Смерть Антонина не только не прекратила беспорядков в Ефесском округе, но даже увеличила их. Вакантная кафедра стала предметом искательства многих кандидатов; причём каждый из них хотел подкупить избирателей. К Златоусту пришла жалоба некоторых Ефесян на беспорядок, в которой говорилось: „в то время, как мы пишем к тебе, щедро раздаются деньги в Ефесе, и стая бешеных волков бросается на нашу епископскую кафедру, как на свою добычу“ 1747 . Златоуст принуждён был предпринять путешествие в Ефес и избрать для этого города нового правильно поставленного епископа. Кроме того, здесь же он отставил от должности шестерых епископов, принадлежащих к Ефесской митрополии и обвинённых в симонии, т. е. в том, что они были сделаны епископами за деньги, которые были внесены в пользу прежнего епископа Антонина. Сначала они запирались, но быв уличены, сознались, в этом тяжком грехе. Интересно, что стали говорить эти шестеро епископов. Они сказали: „если нельзя оставаться нам епископами, то возвратите нам деньги, которые мы издержали для приобретения сана. Многие из нас не только разорены, но отдали всё до последнего украшения наших жён и домашней утвари. Справедливость требует, чтобы это было нам возвращено“. Златоуст сжалился над ними и приказал обратить иск на имущество, оставшееся по смерти уже умершего Антонина 1748 . Картину нравственного состояния духовенства первой половины V-ro века в значительной степени пополняет для нас – очень важный документ: Акты Халкидонского собора. Здесь рассматривалось два очень замечательных дела: патриарха Александрийского Диоскора и митрополита Едесского Ивы. Мы не верим, чтобы эти два иерарха были —456— такими извращёнными личностями, какими их рисуют обвинители на Халкидонском соборе. Обвинители, конечно, много прибавили чёрных красок, но тем не менее эти обвинения имеют историческое значение. Если сочтено было возможным возводить на Диоскора и Иву разные страшные преступления, то значит эти преступления вообще возможны были в церкви, значит они встречались в практике.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Правильно полагать, – читаем у Леонтия 1059 , – что в анафематстве против несчастнейшего Нестория (ибо он истинно несчастен, как один принявший осуждение смерти, меч, занесенный над ним другими) вместе отлучены и сами они (то есть его предшественники по заблуждению). Ибо в ученике совершенном, как говорит Писание, подобно своему учителю, они принесли свои плоды». Ревнитель Православия, Леонтий не мог примириться с этой безнаказанностью главного виновника несторианства, и мы между строк у него ясно читаем призыв к поднятию вопроса об осуждении Феодора и его сочинений. Старания Леонтия были не безуспешны: постепенно начало разрастаться антинесторианское движение среди православных и закончилось публичным осуждением и отлучением Феодора и его сочинений, а вместе с тем и сочинений лиц, обнаруживших до некоторой степени солидарность с его взглядами – Феодорита Кирского и Ивы Едесского. Такого благоприятного результата от своей полемической агитации Леонтий не мог, конечно, и ожидать. Но для него вообще было важно то, чтобы христианское общество выяснило наконец себе, откуда течет мутная волна несторианского нечестия, сознало его опасность и перестало поддаваться обольщениям сладкоглаголивых лжеучителей, перестало легкомысленно покидать тихую пристань и чистые воды церковного Православия. Такие результаты всегда были венцом желаний нашего автора, главным импульсом его полемических трудов. Ничуть не менее, чем несторианством и его представителями, Леонтий был занят монофизитством и его вождями. Симпатии к эти секте на Востоке были несомненны и глубоки, особенно в Палестине которая всегда стояла в идейной зависимости от Александрии, этого главного гнезда монофизитства. Борьба с последним доставалась Леонтию труднее, нежели с несторианами, которые встречали себе сочувствие только в последователях антиохийской школы и в «западниках», то есть в приверженцах Западных латинских богословов, тоже придерживавшихся антиохийского направления 1060 . Учитывая это последнее обстоятельство, Леонтий справедливо полагал, что самым действенным средством к ослаблению монофизитства и подрыву его успехов может служить указание на его близость к несторианству, на идейное родство с ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

