К Господским же праздникам должно отнести следующие: 10. Праздник нерукотворного образа Спасова Нерукотворный образ был Самим Спасителем чудесно изображен на белом плате и отослан, как дар, Авгарю, Едесскому владельцу, который просил Спасителя исцелить его, а посланному велел снать изображение Богочеловека. Впоследствии Апостол Фаддей проповедал Авгарю веру в Господа и Авгарь, желая сохранить нерукотворенный образ Спасителя, поставил его над вратами города Едессы, так чтобы все, проходящие, воздавали этой святыне благоговейное поклонение. При внуке Авгаря, идолопоклоннике, нерукотворенный образ был заложен в стену и скрывался там до тех пор, пока снова открыт был епископом едесским Евлавием во время осады города Хозроем, царем персидским. При императоре греческом, Романе Лакапиме образ был перенесен в Константинополь, а император одарил жителей Едессы великими дарами. Память перенесения образа празднуется 16-го августа. 11. Воздвижение креста Господня Крест, на котором был распят Господь Наш, вместе с крестами двух разбойников, был зарыт в землю и самое место распятия осквернено построением языческого капища. Благочестивая Елена, мать Константина великого в 326 году, после долгих усилий, нашла, по указанию одного Иудея, св. крест Христов, который от других двух крестов был отличен чудесным воскресением мертвеца. Патриарх иерусалимский Макарий, желая, чтобы весь народ мог видеть обретенную святыню, поднял крест на возвышение и оттуда воздвигал его. Со времени обретения креста установлен праздник Воздвижения ; только сначала на востоке его праздновали на второй день Пасхи, так как около этого праздника Св. крест был найден. 14-го сентября стали праздновать Воздвижение с II-ro века, когда св. крест, унесенный в плен Хозроем, царем персидским, снова при императоре греческом Ираклии, был возвращен из плена и на раменах самого императора снова торжественно был внесен в иерусалимский храм. Значительная часть Животворящего Древа находится в Константинополе, а другая у нас в зимнем дворце; к нам она была принесена из Мальты при императоре Павле. 12. Происхождение честных древ честного и животворящего креста

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Что касается до обвинения, какое возводилось на Иву на том же соборе, что будто они публично в проповеди говорил: «Я не завидую Христу» и пр., то Ива решительно отвергал силу этого обвинения. На соборе он говорил: «Анафема говорящему это и клевещущему; ибо я это не говорил. Нет, я дозволю рассечь себя десять тысяч раз, чем сказать эти слова; мне даже не думалось этого» ( Дeяh. IV, 214 ). На соборе в Тире Ива также защищал себя против обвинений в неправославии и не без успеха. Собор удовлетворился его объяснениями, именно когда он обещался торжественно в своей едесской церкви проклясть Нестория и тех, кои увлекались его сочинениями или его словами, когда объявил, что он подобно Иоанну антиохийскому примирился с течением времени с Кириллом и считает III вселенский собор собором движимым от Духа Святого и равным с Никейским I вселенским собором ( Дeяh. IV, 189 ). Однако дело о чистоте веры епископа Ивы на этом не окончилось. Обвинителями его оно было перенесено на собор Ефесский 449 года или разбойничий, где искания обвинителей увенчались успехом. Ива был лишен епископства, разумеется потому, что собор этот признал его мыслящим по-несториански. Окончательный суд по делу Ивы постановлен был уже на соборе Халкидонском, в 9 и 10 его заседании. Приговор собора разбойничьего касательно Ивы признан здесь не имеющим никакой силы и значения ( Дeяh. IV, 193–4:236–7 ). Для того, чтобы испытать степень православия Ивы, Халкидонский собор потребовал от него, чтобы он проклял Нестория и Евтихия, что Ива и исполнил с готовностью и полной искренностью. Халкидонские отцы говорили ему: пусть он анафематствует Нестория и Евтихия и их учение, Ива отвечал: «Я уже письменно анафематствовал Нестория и его учение и ныне анафематствую его десять тысяч раз. Ибо что однажды сделано в удовлетворение (собора), то хотя бы делалось десять тысяч раз, не причиняет скорби. Анафема и самому Несторию и Евтихию. Анафематствую и всякого, кто мудрствует не так, как мудрствует этот святой собор» ( Дeяh. IV, 245 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Вместе с сим сторону яковитов принял александрийский епископ Феодосий, который, желая угодить супруге Юстиниана Феодоре – евтихианке 231 , покровительствовал им в такой мере, что некоторые из них, вместо яковитов, стали называть себя феодосианами 232 . Затем яковиты нашли себе усердных покровителей в персах, врагах императора константинопольского, и сарацинах. При содействии тех и других, они постоянно усиливались и, с течением времени, проникли в области сирийские, входившие в состав патриархата антиохийского. Здесь