15 . Грамота Митрополита Ларисского Иоасафа, бум. 0.39 х 0.28 фр. метра. Весьма попорчена сыростию. Дана монахам Метеорским, по поводу раздора их из-за какого-то завещания. Митрополит советует им жить мирно. Нет ни месяца, ни индиктиона. Год выставлен 6901 (1393-й). Подписался: † Иоасаф, милостью Божиею митрополит Ларисский, Пречестный и Экзархъ Второй Фессалии и всей Эллады 277 . 16 . Грамота ( Σιγελλιδες Γρμμαν. sic!) его же, бумага дана тем же монахам, тоже по тяжебному делу, в Феврале, индикта 9, года 6909 (1401). Писал документ дикеофилакс Мануил. Подпись тоже, что и в 15. 17 . Грамота заявительная ( Πα ηστιασικν Γρμμα) того же Митрополита Ларисского Иоасафа, бумага 0.48 х 0.80. Содержание: пожертвование монастырю Высшему ( ιλτερον) виноградника на вечное поминовение, монахом Неофитом. Подпись: † Иоасаф, милостию Божиею Архиепископ (?) Ларисский, Пречестный и Экзарх Второй Фессалии и всей Эллады 6910 (1402) года, инд. 10. Начало: Радуйтесь Назареев (Назореев, то есть христиан вообще, или посвященных Богу, то есть одних монахов? Вероятне последнее) ликостояния, поскольку к вам Бог... и проч. Упоминается в грамоте и имя Иоасафа подвижника 278 . Видно из документа, что архиепископ лично присутствовал в столпе ( πργος) Метеорском с епископом Триккским, с протонотарием Мануилом Тихомиром, с Дикеофилаком тоже Мануилом Кивиркисом. Со стороны же монастыря были: господин Иоасаф, с другими мужами сего скита, равно как и с папирофилаком церкви Стагийской и икономом Кало-Иоанном. 18 . Завещание монаха Неофита ( Ναιωφτου), ктитора монастыря Вседержителева в Метеорах, вероятно то самое, о котором упоминается в предшествующем номере, бумага 0.40 х 0.89, на сколько сохранился документ. Конец его оторван, и летосчисление потому неизвестно. 19 . Договор Афонского Ватопедского монастыря с монахом о некоей келлии, на бумаге. Индиктиона 3-го года, 6903 (1395). Документ подписали: Кафигумен Священной, царской, великой обители Ватопедской, Феодорит, иеромонах. Проигумен Игнатий. Экклисиарх Григорий и 5 монахов.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

В школе я посещал занятия по основам веры. У меня было 10 баллов по основам веры ( отличная оценка – В.С. ). Я всегда интересовался верой и историей. В то время не было в обычае возить классами в церковь. Это довольно новый обычай… Сейчас так много изменилось: учебники, да и всё остальное… может быть в 80е годы, да и тогда ещё никого никуда не возили. Это всё произошло как результат развала религиозного воспитания в семье. Учителя видели положительным, если бы у ребёнка сложилось хоть какое-нибудь представление о Церкви. – У Вас был какой-либо ранний опыт веры, может быть даже не связанные с какой-то определённой церковью? – Нет, нет. – То есть всё стало открываться только в армейский годы? – Я раньше стал интересоваться. Но на мой духовный рост исключительно повлияло знакомство с Иной Коллиандер ( художник и иконописец, супруга известного православного писателя и мемуариста Тито Коллиандера – В.С. ), с которой я познакомился, может быть, в 1974 год. В 1970е гг. Союз графиков Финляндии организовывал временные выставки по всей стране. Их устраивали когда в библиотеках, когда — где, в зависимости от возможностей. В Лапинлахти эти выставки тоже проводились. Я на них все ходил в школьные годы. И на одной из таких выставок были представлены ксилогравюры Ины Коллиандер. В одной из них была использована такая особая рисовая бумага… Подобная той, что раньше использовалась на таких шарообразных светильниках. Я в то время уже делал гравюры на дереве, поэтому я задумался: «Что это за бумага, такая?». В то время была японская похожая бумага, но такой я не видел. И я подумал, что может быть, она мне ответит, если написать. Я выяснил адрес и написал. Прошёл месяц-полтора, и она ответила. Извинялась, что была с мужем в Италии и только сейчас ознакомилась с корреспонденцией, что письмо моё ей понравилось, и спросила, не мог бы я отправить её какие-то свои работы для знакомства. Я был поражён! Отправил ей какие-то свои работы, а она обратно вместе с ними прислала мне и три своих работы. Мне?! У меня, бедного студента тогда, не было бы средств, чтобы купить их. Он писала, что отправляет мне свои работы, и не могли бы мы вступить в переписку. С этого всё началось.

