Глава 25 1–9. Пожертвование на устроение скинии. 10–22. Устройство ковчега завета. 23–30. Устройство в святилище стола для хлебов предложения. 31–40. Устройство светильника. Исх.25:1 .  И сказал Господь Моисею, говоря: Исх.25:2 .  скажи сынам Израилевым, чтобы они сделали Мне приношения; от всякого человека, у которого будет усердие, принимайте приношения Мне. Скиния устраивается на добровольные приношения как потому, что не было иных источников для приобретения необходимых материалов, так и потому, что она, жилище Всевышнего ( Исх.25:8, 29:45 ), Бога всего народа, является общенародным достоянием. Обращение к доброхотным жертвователям было так успешно, что после пришлось прекратить прием приношений ( Исх. 36:5–6 ). Исх.25:3 .  Вот приношения, которые вы должны принимать от них: золото и серебро и медь, Говоря о золоте, ст. 3 не прибавляет слова: «чистое» ( Исх.25:11, 17 ), а потому можно думать, что предметом приношений могло быть и очищенное, и неочищенное золото. Исх.25:4 .  и шерсть голубую, пурпуровую и червленую, и виссон, и козью [шерсть], Так как из материи указанных цветов (текелет, аргаман, толаат, шани) в соединении с виссоном (льном) устроились покрывала скинии ( Исх. 26:1 ), одежды первосвященника ( Исх. 28:4–5 и др.), а закон запрещает соединять нити из шерсти и льна ( Лев.19:19 , Втор. 22:11 ), то очевидно, что она не была материей шерстяной. Под «виссоном», из которого были сделаны десять покрывал скинии ( Исх. 26:1 ), завеса, отделявшая святилище от святого святых ( Исх. 26:31 ), завеса при входе в скинию ( Исх.25:36 ), а также сшиты ефод, пояс и наперсник судный первосвященника ( Исх. 28:5 и др.), хитоны, головные повязки, нижнее платье и пояса священников ( Исх. 39:27–28 ), разумеется, вероятно, хлопчатая бумага. Это доказывается теми названиями, которые давались данной ткани евреями. Из них «шеш» представляет видоизменение египетского слова «щепе», означающего «лен», а «буц» употребляется для обозначения сирийского льна, отличного от египетского ( Иез. 27:16 ). Лен и хлопчатая бумага жителями Востока строго не различались (арабское «каттунь» обозначает и «лен», и «хлопок», а также полотняную материю из хлопка или льна).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава XVIII. Дорога из Назарета к горе Кармил. – Каифа «И идее, и прииде до человека Божия в гору Кармилскую». ( 4Цар 4:25 ) Мы ехали горными ущельями. В одном из них веселая деревенька Эль-Мух-Бей, окруженная пальмами и апельсинными деревьями. Через час с четвертью пути выехали мы на большую дорогу; за нею следуют два малые хребта гор, разделенные другою долиною. Со второго хребта, через 3 часа и 20 минут от Назарета, открывается берег моря. Отсюда еще видна была вершина Фавора. Тут начинается обширная равнина, которая ведет уже прямо к морю. Вся эта земля, почвы самой плодородной, оставлена в запустении. Через час от последнего горного хребта (4 часа и 20 минут от Назарета) переехали мы вброд знаменитый по истреблению Вааловых жрецов поток Кисон (по-арабски Нар-Эль-Мукутта), который вытекает от подошвы горы Фавор. Вдоль гор налево видны среди рощ две или три деревеньки. Мы отдыхали в тени близ водоема, принадлежащего деревеньке Беладуш-Шейх, (в 11 часов). Через час отправились в путь и опять переезжали вброд поток Кисон у самой подошвы гор. Должно полагать, что здесь происходило истребление Вааловых жрецов по велению Пророка Илии ( 3Цар 18:40 ). Здесь окрестность обработана и тут уже развертывается море. Направо – цепь гор Сирийских с одинокою снежною вершиною Эрмона; перед нами, на берегу моря, рисовалась Каифа. Я нетерпеливо искал взором гору Кармил, вокруг которой толпятся столько воспоминаний – но она все еще не была видна; она открывается внезапно и совсем уже при подъезде к Каифе. Каифа, построенная у подошвы Кармила и близ устья Кисона, считается гаванью, но эта гавань почти не существует и защищена только с юга; это опасная якорная стоянка. Город образует четверосторонник и обнесен низкими стенами с несколькими башнями. Одна из укрепленных башен стоит на холме, прилежащем к городу, и господствует над ним и гаванью, внутренность обнаруживает большую бедность и нечистоту жителей считают здесь до 5000 человек, в числе которых 300 или 400 христиан торг малозначащ; главный вывоз: хлеб, оливы, хлопчатая бумага, морские губки и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/puteshe...

