Петр Семенов-Тян-Шанский: Дороги подвижника Петр Семенов открыл Тянь-Шань — для науки, для Европы, для России 11 марта, 2014 Петр Семенов открыл Тянь-Шань — для науки, для Европы, для России 11 марта исполняется сто лет со дня смерти выдающегося русского путешественника Петра Семенова-Тян-Шанского (1827 — 1914). О его жизни и вкладе в науку — Арсений Замостьянов. Достаточно поглядеть на политическую карту мира, чтобы сообразить: русскому человеку присущ дух путешествий, дальних дорог. Иначе наш народ не обосновался бы на столь необозримом пространстве. Шли не за комфортом, не за солнышком — шли по непроходимым лесам, вгрызались во льды, осваивали дикое поле — и ставили храмы и кресты на необитаемых прежде территориях. В этом — одна из загадок и отгадок русской судьбы. Нам не понять истории Отечества без исконно русского слова «землепроходец». Пытливость проявлялась не только в освоении незаселённого пространства, но и в изучении дальних стран, остававшихся для европейца сказкой… Сначала скажем кратко — для тех, кто не станет на бегу читать весь материал: он открыл Тянь-Шань — для науки, для Европы, для России. Это славное имя и в наше время известно миллионам: хотя бы по школьным портретным галереям… Сто лет назад, когда Петра Петровича не стало — вся просвещённая Россия скорбела почтительно и благоговейно. Раньше у нас только выдающиеся полководцы в честь больших побед получали вторую фамилию — Задунайский, Таврический, Рымникский, Эриванский, Виленский… А тут Российская империя подчеркнула исследовательские заслуги мирного путешественника, открывшего для России и Европы Тянь-Шань. Научный подвиг приравняли к воинскому. В 1906 году, в честь 50-летия первого путешествия на Тянь-Шань, вышел императорский указ о присоединении к имени Петра Петровича Семенова «отныне и навсегда» титула Тян-Шанского. Сын гвардейского офицера из самой что ни на есть срединной России, основоположник нескольких направлений в науке, наконец, долгожитель, рядом с которым, увы, мало кого можно поставить из великих русских людей. Отец учёного сражался на  Бородинском поле , при Березине, под Кульмом. Но бывалый воин умер, когда сыну не исполнилось и пяти лет.

http://pravmir.ru/dorogi-podvizhnika/

Из второй группы больше всего нашим участникам экспедиций 2000-х годов запомнились Бакирха с храмом Зевса (161) и церквами V века, а также Кальб-Луза с большой трехнефной базиликой предположительно в честь архангелов Михаила и Гавриила (вторая половина V века). Ее притвор фланкирован двумя башнями (характерная черта одного из типов сирийских храмов), а единственная апсида украшена снаружи колоннами. Пора­жает своей искусностью декор храма — карнизы, архивольты, капители, обрамления арок, порталы с тонкой резьбой, монограммы Христа. Наконец, в третьей группе выделяются Фафертин с одной из древнейших датированных христианских церквей (372), Хараб-Шамс, Мушаббак и Басофан с церковью Святого Фоки (491–492). Самый северный из «мертвых городов» — античный город Кир с руинами базилики, под которой покоились мощи святых Космы и Дамиана Аравийских, обезглавленных в 280-е годы (память 17 октября). В честь святых город получил второе название — Агиополис. Именно в сирийских «мертвых городах» можно хорошо проследить формирование архитектуры христианских храмов от простых домовых церквей, устроенных в жилых домах во II–III веках, через зальные церкви IV века (в Кирк-Бизе) к большим трехнефным базиликам в Хараб-Шамсе (IV–V), Мушаббаке и Кальб-Лузе (вторая половина V века). Большое опасение вызывает сов­ременное состояние «мертвых городов», так как их большая часть ныне контролируется оппозиционными силами так называемой Свободной армии Сирии и других формирований. Могут быть расхищены или даже разрушены многочисленные памятники архитектуры и искусства, в том числе саркофаги IV–VI веков. Монастыри Наряду с Египтом горы близ Антиохии с III века служили местом подвижничества первых монахов. Среди них были затворники, жившие в подземных цистернах для воды, аскеты, носившие тяжелые цепи, и др. B V beke развилось движение столпничества — уединения на горе или столпе. Самым известным среди них стал святой Симеон Столпник Старший. Около 40 лет вплоть до своей кончины в 459 году он жил в 30 км к северо-западу от Алеппо, на вершине столпа диаметром около 1,1 м и высотой 16,2 м, нижняя часть которого сохраняется до сих пор.

