Так будем просить и молить тебя, преподобный отче Сергие, как бы видя тебя присутствующим среди нас: усердно просим и молим тебя о мире душевном. 25 сентября 1911 г. СЛОВО В ЧЕСТЬ ДНЯ ПЕРЕНЕСЕНИЯ ИЗ ЕДЕССЫ В КОНСТАНТИНОПОЛЬ НЕРУКОТВОРНОГО ОБРАЗА (УБРУСА) ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА Святой евангелист Иоанн заканчивает свое Евангелие такими словами: «Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» ( Ин.21:25 ), то есть кроме того, что написано в Евангелии, еще много сотворил Иисус, и думается, что если бы все это описать, то целый мир не мог бы вместить чудес, совершенных Им на земле. И вот к числу таких евангельских рассказов относится празднуемое сегодняшнее событие. У Едесского царя Авгаря случилось величайшее горе: он заболел какой-то тяжелой, непонятной болезнью, все, что можно было сделать для своего исцеления, он сделал и тем не менее не получил никакого облегчения. Но вот он слышит, что в пределах Иорданских есть какой-то великий целитель, великий Пророк и Учитель, Который исцеляет одним Своим словом неисцелимые болезни и даже воскрешает мертвых; является надежда в его измученной душе, и он посылает к Нему своего слугу с письмом, просит прийти исцелить его, он так писал: «Я знаю, Ты – добрый, милостивый... Я знаю, Ты исцеляешь болезни, врачуешь недуги и даже воскресаешь мертвых, окажи помощь мне, исцели меня... Я тяжко страдаю». И между прочим посланному дано было другое приказание – снять с Него портрет. Анания благополучно исполнил первое поручение – вручил письмо, но, несмотря на то, что он обладал даром художника (он был живописец), никак не мог уловить черты Спасителя. Тогда Христос Спаситель Сам пришел ему на помощь. Он взял полотенце, отер им лицо, и на нем изобразились черты Его лица, то есть Его чудный образ; а затем Он сказал, что Он прийти не может: Он должен исполнить то, зачем Он пришел на землю. Он должен вознестись на Небо, а затем пришлет апостолов. И действительно, вскоре пришел туда апостол Фаддей, и образ сей, как величайшая святыня, долго хранился.

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

В самом деле у Созомена мы встречаем очень оригинальную заметку о том, что в употреблении, какое сделано Константином из гвоздей, открытых вместе с крестом, исполнилось пророчество Захарии: «и будет еже в узде коня свято Господу» (II, 1). То же самое замечание встречаем и у Феодорита (I, 18 (17), но последний мог заимствовать его только у Созомена. Другой пример. Феодорит рассказывает случай преследования императором Валентом епископа Едесского Варсы и других клириков (IV, 16 – 17) 14 – 15). Главный источник, откуда черпал свои сведения Феодорит в указанном рассказе – определить было бы трудно, так как об этом говорят и Руфин, и Сократ, и Созомен, если бы автор не поименовал одно должностное лицо Едессы и тем самым не открыл-бы нам: кто главный руководитель Феодорита. Феодорит упоминает Едесского префекта, по имени Модеста: а так как это имя из числа историков указывает один Созомен (VI, 18 сл. Сокр. IV, 18), то не остается сомнения, что Феодорит известием о событии одолжен преимущественно Созомену. 216 Еще пример. Феодорит сообщает сведения (IV, 23 (20) об избрании Моисея во епископы Сарацинов. Событие это рассказывается и Руфином, и Сократом, и Созоменом. При сличении известий Феодорита по этому случаю с известиями Созомена открывается, что Феодорит несомненно читал Созомена, когда сообщал известие о постановлении Моисея в епископы. Это можно видеть из того, что Феодорит называет Сарацинов «измаильтянами», как не называют их ни Сократ, ни Руфин, но как называет их Созомен (VI, 38), указывающий и причину, по которой будто бы потомки Измаила стали именоваться новым именем: Сарацины. Хотя можно было бы привести и другие образцы зависимости Феодорита от Созомена, но полагаем, что и приведенных достаточно для нашей цели. 217 Заметим одно: зависимость Феодорита от Сократа и Созомена не может ни мало отнимать чести у Феодорита, ибо это долг каждого последующего историка – советоваться с более ранними историками. Если Феодорит писал свою историю после того, как появились труды Сократа и Созомена, которые известны были епископу Кирскому, то само собою напрашивается вопросы что побудило Феодорита взяться за это дело, – тем более, что этот историк не довел своего труда даже до той грани времени, до какой простираются церковный истории Сократа и Созомена? В истории Феодорита нет определенного ответа на этот вопрос.