Если бы на земле было более веры, нежели сколько ожидается награды на небесах: то я уверен, возлюбленные сестры мои, что ни одна из вас, познавши Бога и размыслив о собственном бедствии, не захотела бы казаться веселою, а тем паче гордою, в своем одеянии; но напротив того верно старалась бы носить самые грубые и простые одежды. В таком наряде каждый сознавал бы в вас Еву огорченную и кающуюся, и вы бы могли скромностью своею изгладить с одной стороны стыд первого преступления, навлеченного на вас праматерью вашею, а с другой упрек, делаемый полу вашему в том, что он был причиною гибели всего рода человеческого. Всякая жена не может не сознать в лице своем первопреступной Евы, потому что она подобно ей рождает детей в болезнях, терпит те же муки, состоит в той же зависимости. Наказание первой жены не перестает лежать на всем ее поле, который по сему как будто не может не участвовать и в ее преступлении. Как же, несчастная жена! Ты была так сказать дверью для диавола, ты получила от него для нашей гибели запрещенный плод, ты первая возмутилась против Творца твоего, ты соблазнила того, на кого диавол не смел напасть, ты изгладила в человеке лучшие черты божества, наконец исправление вины твоей стоило жизни Самому Сыну Божию; и после всего сего ты мечтаешь, ты смеешь украшать всячески ту кожу, которая дана была тебе единственно для прикрытия стыда ( Быт 3.21 ). Если бы с самого начала мира были в употреблении тончайшая Милезийская шерсть и собираемая Скифами с дерев хлопчатая бумага, если бы роскошь установила с тех пор ценность багрянице Тирской, вышиванию Фригийскому и тканью Вавилонскому, если бы люди начали с того времени придавать блеск одеждам посредством белизны жемчуга и ослепительного сияния драгоценных камней, если бы скупость человеческая тогда же извлекла золото из сердца земли, если бы любопытство жен изобрело употребление зеркала для легчайшего обмана глаз заимствованными приятностями, если бы вся сия смесь гордости и суетности совместна была в мире с самого начала его: то думаете ли вы, любезные сестры, что праматерь ваша Ева, отягощенная бременем своего греха, изгнанная из рая сладости, из жилища счастья, полумертвая как от раскаяния, так и от предчувствия заслуженной ею смерти, думаете ли вы, говорю, что она в сем состоянии стала бы заботиться о столь многих суетных и пышных украшениях для прикрытия бедного своего тела и для избежания от стыда, грехом причиненного? И так если вы хотите оживить в себе праматерь свою Еву, изморенную и кающуюся: то вам не надобно искать и звать того, чего она не имела и не звала во время своей жизни, Все сии суетные украшения приводят только в замешательство жену, изъятую от благодати и почти уже осужденную: она кажется ни к чему иному не служат, как к погребальной ее церемонии.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/ob_...

