Иллюстрация Софии Караффы-Корбут к поэме Ивана Франко «Иван Вишенский», 1970-е гг. Портрет настоятеля Киево-Печерской Лавры архим. Елисея (Плетенецкого) (1550–1624) Икона прпмч. Афанасия (Филиповича), игум. Брестского (1596–1648) Проповедь Иоанна Вишенского (роспись из монастыря Рождества Христова в Жовкве Львовской области). Худ. Юлиан Буцманюк, 1930-е гг. Рядом с Иоанном Вишенским Б. Хмельницкий, И. Мазепа, Г. Гулевичивна и другие православные деятели Украины Памятник Иоанну Вишенскому в Судовой Вишне (Львовская обл.). Автор проекта Николай Бевз, 1979 г. Иллюстрации Софии Караффы-Корбут к поэме Ивана Франко «Иван Вишенский», 1970-е гг. Влияние учения святителя Григория Паламы об Иисусовой молитве и «внешних» и «внутренних» знаниях на взгляды Иоанна Вишенского Иллюстрация Софии Караффы-Корбут к поэме Ивана Франко «Иван Вишенский», 1970-е гг. Свт. Григорий Палама , архиеп. Фессалоникийский. Икона нач. XV в. Свт. Григорий Палама . Современная икона Рукопись из архива Русского Пантелеимонова монастыря на Афоне, 328. L033325. Иоанн Вишенский. Зачапка мудраго латынника с глупым русином. 210 л. Иллюстрация Софии Караффы-Корбут к поэме Ивана Франко «Иван Вишенский», 1970-е гг. Странствующий старец-слепец возле казачьего Троицкого собора в Новомосковске. Рис. О. Сластиона, XIX в. Крестьяне возле церкви слушают песнь лирника. Худ. В. Навозов Духовное наследие афонского старца Иоанна Вишенского Обложка острожской «Книжицы» (в 10 разделах) с посланием старца Иоанна Вишенского «От святое Афонское горы скитствующих» (Острог, 1598) Портрет епископа Брестского Ипатия Потия (1541–1613), впоследствии киевского греко-католического митрополита (1599–1613) Странствующий старец-слепец с лирой и крестьяне с. Скалата в восточной Галиции. Рис. Я. Головацкого, XIX в. Панорама Бреста. Гравюра Э. Дальберга, 1657 г. «Проповедь Скарги». Худ. Ян Матейко, 1864 г. Национальный музей, Варшава Медаль «На присоединение русинов», изготовленная в Ватикане в честь Брестской унии 1596 г.: изображены папа Климент VIII и сцена приема понтификом Ипатия Потия и Кирилла Терлецкого

