В 2013 г. Алексеевский монастырь был возрожден. Настоятельницей монастыря является руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега). В 2013 г. учрежден скит монастыря при храме святителя Тихона Задонского в парке «Сокольники». В 2016 г. в обитель вернулась чтимая икона преподобного Алексия, человека Божия. В 2020 г. храм преподобного Алексия, человека Божия, на западной стороне ТТК был приписан к обители. В 2023 г. в монастырь была передана частица мощей святителя Алексия, митрополита Московского.   Игумения Ксения (Чернега) родилась в 1971 г. в Москве. В 1993 г. окончила Московскую государственную юридическую академию по специальности «правоведение». В 1998 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Правовая модель благотворительности и благотворительных организаций: гражданско-правовой и социологический аспекты». В 1997–1998 гг. — преподаватель кафедры гражданско-­правовых дисциплин Института защиты предпринимателя. В 1998–2003 гг. — старший преподаватель кафедры гражданского права Московской государственной юридической академии. В 2003–2010 гг. — профессор кафедры гражданского права и процесса юридического факультета Академии труда и социальных отношений. С 2010 г. — профессор кафедры гражданско-правовых дисциплин Московской академии экономики и права и профессор кафедры гражданского права и процесса РПУ св. Иоанна Богослова. В 2004–2010 гг. — юрисконсульт Московской Патриархии. С 2010 г. — руководитель Юридической службы Московской Патриархии (с 6 октября 2018 г. — Правовое управление Московской Патриархии). 26 августа 2009 г. пострижена в иночество с именем Ксения в честь благоверной княгини Ксении Тверской (день памяти — первое воскресенье после празднования памяти апостолов Петра и Павла, в соборе Тверских святых). Решением Священного Синода от 16 июля 2013 г. назначена настоятельницей возрожденного Алексеевского ставропигиального женского монастыря г. Москвы. 23 декабря 2013 г. в домовом храме Патриаршей резиденции в  Даниловом монастыре Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом пострижена в монашество с именем Ксения в честь блаженной Ксении Петербургской. 30 марта 2014 г. Святейшим Патриархом Кириллом возведена в сан игумении. Указом Святейшего Патриарха Кирилла от 3 августа 2020 г. в дополнение к несомым послушаниям назначена и. о. настоятельницы Патриаршего подворья при храмах преподобного Алексия, человека Божия, и Воздвижения Креста Господня в Красном Селе г. Москвы. Член Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви.

http://e-vestnik.ru/db/igumeniya_kseniya...

Агапа переводится с греческого как любовь. Это название указывало на особую атмосферу братства и единения во Христе, царившую между верующими, которые следовали словам Христа пребудьте в любви Моей (Ин. 15:9), а также подчеркивало благотворительный характер собрания — к участию в общей трапезе приглашались и те, кто не мог обеспечить себя пропитанием. В апостольский век агапа была продолжением Евхаристии — Таинства Церкви, установленного Иисусом Христом на Тайной вечери и совершаемого поначалу вечером. Впоследствии Евхаристия была отделена от агапы, но традиция собираться вечерами для молитвы и вкушения пищи осталась. По мере расширения Церкви совместная трапеза, совершаемая после молитвы утратила свое первоначальное благочестивое наполнение и со временем практически исчезла из богослужебной практики. Однако и сегодня отголоски этого древнего обычая можно усмотреть в той части вечерни, которая называется литией и совершается по праздникам. Ее кульминация — благословение хлебов, вина и масла, которые потом раздаются участникам богослужения. Какая бывает вечерня? Вечерня может быть трёх видов: Также особый чин имеет вечерня, совершаемая в будние дни Великого поста. Вседневная вечерня встречается в богослужебной практике наиболее часто. Почему? Дело в том, что в Церкви каждый день посвящен памяти того или иного святого, в честь которого и совершается богослужение. Среди святых есть особо почитаемые подвижники, например, Николай Чудотворец и те, почитание которых не столь масштабно. Последних — абсолютное большинство. И если накануне памяти известных святых обычно служится великая вечерня, то в честь остальных угодников Божьих совершается более скромная вседневная вечерня. Великая вечерня Великая вечерня — самый праздничный вид службы. Она совершается накануне великих церковных праздников, праздников в честь особо почитаемых икон Пресвятой Богородицы, а также, как уже говорилось выше, дней памяти известных святых. От остальных видов вечерни её отличает праздничный характер: 103 псалом поется, а не читается, во время пения «Свете Тихий» открываются царские врата и совершается торжественный вход с кадилом (в редких случаях с Евангелием), читаются паремии — краткие отрывки из Священного Писания (обычно из Ветхого завета), связанные тем или иным способом с праздником, служится лития. Великая вечерня, как правило, не совершается отдельно и входит в состав всенощного бдения. Последнее помимо вечерни включает в себя еще одно богослужение — утреню. Малая вечерня