http://azbyka.ru/way/arsenij-hejkkinen-m...

- Потрясающая история! А что было после того, как вы разочаровались в отце Димитрии как в духовном наставнике? - Нашёл себе другого. Не буду называть его имени, потому что он и вовсе оказался еретиком, написал брошюрку, в которой выступал против соблюдения церковных таинств. Я, когда прочитал её, пришёл в ужас, а в то время уже успел познакомиться с проповедями отца Иоанна (Крестьянкина) , да и с ним самим. Этот великий столп Православия стал моим третьим и, можно сказать, настоящим духовником. Я работал у митрополита Питирима (Нечаева) в Издательском отделе Московской Патриархии, начинал писать рассказы, и отец Иоанн благословил меня как на писательство, так и на издание православных книг, в те времена запрещённых. - Потребность в таких изданиях у народа была огромная. Должно быть, книги с жадностью раскупались? - Ещё бы! Я уже был женат, родились дети, заработки небольшие, а тут как повалились деньжищи - по 250-300 рублей в месяц жене приносил, в ту пору весьма хорошие заработки. - А что именно печатали? - Самое такое, за которое знали, что власть по головке не погладит, а двинет по этой головушке дубинушкой. К примеру, помнится, напечатали Нилуса, «Близ есть при дверех». За него срок давали не задумываясь. Однажды прихожу к нашему печатнику, а на нём лица нет, весь мокрый. «Чудо! - кричит. - Чудо!» Что такое? Оказывается, явились к нему в типографию с профилактическим обыском. Профессионалы чекисты. Спрашивают: «Что у тебя в этих пачках?» Он им, трясясь и заикаясь: «Б-б-б-бумага». - А он в курсе был, что печатал? - Он не читал, но мы его предупреждали, что книги запрещённые. Ему деньги нужны были, он и соглашался. А тут обыск. Нормальные чекисты только при виде его испуга должны были всё понять. Показывают на одну пачку: «Открывай!» Он открывает - и впрямь бумага. Показывают на другую, он открывает, там тоже чистая бумага. Между двумя этими - пачки с Нилусом. Они развернулись и ушли, не стали эти пачки проверять. - Действительно, чудо. Но, как видно, с вами подобного чуда не произошло. Недолго удавалось вам безнаказанно выпускать такую продукцию. Весной 1982 года последовал арест.

http://ruskline.ru/opp/2017/dekabr/22/go...