В дальнейшем апостол Фаддей, проповедуя Евангелие, пришел к Авгарю, полностью исцелил его и крестил 117 . Тогда князь разбил идолов, стоявших перед вратами города, а над самими вратами поместил оный убрус с [нерукотворенным] образом Христовым. Для убруса сделал он деревянную основу, обрамил его золотым окладом и украсил жемчугом. А под этой иконой на вратах князь сделал такое надписание: «Христе Боже, никто из уповающих на Тебя не постыдится». Впоследствии один из правнуков Авгаря восстановил идолопоклонство. И епископ Едесский пришел ночью и замуровал сию икону над вратами города. С того времени прошли века. В правление императора Иустиниана персидский царь Хозрой осадил Едессу. Город оказался в трудном положении. Тогда явилась Пресвятая Богородица едесскому епископу Евлавию и поведала ему тайну о замурованной и забытой иконе. Нерукотворенный образ был обретен, а персидское войско побеждено его силой. О Боже дивно-чудный, Ты тайны открываешь И несказанной радости богатство нам являешь. У озера Ты некогда изрек обетование, Язычникам заблудшим дал благое упование: Придут с востока многие и с запада вселенной И с Авраамом за трапезу сядут дерзновенно. Сыны же царства будут ввержены во тьму кромешную 118 – Они не потрудились переделать душу грешную: Жестокие сердца их полны злобы кровожадной, И помыслы их скверны, и деянья неприглядны. И вот Господне слово непреложно совершилось, И сказанное тайно – среди бела дня явилось: Смотрели иудеи Господу в лицо с притворством; Их души богоборчеством полны и непокорством, Хоть льстят они Христу и лицемерно славословят, Но за спиной уж смерть Ему коварную готовят. А князь Авгарь, что родом был из мест чужих и дальних, Проказой пораженный, проводил и жизнь печальную; Не помогали идолов бездушных изваяния, Но жаждал исцеленья он и жаждал покаяния. Услышал вдруг о дивных он Христовых чудесах И Богом исповедал Христа Спаса в небесах, Сошедшего в дольный, ставшего одним из нас, – Чей Лик Нерукотворный послан был царю тотчас. К нему он приложился с превеликим упованьем, Обрел души и тела скорое уврачеванье.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

122       Прим. ред. Термин κρσις – «срастворение», который употребляли каппадокийские отцы, чтобы выразить свое представление о способе единения (νωσις) человеческой и Божественной природ в Христе, заслуживает, смеем думать, некоторого внимания. Дело в том, что в научной химии отличают, от простых смесей и от химических соединений, особый род соединения разнородных веществ – растворы (например, раствор соли в воде). Соль, растворяясь в воде, образует с нею совершенно однородное целое – тоже жидкость, в каждой самомалейшей частичке которой содержатся и соль и вода; причем соль, хотя и стала в растворе жидкой, но осталась все-таки солью, сохранила все те свойства, которыми отличалась от всякого другого вещества, и которые она имела до растворения; то же и относительно воды, которая растворила в себе соль. Про вещества, образующие раствор, можно сказать, что они соединены – неслиянно (ибо свойства каждого сохранились и проявляются в растворе) и – нераздельно (ибо они проникают друг друга, так сказать, насквозь – образуя вполне одно целое, совершенно однородное). В простой «механической» смеси составные части также сохраняют свои свойства, но. эти составные части и остаются раздельными, не образуя однородного целого; в химическом соединении составляющие его вещества совершенно утрачивают свои свойства и образуют новое вещество – вещество новой природы. Так что богословы IV–VI вв., желая означить способ единения в Христе двух природ, Божественной и человеческой, умозрительно предвосхищали понятия о трех способах соединения разных веществ, которые различает химия: смесь (νωσις σχετικ – внешнее относительное соединение – несториане), раствор (κρσις – православные, отчасти и кириллиане), химическое соединение (νωσις φυσικ – аполлинаристы и монофизиты). 124       Доброклонский: Чтения Общества любителей духовного просвещения. 1880. Христологическое учение Феодора Мопсуестийского – Гомилия (панегирик) Нарсэса Едесского(† 507 г.) Диодору, Феодору и Несторию в Journal asiatique IX serie, vol 14,44 i– 492 (Martin).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Melioran...