http://e-vestnik.ru/world/drevnyaya_siri...

С момента кончины преподобной Вассы и возникла монастырская традиция погребений в Богом зданной пещере: гробы здесь не засыпают землей, но просто поставляют в пространстве пещеры (в древности их закрывали глиняными плитами-керамидами, новые же захоронения в пещерных нишах зачастую вообще остаются открытыми), причем от гробов чудесным образом не исходит никакого запаха тления.   Завершив копать пещерную церковь, преподобный Иона получил архиерейское благословение на ее освящение в честь Успения Пресвятой Богородицы. День освящения первой пещерной монастырской церкви — 15 августа 1473 года — и принято считать датой основания Псково-Печерского монастыря.  В Псково-Печерской обители существуют три подземных храмовых престола: ископанная в горе древняя церковь Успения Пресвятой Богородицы с приделом в честь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, а также устроенный в монастырских пещерах храм Воскресения Христова. Сами же Богом зданные пещеры сегодня являются монастырским кладбищем с семью «улицами» общей длиной около 200 метров, где находятся захоронения монахов, ополченцев и представителей российских княжеских и дворянских родов. Здесь же погребены и многие русские архиереи, связанные со Псковом и Псково-Печерским монастырем, настоятели и наместники обители, ее знаменитые старцы, монастырские насельники. В пещерах устроены два общих братских кладбища — старое и новое, где гробы просто поставляются один на другой в несколько уровней. Именно здесь, в Богом зданных пещерах Псково-Печерского монастыря, особенно ясно ощущается и постигается истина: традиция погребения монашествующих в пещерах всегда была тесно духовно связана с образом все той же пещеры Гроба Господня как исторического места телесного погребения Спасителя. Стремясь на протяжении земного монашеского пути уподобиться Христу, молитвенно и благодатно с Ним соединиться, древние христианские иноки и подвижники желали подражать Господу не только в своей жизни, но даже и в смерти — погребаясь, подобно Ему, в сердце земли (Мф. 12, 40): ради того, чтобы в день всеобщего восстания из мертвых выйти из своих пещерных гробниц — следуя за изшедшим из собственного пещерного Гроба Воскресшим Господом — к вечной жизни во Христе.

http://e-vestnik.ru/analytics/nebesnye_p...

В то время Киев, считавшийся когда-то первым среди всех русских городов, все более пустел. Город перестал восприниматься как главный политический центр. На смену ему пришли сразу два соперничавших между собой княжества, Тверское и Московское. Кроме того, после нашествия Батыя на Русь (1237–1240) практически все князья оказались в положении вассалов Золотой Орды. Тот феодал, который обладал наибольшей экономической и политической мощью, должен был еще и «понравиться» монгольскому владыке, чтобы получить от него специальный документ, «золотой ярлык», подтверждающий его главенствующий статус. Нередко это провоцировало тяжелые столк­новения между князьми: на пути к власти в ход шли любые средства — от коррупции и клеветы до прямой военной агрессии. И в Золотой Орде пользовались этим —ловко сталкивали русских князей лбами. Только Церковь выступала в качестве примирителя. Святитель Петр, став митрополитом, постоянно путешествовал по Руси, призывая князей к сплоченности, выступая дипломатом в сложных переговорах. Московское княжество в то время было наиболее безопасным местом. Сам святитель, нуждаясь в месте для уединенной молитвы, устроил в селе Высокое, на берегу реки Неглинной, монастырь в честь апостолов Петра и Павла. Так началась многовековая история Высоко-Петровского монастыря. В 1326 году святитель Петр решил перенести в Москву митрополичью кафедру. С этого момента Московское княжество не только обрело политический перевес над Тверью, но и стало главным духовным центром русских земель. По воле святителя Иван Калита начал строительство каменной церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы. Позднее храм стал усыпальницей Предстоятелей Русской Церкви. Первым среди них в нем был похоронен сам святитель Петр. Уже через 13 лет после смерти он был причислен к лику святых. Впоследствии святитель Петр был настолько почитаем, что у его гробницы избирались московские Первосвятители,   его призывали в свидетели при составлении важнейших государственных договоров. Известные люди и святые с именем Петр Святые с именем Петр:

