9 Сентября. На введение Богородицы. „Якоже пишет пророк”. 21 Ноября. О милостыни и о смирении. „Яко подобает милостыню хотно творити”. 2 Июля. Об Аврааме. 9 Октября. Перед Воздвижением креста поучения два. 13 Сентября. На Воздвижение честного креста. 14 Сентября. В неделю св. праотец слово со стихи. 16 Декабря. О Евлогии монасе и о нищем расслабленном. 12 Сентября. Пророка Захарии к немилостивым. 5 Сентября. Об исповедании. 13 Ноября. Како достоит у церкви стояти со страхом всякому веровавшему. 17 Мая. О кузнеце, двигнувшем гору. 6 Октября. На предпразднство рождества Богородицы. 7 Сентября. О крестящихся и прочитающих книги. 31 Августа. О милостивом схоластице. 8 Октября. Похвальное Кириллу архиепископу и Мефодию. 14 Октября. Похвальное мученикам Сергию и Вакху. 7 Октября. Похвальное апостолу Фоме. 6 Октября. О разбойнице, спасшемся слезами в 10 дни. 17 Октября. О старцех, иже спасоша блудницу учением. 14 Сентября. Три поучения на праздники. 1 Сентября. О юноше совлачащем мертвецы. 2 Сентября. Сборники слов: Евангелие учительное [ см. выше стр. 269 ], Сборники слов Златоустого [ см. выше стр. 271 ]. 5. Статьи догматического и нравственного содержания. Творения Дионисия Ареопагита [ см. выше стр. 269 ]. Василия Великого к Амфилохию о св. Духе [ см. выше стр. 267 ]. У Жмакина в митрополите Данииле, стр. 430, примечание 4. Подлинник в Патрологии Миня t. 32, p. 68–217: Περ το γ ου Πνεματος πρς.... μφιλχιον..., ν κεφαλαοις λ’ (30). Григория Нисского слово против Евномия и о воскресении [ см. выше стр. 269 ]. У Жмакина ibid. стр. 333. Взято Даниилом из толкования на Деяния Апостольские. Многосложный свиток [ см. выше стр. 272 ]. (В словах [ стр. 277–292 ] много догматического). Анастасия, патриарха Аниохийского, и Кирилла Александрийского  – Изложение вкратце о вере по вопрошению. Синодальная рукопись листы 105–106, стр. 321, XVI век. Академическая рукопись лист 1. Академическая рукопись лист 169: Кирилла Александрийского вопросы и ответы о Троице, – это же или особое? На греческом у Миня t.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Гл. 12. Кто говоритъ, что Отецъ и Сынъ и Святой Духъ — одно и тоже, тотъ анафема да будетъ. Кто Сыну и Слову, или Его царству приписываетъ начало или конецъ, анафема да будетъ. Кто говоритъ, что Сынъ или Духъ Святый есть часть Отца, и не признаетъ, что Сынъ произошелъ изъ существа Отчаго прежде всякаго анафема да будетъ. О же Слова единороднаго Сына мы исповедуемъ, что Сынъ соделался и человекомъ безъ греха по всей человеческой природы, то есть души разумной и мыслящей и плоти человеческой. Веруемъ въ единаго Бога Отца вседержителя, Творца всего видимаго и невидимаго, и въ единаго Господа Христа, Сына единороднаго, рожденнаго отъ Отца, то есть изъ существа Отца, Бога отъ Бога, света отъ света, Бога истиннаго отъ Бога истиннаго, рожденнаго, несотвореннаго, единосущнаго Отцу, которымъ сотворено все находящееся на небе и на земле. Насъ ради человековъ и нашего ради сшедшаго, и воплотившагося, и вочеловечившагося, пострадавшаго и воскресшаго въ день, восшедшаго на небеса, грядущаго судить живыхъ и мертвыхъ; и въ Духа Святаго. Техъ же, которые говорятъ, что было время, когда Его не было, и что прежде Онъ не существовалъ, и утверждаютъ, что Онъ произошелъ изъ или изъ иной ипостаси, или сущности, или что Сынъ подлежитъ или всехъ такихъ проклинаетъ соборная и апостольская Церковь. Я Фотинъ — пресвитеръ Анкирской соборной церкви верую и мыслю такъ, какъ написано выше. Я пресвитеръ той–же церкви верую и мыслю такъ, какъ написано выше. Я Гигинъ — той–же церкви верую и мыслю такъ, какъ написано выше. Я Гераклидъ — той–же церкви верую и мыслю такъ, какъ написано выше. Я чтецъ той–же церкви верую и мыслю такъ, какъ написано выше. Я защитникъ той–же церкви верую и мыслю такъ, какъ написано выше». Вотъ что написано было ими къ исповедникамъ и отцамъ. Итакъ если, по суду разумныхъ людей, это веры можетъ считаться въ числе лучшихъ, то пусть такъ и будетъ. А если въ этомъ самомъ при его разборе найдется что–нибудь ошибочное и неправильное, то пусть, по любомудрыхъ такъ и будетъ. Передавши во всемъ вышеизложенномъ разсказъ о Маркелле, я оставлю его и буду разсматривать по порядку ереси. Противъ духоборцевъ. Ересь пятдесятъ четвертая, а по общему порядку семдесятъ четвертая

