С 1860-х годов Русская Православная Церковь знала о большом почитании памяти старца Германа на Кадьяке. В 1867 году один из аляскинских епископов составил записку о его жизни и чудесах. Первый публичный доклад об отце Германе был напечатан в Валаамском монастыре в Финляндии в 1894 году. В 1927 году русский архимандрит Герасим (Шмальц) прибыл на остров Еловый и оставался там до последнихдней своей жизни. В 1952 году он составил житие и акафист святому Герману. Перед своей кончиной, в 1969 году, архимандрит Герасим открыл останки своего славного предшественника и построил здесь небольшую часовню. Исцеления, связанные с молитвенным заступничеством старца Германа, записывались в течение долгого периода (со времени его жизни и до 1970 года). В марте 1969 года Собор епископов Русской Православной Греко-Кафолической Церкви в Америке под председательством архиепископа Нью-Йоркского, митрополита всей Америки и Канады Иринея совершил прославление преподобного аляскинского инока. Церковь через эту канонизацию формально скрепила своей печатью то, что многие аляскинцы всегда знали: преподобный Герман выполнил свое христианское призвание достойно и продолжает и ныне предстательствовать пред Богом о живущих. 9 августа 1970 года, в день памяти святого великомученика и целителя Пантелеимона, на острове Кадьяк было совершено прославление старца Германа, жизнь и труды которого принадлежат к славным страницам истории Русской православной миссии в Северной Америке. Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 1 декабря 1970 года имя преподобного Германа Аляскинского было включено в месяцеслов. Память его празднуется 27 июля. Преподобный Варлаам Пустынник, Чикойский, Сибирский Молитвами праведников сохранялась до времени от гнева Божия Русская земля. По-разному подвизались угодники Божии: кто в храме, кто в общежительном монастыре, кто в миру, кто и в затворе проходил свое поприще. Василию Федотовичу Надежину Бог судил быть основателем иноческого скита в глухой чаще леса, в Чикойских горах, почти у самой границы с Монголией.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

и во Всемирной ассамблее мира в Берлине. В июне 1969 г. в Троице-Сергиевой лавре была проведена II Конференция всех Церквей и религиозных объединений в СССР в защиту мира. Миротворческий и одновременно экуменический характер имело и такое мероприятие, как консультация представителей христианских Церквей Советского Союза, среди которых самой многочисленной была делегация Русской Православной Церкви, с представителями христианских Церквей США, организованная национальной Конференцией католических епископов и Национальным советом Церквей Христа США в Сент-Луисе в октябре 1969 г. Русская Православная Церковь в 1969 г. участвовала в создании представительной миротворческой организации «Всемирная конференция религия и мир». В 1970 г. священноначалию Русской Православной Церкви удалось уврачевать одну из застарелых болезней церковной эмиграции. 9 апреля 1970 г. Священный Синод после опроса правящих и викарных архиереев снял запрещение в священнослужении, наложенное на иерархию Североамериканской митрополии в 1947 г., и восстановил каноническое общение со своей Дщерью на Американском континенте, а на следующий день, 10 апреля, Святейший Патриарх Алексий I подписал вместе с членами Священного Синода томос о даровании автокефалии вновь образованной Православной Церкви в Америке – 15-й по диптиху среди поместных Церквей. Тогда же, ровно через 100 лет после создания русской православной духовной миссии в Японии, были нормализованы отношения с Японской Церковью и причислен к лику святых просветитель и первый православный епископ Японии святой равноапостольный Николай (Касаткин) , блаженно почивший 3 февраля 1912 г. В святцы Русской Православной Церкви было внесено имя преподобного Германа Аляскинского, прославленного Американской Церковью в 1969 г. Это было последним первосвятительским деянием Святейшего Патриарха Алексия I. Жизнь великого старца, перешагнувшего за 90-летний рубеж, угасала. После праздника Сретения, 15 февраля, Святейший Патриарх перенес инфаркт. Последние дни своей земной жизни он провел в загородной резиденции в Переделкине.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