http://foma.ru/imya-petr.html

Фото Евгения Шелковникова/Wikimedia Commons/CC-BY-SA 4.0]. Текст: Наталья Харпалёва . Содержание: Дорога: Удобнее всего добраться до Бородино по железной дороге. С Белорусского вокзала в Москве каждый день отправляется более полутора десятков поездов в этом направлении. Есть как более дешевые и неспешные, так и поезда повышенной комфортности, и даже современные скоростные экспрессы. Правда, в этом случае вам нужно смотреть маршрут с пересадкой в Можайске. По времени дорога займет от 1,5 до почти 3 часов. От станции Бородино до монастыря и музея примерно 2 км. Можно дойти пешком, а можно сесть на автобус остановка прямо рядом со станцией. (Фото Юрия Торгашева/wiki.nashtransport.ru), (реклама сайта rzd.ru: Купите билет — и скорей в дорогу! QR-koд); Спасо-Бородинский монастырь: Аристократка Маргарита Тучкова не собиралась создавать монастырь. Она хотела построить богадельню для ветеранов и поминальный храм-усыпальницу на месте гибели мужа. Но Богу было угодно, чтобы на Бородинском поле возник удивительной красоты монастырь, приют для сотен сестер, а сама Тучкова стала его первой игуменьей; Владимирский собор и колокольня: Главный храм монастыря. Построен для поминовения всех погибших на поле боя. Бородинское сражение произошло 26 августа по старому стилю (в ХХ веке — 7 сентября по новому стилю) — в день почитания Владимирской иконы Божией матери (в ХХ веке — 8 сентября по новому стилю) отсюда и посвящение собора (Фото spaso-borodinskiy.ru); Накануне Первой мировой : В 1912 году на 100-летний юбилей Отечественной войны Бородино посетил император Николай II c семьей (Фото). Специально к юбилею была построена временная ветка железной дороги от станции Бородино прямо на Бородинское поле; Музей на станции (Фото): В 1903 году на вокзале станции Бородино был открыт первый музей Отечественной войны — «Музей 1812 года». В 2002 году в честь 190-летия Бородино станция была открыта после реконструкции. В зале ожидания разместили экспозицию, посвященную Отечественной войне 1812 года; Церковь Спаса Нерукотворного: Первый храм обители и первый монумент в честь героев Бородина.

http://foma.ru/bibliografija-foma-5-241-...