Несторианские воззрения, усердно пересаживаемые в Персию едесскими учителчми, нашли здесь для себя благодатную почву и для персидских христиан скоро сделались таким же национальным достоянием, каким они были и для едесских ревнителей. Как продукт восточных окраин греческой церкви, несторианство во многих своих чертах отражало особенности восточного образа мыслей и потому встретило себе сочувственный отклик в духовном складе персидского христианства. Проповедуемое им резкое разделение Божества и человечества во Христе ближе подходило к дуалистическому миросозерцанию Востока, чем учение о приискреннем приобщении Бога к плоти и крови, в которых восточный ум видел источник зла и страдания. В этом же направлении действовало и иудейское влияние, дававшее себя сильно чувствовать на сирийском Востоке и в Персии. В Персии, особенно в западных ее областях, занятых сиро-халдейским населением, иудеев было очень много; в этой стране они долго составляли собой великую культурную и общественную силу, от воздействия которой никогда не могли освободиться здешние христиане 15 . Наконец, постоянные сношения персидских христиан с Сирией и полная зависимость их духовного просвещения от едесской школы подготовили в ней путь к несторианскому учению еще ранее, чем оно успело появиться под этим именем. В несторианстве, распространяемом едесскими учителями, христиане Персии услышали знакомые себе звуки и восприняли их с полным убеждением в их истинности. Поэтому-то и проповедь несторианства не встретила у них никакого отпора; они подчинились ей весьма быстро и почти без всякой борьбы. Когда Равула, епископ Едесский, закрыл едесскую школу и изгнал из своей епархии ее учителей, последние убежали за персидскую границу и здесь, среди персидских христиан, нашли себе радушный приют. Они завели у них первые богословские школы, заняли влиятельные епископские кафедры и в течении полстолетия успели доставить несторианскому учению полное торжество в Персии. История сохранила имена этих ученых, но из них мы упомянем двух: Варсуму и Иву, деятельность которых имела наибольшее значение для пропаганды несторианства в Персии.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Итак Иудея сделалась в 6 году римской провинцией второго разряда, причем, вероятно, вслед за этим центром управления был избран портовый город Кесария, а в Иерусалим был назначен римский комендант, которому в подкрепление был дан небольшой постоянный гарнизон. После разрушения Иерусалима в 70 году Иудея сделана была провинцией под властью legatus рг. рг. provinciae Iudeae 365 . Кровавое усмирение восстания Вархохбы и окончательное разрушение Иерусалима не отразились на административном устройстве этой провинции. Император Адриан заменил только имя провинции Иудея словом Syria-Palaestina и во главе ее поставил консульского легата. Со времени Септимия Севера (193–211) сделалось обычным именование этой провинции просто Палестиной 366 . X. Провинция Месопотамия Страна эта была населена арамейцами, которые в начале IX века до Р. X. образовали здесь особое арамейское государство 367 . Существовало оно не долго. В римский период здесь господствовали парфяне. Так дело было до Траяна, который, разбив парфян, образовал римскую провинцию Месопотамию с метрополем в Низибе. В состав этой провинции вошли некоторые страны, напр. Осроена, Гатры и др., находившиеся в отдельном управлении своих туземных династий. Важнейшим из таких владений была Осроена или Едесское