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

Такова и сама жизнь Церкви; сколько небо выше земли, столько эта жизнь выше древней. Поэтому он и говорит: « высок над всеми народами Господь ». Величая Бога служением, мы знаем и то, что и это с Его стороны есть снисхождение, потому что, хотя наше служение и выше древнего, однако оно ниже Его достоинства. Павел, показывая различие ведения. существующего ныне и имеющего быть в будущей жизни, говорит: « когда я был младенцем, то по–младенчески говорил, по–младенчески мыслил, по–младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое » (1 Кор. 13:11), и еще: « мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу » (1 Кор. 13:9, 12). Этим он выражает, что ведение настоящее настолько отстоит от будущего, насколько младенец от мужа, достигшего совершенного возраста. « Выше небес слава Его ». Сказав о хвалении и величании Бога посредством человеческой жизни и научив именно так величать Бога, так хвалить, так превозносить, пророк побуждает нас еще к большей добродетели, показывая, где особенно совершается такая хвала. Где же? На небесах. Там слава Его. Ангелы особенно прославляют Его, прославляют не только по собственной природе, но и чрез послушание людей, которым они служат, ревностно содействуя исполнению желаний и заповедей Его. Потому и говорит пророк: « сильные крепостью, творящие слово Его » (Пс. 102:20). И в Евангелии Христос заповедал молиться так: « да будет воля Твоя и на земле, как на небе » (Мф. 6:10), т. е. как ангелы святят имя Его, чуждаясь всякого порока и ревнуя о добродетели, — так да сподобимся и мы святить Его. Это выражает пророк и здесь: « выше небес слава Его ». Итак, не смотри только на твари, видимые на земле, и на стройность неба, но вознесись умом от чувственного к духовному, к красоте тамошних существ и к светлости тамошней жизни, и тогда ты узнаешь, каким образом « выше небес слава Его ». 3. Видишь ли, как он мало–помалу окрыляет ум слушателей? Таким образом, возвысив слушателя от земли и устремив к небу, расположив его опять размышлять о предметах высших, далее он переходит к другому доказательству силы Божией и говорит: « поднимающий с земли нищего и от гноища возвышающий убогого » (ст. 7).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