7 ТЕВ. 1892. 17. С. 724–725. 8 ТЕВ. 1898. 32. С. 835. 9 Там же. С. 837. 10 ТЕВ. 1911. 45. С. 1145. 11 ТЕВ. 1912. 10. С. 170. 12 Протоколы Особой комиссии по исследованию случаев чудотворений, совершившихся по молитвенному пред Богом предстательству святителя Питирима. Тамбов, 1913. С. 2. 13 Там же. С. 219. 14 ТЕВ. 1914. 5. С. 130. 15 ТЕВ. 1913. 30. С. 824. 16 ТЕВ. 1914. 5. С. 130. 17 Там же. 20. С. 630. 18 Вопросы философии. М., 1995. 11–12. 19 ТЕВ. 1914. 25. С. 800. 20 Там же. 33. С. 1029–1030. 21 Там же. 27. С. 864. 22 Справочник-путеводитель по городу Тамбову в дни торжеств по прославлению и открытию мощей святителя Питирима. Тамбов, 1914. 23 ТЕВ. 1914. 28. С. 786. 24 Ныне улица Степана Разина. 25 Тамбовский церковно-исторический сборник. Тамбов, 2000. 5. С. 24–31. 26 ТЕВ. 1914. 49. С. 1467. Справка. Святитель Питирим родился в 1645 г. в г. Вязьме Смоленской епархии. При крещении наречен в честь преподобного Прокопия Декаполита. О родителях святителя ничего не известно. С детских лет Прокопий и его сестра, в будущем монахиня Екатерина, стремились всецело посвятить себя Богу и готовились к иноческой жизни. Отрок Прокопий успешно проходил учение, посещал церковные службы. Имея хороший голос, он участвовал в клиросном пении и чтении, считался лучшим чтецом в Вязьме. Особенно любил посещать Вяземский Иоанно-Предтеченский монастырь, в котором сохранялся строгий Устав; старцы же монастыря славились своей истинно подвижнической жизнью. Беседы с ними, монастырские богослужения окончательно определили желание Прокопия принять иночество. По окончании учения он стал послушником Иоанно-Предтеченского монастыря. Строгое постничество, точное исполнение послушаний, высокие духовные качества быстро стяжали Прокопию признание братии. В 21 год, в 1665 г., Прокопий был пострижен в монашество с именем Питирим в честь великого подвижника преподобного Питирима, ученика преподобного Антония Великого, его преемника и второго игумена знаменитой Фиваиды. В 32 года, то есть в 1677 г., инок Питирим был поставлен игуменом Вяземского монастыря, получив редкий в то время сан архимандрита.

http://e-vestnik.ru/church/pamyati_pitir...

Многим известна история о том, как батюшка Серафим явился греческому монаху Нектарию, несшему послушание у Гроба Господня в Иерусалиме и сократившему время молитвы русских монахинь из Горненской обители. «Не смей обижать моих дочек!» — сказал ему старец Серафим на чистейшем греческом языке. Когда отец Нектарий вернулся в Грецию, он построил храм в честь преп. Серафима и чудесным образом получил в подарок мощи святого. Мощи многих греческих святых прибывали для поклонения в Россию, но преп. Серафим стал первым русским святым, чьи мощи торжественно были привезены в Грецию (2008 г.). Изображения батюшки Серафима есть во всех церквях Греции и во многих домах. Пребывание святых мощей старца Серафима всколыхнуло церковную жизнь Греции. В одной из своих проповедей митрополит Николай сказал: «Посмотрите, одна маленькая косточка творит такие великие события!». Давно уже преп. Серафим стал одним из самых почитаемых святых на Афоне. Старец удивительно близок афонским монахам по своему духовному устроению. Его иконы — во многих келлиях святогорцев. «Добротолюбие» издавали монахи из окружения батюшки Серафима, и он испытывал огромный интерес к этой книге. Самый известный храм в честь преп. Серафима — параклис в афонском монастыре Григориат. Известно, что старца Серафима почитают и в других странах Европы, в частности, в Англии. И не только в Сурожской епархии, где происходят чудеса от лоскута рубашки с пятнами крови от ран, нанесенных ему разбойниками, но и в Уолсингеме. Здесь находится небольшой храм преп. Серафима. Много храмов во имя преп. Серафима находится в Америке. В США святой старец Серафим почитается не только в среде русской эмиграции. В числе прихожан — греки, эфиопы, румыны, китайцы, арабы, сербы, осетины, американцы, мексиканцы. Чтят батюшку Серафима и в Канаде. В 60-ти километрах от Монреаля действует православный приход, носящий его имя. Его основал еще в 1956 г. священник Олег Болдырев. Рядом — православное кладбище. Храмы во имя преп. Серафима есть и в Монреале, в Торонто.

http://pravmir.ru/prepodobnyj-serafim-vs...

