«Смотри, куда он тотчас, в самом начале воспарив, возвел душу и умы своих слушателей. Поставив их выше всего чувственного, выше земли, выше моря, выше неба, он возводит её превыше Ангелов, горних Херувимов и Серафимов, выше Престолов, Начал, Властей и вообще убеждает её вознестись выше всего сотворенного… Возведши нас выше всякой твари, устремив нас к вечности, ей предшествовавшей, оставляет взор наш носиться, не давая ему достигнуть в высоте какого-либо конца, – так как там и нет конца». 1223 «Кто вознес тебя на толикую высоту? – говорит св. Прокл. Кто дал уму твоему таковые крылья. Верою оставив землю, ты прошел воздух, перенесся за эфир, перелетел над- —5— земные высоты неба, возвысился над небесами, миновал Архангелов, поравнялся с Серафимами, предстал херувимскому престолу Господа, воскрилившись верою, прогремел рождение недомыслимое, проповедал бытие непостижимое и возвестил о Боге Слове безначальном». «Евангелист превзошел и самых Серафимов, потому что они от блистания закрывают лица, а он по благодати изглаголал и бытие и рождение Бога Слова». 1224 «Наиболее велегласный в евангельской проповеди, вещавший то, что невместимо всякому слуху и выше всякого разумения, пишет св. Василий Великий , есть Иоанн сын Громов». «Евангелист Иоанн, начавший писать после других, возвысив свой ум, или лучше, вознесен быв силою Духа выше всего чувственного и выше времени, сопутствующего вещам временным, приступил к самому Всевысочайшему… Достигнув самого начала, и оставив ниже своего богословия все понятия телесные и временные, он громогласнее прежних проповедников возвещает тайны, сопутствующие высокости его ведения». 1225 «Иоанн возвысился над прочими Евангелистами силою созерцания, говорит св. Григорий Двоеслов . Он хотя вместе с ними говорит о Божестве Его, однако же, созерцает его утонченнее всех». «Он возвысился даже над самим собою», «был выше не только трех, но и, по присоединении к ним себя, выше четырех». 1226 «Он возгремел о том, чему не учил нас никто из прочих евангелистов», – говорит блаж.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Основные правила новой этики Евразийского союза предлагаются следующие: 1. Дух Истины (Воля Всевышнего, Воля Неба) превыше ВСЕГО. 2. Премудрость – это Вера, Надежда и Любовь в полноте. 3. Благодать выше Правды. 4. Правда у каждого своя. 5. Гармония (Лад) есть высший Порядок. 6. Милосердие выше Справедливости. 7. Справедливость – это неотвратимость Воздаяния (чаще Наказания, Кары). 8. Справедливость выше Закона. 9. Совесть выше Свободы. 10. От каждого по Совести – каждому по Справедливости. 11. Духовное выше тленного (материального). 12. Власть выше денег. 13. Честь (Достоинство) выше Славы. 14. Служение (Долг и Слава) выше собственности. 15. Общественное (Соборное) выше личного. 16. Круговая порука (артельное) выше коллективного. 17. Самобытное выше мультикультурного. 18. Созидание (Радость творения) выше торговли и кредита. 19. Предательство (измена) тягчайший грех. Данный перечень далеко не окончательный. Разумеется, новая этика служения, справедливости и милосердия – это только начало. Начало, которое поможет вновь объединить славян, тюрок, кавказские народы и многих других. Объединить православных, мусульман, иных верующих (включая тех, кто верит в законы природы и науки). Объединить людей разного возраста, общественного положения и материального достатка. Объединить людей в гармоничном и справедливом общежитии под именем Евразийский союз. Валерий Феликсович Муниров , председатель Совета Института ЕврАзЭС Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 3. " Триалектика " ,как диагноз " . Попытка материализма,как мировоззрения,дать целостную картину мира,безусловно провалилась. Да и не могла состояться,поскольку в материализме,по определению,отсутствует созерцательный момент. Вот и проникали в щели,в дыры в мировоззрении-о природе материи,о природе человека,о возникновении вселеленной,о сущности исторического процесса...- " тараканы " или говоря словами Писания- " прузи " ,получившие полную свободу действия, еще со времен " гласности " . Православной Церкви была дана свобода, Проповеди Истины Евангелия,в течение 25 лет. Дать людям Истинную объективную,реальную картину мира,взамен искаженной и неполной,материалистической. Преобразив, накопленные наукой факты, в Знание. Для этого и были даны,по моему скромному разумению,эти двадцать пять лет. Много это или мало? Вина или беда? Это вопрос суда,но не суждения. Не случилось и это,безусловно- беда. Зато,на этом поприще,сумели развернуться " мистики " всех мастей,проникая во все сферы общественной жизни,привнося дух самого откровенного шарлатанства-как в науки духовные,так и естественные. Ныне, самыми дикими суевериями,вот той самой пресловутой " мистикой и поповщиной " ,с которой, если кто и боролся,так одна Православная Церковь,да еще,пожалуй, ин.им.Сербского, поражены все области человеческого знания,до самых своих основ. Плоды не замедлят. В самое ближайшее время.