С. Успенский Шестой член Символа веры И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца Вознесение Господне Клубясь и сверкая на воздухе чистом, Из области горних чудес Все ниже и ниже в движеньи волнистом Спускается облак с небес. Как светлою ризой мгновенно одело Спасителя с ног до главы, Когда отделялось Пречистое тело От свежей нагорной травы. И медленно, плавно, все выше и выше Подъемлется облак с Христом; А он осеняет Апостолов свыше Последним, прощальным крестом. Все выше и выше... в дали лучезарной Становится облик бледней... И вот исчезает... И лик светозарный Сокрылся из глаз рыбарей... Вознесение Иисуса Христа на Небо Уже сорок дней прошло с тех пор, как воскрес телом Господь, и в эти дни Он являлся многим из учеников Своих, и все убедились, что Он действительно воскрес. По прошествии же сорока дней Он явился им в последний раз. Все они, по Его указанию, собрались в Иерусалиме на любимую Им Елеонскую гору, собрались вечером, на закате солнца, и тихо беседовали. И вдруг снова среди них явился Иисус и сказал им: «Мир вам». Все обрадовались Его появлению, и всех Он поучал, как прежде, правде и достижению Царства Божия и, наконец, сказал им: «Смотрите, оставайтесь в Иерусалиме и ждите несколько дней обещанного Отцом Моим Утешителя, о Котором Я уже говорил вам. Иоанн крестил водой, а вы через несколько дней будете крещены Духом Святым». Тогда некоторые из стоявших спросили Его: «Господи, не в это ли время Ты восстановишь царство Израиля?» Но Господь строго остановил их: «Не ваше дело, – сказал Он, – знать времена, или сроки, которые Отец Мой положил в Своей власти. Вы же получите силу, когда сойдет на вас Дух Святой, и будете свидетельствовать обо Мне и в Иерусалиме, и во всей Иудее, и в Самарии, и даже во всех краях земли». И, сказав это, Он встал, благословил всех и тихо начал подниматься от земли все выше и выше, и, наконец, светлое облако скрыло Его. С умилением и грустью смотрели собравшиеся, как возносился Господь. Все они долго и пристально смотрели туда, в вышину неба, где скрылся их любимый Учитель и Господь.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Ер. V (целиком): «Божественный мрак есть тот неприступный свет, в котором, по словам Писания ( 1Тим. 6:16 ) живёт Бог. И поскольку Он от чрезвычайного сияния невидим и от преизбытка пресущественного света неприступен, то пребывает в нём только тот, кто достоин знать и видеть Бога, и истинно пребывая в нём, выше видения и познания чрез ещё самое невидение и незнание познаёт то, что Он выше всего чувственного и умного, и взывает с Пророком: чудно для меня ведение Твоё, высоко, не постигаю его ( Пс. 138:6 ). Так, конечно, божественный Павел познал Бога, когда познал, что Он – выше всякого понятия и разумения; посему и называет пути Его неисследимыми, Его дары неизреченными ( Рим. 9:33 ), и мир Его превышающим всякий ум ( Флп. 4:7 ), поскольку он обрёл Того, Который выше всего, и выше понятия уразумел, что Он – выше всего будучи Творец всяческих». 6. В свете этих энергий исходит понятие Бога. а) Только тут мы различаем Сущность, энергию, тварь, и только тут говорим в деталях о том, о другом и о третьем. в) Так, прежде всего, тут мы различаем Лица пресв. Троицы, Имя Божие, Софию, Премудрость Божию. с) К Св. Троице – также тот троякий подход. d) Фuлocoфcku-дuaлekmuчecku тут – отвлечённая конструкция смысла, которая не говорит ни об Отце, ни о Сыне, ни о Св. Духе, ни даже о Боге. [Сверхсущее единство, идеальная осмысленность и становление смысла, рождение. Слово, исхождение]. Но – не Бог. Глава 26. 11 тезисов о Софии, церкви, имени. А.Ф. Лосев 605 1923 г. 1. О наиболее принципиальной стороне. 2. Чтобы это понятие стало ясным, необходимо предварительное учение о Софии. 3. София не есть ни Богородица, ни Ангел. Это – самостоятельное начало в Божественном бытии. а) Вспомним наше учение о Троице. в) Триединый Смысл предполагает некую природу или факт, на чём Он осуществляется. Иное, где Бог царствует вечно и неизменно. Тело и субстанция смысла, мощь его. Это и есть София. с)  Притч. 8:22 «Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони». Притч. 8:23 «От века я помазана, от начала, прежде бытия земли».