В память избавления от врага на месте встречи («сретения» по-славянски) чудотворного образа Богородицы через два года, в 1397 году, сыном князя Дмитрия Донского великим князем Василием Дмитриевичем был основан Сретенский монастырь. Ежегодно 26 августа сюда переносили Владимирскую икону крестным ходом из Успенского собора, так как это был главный праздник Москвы, исторический праздник города. Итак, Сретенский монастырь – древнейшая православная обитель, расположенная в центре Москвы, на знаменитой улице Большая Лубянка. В истории монастыря отразилась вся история государства Российского – с ее войнами, переворотами, пламенными молитвами и неистовым богоборчеством. На протяжении всей своей истории Сретенский монастырь продолжал оставаться центром московских крестных ходов. Во времена общественных потрясений монастырь оставался в центре событий. Храмов было три: каменный в честь Владимирской иконы Божией Матери (1689 год) с приделом во имя Рождества святого Иоанна Предтечи (1706 год); в честь святой Марии Египетской (1385 год, возобновлен в 1784 году) с приделом во имя Сретения Господня (1706 год); в честь святителя Николая Чудотворца с приделом во имя Всех святых. Иван Грозный, возвращаясь после взятия Казани, посетил Сретенскую обитель и одарил ее щедрыми пожертвованиями. Последующие русские цари также были богомольцами, вкладчиками и строителями монастыря. Сретенский монастырь сыграл активную роль в избрании на царство Михаила Феодоровича – первого царя династии Романовых. Практически каждое богомолье царей, патриархов, митрополитов, князей, простых паломников всегда начиналось с молитв в Сретенской обители. Середина XVII века была временем особого благосостояния Сретенского монастыря. Многие царские паломничества начинались и заканчивались в нем. Царская семья делала ценнейшие вклады в монастырь. Наибольшего расцвета он достиг к самому концу XVII века, при царе Федоре Алексеевиче. В это время в монастыре было развернуто большое строительство. В 20е годы XVIII века монастырское хозяйство стало приходить в упадок. Страшный удар по монастырю нанес московский пожар 1737 года. В 1764 году Сретенская обитель, еще не оправившаяся от пожара, была преобразована в заштатную, и в ней было разрешено пребывание лишь 14 человек. Восстановление монастыря произошло при митрополите Платоне (Левшине) . К концу XVIII века жизнь в монастыре мало-помалу наладилась. В 1812 году монастырь вновь оказался в центре исторических событий. Бородинское сражение произошло как раз в день Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Как и в 1612 году, монастырь уцелел во время московского пожара, но был ограблен французами. На территории монастыря находилось кладбище, где были похоронены участники Отечественной войны 1812 года.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