преимущественно обитают они и в настоящее время. В 1442 году латины торжественно объявили яковитам унию и издали определение о них (decretum pro Jacobitis) с мыслию обратить их в свою веру 233 ; по эта попытка осталась едва не на одной бумаге, очень мало осуществилась на деле 234 . В наше время латины также напрасно пока трудятся над тем, чтобы навязать свои заблуждения всем яковитам. § 47. Источники сведений о заблуждениях секты евтихианской I. Сведения о заблуждениях секты евтихианской можно находить: В сочинениях тех писателей, которые в новейшие времена занимались обозрением ее судьбы и учения 235 , но преимущественно – II. В катихизисах и богослужебных книгах, который принадлежат частным евтихианским общинам и употребляются в них 236 . § 48. Виды сих заблуждений Между заблуждениями секты евтихианской, как видно из поименованных источников, есть и такие, которые принадлежат всей ей в совокупности, и такие, которые принадлежат той или иной общине ее, как отличительное заблуждение каждой из них 237 . Глава первая. О заблуждениях секты евтихианской § 49. Указание сих заблуждений Заблуждения, общие всем евтихианам, касаются – I) coбopa халкидонского и – II) yчehuя об Иисусе Христе. Отсюда – Член I. О заблуждении в учении о халкидонском соборе Сколько было вселенских соборов? Седмь... 4. халкидонский. (Простр. христ. катих. стр. 21. Москва, 1856 г.) § 50. Сущность сего заблуждения Современные нам евтихиане проклинают Евтихия, осужденного на соборе халкидонском, называют его еретиком и считают себя чуждыми его ереси. Несмотря на то, они упорно восстают против собора сего, а вероопределения его об Иисусе Христе не признают истинным 238 . § 51. Основания оного В защиту свою посему они предъявляют, что собор этот – а) производился неправильно и внес в вероучение христианское новый догмат, – б) составлен был из епископов, непостоянных в мыслях и неверных себе в действиях, – в) осудил Диоскора несправедливо, низложив его не за неправую веру, как видно из слов Анатолия, присутствовавшего на соборе халкидонском, но за то одно, что он отлучил от общения Льва великого , епископа римского, и не явился на собор, тогда как трижды был приглашаем на оный, и – г) принял в общение Церкви Феодорита кирского и Иву едесского, которые отлучены были прежде за еретические мысли, и тем одобрил их лжеучение, а при этом не потребовал от первого, что бы произнес проклятие на то, что написано было им против Кирилла александрийского . § 52. Опровержение их

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Лютеране отвергают почитание икон, предполагая, будто оно противоречит Богопочтению и будто древняя христианская церковь не употребляла и не чтила икон. Все эти предположения лютеран крайне несправедливы и неосновательны. Прежде всего, употребление икон в православной церкви основывается на том, что Сам Бог повелел некогда Моисею поставить в скинии изображение херувимов, повелел также устроить ковчег завета. По преданию церкви, записанному в IV-м веке, Господь Иисус Христос чудесным образом изобразил Свой пречистый лик на полотенце, посланном к Авгарю, едесскому владельцу. В Священном Писании мы находим также основания и для почитания икон поклонением им, каждением и возжением светильников: такое именно было воздаваемо, по повелению Божию, почитание ковчегу и скинии. В христианской церкви обычай употреблять и почитать священные изображения современен самому ее началу. Это видно из того, что священные изображения находятся в открытых в недавнее время, и доселе открываемых, христианских катакомбах, или на могилах мучеников, которые были храмами для первенствующих христиан 224 . Об употреблении и почитании икон в древней церкви свидетельствуют многие отцы и учители церкви, например: Тертуллиан , Амвроймий Медиоланский, Исидор Пелусиот , Иоанн Дамаскин  и др. В VIII-м веке на 7-м вселенском соборе (787 г.) отцами собора был торжественно утвержден догмат иконопочитания, вопреки лжеучению иконоборческой ереси, навеянному главным образом влиянием довольно распространившегося в то время исламизма. Напрасно лютеране указывают на то, будто почитание икон противоречит второй заповеди: «не сотвори себе кумира " … В этой заповеди содержится воспрещение не относительно почитания икон христианских, а относительно обоготворения древними язычниками своих идолов. Но велико различие между языческим идолослужение и христианским почитанием икон. Последнее, как уже сказано выше, состоит не в боготворении святых икон, а в поклонении тем лицам, которые на них изображены. «Иконы суть как бы книги, написан вместо букв лицами и вещами» 225 . Идолопоклонство осуждается не за изображение вообще, а за изображения ложных богов. в) Отвержение лютеранами молитв за умерших

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/obl...

