Распятие – здесь: крест с изображением распятого Христа. Расшиперить – растопырить, раскорячить, расколоть оскалить зубы. Ратай – крестьянин, пахарь. С Саадак – расшитый чехол для лука и стрел. Садовина – все, что растет в саду: ягоды, фрукты. Саженье – нанизанное камнями головное украшение или камешки на ожерелье «низанье»), пришитые на картон: ожерелье крепилось к платью с помощью мутовоза. Сайдак – оружие, состоящее из лука со стрелами. Сало – мелкие пластинки, кусочки льда на поверхности воды перед ледоставом. Сан – облачение, соответствующее положению человека. Сандрик – можжевеловая смола. Сарафан – длинная нарядная мужская одежда. Сарынь – толпа, ватага, сброд. Т Тавранчуг (тавранчус) – похлебка из разных сортов рыбы. Таган – железная с ножками подставка под кухонную посуду. Таже – затем, потом. Такожде – также. Талан – судьба, удача, счастье. Талина – талая земля, проталина. У Убо – ибо, так как, поэтому. Убогий – бедный, неимущий, нищий. Уброд – рыхлый глубокий снег. Убрус – нарядный головной убор, свадебная фата. Убрус – тонкое полотно, полотенце. Увя – дитя. Ф Фамилия – здесь: род, ряд поколений, имеющий одного предка. Фата – покров из легкой прозрачпои ткани: большой четырехугольный платок. Фельдмаршал – точнее, генерал-фельдмаршал – высший чин (1-го класса) в сухопутных войсках. Ферязи – верхняя одежда без пояса и воротника с длиннымн рукавами, распашная с рядом пуговиц. Ферязь – мужское долгое платье с длинными рукавами, без воротника; женское платье, праздничный сарафан. Х Хайка – осуждение, порицание – от слова «хаять», осуждать, порицать. Хвальный – достойный похвал. Хвилый – слабый, хилый. Хлопчатая бумага – волна хлопка, вата. Ц Целик – целина. Целовальник (цаловальник) – продавец вина в питейных домах, кабаках. Цеп – молотило, длинная палка держала, короткая – било, соединены ремнем. Циновка – плотная плетеная рогожа из сученых мочал, соломы, тростника и т. п. Ч Чало – чаялось, казалось. Чалый – серый. Чаятельно – вероятно, по-видимому. Чеботарь – сапожник.

