Нерукотворенный образ, стоявший над воротами города, стал ему ненавистен и он задумал снять этот образ, а на место его поставить идола. Но Господь не допустил его до такого поругания святыни: едесскому епископу было откровение от Бога о намерении царя, и этот служитель Христов тайно ночью пошел к воротам города, зажег перед образом лампаду, заложил его каменной доской и закрыл место известью, так что место ничем не обозначалось на каменной стене ворот. Царь думал, что христиане сняли со стены образ своего Спасителя, и не ставил там идола. С течением времени все меньше и меньше становилось христиан в Едессе, а которые и оставались, те забыли о нерукотворенном образе, потому что никто, кроме епископа, не знал, куда девался он. Спустя много лет после того, именно в 515 году, на Едессу напали персы и стали воевать этот город многочисленным войском. Жители, запершись в стенах, и не думали своими малыми силами защищать город, пришли в отчаяние и не знали, что делать. Было еще небольшое число христиан в Едессе, был у них и епископ, Евлавий; они стал и молиться Господу и взывать к Нему о помощи и заступлении. Молитва праведных была услышана: епископу Евлавию было от Господа явление: сияющая небесной славой жена указывала ему на место, где сокрыт был нерукотворенный образ, и повелевала открыть там чудесную святыню. Епископ поступил по указанию, и когда открыли каменную доску, которой закрыт был нерукотворенный образ, то нашли святой образ невредимым и лампаду горящей. Взяв чудесную святыню, епископ с христианским народом в чувстве благоговения и благодарения к Господу совершили крестный ход около стен внутри города. После этого, к удивлению всех жителей города, неприятель неожиданно перестал воевать город. С этого времени нерукотворенный образ опять стал драгоценной святыней Едесской Церкви, и христиане с благоговением покланялись ему. Слух об открытии этой святыни распространился по всей Восточной Церкви и христиане из разных далеких стран приходили на поклонение святой иконе. Но скоро Едесса и окрестные страны подпали под власть магометан, которые с ожесточением преследовали все, что составляло для христиан предмет торжественного почитания, и в особенности иконы. Христианам чужих стран с трудом можно было пробираться на поклонение нерукотворенному образу. И скорбели они еще о том, что эта святыня находится во власти неверных. Поэтому в десятом столетии греческие императоры Константин и Роман предлагали неверным владельцам Едессы большой выкуп за нерукотворенный образ. Неверные долго не соглашались на предложение греческих императоров, а когда согласились, то потребовали выкупа двести освобожденных пленников, двенадцать тысяч сребреников и обещание никогда не ходить войной на Едессу. Императоры согласились на требуемый выкуп, и в 944 году, 16 августа, нерукотворенный образ был внесен в Царьград с великим торжеством. С того времени день 16 августа стали праздновать в Греческой Церкви в честь нерукотворенного образа Христа Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

видно, что со времени открытия троицкой Семинарии взято в семинарскую библиотеку из монастырской всех рукописей 207 215 В числе сих рукописей в настоящее время в академической библиотеке находятся между прочим следующие: в лист Апостол на пергамене; Апостол с надписью: апракос Исакова письма Собакина; два экземпляра Псалтири славяно-греческой, славянский текст писан суриком, – а греческий славянскими буквами; два Евангелия, один экземпляр писан в 1619 году при архимандрите Дионисии и при келаре Аврааими Палицыне, а другой дан в лавру в 1665 году келарем лавры Симоном Азарьиным; Псалтирь на славянском, греческом и Вольском языках дана в лавру в 1670 году Симоном Азарьиным; Псалтирь с надписью троицкого игумена Иоасафа; 13 книг ветхого Завета XVI века; толковый Апокалипсис в лицах – в двух экземплярах; Апостол толковый, данный в 1501 году митрополитом Симоном троицкому игумену Серапиону; толкование на 16 пророков 1490 года; толкование Афанасия александрийского на псалмы и на Евангелие