1960.21.6 Назначение еп. Никодима (Ротова) председателем отдела внешних церковных сношений Московской патриархии вместо митр. Николая (Ярушевича). Начало экуменических контактов. Закрытие Киево-Печерской лавры (под предлогом ремонта и реставрации). 1961, 1963, 1964 Первое, второе и третье Всеправославные совещания Поместных Церквей на острове Родос. 1961.18.7 Архиерейский собор в Троице-Сергиевой Лавре по требованию властей внес изменения в “Положение о Русской Православной Церкви”: настоятель с клириками устранялись от участия в приходском собрании и приходском совете, все хозяйственные и финансовые дела прихода оказывались в руках старост. 1961.30.3 Постановление Синода о вступлении Русской Православной Церкви во Всемирный Совет Церквей. Создание представительства РПЦ при Всемирном Совете Церквей. Константинопольская Патриархия упраздняет свой Экзархат в Западной Европе, однако, входившие в его состав приходы так и не восстанавливают нормальных отношений с Московской Патриархией. 1965.11–12 Открытые письма священников Н. Эшлимана и Г. Якунина Патриарху Алексию и председателю Президиума Верховного Совета Н.В. Подгорному с протестом против вмешательства государства во внутрицерковную жизнь. Диссидентское движение в СССР. Церковные диссиденты (священники С. Желудков, Дм. Дудко, Вас. Романюк и др.). 1965.12 Создание Совета по делам религий при Совете Министров СССР путем слияния Совета по делам Русской Православной Церкви с Советом по делам религиозных культов. Празднование 50-летнего юбилея восстановления Патриаршества. 1969.16.12 Определение Священного Синода, дозволяющее старообрядцам и католикам причащаться в православных церквях (впоследствии отменено). 1970.10.02. Дарование автокефалии Православной Церкви в Америке. 1970.10.04. Дарование автономии Православной Церкви в Японии. 1970.10.4 Дарование автокефалии Американской Православной Церкви (часть приходов остались в юрисдикции Московской патриархии) и автономии Православной Церкви Японии. Канонизация просветителя Японии архиеп. Николая (Касаткина) .

http://azbyka.ru/shemy/istoria_russkoi_t...

Религиозный тип людей в СССР трудно рассмотреть подробно в связи с отсутствием официальной статистики. Чиновники Совета по делам религий на страницах отчётов (как и исполкомовские начальники) рапортовали об успехах, приписывали достижениям антирелигиозной пропаганды и социалистического строительства «уменьшение» религиозности населения. Однако, доложив об успехах атеистической работы и подтвердив их статистикой низкой посещаемости церквей, они тут же, ниже абзацем писали о высоких цифрах церковных доходов. Например, в Костромской области в конце 1950-х годов произошло увеличение церковных доходов . Историк Д. Поспеловский, анализируя духовно-нравственное состояние советского народа в 1970–1980-х годах, сделал вывод о катастрофических последствиях ограничения влияния Церкви на морально-нравственное состояние людей. Идеологический тупик приводил советских людей к порочному образу жизни. Историк указывал на повсеместное пьянство, мещанство, развал традиционной семьи, умножение количества матерей-одиночек, у которых отсутствовала мотивация для совершенствования личности . По словам русского философа И. Ильина, социализм антисоциален. Он «убивает свободу и творческую инициативу; уравнивает всех в нищете и зависимости, чтобы создать новую привилегированную касту партийных чиновников — угнетателей; проповедует классовую ненависть вместо братства; правит террором, создаёт рабство и выдаёт его за справедливый строй» . В 1960–1970-х в некоторых приходах благодаря авторитету священников в основном в монашеском сане воссоздавались братские общины — подобие дореволюционных братств. Такие общины были популярны в 1920–1930-е годы. Их возглавляли священнослужители, вдохновлённые постановлениями Поместного Собора 1917–1918 гг. и призывами Патриарха Тихона к созданию братств. Среди духовных авторитетов были архиепископ Гурий (Егоров), протоиерей Роман Медведь, архимандрит Серафим (Батюков), протоиереи Алексий и Сергий Мечёвы, священник, а затем епископ Макарий (Опоцкий) и другие . Рассматривая «советскую религиозность», следует сказать, что большое значение для развития «катакомбной жизни» в 1960–1970-е годы в СССР имело отсутствие храмов.