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

А почему они не дрогнули? Потому что у них были ценности, которые выше человеческой жизни. Когда мы поклоняемся памяти героев, мы утверждаем, что в нашем народе сохраняется и сегодня убеждение в том, что есть ценности, ради которых можно и нужно отдать жизнь. И одной из таких ценностей является Отечество и народ наш в его совокупности. Потому что если не защитить Отечество и народ, то не будет и будущего " . Как правильно эти слова звучат в момент, когда многие пытаются сказать: " Нет и не может быть ценностей выше потребления, выше житейского комфорта, выше стяжания, а уж тем более выше здоровья, а уж тем более выше земной жизни " . Христианское миропонимание – совсем другое. Оно несовместимо с животной или полуживотной жизнью ради материальных благ и ради выживания в этом мире. Упомянутые слова действительно очень расходятся с установкой многих в современном мире. Не нужно бояться этих слов, не нужно бояться того, что мы свидетельствуем, в том числе людям, которым это очень не нравится. Христианин живет ради вечного блага, ради вечной жизни, которая стяжается – в том числе, очень часто, по обстоятельствам испорченного грехом мира – через жертвенность, через способность отдать свою жизнь ради веры, ради Отечества, ради народа, ради ближних. Но, конечно, понимая, что современному человеку нужно быть внутренне готовым к самопожертвованию и к защите веры, святынь и ближних, Церковь всегда надеется на то, что любые человеческие противоречия разрешатся миром. Когда Святейший Патриарх встречался с юными учащимися Президентского кадетского корпуса – людьми, которые готовят себя к военной службе и находятся практически в одном пространстве со взрослыми курсантами военного училища, – он обратился к ним следующими словами: " Мы молимся о том, чтобы никогда наши солдаты, офицеры реально не жертвовали жизнью. Но это не означает, что надежда на мир должна ослаблять наши усилия по воспитанию молодежи, в том числе и в способности защищать Отечество " . О людях, защищающих свой народ, Церковь молится всегда.

http://religare.ru/2_104672_1_21.html

Так и в отношениях Иоанна ко Христу: он был главным действующим лицом в приготовлении народа к принятию Христа, он перстом указал народу пришедшего Мессию. Христос вступил в дело общественного служения, как жених вступает в права мужа: дело друга жениха окончено. Ему должно расти: Его влияние, Его авторитет, Его деятельность должны возрастать, увеличиваться, распространяться, Его учение должно охватить всю землю; а мне умаляться: как блеск утренней звезды постепенно меркнет по мере того, как восходит солнце (ср. Феофил.). Урок ученикам Иоанновым: итак, ревнивое чувство ваше в отношении моём к Иисусу совершенно неуместно; успокойтесь: это так должно быть; когда солнце восходит, звезды меркнут; радуйтесь этому восходу, как радуюсь я. Приходящий свыше и пр.: вот глубокое основание отношения Иоанна ко Христу, указанного выше им, – Христос пришёл с неба. (По глубокой связи этого и последующих до конца главы стихов с предшествующими и по сходству речи этой с речами Крестителя о Христе в 1-й главе нельзя принять предположения, что всё отделение с 31 по 36 ст. – речь не Крестителя, а самого ев. Иоанна). Приходящий свыше: не в смысле только посланничества, ибо и посланничество Крестителя было свыше, но – речь о небесном происхождении лица Мессии в том смысле, в каком говорил о Себе Сам Христос в беседе с Никодимом (выше ст. 13 и примеч.; ср. Ин. 6:33, 8:23 ). – Выше всех: по Своей природе и Своему служению в качестве Мессии. Все люди в отношении ко Христу стоят как имеющие нужду в искуплении, а потому Он не только по Своей божественной природе, но и по Своему служению (о котором здесь главным образом говорит Креститель) неизмеримо выше всех и его самого – Крестителя, которого ученики его имеют ревность предпочитать Иисусу. Он выше всех пророков с Моисеем во главе ( Евр. 1:1 ; гл. 2), выше Ангелов ( Евр. 1:4–14 ), господствует над всей вселенной ( Рим. 9:5 ; Еф. 1:21–22 ; Кол. 1:15–19 ). – А сущий от земли земной и есть: в противоположность пришедшему с неба Мессии все люди суть сущие от земли, земные, – низшей, человеческой природы.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