Иоанна, первое писано в 1459 году Пахомием Логофетом по воле казначея троицкого Сергия, второе – в 1456 году при игумене троицком Вассиане; Григорий Двоеслов начала XV века; Иоанн экзарх XVI века; Мефодий памфилийский – писан по желанию Арсения Суханова ; сочинения Максима Грека с подписью митрополита Иоасафа; Златоструй, переведенный при Симеоне царе болгарском., – писан в Киеве в 1474 году при короле Казимире дьяком Андреем Тверитиным; житие Феодора едесского на пергамене XVI века; торжественник постный, писан в 1524 году по воле троицкого игумена Порфирия иноком Пафнутием Писемским, Тимофеем и Закхеем; поучения Симеона нового богослова на пергамене XIV века; оглашения Феодора студита на пергамене XIV века; никоновские правила – даны в лавру вкладом от царя Иоанна Васильевича; собственноручные писания Симеона полоцкого частию на русском, частию на польском; следованная Псалтирь, писала в Киеве в 1474 году иноком Пафнутием; Псалтирь следованная в лицах, писана уставом и дана в лавру Дмитрием Ивановичем Годуновым; общая минея с уставом, сложенная Кириллом философом; стихирарь писан троицким доместиком Логином в XVII веке; четьи-минеи 12 книг, из них февральская на хлопчатой бумаге писана в XV веке, майская и июньская в 1558 году, июльская в том же году писана старцем Иоасафом и священником Фирсом; временник мниха Георгия (Амартола), писан на пергамене и в лицах; описание всего света, писано при князе Василие в XIV веке; Козма Индикоплов в лицах; миротворный круг Геннадия арх

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Что касается до обвинения, какое возводилось на Иву на том же соборе, что будто он публично в проповеди говорил: «я не завидую Христу» и пр., то Ива решительно отвергал силу этого обвинения. На соборе он говорил: «анафема говорящему это и клевещущему; ибо я это не говорил. Нет, я дозволю рассечь себя десять тысяч раз, чем сказать эти слова; мне даже не думалось этого» ( Дeяh. IV. 214 ). На соборе в Тире Ива также защищал себя против обвинение в неправославии и не без успеха. Собор удовлетворился его объяснениями, именно когда он торжественно обещался в своей едесской церкви проклясть Нестория и тех, кои увлекались его сочинениями или его словами, когда объяснил, что он подобно Иоанну антиохийскому примирился с течением времени с Кириллом и считает III Вселенский собор собором, движимым от Духа Святого и равным с Никейским I Вселенским собором ( Дeяh. IV. 189 ). Однако дело о чистоте веры епископа Ивы на этом не окончилось. Обвинителями его оно было перенесено на собор Ефесский 449 года или разбойничий, где искания обвинителей увенчались успехом. Ива был лишен епископства, разумеется потому, что собор этот признал его мыслящим по несториански. Окончательный суд но делу Ивы постановлен был уже на соборе Халкидонском в 9 и 10 его заседании. Приговор собора разбойничьего касательно Ивы признан здесь не имеющим никакой силы и значения ( Дeяh. IV . 19З-4; 236–7). Для того, чтобы испытать степень православия Ивы, Халкидонский собор потребовал от него, чтобы он проклял Нестория и Евтихия, что Ива и исполнил с готовностью и полною искренностью. Халкидонские отцы говорили ему: пусть он анафематствует Нестория и Евтихия и их учение. Ива отвечал: «я уже письменно анафематствовал Нестория и его учение и ныне анафематствую его десять тысяч раз. Ибо что однажды сделано в удовлетворение (собора), то хотя бы делалось десять тысяч раз, не причиняет скорби. Анафема и самому Несторию и Евтихию. Анафемагствую и всякого, кто мудрствует не так, как мудрствует этот святой собор» ( Дeяh. IV. 245 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