http://pravmir.ru/ustarevshie-slova/

Означенный экземпляр Корана написан на 353 толстых пергаментных листах, размером 68х53 сантиметра. С одной стороны эти листы гладкие и глянцевитые, а с другой – в мелких морщинах. Гладкая сторона желтого цвета, а другая – белая. На гладкой желтой стороне листов чернила сохранились большею частью хорошо (лишь первоначальный черный цвет их изменился в темно-коричневый), а на морщинистой стороне чернила ссыхались и обсыпались, и только на немногих местах письмо удержалось вполне. Но контуры букв везде очерчены резко. Кроме того, пергаментные листы попорчены сыростью или кровью, не все одинакового размера. Кроме пергаментных листов, на месте недостающих, т. е. растерянных или вырванных, вставлены 69 бумажных, одинаковых по размеру с пергаментными. Бумага этих листов хлопчатая, толстая, мягкая и по виду напоминает пергамент. Такою же бумагой подклеены порванные и истлевшие места, а также доклеены оборванные края и углы 138 . На всех таких подклейках текст возобновлен, но по виду напоминает основное письмо манускрипта 139 . Почерк, каким написан этот Коран, – куфический, крупный, прямой, пропорциональный в частях, не угловатый и не на всех листах одинаковый по размеру, хотя разница в размере почерка делается заметной только через 10–15 листов, почему и можно предполагать, что весь этот список изготовлен разными лицами, а не одним. На всех страницах число строк одно и тоже – 12. Образец письма этого экземпляра прилагается 140 . Конец 19-й и начало 20-й главы Корана по так называемому Османовскому списку (хран. в Импер. Публ. Библиотеке). Те же слова, напечатанные современным шрифтом. Описываемый манускрипт был собран в тетради по 8–10 листов каждая, причем парные листы и сами тетради были соединены и сшиты в беспорядке: некоторые листы были поставлены низом вверх, а иные – наружным краем были обращены к корешку и т. д. Самой же замечательной особенностью этого манускрипта служат кровяные пятна, которые придают ему в глазах мусульман особую священную важность, так как эти пятна составляют будто бы остатки крови халифа Османа, убитого во время чтения Корана. Кровь находится почти на всех корешках тетрадей и с корешков протекла на середину листов, притом не сплошь на каждых двух соседних листах, что дает основание предполагать намеренное облитие кровью описываемого списка, для подтверждения предполагаемой подлинности списка.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Арабы, в религиозном восторге, бегая вокруг кувуклии, восклицают: “Вола дин, илла дин ‘лМесия!”, что означает “Нет веры истинной, кроме веры Православной!” Известный русский писатель, бывший впоследствии Министром народного просвещения, А.С. Норов, присутствовал в 1835 году в Иерусалиме при схождении св. Огня, а также и благочестивый паломник Андрей Николаевич Муравьев – красноречиво описали самое явление св. Огня и свое путешествие. Как же происходит самое явление Огня, об этом разные путешественники пишут несколько различно. Одни описывают, что перед этим находит, облако, другие же, не упоминая этого, приписывают происхождению св. Огня прямо от Гроба Господня, иные паломники называют цвет огня синим, который делается потом блестяще-светлым, а некоторые изображали его красным. Из последних паломников блаженной памяти Андрей Николаевич Муравьев пишет, что “на Гроб Господень предварительно кладется хлопчатая бумага (вата) дабы собирать ею святой огонь, появляющийся, как говорят, малыми искрами на мраморной плите Гроба Господня”. – А.С. Норов описывает: “Я видел, как престарелый митрополит, склонясь над низким входом, вошел в вертеп и повергся на колена пред святым Гробом на котором ничего не стояло и который был совершенно обнажен. Не прошло минуты, как мрак озарился светом и митрополит вышел к нам с пылающим пуком свечей”. – Иеромонах Мелетий, благочестивейший Саровский старец, утверждает, что явление святаго огня не от инуду, кажется, происходит, как точно от самаго Гроба, освященнаго плотию Христовою, который ежегодно источает оный в знамение сия истины и правоверия”. Не могши же быть сам лично свидетелм схождения святаго огня, Иеромонах Мелетий приводит слова Архиеписк. Мисаила, отправлявшаго тогда служение: “Вшедшу мне, говорил ему Архиепископ Мисаил; – внутрь святому Гробу, видим бе на всей крышке гробной блистающ свет, подобно разсыпанному мелкому бисеру, в виде белаго, голубаго, алаго и других цветов, который потом, совокупляяся, краснел и претворялся в вещество огня; но огнь сей, в течение времени, как только можно прочесть не спеша четыредесять крат “Господи помилуй”, не сжет и не опаляет, и от сего-то огня уготованные кандила и свечи возжигаются: но впрочем, присовокупил Архиепископ, как откуда явление сие бывает, сказать не могу”.

http://azbyka.ru/svyatyj-ogon-ishodyashh...

