4.«На великий день Воскресения» ( Macomber. 1973. N 40; изд.: Homilies of Mar Narsai. 1970. Vol. 1. P. 479-495; критическое изд. и англ. пер.: Narsai " s Metrical Homilies. 1979. N 4. P. 136-161). 5. «На праздник Вознесения» ( Macomber. 1973. N 45; изд.: Homilies of Mar Narsai. 1970. Vol. 1. P. 546-563; критическое изд. и англ. пер.: Narsai " s Metrical Homilies. 1979. N 5. P. 162-187). Пять указанных выше мемр, которые были изданы Маклаудом (о рукописной традиции см.: McLeod. 1979. P. 13-16; Заболотный. 2016. С. 47-49), представляют собой главные вероучительные тексты Н. В них отразились основные черты строгого дифизитства Антиохийской школы в форме учения Феодора Мопсуестийского. Особенно это касается мемры «На Рождество Господа нашего», к-рая содержит критику александрийской христологии. Из текста мемры следует, что она была написана уже после смерти свт. Кирилла Александрийского и Евтиха, но, по всей видимости, при жизни их непосредственных учеников ( Narsai. De Nativ. 125-129). С большой долей вероятности Н. составил мемру в промежуток времени между сер. 50-х гг. V в. и бегством из Эдессы в Нисибин. В основной части гомилии Н. чередует пассажи, содержащие описание евангельских событий, с полемическими выпадами в отношении своих догматических противников: 1) диалог Пресв. Девы Марии и арх. Гавриила (Ibid. 101-122); 2) полемика (123-186); 3) Рождество Христово, поклонение волхвов (187-388); 4) полемика (389-448); 5) Мария как Матерь второго Адама - Христа (449-479); 6) полемика (480-490). Аналогичную структуру имеют основные части мемр, посвященных Крещению Господню (Богоявлению), а также Страстям Господа: 1) предательство Христа Иудой, моление в Гефсиманском саду (De Pass. 145-264); 2) полемика (265-341); 3) взятие Христа под стражу и Его крестная смерть (342-524); 4) полемика (525-581); 5) Воскресение Христово (582-644); 6) экзегетический фрагмент (645-696); 7) полемика (697-777) (см.: McLeod. 1979. P. 29-30; Заболотный. 2016. С. 49-51). 6. «На Пятидесятницу» ( Macomber. 1973. N 46; изд.: Mingana. 1905. Vol. 2. N 27. P. 72-84; Homilies of Mar Narsai. 1970. Vol. 1. P. 563-581).

http://pravenc.ru/text/2564704.html

О. Георгий Шереметев был священником в этой общине. Его здоровье было слабым; у него были проблемы с сердцем, и он все время боялся, что у него может случиться сердечный приступ во время Литургии. Поэтому он попросил меня совершать богослужения в праздничные дни – например, на Рождество (по старому стилю), когда я был свободен от церковных послушаний в Оксфорде. Так продолжалось до 1970 года. Однажды, когда я приехал в общину служить Литургию в один из будних дней, также туда приехал о. Пантелеимон из Бостона. Он был, очевидно, не рад узнать, что я служил Литургии в этой общине (это было в 1970 году) и сказал мне об этом напрямую. Тогда я ответил ему: «Хорошо. Я не знал, что Вы собирались приехать. Тогда завтра Вы совершайте Литургию для сестер». Он сказал: «Нет, служите Вы! Потому что Вы специально для этого приехали, они Вас пригласили». И он пришел на службу. Он не стал причащаться, но остался до конца. Но в конце он сказал: «Такое дозволяется только как случай крайней икономии, и это не должно продолжаться в дальнейшем». Спустя несколько недель матушка Елизавета получила письмо от митр. Филарета, в котором говорилось следующее: «Было бы лучше, если бы Вы не приглашали о. Каллиста служить в Вашем монастыре столь часто». Он не написал, что она вообще не должна меня приглашать и что мне нельзя дозволять совершать богослужение у них. Но матушка Елизавета сказала (и я с этим согласился), что в письме было ясно выражено нежелание митрополита, чтобы я служил в ее общине. Поэтому мы сочли за лучшее прекратить эту практику. Это все произошло в 1970 году. Я больше не ездил совершать богослужения в этой общине. В 1971 году о. Георгий Шереметев умер, но он не принимал непосредственного участия в решении вопроса о том, следовало ли мне служить там. д.А.: Владыка, в том же году на соборе в Монреале было принято решение о том, чтобы в РПЦЗ принимали только через крещение. Я хотел бы спросить, сыграла ли Ваша книга о Евстратии Аргенти какую-то роль – ведь о. Георгий Граббе был очень впечатлен этой книгой, как я понимаю.