3) «Пресвятая», «Пречистая», «Преблагословенная», «Пренепорочная». О слове «Пресвятая» протестанты нередко иронизируют, говоря, что в Библии Бог называется «святым» ( Откр.3:7 ), а Марию православные (и католики) называют «пресвятой», и «получается, что православно-католическая Мария святее Самого Бога» . На самом же деле, называя Марию «Пресвятой», православные вообще не сравнивают Её святость со святостью Бога. «Пресвятая» значит «самая святая» и «самая избранная» из людей , и это есть чистая правда. И, конечно же, Дева Мария есть самая чистая, самая благословенная и самая непорочная из людей, иначе Она не была бы избрана Богом в Матери для Своего Сына. Деву Марию Церковь действительно весьма почитает, по праву поставляя Её выше Ангелов, но ни в коем случае не выше Бога – это было бы полное безумие, ибо как тварь может превзойти своего Творца, и кто может быть святее Бога? Св. Дионисий Ареопагит писал о Боге: «Как неподражаемый и недостижимый, Он выше всякого подражания и достижения и выше тех, которые подражают и достигают общения с Ним» . В известной же православной молитве Богородице говорится: «ибо мы по (т.е. после) Боге к Тебе прибегаем». Впрочем, доказывать, что Православие не чтит Богородицу выше Бога, совершенно нелепо, и тот факт, что протестанты смеют в этом обвинять православных, показывает лишь то, как ненавидят они Церковь и насколько предвзято к Ней относятся. А чтобы протестанту было яснее, что прилагательными с приставкой «пре», обозначающую превосходную степень, православные не приписывают Марии «Божеские атрибуты» и не ставят Её святость выше Божественной, можно привести в пример Соломона, который часто, в том числе и протестантами, называется « пре мудрым», и протестанты не видят в этом титуле ничего предосудительного. Они не говорят, что термин этот кощунственный, так как делает Соломона мудрее Бога. Ведь протестанты хорошо понимают, что в данном случае «премудрый» значит «самый мудрый» из людей (причём даже не из всех людей, а прежде всего ветхозаветных, ибо Соломон не был мудрее, например, ап. Иоанна).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

712. Иоанн Златоуст. Бес. 22, О гневе. 713. Иероним. На Иону гл. 3. 714. Cod. Thedos. IX, 35, 4–5. 715. Амвросий. De obitu Valentin. Bingham, Orig. XII, I, 12. 716. Cod. Thedos. IX, 35, 7. 717. Паломн., приписываемое Сильвии, § 29. 718. Паломн. § 30. Иоанн Златоуст. на Быт бес. 36. 719. Апостольские Постановления V, 18; выдержка приведена на стр. 122. 720. Епифаний Кипрский. Изл. веры 22. Ср. Против ерес. XXIX, 5, где постящиеся во всю неделю названы περτιθμενοι. 721. Ныне 10-я половина Евангелия в нею Ваий. 722. Паломн. § 29. 723. См. выше стр. 143–144. 724. Паломн. § 30. 725. Паломн. § 31. 726. До открытия Паломничества литургисты спорили о месте и времени происхождения последнего обычая: Binterim приписывал введение его эдесскому еп. Петру (397 г.), Martene относил к VIII–IX b. (Kellner, Heortologie, 42). 727. Паломн. § 32. 728. Паломн. § 33–34. 729. Лаод Соб. Пр. 56. 730. См. ниже о нем «Месяцесловы IV–V вв.». 731. У Avtus, еп. Виенского († 518 г.) (MignePatrol. s. I. t. 59, col. 302. 309. 321–326), у Eligius, еп. Нойонского († 640–659), hom. X, у Григория Турского (VI b.), История франков VIII, 43. 732. Августин. Пис. 54 (118) к Иан. гл 4, 7. 733. См. выше, стр. 133. 734. См. выше, стр. 139. 735. Паломн. § 35–36. 736. Лаодик Соб. Пр. 46. 737. Bingham, Orig. XXI, 235. 738. Августин. Исповедь VIII, 5. 739. Амвросий. Пис. 23, § 12. (Migne Patrol. s. I. t. 16. col. 1030). 740. Апостольские Постановления V, 18. См. выше, стр. 122. 741. Innocent. Ep. ad. Decentium Eug. 25, c.2. 742. Паломн. § 37. 743. Апостольские Постановления V, 18. 744. См. выше, стр. 124. 745. Паломн. § 38. 746. См. выше, стр. 256. 747. Евсевий, Жизнь Констант. III, 5; «появилось также и другая (кроме арианства) сильнейшая болезнь — спор о Пасхе». 748. Сократ. Церк. ист. I, 8. 749. Созомен. Церк. ист. I, 18: «не менее (чем об арианстве) прискорбно было ему (Константину Великому.) слышать, что некоторые совершают праздник Пасхи не вместе со всеми». 750. Сократ. Церк. ист. I, 9. 751. Евсевий, Жизнь ц. Конст. III, 18–19. Сократ. Церк. ист. I, 9.