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Hunter Blair P. Northumbria in the Days of Bede. N.Y., 1976. Hunter Blair P. The Historical Writings of Bede//Settimane di Studio del Centro italiano di studi sull’alto medioevo, 17. Spoleto, 1970. Pp. 197–221. Hunter Blair P. The World of Bede. L., 1970. 2 ed. Camb., University Press, 1990. Irvine M. Bede the grammarian and the scope of grammatical studies in eighth-century Northumbria//Anglo-Saxon England, 15. 1986. Isenberg G. Die Würdigung Wilfrieds von York in der Historia Ecclesiastica Gentis Anglorum Bedas und der Vita Wilfridi des Eddius. Diss. Münster, 1978. James E. Bede and the Tonsure Question//Peritia, 3. 1984. Pp. 85–98. John E. Orbis Britanniae and the Anglo-Saxon Kings//Orbis Britanniae. Leicester, 1966. Pp. 1–63. Jones C.W. Bedae Pseudepigrapha: Scientific Writings Falsely Attributed to Bede. Ithaca, NY 1939. Jones C.W. Bede//Dictionary of Scientific Biography/Ed. C.C. Gillispie. New York: Scribners, 1970. Pp. 564–66. Jones C.W. Bede and Vegetius//The Classical Review, 46. 1932. Pp. 248–49. Jones C.W. Bede as Early Medieval Historian//Mediaevalia et Humanistica, 4. 1946. Pp. 26–36. Jones C. W. Bede, the Schools, and the ‘Computus’/Ed. W.M. Stevens. Collected Studies, 436. Brookfield, 1994. Jones C.W. Bede’s Place in the Medieval Schools//Famulus Christi: Essays in Commemoration of the Thirteenth Centenary of the Birth of the Venerable Bede/Ed. G. Bonner. L., 1976. Pp. 261–85. Jones C.W. Saints Lives and Chronicle in Early England. Ithaca, 1947. Jones C.W. Some Introductory Remarks on Bede’s Commentary on Genesis//Sacris Erudiri, 19.1970. Pp.l15–98. Jones C.W. The Byrhtferth Glosses. Medium AEvum, 7. 1938. Pp. 88–97. Jones C. W. The ‘Lost’ Sirmond Manuscript of Bede’s Computus//English Historical Review, 51. 1937. Pp. 204–219. Jones P.F. A Concordance to the Historia Ecclesiastica of the Venerable Bede. Camb.,1929. Kelly J.F. Bede’s Exegesis of Luke’s Infancy Narrative//Mediaevalia, 15. 1993. Pp. 59–70. Kendall C. Bede’s Historia Ecclesiastica: The Rhetoric of Faith//Medieval Eloquence: Studies in the Theory and Practice of Medieval Rhetoric/Ed. J.J. Murphy. Berkeley, L. A., 1978. Pp. 145–72.

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

Предстоятеля Иерусалимской Церкви сопровождали архиепископ Василий (Блацос), архиепископ Герман (Мамаладис), архимандрит Феодосий (Макос), архидиакон Лонгин (Скарцонис) и Константин Петракис. Письмо Патриарха Московского и всея Руси Алексия Патриарху Святого Града Иерусалима и всея Палестины Венедикту I от 14.03.1969 г.//Архив ОВЦС. Д. 24. 1969. Письмо местоблюстителя московского патриаршего престола митрополита Крутицкого и Коломенского Пимена Патриарху Святого Града Иерусалима и всея Палестины Венедикту 805 от 19.05.1970 г.//Там же. 1970. Письмо Патриарха Московского и всея Руси Пимена Патриарху Святого Града Иерусалима и всея Палестины Венедикту 2274 от 28.11.1972 г.//Там же. 1972. Письмо Архиепископа Синайского Порфирия Патриарху Московскому и всея Руси Алексию 119 от июля 1960 г.//Там же. 1960. С. 2. Меморандум Архиепископа Синайского и Раифского Григория II Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси и Священному Синоду//Там же. 1971. С. 2-3. К примеру, телеграмма Патриарха Московского и всея Руси Алексия Патриарху Святого Града Иерусалима и всея Палестины Венедикту от 2.04.1966 г., письмо председателя ОВЦС митрополита Ленинградского и Ладожского Никодима Патриарху Венедикту 895 от 25.05.1966 г.//Там же. 1966. Письмо архиепископа Ярославского и Ростовского Никодима митрополиту Назаретскому Исидору 697 от 14.05.1963 г.//Там же. 1963. Письмо Патриарха Московского и всея Руси Алексия Патриарху Святого Града Иерусалима и всея Палестины Венедикту от 31.12.1964 г.//Там же. 1964. Письмо Патриарха Святого Града Иерусалима и всея Палестины Венедикта местоблюстителю московского патриаршего престола митрополиту Крутицкому и Коломенскому Пимену от 29.04.1970 г.//Там же. 1970. Среди членов миссии в обозреваемый период заместители начальника – архимандрит Никодим (Руснак), иеромонах Владимир (Котляров), архимандрит Владимир (Сабодан); секретари – протодиакон Николай Дмитриев, диакон Павел Корчагин, протодиакон Борис Глебов, иеродиакон Гавриил (Стеблюченко), иеромонах Евсевий (Саввин), игумен Серафим (Тихонов) (ставший также заместителем начальника миссии); члены миссии – иеромонах Агафангел (Догадин), иеромонах Николай (Кузьмин), иеромонах Исидор (Кириченко), иеромонах Владимир (Иким), протодиакон Владимир Назаркин, Н. К. Куликов, В. Н. Клюев, Ю. Т. Деревянченко и Л. А. Козлов (последние четверо мирян – управляющие хозяйством миссии).

