Март. 2 . Преставление иже во святых отца нашего Арсениа епископа Тферского. Совершается собор его во Тфери. Знак – три красные точки в полукруге. 11 . Преставление иже во святых отца нашего Еифимиа архиепископа, Новгородского чудотворца. Совершается собор его в Новеграде, и во обители его. Знак – три красные точки в полукруге. 17 . Преподобного отца нашего игумена Макарии, Колязинского чудотворца. Совершается собор его во обители его. Знак тот же, что выше. Апрель. 1 . Преподобного отца нашего Еифимиа, Суждальского чудотворца. Совершается собор его во обители его. Знак тот же, что выше. 17 . Преподобного отца нашего Зосимы Соловецкого. Совершается собор его во обители его, и идеже храм его. Знак тот же, что выше. 26 . Святого отца Стефана, епископа Пермского. Совершается собор его, идеже лежат мощи его, и идеже храм его. Знак тот же, что выше. Май. 1 . Преподобного Пафнутиа Боровского. Совершается собор его во обители его, и идеже храм его. Знак тот же, что выше. 3 . Успение преподобного отца нашего Феодосии, игумена монастыря Печерского, и начальника в Российстей земли монашеского общего жития. Совершается собор его во обители его, и идеже храм его: в прочих же церквах полиелей. Знак – красный крест. —34— 14 . Святого Исидора, Христа ради юродивого. Ростовского чудотворца. Совершается собор его в Ростове, с рассуждением тамошнего архиерея. Знак – три чёрные точки в полукруге. 15 . Иже во святых отца нашего Исаии епископа, Ростовского чудотворца. Совершается собор его, идеже лежат мощи его, и идеже храм его. Знак – три красные точки в полукруге. И убиение святого благоверного царевича Димитрии, Московского и всея России чудотворца. Знак тот же, что выше. О местах совершения собора нет. 16 . Преподобного отца нашего Ефрема Перекомского, Новгородского чудотворна. Знак тот же, что выше. О местах совершения собора нет. 19 . Преподобного отца нашего Корнилиа, чудотворца Комелского. Знак тот же, что выше. О местах совершения собора нет. 19 . Обретение честных мощей иже во святых отца, нашего Алексиа, митрополита киевского и всея России чудотворца. Бдение во обители его, и в велицей церкви; повсюду же полиелей.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

I) Превосходство Нового Завета перед Ветхим апостол доказывает: 1) Высшим достоинством установителя Нового Завета, Иисуса Христа, перед пророками, Законоположниками Ветхого Завета, и перед ангелами, рукой которых был дан Закон ( Евр.2:2 ; Деян.7:38, 53 ; Гал.3:19 ); потому что Иисус Христос настолько: а) Выше ангелов и б) Выше Моисея, бывшего ходатаем Ветхого Завета, сколько сын и царь выше раба. 2) Иисус Христос Своим первосвященством превышает ветхозаветных первосвященников, как безгрешный, как Сын Божий, получивший Своё первосвященство от Бога, а не от людей, и как первосвященник по чину Мелхиседекову, а не Ааронову. 3) Превосходство Нового Завета и несовершенство Ветхого открывается уже из того, что Господь неоднократно говорит об отмене и прекращении Ветхого Завета и об утверждении Нового. и из того, что Ветхозаветные установления и Богослужение были только образом настоящего и не могли доставить внутреннего совершенства и чистоты людям и самому первосвященнику. II) Показав превосходство Новозаветного учения и служения, апостол убеждает христиан идти этим новым путём совершенства и в самом превосходстве христианского Богопознания показывает основание к тягчайшему наказанию за оставление его и к высшей награде за соблюдение его. Примеры ветхозаветных праведников, подкреплённые примером Самого Подвигоположника, Иисуса Христа, побуждают христиан терпеливо переносить все страдания для достижения Града Небесного. В частности, апостол призывает читателей к некоторым христианским добродетелям и советует подражать и повиноваться своим наставникам. Как Послание, объясняющее значение Ветхозаветных обрядов и жертв, оно составляет прекрасный, Богодухновенный комментарий на книгу Левит, а как Писание, доказывающее превосходство Новозаветного учения – самую лучшую апологию христианства. ИЗЛОЖЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПОСЛАНИЯ ДЛЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ Часть первая – догматическая Превосходство Нового Завета перед Ветхим открывается из того, что Учредитель его, или Ходатай, Иисус Христос, выше лиц, служивших посредниками при учреждении и выполнении Ветхого Завета; то есть, Он выше ангелов, выше Моисея и выше первосвященников; и служение Его выше служения Ветхозаветных архиереев.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

