Евлогий Кордубский и «Пассионарий» говорят о том, что страдания мучениц совершились в 851 г., но считается, что мученицы пострадали раньше, возможно 21 октября 846 г. 358 Вскоре после кончины святых их мощи были перенесены в монастырь Сан-Сальвадор де Лейре. Рядом возник женский монастырь в их честь 359 . Разные селения, связанные с жизнью мучениц, желали получить их мощи, так что монахи монастыря вынуждены были обезопасить мощи папской буллой от 25 октября 1672 r., запрещающей их передачу. 360 В 1954 г. монастырь был заново открыт, и туда в 1979 г. мощи вернулись из Адауэески. 361 Части мощей пребывают в других местах, в частности в храме Санта-Мария де Морада (Страна басков). Резной ковчег из слоновой кости, выполненный в XI в.. украшает музей Наварры. Страдание блаженнейших дев Нунилоны и Алодии Страдание блаженнейших дев Нунилоны и Алодии, мучениц Христовых, которые претерпели мученичество в городе Оска при наместнике Зумаиле на двенадцатый день ноябрьских календ. Благодарим Бога! Собираясь описать страдания святых Божьих дев Нунилоны и Алодии, мучениц Христовых, я буду рассказывать пусть и небрежно и не по правилам изысканного литературного языка, однако исходя, насколько могу, из соображений простосердечной истины, и, хотя я лишен способности к изящной речи, полагаю, что мне должны помочь подвиги святых и что мне придет на помощь Тот, Кто сказал: Открой уста твои, и Я наполню их ( Пс.80:11 ). Итак, это случилось в Испании в 851-й год воплощения Господня. Сарацинский царь Абдеррахман объявил по всему своему царству: если рожденный от одного или обоих родителей-язычников, которых они на своем языке называют мувалладами, 362 окажется христианином, пусть он или отвергнет Христа, Сына Божьего, или умрет, рассеченный мечом. Этот дикий приказ был распространен по всей Испании, объявлен всем и провозглашен. И случилось так, что в Бербетанской земле рядом с древним селением, которое называется Кастробигет, в деревне Абоска были две сестры, их маленькими оставил в деревне отец, а воспитала с младенчества мать-христианка и наставила добросовестно в Христовой вере: старшую звали Нунилона, а младшую Алодия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Святых славных пророков: Моисея и Аарона, Илии и Елиссея, Давида и Иессея, святых триех отроков, и Даниила пророка, и всех святых пророков. Также произносит: Святых славных пророков: Моисея и Аарона, Илии и Елисея, Давида и Иессея, святых трех отроков и Даниила пророка, и всех святых пророков. [Греч.: Святого славного пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, святых славных пророков: ] И взем частицу, полагает ю доле первыя благочинно. Таже паки глаголет: Святых славных и всехвальных Апостол Петра и Павла, и прочих всех святых апостолов. И, изъяв частицу, помещает ее ниже первой, по порядку. Затем продолжает: Святых славных и всехвальных апостолов: Петра и Павла, [Двенадцати, Семидесяти] и всех (прочих) святых апостолов. И тако полагает третию частицу доле вторыя, скончавая первый чин. И помещает третью частицу ниже второй, оканчивая первый ряд. Таже глаголет: Иже во святых отец наших святителей: Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго, Афанасия и Кирилла, Николая Мирликийскаго, Петра и Алексия, и Ионы, и Филиппа, и Ермогена, Московских, Никиты, епископа Новгородскаго, Леонтия, епископа Ростовскаго, и всех святых святителей. Затем произносит: Святых отцов наших [великих] иерархов и вселенских учителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, Афанасия и Кирилла, Николая Мирликийского, (Петра, Алексия, Ионы, Филиппа, Ермогена Московских, Никиты епископа Новгородского, Леонтия епископа Ростовского,) и всех святых святителей. И взем четвертую частицу, полагает ю близ первыя частицы, творя второе начало. И, взяв четвертую частицу, помещает ее рядом с первой, начиная второй ряд. Таже паки глаголет: Святаго Апостола, первомученика и архидиакона Стефана, святых великих мучеников: Димитрия, Георгия, Феодора Тирона, Феодора Стратилата, и всех святых мученик. И мучениц: Феклы, Варвары, Кириакии, Евфимии и Параскевы, Екатерины и всех святых мучениц. И продолжает: Святого апостола, первомученика и архидиакона Стефана, святых великих мучеников: Димитрия, Георгия, Феодора (Тирона, Феодора Стратилата,) и всех святых мучеников и (мучениц: Феклы, Варвары, Кириакии, Евфимии, Параскевы, Екатерины и всех святых) мучениц.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/proskomid...