иконы, не считают их богами, и не к веществу их, из которого сделаны, привязывают свое внимание, а при поклонении возносятся духом своим к самым святым лицам и событиям, изображенным на них 244 . Наконец, если бы почитание св. икон противоречило второй заповеди, то Сам Бог не повелел бы поставить золотые изображения Херувимов в святом святых над ковчегом завета, куда народ обращался с молитвою, и ковчег завета и все принадлежности Скинии не были бы предметом благоговейного почитания ( Исх. 25:10–22; 30:26–29 ; Числ. 10:34–35 ; 2Цар. 6:11 ). А между тем указанное повеление дано было тому же пророку Моисею, через которого дана была заповедь, запрещающая боготворение кумиров, и при том дано было в одно и то же время с этим запрещением. Вот почему христианское почитание икон современно самому началу христианства. Так, Иисус Христос, по преданию, нерукотворно изобразил на плате Образ Свой и отдал его живописцу, бывшему в числе послов к Нему от Авгаря, владельца Едесского, который, находясь в тяжкой болезни, просил Господа посетить и исцелить его 245 . По другому преданию, евангелист Лука написал изображения Спасителя, Божией Матери, св. Апостолов и Пророков 246 . Св. мощи мы почитаем, как чистые сосуды Благодати Божией. «Как сосуд, в котором долго хранилась благовонная масть, – говорит великий отечественный богослов, – заимствует от нее силу благоухания, так самое тело христианина, в котором постоянно обитала благодатная сила Христова, проникается ею во всем составе своем и даже благоухает ею на других» 247 . Сам Бог внушает почтение к св. мощам, вопреки всеобщему закону тления, прославляя их нетлением ( Пс. 15:10 ; Ис. 58:11 ; Сир. 46:14; 49:12 ) и сообщая им дар исцеления от болезней и другие благодатные действия для верующих ( 4Цар. 13:21 ; Деян. 19:12 ) 248 . VII вселенский собор мощи святых называет источниками исцелений и не почитающих их подвергает наказанию. Православная Церковь искони выражала почитание св. мощей благоговейным собиранием и хранением их, торжественным обретением и перенесением их, установлением праздников в память их обретения и перенесения 249 , созиданием над ними храмов или алтарей; и постоянным правилом поставляла – полагать мощи святых в основание св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Отсюда произошли в роде человеческом все роды грехов, гибельные страсти, гнусные пороки; отсюда же ведут свое начало все болезни и бедствия, коих так много в роде человеческом. Обетование о Спасителе мира Учение веры о Иисусе Христе Господе нашем выражено точно и кратко в Символе веры . Во 2-м члене читается: Верую во единаго Господа нашего Иисуса Христа Сына божия, единороднаго, иже от Отца рожденнаго прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна не сотворенна, Единосущна Отцу, Им же вся быша. Отсюда видно, что Иисус Христос Спаситель наш есть второе лицо Пресвятыя Троицы, Сын Божий, Истинный Бог, не сотворен, но все твари Им сотворены в течении 6-ти дней, рожден прежде всех век от Бога Отца, и есть единого существа с Богом Отцом. Бог Отец есть Бог вечный, всемогущий, всеведущий. И Сын Божий есть Бог вечный, имеющий славу Божественную прежде мир не бысть ( Ин.47:5 ), – есть Бог всемогущий, воскрешающий мертвыя, якоже и Отец ( Ин.5:21 ) – есть Бог всеведущий, в котором вся сокровища премудрости и разума сокровенна ( Кол.2:3 ). В житиях святых угодников находится много чудесных видений и знамений, которыми торжественно утверждается Божество Господа нашего Иисуса Христа. При святом Григорие Омиритском было сильное прение у христиан с евреями. Евреи говорили, что Моисей пророк выше Иисуса Христа; христиане утверждали, что Иисус Христос есть Бог, а Моисей человек. От лица евреев говорил тогда мудрец Ерван, а за христиан святитель Григорий. Вот в одну ночь мудрец этот видит Моисея пророка и Иисуса Христа: стояли они в некоем святилище и беседовали. Моисей с согбенными руками к персям, со страхом и трепетом предстоял Ему и поклонялся яко Господу и Богу своему. Ерван удивился сему явлению и сказал: Моисей, хорошо ли это делаешь? Тогда Моисей обратился к нему показал: «умолкни! я не согрешаю, покланяясь владыке моему; ибо Он есть Творец мой и Господь. За чем ты утруждаешь праведного архиепископа, противясь истине?» 