http://bogoslov.ru/article/6195260

Никодим (Руснак Николай Степанович), еп. Аргентинский и Южно-Американский Родился 4 апреля 1921 года в селе Давидовцы Кицманского района Черновицкой области в семье крестьянина. В 1935 году окончил среднюю школу. В августе 1938 года поступил в число послушников Крещатинского монастыря во имя Св.Иоанна Богослова в Черновицкой области. 6 янв.1945 года пострижен в монашество с именем Никодима. 29 апреля того же года рукоположен во иеродиакона, а 23 февраля 1946 года – во иеромонаха. С января 1950 года – настоятель Св.Иоанна Богослова монастыря. 8сент.1955года поступил в Московскую духовную семинарию, по окончании которой в 1956году был назначен членом Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, а с ноября того же года исполнял обязанности начальника Миссии в сане архимандрита. 10  августа 1961 года хиротонисан во епископа Костромского и Галичского. Чин хиротонии совершали: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, архиепископ Ярославский и Ростовский Никодим, епископ Среднеевропейский Иоанн и епископ Подольский Киприан. 11  мая 1963 года награжден церковным орденом св.кн.Владимира II степени. 21 апр.1964 г. – епископ Аргентинский и Южно-Американский. Труды: Речь при наречении его во епископа Костромского и Галичского. «ЖМП” 1961, 10, стр.7–9. Литература: «ЖМП” 1961, 9, стр.4, 6. -«- 1961, 10, стр.5–6, 7–9 (Фото и биогр.). 10, II, 23. -»- 1963, I, стр.20, 28. -«- 1963, 4, стр.20, 23. -»- 1963, 6, стр.10. -«- 1963, 7, стр.15, 17.· -»- 1963, 10, стр.18. -«- 1964, I, стр·12. -»- 1964, 6, стр.2. Васько А.Г. «Приезд епископа Никодима (Руснака) на Аргентинскую кафедру». ”ЖМП» 1964, 8, стр.14. Am 12 ./25.2.1968 wurde er zum Erzbischof erhoben (MP 1968, 3,3). Er nahm teil an der 3. Allchristlichen Friedenskonferenz in Prag sowie an der Vollversammlung des Weltrates der Kirchen in Uppsala (1968 ). Am 10.4.1970 Ernennung zum Exarchen des Moskauer Patriarchen für Zentral- und Südamerika (MP 1970,5,23). Doch wurde er dann bereits am 2.7.1970 von diesem Amt befreit und für drei Monate beurlaubt (MP 1970,8,4).