Попросив бумагу, он записал такой приговор: — Ирину, поскольку она не захотела подчиниться императорскому указу и принести жертву, оставаясь в некоем христианском вероучении, как и двух ее сестер, я повелел сжечь за это заживо. После того, как правитель вынес такой приговор, воины взяли ее и отвели на некое высокое место, где пострадали прежде ее сестры. Они разожгли большой костер и велели ей взойти на него. Святая Ирина, славя Бога, с пением псалмов бросилась в костер и так скончалась в девятое консульство Диоклетиана августа и восьмое — Максимиана августа, в апрельские календы[ 19 ], в царство во веки Господа нашего Иисуса Христа, с Ним же Отцу слава со Святым Духом во веки веков, аминь. Иконографическая справка Образы святых мучениц распространены в искусстве Рима VII–IX bb., в частности во фресках Санта Мария Антиква (VII в.) и Сан Мартино аль Монте (847–855 гг.). Во фресках Сан Мартино использован раннехристианский тип изображения мучениц — две из них представлены в венцах небесной славы, тогда как третья держит свой венец в покровенных руках. Мученицы изображены предстоящими тронной Богоматери с Младенцем. Однако в византийском искусстве получил распространение другой тип изображения Агапии, Хионы и Ирины — как мучениц с крестами в руках. Таковы образы святых во фресках КаппадокииХ в. — Токали килиссе и Капеллы 7 в долине Гюреме.Как мучениц предлагает изображать святых и афонский иконописный подлинник нач. XVIII в. — Ерминия Дионисия Фурнографиота.   Мученичество святых — сожжение на костре — представлено на миниатюре MBII XI в. и на фреске менология монастыря Кутлумуш 1540 г. на Афоне. Поздний иконографический тип Агапии, Хионы и Ирины описан в Строгановском иконописном подлиннике. Литература: Lexicon der christlichen Ikonographie. Rom, 1994. Bd. 5. S. 42. Wilpert J. Die romischen Mosaiken und Malereien der kirchlichen Bauten vom 4.–13. Jahrhundert. Freiburg i. Br., 1916. Bd. II. S. 710–711. Fig. 304. Bd. I. S. 334–335. Bd. IV. Tf. 205, 3. Restle M. Die byzantinische Wandmalerei in Kleinasien. Recklinghausen, 1967. Bd. 3. 201, 218. Codices e Vaticani selecti, Il Menologio di Basilio II. Turin, 1907. VIII. Tf. 267. Millet G. Monuments de l’Athos, Paris 1927. Tf. 165, 3. Ерминия, или наставление в живописном искусстве, составленное иеромонахом и живописцем Дионисием Фурнографиотом. 1701–1755 год. Порфирия, епископа Чигиринского. 1868. Репринт: М., 1993. C. 177. Строгановский иконописный подлинник. М., 1869. Roeder H . Saints and their Attributes. London–N. Y.–Toronto, 1955. P. 267.

http://pravmir.ru/muchenichestvo-svyatyi...

В 1248 г. Севилья была завоевана кор. Кастилии и Леона Фернандо III Святым. В городе была восстановлена епископская кафедра, построены церкви и мон-ри. И. и Р. стали почитаться как св. покровительницы Севильи, с XIV в. известно о процессиях, которые совершались в день памяти мучениц. В 1586 г. на диоцезальном синоде было принято постановление о торжественном поминовении И. и Р., а также создана комиссия для подготовки к перенесению мощей мучениц из мон-ря Лас-Уэльгас. В 1602 г. частицы мощей И. и Р. были доставлены в Севилью из Кёльна. Однако сомнения в подлинности этих реликвий не способствовали широкому почитанию И. и Р. Согласно наиболее распространенной версии, мощи И. и Р. были захоронены в неизвестном месте в городе ( Vincent-Cassy. 2003. P. 99, 103-104). Во имя И. и Р. были освящены неск. церквей и капелл, в т. ч. капелла в кафедральном соборе. По преданию, дом мучениц и предполагаемое место их погребения находились на сев.-вост. окраине города, на т. н. лугу св. Иусты (Prado de Santa Justa). В 1627 г. на этом месте был основан мон-рь капуцинов. Над подземной темницей, где содержались мученицы, в 1621 г. был основан мон-рь тринитариев с ц. Св. Троицы (ныне базилика Девы Марии, Помощницы христиан). В «Святой темнице» (Sagrados Cárceles) хранится фрагмент колонны, к к-рому, по преданию, были привязаны И. и Р. Кроме того, в Севилье указывали колодец, в к-рый палачи бросили тело И., и место, где мученицы продавали посуду (здесь был построен госпиталь святых И. и Р.) ( Mariana Navarro. 2010. 464). В день памяти И. и Р. и в др. праздники, в т. ч. в день Тела Христова, устраивались торжественные процессии со статуями мучениц. Из Севильи происходит большое количество изображений И. и Р., самое известное принадлежит Б. Э. Мурильо (выполнено ок. 1666 для мон-ря капуцинов; Музей изящных искусств, Севилья). И. и Р. представлены как юные девушки с пальмовыми ветвями (символ мученической смерти) и с глиняными горшками у ног, а также с колокольней кафедрального собора, которую они, по преданию, спасли от разрушения во время землетрясения.