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Существовало много копий с этого. образа. Образ имел необыкновенный дар сам себя воспроизводить: стоило только приложить полотно или каменную плиту к образу, как черты его неизгладимо отпечатлевались на этих предметах. Случалось, и обыкновенным образом снимали с изображения копию. И что же? И эти чудесные и не чудесные копии оказывались чудодейственными, только в меньшей степени. Поэтому нельзя удивляться, если императоры Византии всегда домогались, как бы перенести этот образ в свою столицу. Но этот образ долго не попадал в их руки. Дело в том, что Едесса рано занята была Арабами, и Арабы с уважением смотрели на святыню, которою владели их подданные, жители Едессы. Наконец час обладания этою драгоценностью пробил таки для императоров Византии. Это было при императоре Романе I, в 944 году. Роман вел войну с Арабами и с успехом. Желая обладать святынею, он предлагал эмиру за обладание ею 200 пленных Арабов и 12 тысяч серебряных монет. Эмир сначала не соглашался на подобную сделку, боясь бунта народного. Но вот войска императора Романа довели эмира Едесского до крайности, он должен был просить мира. Император первым условием мира поставил выдачу образа Едесского. В прибавку к миру император обещал еще 200 пленных и 12,000 денег. Жители Едессы должны были лишиться драгоценнейшего для них предмета. Они подняли было бунт; но тщетно. Тогда они решились на хитрость: вздумали выдать одну из копий с образа вместо образа. Но и тут неудача. В город прислан был епископ Самосатский, который отлично знал оригинал. Притом же, в видах безопасности от обмана, решено было отобрать у едессян и все копии с образа. Наступила минута отправления образа из Едессы. Поднялась буря, явилось знамение на небе; жители одушевились, поднялось восстание, но опять тщетно. Среди потоков христианской крови драгоценная святыня вынесена из города. Путь, по которому несен был образ в Константинополь, представлял зрелище необычайное. Все соседние местности в Азии приведены были в движение; каждому хотелось почтить образ.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Кроме писателей церковных, Евсевий в значительной мере пользовался, при составлении своей истории, и пособиями со стороны писателей не христианских, так в его истории мы находим неоднократные ссылки на иудейских писателей Иосифа Флавия (I, 5–6) и Филона (II, 5). Он не пренебрегал даже свидетельствами писателей языческих, так, например, он цитирует известия, заимствуемые у языческого философа Порфирия (VІ, 19). До последнего времени в науке держалось убеждение, что Евсевий пользовался некоторыми архивами, находившимися далеко от его родной Палестины, например, Эдесским. Основанием для этого убеждения служило следующее свидетельство, находящееся в церковной истории самого Евсевия. Передав содержание известий переписки Иисуса Христа с Авгарем, царем Едесским (о ней речь у нас ниже), Евсевий замечает: «предлагаю тебе (читателю) о том свидетельство, взятое из архивов Эдессы, потому что в тамошних общественных документах находится и это свидетельство, сохранившись с того времени и доныне. Вот сами письма, заимствуемые нами из архивов, (τν πιστολν π τν ρχεων μν ναληφθεισν, I, 13. Ст. II, 1). Как ни ясны слова Евсевия, можно однако ж отчасти сомневаться: действительно ли сам Евсевий изучал документы Едесского архива. В недавнее время выдано в свет одно древнее сирское сочинение, найденное среди рукописей, вывезенных в Англию из Нитрийского монастыря и цитирующееся в литературе обыкновенно: Doctrina Addaei (учение (ап.) Фаддея). Это сочинение заключает в себе, между прочим, и переписку Иисуса Христа с Авгарем почти в том самом виде, как находим ее в церковной истории Евсевия. Вопрос о времени происхождения этого древнего сочинения встречает в науке некоторое разногласие. Одни думают (Кюртон, Гарнак), что оно появилось в такое древнее время, что Евсевий мог им пользоваться, как обращавшимся к публике произведением, не имея нужды извлекать переписку Христа с Агварем из самого Едесского архива, тем более, что Евсевий прямо говорит, что его текст переписки есть перевод с сирского (I, 13).