http://foma.ru/vechernja-chto-jeto.html

Закрыть itemscope itemtype="" > 10 лет на пути трезвости и трезвения! К юбилею Казанского епархиального общества «Трезвение» 04.11.2020 827 Время на чтение 20 минут Встреча общества трезвости в храме Веры, Надежды, Любови и матери их Софии Интервью к юбилею Казанского епархиального общества «Трезвение» газете прихода святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии В Казанском храме святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, также как и в других храмах многих городов, поселков и сел Республики Татарстан регулярно проходят встречи и собрания, посвященные противодействию алкоголизму, наркомании и другим зависимостям. Участники приходского общества «Трезвение» собираются каждую среду. Перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша» в эти дни служатся молебны, читаются акафисты и возносятся молитвы ко Господу жен, матерей, детей, других родственников и близких друзей за освобождение страждущих от пагубных зависимостей. В этом мероприятии принимают участие и сами зависимые, кто принял решение встать на путь трезвости и трезвения. Силами прихода издается прекрасный журнал «Трезвый взгляд». Работу приходского общества трезвости возглавляет настоятель храма протоиерей Александр Павлов. Организовало и курирует это направление в Татарстане Казанское епархиальное общество «Трезвение», которое носит имя Всероссийского пастыря - святого праведного Иоанна Кронштадтского. Председателем этого общества, а также руководителем рабочей группы по противодействию наркомании и алкоголизму, и экспертом при Общественной палате Республики Татарстан является Юферов Владислав Аркадьевич. Общество «Трезвение» работает под непосредственным началом епархиального отдела по противодействию наркомании и алкоголизму, возглавляет который иеромонах Вячеслав (Шапоров), он же является духовником епархиального общества «Трезвение». В этом году 10 октября Казанскому обществу «Трезвение» исполнилось ровно 10 лет, как было проведено первое собрание, после чего стала активно развиваться трезвенная работа по всей епархии.

http://ruskline.ru/analitika/2020/11/04/...