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

769 . Соколов И. И. Иоанн Кантакузин //ПБЭ 1906. 7. 52–56. 770 . Andreev Y. Dostoveren li е razkazut па Bulgarskata anonimna khronika ot XV vek za smurtta na sinovete na tsar Ivan Aleksandur pri Sofia?//Sbornik v chest na akademik Dimitur Angelov/Ed. Velkov V. Sofiya 1994. 73–83. 771 . Dräseke J. Zu Johannes Kantakuzenos//BZ 1900. 9. 72–84. 772 . Dräseke J. Kantakuzenos’ Urteil über Gregoras//BZ 1901. 10. 106–127. 773 . Fatomos G. Textkritische Beobachtungen zu Johannes Kantakuzenos//BSI 1975. 37:2. 191–193. 774 . Mavromatis L. Les historiens à Byzancë Jean Cantacuzène//Bulletin de l’Association Guillaume Budé: Revue de culture générale. 1981. 33:1. 81–88. 775 . Politis L. Jean-Joasaph Cantacuzène fut-il copiste?//REB 1956. 14. 195–199. 776 . Schmalzbauer G. Prosopographie zum Geschichtswerk des Johannes Kantakuzenos. Diss. Wien 1967. Семья Кантакузинов 777 . Bierbrier M. L. The Cantacuzenus Family [Journal Section: Modern Descendants of Byzantine Families]//Genealogists’ Magazine. 1980 (Sept.). 20:3. 85–89. 778 . Brayer E.,Lemerle P., Laurent V. Le Vaticanus latinus 4789. Histoire et alliances des Cantacuzènes aux XIV e -XV e siecles//REB 1951. 9. 47–105. 779 . Nicol D. M. The Byzantine family of Kantakouzenos (Cantacuzenus), ca. 1100–1460. A genealogical and prosopographical study//Dumbarton Oaks Studies. Washington D. C. 1968. 11. 35–103. Brand С. M.//Spec 1970 (Oct.). 45:4. 678; Lacaze Y.//Revue d’histoire diplomatique. 1969. 83. 181; Barker J. W.//American Historical Rev. 1969 (Oct.). 75:1. 99; Maclagan M.//JThS 1970. 21. 228; Kaegi W.E.//ChHist 1970 (Mar.). 39:1. 106; Polemis D. l.//JEH 1970. 21. 261. 780 . Nicol D. M. The Byzantine family of Kantakouzenos. Some Addenda and Corrigenda//DOP 1973. 27. 309–315. Иконография Иоанна Кантакузина 781 . Gerola G. L’effige del despota Giovanni Cantacuzeno//Byz 1931. 6. 379–387. 782 . Guran P. Jean VI Cantacuzène, l’hésychasme et l’empire. Les miniatures du codex Parisinus graecus 1242//L’empereur hagiographe. Culte des saints et monarchic byzantine et post-byzantine. P. 2001. 73–121.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Phil., 1986. P. 271-306; Dummer J. Zum Problem der sprachlichen Verständigung in den Pachomius-Klöstern//BSAC. 1969/1970. Vol. 20. P. 43-52; Debono F. La basilique et le monastère de st. Pachôme: (Fouilles de l " Inst. Pontifical d " Archéologie Chrétienne, à Faou-el-Qibli, Haute-Égypte - Jan., 1968)//BIFAO. 1970. Vol. 70. P. 191-221; Wipszycka E. Les confréries dans la vie religieuse de l " Égypte chrétienne//Proc. of the 12th Intern. Congr. of Papyrology/Ed. D. H. Samuel. Toronto, 1970. P. 511-525; eadem. Les terres de la congrégation pachômienne dans une liste de payments pour les apora//Le monde grec: Pensée, littérature, histoire, documents: Hommage à C. Préaux/Ed. J. Bingen et al. Brux., 1975. P. 625-636; eadem. The Nag Hammadi Library and the Monks: A Papyrologist " s Point of View//J. of Juristic Papyrology. N. Y. etc., 2000. Vol. 30. P. 179-191; Young D. W. The Milieu of Nag Hammadi: Some Historical Considerations//VChr. 1970. Vol. 24. P. 127-137; Ruppert F. Das pachomianische Mönchtum und die Anfänge klösterlichen Gehorsams. Münsterschwarzach, 1971; V ogüé A., de. La Vie arabe de st. Pachôme et ses deux sources présumées//AnBoll. 1973. Vol. 91. N 3/4. P. 379-390; idem. Le nom du supérieur de monastère dans la Règle pachômienne// Idem. De st. Pachôme à Jean Cassien: Études littéraires et doctrinales sur le monachisme égyptien à ses débuts. R., 1996. P. 71-77. (StAnselm; 120); idem. Les noms de la porte et du portier dans la Règle de St. Pachôme//Ibid. P. 157-159; Robinson J. M. The First Season of the Nag Hammadi Excavation: 27 Nov.- 19 Dec. 1975//Göttinger Miszellen. 1976. Bd. 22. S. 71-79; idem. Introd.//The Nag Hammadi Library in English. Leiden, 19842. P. 1-25; Chadwick H. The Domestication of Gnosis//The Rediscovery of Gnosticism: Proc. of the Intern. Conf. on Gnosticism, March 28-31, 1978. Leiden, 1980. Vol. 1: The School of Valentinus/Ed. B. Layton. P. 3-16; idem. Pachomios and the Idea of Sanctity//The Byzantine Saint: Univ. of Birmingham. 14th Spring Symposium of Byzantine Studies/Ed.