Крит, Критяне Крит, Критяне ( , – от – отделять, отрубать, отрезать, истреблять, по иным: палач, палачи, убийцы; по другим: изгнанный из своего отечества, чужой, иноземный; Κρτη, Κρτες; Creta, Cretenses, Interfectores; Критъ, Критяне; L: Krieger, Creta, Creter): Иез.25:16 . Соф.2:5–6 . 1Мак.10:67 . Деян.2:11, 27:7, 13 . Тит.1:5 . – Крит, иначе Кандие – остров, лежащий в восточной части Средиземного моря, на юг от Эгейского, почти в средине между тремя известными частями древнего мира Азией, Африкой и Европой. Берега острова вообще круты; южные во многих местах совершенно неприступны; но по северным берегам есть довольно бухт и больших гаваней. Из многих утесистых мысов его в Св. Писании упоминается мыс Салмон ( Деян.27:7 ), лежащий на восточном конце острова. Кругом берегов острова много находится маленьких островков. Больший из них, выше северного берега, называется Диа (Dium); ниже южного берега – Клавд или Клавда ( Деян.27:16 ). Внутри острова проходит горная цепь. Важнейшие в этой гористой земле на западе – Белые горы; в средине возвышается, почти постоянно покрытая снегом, гора Ида. Величественная гора эта к югу спускается до равнины Гортины, тянущейся от запада к востоку и составляющей единственную равнину острова. Она орошается рекой Електра, и на юге отделяется от моря горой Астерузия. На востоке Иды лежит гора Аргеус, соединяющаяся к юго-востоку с горой Артиум. Восточная часть острова называется Дикте, от горы Дикте (Dictaeus, ныне Сециа). Zell. 1. р. 855. Климат на острове, в низменных местах, нежный и приятный; зной умеряется приятным морским воздухом и прохладительными северными ветрами. Только на самых высоких горах бывает снег, который остается на них до самого лета. Минераллов на острове мало. Важнейшие из них: железо, известняк, песчаный камень, мрамор и алебастр. Почва земли весьма плодородна, и в древности, будучи хорошо возделываема, приносила превосходные произведения, и в большем количестве, чем ныне. Особенно в славе были: пшеница и южные плоды всякого рода, – и именно: лимоны, апельсины и квиты, которые римляне отсюда привозили в Италию; далее хлопчатая бумага, критское вино и деревянное масло.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

Скачать epub pdf Иоанн Федоров Иоанн Федоров , Диакон Московской Кремлевской Церкви Николая Гостунского и Петр Тимофеев прозванием Мстиславец, были не писатели, а только художники и заводчики первого книгопечатания в России при Царе Иоанне Васильевиче. Но поскольку История книгопечатания принадлежит к Истории Словесности, то здесь под именами сих художников предлагается статья о Славено-Русских Типографиях. У Славено-Руссов, подобно как и у прочих народов до изобретения Типографий, книги были только письменные, письмом уставным, потом полууставом, а наконец скорописью. Для писания оных сперва употреблялся пергамен или хартия, потом бумага хлопчатая и льняная. Но в 10 главе Устава Иосифа Волоколамского упоминается, что в Монастыре Преподобного Сергия Радонежского по бедности писалися и Святые книги не на хартиях, но на берестах. Может быть, тогда не известна еще была в России ни хлопчатая, ни льняная бумага, или также дорого покупалася. В XV веке, вскоре по изобретении книгопечатания, появилась на свет и Славянская печать; однакож не у нас, а сперва в Кракове. Первым Типографом Святополком Фиолем там напечатанные Славянские книги были Псалтирь, Часослов и Октоих 1491 г.; потом Часослов в Венеции 1493, Октоих в Черногории 1495; потом в Угровлахии Напрестольное Евангелие 1512 г. в малый лист; потом в Праге с 1517–1519 гг. в 4 долю листа несколько Библейских Книг Русского перевода Полотского Доктора Франциска Скорины, и его же перевода, или, лучше сказать, только поправки: Апостол 1525 г. в 8 долю листа в Вильне, и того же года там же Апостол, Шестоднев Канонник и Псалтирь; 1527 г. напечатан в Венеции Славянский Катехизис; 1538 г. в Убнетциях (т.е. в Венеции), Минея общая или справедливее Сборник Праздничных Служб; 1545 г. в Сербии Псалтирь с Восследованием; 1547 г. там же Молитвослов; 1554 г. в Тубинге Новый Завет на Хорватском или Кроатском языке; 1561 г. в Несвиже Лютеранский на Польско-Русском языке Катехизис, переведенный отступниками от православия Матфеем Кавечинским, Симоном Будным и Лаврентием Крышковским; 1568г. в Зублудове Учительное Евангелие; и многие другие книги в разных иностранных городах. (См. Библиографические листы П.И. Кеппена 1825 г.)