княжество, занимавшее западную половину этой провинции и находившееся до начала III века в управлении Авгаря и его потомства 368 . XI. Провинция Аравия Провинция эта была образована Траяном в 115 году. В состав ее вошли. Владения, принадлежавшия Агриппе II и составлявшие уже описанное нами Кесарийско-панеадское царство. Царство набатеев 369 . Во главе этой страны стоял арабский князь, присваивавший себе титул «царя Набата». Резиденцией их служил замок Петра, построенный на утесе на полпути между Мертвым морем и северовосточной оконечностью Аравийского залива 370 . Владения их простирались к северу до Дамаска и к югу на аравийском полуострове до Левке-Коме, лежащей насупротив египетского города Береники и вглубь страны по меньшей мере до окрестностей древней Фемы 371 . Страна эта вплоть до Дамаска была заселена особым племенем, принадлежавшим к арабской отрасли великого семитического племени. Язык и письменность у набатеев были такие же, как в Сирии и в области Евфрата 372 . Эллинизация была слабая. Римлянам они подчинились вскоре после присоединения Иудеи. Во всяком случае при Августе царь их Обода был таким же подвластным и верным Риму правителем своего народа, как Ирод 373 . На этого же князя, по Моммсену, была возложена со времен Августа защита римской государственной границы как на востоке, так и на юге Сирии вплоть до Дамаска. Под управлением собственных правителей царство Набата существовало до времен Траяна, когда царство набатеев было присоединено к Империи. Город Дамаск тогда был присоединен к Сирии, большая часть владений их была превращена в римскую провинцию под именем Arabia, а от тех земель, которыми набатейские цари владели внутри Аравии, римляне совершенно отказались 374 . XII. Египет

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

Неоднократно, в подтверждение своих обличений, Ефрем указывал на грозные суды Божии: губительные нападения Персов. «Дело ясное, сами видите, как наказывает нас Бог посредством нечестивых, — говорит он в одном из своих песнопений. — Вместо того, чтобы быть пшеницей, мы стали пылью; и вот внезапный сильный ветер от Востока развеял нас. Мы не искали убежища в едином убежище спасения; и нас не спасли самые укрепленные города. Наши пастыри из суетной славы стремились к высшим степеням; и вот они лежат поверженные на земле или отводятся в страну магов»  . Особенно Ефрем восставал против дерзких покушений суемудрия — постигнуть непостижимое. Бесконечность Божества и ограниченность ума человеческого, тайны мира духовного и тайны природы видимой, свидетельство слова Божия и голос собственного сознания каждого — все приводит он к тому, чтобы уверить в безрассудстве тех, которые усваивают себе или мечтают приобрести знание сокровенного существа Божия. «Спроси мудрых, и взвесь внимательно слово их: есть у человека другая душа — вера (а не знание). Тело оживляется духом, а дух — верой; без веры он труп»  . Не довольствуясь этим, Ефрем внес в свои песни духовные и разрешение обыкновенных возражений ариан против учения о Божестве Иисуса Христа. «Мудрый исследователь, — говорит он в одном месте, — умеет восстановить согласие между такими местами Писаний, которые людям безрассудным кажутся противоречащими; соединяет их, своим разумением соглашая разногласное, и водворяет мир между раздраженными слушателями»  . И сам выполнил этот долг. Как глубоко действовали наставления ревностного защитника Православия на жителей Едессы, об этом лучше всего может