http://pravenc.ru/text/Пахомий ...

30 июля 1968 г. А. был назначен епископом Филадельфийским, викарием Нью-Йоркской епархии. На этом посту помогал Патриаршему экзарху Сев. и Юж. Америки, архиеп. Нью-Йоркскому и Алеутскому Ионафану (Кополовичу) в управлении епархией и в осуществлении процесса восстановления канонических отношений между РПЦ и Русской Православной греко-кафолической Церковью в Америке ( Митрополичьим округом ) после дарования ей автокефалии. А. продолжал богословские и литургические исследования, чтение лекций, в т. ч. в католич. ун-тах Нью-Йорка и Вашингтона. 5 апр. 1970 г. Патриарх Алексий I возвел А. в сан архиепископа с правом ношения креста на клобуке. 10 апр. 1970 г. Патриарх Алексий I и Свящ. Синод даровали автокефалию Православной Церкви в Америке . Был упразднен Патриарший экзархат Сев. и Юж. Америки и образован Патриарший экзархат Центр. и Юж. Америки. А. поручили временное управление приходами в Мексике. 11 авг. 1970 г. Свящ. Синод под председательством Патриаршего Местоблюстителя митр. Крутицкого и Коломенского Пимена (Извекова) освободил А. от управления приходами в Мексике и поручил, изучив состояние церковных дел в Сев. Германии, представить доклад с предложениями об определении ему соответствующего титула и постоянной резиденции в Сев. Германии. По предложению А. 1 дек. 1970 г. ему был присвоен титул - архиепископ Северогерманский. 24 февр. 1971 г. Свящ. Синод образовал на территории ФРГ Дюссельдорфскую епархию и определил А. впредь именоваться архиепископом Дюссельдорфским. В мае - июне 1971 г. А. представлял свою епархию на Поместном Соборе РПЦ, избравшем Патриархом Московским и всея Руси Пимена (Извекова). 25 мая 1975 г. с участием Патриаршего экзарха Средней Европы архиеп. Берлинского и Германского Филарета (Вахромеева) А. открыл в Дюссельдорфе епархиальный центр, разместившийся в бывш. мон-ре, переданном РПЦ Кёльнской епархией Римско-католич. Церкви. По инициативе А. в его епархиальном центре в 1978-1980 гг. проходили межконфессиональные встречи, на к-рых обсуждались богословские, литургические, патрологические, экуменические и др. вопросы. Своей деятельностью в Дюссельдорфской епархии А. показал образец канонической принципиальности, имевшей особое значение для приходов РПЦ в странах, где существовал церковный раскол. Принимая деятельное участие в межправосл. и межконфессиональном сотрудничестве в ФРГ, А. продолжал богословские и литургические исследования. Вступив в управление епархией уже в преклонном возрасте, А. показал пример самоотверженного архипастырского служения. При образовании епархии на ее территории существовал 1 приход с единственным священником юрисдикции РПЦ, к кон. 70-х гг. существовало 4 прихода, в т. ч. в епархиальном центре, к-рые окормляли уже 3 священника и 1 диакон.