[Знак – три красные точки в полукруге]. 17 . Преподобного отца нашего игумена Макариа, Колязинского чудотворца. Совершается собор его во обители его. [Знак тот же, что выше].  Апрель 1 . Преподобного отца нашего Евфимиа, Суждаьлского чудотворца. Совершается собор его во обители его. [Знак тот же, что выше. О праздновании в уставе 1682-го года было: «Совершается собор его, во обители его: и в Суздале, полиелей " ]. 17 . Преподобного отца нашею Зосимы Соловецкого. Совершается собор его во обители его, и идеже храм его. [Знак тот же, что выше]. 26, Святого отца Стефана, епископа Пермского. Совершается собор его, идеже лежат мощи его, и идеже храм его. [Знак тот же, что выше].  Май 1 . Преподобного Пафнутиа Боровского. Совершается собор его во обители его, и идеже храм его. [Знак тот же, что выше]. 3 . Успение преподобного отца нашего Феодосиа, игумена монастыря Печерского, и начальника в Российстей земли монашеского общего жития. Совершается собор его во обители его, и идеже храм его: в прочих же церквах полиелей. [Знак – красный крест]. 14 .    Святого Исидора, Христа ради юродивого, Ростовского чудотворца. Совершается собор его в Ростове, с рассуждением тамошнего архиереа. [Знак – три черные точки в полукруге]. 15 . Иже во святых отца нашею Исаии епископа, Ростовского чудотворца. Совершается собор его, идеже лежат мощи его, и идеже храм его. [Знак – три красные точки в полукруге]. И убиение святого благоверного царевича князя Димитриа Московского, и всея России чудотворца. [Знак тот же, что выше. О местах совершения собора нет], † 16. Преподобного отца нашего Ефрема Перекомского, Новгородского чудотворца. [Знак тот æe, что выше. О местах совершения собора нет]. † 19. Преподобного отца нашего Корнилиа, чудотворца Комельского. [Знак тот же, что выше. О местах совершения собора нет]. 19 . Обретете честных мощей, иже во святых отца нашего Алексиа митрополита Киевского и всея России чудотворца. Бдение во обители его, и в велицей церкви: повсюду же полиелей. [Знак – три красные точки в полукруге].

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   Сделаю, говорит Господь устами пророка Исайи, сделаю, что «человек будет дороже чистого золота Офирского», то есть самого чистого и дорогого. Вот, братья, в чем смысл всех несчастий, которые Господь попускает миру. Чтобы сделать человека ценнее и дороже золота.    Знаете ли, братья, почему Господь небесный попустил миру в наши дни все эти военные ужасы, с которыми можно сравнить лишь ужасы ада? Потому что ценность человека упала и стала ниже ценности золота. А это противоречит замыслу Божьему о человеке, а все, что противоречит ему должно лопнуть, исчезнуть, умереть.    В нашей стране золото стало цениться выше человека. Потому на нее и обрушился грозный бич войны, бич, сплетенный из всех зол и бед, словно из змей огненных. Для того, чтобы мы научились ценить Бога выше человека и человека выше золота.    Когда зарождалась Сербия, великие люди жили в небольших домах. Когда Сербию заменила Югославия, маленькие люди стали жить в огромных палатах. Все войско Карагеоргия, поднявшее восстание против турок, могло бы поместиться в дом какого-нибудь югославского вельможи из Белграда. Народ роптал, но постепенно сам пошел стопами своих вельмож, златолюбивых человеконенавистиников. Из-за денег убивали людей, жгли дома, заключались невенчаные браки, разделялись общины, создавались партии, враждовали братья, поносилось имя сербское, отвергалась вера, предавались святыни, продавалось отечество. Вот почему должно было придти страшному дню Господню, братья мои, и к нам.    А теперь, блаженны мы, если научились ценить человека выше золота, выше богатства, выше славы, выше звезд, выше всей вселенной, которую Создатель даровал человеку, тогда не напрасны наши страдания, тогда мы будет сильными и счастливыми, и станем жить в мире и покое, в любви и взаимном уважении, славя Бога Троического, Отца и Сына и Святого Духа, во веки веков. Аминь. Полынь греха    Устами пророка Иеремии сказал Господь о народе Своем: «..за то, что они оставили закон Мой, который Я постановил для них, и не слушали гласа Моего и не поступали по нему; а ходили по упорству сердца своего и во след Ваалов, как научили их отцы их….Я накормлю их, этот народ, полынью и напою их водою с желчью» (Иер. 9:13—15).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3744...