Четвертый вселенский собор (халкидонский) созван был в Халкидоне в 451-м году, при императоре Маркиане, по поводу быстро распространившейся ереси Евтихия (константинопольского архимандрита), который, опровергая ересь Нестория, дошел до другой крайности и несправедливо утверждал, будто в Иисусе Христе человеческая Его природа совершенно поглощалась Божеством, вследствие чего, человечество в Иисусе Христе не сохранило свойств своей природы, но само Божество, только под видом плоти, жило на земле, страдало, погребено и восстало из гроба. На соборе присутствовало около 630 отцов, осудивших ересь Евтихия, и изложивших догмат о воплощении Сына Божия единосущного Отцу по Божеству и единосущного нам по человечеству, познаваемого в двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно и неразлучно«. Кроме того собор составил 30 канонов, в которых между прочим осуждаются: симония (пр.2) , занятия клириков, несвойственных их званию (аренда имений, ходатайство по делам «из-за гнусного прибытка» и т. п. (пр.3), вмешательство монахов в мирские дела (4); запрещается: поставлять в священника и диакона без назначения к определенному храму (6), клирикам прибегать к светскому суду, оставляя своего епископа (9), a равно вступать в брак с иноверною (14), принимать от кого бы то ни было донос на епископа без предварительного расследования (21), низводить епископа в пресвитерскую степень (29) и т. п. Пятый вселенский собор (константинопольский 2-й) созван был, при императоре Юстиниане, в 553 году. Поводом к созванию было то, что евтихиане продолжали возмущать спокойствие Церкви Христовой, восставали против халкидонского собора и утверждали, будто он, осудив Евтихия, оправдал Нестория. В подтверждение этого, еретики ссылались на сочинения Феодора епископа мопсуетского, Феодорита епископа кирского и Ивы епископа едесского, которые будто бы, несмотря на то, что в них проводятся несторианские мысли, не были осуждены халкидонским собором. Одновременно с этим на востоке стали распространяться ложные мысли из сочинений Оригена . Отцы вселенского собора (числом 165, под председательством патриарха Евтихия, торжественно подтвердили определение халкидонского собора, осудили до 15-ти неправильных мнений 7 Оригена и несторианские сочинения Феодорита и Ивы. Особых же правил, относящихся к церковному благочинию, на V вселенском соборе не было составлено.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Nechaev/u...