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Кипр Кипр (Κπρος; Cyprus; Кпръ; L: Сурегп, Cyprus): 1Мак.15:23 , 2Мак.4:29, 10:13, 12:2 . Деян.4:36, 11:19, 20, 13:4, 15:39, 21:3, 27:4 . – Остров – в восточной части Средиземного моря, между берегами киликийским и сирийским, гористый, в древности весьма плодородный, особенно богатый пшеницей, виноградом, маслом, гранатовыми яблоками, смоквами, садовыми произрастаниями, хлопчатой бумагой, льном, благовонною смолою, воском и медом, так что плодородием своим не уступал Египту. И в позднее время шелк и хлопчатая бумага считались главными произведениями земли. Особенно в славе были леса кипрские, кедровые, кипарисные, дубовые, буковые, доставлявшие хороший материал для кораблестроения. Находили также здесь разного рода драгоценные камни и металлы – железо, свинец, олово, особенно в древнее время славилась кипрская красная медь. Такое богатство острова, равно как и положение его между Малой Азией, Сирией, Египтом и Грецией, весьма благоприятствовали его торговле, и это вместе с рудниками и всякого рода фабриками и мануфактурными произведениями делало жителей богатыми и питало роскошь. Отсюда их упрекали в изнеженности, сладострастии и распутстве; и этим объясняется и то обстоятельство, что здесь распространено было служение Венере, которая по преданию произошла на берегу Кипра из пены морской, и оттого получила прозвание Кипрской (Cypria Venus), также Пафской – от города Пафа (Paphia Venus). Первые жители Кипра, вероятно, были финикияне, и ими построены были многие города. О финикийском населении свидетельствуют надписи, найденные здесь в Кициуме. Впрочем, с давних времен и греки имели здесь по берегам свои колонии. Потом, при Амазисе, они покорены были египтянами, и вскоре – персами, под владычеством коих имели своих правителей. Потом, после победы над Дарием при Иссе, перешли под власть Александра Македонского, и по смерти его попали под власть египтян, и наконец, в 57-м году до Р. Хр. – под власть римлян. В Св. Писании В. Зав. Кипр упоминается во времена Маккавейские ( 1Мак.15:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

ПИСАНЬЕ ПИСАНЬЕ ср. действ. по глаг. что написано, письмо, посланье. Писание, по преимуществу, Священное писание, Ветхий и Новый Завет . Пись ж. арх. несклон. рука, почерк, письмо. Така у него худа пись. Писанка ж. южн. расписанное разными красками в узор пасхальное яйцо: его пишут проволочным крючочком, который макают в воск; положенное в краску, оно окрашивается только на пробелах. Писанка ты моя! костр. милая, желанная, красавица. Писало ср. вообще, орудие, коим пишут: перо, карандаш, трость, кисть; говор. ныне шутя, или о каком особом орудии, напр. На папирусе писали особым писалом. Писанцы м. мн. сиб. неизвестные начертанья, чуждые письмена, встречаемые на береговых скалах; черты, резы, знаки, в которых есть, или предполагается, смысл. Писальный, к писанью служащий. Писака, бойкий, борзый писец, скорописец с хорошим почерком; или опытный приказный, подъячий. Этот писака настрочит просьбу какую хочешь! Плохой писатель, бездарный сочинитель. Этого писаку не уймешь. Писачий, к нему относящ. Писакин, ему лично принадлежащий. Писея ж. мастерица чисто и бойко писать; охотница писать, сочинять. Писец м. вообще, кто пишет, по обязанности, званию, должности; писарь, переписчик; в судах, писцы состоят не в штатной должности, а в столах, для переписки бумаг. Стар. кто составлял писцовые книги, переписывал земли, угодья и статьи, подлежащие сбору; церк. историограф, летописец, ведущий дневные записки событиям. Пищея ж. (писать? пищать?) пск. твер. сплетница, вестовщица. Писцовый, к писцу относящ. Писцовая должность. Писцовые книги или столбцы, стар. перепись людей, земель, имуществ и владений. Писцовая дача, стар. жалованное поместье, наперед описанное. Писчик м. иногда говор. вм. писец или писарь; подъячий; перм. сельский