http://pravenc.ru/text/1237925.html

Прошли назначенные для увещания три дня: Софию, Веру, Надежду и Любовь позвали на суд. К ним снова обратились с тем же вопросом, каковой предложен был им в первый раз, предложили отречься от Иисуса Христа и принести жертву языческой богине Венере. С крепкой силой воли и без страха мучений они отвергли предложение и с глубоким убеждением на суде исповедали веру Христову, тогда мучитель – император Адриан приказал, на глазах матери, жестоко мучить дочерей:сперва старшую – двенадцатилетнюю Веру, потом среднюю – десятилетнюю Надежду и, наконец, младшую – девятилетнюю Любовь. Тяжкие мучения не поколебали их веры в Иисуса Христа и всем им по порядку отсечены были головы. Страдалица-Мать душой мужественно перенесла страдания своих дочерей: приняв тела юных мучениц, она положила их в одном гробе и погребла на холме вблизи места их мученической кончины, потом три дня на могиле их она молитвенно оплакивала кончину их и там же скончалась. Христиане погребли Софию вместе с дочерями. Господь прославил их тела нетлением, а Церковь причислила их к лику святых и наименовала мученицами. Чему же научают нас житие, страдания и смерть Свв. мучениц Софии и её дщерей – Веры, Надежды и Любви? Они научают нас, прежде всего, той мудрости христианской, какую имела Св. София: пример её, особенно поучителен для христианских матерей, потом – тому христианскому воспитанию детей наших, какое дала своим дочерям св. София, далее – той вере в истинного Бога, в Господа нашего Иисуса Христа и в Его Св. Церковь , той надежде на получение благ вечных в будущей жизни и той любви и преданности Богу, какие имели празднуемые ныне Свв. мученицы и, наконец, той святой ревности по Боге, твёрдости воли и крепости сил для делания добра, которые Свв. мученицы обнаружили во время страданий, и при которых они претерпели мученическую кончину. Особенно же по своим высоким христианским добродетелям, Свв. мученицы Вера, Надежда и Любовь, да будут примером для наших дочерей. Аминь. Читать далее Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912./Т. 2. Кн. 2 : 1894-1897 гг. - 1908. - 248, VIII с.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Епархиальное женское училище, приготовляя в таком духе воспитанниц, из которых одни пошли бы по выходе из заведения прямо к своей цели в звании хозяек дома, матерей, учительниц и воспитательниц, другие, более твердые, посвящали бы себя на миссионерское служение в среде светского общества: благоразумным уменьем приспособляться к его образу жизни и в то же время своей твердостью в правилах христианского воспитания и верностью уставам Церкви служить для них добрым назидательным примером, – это учебное заведение не только исполнило бы свою прямую задачу воздать Божие Богу, но и другую, не менее важную: оно воздало бы кесарево – кесарю, давая для государства столько полезных членов. О, если бы Господь, по молитвам Церкви, помог этому учреждению исполнить столь высокое предназначение! Слово в день открытия новых зданий епархиального женского училища Теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше. ( 1Кор.13:13 ). Привожу этот текст из Послания апостольского, чтобы сегодня, в день святых мучениц Веры, Надежды и Любови и матери их мудрости-Софии предложить некое слово назидания для переселившихся сегодня в эти новые здания. Вероятно, не случайно это событие в жизни епархиального училища совпало с днем святых дев-мучениц, носивших имена главнейших христианских добродетелей, и матери их Софии, что значит «мудрость». Такое совпадение дней устроилось не для того ли, чтобы настоящие и будущие обитатели и обитательницы этих зданий, вспоминая день перехода сюда из старых зданий, помнили, что они, как бы переливаемые в новые мехи, по евангельской притче ( Мф.9:17 и др.), стали здесь новым вином, изгнетенным из духовных гроздьев веры, надежды и любви, порождаемых христианской мудростью. Идя навстречу таковому намерению, мы с Божией помощью попытаемся извлечь из жизни сегодня воспоминаемых святых для всех нас, собравшихся здесь, а для имеющих обитать здесь в особенности некоторые уроки для назидания. В основу слова об этом полагаем имена празднуемых мучениц. София – Мудрость – рождает и воспитывает трех дщерей: Веру, Надежду и Любовь.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