свидетельствовать следующее событие, засвидетельствованное историками Церкви. Когда Валент, покровительствовавший арианам, изгнал из Едессы православного епископа Варсу (в 373 году), тогда православные отреклись от всякого с ним общения, и учреждали свои молитвенные собрания за городом. Вскоре прибыл в Едессу Валент и приказал префекту претории Модесту разогнать их, в случае нужды, даже оружием. Но когда Модест отправился исполнять такое повеление, ему перебежала дорогу одна женщина с младенцем на руках. «Куда спешишь ты?» — спросил её префект. «Я узнала, — отвечала женщина, — о замыслах ваших против рабов Божиих, и потому спешу к своим единоверцам, чтобы вместе с ними принять от вас смерть». — «Зачем же с тобой ребенок?» — спросил её ещё Модест. «Для того, чтобы и он был участником вожделенной смерти», — сказала ревнительница веры. Такой ответ слабой женщины ясно показывал, чего можно ожидать от прочих сынов Церкви Православной. Модест немедленно донес об этом Валенту, и приказание было остановлено; Валент только повелел сослать в заточение до восьмидесяти восьми человек из клира Едесского  . Такой твердостью в исповедании православной веры и готовностью умереть за нее жители Едессы, без сомнения, были обязаны живому одушевлению песнопений пророка Сирийского.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Наконец, должно воспламенить в сердце и любовь к Богу. Стань, причащающийся, пред лицем Господним, как блудный сын, возвратившийся к отцу, и с любовью смиренною скажи Ему со святым мужем [Святым Димитрием Ростовским]: Господь мой и Бог мой! Ты исцеление мое, аз больной, Господь есть здравие мое, аз же сокрушенный, расслабленный и еле жив; Господь есть живот мой, аз же мертв; Господь есть восставление мое, аз же падый; Господь есть оправдание мое, аз же осужденный; Господь есть взыскуяй мя, аз же погибший. Приступаю убо, яко больной к Целителю, да исцелюсь; яко мертв к животу моему, да воскресну и оживу от смерти греховные в добродетель; яко падый к восставляющему мя, да более не падаю; яко осужденный к Судии моему, да из неправедного, праведна мя сотворит, приступаю яко погибший к ищущему мя Человеколюбцу, да всегда с Ним и в Нем пребуду, Он же со мною и во мне. Приемлю Пречистые Тайны, да от тех причащения стяжавши помощь, отныне положу начало спасения моего " (Св. Дим. приготовление ко причащ.) Итак, с верою, любовью и страхом Божьим к пречистым Тайнам приступим, да причастицы жизни вечные будем! Вечери Твоея тайные днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во царствии Твоем! Аминь. Против самомнения и самохвальства (Из повести св. Феодора, епископа Едесского, о столпнице дивнем, иже во Ефесе) Духовная гордость губит многих. Из-за нее люди не только часто лишаются награды за свои добрые дела, но и навлекают на себя гнев Божий. Видов этой гордости много и перечислить их трудно. Для примера возьмем один следующий. " Ах, говорит иные, какие все ныне живут бессердечные богачи: слез у бедных не отирают, любви к ближним не имеют! Что если бы я был богат? Сколько бы призрел вдов и сирот! Сколько бы сделал добра! " И что же? Случается иногда, что и действительно такому человеку богатство попадает и действительно он из него и добра немало делает. Но как? Непременно с мыслью: " вот я каков! несмь якоже прочии человецы! " А чрез эту фарисейскую хвастливость добро его уже и перестает быть добром в очах Божьих.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/121/...