http://bogoslov.ru/article/6172178

е. от того, насколько начальное число больше нуля). Во-вторых, направление и сила той или иной тенденции определяется в зависимости от выбранных временных границ (например, более пристальный взгляд на различные точки, выделенные на протяжении длительного периода времени, может показать цикличность распределения данных; долговременная тенденция не всегда совпадает с кратковременной; более ранняя тенденция может обратиться в свою противоположность). В-третьих, определяя скорость роста движения, необходимо учитывать не только обращение, но и выход. В-четвертых, нужно внимательно следить за тем, чтобы при выявлении временных изменений изучался один и тот же объект. Например, британские члены какого-либо движения сообщили свою статистику, а по прошествии некоторого времени британскими и японскими членами того же движения была совместно представлена другая статистика. То, что второе число оказалось больше первого, вовсе не означает, что число англичан в движении увеличилось или что все движение в целом расширилось. И, в-пятых, нужно быть уверенным, что статистика, на основании которой делаются выводы относительно тенденций, является точной. Все это довольно очевидно, но иногда слишком абстрактно. Возможные просчеты лучше всего показать на примере одной недавней телепрограммы, начавшейся с утверждения, что число исповедующих нетрадиционные религии постоянно растет. Как нечто очевидное заявлялось, что «темп роста культов феноменален. По данным Христианского Справочника, в 1970 году в Британии было всего 50 мунистов; сейчас же их насчитывается 500. Тогда же у Церкви Сайентологии было 10,000 последователей, сегодня их 50,000» 333 . Поскольку Церковь Объединения появилась в Англии только в 1970 году, практически любой рост покажется неимоверным, если его демонстрировать как историческую диаграмму (что и было сделано в программе, где колонка, представляющая 50 человек в 1970 году, сравнивалась с колонкой в 450 в 1989), тогда как подобный же прирост в 450 человек на фоне 516,739 зарегистрированных методистов или даже 107,767 Свидетелей Иеговы почти незаметен.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/novye-re...

Письма к верующим. Сан-Франциско. 1962. Диалог с церковной Россией. П. 1967. стр. ИЗ. Утверждение поместной Церкви. Н-Й. 1971. стр. 24. Ряд произведений Архиепископа Иоанна переведены на английский, немецкий, сербский и японский языки. ИОАНН. Епископ. (Евграф Евграфович КОВАЛЕВСКИЙ) (1905–1970) Родился 26 марта в Санкт-Петербурге. Покинул Россию в 1920 г. Окончил Сорбонну и Богословский Институт в Париже. Рукоположен в священники в 1937 г. Основал и возглавлял Православный Институт (французский) св. Дионисия с его основания в 1947 г. до своей кончины. Доктор Богословия «Онорис кауза» Московского Патриархата вместе с В. Н. Лосским и В. Н. Ильиным. Хиротонисан во епископа Сен-Денисского в Сан-Франциско в 1964 г. Возглавлял Французскую Православную Церковь до своей кончины. Умер в Париже 30 января. Его памяти посвящен 9–10 «Presence Orthodoxe», Р. 1970, а также книга «Jean de Saint Denis», P. 1970. Le pouvoir souverain dans l’Eglise. Paris. 1948. La Sainte Messe selon le rite des Gaules. Paris. 1956. Homelies. (nouvelle edition.) Paris. 1971. Vol. I. 106 pp. Genese (cours professe a l " Institut St. Denis). 192 pp. Mariologie. (Ibid.) Technique de la Priere. (Edite par l " Institut St. Denis et par «Presence Orthodoxe». Nouvelle edition 1971. 218 pp. «Auferstehung und zukunftige Welt.» Oecumenische texte und Studien Edel Verlag. Marburg. 1959. «Arbeit,Ruhe, Gebet.» (Ibid.) 1964. Многочисленные статьи на французском и немецком языках в «Cahiere Saint Irenee» и в «Presence Orthodoxe» и в других журналах. КАНДИНСКИЙ Василий Васильевич (1866–1944) Родился в Москве. Окончил юридический факультет Московского университета. Оставил научную карьеру ради живописи. Изучал ее в Мюнхене, 1898–1900. Создал там же свою школу, 1902–1914. Основоположник абстрактной живописи. Вернулся в Германию в 1921 г. и до 1933 преподавал в Веймаре. Переселился во Францию, где и умер. Uber das Geistige In der Kunst. Издано в 1911 году и с тех пор переведено на большинство европейских языков. On the Spiritual in Art. N.Y. 1946. Рус. пер.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Провозглашение автокефалии Православной Церкви в Америке положило начало развитию добрых отношений между нею и Московским Патриархатом. Так, 21 апреля 1970г. в отпевании почившего Святейшего Патриарха Алексия участвовал представитель Православной Церкви в Америке епископ Ситкинский и Аляскинский Феодосии. Он же вместе с другими членами делегации своей Церкви принимал участие в совершении панихиды по Патриархе в сороковой день по его кончине — 26 мая 1970 г. Епископ Тульский и Белевский Ювеналий, посетив Патриаршие приходы в США в мае—июне 1970г., нанес визит Блаженному Иринею, архиепископу Нью-Йоркскому, Митрополиту всея Америки и Канады. В сослужении с ним и другими Преосвященными архипастырями Автокефальной Православной Церкви в Америке он совершил в храме Свято-Тихоновского монастыря (Южный Ханаан, Пенсильвания) Божественную литургию. Преосвященный Ювеналий посетил Аляску, совершил паломничество на остров Еловый, к месту подвига и кончины старца Германа, на остров Кадьяк, в Воскресенский храм, где ныне почивают мощи старца Германа. В июле — августе 1970 г. вместе с представителями приходов Московского Патриархата в США посетили в качестве паломников Русскую Православную Церковь также и представители Автокефальной Православной Церкви в Америке. В августе 1970 г. митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим, также посетив Патриаршие приходы в США, имел братские контакты с Блаженнейшим Иринеем и другими церковными деятелями Автокефальной Православной Церкви в Америке. В сентябре того же года профессор Ленинградской Духовной Академии протоиерей Ливерий Воронов, будучи участником международной конференции православных богословов в Бруклине, встречался с богословами Автокефальной Православной Церкви в Америке. На Поместном Соборе Русской Православной Церкви в мае — июне 1971 г. и на торжествах интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена делегацию Автокефальной Православной Церкви в Америке возглавлял председатель Отдела внешних церковных сношений архиепископ Филадельфийский и Пенсильванский Киприан. В своем благодарственном слове, произнесенном за всенощным бдением 29 мая 1971 г. в Николо-Кузнецком храме в Москве, архиепископ Киприан сказал: «Мы все полны любви к нашей старшей Сестре и к нашей Матери — Русской Православной Церкви. Все, что мы имеем в Америке, мы имеем только от нее...»

