Как эти слабые существа могли решиться на смелое исповедание пред нечестивыми владыками и царями ( Мф. 10:18 ) веры Христовой? Как могли они вынести самые жестокие мучения за Господа? Что их одушевляло, что давало им силы в мученичестве за Христа, этом высшем из всех подвигов христианских? Ответы на это можно видеть в приведенном нами общем для святых мучениц тропаре. Тон речи тропаря поэтический. Агница Твоя Иисусе: святая мученица именуется «агницею». В каком смысле? В том же, в каком именуются агнцами все вообще мученики Христовы: они именуются агнцами, потому что за Христа, Агнца Божия закланы были, как агнцы (см. 2-й троп. из поемых на непорочных в субботу гл. 5). На них вполне оправдались слова св. Апостола Павла, взятые из Псалтири: «яко Тебе ради (т.-е. для Господа) умерщвляеми есмы весь день, вменихомся, якоже овцы заколения» ( Римл. 8:36 . Псал. 43:23 . Слич. Мф. 10:16 ). Еще мученицы Христовы именуются «агница» потому, что были большею частью из девственного состояния, – из не хотевших, по любви к Господу Иисусу, небесному своему Жениху, связывать себя узами брака земного. И изъясняемый нами тропарь разумеет собственно мучениц – дев, как видно из общего для мучениц кондака: «храм Твой всечестный, яко цельбу душевную обретше», – говорится в кондаке, – «все вернии велегласно вопием ти: дево мученице великоименитая, Христа Бога моли непрестанно о всех нас». – Может ли относиться упомянутый тропарь и к прочим мученицам не девам? Конечно может. Чистота и целомудрие, уневещение Христу, свойственные преимущественно лицам, принявшим на себя священный обет девства, в известной степени обязательны и для всех вообще христиан, ибо все христиане сердцем своим должны всецело прилепляться ко Христу и безраздельно принадлежать Ему, любить Его паче всего на свете и из любви быть готовыми на все жертвы. В этом смысле Апостол говорит коринфским христианам: «обручих вас единому Мужу деву чисту представити Христови» ( 2Кор. 11, 2 ). Мученицы Христовы в среде христиан являются образцами той чистой и святой любви ко Христу, о которой говорит здесь Апостол.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Во время страданий святых мучениц святой Феодот с некоторыми христианами находился в церкви святых Патриархов и молился Богу о даровании твердости христианкам-девам. Узнав о кончине святых мучениц, святой Феодот с другими христианами взяли тела святых страдалиц со дна озера, ибо поднявшийся ветер отогнал волны от берега, и предали их христианскому погребению. Получив известие, что тела святых дев вынуты из озера, правитель пришел в ярость и отдал приказание хватать всех христиан без разбора и предавать мучениям. Один из христиан, устрашась мучений, указал на святого Феодота как виновника погребения мучениц. Приведенный к Феотекну, святой Феодот мужественно исповедал свою веру в Господа Иисуса Христа. Тогда правитель начал убеждать его отречься от христианской веры. «Хотя ты достоин смерти, – говорил он, – но я отпущу тебя и дам тебе еще великие дары и почести, если только отречешься от Иисуса Распятого». На это святой Феодот отвечал ему: «Прежде всего молю, да поможет мне Господь обличить заблуждения ваши и исповедать величие и благость Его». Вслед за этим святой начал объяснять ложность