http://bogoslov.ru/article/3884519

«Друг друга тяготы и характеры терпите, как иго Христово!» И будете великими купцами Царствия Божия! Кто моим этим строкам не поверит и улыбнется, того отдаю на суд Богоматери – игумении храма. Мир вам, мир и паки реку мир! Церковный совет совместно со старостой все решают, что им передано в послушание архиерейским Собором. Вот мое увещевание, как младым детям! Сейте Божию Премудрость и Бог будет с вами! Иосиф, Митрополит Алма-Атинский и Казахстанский. 17 августа 1970 г. Дорогая м. Вера! Вера молодая и Вера старая – должны в мире и любви хранить заветы своего отца-архимандрита! Если в священном алтаре где-нибудь нет лада, где «старинка и новинка» мира не имеют, конечно, там уже нет Христа посреди их. (Златоуст, 8 том) Если мир и любовь облобызаются – там и Сам Бог посреди их. М.И. Ужасы пламени неугасимого огня, пока неиспытывал я! Но страсти холода уже немножечко пришлось вкусить! М. Иосиф. 1970 г. Честнейший о. Александр. С приветом! С приветом из юбилейной Алма-Аты! Переживали красоту настоящего казахстанского юбилея и немного горечи имели и имеем о неполадках у вас «между старыми и малыми» – вот этого-то еще не хватало – вашим собратьям не знать рекомендацию святую апостола верховного: «Друг друга характеры терпите», – и будете крестоносцами и Богу Христу своими! Похлопочите и помирите и докажите им!!! Я добиваюсь вам утраченные права с уходом о. Леонида! О горе мне со стариками и малышами! Вы поняли меня? Прошу помолиться и понять. Мир и ура! Ура и мир! Алма-Ата. Алма-атинский Ата. 31 августа 1970 г. Епархия ничего не слыхала о ваших церковных собраниях и переворотах дворцовых! Да есть ли бумага на сей предмет?! О. настоятель! С приветом из Алма-Аты! С приветом и новым послушанием. Мы ждали вашего рапорта о вступлении в новыя обязанности. И поныне ждем! А насчет диакона о. Валентина – присмотритесь сами и, как сказать, договоритесь о держании себя и своих нервов! Недаром же у всех нас сетка нервов, окутавшая нас! Пожалуйста, с Валентином – все возможное, а невозможное – пишите мне. Сами пишите! После Валентина в ваш храм диакона больше уже не ждать и на «своих» не надеяться... «Свои» – уже термин не модный в практике и жизни!