http://ruskline.ru/analitika/2012/05/24/...

Тарасий, Божиею милостию епископ Константинополя, нового Рима, утверждаю, что так именно содержу истину и, охотно принимая все, что выше изложено, подписался. Иоанн, Божиею милостию пресвитер и патриарший синкел, представитель трех патриарших престолов: александрийского, антиохийского и иерусалимского, сочувствую всему, содержащемуся в вышеизложенном тексте, и, будучи согласен с этим, подписался Фома, Божиею милостию пресвитер и игумен находящейся в Египте обители святого отца нашего Арсения, представитель трех апостолических престолов: александрийского, антиохийского и иерусалимского, сочувствую всему, что содержится в вышеизложенном тексте, и, будучи с этим согласен, подписался. Агапий недостойный епископ Кессарии капнадокийской, охотно приняв все, что выше написано, подписался. Иоанн, епископ ефесский, охотно приняв все, что выше написано, подписался. Константин, епископ Константии кипрской, согласно вышеизложенному и исповеданному нами учению православной веры, допуская и с любовию принимая священные и честные иконы и охотно покланяясь им, подписался собственноручно. Феофил, недостойный епископ фессалоникский, охотно принимая все, что выше написано, подписался. Василий, недостойный епископ Анкиры галатийской, охотно принимая все, что выше написано, подписался. Лев, епископ Ираклии фракийской, также подписался. Николай, недостойный епископ кизический, охотно принимая все, что выше написано, подписался. Евфимий, недостойный епископ сардский, охотно принимая все, что выше написано, подписался. Петр, недостойный епископ никомидийский, охотно принимая все, что выше написано, подписался. Илия, грешный епископ острова Крита, охотно принимая все, что выше написано, подписался. Ипатий, недостойный епископ Никеи вифинской, охотно принимая все, что выше написано, подписался. Ставракий, епископ халкидонский, охотно принимая все, что выше написано, подписался. Лев, благодатию Божиею пресвитер святейшей кафолической великой церкви Божией, начальник монастырей и экдик святейшей церкви Божией, охотно принимая все, что выше написано, подписался.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

248 В начале было Слово… «Источник жизни». Заокский. 1993.С. 139. 249 В начале было Слово… «Источник жизни». Заокский. 1993.С. 140. 250 Самый великий Человек, Который когда-либо жил. 1991. П.116. 251 В начале было Слово… «Источник жизни». Заокский. 1993.С. 141. 252 В начале было Слово… «Источник жизни». Заокский. 1993.С. 142. 253 В начале было Слово… «Источник жизни». Заокский. 1993.С. 143. 254 В начале было Слово… «Источник жизни». Заокский. 1993.С. 144. 255 В начале было Слово… «Источник жизни». Заокский. 1993. С. 288. 256 В начале было Слово… «Источник жизни». Заокский. 1993.С. 144. 257 Что от нас требует Бог? 1996 С. 18–19. 258 Выделено автором. — свящ. Д.С. 259 Жак Провонша. Реальна ли смерть? Издательство «Источник жизни».1994. с. 53. 260 Что от нас требует Бог? 1996. С.14. 261 Пробудись. 8.5.1999. С. 10. 262 Что от нас требует Бог? 1996 С. 18–19. 263 Преподобного Иоанна Лествица. Сергиев Посад. 1908.С.129–131. 264 Подробнее см. Протопресвитер Иоанн Мейендорф. Жизнь и труды святителя Григория Паламы. Византороссика. СПб. 1997.С. 240–242. 265 В начале было Слово… «Источник жизни». Заокский. 1993.С. 196. 266 В начале было Слово… «Источник жизни». Заокский. 1993.С. 198–199. 267 Объединены в поклонении единому истинному Богу. 1989. С. 99–100. 268 Д.М. Маркелов. Протестантские таинства: история, теология, семиотика. Тверь 1999. С. 39. 269 Объединены в поклонении единому истинному Богу. 1989. С.98. 270 Макария архиепископа Харьковского Православно-догматическое богословие. Т. II. СПб. 1857. с. 251. 271 Дидахе.//Ранние Отцы Церкви. Брюссель. 1988. С. 20. 272 В начале было Слово… «Источник жизни». Заокский. 1993.С. 208. 