Греч. Жития И. В. и служба ему неск. раз издавались в Венеции (1690, 1774, 1858), а в 1741-1742 гг. были включены в сборник греч. житий святых и служб им, особо чтимым в Охридской архиепископии, и изданы типографией в Мосхополе (Воскопое). Служба святому и даже отдельные песнопения во имя И. В. неизвестны до издания 1690 г., к-рое содержит: службу с великой и малой вечернями и утреней с 2 анонимными канонами; стихи, написанные автором Жития Космой, митр. Китийским; стихотворные статьи Феодора Хаджифилиппиди; канон молебный ( Снегаров. 1932. С. 351; Острогорски. 1970. С. 162-163). Церковнослав. перевод службы был издан с нек-рыми исправлениями (Венеция, 1802) стараниями хиландарских проигуменов Луки и Парфения на средства торговца из Триеста Ф. Мекши. Позже этот перевод был включен в 3-е изд. «Сербляка» (Белград, 1861). Иконография Древнейшими известными изображениями И. В. являются гравюры в 1-м венецианском издании Жития и службы: здесь, как и в позднейших изданиях, помещены изображения святого в рост (Л. 3 об.) и его мощей в раке с 2 лампадами по сторонам (Л. 33). На 1-й гравюре И. В. изображен в царских одеждах и короне (как и на 2-й гравюре), попирающим лежащий меч, с крестом, со скипетром и с пальмовой ветвью в правой руке и с коронованной отсеченной головой в левой; внизу напечатан стих ( Снегаров. 1932. С. 351; Острогорски. 1970. С. 162). Данная иконография сложилась, возможно, под влиянием поствизант. (итало-критской) иконографии вмч. Георгия Победоносца с усекновенной головой в руках, известной с рубежа XV и XVI вв. (см.: Овчинникова Е. С. Икона «Георгий с отсеченной головой» в собрании Московского Исторического музея//Византия: Сб. в честь В. Н. Лазарева. С. 164-171). Венецианское издание Жития И. В. послужило лит. основой его греч. иконы кон. XVII (?) - 1-й пол. XVIII в. с неск. клеймами, находящейся в мон-ре вмц. Екатерины на Синае и написанной в обители или для нее (см.: Бенешевич В. Н. Памятники Синая археологические и палеографические. Petropolis, 1925. Вып. 1. Табл. 25; Острогорски. 1970. Вклейка между страницами 160 и 161). Синайская икона (23,6×17 см) состоит из 2 регистров: в верхнем помещена композиция «Богоматерь Неопалимая Купина» с предстоящими прор. Моисеем и вмц. Екатериной на фоне Синайской горы, в нижнем - изображение И. В. в царской короне, с крестом в правой руке, верхом на коне, с саблей на боку. Фигуру святого фланкируют 2 житийных клейма меньшего размера: справа - сцена убиения И. В. (видны изображения святого на коне и его жены, а фигура убийцы практически неразличима), слева - обезглавленная фигура князя на коне (голова в руках). Изображения сопровождаются стихотворными греч. подписями, восходящими к венецианскому изданию.