Безнадежный. Как правило, так мы называем тех, кто обречен на что-то. Но безнадежный означает – неожиданный (сверх надежды и вопреки ожиданиям). Безобразным мы именуем кого-то уродливого и отвратительного. Но не нужно забывать, что безобразный – это «не имеющий подобия, образа, вида», а это гораздо более широкое понятие. Не нужно забывать, что безобразный – это «не имеющий подобия, образа, вида» Беседа у нас бесповоротно ассоциируется с разговором. Но первоначально это слово означало – скамью (от без – вне, снаружи и седение ). То есть это скамейка вне дома, снаружи, где можно было посидеть. Со временем это слово стало означать и сам разговор (беседу), которую проводили на этих скамейках. Боженька. Этот уменьшительно-ласкательный эпитет, относящийся к имени Бог, означал церковь, часовню. Болван. В отличие от современного оскорбительного значения, это слово также означает «идол, божок (неотесанный кусок дерева, глины)». Бумажник – то, что набивалось хлопчатой бумагой, например, постель. Сейчас бумажником называется кошелек, причем независимо от того, есть в нем «бумага» или нет. Взор у нас, как правило, ассоциируется со взглядом. Однако это понятие более широкого плана и означает вид, образ. Например, “мрачный взор” – это не мрачный взгляд, но целиком мрачный вид, что может включать в себя и взгляд. Возиться (возитися) означает переправляться через реку, быть возимым, а отнюдь не медленную деятельность. Вредный. Часто этим словом мы называем всяких принципиальных пакостников. Однако корень вред означает «гнойная рана, проказа, чирей». Отсюда вредный, значит – увечный, имеющий рану. Ворожба. Слыша это слово, мы, как правило, представляем колдунов и всякого рода шептунов. Однако ворожить в древнерусском означало «говорить», а ворожба – это вражда. Врать. Всем известно слово – вранье, которое сейчас является синонимом лжи. Но врать (вирать) – означает плести. Враный – плетеный . Есть еще похожее слово вран, то есть – ворон , коршун . Отсюда вранье, может быть вороньем. Другое слово врю (вру), врею, тоже далеко от лжи и означает – пишу, копошусь, толкусь, киплю.

http://pravoslavie.ru/158822.html

Какие загадочные и непонятные слова произнес священник! Что такое амиант? Это «горный лён», волокнистый минерал, который чесали и пряли из полученных волокон ткань. А «бумага» — что такое? Это хлопок! Хлопчатобумажные нити. Из разных материалов была соткана, сшита и вышита завеса в Иерусалимском храме. Высотой она была почти с трёхэтажный дом, толщиной — в ширину ладони, так что лошади, привязанные с разных сторон, не могли её разорвать. Сделана была завеса из синего, фиолетового и алого материала и тонкой плетёной льняной ткани. Лишь одному первосвященнику раз в год было разрешено входить за эту завесу, чтобы принести жертвы. Итак, по преданию, девушки бросили жребий и Марии достались червлень и настоящая багряница. Это шерстяная пряжа, окрашенная разными оттенками красной краски — багряной и червлёной, то есть ярко-красной, цвета крови. Неспроста именно этот цвет получила для работы будущая Богородица. Пройдет много лет, и в ту секунду, когда Её Сын Иисус Христос примет смерть на Кресте и окрасит Своей кровью землю, содрогнутся небеса и земля, и разорвётся пополам сверху донизу завеса в Иерусалимском храме, — та самая, которую сейчас предстоит ткать Марии, — разорвётся, чтобы люди поняли, что нет больше преграды между Богом и человеком, что путь в Святая святых теперь открыт для всех. Однако всё это случится ещё не скоро. А пока девушки, получив задания, расходятся из Иерусалимского храма по домам. Необыкновенная весть Мария возвратилась из Иерусалима в Назарет, в дом Иосифа. Жизнь Её пошла своим чередом. Мария занималась хозяйством и рукоделием. Её знали как очень искусную мастерицу — ещё живя в Иерусалиме, она научилась замечательно прясть, ткать, вышивать… Иосиф же занимался своим плотницким ремеслом. Но в тот благословенный день Иосифа не было дома. Чем она занималась? Давайте взглянем на икону Благовещения. Вот Мария сидит в комнате. В руках Её — рукоделие. Она скручивает нить на веретено. Вдруг стены дома озаряются небесным светом и перед Марией предстает архангел Гавриил.

http://foma.ru/kak-marija-uznala-chto-u-...