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Помоги вам Господи. Учите ее больше рукоделиям, могущим доставлять хлеб. Кружева, кажется, очень прибыльный труд. Подберите еще что-либо. Уж это ваше дело. Дуня хорошо уже пишет. Пусть не спешит, а приучается писать хорошо выводя все буквы. И добре будет. Нет, Дуня! Я не хочу налагать на тебя епитимии, а прошу тебя: будь исправна. Видишь, что твоя вторая мать больна. И тебе большой грех, что ты скорбь ей причиняешь, – и тем болезнь ее увеличиваешь. А от болезни и умереть можно. Останешься после ни при чем. Куда деваться. Вот ты и утешай ее послушанием. Она здоровей будет и долже проживет. И тебе от этого лучше будет. Учись больше рукодельям, – и поскорей. Благослови тебя, Господи! Если пр. Иосиф читает книгу, – и еще толкует, то значит, что по крайней мере не считает ее худою. И этого достаточно. Я, кажется, писал, что готовлю третий том «Добротолюбия». Теперь перевожу – умозрительное слово Феодора, что следует за деятельными главами Феодора Едесского. Великолепнейшее слово. Тут и богословие и философия. Но в прежнем славянском переводе, ничего почти не разберешь. Да и в подлиннике, очень сжата речь, и трудно доходить до мысли, иной раз и без уверенности, что попадешь на мысль автора. Кто такой сей Феодор?! Это не Едесский. В греческом подлиннике она и не озаглавливается: Феодора Едесского, – а просто: Феодора преподобного. Здоровье мое исправно. Имею ревность покончить с «Добротолюбием». Еще книжки две-три потребуется. Достанет ли на это глаза моего. Благослови вас, Господи! Ваш доброхот Е. Феофан. 8 октября 1886 г. Письмо 1003. Сожженная совесть. Грешное молчание. О Дуне Милость Божия буди с вами! Очень рад, что, наконец, о. Кассиан нашел время утешить вас своим духовным утешением. Спаси его Господь! О чем вы после того беспокоились пред св. причастием, то не есть сожжение совести, а забвение. Враг заслонил, и на мысль не пришло. Сожженная совесть ничего не чует, грешит с сознанием, – и горя мало. То страшное дело! Но вы хорошо делали, что скорбели и себя окаявали. Бог примет сие за исповедь. А когда скажете духовнику, то и совсем – конец, и мир.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Как по климату, так и по своим географическим условиям эта страна представляет полное однообразие 1014 . С IX века до Р. X. страна эта была занята арамейским племенем и распалась на массу мелких владений, из которых важнейшим в позднейшее время были Едесское княжество, Гатра и другие 1015 . Непродолжительное самостоятельное существование всех этих княжеств, их слабость, а также постоянные вторжения врагов способствовали развитию национальной солидарности всех обитателей этой страны между собою и помешали образованию резких границ между отдельными мелкими владениями. С появлением римлян в передней Азии Месопотамия, являвшаяся и прежде ареной вечной борьбы, становится положительно яблоком раздора между римлянами с одной стороны и парфянами, а затем новоперсами с другой 1016 . Во время этой многовековой борьбы Месопотамия несколько раз переходить из рук в руки 1017 , причем само собою отдельные мелкие владения, не исключая и Едфсского княжества, совершенно игнорируются. Борьба шла не из-за них, а за обладание всею страною, главным же образом – за обладание правым берегом Тигра ради его выгодного стратегического положения. Со времени Севера, Месопотамия становится римской провинцией 1018 . Столицей ее и местопребыванием наместника с этого времени сделался большой и хорошо укрепленный город Низибия. Едесское княжество некоторое время сохраняло еще свое существование, но с 215 года потеряло всякое значение и слилось со всею провинцией 1019 . Таково было положение вещей в Месопотамии при