XXI. Поучение на 17 сентября, в день памяти св. мучениц Софии и трёх её дщерей: Веры, Надежды и Любви 21 Поучительность для нас жизни и подвигов празднуемых угодниц Божиих Весьма редко приходится нам, братья, беседовать о житиях святых, а жития их весьма поучительны. Надобно удивляться вере и жизни святых, их трудам и подвигам, мужеству, терпению, страданиям и мученической кончине. А между тем, все они имели одинаковую с нами природу... При этом справедливо заметить, что в подвигах и терпении, в перенесении страданий и геройской кончине, женский пол не только не уступал мужескому, но даже превосходил последний... Ныне Св. Церковь вспоминает и прославляет святых мучениц –Софию и трёх её дщерей: Веру, Надежду и Любовь . В семействах христианских, и особенно в обществе образованном и благородном, эти имена – возлюбленные: они избираются и даются многим новорождённым, а потому нынешнего числа много именинниц. Впрочем, надобно сознаться, что в житейском быту избрание имён для новорождённых иногда совершается без обращения внимания на житие и свойства святых, имена которых даются новорождённым, и без руководства мыслью, что святые – все угодники Божии и, следовательно, все могут быть покровителями и молитвенниками перед Богом за живых людей, а избираются и даются новорождённым имена такие, а не иные только потому, что такое то имя благозвучно, принято в обществе и распространено, или такое-то имя носили и носят предки. И бывает так, что имена для новорождённых выбираются вперёд, или после рождения их через несколько месяцев, полгода и более. А благоприлично и согласно с учением Св. Церкви давать новорождённым имена тех святых, которые бывают во дни рождения людей, или в продолжение первой седмицы после рождения, или ещё лучше, которые приходятся в восьмой день после рождения, как было ещё в ветхом завете и когда наречено было имя Господу нашему Иисусу Христу. Но бывает в жизни относительно произношения имён, даваемых при крещении, совсем непохвальное: данные и воспринятые при крещении имена извращаются в произношении до неузнаваемости и превращаются в какие-то птичьи клички, или ещё хуже: полные имена превращаются в сокращённые и унизительные названия, и даже эти имена переносятся на животных. Разве при таком обращении с именами святых, носимыми нами, можно надеяться на покровительство их за нас перед Богом? Нет, это не чествование их, а оскорбление для святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Память этих святых Церковь совершает в дни праздника Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня. Мы молимся тем, кто принял своей жизнью Крест Христов — мученикам, которых, по слову святого Иринея Лионского, Господь посылает впереди всех, чтобы они могли ходатайствовать за нас. Господь идет впереди всех с Крестом Своим, чтобы уготовать нам место. И святые мученики, первые в роде человеческом, с Крестом Христовым (на иконах они держат в руке Крест) следуют за Господом. Вместе с памятью святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии мы вспоминаем одноименных им, прославленных и непрославленных мучениц и исповедниц. Прославленную новую мученицу Российскую Веру (Трукс), подвижниц Марфо-Мариинской обители — исповедниц блаженную матушку Любовь и матушку Надежду, с которой Промыслом Божиим мы имели общение, а через нее и со всей Марфо-Мариинской обителью, со многими мучениками и исповедниками Церкви Русской. Вспоминаем мучеников наших дней. Прежде всего — воина Евгения Родионова, того, кто явил образ христианской жизни для наших последних времен. Он не снял свой нательный крестик, и голову свою положил за Крест Христов. И мама его — Любовь Васильевна — сегодня именинница. Вспоминаем прекрасного христианского поэта, новую мученицу Людмилу Крюкову, день Ангела которой был вчера. К ее нательному крестику, хранящемуся у нас в алтаре, мы прикладываемся как к величайшей святыне — не только ко Кресту Христову и иконе Его Воскресения, но и ко всем крестикам, в которых Крест Христов присутствует в полноте своей благодати, в силе Его явного для них и для нас Воскресения, победы Божией, принятой ими. И в этот день — в день поклонения Кресту Христову, в день святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, мы особенно вспоминаем святых царственных страстотерпцев. Подобно тому как святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и София являют нам икону христианской семьи, так и царская семья — икона семьи для нашего времени.