http://pravenc.ru/text/469846.html

  –  Почему Вы решили стать профессиональным теологом? – Мне кажется, я уже ответил на этот вопрос. Я верю, что христианство является истиной, а так как у меня академический склад ума, я не могу игнорировать то, что считаю фундаментально истинной позицией. Думаю, что вопрос об истинности христианства слишком долго игнорировали и что оно не сможет выжить без отстаивания этой истинности.   –  Кто повлиял и все еще влияет на Ваше богословие и философию? Кто Ваш любимый богослов или философ? Какие книги Вы читаете для личного вдохновения и профессионального роста? – Оглядываясь назад, я думаю, что у меня было несколько вдохновений. В детстве, в Глостершире, я был увлечен идеей о том, что у всего есть прошлое, идеей мифа, платоновскими «идеями» (о которых случайно услышал) и Евангелием от Иоанна, особенно его первыми стихами. Позже я полюбил произведения Толкиена и К.С. Льюиса, Чарльза Уильямса и Оуэна Барфилда. Я чувствовал, да и сейчас в этом не сомневаюсь, что им удалось обнаружить новые стороны христианства, новый способ вернуть ему очарование. На меня также произвели большое впечатление произведения Уильяма Блейка, которым интересовался мой отец. Долгое время я не мог примирить радикализм Блейка с консерватизмом «инклингов», хотя сейчас думаю, что это вполне возможно. В конце 1960-х и в 1970-е в моей жизни был период, когда я был увлечен пантеизмом, синкретизмом и эзотерикой. (Кстати, теперь я думаю, вопреки распространенному мнению, что в «эзотерике» немало того, что близко к ортодоксии.) Только после моего второго года в Уэсткотт Хаусе я стал более ортодоксальным в своих взглядах. Это произошло в результате нескольких событий. Во-первых, после встречи с моей будущей женой, Элисон Легг, которая принадлежала к англо-католикам, во-вторых, под влиянием моего учителя Роуэна Уильямса, а также чтения Гадамера (как это ни удивительно) и фон Бальтазара. Я всегда пытался понять, почему естественная теология нуждается в откровении. Теперь я вижу, что третий термин – это история, что истина открывается во времени как событие и что история является посредником между природой и благодатью.