и суету язычества; потом рассказал о сошествии на землю Сына Божия, о жизни Его на земле, о знамениях и чудесах, которые Он творил, о вольной Его смерти для спасения людей. В ярости язычники предали святого мученика многим истязаниям, сила Божия поддерживала его во все время мученического подвига. После жестоких мучений, которые претерпел святой Феодот, правитель понял, что поколебать мужество христианского мученика невозможно. Тогда он повелел отсечь голову святому страдальцу. Святой Феодот принял смерть за Христа 7 июня 303 или 304 года, а воспоминается его память 18 мая, в день смерти семи святых дев. Литература: 1 . Бахметева А. Н. Жития святых. Май. М., 1899. 2 . Настольная книга священнослужителя. Т. 3. М., изд. Московской Патриархии, 1979. Святые мученики Петр, Дионисий, Андрей, Павел, Христина Святые мученики Петр, Дионисий, Андрей, Павел, Христина пострадали при императоре Декии (249–251).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Высокие церковные награды митрополит Александр вручил благотворителям, принимавшим участие в возведении и благоукрашении храма. Ордена «За заслуги перед Православной Церковью Казахстана» удостоены: Е.И.  Навразиди, П.Е. Навразиди, Э.Т. Каплан, С.А. Козлов и Н.Н. Логутов. Орденом священноисповедника Николая, митрополита Алма-Атинского и Казахстанского, награждены:  В.Ш. Ахмадиев, С.Н. Пчелинцев, В.В. Шестопалов, С.А. Непропекин и Н.Ф. Сарапаниди. Орден священномученика Пимена, епископа Верненского и Семиреченского был вручен: С.В. Кузнецову, А.Ц. Киселеву, А.Н. Ефименко, В.Н. Устюгову, Ф.В. Попандопуло, В.С. Ельцову и В.И. Ширяеву. Ордена преподобномучеников Серафима и Феогноста удостоен А.М. Стебличенко. Во внимание к помощи в строительстве храма в честь Собора Пресвятой Богородицы орденом святых мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии награждены: С.М. Шагинян, Т.С. Тарапунова, В.Н. Баракова и Е.Б. Лазарева. Орден «Енбек шih» (За труды) вручен: Ш.А. Шардинову, К.В. Киселеву, Н.А. Каныбекову, М.М. Резунову, Ю.М. Иоффе, А.К. Сарсембаев и Е.Ж. Балапанов. Медаль священноисповедника Николая, митрополита Алма-Атинского и Казахстанского получили: А.С. Смирнов, Д.А. Сухотерин и А.С. Козлов. Медали святых мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии удостоены: И.Г. Морозова, Т.В. Батурина и Г.П. Павелковская. За участие в возведении собора медалью «Енбек шih» (За труды) награждены: М.А. Надыров и В.В. Нагайцев. Юбилейная медаль «145-летия основания Туркестанской епархии» вручена Т.В. Сидоровой и Н.М. Заварзина. Митрополита Александра, архипастырей, священнослужителей и верующих с освящением храма поздравил руководитель управления по делам религий города Алма-Аты А.Р. Есенбеков. Айдар Рахимжанович зачитал приветственный адрес от министра общественного развития Республики Казахстан Д.А. Калетаева и поздравление акима Алма-Аты Б.К. Байбека . Со словами приветствий и благопожеланий к участникам освящения храма обратился секретарь маслихата города Алма-Аты К.О. Казанбаев. Собравшиеся на торжество верующие получили на память художественно оформленное Обращение Главы Православной Церкви Казахстана по случаю освящения церкви в честь праведных Богоотцов .

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5329041...