В дар новоосвященному храму Предстоятель Русской Церкви передал икону Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Верующим были розданы иконки мучениц Татианы и Софии с Патриаршим благослвоением. Храм святых мучениц Софии и Татианы при Детской клинической больнице им. Н.Ф. Филатова (б. Софийская больница) (Москва, улица Садовая-Кудринская д. 15, стр. 9) Первая в Москве детская больница учреждена была князем Дмитрием Владимировичем Голицыным в январе 1841 года. Изначально была основана на другом месте — на Малой Бронной улице. 5 декабря 1842 года больницу и церковь на Малой Бронной освятил святитель Филарет, митрополит Московский. Первая домовая церковь была освящена в честь св. Татианы в память умершей супруги Голицына, Татьяны Васильевны, урожденной Васильчиковой. Княгиня много занималась делами благотворительности. Однако строения Бронной больницы плохо подходили для лечебного учреждения. В 1883 году, после очередного пожара, больница, кроме амбулаторного отделения, была закрыта. Это вызвало массу протестов, но городские власти не располагали средствами. От полной ликвидации больницу спас генерал-губернатор Москвы князь Александр Алексеевич Щербатов. 30 апреля 1885 года князь А.А. Щербатов передал в дар городу усадьбу своей умершей матери княгини Софьи Степановны Щербатовой для размещения детской больницы. Его условиями были: больницу назвать Софийской в память покойной княгини и домовую церковь освятить во имя святых Софии и Татианы, чтобы восстановить посвящение престола старой Бронной больницы. Для перестройки усадьбы и устройства церкви пригласили известного архитектора академика Александра Степановича Каминского, зятя братьев Третьяковых. В декабре 1897 года храм был освящен. Настоятелем храма был протоиерей Иоанн Соколов (его сын епископ Пензенский Кирилл (Соколов) был расстрелян в 1937 году). В 1920-х годах больнице присвоили имя доктора Н.Ф. Филатова, работавшего в ней и снискавшего большую любовь москвичей. В 1930-е годы храм Софийской больницы закрыли. Было изъято ценностей весом 20 фунтов золота и серебра (ок. 10 кг).

http://patriarchia.ru/db/text/3892659.ht...

Земная жизнь наша похожа на пар, который появляется, потом исчезает, — и нет его. Родится человек, цветет здоровьем, красотою, потом стареет и умирает — и нет более человека. А если так, то жертвовать временной жизнью ради целей высших есть дело похвальное.      Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!      Возлюбленные во Христе братия и сестры, сегодня Святая Церковь прославляет память святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, ублажая их страдания за веру в Господа нашего Иисуса Христа.      Чтобы иметь представление о характере страданий святых мучениц, необходимо вспомнить время и обстоятельства, при которых совершался их мученический подвиг. Святая София жила в городе Риме, в Италии, во времена царствования императора Адриана. Лишившись еще в молодые годы своего супруга, она принялась за воспитание своих малолетних деток -дочерей Веры, Надежды и Любови, из которых Вера была самая старшая — двенадцати лет, Надежде было десять, а Любови — девять лет. Будучи сама благочестивой и усердной христианкой, она старалась и дочерям своим привить тот же дух благочестия, веры и любви ко Господу нашему Иисусу Христу. Располагая достаточными материальными средствами, София всецело предалась подвигам христианского милосердия, помогая бедным. Дети, которые вообще увлекаются примерами, видели в ее жизни хороший образец для подражания, и потому неудивительно, что настроены они были весьма благочестиво.       «Дети мои,- говорила им святая София, — вы должны прежде всего быть достойны своего высокого христианского звания и украшаться христианскими добродетелями веры, надежды и любви сообразно с вашими именами». Они — и мать, и дочери ее — имели горячую веру в Бога, в Троице славимого, а также в будущую блаженную жизнь, которую Бог обещает дать всем возлюбившим Его от всей души. Но более той любви, как если кто положит душу свою за Христа, нет на земле. Мученический подвиг за Христа поставлен на самой вершине христианских добродетелей. В то время воздвиглось страшное гонение на христиан, было много мучеников в Риме, и святая София часто беседовала о них со своими дочерьми.

http://pravmir.ru/ishhite-prezhde-carstv...