Москва. Церковь Феодора Едесского. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Храм был заложен в 2003г по инициативе жителей деревни Уварово и благотвориетля этого храма – Квитко Александра Федоровича. Храм деревянный, одноэтажный с одним приделом, освященным в память святителя Феодора епископа Едесского. Первым настоятелем строящегося храма был священник Владимир Щербаков. За торжественным богослужением 14 августа 2004 года архиепископом Можайским Григорием состоялось освящение новопостроенного храма. С 15 августа 2004г. настоятелем церкви Феодора Едесского был назначен священник Сергий Спицын. При храме ведутся воскресные беседы для взрослых. Создается библиотека. Источник: сайт Наро-Фоминское благочиние Московской епархии Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Автор не указан. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=08661

Выходит пятисотый том «Христианских источников» Париж, 13 марта 2006 г. В связи с изданием пятисотого тома крупнейшей патрологической серии «Христианские источники» (трактат святого Киприана Карфагенского о единстве Церкви), издательство Cerf (Франция) предлагает исключительные скидки и заявляет о нескольких акциях. С 3 апреля по 30 июня 2006 года будет предложена скидка в 50% на тома серии 1 по 450. Одним из намеченных издательством Cerf мероприятий станет вечер «Христианских источников», который состоится 6 апреля в Париже, в книжном магазине La Procure. Кроме того, издательство Cerf объявило об основании серий «Христианские источники» на русском и греческом языках. Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, будет присутствовать на конференции в Брюсселе 14 июня, в Париже – 15 июня. 16 июня он приедет в Лион на конференцию и торжественный прием в Институте Христианских источников. Митрополит Кирилл также проведет презентацию своей книги «Воскресшая Церковь», которая готовится к публикации в издательстве Cerf. Книга включает в себя беседу с митрополитом Кириллом и тексты, впервые переведенные на французский язык. На интернет-сайте «Христианских источников» размещено несколько исследований, в частности: «Евсевий Кесарийский: история Церкви в литературной форме», «Едесса до создания легенды об Авгаре», «История Авгаря, царя Едесского, его библейские источники и система изложения», «Филон и Иосиф Флавий в двух первых книгах Церковной истории Евсевия». 13 марта 2006 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/16594.html

Кадили и над алтарем кадильным, находившимся против завесы, на которой были изображены Херувимы ( Исх. 40, 27 ). Мы чествуем святые иконы возжением перед ними свечей и елея. Возжигались светильники и в ветхозаветной церкви. И поставгы (Моисей) светильник в скинии собрания против стола... И поставил лампады (его) перед Господом, как повелел Господь Моисею ( Исх. 40, 24–25 ). И сказал Господь Моисею: говоря: прикажи сынам Израилевым, чтоб они принесли тебе елея чистого, выбитого, для освещения, чтобы непрестанно горел светильник. Вне завесы ковчега откровения в скинии собрания Аарон (и сыны, его) должны ставить оный пред Господом от вечера до утра всегда: это вечное постановление в роды ваши; на подсвечнике чистом должны они ставить светильник пред Господом всегда ( Лев. 24, 1–4 ; свящ. Н. Успенский ). Об употреблении и почитании святых икон в Христианской Церкви с первых времен ее говорит Священное Предание Первый образ в Христианской Церкви был Нерукотворный Образ Спасителя. Сам Господь Иисус Христос благоволил изобразить чудесным образом Свой Лик на плате и послал этот образ к Едесскому царю Авгарю. Потом евангелист Лука написал три иконы Божией Матери и святых апостолов Петра и Павла (Чет. Мин., 16 августа, 18 октября). О Нерукотворенном Образе Спасителя Священное Предание рассказывает следующее. Когда Божественная сила чудес Господа Иисуса Христа сделалась известной всем, надежда выздоровления стала привлекать ко Христу бесчисленное множество больных, даже из далеких от Иудеи стран. Так и Авгарь, царь Едесский, изнуренный тяжким недугом, узнав о чудесах Иисуса Христа, смиренно просил Его письмом, чтобы Он пришел к нему в Едессу и исцелил от болезни. Но не вполне уверенный, восхочет ли Господь прийти к нему, послал письмо с искусным живописцем Ананией, которому поручил изобразить на доске Лицо Спасителя, чтобы, по крайней мере, от видения Лица Его иметь отраду в болезни. Анания пришел в Иерусалим в то время, когда Иисус Христос, окруженный множеством народа, преподавал божественное Свое учение.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sputni...