26 ноября 1916 года преосвященным Модестом, епископом Верейским был освящен главный престол новопостроенного храма. Собор состоял из нижнего и верхнего храмов, верхний имел три алтаря: главный — во имя Святой Троицы, правый — во имя Успения Пресвятой Богородицы и левый — в честь святителя Алексия, Митрополита Московского и всея Руси. Нижний храм был посвящен мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии. В 1929 г. Троицкий собор, несмотря, на сопротивление верующих, был закрыт и переоборудован в городской театр. Во время Великой Отечественной войны в соборе устроили литейный цех, где изготавливали гранаты. При этом разобрали купол и два верхних яруса колокольни. Подземная церковь оказалась засыпанной отходами литья, внутри верхнего храма была установлена металлическая эстакада передвижного крана. Богослужебная жизнь Троицкого собора оборвалась в 1929 году, просуществовав лишь 13 лет, точно также как оборвалась земная жизнь страстотерпца цесаревича Алексия в тринадцатилетнем возрасте. Возрождение храма началось в 1990 году. 15 октября 1990 года решением Щелковского горсовета Троицкой собор города Щелкова был передан верующим. 17 марта 1991 года в Троицком храме была совершена первая Божественная литургия. Постепенно здание церкви отстраивалось, заново была возведена колокольня. Главным событием в восстановлении собора стало возведение уникального 5ти ярусный фаянсового иконостаса работы екатеринбургских мастеров. Был полностью очищен, восстановлен и расписан нижний храм в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. В настоящее время здесь проходят регулярные богослужения, проводится Таинство Крещения. Собор расписан группой иконописцев под руководством Иоанна Коваленко и щелковского художника Игоря Кривова. 5 декабря 2010 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил Великое освящение вновь воссозданного собора. Среди почетных гостей этого события присутствовала Ольга Николаевна Куликовская-Романова – вдова родного племянника Государя-страстотерпца Николая II Тихона Николаевича Куликовского-Романова. После 20-летней реставрации собора, в которой участвовали многие щелковчане, были освящены все его четыре престола – главный престол в честь Пресвятой и Животворящей Троицы, придельные – Алексиевский и Успенский и престол нижнего храма в честь свв. мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. К этому дню редакцией «Отчего светильника» была подготовлена книга о Троицком соборе, рассказывающая об истории и современной жизни прихода.

http://azbyka.ru/palomnik/Троицкий_собор...

Святой Аристарх, о котором упоминается в книге Деяний Апостольских (Деян.19:29) и в посланиях святого апостола Павла к Колоссянам (Кол.19:29) и к Филимону (Фил.1:24), был епископом в сирийском городе Апамее [ 2 ]. Святой Пуд, о коем говорит апостол Павел во втором послании к Тимофею «Приветствуют тебя Еввул и Пуд» (2 Тим.4:21), был членом римского сената [ 3 ]. Будучи благочестивым и добродетельным человеком, он принимал в доме своем святых апостолов, Петра и Павла; у него также собирались и другие верующие для молитвы, так что его дом впоследствии обратился в церковь, получившую наименование «Пастырской». Предание говорит, что в этой церкви священнодействовал сам апостол Петр. Святой Трофим, о коем упоминает книга Деяний Апостольских (Деян.20:4) и апостол Павел в том же втором послании к Тимофею в таких словах: «Трофима же я оставил больного в Милите» (2 Тим.4:20), вместе с апостолом Пудом и Аристархом сострадал с апостолом Павлом при всех бывших на него гонениях. Все упомянутые три апостола скончались в Риме вместе с апостолом Павлом [ 4 ], будучи усечены мечем по повелению императора Нерона [ 5 ]. Память святых мучениц Василиссы и Анастасии Просвещенные верою христианскою святыми апостолами Петром и Павлом, святые Василисса и Анастасия посвятили себя на служение Господу, погребая тела святых мучеников, умерщвляемых за Христа. Когда императору Нерону [ 1 ] было донесено о них, то, по повелению его, они были взяты воинами и заключены в