273 В начале было Слово… «Источник жизни». Заокский. 1993.С. 214. — Все это мы слышали еще 2000 лет назад. — Сразу после этих слов Спасителя, «многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним. Тогда Иисус сказал Двенадцати: не хотите ли и вы отойти?» (Ин. 6, 66–67) Точно также и сейчас сектанты, как те неверующие иудеи, говорят: «какие странные слова! кто может это слушать?»(Ин. 6, 60) Но как тогда, так и сейчас Христос настаивает на буквальном смысле Своих слов. Он никому не давал права толковать их символически! Если в Ветхом Завете спасло Израиль вкушение реального пасхального агнца, как же в Новом он заменяется лишь мыслью об Агнце Божием, берущим на Себя грех мира (Ин.1, 29)? Что же касается символического смысла выражения «есть плоть», то действительно он существует. Иов, оскорбляемый друзьями, взывает: «Помилуйте меня, помилуйте меня вы, друзья мои!.. Зачем и вы преследуете меня, как Бог, и плотью моею не можете насытиться?»(Иов. 19, 21–22) Так неужели мы будем иметь жизнь вечную, если будем оскорблять и издеваться над Господом?!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2281...

Песнь Ирмос. Положи к нам. Молостиве Господи помилуй раба своего. К тебе Творче свои грех каем, яко не хощеши смерти... См. выше. (245 об.). Милостиве Господи помилуй (раба своего). Уже отчаяна мя лютым недугом... См. выше. Слезы Манасиины. и Ниневитян покаяние...См. выше. Подаждь нам твою милость Госпоже. всегда на тя надеющимся... См. выше. Спаси от бед рабы своя милостиве Господи. яко веси (к тебе прибегаем. яко Господу и Владьще всех). Песнь Ирмос. На земли невидим. Милостиве Господи помилуй раба своего... Дщерь Иаирову уже умершу яко Бог оживил еси... См. выше Милостиве Господи помилуй раба своего. Сына вдовича оживив Спасе. тоа слезы преложив на радость. спаси от недуга тлеющего раба своего. да и нашу скорбь на веселие преложиши.– Огньна те (246 л.) щи Петровы болезни. твоим Христе прикосновением исцели... См. выше – Скорбни и смирени. и грешнии. не имуще ко Господу дерзновения... См. выше. Спаси от бед рабы своя м(илостиве Господи. яко вси к тебе прибегаем. яко Господу и Владыце всех). Песнь Ирмос. Бездна последняя гр(ехов). Милостиве Господи помилуй раба своего. Бездну последнюю милости имея Христе Боже... См. выше. Милостиве Господи пом(илуй раба своего). Врачю душам и телом нашим. понесыи недуга всего мира Христе... См. выше. Преложи Христе на радость воздыхание наше скорбящи о недужнем.., См. выше. Приидите о друзе поклонимся, и по (246 об.) молимся о болящем матери Божией... См. выше. Спаси от бед рабы своя. Кондак, глас Заступнице христианом. Икос. Простри длани свои. на них. Таж. прокимен, глас. Призри на мя и помилуй мя. Стих. Стопы моя направи. Таж. Всяко дыхание. Стих. Хвалите Бога. Соуб. Евангелие от Луки. В время оно приде Иисус в Капернаум. сотнику же етероу раб зело боляше хотя оумрети.... (274 л.)...... ни во израили толики веры обретох. и возвратишася во дом послании. и обретоша болящего раба исцеливша. А се за жены другое евангелие от Матфея. Во время оно. князь некыи. пришед ко Иисусу кланяшеся ему глаголя, яко дщи моя умре ныне.... (247 об.) и влез ят ю за руку, и востав девица. и изиде весть сиа по всеи земли тои.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

Тропари после «Непорочных» (см. выше). [Малая заупокойная ектения и Молитва об усопших – см. выше] Тропари (седальны), глас 5 (см. с. выше). [Псалом 50 (см. там же).] Канон, глас 6 5 Ирмосы песней с припевом: П Упокой, Господи, души усопших чад (или: рабов ) Твоих! (Народ вторит). П Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Н И ныне и всегда и во веки веков. Аминь. После 3-й песни – катавасия и малая заупокойная ектения. Седален, глас 6. Слава, и ныне. Богородичен. После 6-й песни – катавасия и малая заупокойная ектения. Кондак, глас 8, и икос. После 8-й песни припевы: П Упокой, Господи... П