Память святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии Аудио Скачать (MP3 файл. Продолжительность 3:02 мин. Размер 2.2 Mb ) Читает иеромонах Зосима (Мельник) Эти святые мученицы жили в Италии в правление императора Адриана (117–138). Они происходили из богатой и благочестивой семьи. Мать трех дочерей София, имя которой означает «премудрость», воспитала чад в вере, надежде и любви к ближним. Однажды, во время пребывания святых в Риме, они были задержаны солдатами императора, до которого дошла молва об их благочестии и добродетелях. Император был поражен твердостью веры столь юных дев и приказал приводить их к себе по отдельности, думая, что так они не будут подражать друг другу и не дерзнут дать ему отпор. Первой предстала перед тираном двенадцатилетняя Вера. Она уверенно отвечала на льстивые речи Адриана, осудив его нечестие и злые замыслы против христиан. Разгневанный император приказал раздеть девушку и нещадно бичевать. Затем ей отрезали сосцы, и из ран вместо крови потекло молоко. Другие мучения, которым подвергли Веру, также не сломили ее, огражденную силой Божией. Святая София все это время поощряла дочь радостно принять смерть, соединяющую со Христом. После истязаний святая Вера была обезглавлена. Затем император приказал позвать Надежду, которой было десять лет. Она была столь же тверда в исповедании Христа истинным Богом, как и ее сестра. Ее бичевали, затем бросили в горящую печь, но пламя погасло, ибо любовь к Богу, горевшая в душе Надежды, была сильнее всякого чувственного пламени. После многих других мучений она также приняла смерть от меча, воссылая хвалы Господу. Адриан, сильно разгневавшись, призвал Любовь, которой было всего девять лет. Но и это дитя обнаружило такое же мужество, как сестры. Ее подвесили на дыбе и растянули так сильно, что начали ломаться суставы ног и рук. Затем девочку бросили в пылающую печь, но от огня ее спас ангел. В конце концов святая Любовь была усечена мечом. Их мать радовалась духом, видя столь славные подвиги дочерей, достигших небесных обителей, но ее человеческое сердце было столь измождено страданием, что через несколько дней святая София отошла ко Господу на могиле своих чад.

http://pravoslavie.ru/56405.html

Аналогичная композиция содержится в арианском баптистерии, датируемом первой четвертью VI века. В куполе изображен Христос в виде молодого человека без бороды с длинными вьющимися волосами. Он полностью обнажен и по пояс погружен в воды Иордана. На берегу Иордана стоит Иоанн Креститель, с бородой и длинными волосами, спускающимися ниже пояса; Иоанн облачен во власяницу, оставляющую открытыми руки и ноги; в левой руке Крестителя пастушеский жезл, правая лежит на голове Христа. По другую сторону реки – седовласый старец, олицетворяющий Иордан. Как и в православном баптистерии, в арианском в подкупольном пространстве изображены апостолы, под ними – епископские престолы. Базилика Сант-Аполлинаре Нуово была построена королем остготов Теодорихом в начале VI века. По сторонам центрального нефа расположены три регистра изображений. Первый, верхний регистр содержит 26 композиций, иллюстрирующих различные события из Евангелия: здесь Христос изображен с бородой и длинными волосами. Однако в сцене Страшного Суда Христос без бороды: рядом с Ним стоят два Ангела, а различные народы представлены в виде шести агнцев. Во втором регистре окна чередуются с монументальными фигурами пророков и апостолов. В третьем регистре изображены процессии мучениц (на северной стене) и мучеников (на южной стене), движущиеся с запада на восток, к алтарной апсиде. Процессия мучениц начинается от равеннского порта, изображенного в западной части южной стены, и завершается сценой поклонения волхвов и изображением Божией Матери на троне в окружении Архангелов. Процессия мучеников начинается от дворца короля Теодориха, изображенного на южной стене напротив равеннского порта, и завершается у алтарной апсиды образом Христа, восседающего на троне. Внутреннее пространство базилики, таким образом, решено как грандиозная литургическая сцена, объединяющая в поклонении Христу и Богоматери пророков, апостолов, мучеников и мучениц, земных властителей, а также прихожан храма, которые, присутствуя за богослужением, становятся частью композиции, составляя ее самый нижний регистр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Мученицы Василисса и Анастасия были римлянками и ученицами апостолов Петра и Павла, Сделавшись христианками, они предавали погребению тела святых мучеников, пострадавших за Христа, За это, при царе Нероне, и сами преданы были мучениям и усечены мечом. Мощи их почивают в Риме, в церкви Божией Матери, иконы Ее, именуемой «Умиротворительница». Великий князь Мстислав был сыном Владимира Мономаха , родился в 1076 г. 12-летним отроком начал править Новгородом. На 19-м году прославился удивительным мужеством и великодушием. Дядя его Олег, князь Черниговский, хотел отнять у него Новгород; но он убеждал дядю не проливать напрасно крови. Олег не послушался, и Мстислав разбил его. Мстислава очень любили новгородцы, В благодарность за милости Божии к себе он построил храм Благовещения на Городище, близ Новгорода. Для сего храма написано было Евангелие. Это Евангелие очень дорого, как обличающее раскольников: в нем имя Иисус писано и сокращенно – Ic, Uic, и полно – Uicyc, Иисус. Мстислав построил и еще не один храм. Он победил эстов и прогнал половцев далеко за Волгу. В 1132 г. скончался на 56 году жизни, узнав заранее день своей кончины. 16-е число Мученицы Агапия, Ирина и Хиония были родными сестрами. Обращенные ко Христу, они вели жизнь благочестивую. Жили в конце III и в начале IV века, на берегу Адриатического моря, близ города Аквилеи. В их время царствовал гонитель христиан Диоклетиан. Когда представили девиц-христианок к нему для того, чтобы склонить к идолопоклонству, то ничем он не мог достигнуть сего – ни ласками, ни угрозами. Царь отдал их правителям Дулкатию и затем Сисинию. Те, видя молодость и красоту мучениц, воспылали к ним страстью; но Господь Своей невидимой силой не допускал их до мучениц. Сисиний, наконец, приказал сжечь мучениц, но и огонь не коснулся их, – Агапия и Хиония мирно скончались, Ирина же была поражена стрелой. Мученики: Леонид и с ним Хариесса, Ника, Галина, Калиса, Нунехия, Василисса и Феодора пострадали в Коринфе. Они были утоплены в первый день Пасхи, в 251 г. В это же время пострадала другая св. мученица, Ирина; после многих мучений она была усечена мечом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