писец. Писчий прилаг. для письма, писанья служащий. Писчая бумага, не хлопчатая, не промокательная, и не почтовая и пр., а в больших листах. Писчая белка (обелка?) стар. писчее ср. пошлина за перепись земель и угодий, с владельцев. Сущ. м. церк. писец, в знач. царского летописца. Писарь м. низшее должностное лицо, для переписки бумаг. Волостной писарь или земский. Это полковые писаря гуляют. Такой писарь, что мыслете пишет, пьяный человек. Не то писарь, что хорошо пишет, а то, что хорошо подчищает. Писарша, жена писаря; писарка, женщина писарь. У нашего мирового писарка правит за писаря.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Кипр Кипр ( I Mak. XV:23 ; Дeяh. IV:36, XI:19 и др.) – остров в восточной части Средиземного моря, между киликийским и финикийским берегом, имеющий вид неправильного параллелограмма и оканчивающийся длинным, узким полуостровом в с.-в. направлении. Во всю длину острова тянется цепь известных с древности в мифологии Олимпийских гор, высшая вершина коих г. Олимп имеет 7 000 футов в высоту. На юг от означенных гор тянутся очень живописные равнины, в которых в обилии растут нарциссы, анемоны и лютики. Да и вообще остров славился в древности производством пшеницы, винограда, гранатовых смокв, благовонной смолы, воска, меда и т. п. Впрочем, шелк и хлопчатая бумага считались главными произведениями острова, а кипрские леса кедровые, кипарисовые, дубовые особенно славились богатством хорошего материала для кораблестроения. Кипр также славился своими медными рудниками, обильным производством вина, плодов, меда, льна и т. п. Саламин ( Дeяh. XIII, 5 ) был главным г. Кипра и лежал на восточном берегу, а Пафос – второй большой город, находился на противоположной оконечности острова и был впоследствии резиденцией римского правителя. Он называется и доселе также Пафосом или Баффой. Остров первоначально был заселен финикиянами и постепенно переходил под власть Египта, Ассирии, Персии и Рима. Быть может, на о. Кипр указывается и в Ветхом Завете, именно в книге пр. Иезекииля ( Ueз.XXVII, 6 ) под названием островов Киттимских, а из I Мак. книги ( I Mak.XV, 23 ) видно, что во времена Антиоха здесь жило много евреев. Жители Кипра в древности, как известно, отличались распущенностью своих нравов. Означенный остров был месторождением Варнавы ( Дeяh. IV, 36 ). Христианство впервые введено здесь несколькими лицами, бежавшими сюда от гонений, бывших после убиения Стефана ( Дeяh. XI, 19 ), и затем некоторые из кипрян пошли в Антиохию и проповедовали здесь Господа Иисуса Христа грекам (ст. 20). Из Антиохии Павел и Варнава выступили на миссионерское поприще, и о. Кипр был первым местом их апостольской деятельности. В г. Пафосе они противодействовали козням волхва Елимы и обратили к вере проконсула Сергия Павла ( Дeяh. XIII, 4–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

   Если бы на земле было более веры, нежели сколько ожидается награды на небесах: то я уверен, возлюбленные сестры мои, что ни одна из вас, познавши Бога и размыслив о собственном бедствии, не захотела бы казаться веселою, а тем паче гордою, в своем одеянии; но напротив того верно старалась бы носить самые грубые и простые одежды. В таком наряде каждый сознавал бы в вас Еву огорченную и кающуюся, и вы бы могли скромностью своею изгладить с одной стороны стыд первого преступления, навлеченного на вас праматерью вашего, а с другой упрек, делаемый полу вашему в том, что он был причиною гибели всего рода человеческого. Всякая жена не может не сознать в лице своем первопреступной Евы, потому что она подобно ей рождает детей в болезнях, терпит те же муки, состоит в той же зависимости. Наказание первой жены не перестает лежать на всем ее поле, который по сему как будто не может не участвовать и в ее преступлении. Как же, несчастная жена! Ты была так сказать дверью для диавола, ты получила от него для нашей гибели запрещенный плод, ты первая возмутилась против Творца твоего, ты соблазнила того, на кого диавол не смел напасть, ты изгладила в человеке лучшие черты божества, наконец исправление вины твоей стоило жизни Самому Сыну Божию; и после всего сего ты мечтаешь, ты смеешь украшать всячески ту кожу, которая дана была тебе единственно для прикрытия стыда (Быт 3.21).    