http://sedmitza.ru/lib/text/441228/

Иерусалимская Церковь, основанная Самим Господом нашим Иисусом Христом и имевшая первым епископом святого Иакова, брата Господня, в чистоте и неповрежденности сохраняет спасительное евангельское учение, переданное через святых апостолов и отцов Церкви. В своей ревности о соблюдении Священного Предания, Церковь святого Сиона всегда стремилась исполнять богоданную заповедь о хранении единства христиан, укрепляя братские связи с другими Поместными Православными Церквами, в частности, с Русской Православной Церковью. Тысячелетняя история взаимоотношений наших двух Церквей богата примерами взаимопомощи и многополезного сотрудничества. Зримым свидетельством братства наших Святых Церквей является более чем 150-летняя деятельность Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, неизменно пользовавшейся благожелательным покровительством Блаженнейших Иерусалимских Патриархов.   Приветствуя Ваше Блаженство с началом Предстоятельского служения, Нам приятно отметить и Ваш личный вклад в дело упрочения уз любви между нашими Церквами, который Вы внесли в пору Вашего служения в качестве экзарха Иерусалимского Патриархата в Москве.   Выражаем надежду, что годы, которые Вы провели рядом с Нами, оставят в Вашем сердце добрую память, а отношения между нашими Церквами в годы Вашего Патриаршества будут столь же теплыми и братскими, какими они были при приснопамятных Блаженнейших и богомудрых предшественниках Ваших на Иерусалимском Патриаршем Престоле.   Ваше Блаженство! Еще раз сердечно поздравляя Вас с нынешним славным восшествием на Патриарший Престол Святого Града, желаем, чтобы под Вашим мудрым руководством Святейшая Иерусалимская Церковь обрела мир и процветание, а Вы, Ваше Блаженство, присно получали благодатное укрепление от источника нашего воскресения – Живоносного Гроба Господня. Пусть будет благословенным Первосвятительское служение Вашей Святыни, и пусть милостивый Господь дарует Вам многая и благая лета!   + Алексий, Патриарх Московский и всея Руси».   Биография новоизбранного Патриарха Иерусалимского Феофила   Блаженнейший Патриарх Феофил (в миру Илия Яннопулос) родился в 1952 году в селении Гаргалиани (область Мессиния в Греции). В Святогробское Братство поступил в июле 1964 года. В том же году поступил в Иерусалимскую Патриаршую школу, которую закончил в июне 1970 года. 28 июня 1970 года Блаженнейшим Патриархом Иерусалимским Венедиктом пострижен в монашество с именем Феофил. 1 июля 1970 года архиепископом Иорданским Василием рукоположен во диакона. В 1975 году рукоположен в сан пресвитера архиепископом Иерапольским Диодором. В том же году решением Священного Синода Иерусалимского Патриархата направлен для обучения на богословский факультет Афинского университета. По возвращении в Иерусалим нес послушания в Генеральном секретариате Священного Синода, Патриаршей школе и эпистасии монастыря святого Харалампия. В 1978 году удостоен сана архимандрита.