http://moral.ru/stt_vera_nadezda_liubov/

До строительства основного храма Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, которое началось в 2010 г., все службы проходили в храме Рождества Иоанна Предтечи , чтобы приходская жизнь не останавливалась, а община прирастала и сплачивалась. Большое усердие отца Олега, не только как настоятеля и администратора прихода, но и ежедневный его труд, служение в мавзолее на отпеваниях и других требах, позволило, в короткое время, собрать средства на строительство здания нового храма. Также средства прихожан и посильная их помощь, кто что мог: стройматериалы (арматура, шпаклевка, краска) - все принималось с благодарностью. С Божией помощью, через два года строительство было завершено и вместо металлической временной часовни, грациозно воссиял своей белизной и золотыми куполами храм Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Архитектура храма - классическая, с центрическим планом, основной объем которого завершен восьмериком под шатровым куполом. Центром внутреннего убранства, является в деревянном обрамлении иконостас, с изображением Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы, с Евангельскими сюжетами, выполненный по каноническим правилам. На стенах много икон как новых, так и старинных: Святого великомученика Георгия Победоносца с частицей его святых мощей; редкие иконы, в металлических окладах святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, праведных Иоакима и Анны; несколько икон, особо любимого на Руси святителя Николая Чудотворца, и другие иконы почитаемых святых. В первый день учебного года, 1 сентября 2012 г. при храме была открыта воскресная школа для детей. 30 сентября, в новом храме прошло торжественное богослужение престольного праздника в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. В этот день радость праздника дополнялась чувством выполненного общего благого дела священнослужителей и прихожан, которое объединило их в единую семью. Жизнь прихода [ править править код ] Завершив основное строительство храмов, все силы были направлены на работу с людьми. Так как особенность расположения комплекса состоит в том, что его двор является проходным для населения большой части микрорайона и желая того или нет, жителям приходится ежедневно проходить по храмовой территории.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_мучениц_В...

После революции на долю Костинской церкви выпали все испытания, на которые щедр был трагический послереволюционный период нашей истории. Церковь была разгромлена: уничтожен чудесный старинный пятиярусный иконостас, разграблена церковная утварь, исчезли иконы. Вандалы не пощадили даже главной святыни храма: чудотворной Смоленской иконы Божией Матери, которая находилась в алтаре храма более двух веков. Во время хрущёвского гонения на Церковь здание храма было окончательно разрушено, тогда же был снесён и домик причта. Ныне на месте небольшого домика причта стоит пятиэтажка, а по кладбищу, прилегавшему к территории церкви, проходит улица Дзержинского... 16 июня 1995 года Костинские верующие решили возродить в Костино приход Русской Православной Церкви и воссоздать храм Рождества Пресвятой Богородицы. Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий благословил создание нового прихода, и приходская жизнь началась. Тем же летом рядом с местом, где некогда стоял древний храм, был установлен памятный Крест. С 1996 по 1999 гг. служились молебны у памятного Креста о скорейшем возрождении храма. 10 октября 1999 года в храме появился новый настоятель отец Борис Куликовский. Приходу было предоставлено временное помещение для совершения богослужений. Под руководством отца Бориса полуразрушенное помещение было преобразовано в  храм: построен алтарь, приобретена церковная утварь на собранные пожертвования. Храм освятил благочинный Пушкинского округа, протоиерей Иоанн Монаршек. 13 января 2000 г. состоялась первая Божественная литургия. Начался долгий и трудный процесс согласований по землеотводу и рабочему проектированию. 14 июля 2003 года в день летних святых бессребренников Косьмы и Дамиана строительство было начато. 26 октября 2003 года в день празднования в честь Иверской иконы Божией Матери по благословлению Его Высокопреосвященства Ювеналия, Митрополита Крутицкого и Коломенского была произведена закладка Камня под главный престол храма Рождества Пресвятой Богородицы. Храм строится каменный, двухуровневый: нижний – в честь Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Проектировал храм выдающийся современный зодчий, удостоенный звания Почетного архитектора России, академик А.Н. Белоконь. Центральный купол, венчающий шатер, вознесется к небу на 51,5 м. Это – высота современного 17-этажного дома. Общая вместимость – 1400 чел. Главный купол храма окружают четыре малые главки.

http://sobory.ru/article/?object=03532

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010