http://pravenc.ru/text/64648.html

272 Constance Tarasar and John Erickson, eds., Orthodox America: 1794–1976 (Syosset, N.Y.: Orthodox Church in America, 1975), pp. 183–185. 273 Serafim Surrency, The Quest for Orthodox Church Unity in America (New York: Saints Boris and Gleb Press, 1973), pp. 42–45. 275 «Letter from Archbishop Alexander to Metropolitan Platon, April 10, 1930.» Archives, Greek Orthodox Archdiocese. 278 Letter from Patriarch Alexis of Moscow to Patriarch Athenagoras of Constantinople, August 25,1965, One Church 20:1–3 (1966): 38; «Declaration of Metropolitan Nikodim at the Pan-Orthodox Conference in Geneva,» 9–15 June 1968, One Church 22:5 (1968): 22–23. 290 John Erickson, «Autocephaly in Orthodox Canonical Literature to the Thirteenth Century,» St. Vladimir " s Theological Quarterly 15:1/2 (1971): 28–41. 291 Alexander Schmemann, «A Meaningful Storm,» St. Vladimir " s Theological Quarterly 15:1/2 (1971): 3. 292 See Autocephaly: The Orthodox Church in America (Crestwood, N.Y.: St. Vladimir " s Seminary Press, 1971); Panagiotes Trembellis, The Autocephaly of the Metropolia in America (Brookline, Mass.: Holy Cross Press, 1973); Russian Autocephaly and Orthodoxy in America (New York: Orthodox Observer Press, 1972). 297 George Papaioannou, From Mars Hill to Manhattan (Minneapolis: Light and Life, 1976), pp. 230–238. 298 Archbishop Iakovos, «Address to the Archdiocesan Council, January 23, 1979,» Archives, Greek Orthodox Archdiocese. 299 Archbishop Iakovos, Toward the Decade 1970–1980 (New York: Greek Orthodox Archdiocese, 1970), p. 22. 300 Decisions of the 20th Biennial Clergy-Laity Congress (New York: Greek Orthodox Archdiocese, 1970), p. 55. 302 «Encyclical of Patriarch Athenagoras, September 12, 1970,» Archives, Greek Orthodox Archdiocese; Papaioannou, From Mars Hill to Manhattan, p. 253. 304 Spiro Vryonis, A Brief History of the Greek Orthodox Community of St. George in Memphis (Malibou, Tenn.: Undena, 1982), p. 119. 305 Charter of the Greek Orthodox Archdiocese, November 29,1977 (Brookline, Mass.: Holy Cross Orthodox Press, 1977), p. 2.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-orth...