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Цит. по: Васильева О.Ю. Поместный Собор 1971 г.: вопросы и размышления. С. 183-184. ОПРЕДЕЛЕНИЯ СВЯЩЕННОГО СИНОДА // ЖМП. 1970. 1. Журнал Совета МДА. 8. 15.04.1970. С. 29. Козлов Иоанн Стефанович Профессор-протоиерей (1887-1971) 25 марта 1911 г. рукоположен во иерея. С 1911 по 1915 гг. он состоял священником-миссионером Олонецкой епархии. В 1915-1918 гг. свящ. И. Козлов обучался в МДА. Служил в московском храме Флора и Лавра на Зацепе (1927-1933). В 1948 г. он возобновил священнослужение, будучи принят в Ташкентскую епархию к храму Всех Святых г. Андижана. С 1949 г. преподавал в ЛДА , став в 1956 г. профессором. В том же году перешел в МДА. Летом 1971 г. вышел на пенсию. Журнал 15.04.1970. С. 26-27. Якунин В.Н. Положение и деятельность Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны. Самара, 2001. С. 248. Голубцов В., свящ. Русская православная диаспора во второй половине XX века. Дисс…канд. богосл. Сергиев Посад, 2000. С. 148. Шкаровский М. В. Санкт-Петербургские (Ленинградские) Духовные школы во 2-й половине XX — начале XXI века // Вестник церковной истории. М., 2008. 4(12). С. 186. Васильева О.Ю. Поместный Собор 1971 г.: вопросы и размышления. С. 175. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 7. Д. 169. Л. 12. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 7. Д. 169. Л. 11. Комментарии ( 13): Непомнящих Игорь, Алма-ата 16 октября 2009г. 07:12 Есть и иные воспоминания о жизни владыки, имеющие отношение к идущим дискуссиям на этом сайте: " Я как-то спрашиваю его : " Владыко, Вы написали, что Воплощение Сына Божия было, конечно, громадным событием, но только с момента октябрьской революции оно стало осуществляться в жизни, имело последствия, стало действительностью " . Митрополит Никодим чуть не вскочил. " Не может быть! – воскликнул он. – Я не такой дурак, чтобы написать это! " Потом, промолчав мгновение, добавил: " Да, я, конечно, дурак, но все же не до такой степени! " (Архиепископ Николай Кривошеин " Воспоминания " (Нижний Новгород, 1998. С. 328-359). Ответить священник Михаил Капчиц, Байонн, США 16 октября 2009г.

http://bogoslov.ru/article/485916

Экзархат Московской Патриархии в Северной Америке, несмотря на громкое название, был крайне малочислен, находился в состоянии тяжелого кризиса и не мог претендовать на то, чтобы стать основой будущей Американской Церкви. Прекрасно понимая это, московская церковная власть пыталась избавиться от своих приходов в США, как бесперспективных. При этом окончательно уходить из Америки Русская Церковь не планировала, к тому же этого никогда не позволила бы ей коммунистическая власть. Поэтому большое представительство в Нью-Йорке было решено оставить. Главная же причина предоставления автокефалии Североамериканской митрополии была напрямую связана с противостоянием между Русской и Константинопольской Церквами. Неопределенность политики Вселенского Престола, вызванная его тяжелым положением, с одной стороны, подтолкнула Североамериканскую митрополию к Московскому Патриархату. С другой стороны, как только Константинополь начал претендовать на создание своей собственной единой Церкви в Америке, Московский Патриархат стал ускоренными темпами решать вопрос американской автокефалии, забыв все прежние разногласия .   Список литературы   Об Автокефалии Русской Православной Греко-Кафолической Церкви Америки (Митрополичий округ) и автономии Японской Православной Церкви//ЖМП. 1970. 6; Об учреждении Автокефальной Православной Церкви в Америке. Послание Местоблюстителя Московского Патриаршего Престола Митрополита Крутицкого и Коломенского Пимена Святейшему Афинагору, Архиепископу Константинополя – Нового Рима и Вселенскому Патриарху//ЖМП. 1970. 7; Переписка иерархов в связи с Автокефалией Американской Православной Церкви//ЖМП. 1970. 9 Orthodox America 1794 – 1976. Development of the Orthodox Church in America. New-York. 1975. P. 261 – 264; Русско-Американский Православный вестник. 1967. 2. С. 17 – 21. См.: Следственное дело Патриарха Тихона. М., 2000. С. 401. Распоряжение Патриарха Тихона об увольнении митрополита Платона в 1924 г. не было принято Североамериканской митрополией по ряду причин – в Америку не был назначен преемник, которому можно было бы передать дела, указ появился под явным давлением коммунистической власти. Есть сведения о частном письме Патриарха Тихона, которое предписывало митрополиту Платону не оставлять Америку (См. Архивы Кремля. Политбюро и Церковь 1922 – 1925 гг. М. - Новосибирск, 1998.. Кн. 2. С. 514).