Будем благословлять Отца и Сына и Святого Духа – Господа! Н И ныне и всегда и во веки веков. Аминь. После 9-й песни с припевами: П Богородицу и Матерь Света в песнях возвеличим! Н ДухиидушиправедныхвосхвалятТебя,Господи. Катавасия: Людям невозможно... Далее – Лития (см. выше). П Во блаженном успении... (см. выше). Н Вечная память! (Трижды). [Души их среди благ водворятся, и память их из рода в род. ] Порядок поминок (поминальной трапезы) (1) Чин над кутьёй, в память об усопшем, вечером П Благословен Бог наш... (см. выше). Н Аминь. Лития (см. выше). (2) Молитвы перед поминальной трапезой Н Отец наш Небесный... (см. выше). Слава, и ныне. Господи, помилуй (трижды). Благослови! После благословения начинается трапеза со вкушения кутьи в память об усопшем. (3) Молитвыпосле поминальной трапезы П Благословен Бог наш... (см. выше). Н Аминь. Стихира, глас 6 Н По ходатайству Родившей Тебя, Христе, и Предтечи Твоего, апостолов, пророков, иерархов и всех святых, душу усопшего чада (или: раба ) Твоего упокой. Сугубая заупокойная ектения (см. выше). Молитва об усопшем (см. выше). Отпуст П [Над живыми и мёртвыми владычествующий, ] воскресший из мёртвых Христос, истинный Бог наш, по ходатайству всенепорочной Своей Матери, святых славных и всехвальных апостолов, преподобных и богоносных отцов наших и всех святых, душу отшедшего от нас чада Своего (или: раба/-ы Своего/-ей ) (имя) в обителях праведников да вселит, на лоне Авраама упокоит, к праведникам причтёт, а нас да помилует, по Своей благости и человеколюбию.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

указывает на Него, как уже на известного, сими словами: Сей бе искони у Бога ( Ин. 1:2 ) и опять прилагает: бе чтобы представить рождение Единородного в связи с вечностью Отца» 149 . А в своей беседе на слова: в начале бе Слово 150 Василий Великий говорит: «Слово бе, равнозначительно с словом: в начале. Где хулитель? Где язык христоборный, говорящий: „было некогда, когда Он не был?“ – Слушай, что говорит Евангелие: в начале бе. А если был в начале, то когда же не был? ... „Но прежде нежели рожден, Его не было“. Но знаешь ли, когда рожден, чтобы это „прежде“ относить ко времени? Ибо прежде – речение времени, предполагающее давность одного сравнительно с другим. А есть ли сообразность, чтобы Творец времени имел рождение, подлежащее именованиям, употребляемым о времени? Итак: в начале бе. Ежели не отступишь от сего бе, то лукавой хуле не дашь никакого доступа, Ибо находящиеся на море, когда держатся на двух якорях, презирают бурю, так и ты, если душа твоя будет укрыта под защитой сих речений, посмеешься этому лукавому смятению, какое духи злобы производят в мире, приводя в колебание веру многих» 151 . Итак, св. Василий Великий в евангельском слове: в начале видит указание на Божественное свойство Слова – Его вечность. К такому толкованию примыкает и св. Иоанн Златоуст , как видно из его толкования Евангелия Иоанна Богослова Во второй беседе, посвященной объяснению первых слов Евангелия: в начале бе Слово 152 , св. Иоанн Златоуст говорит: «Евангелист, возведши нас выше всякой твари, устремив нас к вечности, ей предшествовавшей, оставляет взор наш носиться, не давая ему достигнуть в высоте какого-либо конца – так как там и нет конца. Разум, восходя к началу, испытывает, какое это начало. Потому, встречая: бе, всегда предваряющее его мысль, не находит, где бы ему остановить свой помысл, но напрягая взор и не имея возможности ничем его ограничить, утруждается и опять возвращается долу. Выражение: в начале бе, означает ничто иное, как бытие присносущное и безпредельное... Если Бог есть, как и действительно есть, то ничего нет прежде Его. Если Он – Творец всего, то Он – первее всего. Если Он – Владыка и Господь всего, то все – после Него и твари и веки» 153 . «Итак, что же я говорю? – спрашивает св. Иоанн Златоуст в третьей беседе по поводу тех же евангельских слов. – То, отвечает он, что выражение: бе, в отношении к Слову, означает ... вечность Его бытия: в начале, сказано бе Слово " 154 . Так объясняется св. отцами Слово: «в начале» во втором, указанном прот. Булгаковым тексте Св. Писания. Читать далее Источник: Новое учение о Софии- премудрости Божией/архиеп. Серафим Соболев. – (Репринтное издание 1935 г.)