В домакариевских Минеях Четиих житие мучениц помещено под 29 июля (РГБ. Вол. 598, посл. четв. XV в.), в ВМЧ - под 30 июля и 17 сент. ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 42 (1-я паг.), 335 (2-я паг.)). Ист.: ActaSS. Aug. T. 1. P. 16-19; SynCP. Col. 51-52, 859-862; PG. 115. Col. 497-513; ЖСв. Сент. С. 325-337; Mombritius B. Sanctuarium seu Vitae Sanctorum. P., 1910r. Hildesheim, 1978r. T. 2. P. 204; Valentini R. , Zucchetti G. Codice topografico d. città di Roma. R., 1942. T. 2. P. 36-37, 40-41, 93, 152; Girardi M. Le fonti scritturistiche d. prime recensiones greche d. passio di S. Sofia e loro influsso sulla redazione metafrastica//VetChr. 1983. T. 20. P. 47-76. Лит.: Tillemont. Mémoires. T. 2. P. 226-227; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 381; Delehaye. Origines. P. 286-287; Frutaz A. P. Sophia//LTK. T. 9. Col. 886-887; Amore A. Sofia, Pistis, Elpis, Agape//BiblSS. T. 11. P. 1277-1279; Halkin F. Légendes grecques de «martyres romaines». Brux., 1973. P. 185-228. (SH; 55); Hannick. Maximos Holobolos. S. 101-102; Жуковская Л. П. Возраст Веры в Прологе//Проблемы изучения культурного наследия. М., 1985. С. 149-150. О . В . Л . Гимнография Память мучениц отмечена в месяцеслове греч. Евангелия IX-X вв. (Sinait. gr. 1598 - Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 198), без богослужебных указаний. Согласно студийским Типиконам, в этот день совершается будничная служба. В Евергетидском Типиконе кон. XI в. приведена служба мученицам с пением «Аллилуия» на утрене, их последование соединяется с последованием прп. Феофила (Там же. С. 278). Мессинский Типикон 1131 г. указывает последование мученицам с последованием праздника, устав службы не описан ( Arranz. Typicon. P. 27). В иерусалимских Типиконах предписывается совершать вседневную службу, последование мученицам соединяется с последованием попразднства Воздвижения. Последование мученицам не имеет тропаря, поется только тропарь Воздвижения. Последование мученицам в совр. богослужебных книгах содержит следующие элементы: кондак 1-го гласа «Σοφας τς σεμνς, ερτατοι κλδοι, Πστις κα Ελπς, κα Αγπη» (                  ); канон мученицам 1-го гласа, творение Феофана, с акростихом «Τς σοφης ρδηλα κα γλα τκνα λιγανω» (            ), ирмос: «Σο τροπαιοχος» (      ), нач.: «Τς περκοσμου σου Χριστ κα τς φρστου σοφας» (              ); цикл стихир-подобнов. В студийских Минеях, кроме этого, содержится и др. цикл стихир ( Ягич. Служебные Минеи. С. 0142-0143). В совр. приходской практике РПЦ в связи с распространенностью имен мучениц в этот день обычно совершается праздничная служба, поется тропарь 4-го гласа, отсутствующий в богослужебных книгах (нач.: «                    »). Иконография