98 (Собр. Е. Е. Егорова), 763. Пролог (л. 47 об. – 49), 20-е годы XVI в. Бумага без водяных знаков. 22) ЯМЗ, 15022. Сборник житий святых и похвальных слов на сентябрьскую половину года (л. 54 об. – 56 об.; Проложная статья – в составе Минейной редакции Жития Федора Ярославского). Жития на сентябрь-ноябрь (л. 1–477) писаны одним почерком на бумаге 20-х годов XVI в. Филиграни: Единорог – Лихачев, 1538, 1539 (1527 г.); Олень под цветком – Брике, 3319 (1522 г.); Цветок под короной – Лихачев, 1617, 1618 (1523 г.). 23) РНБ, Софийское собр., 1358. Сборник (л. 202–204; отдельный список Минейной редакции), 20-е годы XVI в. Филигрань: Рука под звездой – типа Брике, 10718 (1499–1500 гг.). 24) РГБ, ф. 113 (Собр. Иосифо-Волоколамского монастыря), 640. Сборник (л. 43–45 об.; отдельный список Минейной редакции), 20-е годы XVI в. Филиграни: Рука под пятиконечной звездой – Брике, 1171 (1520 г.); Рука под шестиконечной звездой – Брике, 11165 (1505 г.). 25) РГБ, ф. 304 I (Собр. библиотеки Троице-Сергиевой Лавры), 647. Сборник (л. 232 об. – 234 об.), 20–30-е годы XVI в. Бумага без водяных знаков, но корректируется на некоторых листах филигранью: Гербовый щит с тремя лилиями под розеткой – Брике, 1746 (1506–1534 гг.). 26) РНБ, Софийское собр., 1361. Сборник (л. 1–5; особая редакция Проложного текста со вставками из Антониевской редакции), 20– 30-е годы XVI в. Филиграни: Гербовый щит с тремя полосами под короной – Брике, 1482 (1522–1527 гг.); Герб города Парижа – Брике, 2044 (1528–1531 гг.); Буква Р под цветком – Лихачев, 1554 (1529 г.); Перчатка с 8 фестонами под короной – Брике, 10949 (1526 г.). По нижнему полю первых листов запись 1557 г. о вкладе рукописи в Кирилло-Белозерский монастырь. 27) РГБ, ф. 310 (Собр. В. М. Ундольского), 1254. Сборник (л. 132– 135), 20–30-е годы XVI в. Филиграни: Тиара под крестом с литерой A – Брике, 4979 (1532–1536 гг.); Олень – Брике, 3322 (1528–1529 гг.). 28) РГБ, ф. 256 (Собр. Н. П. Румянцева), 434. Торжественник (л. 43 об. – 44), 20–30-е годы XVI в. Бумага без водяных знаков.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

- Расскажите хотя бы об одном. - Представьте себе 1980 год. Типография «Искра революции» работает на нас. Мы напоили начальника цеха, чтобы он вместо Карла Маркса делал одни молитвословы. И еще сделал книжку Сергия Нилуса. В те годы за это сразу давали «червонец» (десять лет). И вот я прихожу за тиражом. А там, как во всех типографиях ЦК, 1-й отдел производит профилактический осмотр печатаемых изданий: вдруг затесалось что-нибудь запрещенное? И тут появляюсь я, чтобы посмотреть 800 экземпляров Сергия Нилуса. Этими книгами, пока без обложки, набит длинный «пенал», который стоит на полу. И, чтобы они держались плотно, туда засунули с одной стороны пустой блок бумаги и с другой стороны - тоже чистую пачку. Остальные 800 штук - вот этих вот, за которые дают «червонец». Это был первый день, когда устроили профилактику. Входят трое ребят из 1-го отдела, а мастер ждет меня у «пенала» с Сергием Нилусом. Можете себе представить? - Наверное, начальнику было, мягко сказать, не по себе... - Они спрашивают: «У тебя здесь что?» А он весь дрожит и что-то лепечет. Они говорят: «Бумага, да? Дай-ка крайний вон тот блок». Он достает его - действительно бумага. Казалось бы, профессионалам достаточно было взглянуть на мастера - и все стало бы ясно. Он весь взмок и так далее. Не надо никаких пинкертонов - только глянь. Не видят! «А дай-ка еще этот вот, с другого края». Вынимает, дает - просто бумага. Казалось бы: все, третий любой бери - и засыпался. Ведь обычно три раза берут. Но вот этого третьего почему-то не последовало. «Ладно, все в порядке». И ушли. ЧК из двери - я в дверь. Столкнулся с начальником цеха и обалдел. «Ты чего?» - говорю. А он весь трясется. «Погоди, стой, в чем дело-то?!». И он мне излагает - в чем. «Мама родная!» - думаю. И вдруг он лепечет: «К-к-к-кому свечку ставить-то?» «Вот теперь давай разберемся. Ясно кому - Николаю Угоднику». - «Подожди, они сейчас уйдут, тогда заберешь». - «Да теперь уже ничего не страшно. Ты понял, что не надо бояться? Ты понял, Кто стоит за нами? И что мы делаем дело серьезное? Дело Божие. Так или нет?» Кивает. «А свечку иди ставь в церковь, только не сейчас, сначала помойся».