http://bogoslov.ru/article/5067273

Вселенский Патриарх не замедлил дать ответ (от 9 сентября 1970 г.) на послания Патриаршего Местоблюстителя Митрополита Пимена от 22 июня 1970 г. (извещение об утверждении Автокефальной Православной Церкви в Америке) и от 10 августа того же года. В своем ответе он отстаивает прежние позиции Константинопольского престола и обвиняет нашу Церковь в том, что она, сохранив в своей юрисдикции группы приходов в США и Канаде, будто бы поступила вопреки необходимости, нарушила канонический порядок и тем самым создала там новую аномалию. В послании Патриарха содержится отрицательная реакция и на законное провозглашение автономии Японской Православной Церкви нашим Патриархатом. Митрополит Пимен вынужден был еще раз сказать от лица Русской Православной Церкви свое слово. В послании от 14 января 1971 г. он отклонил доводы Константинопольского Патриарха ссылкой на Патриаршее и Синодальное деяние от 10 апреля 1970 г., где ясно отображены и обоснованы причины предпринятых шагов . «К тому же, — продолжает Патриарший Местоблюститель, — история Святой Православной Церкви, и мы с Вами, Ваше Святейшество, это должны знать, имеет достаточно примеров существования на территории, на которой расположена одна Поместная Православная Церковь, учреждений другой Поместной Православной Церкви. К тому же это деяние является результатом соглашения между Русской Православной Церковью и Автокефальной Православной Церковью в Америке и — мы твердо уверены в этом — ничем не затрагивает и не может затронуть интересы в США и Канаде других Поместных Православных Церквей». В отношении Православной Церкви в Японии отмечается, что она является детищем нашей Церкви, «и устроение ее на началах автономии исполнено в полном соответствии со священными канонами и обычаями Святого Православия». Патриарший Местоблюститель заявил, что Московская Церковь будет решительно отстаивать законность дарования автокефалии Русской Православной Греко- Кафолической Церкви в Америке и вместе с тем выразил надежду, что в свое время и Константинопольский престол вступит с ней в братское общение. «Мы, — говорится в послании, —не видим в настоящее время основания для продолжения полемики между нашими Патриархатами по вопросу автокефалии Православной Церкви в Америке, ибо дальнейшая дискуссия может повлечь за собой лишь новые огорчения и внести в наши отношения элемент, чуждый братской любви» .

http://sedmitza.ru/lib/text/441228/

Глава 6. Служение в Московской Епархии Дар пастыря Богу – души, очищенные им от скверны. Преподобный Иоанн Лествичник Село Ванилово В 1970 году митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен предложил выпускнику Духовной академии отцу Владимиру Недосекину место настоятеля в храме Иоанна Воина на Якиманке, что напротив французского посольства в Москве. Любой священник с радостью согласился бы на этот приход в самом центре Москвы. Но отец Владимир не тотчас дал ответ митрополиту Пимену, а поехал к матушке и сообщил ей о предложении владыки. Посоветовавшись, они решили просить место где-нибудь «на земле», то есть не в пыльной и суетной Москве, а, как уже привыкли, в провинции. Митрополит Пимен выслушал это пожелание спокойно, сказав, что на днях видел владыку Иоанна (Вендланда) , который отца Владимира очень хвалил, и обещал, что подыщет «красивое место на природе». Служение в Московской епархии, которой отец Владимир отдал 41 год своей жизни, началось 29 июня 1970 года с Георгиевского храма села Ванилово Воскресенского района 84 . Но в Георгиевской церкви села Ванилова отец Владимир прослужил настоятелем немногим более трех месяцев. Жить с семьей было негде, и он находился в разлуке с родными, которые оставались в Загорске. В это время старшей, Ольге, исполнилось 16 лет, Николаю – 14, Павлу – 12 лет, маленькой Елене, родившейся в селе Вашка, – 5 лет. Отец Владимир 1 сентября 1970 года пишет прошение на имя Патриаршего Местоблюстителя Высокопреосвященнейшего Пимена, митрополита Крутицкого и Коломенского: «...Не противясь Промыслу Божию о мне, я принял от Вас послушание своего пастырского служения с надеждой, что Господь все устроит во благо. Моя семья состоит из 6 человек... Кроме общеобразовательной школы дети учатся в медицинском техникуме, музыкальной и художественной школах. Жена, по состоянию здоровья, без моей помощи в воспитании детей обойтись не может. В Загорске у нас свой дом, а в с. Ванилово мне приходится ездить одному, там школ и дома нет. Все это не дает возможности для нормальной жизни в семье, а хочется дать детям должное образование. Смиренно полагаюсь на Вашу Архипастырскую милость. Нижайший послушник протоиерей Владимир Митрополит Крутицкий Недосекин» 85 . Нелегкое служение в Гребнево