Диоклетиане. Последний, разбив на-голову персов, удовольствовался тем, что урегулировал положение своих владений на северо-востоке, сделав реку Тигр границей непосредственного римского владычества. В устройстве провинций, по-видимому, не последовало никаких изменений: центром ее по-прежнему осталась Нивибия, в которой были сосредоточены все важные сношения с соседними неподвластными Риму странами и которая являлась опорным пунктом для охраны римской границы в восточной Месопотамии 1020 . Уже из этого можно видеть, что разделение Месопотамии на две провинции по политическим обстоятельствам, на чем особенно настаивает Онэзоргэ 1021 , не входило в планы Диоклетиана.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

Жажда твоя к чтению книг духовных похвальна, но только не надо ограничиваться одним чтением, а простираться и на делание; а делать надобно всё со смирением. От чтения же и та польза бывает, что, видя высоту жительства и познавая свою немощь, невольно должна смиряться и сим привлекать на себя благодать Божию и помощь в делах наших. Однако, не надобно высокомудрствовать, что ты читаешь. Вообще о семействе твоём сожалею; молись Богу и предоставляй святому Его и всепремудрому промыслу, яже о них. Выговором м-и и-и не должно оскорбляться, но считать оный для себя драгоценным, по слову св. Лествичника. Он считает счастливым того, который получает часто от настоятеля выговоры и обличения; «а когда он умолчит, то и я, говорит, не знаю, что сказать», и кто отвергает правильное или неправильное обличение, тот своего спасения отвергается. А это, что ты желаешь, чтобы на тебя нанесли какую-нибудь клевету к игуменье, то это есть дерзость, и, верно, уж не понесёшь. Презри это пустое желание и укори себя, а когда что придет, то старайся понести. Что без труда делается, то не надежно. Кто находится истинно в покорении и послушании отцу духовному, то, конечно, тому легко исполнять волю его, а свою отсекать; ибо от сего рождается смирение, сокрушающее все сети вражии, но у тебя оного не видно, а больше есть самонадеянность, и потому не мудрено, что враг поругается. Известно, что враги завидят покоряющимся и всеми мерами стараются от сего отвратить. Это ты можешь видеть у св. Фёдора Едесского, в 4-й части Добротолюбия , главы: 40, 41, 42, 43, 44 и 45; то мудрено ли тебе подвергнуться таковой брани, да еще не имеющей оружия – смирения; а что может это случиться, то прочти у св. Симеона Нового Богослова главы: 40, 41, 42, 43, 44 и 45. На последнее письмо твоё ответил, надо и на первое что-нибудь сказать: не надобно увлекаться тем, что ты пользуешься миром, как уже и выше о сем писал; изменения бывают во всяком человеке; прочти у Каллиста и Игнатия главу 43; и что в церкви ты чувствовала себя в радостном духе, – не думай, чтобы ты сама собой могла иметь оное чувство, но благодать Божия сие соделывала к ободрению и укреплению тебя. О если бы мы имели всегда мытарево чувство, сознавая свою греховность и ничтожество, то и всегда бы утешал Господь смиренных; но как мы далеко от сего, а ближе всего можем вознестися умом о обретении такого блага, то и лишаемся оного; но о сем не должно отчаиваться, а смиряться и считать недостойною сего; Бог знает, когда и сколько кого утешить; настоящее время – время борьбы и подвига, а утешения не должно искать: оно само приходить, когда Благодать усмотрит даровать оное; а ты больше зри свои грехи, кайся и смиряйся.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

После совершенного турками убийства ал-Мутаваккиля в 861 году халифом стал его сын ал-Мунтасир, который в следующем году под давлением турецких офицеров отстранил своих братьев ал-Мутазза и ал-Мувайада от прав наследования, гарантированных им завещанием отца. И если ал-Мувайад покорно принял это, то ал-Мутазз не хотел подчиняться такому решению, за что был арестован. Затем ал-Мувайад уговорил брата сдаться и признать отстранение, чтобы спасти себе жизнь. Оба письменно дали присягу верности ал-Мунтасиру и получили свободу . Вскоре ал-Мунтасир умер, и к власти пришел их двоюродный брат ал-Мустаин. Началась гражданская война, в которой сыновья