Бумага эта обыкновенно туго набивается в большие мешки. Когда судно развалилось от огня, обгоревшие мешки с бумагой поплыли вниз по реке. Пожар был ночью, и тревога на реке разбудила жителей окрестных деревень по берегам Волги. Вместо того, чтобы спешить на помощь несчастному хозяину судна, ловить плывшее по реке добро его и возвратить ему, – вместо этого, как следовало бы поступить добрым христианам, жители тех деревень, жадные на чужую добычу, с алчностию бросились на лодках ловить чужой товар. Наловили и перевезли его домой. Так как хлопчатая бумага в воде немного смокла, то надо было ее высушить, чтобы удобнее было продать ее. Среди лета сушить где же, кроме солнца? Ничего опасного не подозревая, владельцы чужого добра разложили бумагу на крыше домов и сараев своих па упоре против солнца. Когда бумага согрелась от солнца, от нее стало пахнуть чем-то в роде скипидара; но на это хозяева не обратили внимания. Июня 8-го бумага сушилась благополучно; но 9-го, с девяти часов утра, солнечные лучи палили едва стерпимым жаром. В это время в разных местах одного села, жители которого наловили себе чужого товара, (села Вогородского) почти одновременно вспыхнул пожар, и менее чем в три часа сорок пять домов сделались жертвою пламени. В других двух селах от той же ваты сгорело тоже по нескольку домов. Когда знающие люди объяснили, что причиною пожара была бумага, воспламенившаяся от солнечных лучей, тогда те, у которых еще оставалась эта бумага, поспешили бросить ее опять в Волгу. Вот и нажились от чужого добра!.. А когда они везли это чужое добро домой, им следовало бы припомнить русскую пословицу старых, честных и богобоязливых людей: «с чужим добром беду принесешь в дом», и – возвратить добро хозяину. Тогда и беды бы такой им не было, а за доброе дело Господь наградил бы их. (Сост, по «В. чт.», 1867 г.). в) Предостережение св. Тихона задонского от похищения чужого добра. «Похищенное чужое добро, говорит святитель Тихон задонский , как огонь, в дом вшедшее все прочее имение поядает, ибо где неправда, там и клятва Божия; где же клятва Божия, там никакого добра не будет, но всякое злополучие последует.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Материал обычно различают: пергамент и папирус. Пергамент получил распространение из Пергама (Малая Азия) еще до нашей эры. В Египте до его завоевания арабами (середина VII в.) употребляли папирус. На папирусе сохранились лишь немногие отрывки Нового Завета 5 . С IX века с Востока распространяется хлопчатая бумага (charta bombycina), которая, впрочем, редко готовилась из чистого хлопка, но больше из льна и конопли. С XIII века вошла в употребление полотняная бумага. О папирусе и пергаменте имеются упоминания в Священном Писании Но­вого Завета. Текст располагался колонками (в Синайском кодексе число колонок 4, в Ватиканском-3, в большинстве-2), которые имели разную ширину-от нескольких букв до ширины гекзаметра в 16–18 слогов, или 36 букв (στχος). По числу стихов оплачивался переписчик. Поэтому в конце отдельной книги отмечалось общее число стихов, а в более дорогих рукописях отметки делались через каждые 100 или даже 50 стихов. Важность таких стихометрических отметок, которым потом подводился итог в конце библии, вполне очевидна. Очень часто дорогой пергамент использовался под письмо два или три раза, причем старое письмо стиралось или соскабливалось (палимпсест). Важным признаком ценности рукописи служит ее содержание. Весьма редкие кодексы содержат весь Новый Завет . Из унциалов с полным составом Священных книг мы имеем только Codex Sinaiticus. Были, конечно, и другие, но они утеряны. Несколько кодексов включают в себя Новозаветные книги с более или менее крупными пропусками. Из минускулов весь Но­вый Завет содержат 25 рукописей. Унциалов с одними Евангелиями насчи­тывается 73, причем полностью Евангелия содержат только 6 рукописей, с более или менее значительными пропусками –20, остальные в отрывках. Унциалов с одними Апостольскими посланиями имеется 7, с посланиями апостола Павла-20, причем среди последних рукописей только одна содер­жит полностью писания св. апостола (Codex Augiensis, IX в.), остальные с бо­лее или менее значительными пропусками. Новозаветные книги выходили каждая отдельно, а потому порядок расположения их в рукописях различный. Принятый сейчас порядок (Еванге­лия, Деяния, Соборные Послания, Послания ап. Павла, Апокалипсис) удержи­вался прочно только в церковно-богослужебных рукописях, так называемых лекционариях. Несмотря на их сравнительно молодой возраст, манускрип­ты данной группы очень важны и ценны, так как они содержат официальный текст, который употреблялся и бережно хранился в важнейших городах и церковных провинциях. Поскольку текстуальная критика на Западе уделяет особое внимание унциальным рукописям, мы остановимся в первую очередь на характери­стике важнейших представителей указанной группы рукописных сви­детельств. 1. УНЦИАЛЫ

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tekstua...