http://bogoslov.ru/article/3647180

Потому что Рублев тоже писал свою «Троицу» не на пустом месте - до него тоже писали «Троицы», а он создал свой шедевр. Нынешние мастера имеют возможность проявиться, создавать новые шедевры – не надо при этом грабить музеи. В.ЛЕГОЙДА: Никто не грабит. Т.ШУМОВА: Да, я понимаю. В.ЛЕГОЙДА: Мне больше нечего сказать - во всем остальном готов согласиться. Может быть, если позволите, маленький момент - во-первых, еще раз позвольте вам сказать «спасибо» – поверьте мне, что это не пустые слова. Поверьте мне, что я говорю это не потому, что меня так хорошо воспитывали и учили в дипломатическом вузе. Поверьте, мы искренне признательны - я уверен, что любой верующий человек, который с трепетом и благоговением относится к иконе, не может не поклониться вам в землю – за то, что вы сделали, - поверьте, это так. Проблемы есть везде - есть, наверное, плохие верующие, есть плохие музейные работники – не будем считаться, что касается списков, вы правы. Единственное, я не думаю, что это вещи альтернативные. Потому что вы прекрасно знаете как специалист, и я думаю, что лучше меня знаете, особое отношение к конкретной святыне. Понятно, что список есть список, он может быть намолен, - вроде бы церковное слово «давайте намолим следующую икону» - как-то уже это безумно режет слух и хочется плакать. Но понятно, что есть особое отношение к святыне, и как мы взвесим с вами стремление специалиста, который хочет увидеть в том виде и свете, как это может быть в музее, или стремление верующего, который хочет перед этой иконой поклониться? Думаю, что выход только один в этих случаях это храм-музей, - о чем я уже говорил. Я думаю, что это очень хороший выход. Я думаю, что это правильная практика, которую надо развивать. Т.ШУМОВА: Можно попробовать посмотреть, что такое храм-музей, но маленькое дополнение - я вступила в «Оружейную палату» в застойные 80-90-е годы, - в этот период была там, и видела, как люди замирали – обыкновенные люди, посетители, замирали в Третьяковской галерее, и в Оружейных храмах и соборах, - когда им нужно было помолиться. Никто их не брал за руку, никто их не выводил из залов – это допустимо. То есть, настоящая икона, попавшая в музей, не закрыта от верующего. В.ЛЕГОЙДА: Я с вами согласен, но, к сожалению, не все согласятся с нами. Потому что я помню – мой учитель и близкий друг, Юрий Павлович Вяземский, думаю, хорошо известный нашим радиослушателям, писатель, - когда мы обсуждали эту тему, публично, он сказал: я не могу физически перекреститься в музее. Я думаю, что он не один такой во всей Вселенной.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Шишкин (Шишкин 1970, с. 159–165), однако его наблюдения сводятся лишь к общим местам. Появившаяся недавно статья свящ. К. Буфеева «Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века» (Буфеев 1999) основывается на общеизвестных материалах и не решает поставленную задачу. 261 Подступами к этой работе являются Рослов 1994, Левитин и Шавров 1996, а также Шишкин 1970, Шкаровский 1999, Сергий 1964, Мануил обн. Очерки истории обновленчества содержатся также в общих работах по истории Русской Церкви (ИРЦ IX, Данилушкин 1997, с. 224–263, Поспеловский 1997, с. 62–102 и др.). 262 Так, А.А. Шишкин (1970) пользовался материалами Казанского епархиального управления, М.В. Шкаровский (Шкаровский 1995а, 1999) – Петроградского епархиального управления. В нашей работе используются материалы обновленческого Московского епархиального управления (ЦИАМ, ф. 2303, оп. I). 263 Здесь незаменимыми оказываются подготовленные Н. Н. Покровским и С.Г. Петровым материалы фонда Политбюро за 1922–1925 гг. (ЛК I-II) и посвященная взаимоотношениям Церкви и власти книга Н.А. Кривовой (Кривова 1997), а также материалы следственного дела Патриарха Тихона (Следственное дело 2000). 264 См., например, Введенский 1922, Введенский 1923, а также многочисленные статьи в обновленческой периодике. Эту мысль хорошо сформулировал активный участник обновленческого движения Б.В. Титлинов, в прошлом один из членов Собора: «Созванный в 1917 г. Церковный Собор в Москве оказался консервативным, и деятели церковного обновления на нем – в реакционном окружении» (Титлинов 1923, с. 48). «Оставалось одно – взять в свои руки церковную власть, – хотя бы путем революционным, и попробовать пойти путем революционным, продолжив прерванное Собором 1917–1918 гг. дело церковной революции. Внешние условия делали как раз такой исход возможным, так как сама революционная власть готова была поддержать, хотя и чуждое ей по существу, церковное начинание» (Титлинов 1923, с. 64). Аналогичную позицию занимает обновленческий синод в своем «Обращении архипастырям и пастырям Российской православной церкви» от 3 сентября 1924 г.: «Вспомните епархиальные съезды в период времени 1905 по 1917 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Со временем наши пути разошлись, хотя мы никогда не теряли друг друга из вида. Он учился в Университете Коннектикута и вскоре после окончания поступил в Свято-Владимирскую семинарию и окончил ее в 1965 году. Он проявлял особый интерес к каноническому праву, и, думаю, профессор готовил его на свое место. Спустя несколько лет он получил и вторую степень – магистра богословия (1970) от Свято-Владимирской семинарии. Наши пути вновь пересеклись, когда Георгий учился в Университете Хофстры на магистра искусств (1970), где я преподавал. Он так жаждал знаний, что получил две магистерские степени! Он никогда не переставал учиться, писал на протяжении всей своей жизни. В 1960-е годы, когда мои родители жили в Стэмфорде, он продолжал быть у них частым гостем, а позднее, когда маму госпитализировали с раком, часто навещал ее в больнице. Был он у ее постели, и когда она скончалась (кстати, мой зять, врач, находился подле владыки в его резиденции в Стейтн-Айленде, штат Нью-Йорк, во время первого его сердечного приступа). Я говорю об этом, чтобы показать, каким милосердным, добрым, внимательным и щедрым был архиепископ Григорий. Он в прямом смысле мог снять свою рубашку и отдать ее другому, если тот нуждался. Ситка Он любил людей, живших на Аляске, и они любили его. Он реорганизовал и укрепил Свято-Германовскую семинарию, оживил всю епархию. И нам рассказывал невероятные истории о том, как на самолете, лодке или санях пытался добраться в удаленнейшие уголки, к некоторым прихожанам, которые не видели священника десятилетиями, а епископа никогда. Когда он приезжал из Аляски в США, то часто останавливался у нас. Однажды он привез с собой чудотворную икону Ситкинской Божией Матери. Это была большая честь для нас! Мы с женой очень сожалеем, что не откликнулись на приглашения владыки посетить его на Аляске. Дружба с ним была благословением моим родителям, братьям, а позже моей собственной семье. Последовательный приверженец Православия Джеффри Макдональд , профессор богословия Богословской академии Воскресения Христова в Шен Влаш (Албания):

http://ruskline.ru/opp/2021/04/16/bog__b...