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

После его смерти скит оставался заброшенным до 1992 г. и потом был заселен греками. 196 Схиархимандрит Евгений (Жуков) (?–1972) – настоятель скита Архистратига Михаила. До революции поехал на богомолье в Иерусалим и на обратном пути, в 1905 г., остался на Афоне, где принял постриг и священный сан. В 1914 г. выехал на родину похоронить мать и остался в России. Служил на Кубани, затем был в заключении. В 1936 г. вновь вернулся на Афон. Являлся духовным сыном прп. Силуана Афонского . 197 Келья святителя Николая («Белозерка») Хиландарского монастыря. В 1968 г. умер последний настоятель «Белозерки» – иеродиакон Иоаникий, и келья со всеми постройками перешла во владение к грекам. 199 Архимандрит Авель (Македонов Николай Николаевич) (1927–2006). Прибыл на Афон в составе группы русских монахов в 1970 г. В 1975 г. был избран игуменом Свято-Пантелеимонова монастыря. В 1978 году, в связи с болезнью, вернулся на Родину. В 1989–2004 гг. был наместником Иоанно-Богословского монастыря под Рязанью. 200 Отец Виссарион (Великий-Остапенко) – прибыл на Афон в марте 1970 г. вместе с архим. Авелем (Македоновым). В настоящее время – архимандрит, духовник Троице-Сергиевой лавры. 201 Иеромонах Ипполит (Халин Сергей Иванович) (1928–2002). В 1959 г. принял монашеский постриг в Псково-Печерском монастыре. Был в числе 4-х монахов Псково-Печерского монастыря, приехавших на Афон в июле 1966 г. Пробыл на Афоне 18 лет и в 1983 г. возвратился в Россию, в Печерский монастырь. С 1986 г. служил в храмах Курской епархии. В 1991–2002 гг. – настоятель Рыльского монастыря. 202 Кандидатура архимандрита Авеля (Македонова) не была утверждена Священным Кинотом, т.к. он к тому времени ещё не пробыл на Афоне 6-ти лет, которые положены для возможности последующего избрания в игумены. 203 Иеромонах Гавриил (Аегач Георгий Васильевич; 1901–1977). Впоследствии архимандрит. На Афоне с 1924 г. В 1926 г. пострижен в мантию. Игумен Свято-Пантелеимонова монастыря в 1971–1975 гг. 204 Имеется в виду Постановление Священного Синода Русской Православной Церкви от 25.04.1969 г., а также совместное заявление Болгарского Патриарха Кирилла и Местоблюстителя Московского Патриаршего Престола митрополита Крутицкого и Коломенского Пимена от 08.06.1970 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