http://pravenc.ru/text/150377.html

область в Малой Азии. это написано Асхолием, епископом солунским и Сараном, военачальником Скифии, родом каппадокиянином, около 374 г. по поводу отправления мощей святого мученика Саввы из Готфии в Каппадокию. Предстоятелем церкви каппадокийской в это время был святой Василий Великий, который, получив святые мощи и послание, благодарил за них отправителей письмами, дошедшими до нас в его творениях. Муссова находилась во Валахии. святого мученика последовала в 372 г. Валентиниан царствовал с 364 по 375 г., а брат его Валент с 364 по 378 г. проконсул, правитель более или менее обширной государственной области (провинции). Дмитрий Ростовский в послесловии к житию св. Саввы замечает, что память этого мученика приличнее было бы совершать именно 12 апреля, но так как в прологе она положена под 15-м числом, то под ним же он поместил в Минеи-Четьи и повествование о страдании св. Саввы. Память святых апостолов Аристарха, Пуда и Трофима Аристарх, Пуд и Трофим — апостолы из числа 70-ти. находилась на юго-западе Сирии и была расположена на берегу реки Оронта. в Риме — высшее правительственное учреждение, ведавшее все государственные дела. святых апостолов последовала около 65 г. император римский, царствовал с 54 по 68 г. и оставил по себе память как один из самых жестоких преследователей христианства. Память святых мучениц Василиссы и Анастасии римский Нерон, жестокий гонитель христианства, царствовал с 54 по 68 г. святых мучениц последовала во второй половине I b. Мощи их покоятся в Риме, в храме, построенном в честь Божией Матери Умиротворительницы. Страдание святых мучениц Агапии, Хионии и Ирины император римский, царствовал с 284 по 305 г. в древности большой и знаменитый город в северной Италии, основанный римлянами за два столетия до Р. Х. В истории христианской Церкви город Аквилея замечателен как место нескольких поместных соборов и как колыбель особого символа веры (так называемого «аквилейского»). Анастасии присвоено наименование «Узорешителницы» потому, что она обходила христиан, заключенных в темницах (находившихся «в узах») и подавала каждому свою посильную помощь, как, напр., лечила их раны, выкупала их из темницы или утешала их в страданиях. Впоследствии она сама скончалась мученически, быв умерщвлена за исповедание имени Христова в 304 г. Память ее празднуется святою Церковью 22 декабря.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010