http://pravoslavie.ru/15238.html

37. Скорее всего, речь идет о вторжении готов на Балканы в 323 г. (Раппапорт. 1899, 110-112). В этом сообщении Лев Диакон опирается на агиографический памятник " Страсти св. Иоанна и Павла " . Во-первых, Лев явно локализует победу Константина на берегу Дуная, между тем как в 323 г. готы были разбиты гораздо южнее, - точно так же и автор " Страстей " (Грегуар, Оржельс. 1956, 136) путает события 323 г. с событиями 332 г., когда император совершил экспедицию на Дунай. Во-вторых, и Лев, и автор " Страстей " называют готов скифами (Там же. 137; 146),. Наконец, и " Страсти " , и разбираемый пассаж Льва Диакона лежат в русле арианской традиции. 38. Плиска - первая столица Болгарии, центр крупного строительства и ремесла с земледельческо-скотоводческой окраиной (Лишев. 1970, 27-31). 39. Диния находилась между Преславой и Плиской. Это был многолюдный город, центр виноградарства. В настоящее время село Смядово (Аишев. 1970, 58) или, что вероятнее, село Войвода в 8 км от Плиски (Милчев-Дамянов. 1972). 40. Скилица (301) также сообщает, что ряд городов направили к Цимисхию послов с изъявлением покорности. Это показывает, что в болгарских городах влияние византинофильской знати имело некоторую опору в ремесленных и торговых кругах. Согласно Скилице (301), перешел на сторону Цимисхия и город Констанция; Станеску (1971, 12) считает, что это - Констанца на берегу Черного моря, Васильевский же (1910, 211) идентифицировал Констанцу с одним из задунайских городов. 41. По русской летописи, у Святослава было лишь 10 тыс., что более вероятно. Однако следует отметить, что приводимые здесь Львом Диаконом цифры все же правдоподобнее как фантастических подсчетов Скилицы, так и собственных его выкладок в начале " Истории " . 42. Римляне называли свою колонию Durostorum, византийцы транскрибировали его как (см. выше примеч. 13, кн. V), а славяне назвали его Драстар, отправляясь от фракийского названия Драстра, сообщенного им местным населением (Романски. 1933, 657). Греческое название " " представляющее собой транскрипцию славянского " дръстра " (форма родительного падежа), впервые встречается в эпоху Льва VI. Славянское имя города распространилось среди византийцев в период симеоновых войн, когда он играл большую стратегическую роль, и настолько утвердилось, что использование классической номенклатуры требовало оговорки, что мы и видим у Льва Диакона (Силистра. 1927, 112-113; Цанкова-Петкова. 1970, 224-231).

http://sedmitza.ru/lib/text/433434/

на территории Центрального Черноземья сотрудниками Института истории Академии Наук СССР под руководством известного советского историка А.И. Клибанова. Было проведено свыше 600 собеседований с верующими, собран богатый фактический материал. Результаты исследования нашли отражение в нескольких публикациях 98 . В этих работах уже присутствовала правильная оценка «истинного Православия» как «внецерковного религиозного течения» 99 , разделялись общины «истинно-православных христиан» и «Истинно-Православной Церкви» (ИПЦ) -непримиримых иосифлян, влившихся в Катакомбную Церковь . Но многие вопросы – о времени возникновения этого течения, соотношении различных толков и групп в нем, его классификации, как и некоторые стороны мировоззрения «истинно-православных» остались малоизученными. И после опубликования итогов экспедиций Института истории большинство советских авторов продолжало зачислять ИПХ и ИПЦ в сектанты 100 . В 1970–1980-е гг. их изучением активно занимался воронежский ученый А.И. Демьянов. В 1970–1972 гг. он провел обследование 1361 ИПХ в Центральном Черноземье России и по его материалам подготовил кандидатскую диссертацию, а затем и монографию 101 . Основное внимание в них уделялось проблеме идеологии «истинного Православия», особенно эсхатологическим и антихристологическим воззрениям ИПХ. В начале 1980-х гг. А.Демьянов повторил социологическое обследование и опубликовал еще две книги 102 . В его работах прослеживались причины возникновения и развития течения ИПХ, формирование идеологии, характеризовались его состояние в 1970–1980-е гг., некоторые вопросы классификации. Но наряду с верными автор делает и целый ряд ошибочных выводов: об отсутствии в прошлом и настоящем каких-либо различий между ИПХ и ИПЦ, угасании и вырождении Катакомбной Церкви и т.д. Он совершенно упускает из виду качественное изменение состава этой церкви за последние три десятилетия, формирование в «катакомбах» нескольких новых течений. Относительно же времени зарождения тайных православных общин (впервые возникших в 1918 г.) среди советских исследователей существовали 4 точки зрения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010