В 1968 г. была утверждена служба митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (†1978) Всем святым Ярославской епархии (ЖМП. 1969. 1. – Сс. 7–8). Тем самым было расширено значение праздника Всех русских святых и положено начало установлению в последующее время памятей местным, епархиальным соборам святых. Незадолго до кончины Святейшего Патриарха Алексия I (†17 апреля 1970) Церковь совершила канонизацию миссионера-святителя Николая Японского (†1912; пам. 3 февраля). Патриарший Местоблюститель Митрополит Пимен, избранный вскоре Патриархом, писал об этом Константинопольскому Патриарху Афинагору: “Священный Синод Русской Православной Церкви в расширенном заседании 10 апреля 1970 г. заслушал и обсудил доклад Комиссии и, воздав хвалу дивному во святых Богу, определил признать приснопамятного архиепископа Николая – епископа Японии сущим в лике святых, благодатью Божией прославленных, и память его праздновать 3 февраля по старому стилю, в день его блаженной кончины” (ЖМП. 1970. 7. – С. 4). 9 августа 1970 г. Американская Церковь канонизировала преподобного Германа Аляскинского (†1837; пам. 27 июля), а решением Священного Синода от 12 ноября того же года его имя было внесено в Русский Месяцеслов. Таким образом он стал первым святым, внесенным в церковный календарь при Патриархе Пимене. С Американской Церковью связано прославление еще одного святого – святителя Иннокентия (†1879; пам. 31 марта). Поскольку Митрополит Московский Иннокентий был погребен у нас, в Троице-Сергиевой Лавре, то Американская Церковь , памятуя его миссионерские труды на своей канонической территории, обратилась к Русской Церкви с просьбой о канонизации святителя Иннокентия, что и произошло 6 октября 1977 г. (ЖМП. 1977. 12. – С. 3; 1978. 1. – Сс. 2–9). Решением Синода от 21 февраля 1978 г. была утверждена Служба святителю Мелетию Харьковскому, составленная Харьковским Владыкой Никодимом (ЖМП. 1978. 4. – С. 2). А 12 марта того же года в Харьковском кафедральном соборе прошли торжества. На Всенощном бдении автор службы владыка Никодим объявил, что Священный Синод рассмотрел Службу и Акафист святителю Мелетию и благословил “утвердить и благословить их к употреблению во всех церквах Московского Патриархата”. Была отслужена заупокойная лития по святителе Мелетии и в связи с прославлением Святителя вместо “вечной памяти” весь собор “едиными усты и единым сердцем” воспел ему величание. Архиепископ Никодим произнес слово. “Сегодня мы с благоговением чтим священную память новоявленного угодника Божия, иже во святых отца нашего Мелетия, архиепископа Харьковского. Мы молитвенно приобщаемся к торжеству Церкви Небесной, радуясь, что в сонме святых, в земле Российстей просиявших, нам дарован новый предстатель и теплый за нас молитвенник перед Престолом Божиим” (ЖМП. 1979. 4. – Сс. 23–24).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В основном это были дети священнослужителей . К концу 1970-х гг. можно было утверждать, что церковная религиозность охватывала все слои населения. Её воспроизведение и происхождение до сих пор вызывает удивление и не поддаётся рациональному объяснению. При этом власти законодательно запретили Церкви вести миссионерскую и воспитательную работу среди населения. Активная религиозность в 1960–1970-е годы проявлялась естественным и спонтанным путём. В СССР в среде молодёжи было принято скрывать религиозность при поступлении в высшие учебные заведения, при вступлении в комсомол и партию в связи непредсказуемыми последствиями. Последствия эти были разными: увольнение с работы, отчисление из института, разрушение карьеры, выговор по партийной линии. Однако, несмотря на проводимые репрессии, по данным, приведённым протоиереем А. Марченко, в целом по стране в 1955–1957 гг. за богослужением в храмах молодёжь возраста 15–25 лет составляла 5–7%. В праздники Рождества и Пасхи — 6–8%. На Урале показатели достигали 10–15% в Свердловской епархии, 15–16% в Молотовской (Пермской) епархии . В 1960–1970-е годы возник и другой феномен — «неофитский синдром». Он характеризовался тем, что в конце 1950-х годов в основном в среде молодых людей возникла атмосфера свободы, невозможная, казалось бы, в несвободном обществе тоталитарной социалистической системы, и они начали интересоваться Церковью. «Неофитский синдром» имел своеобразные черты, отличавшие его носителей от образа традиционных верующих, выросших в церковной среде. Неофитство характеризовалось обретением веры в результате поиска в период формирования личности и связанными с этим духовными запросами. Необычное явление, воспроизводящее подобное возвращение интеллигенции в Церковь в начале ХХ века, возникло в середине 1960–1970-х гг. в среде образованной молодёжи, воспитанной в нерелигиозных, а подчас и атеистических семьях. Особенностью этого возвращения был протест. Вчерашние интеллигенты, иногда вышедшие из семей партийной номенклатуры, оказавшись внутри церковных стен, по замечанию А.

http://bogoslov.ru/article/6172178

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010