2). В качестве главных продуктов земли Ветхий Завет называет произведения земледелия и скотоводства. «Иегова (говорится во Втор.7:13 ) благословит хлеб твой, и вино твое, и елей твой, рождаемое от крупного и мелкого скота, на земле той» Cp. Ос.2:7 , где народ признает хлеб, воду, лен, шерсть, масло и вино дарами божества Ваала, между тем как известная характеристика Палестины – земля, где течет молоко и мед (фруктовый) ( Исх.3:8 и др.), имеет в виду, может быть, описание земли Иудиной (в тесном смысле) с ее пастбищами и виноградниками. Между хлебными злаками главную роль играли пшеница и ячмень. Ячмень употреблялся не только для приготовления хлеба, но и как корм скота. Кроме того встречаются полба и хлебное растение, с точностью неизвестное, – сора. Талмуд называет, далее, наряду с овсом и рис, который был введен лишь после Александра Великого. Из стручковых хлебных растений известны: чечевица, просо, горох и бобы, из растений, служащих приправой к пище – мята, укроп, горчица и пр. Важными по полезности были, кроме того, растения: лен, конопля и хлопчатая бумага. Царственными в ряду плодовых деревьев были: виноградная лоза, ягоды которое частью употреблялись в пищу сырыми, частью шли на приготовление вина и меда, – и маслина. Далее, встречаются деревья: фиговые, гранатовые, миндальные, персиковые, ореховые, яблони, груши и смоковницы; на низменностях, особенно подле Иерихона, и финиковые пальмы. Лесами западно-иорданская страна в историческое время не была богата. Топливом служили сухие сучья, хворост и коренья ( 3Цар.17:10 , Ис.27:11 , ср. Чис.15:32 , Мф.6:30 ) или также навоз ( Иез.4:12–15 ). Впрочем, по местам было несколько лесов, особенно из сикомор, которые могли доставлять строевой материал: но значительных лесистых пространств не было и для больших и великолепных сооружений более дорогое дерево должно было привозиться извне. Напротив, страна к востоку от Иордана была богата прекрасными и большими лесами во многих местах. Между встречающимися здесь деревьями и кустарниками следует особенно назвать: несколько сортов дуба, теревинф, явор, разные виды сосны, тополя, ивы, акации, олеандр и др. Леса в Галааде были богаты деревьями, из которых добывались благовонные и целебные вещества (срав. Иер.6:22 ; Быт.43:11 ). Различные кустарники бальзамные, доставлявшие чистый бальзам, росли около Иерихона и по берегам Мертвого моря. Для приготовления много различно употреблявшихся румян важно было растение кипр (лавзоново дерево, араб. ал-хенна). Можно также в связи с этим упомянуть, что в позднейшее время для добывания розового масла разводили розы в таких размерах, что они подлежали законам субботнего года 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