/Изд.: Cb.-Tpouцkiй Монастырь, Джорданвиллъ, H.I. США 1993. – 525 с. ISBN 0-88465-054-5 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Выписано из отписных книг 138 года. 1319. Книга Евангелие толковое в десть, письменное, а в ней два Евангелиста, Иван да Матвей, на исподней доске три жуки. 1320. Евангелие, в десть, толковое письменное, с жуки, а в нем все четыре Евангелисты. 1321. Евангелие толковое в полдесть, с жуки, а в ней два Евангелиста, Марко да Лука. 1322. Книга Устав в десть письменный, на верхней доске жуки с травами. 1323. Книга Григорий Богослов , в десть, ветха. 1324–1326. Три Пролога на харатье, во весь год. 1327–1328. Два Пролога, в десть, на весь год. 1329. Книга Соборник, в малую десть, в начале Апокалипсис Иоанна Богослова. 1330. Книга Исак Сирин, в полдесть с жуки. 1331. Соборник в малую десть, в начале житие Аникия Великого. 1332. Соборник, в десть, ветх, без верхней доски, в начале было слово о убиении в Синае и Раифе святых отец. 1333. Соборник, в полдесть, в начале житие Симеона Столпника, с жуки. 1334. Соборник, в полдесть, в начале Симеона же Столпника. 1335. Соборник, в полдесть, с жуки, в начале житие Ивана Дамаскина. 1336. Соборник, в полдесть, с жуки, в начале житие преподобного Отца Илариона Великого. 1337. Соборник, в полдесть, в начале житие Исаия Ростовского чудотворца. 1338. Соборник, в полдесть, ветх, в начале житие Пафнутия Боровского чудотворца. 1339. Соборник, в полдесть, ветх гораздо, в начале канон и житие преподобного Кирила Белозерского. 1340. Соборник, в полдесть, ветх, в начале хожение святого Апостола Ивана Богослова. 1341. Книга Златоуст, в полдесть, в затылке. 1342. Книга Торжественник, в полдесть, с жуки. Рязанского Уезда Ролодчинского МОНАСТЫРЯ. Выписано из отписных книг 135 года. 1343. Апостольское деяние, в десть, толковое, на бумаге. 1344–1345. Два Патерика, в десть, на бумаге, один Скитский, другой Печерский. 1346–1347. Два Пролога, в десть, на бумаге. 1348. Книга Григория беседы, в десть, на бумаге. 1349. Книга Соборник, в десть, на весь год, на бумаге. 1350. Книга Саввы Сербского . 1351. Григория Акраганского, в полдесть. 1352. Псалтырь толковая, в десть, на бумаге.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

На антиминсах, имеющих изображение креста, находилась надпись, которая имела отношение к распятому Господу на кресте. На иных антиминсах были писаны слова: ic. хс. Такова надпись на антиминсе, находящемся в Тверском кафедральном соборе 17, см. выше стр. 137). На иных антиминсах было написано: ic. хс. ни. ка. Такая надпись около креста на антиминсе, хранящемся в Александро-Невской лавре (XII века и 2, 10) и на антиминсах Новгородских XV и XVI веков 127 . На иных антиминсах указанная надпись была с прибавлением слов: «копие трость». Такая надпись: «ic хс. ни ка копие. трость» находится на антиминсах в кафедральном Тверском соборе 7, 9, 10, 11, 12, 15, 16, см. выше стр. 133). Иногда на антиминсах к надписи: «ic. хс. ни. ка. трость копие» прибавлялись слова: м. л. р. б 128 . Такая надпись находится на антиминсах, хранящихся в кафедральном Тверском соборе 2, 23, 24 и т. д. см. выше, стр. 142) и Александро-Невской лавры 7). При этом, большею частию, в надписях антиминсов находились слова: «царь славы». Эти слова были на антиминсах с надшисыо «ic. хс.». Такой антиминс хранится в Тверском кафедральном соборе 8, см. выше, стр. 146). На других антиминсах надпись «царь славы» была с словами: «ни ка» . Такой – в