Хотя режим Смита декларировал отделение Церкви от гос-ва, утверждал наличие в стране свободы совести, но реально деятельность религ. сообществ, выражение религ. взглядов, свобода собраний были жестко ограничены. В 1964-1971 гг. 13 миссионеров были высланы из страны, в их числе глава Объединенной методистской церкви еп. Ральф Додж. Напряженность между религ. орг-циями и гос-вом усилилась в 1970 г., после принятия новой конституции, согласно принципу расовой сегрегации закреплявшей права на 45 млн акров лучшей земли за немногочисленными белыми землевладельцами, оставляя африкан. большинству примерно такое же количество хозяйственно непригодной земли. После вступления в силу Конституции от 2 марта 1970 г. католич. епископы в пастырском послании от 17 марта того же года пригрозили гражданским неповиновением. В совместном заявлении от 18 апр. их поддержали главы 16 протестант. церквей, среди к-рых были представители Армии спасения, методистских, лютеран., баптист. общин, а также африкан. конгрегаций реформатских церквей. Наибольшие споры вызывал «Акт о землевладении», к-рый узаконил расовую изоляцию и в религ. сфере. 29 апр. ККЕ Юж. Родезии сделала офиц. заявление, что скорее Церковь закроет католические частные школы, предназначенные преимущественно для белых детей, чем согласится с законом, запрещающим посещение африканцами этих школ. В сент. 1970 г. главы 11 деноминаций, представлявшие ККЕ, ЕСЗ, ЗХС, приняли совместное заявление о несогласии с «Актом о землевладении». Правительство пошло на компромисс с церквами, в т. ч. и с католической, разрешив африкан. детям продолжать посещать католич. частные школы, расположенные в европ. анклавах, с тем условием, что общее количество африканцев составит не более 6% от всего числа учащихся. После янв. 1971 г., когда правительством был обнародован указ о том, что 5% зарплаты учителей должны выплачивать африкан. родители, уже значительно обремененные различными расходами на учебу, все церковные орг-ции, за исключением Англиканской епархии Машоналенда и Армии спасения, отказались от дальнейшего сотрудничества с властями в сфере предоставления начального образования африканцам. После этого школы перешли под временное управление центрального правительства, но вскоре по финансовым соображениям, прикрываясь целью «стимулирования самостоятельного развития», правительство передало эти школы в руки местных африкан. органов.