темницу. После того они приняли многие мучения за Христа: их били без милосердия, строгали железом, опаляли свечами, но они оставались твердыми и непреклонными в вере христианской. Наконец, им усечены были главы [ 2 ], после чего они отошли ко Господу, чтобы предстать пред Ним на небесах в сонме прочих святых мучеников и мучениц. Память 16 апреля Страдание святых мучениц Агапии, Хионии и Ирины Когда император Диоклитиан [ 1 ] находился в итальянском городе Аквилее [ 2 ], ему было возвещено из Рима, что все римские темницы переполнены христианами, которые хотя и предаются многоразличным мучениям, однако не отрекаются от своего Христа. Они все имеют учителем Хрисогона и слушают его, твердо держась его учения. В ответ на это известие Диоклитиан повелел предать смерти всех христиан, кроме одного Хрисогона, которого велел привести к себе на мучение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Св. В память честнаго славнаго пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна. Эту первую, вынутую из третье просфоры частицу священник кладет на дискос с левой стороны агнца, начиная первый чин или ряд. Из той же третьей просфоры священник вынимает потом вторую частицу, вспоминая пророков: Св. Святых славных пророков, Моисея, Аарона, Илию, Елисея, Давида, и Иесея; святых трех отроков (Анании, Азарии, Мисаила), Даниила пророка и всех святых пророков. Вторую частицу священник кладет рядом с первою. Из той же третьей просфоры вынимает третью частицу воспоминая апостолов: Св. Святых славных и всехвальных апостолов: Петра и Павла, и прочих всех святых апостолов. Эту третью частицу священник кладет рядом со второй, и таким образом оканчивается первый ряд. Потом из той же третьей просфоры священник вынимает четвертую частицу, воспоминая святителей: Св. Иже во святых отец наших святителей: Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоустог о, Афанасия и Кирилла, Николая Мирликийского; Петра и Алексия, Ионы и Филиппа Московских; Никиты епископа Новгородского; Леонтия епископа Ростовского и всех святых святителей. Четвертую частицу полагает ниже первой частицы, начиная «второй ряд». Далее священник вынимает все из той же третьей просфоры пятую частицу, вспоминая мучеников и мучениц: Св. Святого апостола первомученика и архидиакона Стефана, святых великих мучеников Димитрия, Георгия, Федора Тирона, Федора Стратилата, и всех святых мученик; и мучениц Феклы, Варвары, Кириакии, Евфимии и Параскевы, Екатерины; и всех святых мучениц. Пятую частицу священник кладет второю во втором ряду, рядом со четвертою частицею. Потом вынимают шестую частицу в память преподобных и Богоносных отцев и матерей: Св. Преподобных и Богоносных отец наших: Антония, Евфимия, Саввы, Онуфрия, Афанасия Афонского , Антония и Феодосия Печерских , Сергия Радонежского, Варлаама Хутынского, и всех преподобных отец и преподобных матерей: Пелагеи, Феодосии, Евпраксии, Февронии, Феодулии, Евфросинии, Марии Египетской и всех святых преподобных матерей.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Мартиан долго старался уговорить святую Варвару поклониться идолам. Он обещал ей всякие земные блага, а затем, видя ее непреклонность, отдал на истязания: святую Варвару били воловьими жилами до тех пор, пока земля вокруг не обагрилась кровью. После избиения раны натерли власяницей. Едва живую Варвару бросили в темницу. В полночь темницу осиял несказанный Свет, и Сам Господь Иисус Христос явился к страждущей великомученице, исцелил ее раны, ниспослал ее душе радость, утешил надеждою блаженства в Небесном Царстве. На следующий день великомученица Варвара вновь предстала перед судилищем Мартиана. Видя ее исцеленной от ран, правитель не вразумился и вновь предложил ей принести жертву идолам, убеждая, что это они исцелили ее. Но святая Варвара прославила Господа Иисуса Христа – истинного целителя душ и телес. Ее подвергли еще большим мукам. В толпе стояла христианка Иулиания († ок. 306) , которая с возмущением стала обличать жестокость Мартиана и объявила перед всеми, что она тоже христианка. Ее