Если бы с самого начала мира были в употреблении тончайшая Милезийская шерсть и собираемая Скифами с дерев хлопчатая бумага, если бы роскошь установила с тех пор ценность багрянице Тирской, вышиванию Фригийскому и тканью Вавилонскому, если бы люди начали с того времени придавать блеск одеждам посредством белизны жемчуга и ослепительного сияния драгоценных камней, если бы скупость человеческая тогда же извлекла золото из сердца земли, если бы любопытство жен изобрело употребление зеркала для легчайшего обмана глаз заимствованными приятностями, если бы вся сия смесь гордости и суетности совместна была в мире с самого начала его: то думаете ли вы, любезные сестры, что праматерь ваша Ева, отягощенная бременем своего греха, изгнанная из рая сладости, из жилища счастья, полумертвая как от раскаяния, так и от предчувствия заслуженной ею смерти, думаете ли вы, говорю, что она в сем состоянии стала бы заботиться о столь многих суетных и пышных украшениях для прикрытия бедного своего тела и для избежания от стыда, грехом причиненного? И так если вы хотите оживить в себе праматерь свою Еву, изморенную и кающуюся: то вам не надобно искать и звать того, чего она не имела и не звала во время своей жизни, Все сии суетные украшения приводят только в замешательство жену, изъятую от благодати и почти уже осужденную: она кажется ни к чему иному не служат, как к погребальной ее церемонии.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Скачать epub pdf Словарь Абие – тотчас, вдруг, опять Ага – турецкий придворный сановник или военачальник Агар – нагар Агия – святой Адам – человек Ажно – если, что; даже, вот; как, как вдруг; а на самом деле Акафист – церковное песнопение во славу Христа, Богородицы, святых Аки – как, словно Алла – обращение к Богу у мусульман Ан – а вместо того, а на самом деле; вот и; то Арака (рака) – водка Арба – телега с высокими колесами Артель – товарищество, группа (паломников) Архидьякон – почетный титул первого среди дьяконов Аспид – яшма, сланец Афедрон (анфедрон) – задний проход Аще – если Базаряне (бозырьяне) – купцы, торговые люди Басня – рассказ, история Басурман (босурман, бусурман) – иноверец, нехристианин Батожье – палки, дубины Баять – говорить Бей – титул высших офицеров и чиновников в султанской Турции Бельцы – немонахи, миряне или белое духовенство Безчиние – нарушение порядка Бить челом – просить Блюсти – оберегать, хранить, остерегаться Богомотание (богоматане) – беспорядочное движение, бормотание во время молитвы Борозда – арык Борошен – скарб Бранный – военный Брашно – еда Буква – здесь: букет Бумага хлопчатаяхлопок Бурмистр – член городского самоуправления Вайя – пальмовая ветвь Вборзе – быстро, вскоре, поспешно Вдрязг – сильно, очень; окончательно, совершенно Ведомость – весть, известие Велдеган (елдеган, селдеган) – гостиный двор Вельми – очень; очень много Вервь – веревка Вержение – полет (стрелы, камня) Вертеп – пещера Верховой – дворцовый (мастер) Весь – селение Вечеря – ужин Взять Светлое воскресение – встретить праздник Пасхи Виноград – сад, виноградник Винтовать – джигитовать Внегда – когда, в то время как Вождь – проводник, провожатый Возвод – приспособление для подъема воды; подъемная часть моста Возмяться – прийти в волнение Волак – гонец Воложский – грецкий (орех) Волох (волошанин, волошенин) – житель Воложской земли (Валахии) Ворота – фарватер Восвояси – в свой дом Вось – вот Впервой – в первый раз, впервые Вправду – правдиво, без обмана; справедливо

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010