8 октября. День преставления Преподобного Сергия Радонежского. [Преподобному Сергию было уже к восьмидесяти, когда Бог открыл ему, что спустя полгода он умрет. Почти все время с того дня он проводил в келье, безмолвствовал и молился. Осенью Преподобный заболел. Зная, что от этой болезни ему уже не оправиться, он созвал монахов и обратился к ним с последним напутствием. Во-первых, завещал братьям неуклонно оставаться в православии. Во-вторых, просил с любовью принимать странников. В-третьих, завещал ученикам почитать однажды явившуюся ему Богородицу. Перед самой смертью преподобный Сергий захотел причаститься Тела и Крови Христовых. Почти сразу после причастия он предал душу Богу, а по келье разлилось благоухание. Преподобный Сергий завещал похоронить его на общем монастырском кладбище, но монахам очень хотелось, чтобы Преподобный хотя бы телом оставался с ними. Поэтому его мощи положили в Троицком храме. Там они покоятся и сейчас]. Ил.: Отец Сергий. Проводы. Павел Рыженко. 2013.. — С.4-5; 14 октября. Покров Богородицы . [Воспоминание о чуде, которое случилось не в России, стало одним из самых важных и любимых церковных праздников именно на Русской земле. Явление Божьей Матери в осажденном язычниками Константинополе, после которого город был спасен, стало для русского человека символом заботы Богородицы обо всех православных людях, призывающих Ее на помощь. Уже b XII веке святой благоверный князь Андрей Боголюбский повелел установить великое празднование в честь дня, когда случалось то чудо. Новый праздник полюбили на Руси. Об этом свидетельствует тот факт, что сейчас на русской земле действуют сотни храмов в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Среди них — построенная еще Андреем Боголюбским церковь на реке Нерли и знаменитый Покровский собор на Красной площади]. Фото Александра Стрельчука. — С.4-5; 19 октября. День памяти апостола Фомы. [В Евангелии несколько раз говорится, что у апостола Фомы было прозвище «близнец», или «дидим» по-гречески. Почему его так прозвали, с уверенностью сказать трудно. Дело в том, что само имя Фома на арамейском языке тоже означает «близнец». Евсевий Кесарийский в своей «Церковной истории» пишет, что настоящее имя апостола было Иуда, а Фома — это его прозвище. Объяснений этому прозвищу есть несколько. Так, например, Евфимий Зигабен утверждает, что он действительно был близнец и родился вместе с братом. Также в церковном предании есть мысль и о том, что Фома был прозван так потому, что внешне как две капли воды был похож на Спасителя]. Ил.: Уверение Фомы. Елена Черкасова. — С.5.

http://foma.ru/bibliografija-foma-10-234...

Не так давно в Шуе отремонтировали здание вокзала, построенное еще в 1896 году в псевдорусском стиле. Восстановили даже башенку с часами. Водонапорная башня рядом с вокзалом — тоже исторический памятник. Это старейшая башня на Северной железной дороге. Она и по конструкции отличается от более поздних башен... (реклама сайта rzd.ru: Купите билет — и скорей в дорогу! QR- код); Воскресенский собор : Колокольню Воскресенского собора видно издали, уже при подъезде к Шуе. Архитектурная доминанта города, она возвышается на высоком левом берегу реки Тезы и потрясает воображение. 106 метров — самая высокая отдельно стоящая колокольня в Европе!; История Шуйского кафедрального собора в честь Воскресения Христова : Это не отдельное здание, а целый архитектурный ансамбль, памятник федерального значения в историческом центре города. Кроме главного кафедрального собора, выстроенного в 1798 году, ансамбль включает Никольский собор (1756) и отдельно стоящую колокольню (1832). Церковь Воскресения Христова (фото Игоря Сивцова) впервые упоминается в 1629 году. Главный престол освящен в честь Шуйской-Смоленской иконы Божией Матери (Фото). В 1936 году Воскресенский собор отдали обновленцам. С прекращением богослужений в 1939 году из собора исчезла его главная святыня — Шуйская-Смоленская икона Богородицы. В начале девяностых собор передали Русской Церкви. Сегодня здесь находится подворье Николо-Шартомского мужского монастыря; О   Шуйской-Смоленской иконе Божией Матери : В 1654-1655 гг. всю центральную Россию охватило моровое поветрие. По просьбе шуйцев иконописец Герасим Иконников написал список со Смоленского образа Богородицы. Когда в Шуе появилась эта икона, болезнь, унесшая к тому времени половину населения города, отступила. Еще дважды по молитвам к этой иконе Шуя избавлялась от эпидемий чумы (1772) и холеры (1831). В 30-е годы ХХ века икона исчезла, и где она сейчас — неизвестно. В соборе находится чтимый список этого образа. Соборная колокольня (Фото Владимира Горощенко /Фотобанк Лори, с пояснениями):106-метровая колокольня Воскресенского собора — самое высокое здание в городе и первая по высоте в Европе среди отдельно стоящих звонниц.

http://foma.ru/bibliografija-foma-12-236...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010