схватили и начали истязать так же, как и великомученицу Варвару. Мучениц подвесили и стали бить воловьими жилами и скрести железными скребками. Затем великомученице Варваре отрезали сосцы и обнаженную повели по городу. Но Ангел Господень прикрыл великомученицу: ее наготу не увидели смотревшие на это истязание. Правитель приговорил обеих мучениц к усечению мечом. Над святой великомученицей Варварой казнь совершил ее отец. Это произошло около 306 года. Мартиан и Диоскор сразу после казни получили возмездие от Бога: они погибли от удара молнии. В предсмертной молитве святая великомученица Варвара просила Господа, чтобы Он избавлял всех, прибегающих к ее помощи; от нечаянных бед, от внезапной смерти без покаяния и изливал бы на них Свою благодать. В ответ она услышала голос с Неба, обещавший исполнить просимое. Тела святых мучениц похоронил Галентиан; впоследствии он же устроил над их могилой церковь . В VI в. мощи святой великомученицы Варвары были перенесены в Константинополь. По промыслу Божию, дочь византийского императора Алексия I Комнина (1081–1118), княжна Варвара, вступая в брак с русским князем Святополком Изяславовичем (во святом Крещении Михаилом), привезла с собой в Киев в 1108 году мощи святой великомученицы Варвары, где они и ныне почивают во Владимирском соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Златоуст в слове на сих мучениц говорит: не прошло еще 20 дней, как мы праздновали память креста и вот уже празднуем память мучениц.... Не прошло еще 20 дней и вот древо креста произрастило прекрасные прозябения мучениц; тогда я говорил: сокруши врата медные и вереи железные сломи ( Пс. 106, 16 ). Издатели Деяний и Бутлер говорят, что сии слова идут более в крестной пасхе, а не к 14 сентября, следов. 14-е апреля есть истинный день памяти их. Хотя в римском мартирологе 14 апреля другие лица: Домнина дева , а не мать, с другими пострадавшая в Интерамне (ныне Терни в Италии. Сн. Штадлера: Домнина и Мюллера 14 апреля); но из слова Златоуста на Лазаря и вместе на сих мучениц ясно видно, что память их совершалась весною. Оба слова в Христ. Чтении 1864 г. Ч. II. Приложение. Из второго слова видно, что они погребены были в Антиохии. В Иеронимовом мартирологе память их 11 июля: в Антиохии Продоки, Бероники, Специозы. Мученик Давикт и дщерь его Каллисфения . По месяцеслову Василия он сослан в Месопотамию, а по стишному прологу в Мелитину. Вероятно, сперва сослан в Месопотанию, а усекнут в Мелитине армянской, не далеко от Месопотамии и Евфрата. Тело его перенесено дочерью в Ефес, где он был епархом. По греч. памятникам и по самому славянскому прологу (8 мая) он обзывается Адавктом. Так как Максимаин погиб 313 года; то кончина Адавкта была ранее между 305–313 годами. Пр. Аммон . В Деяниях св. (Oct. II. 413) после исторического исследования жизнь его из Палладия. Кончину его полагают ок. 350 г. Она была во всяком случае не позднее 356 года т. е. кончины пр. Антония, видевшего душу его, несомую ангелами. Филарет в учении об отцах не верно под кончины его ставит 357. Мучч. Гай, Фавст, Евсевий и Херпмон . В Деяниях св. (Oct. II. 326) краткие сведения на основании Евсевия (кн. 6, гл. 40 и кн. 7, гл. 11.), который приводит свидетельство о мучениках самого епископа их Дионисия александрийского . Фавст, Евсфвий и Херимон самим Дионисием называются диаконами, Евсевий историк прибавляет, что Евсевий диакон после был епископом лаодикийской церкви в Сирии, а Фавст, после маститый старец, скончался при нас (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