В 60-е годы из жизни ушли выдающиеся иерархи: митрополиты Гурий (Егоров; +1965), Иоанн (Соколов; +1968), Мануил (Лемешевский; +1968), Нестор (Анисимов; +1962), архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий; +1961), епископ Афанасий (Сахаров; +1962). В это же десятилетие были хиротонисаны во епископы: Никодим (Ротов) - в 1960 году, Кассиан (Ярославский), Алексий (Ридигер; ныне Патриарх Московский и всея Руси), Николай (Кутепов) - в 1961 году, Серафим (Никитин) - в 1962 году, Антоний (Мельников) - в 1964 году, Владимир (Сабодан) и Ювеналий (Поярков) - в 1966 году. 10 апреля 1970 года Патриарх Алексий I вместе с членами Синода подписал томос, которым дарована была автокефалия Православной Церкви в Америке, называвшейся до тех пор Греко-Православной католической Церковью в Америке, или по-другому - «митрополичьим округом», выросшим из миссионерской Алеутской и Аляскинской епархии. Соглашение о нормализации отношений с Американской Церковью было подписано 31 марта митрополитом Никодимом и митрополитом всей Америки и Канады Иринеем. Московская Патриархия тогда же нормализовала отношения с Японской Церковью, которая в послевоенные годы оказалась незаконным образом в юрисдикции Американского «митрополичьего округа», даровавшего ей автокефалию. С иерархий Американской и Японской Церквей сняты были запрещения, тяготевшие над ними. На заседании 10 апреля 1970 года Священный Синод причислил к лику святых просветителя Японии - равноапостольного Николая (Касаткина). Устроение канонически правильных отношений Московского Патриархата с Американской и Японской Церквами явилось последним первосвятительским деянием Патриарха Алексия. Жизнь великого старца, перешагнувшего за 90-летний рубеж, угасала. После праздника Сретения, 15 февраля, Святейший Патриарх перенес инфаркт. Последние дни своей земной жизни он провел в загородной резиденции в селе Лукине. 17 апреля, зная о приближении смерти, Патриарх продолжал работать: последнего посетителя он принимает за 19 минут до кончины. В 21 час 49 минут сердце Святейшего Патриарха остановилось. Возле одра Святейшего находились дежурный врач и его личный секретарь Остапов.

http://sedmitza.ru/lib/text/440010/

С назначением митрополита Никодима на Ленинградскую кафедру вторую жизнь обрели духовные школы города на Неве, которые власти в начале 1960-х годов всеми мерами вели к «самоликвидации». Ленинградская духовная академия стала широко известна во всем православном мире. Достаточно лишь перечислить имена предстоятелей Автокефальных и Автономных Православных Церквей, которые по приглашению владыки Никодима посещали ее как в актовые дни, так и в учебное время: митрополит Пражский и всея Чехословакии Дорофей (1965), Патриарх Румынский Юстиниан (1966), Патриарх Иерусалимский Венедикт (1968), Патриарх Болгарский Кирилл (1968), Католикос-Патриархи всей Грузии Ефрем II (1970) и Илия II (1978), Патриарх Сербский Герман (1974), Архиепископ Карельский, митрополит всей Финляндии Павел (1975)... Через Ленинградскую духовную академию и ее храм митрополит постоянно пополнял дружину русского монашества, причем обряд пострижения неукоснительно исполнял сам. Еще в сане архимандрита, в далеком 1959 году, он специально приехал из Москвы, чтобы постричь в монахи студента Академии Владимира Пояркова, своего бывшего прихожанина по Ярославлю, – ныне здравствующего митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. Неоценима личная заслуга Владыки Никодима в спасении русского Афона. Именно он своими настойчивыми усилиями много лет добивался и добился-таки возможности начать пополнение численно оскудевшей с 1917 года братии русского Свято-Пантелеимоновского монастыря на Святой Горе иноками из монастырей Русской Православной Церкви. Митрополит Никодим предпринял все возможное и для преодоления накопившихся за десятилетия канонических проблем в отношениях между Матерью – Русской Православной Церковью и Русской Православной греко-кафолической Церковью в Америке («Митрополичий округ»). Благодаря его личному участию в переговорах с епископами и богословами «Митрополичьего округа» была открыта дорога к дарованию 10 апреля 1970 года автокефалии Русской Православной греко-кафолической Церкви в Америке, ныне Автокефальной Православной Церкви в Америке. Столь же значительны заслуги митрополита Никодима в подготовке и провозглашении 10 апреля 1970 года автономии Православной Японской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010