53 . При святом Феодоре Едесском один законоучитель жидовский много хульного говорил на Христа Бога нашего. Святый Феодор обратился к богохульнику с словами Пророка Давида: немы да будут устны льстивыя, глаголющия на праведнаго беззакония. Тотчас он сделался безгласен; хульный язык его связался немотою 54 . Святая Харитина за исповедание веры во Христа Бога осуждена была на потопление в море; для сего привязали к ней большой камень и бросили ее в глубину морскую. Но тотчас же камень оторвался, и святая пошла по морю, яко по суху. Вышедши на берег, она стала пред мучителем и сказала: «видишь силу Христа моего и Бога, и веруй в Него» 55 . Святый мученик Виктор с призыванием имени Господа Иисуса Христа выпил без вреда сильнейший яд, приготовленный для него 56 . Святая мученица Юлиания тем же святейшим именем вышла неврежденною из кипящей смолы 57 , а святый мученик Юлиан воскресил мертвеца 58 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Затем была нужда в книгах для назидательного чтения, удовлетворявших своим содержанием благочестиво-аскетическим потребностям монашествующих. Этот отдел, если можно так сказать, специально монастырской библиотеки, более других обширный, составлялся из толкований на книги Св. ІІисания, бесед Златоуста, Евангелий Учительных, Евангелий Толковых, Феофилакта Болгарского , Апокалипсисов, Толкования Андрея Критского , и затем из Четьих-Миней, житий святых русской и Вселенской Церквей, Патериков азбучных, скитских, египетских, печерского, Прологов, Палеи, Пчелы, Творений отцов Церкви, Поучений Ефрема Сирина , Слов Григория Богослова , Лествицы Иоанна Лествичника , Симеона Нового Богослова , Словеса о пребывании иноческом и аввы Дорофея творения, Феодора Студита – поучения к своим ученикам, Книга Феодора Едесского – его житие и главы, Сборники житий святых и преподобных отец, Творений Дионисия Ареопагита , святого Афанасия епископа Александрийского к князю Антиоху о многих совопрошениях, Кирилла Александрийского огласительных и тайноводственных поучений, св. Василия Великого о постничестве, бесед на Шестоднев, Златоструя св. Иоанна Златоустог о и других слов и поучений, Торжественника постного, Маргарита Иоанна Златоустог о, его же – Пятидесятницы и Адриатисы, св. Иоанна Дамаскина Богословия (Небеса) и философии (Диалектика), св. Исаака Сирина поучений, творений препод. Нила Сорского , Григория папы Римского, Антиоха Черногорца, Петра Дамаскина , Григория Синаита , Зерцала Великого, Фомы Кемпийского о подражании Христу и разного рода сборников со статьями агиологического и святоотеческого содержания. Сравнительно меньший, по количеству, отдел состоял из книг канонического и обличительного, равно из книг разного богословского содержания. В его состав входили книги Иоанна, Экзарха Болгарского – его Шестоднев и книга «Небеса», св. Сильверста и препод. Антония вопросы о разных богословских предметах, Космы-пресвитера на новоявленную ересь – Богомилы, полемические сборники против латинян, Книга против папистов об исхождении Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

И вы посмотрите, в каких домах нет образа Христа Спасителя. Не в тех ли, где люди преданы всякого рода страстям и порокам, где попираются все священные обычаи и христианские и вводятся обычаи древних язычников, где вместо икон ставят на видном месте языческих идолов или вешают портреты разных, целому миру известных грешниц, в самых неприличных костюмах и положениях тела, где вместо любви к людям царствует привязанность к находящимся в комнатах псам, где ни о Боге, ни о молитве, ни о спасении своей души вовсе и не думают, где самый образ Христа Спасители был бы неприятен для обитателей дома, потому что напоминал бы им о Боге как правосудном Судии, о смерти и аде с вечным мучением в нем? А отсюда не ясно ли, что, где нет в доме образа Христа Спасителя, там область духа тьмы и царство погибели? И можно ли подражать таким людям? Нет, братья. Не так должны православные христиане относиться к образу Христа Спасителя нашего и святым иконам Пресвятой Богородицы и угодников Божиих, как ныне многие относятся. Святая Церковь наша, совершая ныне торжественное празднество в честь Нерукотворенного Образа Господня, некогда самим Спасителем нашим