— Благодарю Тебя, Владыка, за то, что Ты услышал голос плача моего и не сделал суетными слёзы мои! Затем начал расспрашивать жену Феохарида, — каким образом девственницы были потоплены в воде и на каком месте, при береге ли, или посреди реки. Она же сказала ему: — Я стояла близ того места вместе с прочими другими женщинами и видела, что игемон долго увещевал девственниц послужить идолам омовением их и обещал им многие дары, — однако игемон нисколько не успел в своей просьбе, но был еще более постыжен укорительными словами святой Текусы. Жрецы же Артемиды и Афины [ 7 ] предлагали им белые одежды и разукрашенные венцы, дабы в этих одеждах и венцах они совершили бы омовение идолов. Но мученицы, взяв те одежды и венцы, бросили их на землю и начали топтать их ногами. Тогда игемон приказал навязать на шею святым тяжелые камни, затем, посадив их на лодки, приказал их отвезти на глубокое место и бросить их в воду. Они были брошены в воду стадиях в двух от берега. Услыхав об этом, святой до вечера советовался с Полихронием и Феохаридом, каким бы образом им вынуть из воды честные тела святых мучениц, дабы предать их погребению. При захождении солнца, к ним пришел один юноша христианин, по имени Гликерий, и сказал, что игемон поставил при озере стражу из воинов, причем приказал наблюдать страже, как бы не были взяты из озера тела мучениц. Услыхав об этом, святой Феодот весьма опечалился, так как ему не легко было теперь взять тела святых мучениц, отчасти по причине стражи, а отчасти по причине тяжелых камней, привязанных к шеям святых; камни эти были настолько тяжелы, что их едва можно было везти на колесницах. Вечером Феодот отправился к близлежащей церкви святых патриархов, вход в которую был загорожен язычниками, дабы не могли пройти в нее христиане. Придя к церкви, святой повергся пред ней на землю и долго молился. Затем, встав, направился ко входу в церковь; но увидав, что вход в нее загорожен, остановился и снова встал здесь на молитву. Услыхав где-то в стороне от себя крик и говор и подумав, что это язычники преследуют его, святой тотчас поднялся и пошел к дому Феохаридову. Здесь он уснул на непродолжительное время. Во сне явилась ему его тётка, святая Текуса, и сказала:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

В Витебске, по словам брошюры, мучениц секли розгами, заставляли их, прикованных к тачкам, возить мусор, томили их голодом, так что они летом ели траву, а зимой корм коров и свиней; из Витебска так же будто бы, как из Минска, перегоняли всех мучениц в Полоцк, где в Спасском монастыре заставляли их, прикованных к тачкам, сносить какую-то гору, чтобы на этом месте строить для преосвященного Иосифа трехэтажный палац (сколько помню, около Полоцка равнина и нет гор, и там не только для преосвященного Иосифа, к ведению которого Полоцк не принадлежал, но и ни для кого другого не строили дворца). При постройке этого небывалого дворца, мученицы будто бы были употребляемы для подвозки на тачках материалов и подноски его на высоту строения, отчего многие будто бы были раздавлены упавшими кирпичами и известью. На ночь всех их вместе запирают в сырых и гнилых сараях. Построив таким образом дворец и поселив в нем преосвященного Иосифа (а он тогда жил в Петербурге и был председателем коллегии), брошюра далее сообщает гнусное сказание о том, будто бы однажды, во время ночной оргии, по приказанию преосвященного Иосифа, дьячки и служители отправились в сарай насиловать мучениц, из которых, во время защиты невинности, будто бы пяти монахиням выкололи глаза, а прочих изувечили. Из Полоцка оставшихся в живых будто бы перегоняли также в кандалах в Мядзиоль, где их, облекши в рубашки с одним рукавом и вложив обе руки в рукав, топили в озере. Три монахини, в числе их Мечиславская, будто бы убежали из монастыря. Мечиславская будто бы пришла в Пруссию, а оттуда доброжелателями доставлена в Рим, и с ее рассказа будто бы списаны все эти бредни. Кто же была эта рекомая Мечиславская? Настоятельницей мядзиольских монахинь, перемещенных из Минска еще во время унии, была Левшецкая, уволенная из монастыря на жительство к родственникам; она здесь здравствовала и лишь недавно умерла, Вилейского уезда, в имении Боровской. Витебской настоятельницей была, как я выше сказал, Мартусевичева, оставленная настоятельницей и после воссоединения; полоцкая настоятельница Кулешанка, также жившая в монастыре и после воссоединения, уволена потом к родным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/yu...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010