– Вот когда сущее мученье начнется! – молвил Алемпий, доехав до повёртки и осторожно спуская экипаж по косогору. – Конон! иди вперед, смотри, все ли мостовины-то целы! Да, это было мученье. Мостовник, только изредка пересекаемый небольшими полосами грунтовой дороги, тянулся более шести верст. Мостовины посередине сгнили и образовали выбоины, в которые с маху ударялись колеса экипажа. Случалось, что пристяжная ступала на один конец плохо утвержденной мостовины и тяжестью своей приподнимала другой конец. По обеим сторонам расстилалось топкое, кочковатое болото, по которому изредка рассеяны были кривые и низкорослые деревца; по местам болото превращалось в ржавые бочаги, покрытые крупной осокой, белыми водяными лилиями и еще каким-то растением с белыми головками, пушистыми, как хлопчатая бумага. Матушка держалась за край дверцы и шептала: – Помяни, Господи, царя Давида и всю кротость его! Помяни, Господи… Тише! тише! Куда сломя голову скачешь! Агашка! да держи же персики! ах, чтоб тебя! Помяни, Господи… Агашка обеими руками держалась то за дверцу, то за лукошко; меня подбрасывало так, что я серьезно опасался быть вышвырнутым из экипажа. Приехали мы в Гришково, когда уж солнце закатывалось, и остановились у старого Кузьмы, о котором я еще прежде от матушки слыхивал, как об умном и честном старике. Собственно говоря, он не держал постоялого двора, а была у него изба чуть-чуть просторнее обыкновенной крестьянской, да особо от нее, через сенцы, была пристроена стряпущая. Вообще помещение было не особенно приютное, но помещики нашего околотка, проезжая в Москву, всегда останавливались у Кузьмы и любили его. Я познакомился с ним, когда уж ему подходило под восемьдесят. Это был худой, совершенно лысый и недужный старик, который ходил сгорбившись и упираясь руками в колени; но за всем тем он продолжал единолично распоряжаться в доме и держал многочисленную семью в большой дисциплине. Хозяйство у него было исправное; двор крытый, обширный, пропитанный запахом навоза. Вырезанное посредине двора отверстие служило единственным источником света и свежего воздуха, так что с боков было совсем темно. На каждом шагу встречались клетушки со всяким крестьянским добром и закуты, куда зимой на целый день, а летом на ночь запирался домашний скот.

http://azbyka.ru/fiction/poshehonskaja-s...

Благодарю Господа, даровавшего мне благодать совершить непреткновенно языком Божественную литургию и чудно оживившего меня, мертвого прегрешениями, чрез причащение Божественных Своих Таин: я ощущал струи жизни духовной, проникающие чудно все внутренности мои, и возблагодарил Господа; но вскоре душа моя умертвилась чрез лукавое, с гнушением воззрение на одного некрасивого младенца, поднесенного к Святой Чаше. Я покаялся искренно в своем сердце в своем согрешении, и Господь помиловал. Чего мы еще прилепляемся к земле, когда естество наше спосажено со Иисусом Христом на небесах, на престоле и туда предтечею о нас вошел Иисус Христос? О, неразумие! О, безумие! Отвержение своей существенной пользы! Святые угодники, понимая благодатию Божиею всю цену вечных благ, отверглись поспешно всяких мирских похотей и возлюбили всем сердцем Бога. А мы маловажное предпочитаем бесконечно важному! 4 июня Среда. Открылось сильное течение золотушной материи ночью. Накануне и накануне кануна чувствовалось что-то неловкое, тяжелое, постороннее, гнилое, безжизненное в желудке и голова болела, голос был нечистый, слабый, болезненный. Я полагал, что засорен желудок (да это отчасти и справедливо, ибо несколько времени неправильно ходил за большой нуждой), а вышло, что в животе или около желудка скопилась золотушная материя, которая и стала течь ночью, хотя текла несколько раньше, дня два-три. Теперь стало мне легко, а было тяжело, невесело, неловко. Благодарю Пречистую Нетленную Матерь Божию, потребительницу тления, ибо в ушах была хлопчатая бумага, обмоченная в елей от Ее святой иконы у меня в кабинете. (И содовый порошок, мною выпитый вечером, по предложению Анны Константиновны, изволением Божией Матери, вся назирающей, имел полезное действие.) Взять еще. Мати Дево Владычице, чистоты Сокровище, источи мне и всем нам чистоту сердечную и телесную; премудрости Сокровище, источи нам мудрость духовную, нужную ко спасению, к уклонению от греха и к деланию добрых дел! Аминь. Среда. Утро. Благодарю Господа, восторжествовавшего благодатию Своею, милостию и силою Своею над всеми кознями врагов бесплотных, сильно уязвлявших и смущавших меня в начале утрени по причине мнительности моей касательно странного поступка свояченицы Анны Цветковой. Как дым рассеялись все смертоносные пакости во мне врагов, и я с величайшим веселием духовным, бодро и торжественно пел и читал каноны и говорил ектении, молитвы, отпусты. Слава милосердию и благопослушливости Владыки и Бога моего, Господа Иисуса Христа! Исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу [ Еф.5:18–19 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010