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Л. 35 ...положить в дому Живоноснаго Воскресения... при дверех храма Предтечева, противъ великих врат... – Воскресенский Ново-Иерусалимский собор сооружался патриархом Никоном по подобию храма Воскресения Господня в Иерусалиме. Южная галерея иерусалимского собора служила некрополем: здесь были погребены христианские короли и члены их семей, о чём свидетельствовали высеченные на мраморных саркофагах эпитафии. В этом же назначении намеревался использовать южную галерею Ново-Иерусалимского храма и патриарх Никон . Впоследствии под Святой Голгофой он сам был погребён – Зеленская 2002, 152. «Приидте, благословении Отца Моего... и приидосте ко Мн». – Мф. 25:34–36 . «Елико сотвористе меньших Моих братий – Мн сотвористе». – Мф. 25:40 . «Идут, – рече, – в живот вчный» – Мф. 25:46 . ...зд есть нын алчны, жадни, нази, странни, больни и в темницы... – Евангельская реминисценция; ср.: Мф. 25:35–36 . 8 . Челобитная патриарха Никона с просьбой о приписке к Воскресенскому монастырю Печенгского монастыря (ноябрь) РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140, ч. 3, л. 126–129. Столбец из четырёх сставов. Писцовая скоропись. Бумага с филигранью «Дом под крестом, обвитый змеёй» (по обрезу видна нижняя часть знака – «дом») типа: Дианова, Костюхина 1980, 543 (1662). Рукопись плохой сохранности, бумага во многих местах прогнила, края оборваны; имеются многочисленные механические утраты текста. Текст ранее не издавался. (л. 126) Великому государю царю и великому князю Алексю Михайловичю всеа Великия и Малыя и Блыя Росии самодержцу, и государын царице и великой княгине Марие Ильичне, и государю царевичю и великому князю Алексю Алексевичю, и государю царевичю и великому князю Феодору Алексевичю, и государын царевн и великой княжн Ирине Михайловне, и государын царевн и великой княжн Анне Михайловне, и государын царевн и великой княжн Татияне Михайловне, и государын царевн и великой княжн Евдоке Алексевне, и государын царевн и великой княжн Марфе Алексевне, и государын царевн и великой княжн Софье Алексвне, и государын царевн и великой княжн Екатерине Алексевне, и государын царевн и великой княжн Марии Алексевне. Богомолецъ вашь, смиренный Никон патриархъ . Бога моля, челом бьет.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Док. « Записка коменданта дома Ипатьева Я.М. Юровского о расстреле царской семьи и попытках спрятать трупы». ГА РФ. Ф.601. Оп.2. Д.27. Л.35–38. Копия без помет. Машинопись. Формат А4. Без даты составления. Док. « Воспоминания коменданта дома Особого назначения в г. Екатеринбурге Юровского Якова Михайловича, чл.партии с 1905 года о расстреле Николая II и его семьи». РГАСПИ. Ф.588, Оп. 3с. Д.11. Л.1–7. Заверенная копия. Машинопись. Формат А4. Белая бумага. Фотокопия с экз., переданного Я.Я. Юровским: « Копия верна А. Юровский. 22 января 1958 г. Этот материал передан Я.М. Юровским в 1920 году М.Н. Покровскому, историку. А. Юровский». Док. « Воспоминания коменданта дома Особого назначения в г. Екатеринбурге Юровского Якова Михайловича, чл.партии с 1905 года о расстреле Николая II и его семьи». ЦДООСО. Ф.221. Оп.2. Д.497. Л.9–15. Заверенная копия. Машинопись. Подпись. А.Я. Юровского. Формат А4. Белая бумага. Подлинный автограф А.Я. Юровского: « Копия верна А. Юровский. 22 января 1958 г. Этот материал передан Я.М. Юровским в 1920 году М.