http://pravenc.ru/text/199795.html

451 Такую подписку прислали и тем самым сохранили административные отношения с Патриархией: управляющий приходами в Западной Европе митрополит Евлогий (член масонской ложи – см. «Луч света». Джорданвилль. 1970. С.335), архиепископ Литовский Елевферий, архиепископ Японский Сергий и находящийся в Китае епископ (быв. Камчатский) Нестор. 452 Однако, во время Великого поста 1930 г. митрополит Евлогий по приглашению архиепископа Кентерберийского прибыл на неделю в Лондон, где принял участие в экуменической молитве о Русской Церкви. Хотя по его собственному признанию, он нигде не выступал с политическими речами, а само мероприятие носило лишь духовно-нравственный характер, его поездка была расценена в Москве как политическая демонстрация. 10 Июня того же года Синод принял постановление об его увольнении от управления русскими приходами в Западной Европе. 453 Впрочем, митрополит Евлогий ещё в 1927 году предусматривал возможность для своей епархии автономного бытия или же вхождения в состав другой Поместной Церкви в случае признания Синодом в Москве неудовлетворительности формы и содержания его обещания. 454 Он отказался по известным причинам подчиниться постановлению Синода и, сославшись на Патриаршее постановление от 20 Ноября 1920 года, прервал административные отношения с Патриархией. 455 Как и при размежевании с Русской Православной Церковью (зарубежной), так и теперь подавляющее большинство его клира и паствы (русские приходы во Франции, Чехословакии, частично Германии, Брюсселе, Нидерландах) поддержали своего митрополита. Собственно Церковное сознание епархии во многом и определило поведение Преосвященного Евлогия. В Феврале 1931 года он вошёл в юрисдикцию Вселенского Патриарха в качестве его экзарха для русских приходов в Западной Европе с сохранением за ними внутреннего самоуправления. Это привело к новому обострению отношений между митрополитом Сергием и Константинопольским Патриархатом. Тогда же Синод в Москве принял меры прещения против митрополита Евлогия и преданного ему духовенства 456 , которые, впрочем, уже не достигали цели. Меры прещения со стороны митрополита Сергия и Временного Синода были в дальнейшем предприняты и в отношении других Русских церковных групп за рубежом. 16 Августа 1933 года было принято постановление об окончательном упразднении автономии Северо-Американской епархии с запрещением митрополита Платона и подведомственного ему духовенства. В качестве временного экзарха Московской Патриархии в Марте 1933 г. в Америку был командирован находившийся в Париже архиепископ Вениамин (Федченков) . 457 Этот конфликт нашел своё разрешение лишь в 1970 году с дарованием Московской Патриархией автокефалии Русскому митрополичьему округу в Америке.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Особенностью собственно серб. Г. (как и агиографии) является прославление прежде всего правителей и архиереев: это своеобразный церковно-песенный аналог монументальной живописной композиции «Лоза Неманичей». В отличие от Болгарии здесь почти нет служб «национализированным» иноземным святым, они появляются лишь в последние полвека перед завоеванием Сербии турками в связи с перенесением святынь, в т. ч. из той же Болгарии. Древнейший памятник серб. Г. представляет служба св. Симеону Сербскому, написанная его сыном св. Саввой сразу после смерти отца в Хиландаре (1200) или неск. позднее в мон-ре Студеница и сохранившаяся в 2 (вероятно, авторских) редакциях ( (II) 1980. Ucmopuja. С. 152-153; О (II) 1970. С. 271); образцом для нее явилась служба прп. Симеону Столпнику. Первым серб. святым Симеону и Савве, создателям серб. гос-ва и основоположникам церковной жизни, посвящено наибольшее число гимнографических текстов в XIII - нач. XIV в. Сразу после кончины 1-го Сербского архиепископа (в 1237 или 1238), очевидно, в Милешеве было написано древнейшее исследование, объединившее повествование об успении и перенесении мощей, позднее из него выделились службы, посвященные каждому из событий в отдельности. С этой традицией тесно связана и сокращенная служба в добавлениях, сделанных в 30-х гг. XIV в. к «Братковой Минее» ( (I) 1980. Hajcmapuja служба; (II) 1980. Ucmopuja. С. 160-162; О (II) 1970. С. 277). В нач. XIV в. (ок. 1310) хиландарский книжник иером. Феодосий, прославленный как гимнограф и агиограф, написал обоим святым службы, к-рые вскоре вытеснили из обихода более ранние посвященные им гимнографические творения. Эти службы составлены в соответствии с Иерусалимским уставом (первый перевод к-рого на слав. язык был выполнен в Хиландаре в 1319) и имеют по 2 канона с именными акростихами. Перу иером. Феодосия принадлежит также общий канон этим святым 4-го гласа, общий канон Спасителю, Симеону и Савве и «венок канонов» 8 гласов, объединенный, начиная со 2-го гласа, общим акростихом и предназначенный для всенощного бдения в дни памяти обоих серб. просветителей (О (II) 1970. С. 278-288; (II) 1980. Ucmopuja. С. 173-175). Иером. Феодосию атрибутируется также служба пустыннику св. Петру Коришскому и Житие ( Мошин. (I) 1968/1969; О С. 289-291). Творчество Феодосия составило эпоху в серб. Г., в искусстве акростиха он поднялся до уровня первых слав. гимнографов, с творчеством к-рых скорее всего был знаком (хотя и неизвестно, читал ли Феодосий их «подписи»).