Нижегородской губернии (Записки Арх. Общ., т. X, стр. 372). На иных же надпись: «царь славы» была с словами: «ic. хс. ни. ка.». Такие антиминсы в Тверском кафедральном соборе 3, см. выше, стр. 146); в Московском Чудовом монастыре 1, 2, см. выше. стр. 145) и Новгородские 129 . На иных антиминсах надпись: «царь славы» находилась с словами: ic хс. ни. ка. копие. трость. Такие антиминсы находятся в Тверском кафедральном соборе 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29 и 30, см. выше, стр. 138) в Александро-Невской лавре 8) и в Чудовом монастыре 3, 5, 6, см. выше, стр. 139, 140). Но были антиминсы с надписью около креста только слов: «копие, трость». Такой Чудова монастыря антиминс см. выше, стр. 140). Иногда слово «трость» заменялось словом: «губа». Это видим на антиминсе Александро Невской лавры Наконец были изображения креста вовсе без надписей около креста. Такие в Тверском кафедральном соборе 6, см. выше, стр. 147).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Дионисий Ареопагит является, по-видимому, типичным сторонником количественной непознаваемости, когда утверждает, что чем выше подымается лестница сотворенных существ, тем полнее познание ими Бога, и что Бог – выше всякого познания, но зато Он «выше и самого бытия (περοσαν, – Бог не – «сущ», а «сверхсущ»). Тут, по-видимому, резко подчеркнуто уравнение бытия – познанию: Бог непознаваем потому, что Он и «не-сущ». Но далее Дионисий Ареопагит заявляет, что неприложимость к Богу категории сущности не означает, однако, отнесения Его к «несущему»; в своих трактатах «О Таинственном богословии» и «О Божественных именах» он отрицает за Богом все возможные определения, но затем – отрицает и (все) отрицания: Бог есть существо, совмещающее в себе все противоположности, т. к. стоит выше их всех. Очевидно, это «сущее не-сущее» Дионисия соответствует нашей «вещи в себе» и является у него просто по унаследованной привычке отождествлять бытие, соизмеримое с познанием, с бытием вообще, а означает-то на деле бытие, находящееся вне сферы познаваемого 103 . И как же это «бытие в себе» характеризуется? Как совмещающее в себе противоположности, т. е. как не подлежащее логическому закону противоречия! Примечание редактора лекций. «Он (Бог) не в ряду существ» (значит – вне его), «и сие значит не то, чтобы Он не существовал, но что Он выше всего существующего и выше самого бытия», (ясно, что Он выше и вне феноменального бытия). «Ибо если предмет ведения (познания) есть существующее» (т. е. бытие феноменальное); «то без сомнения, что выше ведения (познания или познавания), то будет и пресущественно (περοσαν – т. е. выше или сверхсущественно); и наоборот, пресущественное будет выше ведения» (недоступно для познания). (Значит непознаваемость «пресущественного» есть качественная для человеческого ума, а не количественная). См. Иоанна Дамаскина  – «Точное изложение православной веры». Москва. 1844, кн. 1, гл. IV, с. 9. Сюда же, как последнее звено, примыкает и спор иконоборческий. В этом споре православные, доказывая своим противникам неверность их выкладок, соображений и рассуждений, по которым выходило, что из непостижимости соединения естеств (или природ) в Христе следует Его неописуемость как явления, в последней инстанции утверждали, что если бы это и было так, тем не менее и Халкидонский догмат (т. е. учение Халкидонского собора о метафизическом существе или сущности Христа как Богочеловека) и засвидетельствованная Писанием и Преданием описуемость Христа (евангельского) должны оставаться в силе, и заключить можно было бы одно: что между νουμενον (ноуменом) и φαινμενον (феноменом) вещи может и не быть логически постигаемой связи; пример тому Богочеловек (каков он по учению Халкидонского собора) 104 .

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Melioran...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010