Н. Покровскому, историку. А. Юровский». Док. и Док. Известно, что аналогичные копии « Воспоминания коменданта дома Особого назначения в г. Екатеринбурге Юровского Якова Михайловича, чл.партии с 1905 года о расстреле Николая II и его семьи» были направлены А.Я. Юровским в 1958 году в Центральный Музей Революции СССР и Архивный стол КГБ СССР. Опись документов Я.М. Юровского, переданных сыном Александром составляет 21 наименование (см.: Личный архив Л. Лыковой). Кроме того, в Музее революции хранится еще один документ Я. Юровского, датированный 13 марта 1927. Я. Юровский обращается к директору Музея революции о передаче оружия, из которого им был убит царь и дострелены царские дочери. Документ заверен подписями Я. Юровского и Г.П. Никулина. Также имеются две приписки, сделанные рукой Я. Юровского. Первая – «Без разрешения ЦК ВКП(б) для обозрения не выставлять» и вторая – «Подробности мною в 22 г. были переданы в ЦК партии». Все эти документы имеют одинаковое содержание и атрибутированы со слов А.Я. Юровского – сына Я.М. Юровского – 1920 годом. Что формально поддержано большинством исследователей. На самом же деле ни один из указанных экземпляров «записки» не имеет даты составления, что у ряда «отрицателей» вызывает ложные суждения о фальсификации этих документов «чекистами, КГБ, МВД СССР и т.д.». С другой стороны, некоторые исследователи, например, Ю.А. Жук ( Жук Ю.А. «Записка Юровского»: мнимые противоречия подлинного документа. Ответ А.А. Мановцеву), связывают документ с существованием и ведением архивного «дела ВЦИК» (ГА РФ. Ф.601. Оп.2. Д.27) и полагают, что «записка» была составлена М.Н. Покровским в 1919 году, когда Я.М. Юровский прибыл на службу в Московское ЧК.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/10/20/k_...

Кругом снова ад кромешный, пальба ужасающая, но войска наши все еще на своих местах! Остановились мы в такой грязной фанзе, что дрожь пробирает. Большинство фанз в своих огромных окнах стекол не имеют, а просто наклеена промасленная бумага. Так и в нашей; только и бумага-то продрана, дует отовсюду; топить нельзя — труба разобрана. Кое-как вычистили и поставили кровати на канах, дырки заткнули тряпками, окна солдаты заклеили газетной бумагой, дверь завесили попоной — и дворец наш готов. На двор фанзы выйти противно: стоят пять огромных каменных чанов, наполненных какою-то зеленой вонючей жидкостью, в которой копошатся черви. Я был уверен, что это приготовлено для свиней, но китаец заявил, что это их любимая приправа к кушаньям, как у нас квас, и тут же, обмокнув палец в один из чанов, облизал, говоря: «Шанго, шанго!» Господи, какой ужас: пишу, а фанза дрожит от выстрелов; кажется, будто на дворе рвутся снаряды; иной раз не выдержу, вскочу, бегу на двор посмотреть, не к нам ли прилетела незваная гостья, бризантная бомба, которыми японцы любят угощать наши резервы. Поехал в лазарет, и пришлось увидеть картину: бризантная бомба попала в обоз, со страшным треском разорвалась, разбила одну повозку, и вот поднялась ужасная суматоха. Обозные кричат, спешат отъехать дальше; некоторые лошади обезумели, мчатся. Слава Богу, темная ночь наступила, немного нервы отдохнут от ужасов войны!.. 3 Воронежской губернии. 1 Благодаря энергии о. Митрофана Сребрянского в городе Орле близ казарм 51-го Черниговского драгунского полка выстроена собственная полковая каменная церковь, стоимостью тысяч до семидесяти Серебрянские: одно имя и одна судьба Дневник полкового священника. Часть 1. «Наступила минута бросить все родное…» Дневник полкового священника. Часть 2. «Оля, родная моя Оля…» Дневник полкового священника. Часть 3. «Держать себя честно» Дневник полкового священника. Часть 4. Сибирские красоты. Дневник полкового священника. Часть 5. Китай Дневник полкового священника. Часть 6. «Бой идет со страшной силой» Дневник полкового священника.

http://pravmir.ru/dnevnik-polkovogo-svya...