http://pravenc.ru/text/165013.html

В то же время к концу 60-х годов наметилось потепление в отношениях Митрополичьего округа и Московской Патриархии. В Мае 1968 года митрополит Ириней и Совет епископов Округа направили Патриарху Алексию послание по случаю 50-летия восстановления Патриаршества в России. 928 Между представителями двух юрисдикций завязался диалог. В 1969 году состоялись три встречи: две в Нью-Йорке в Январе-Феврале и одна в Женеве в Августе, а 31 Марта 1970 г. в Нью-Йорке состоялось подписание совместного соглашения. При этом Московская Патриархия была представлена митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом, а Митрополичий округ – архиепископом Филадельфийским и Пенсильванским Киприаном. Результатом переговоров явилось предоставление в Апреле 1970 года Священным Синодом Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) в расширенном составе (15 архиереев) – в качестве органа Высшего управления Матери-Церкви, – автокефалии Митрополичьему округу, получившему теперь наименование Автокефальная Православная Церковь в Америке. 929 Русский Патриарший Экзархат в Северной Америке был упразднён, а приходы, пожелавшие остаться в ведении Московской Патриархии, стали управляться одним из викарных епископов Патриархата. Таким оказался итог разрешения вопроса о каноническом устройстве Русской Церкви в Америке. К этому следует добавить одно замечание. Хотя Американской Церкви и была дарована Церковью-Матерью в лице Московской Патриархии автокефалия, однако, последняя не получила общеправославного признания. Причину этого увидеть нетрудно: Митрополичий округ является теперь далеко не единственной и даже не самой крупной Православной общиной в Америке. Другие общины – Греческая, Арабская и другие, члены которых тоже давно натурализовались в Америке и где Богослужение и проповедь теперь также ведутся на Английском языке, развивая братские отношения и сотрудничество между всеми Православными американцами, всё же считают необходимым сохранять исторически сложившуюся каноническую связь со своими Патриархатами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

31 Хомяков А.С. Сочинения… С. 42. 32 Керигма (греч. kyrugma — провозглашение, проповедь), новозав. термин, близкий по смыслу к понятию Евангелие (не как книга, а как Благая Весть; ср. Рим 14:24 ; 1Кор. 1:21 ). Этимологически слово К. восходит к слову, имеющему значение – публично проповедовать, возвещать к.-л. важное учение. В Септуагинте глашатай К. понимался обычно как светское лицо, вестник царской воли, хотя там встречаются и исключения (напр., Ион. 1:2 ). Согласно НЗ, К. есть не просто изложение истин веры, а один из аспектов сотериологич. процесса, совершаемого через харизматич. посланников Слова. В их лице действует Дух Христов, ставя человека перед тайной спасения и выбором пути. Обычное человеческое слово не может породить веры, но керигматич. проповедь обладает особой силой, края способна преобразить душу («вера, – говорит апостол, – от слышания», Рим. 10:17 ). На этой сверхчеловеч. силе К. зиждется и авторитет проповедующего ( 1Фес. 2:13 ). Он есть «соработник у Бога» ( 1Кор. 3:9 ) и, т.о., его К. входит в искупительный замысел Божий. 33 Каноны или книга правил. Монреаль, 1974, С. 273. 34 Святой Ипполит Римский . Апостольское Предание.//БТ. М., 1970. 5, С. 290. 35 Цит. Воронов Ливерий , протоиерей. К вопросу о так называемом «тайном» чтении священнослужителем евхаристических молитв во время Божественной Литургии.//БТ. М., 1968. 4. С. 172. 36 Каноны или книга правил. Монреаль, 1974, С. 272. 37 Святой Ипполит Римский. Апостольское Предание.//БТ. М., 1970. 5, С. 286. 38 Опять же, если бы в понимании апостола Евхаристия была бы лишь «символом», лишь «воспоминанием» – мог бы он столь радикально оценивать последствия безрассудного Причастия? 39 Хомяков А.С. Сочинения. С. 49. 40 Догматика. Заочные библейские курсы ВСЕХБ. Москва, 1970. С. 262. 41 Евангелие от Иоанна с пояснениями. Ответы на вопросы о спасении. The Bible league. South Holland. б. г. С. 33. 42 Василий (Кривошеин) , архиеп. Преподобный Симеон… С. 267. 43 Успенский Н. Анафора.//БТ. М., 1975. 13. С. 69.

http://azbyka.ru/tradiciya-dogmat-obryad

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010