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

Запрещение Диакон. Господу помолимся. Бог святыи и страшный славный иже во всех делах (Тамже л. 19). Запрещение третье. Диакон. Господу помолимся. Господи Саваоф Боже израилев исцеляяй всяку болезнь и всяк недуг (Тамже л. 20). Молитва. Господу пом(олимся). Сыи владыко Господи, сотворивыи человека по образу своему и по подобию... (Тамже). И доунет нань и знаменает чело его. и оуста и груди и глаголет. Изжени от него всяк лукавый дух (Тамже). И по аминь якоже выше явлено. беседуя к ним и много пооучая их. и потом глаголет молитву сию о оглашенных. Благослови и ныне Господи рабы своя оглашенныя, ихже призвал еси званием святым... (См. выше стр. 114). И а6ие прекрестив его отпущает. И егда оглашении изыдут из церкви глаголется молитва о верных сущих в покаянии и в молитве и тем приступльшим под руку его. Молитва о верных втай. Господи, Господи твои есть день и твоя есть нощь (См. выше, стр. 115). Молитва вторая о верных. гласом совершается. Установлением твоим Господи, Господи пребывает день.. (Тамже). Молитва еже есть отпустная такоже гласом совершается. Хвалим и поем и благословим и славим и благодарим (См. выше, стр. 114). Мир всем. И диакону рекшу. Главы ваша Господеви преклоните. Святитель, или поп молится. Господи святый иже в вышних живый и всезрительным ти оком (См. выше, стр. 115). Гл. От святых правил о времени пооучения оглашенным. И тако оглашении пооучаеми время сотворяют. всегда приходяще к церкви, и послушают писаний.... Далее следуют правила с толкованиями: 14 ап. Павла (три лета оглашения), Лаодик. соб. 44, всел. IV 59, Тимофея Александр. 10, 4, 6, Никейск. всел. 14 (два чина оглашенных ). Гл. день, и пятое действо. О утешительно пооучение с приходящем, времени, оглашешым ко крещению. И отрицание от сатаны и сочетание ко Христу. Егда же оглашенным приснеет время сподобитися божественного порожения. аще случится во святую великую пятницю. или во ино время, егда оуготовятся ко святому крещению. Отречение и сложение бываемое. собранным всем оглашенным в церкви, приходит святитель и творит третий час и шестый и по скончании восходит на амвон и по еже обычные пети певцем. и поклонься треми поклоны, знаменает трижда со свещею. И тако отложить омфор знаменает трижда люди. Протодьякону глаголющу. Вонмем. Святитель глаголет. Мир всем. Людие. И со духом твоим. И святитель ко оглашенным глаголет. Станите со страхом. знаменайтеся совлецытеся и разрешитеся. Таже глаголет. Се конец вашего оглашения... (См. выше стр. 121. Ср. печ. Чиноп. л. 24).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010