посланного князю Едесскому Авгарю и прославившегося многочисленными чудесами, от него совершившимися, научает нас благоговейно чтить этот образ как великую для нас святыню и драгоценный дар Божий. Древние христиане и наши предки всегда с величайшим благоговением чтили образ Христа Спасителя и имели его в своих домах как величайшую святыню и украшали так благолепно, что его украшение составляло драгоценность в доме. Войдите еще и ныне в старинные дома благочестивых крестьян и увидите, на каком видном месте в них стоит образ Господень и как он украшен. Молю вас, братья, не следовать обычаю развращенного рода, но иметь в доме образ Христа Спасителя на лучшем месте и в благолепном виде, как великую святыню и дар Божий. Аминь. Поучение в неделю 10-ю по Пятидесятнице 20 Сей род не исходит, токмо молитвой и постом ( Мф. 17:21 ) Братья! Без страха и изумления нельзя в настоящее время взирать на то, как с каждым годом все больше и больше слабеет в нас усердие к точному исполнению постановлений Святой нашей Православной Церкви относительно молитвы и поста. Не говорим уже о тех мудрых сынах века сего, которые хотя и называют себя христианами, но сами же о себе говорят, что они ни в Бога не веруют, ни в злого духа, а считают себя потомками обезьяны: эти люди только лишь глумятся над теми, кто молится и постится, и называют пост и молитву нелепостью. Не говорим и о других людях, называющих себя свободномыслящими и считающих себя христианами, но отвергающих уставы и постановления Церкви: эти люди и пост и молитву считают излишними и потому ни молиться не хотят, ни поститься.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

Правильность употребления в Православной Церкви св. икон объясняется, кроме приведенных примеров из Ветхозаветной церкви об изображении херувимов, еще устройством самого ковчега завета, который Бог повелел поставить Моисею во Святом Святых. Ибо ковчег завета был ни что иное, как видимый образ присутствия Бога невидимого, –образ, всегда напоминавший иудеям Иегову и возводивший мысль их к Первообразу: и бысть, говорится в книге Чисел, егда воздвизаху кивот, и рече Моисей: востани Господи ( Чис. 10:35 ) 157 . Из древнейших свидетельств касательно действительного употребления в Православной церкви святых икон особенно замечательны два следующие сказания. Первое о том, что Сам Господь наш Иисус Христос благоволил изобразить чудесным образом Свой Лик на плате и послать этот нерукотворный образ к Авгарю, Едесскому владельцу, – сказание, которое не усомнились признать истинным и Отцы VII Вселенского Собора. Другое – о том, что один из четырех Евангелистов, Лука, знавший живописное искусство, писал и оставил после себя иконы Божией Матери, которые с благоговением передавались и передаются из рода в род в Церкви православной 158 . К древнейшим же свидетельствам действительного употребления и почитания святых икон Христианской церковью с самого начала её существования относятся вещественные памятники тех же катакомб, о которых мы упомянули выше. Ибо между символическими изображениями, находимыми в них, находят также иконные изображения, например Пресвятой Девы Богородицы в венце или осиянии, держащей на руках Предвечного Младенца так же в венце; изображение двенадцати Апостолов, Рождества Спасителя и поклонения Ему волхвов 159 . О более поздних свидетельствах касательно употребления и почитания святых икон в Православной Христовой церкви нечего и упоминать. Начиная с 4-го века, когда святая вера Христова окончательно восторжествовала над язычеством и не стало причин к опасению в поругании над святыми иконами со стороны неверных, всюду святые иконы появились в бесчисленном множестве и Отцы церкви постоянно упоминают о них. Поэтому-то, когда в YII в. появилась иконоборческая ересь, то православные единодушно восстали на защиту иконопочитания и на VII Вселенском Соборе (787 г.) торжественно был подтвержден догмат иконопочитания.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Titov/...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010