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах ( Мф 5,11–12 ). Сие слово Божие да будет вам и утешением и крепкою надеждою. Стойте крепко в своей вере к Богу и уповании на Него, и Господь не посрамит. А что сделает Господь – во всем том положитесь на волю Божию, благую и совершенную. Так терпели святые мученики и так уповали, и Господь не посрамил их: прославил их и Сам прославился в них. Предлежат и вам таяжде слова, аще последуете стопам их. А что дороже всего – радость неизглаголанная вечного спасения, еже буди получити вам благодатью великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа (23 января 1923 года). Глава VIII. Гонимые за правду Монастырь так или иначе жил духовной жизнью. Власти начали терять терпение. Об этом говорят два небольших документа из Калужского госархива (фонд Губисполкома). Вот первый: «НКВД. Калужский губотдел. Секретно. Заведующему Отделом управления Козельского уездисмолкома. При сем препровождается копия циркуляра, где говорится, что монахи состоять в артели не могут, и секретарю предлагается не регистрировать таковых... Их дело скоро будет слушаться в суде, и надо принять меры к их выкуриванию из монастыря. 20.01.1923 г. (Подпись)». Следующая бумага относится к весне 1923 года, когда арестован был старец Нектарий и вместе с ним многие еще находившиеся в обители монахи. В Оптиной остались пока только музей и библиотека, а также больница (как уездная). Вот эта бумага: «НКВД. Калужский губотдел. Совершенно секретно. Циркуляр по Козельскому уезду. В связи с ликвидацией монастырей вся монастырская рать расползлась и разползается по окрестным деревням и ведет контрреволюционную агитацию среди крестьян против Советской власти, каковая агитация начинает чувствовать под собой почву, а поэтому ГПУ предлагает немедленно, совместно с уездисполкомами, выслать из территории уездов всех монахов и монашек по месту их происхождения. О последующем представить списки на этот элемент, куда каждое лицо выслать.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Optin...

8.Челобитная патриарха Никона с просбой о приписке к Воскресенскому монастырю Печенгского монастыря (ноябрь) РГАДА, ф. 27, on. 1, д. 140, ч. 3, л. 126 – 129. Столбец из четырех сставов. Писцовая скоропись. Бумага с филигранью «Дом подкрестом, обвитый змеей» (по обрезу видна нижняя часть знака – «дом») типа: Дианова, Костюхина 1980, 543 (1662). Рукопись плохой сохранности, бумага во многих местах прогнила, края оборваны; имеются многочисленные механические утраты текста. Текст ранее не издавался. (л. 126) Великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу, и государыне царице и великой княгине Марие Ильичне, и государю царевичю и великому князю Алексею Алексеевичю, и государю царевичю и великому князю Феодору Алексеевичю, и государыне царевне и вели- кой княжне Ирине Михайловне, и государыне царевне и великой княжне Анне Михайловне, и государыне царевне и великой княжне Татияне Михайловне, и государыне царевне и великой княжне Евдокее Алексеевне, и государыне ца- ревне и великой княжне Марфе Алексеевне, и государыне царевне и великой княжне Софье Алексеевне, и государыне царевне и великой княжне Екатерине Алексеевне, и государыне царевне и великой княжне Марии Алексеевне. Богомолец ваш, смиренный Никон патриарх , Бога моля, челом бьет. В нынешнем, государь, во 170 (1661)-м году ноября в 1-й день//(л. 127) по вашей премногой милости привез к нам вашего, государева, жалования милостыни Никифоровичь три тысечи рублев. И мы за вашу, государеву, премногую милость о вашем, государеве, душевном спасении и о телесном здравии со всею братиею со слезами Господу Богу молимся и ваше, государево, жалование в ваше, государево, богомолие вложим в церковь Святаго Живоноснаго Воскресения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Да в день всемирнаго воскресения сторицею воспри по твоему, государеву, изволению разрешительную грамоту написав да прочетшися от духовнаго отца над телом, вложится в руце Бориса Ныне, аще и безвременно есть к тебе, великому госудрю, прощение наше вознести обаче милость государь государеву указу твое, государево, жалование ские на студе земли горсть кину с товарыщи жать до урочных государеву милость и указ [...] слушали.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010