Св. Феодор был епископом в сирийском городе Едессе. Потеряв родителей в молодых летах и раздав их наследство нищим, он удалился в обитель св. Саввы, в Иерусалиме, и подвизался здесь, пробыв 24 года в затворе. Со смертью епископа, против желания, поставили его на епископскую кафедру. Это было в средине IX столетия, когда греческая Церковь страдала от еретиков и магометан, и потому много труда предоставляло Феодору правление едесской Церковью. В жизни св. Феодора был следующий весьма поучительный случай. Начал он отшельническую жизнь вместе с братом своим Иоанном. Живя в отдельных пещерах, они питались пустынными плодами и кореньями. Однажды, собирая в пустыне травы, Феодор увидел брата, занимавшегося тем же. Но вот Иоанн остановился, постоял немного в раздумье и потом, перекрестившись, перескочил место, где останавливался, и поспешил к своей пещере. Тогда подошел к этому месту Феодор, и что же увидел? Груду золота. Помолившись, собрал золото и принес в пещеру. Наутро, не сказавшись брату, отправился в город и там устроил целую обитель и при ней больницу и странноприимный дом. Устроив все это, весьма довольным возвращался он в свою пещеру и дорогой начал в уме своем возвышать себя и унижать брата за то, что тот не сумел воспользоваться золотом, – сделать так, как сделал он. Подойдя к своей пещере, Феодор увидел ангела, который обратился к нему с укоризной: «Зачем ты тщеславишься и унижаешь своего брата? Поистине говорю тебе, что, перескочив груду золота, он перескочил ту бездну, которая находится между убогим Лазарем и гордым богачом, и лоно Авраамово ждет его. Ты же теперь недостоин видеть брата, но постарайся умилостивить Бога». 49 лет подвизался Феодор после того на столпе, скорбя о своем грехе. В 50-й год снова явился ему ангел и сказал: «За гордость твою и за то, что ты унижал брата в своих мыслях, я отступил от очей твоих, но совсем я не оставлял тебя, а был при тебе и охранял тебя. Ныне же Господь простил тебя и послал меня к тебе. Но с братом ты увидишься уже в будущей жизни». В бытность епископом св. Феодор крестил калифа Моавии. Перед смертью снова уединился в пещеру, где и скончался. Он оставил составленные им 100 глав или правил аскетической жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Всё, написанное тобою о святом епископе, приходит в исполнение, при содействии Божественного Промысла. Святая Церковь укрепляется, еретики посрамляются и будут изгнаны, неверный царь, вместе с просветлением очей телесных, получает просветление и очей духовных. Будь здрав о Господе, брат, и моли обо мне Владыку Христа, чтобы мы в будущей жизни увидели друг друга и пребывали неразлучно вместе. Прочитавши с удивлением такой чудесный ответ, епископ вспомнил о пророке Аввакуме , который был взят ангелом из Иудеи в Вавилон к Даниилу и снова в тот же час возвращен был в Иудею, и сказал сам себе: – Всемогущий Бог, сотворивший в древности такое чудо, мог и теперь сотворить подобное: Он дивен во святых своих ( Пс.67:36 ). Святой епископ пробыл у преподобного пустынника день и ночь, а наутро, по совершении молитвы, простился с ним и возвратился в Вавилон, к царю. Царь сказал ему: – Хотелось бы мне, любезнейший отче, никогда не расставаться с тобою ни в этой жизни, ни в будущей, – так тесно соединилась моя душа союзом любви с тобою! Епископ отвечал: – Я вижу, что двери между мною и тобою открыты. Мне не нужно выходить вон, а тебе ко мне нет надобности входить. Когда же двери затворятся, мы разлучимся друг с другом и об этом я весьма скорблю душою. Царь же сказал: – Что такое эти двери и что значит их закрытие? Прошу тебя, скажи мне, чтобы я мог это понять! Тогда святитель, вынув из-за пазухи Святое Евангелие, истолковывая его на понятном царю наречии. Царь же, со вниманием слушая, умилялся сердцем и возгорался любовью ко Христу. В это время при нем было только трое вернейших слуг, родом из Аравии, которые также с умилением слушали Святое Евангелие, чтение которого епископ продолжал до самого вечера. Наутро же царь, освободившись от дел, снова призвал к себе святителя как бы для того, чтобы спросить у него совета как у врача, а на самом деле для того, чтобы воспользоваться через него врачевством для души своей; и снова целый день внимательно слушал повествования Евангелия и поучения Спасителя, и уверовал потом во Христа и сам и его три служителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010