение о Церкви Филадельфийской: „побеждающего сделаю столпом в храме Бога моего“, „вот я отворил пред тобою дверь и никто не может затворить ее“ 2197 . Сколько тяжелых годин пронеслось над малоазийскими церквами. Пал Ефес; погас первый светильник, упоминаемый в Апокалипсисе. Там разрушение было всеобщее; капище Артемиды и храм Пресвятой Девы погребены под развалинами. Цирк и театр Лаодикии сделались логовищем шакалов и волков. Сардис сделался ничтожной деревушкой, в Пергаме видны одни мечети вместо памятников. Смирна обязана своим народонаселением только чужеземной торговле Франков и Армян. Одна Филадельфия спаслась чрез свою твердость. После разрушения греческих колоний и Церквей Азийских осталась одна только Филадельфия, подобно столпу среди развалин 2198 . Победоносный меч Баязета также долгое время притуплялся о стены Филадельфии. Не смотря на помощь Баязету греческого императора Иоанна Палеолога при штурме Филадельфии, город не был разорен.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

Второе, что можно сказать о чтении Евангелия — оно должно быть регулярным. В монашеском правиле — в той его " редакции " , которая распространена в России,— присутствует каждодневное чтение одной главы из Евангелия и двух глав из Апостола. Под Апостолом мы понимаем Деяния апостолов, Послания апостольские и Откровение святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. И если читать каждый день по главе из Евангелия и по две главы из Апостола, то примерно в одно и то же время завершается весь круг чтения Нового Завета, и можно начинать читать снова. — То есть снова и снова по кругу, одно и то же? — Конечно, порой человек задается вопросом: зачем мне читать Священное Писание вновь, ведь я его уже много раз читал и все знаю? Но дело в том, что Евангелие — это удивительная книга, и Автор ее — не люди, с именами которых Евангелия ассоциируются, не апостолы, а Сам Господь, Сам Дух Святый, Который влагал в сердца, в уста этих людей те слова, которые Он хотел донести до каждого ищущего спасения человека. И мы не бываем одинаковыми, мы меняемся день за днем, и слово Божие открывается для нас каждый раз по-новому. Очень легко объяснить на практике, почему так получается. Вот мы, например, ведем в храме беседы с прихожанами, и все время обращаемся под разными углами к одним и тем же темам. Я заметил такую закономерность. Одни и те же вопросы обсуждались неоднократно, но проходит время, и поднимается на очередной беседе человек, который регулярно ходит на эти беседы и внимательно их слушает, и задает вопрос, который уже звучал месяц, или два, или три тому назад. И это происходит регулярно. Я сначала думал: " Вот какие люди невнимательные, как они не слушают, о чем мы говорим! " А потом понял, что неправ. Дело не в невнимательности, а в особенности человеческого ума. Человек запоминает то, что имеет непосредственное отношение к его жизни. И на тот момент, когда мы ту или иную тему обсуждали, для кого-то она была животрепещущей, а кого-то не интересовала совершенно. Но прошло время, и человек оказался в разговоре на эту же тему остро заинтересован. И когда он сам о чем-то спросит, то он уже запомнит ответ, потому что это ему было нужно, важно, и потому проникло в самую глубину сердца, а не скользнуло лишь по поверхности сознания.

http://pravoslavie.ru/50685.html

Возвращение в Антиохию 18–22 V. Третье миссионерское путешествие ап. Павла (XVIII. 23 – XXI. 16) В Галатии и Фригии 23 Служение в Ефесе Проповедь Аполлоса 24–28 Глава 19 Ап. Павел и последователи Иоанна Крестителя 17 Ап. Павел в синагоге и в училище Тиранна 8–10 Чудеса ап. Павла 11–20 Намерение ап. Павла вновь посетить Македонию и Коринф 21–22 Димитрий сребреник и мятеж против ап. Павла 23–40 Глава 20 Последнее посещение Македонии и Греции 1–6 Пребывание ап. Павла в Троаде по пути из Филипп в Милит 7–12 Прощальная речь перед ефесскими пресвитерами в Милите 13–38 Глава 21 Ап. Павел в Тире, прощание с учениками 1–6 В Птолемаиде и Кесарии, пророчество Агава 7–16 VI. Ап. Павел в Узах, в Иерусалиме, Кесарии и Риме (XXI. 17–XXVIII) Ап. Павел в Иерусалиме у ап. Иакова 17–26 Ап. Павел схвачен иудеями в храме 27–40 Глава 22 Оправдательная речь ап. Павла перед народом 1–21 Ап. Павел и тысяченачальник 23–30 Глава 23 Ап. Павел перед Синедрионом 1–11 Заговор иудеев против ап. Павла 12–15 Отправление ап. Павла в Кесарию 16–35 В Кесарии Глава 24 Ап. Павел и прокуратор Феликс 1–27 Глава 25 Ап. Павел и прокуратор Фест 1–12 Фест и Агриппа II 13–27 Глава 26 Речь ап. Павла перед Агриппой 1–32 На пути в Рим Глава 27 Путь до о. Крит 1–12 Буря 13–26 Кораблекрушение 27–44 Глава 28 На о. Мелит 1 – 10 Через Сиракузы, Ригию и Путеол в Рим 11 – 16 В Риме Свидетельство иудеям и язычникам 17–30 Семинар 1. Общее введение в изучение книги Деяний План семинара Общая характеристика книги Деяний Авторство и время написания Деяний (см. Приложение 1) Богословское значение книги Деяний как книги о Церкви (см. Приложение 2). Свт. Иоанн Златоуст о перемене, произведенной в учениках Христовых сошествием Святого Духа. Торжество веры в гонениях как норма жизни Церкви в этом мире (ср. Ин 15. 20 : «Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше») Апостол Лука как Евангелист и Дееписатель. Единство замысла двух книг (см. Приложение 3) Историчность повествования (см. Приложение 1.3)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/apostol...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010