ал-Мутаваккиля ал-Мутазз и ал-Мувафак одержали победу над ал-Мустаином. В соответствии с порядком наследования, определенным отцом, ал-Мутазз взошел на престол, после чего приказал казнить сверженного ал-Мустаина. Согласно завещанию отца, ал-Мувайад получал гарантии наследования и должен был стать преемником ал-Мутазза . Но вскоре в августе 866 года новый халиф неожиданно приказал заключить в тюрьму своих родных братьев ал-Мувафака и ал-Мувайада. В тюрьме ал-Мувайад провел две недели и был убит: либо заморожен в ванне со льдом, либо задушен в мягких тканях, чтобы потом можно было выставить на всеобщее обозрение его тело без следов насилия, дабы удостоверить всех, что он якобы умер естественной смертью, и этим предотвратить беспорядки. А второй брат, ал-Мувафак, вскоре вышел на свободу. Имя ал-Мувайада подходит под сделанную Василием транскрипцию крестившегося «царя». Как эмир Сирии, он был ближайшимк Едессе правителем, и он был беззаконно убит мусульманами, как и описанный в «Житии» царь. Таким образом, имя, время жизни, место правления и особенности биографии позволяют отождествить «царя Мавия» с эмиром ал-Мувайадом. Между рассказом «Жития святого Феодора Едесского» о царе Мавии и арабскими свидетельствами о Ибрагиме ал-Мувайаде есть лишь два основных противоречия: последний все же не был главным правителем мусульман, халифом, и убит он был тайно, а не принародно. Однако оба эти противоречия вполне разрешимы.

http://pravoslavie.ru/4361.html

«Пятое сардоникс». Вероятно сим камнем, имеющим цвет человеческого ногтя с блеском, обозначается Иаков, преимущественно перед другими принявший телесное умерщвление ради Христа, что обозначает ноготь, не имеющий ощущения при обрезывании. «Шестое сардий». Сардием, как имеющим цвет оранжевый и блестящий, и силу врачебную в нарывах и язвах от железа, думаю, обозначается красота добродетели Блаженного Филиппа, освещаемой огнем Божественного Духа, и врачующей душевные язвы заблуждающих, которые получают уязвленные диаволом. «Седьмое хризолиф». Хризолифом, по блеску подобным золоту, изображается, может быть, Варфоломей, облиставаемый многоценными добродетелями и Божественной проповедью. «Осмое вирилл». По цвету моря и воздуха, подходящему к иакинфу, думаю, им означается Фома, посланный в отдаленное морское путешествие к индийцам для их спасения. «Девятое топазий». Топазом, красным по цвету, подобным анфраксу, дающему, как говорят, млекообразную жидкость, полезную страждущим глазами, может обозначаться душа Блаженного Матфея, разжигаемого Божественной ревностью, и украшенного излиянием крови за Христа, Евангелием врачующая слепотствующих сердцем и млеком напаяющая новорожденных в вере. «Десятое хрисопрас». Хрисопрасом, имеющим блеск золота лучше самого золота, думаю, означается блаженный Фаддей, благовестивший Авгарю, царю Едесскому, царство Христово, означаемое золотом, и умерщвление в нем, означаемое прасом (пыреем). «Первоенадесять иакинф» Иакинфом лазоревым или воздушноголубым означается, может быть, Симон, как ревнитель (Зилот) дарований Христовых и имеющий мудрование небесное. «Второенадесять амефист». Аметистом, багряным по виду, думаю, означается Матфий, удостоенный Божественного огня при разделении языков, и восполнивший место отпадшего, по пламенному желанию благоугождать Избравшему. Сие мы из сказанного о камнях святым Епифанием, что применено у него к начальникам колен Израильских, представили для упражнения читающих, как предположения, только гадательствуя об истине, вполне известной Одному, открывшему сие. На самом же деле Апостолы суть и основания и драгоценные камни, и один одного, другой другого камня, а все сохранили особенное и лучше во всех камнях. Потому прошу отложить жалобы на предложенные мнения, как бы насильственно навязанные. Ибо особенностью в добродетелях каждого Апостола мы не рассекаем их общения и взаимного единения, но частным различием их между ними хотели мы показать всецелое тождество, соединяющее их друг с другом наподобие цепи.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kesarij...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010