Остаюсь недостойный ваш богомолец, многогрешный И. М. 9 января 1836 года. 406 Из писем твоих, мать О., видим мы бывшее тебе посещение, милостью Божиею, и по сем брань и твое по оной побеждение. Не удивляйся сему; после утешения всегда бывает отдание, ко искусу нашего смирения. Что делать? Победилась страстью, но и паки Бог помог опомниться и прийти в чувство. Не от ближних к нам долготерпения получаем исправление, но от нашего незлобия к их неправдам и обидам; и все это случается не без промысла Божия, но смотрительно попускается; а мы, оставляя Бога, взыскуем на ближних и удаляемся правого разума. Сестре П. желаем благодушествовать и не унывать во бранях, а, сколько сил есть, сопротивляться оным и возлагать надежду на милость Божию, прося от Него помощи. Господь силен ее укрепить, а паче когда смирится. Иеросх. Л. и И. М. 18 марта 1836 года. 407 Н. О-не старайся говорить должное, вразумляющу тебя Господу; а за самочиние и преслушание пожнет горькие плоды своеволия; мы ей пишем, но как примет, – не знаем. Искусивыйся вся весть, а не искусивыйся и еще водимый духом мира не понимает могущий быть вред. Ты, при своей осторожности, сохраняющу тебя Господу, не будешь выше меры в сем искушении. Предлагай ей для чтения те места св. отцов, где более отсечение своей воли повелевается: св. Лествичника, св. Дорофея, Симеона Нового Богослова , Каллиста, Игнатия 14 и 15 гл., и Федора Едесского: 40, 41, 42, 43, 44 и 45 гл. При благом её произволении силен Господь даровать плод благий семени слова Божия, и за сие получишь от Господа награду. Новоначальной сестре В. 3-не желаем, да укрепит ее Господь непоколебимой на камене веры и освободит от всех смущений и козней вражиих; и как ей, так и прочим сестрам, посылаем недостойные наше благословение. 7 ноября 1836 года. 408 От 11 марта письмо твое и П. мы получили; видим из оного, что вы, хотя и при слабости здоровья, но все еще, о укрепляющем вас Иисусе, течение совершаете. И впредь да поможет вам Господь провождать жизнь свою по заповедям Господним в мире и согласии между собою и со всеми, низлагая всякое злое вражье умышление, возносящееся к расстройству мира и любви. Старайтесь друг друга тяготы носить, прощающе друг друга погрешения, да и Господь простит вас и прегрешения ваша.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

143 Уния греческой церкви с римской состоялась в 1439 голу, а армянской – в 1442 г. Уния греческой церкви с римской состоялась в 1439 году, а армянской – в 1442 г. 144 Сведения об этих сношениях на основании армянских источников сообщаются у Галана в след. выражениях: clarissirni hoc eodem tempore floruere viri, inter quos, Orthodoxae fidei praecones, virtutibus omnibus opulenti, prae aliis praefulserunt Basilio et Constantino Imperaloribus, tum Vahanus Patriarcha, qui pro ejusdem fidei defensione saevissimas haereticorum insectationes et odia subiit; turn Gregorius Narrachensis episcopus, cujus Armeni perpetuam celebrant memoriam in sua liturgia, ejusque pulcherrimum venerantur sacrarum praecum opusculum. Hi igitur ambo, religione atque animo oonjunctissimi, perversa majorum suorum Conciliabula Thevinense et Manaschiertense detestantes, in Armenae fidei correctionem, et concordiam cum universali ecclesia pro viri-bus incubuere, quocirca plurimum in aliis etiam Armeniorum codicibus conunendantur; et prior quidem a toto laudatus fuit Tarsensi concilio, in cujus actibus haec ab Armenis Patribus memoriae Prodita inveniuntur: Vahanus Patriarcha tempore Basilii et Constantini Imperatorum Ecclesiae unionem componere satagebat, nec tamen pium illius desiderium valuit ulterius progredi. Posterior vero celebratur a Niersese Lampronensi episcopo, qui in Oratine ad Patres ejusdem concilii sic fatur. Historia Armena. p. 271–272. См. Всеобщую историю Степаноса Таронского, стр. 126. В 145 Сведения об этих сношениях сообщаются у Галана Conciliatio, P. I. р. 227; и у Tschamtscheau в Hystory of Armenia. Transtadet by Audel. Calcutta. 1827. t. II. p. 147–148. 146 Сведения об этих сношениях находятся у Барония в его Анналах под 1080 г. Кроме того следы этих сношений можно находить у Матфея Едесского в Хронике, (Recueil des historiens des croisades, t. I. p. 62–67), равно как и в греческой литературе того времени, именно в трактате Евстратия Никейского под названием – λεγχος κα νατροπ τν λεγντων μιαν φσιν π το Χριστο το λθινο Θεο μν (напеч. в Bibliotheca Ecclesiastica. Lipsiae. 1866. p. 160–198), написанных по поводу диспута, который автор имел с одним армянским ученым в Филиппополе в присутствии императора.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Zisis/j...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010