Слава – это следствие почёта и похвалы, поскольку следствием нашего удостоверения добродетельности человека является то, что эта его добродетельность становится ясной для многих. Таково самое значение слова «слава», а именно «ясность», и потому Августин, комментируя слова из [«Послания к римлянам»], говорит, что слава – это «ясное осознание вместе с похвалой». Раздел 2. ПРИЛИЧЕСТВУЕТ ЛИ ЧТИТЬ ТОЛЬКО ТЕХ, КТО ВЫШЕ НАС? Со вторым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1 . Кажется, что чтить приличествует не только тех, кто выше нас. Так, ангел занимает более высокое положение, чем любой человек, странствующий в этой жизни, согласно сказанному [в Писании]: «Меньший в царстве небесном – больше его» ( Мф. 11, 11 ), т. е. Иоанна Крестителя. А между тем ангел запретил Иоанну поклониться ему ( Откр. 22, 9 ). Следовательно, не приличествует чтить тех, кто выше нас. Возражение 2 . Далее, как уже было сказано (1), почитание человека есть удостоверение его добродетельности. Но иногда те, кто выше нас, не являются добродетельными. Следовательно, их не должно чтить, равно как не должно чтить и демонов, которые выше нас в порядке природы. Возражение 3 . Далее, апостол говорит: «В почтительности друг друга предупреждайте» ( Рим. 12, 10 ), и ещё мы читаем: «Всех почитайте» ( 1Петр. 2, 17 ). Но так не могло бы быть, если бы чтить приличествовало только тех, кто выше нас. Следовательно, чтить приличествует не только тех, кто выше нас. Возражение 4 . Кроме того, [в Писании] сказано, что Товит, которого почитал царь 632 , имел «десять талантов серебра» ( Тов. 1, 13, 14 ), а ещё мы читаем, что Артаксеркс отличил почестью Мардохея и приказал провозгласить пред ним: «Так делается тому человеку, которого царь хочет отличить почестью» ( Есф. 6, 11 ). Таким образом, почет можно оказывать также и тем, кто находится ниже нас, из чего, похоже, следует, что чтить приличествует не только тех, кто выше нас. Этому противоречит сказанное Философом о том, что «почет приличествует наилучшим вещам» 633

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Л. 68. еже псни ткати. Защищается перевод ирмоса 9 песни канона на Р. Хр., принадлежащий Епифанию Славинецкому. Л. 73 об. тропар поемомъ на стю пасх; именно о тропаре: Христос воскресе из мертвых. Защищается его перевод против прежнего, сохранившегося у раскольников. Л. 77. смвол. Нач. Первый смволъ сложис в на перво снод, н первобразнаг нкоег прежде бывшаг смвола, но и аплскихъ и пррческихъ Л. 82. Блженийшаг смена созрителное ( συνοπτικ, сокращённое), на православный и непорочный наше вры бжтвенный и сщенный смволъ. После выписки из Симеона Солунского , следует таже статья, какая помещена выше л. 49 и след., с изменением в начале. Л. 96. Смволъ глемый Тоже, что перед сим, в первоначальной обработке. Л. 105. сты цевъ трегоник. Тоже, что выше л. 59. Л. 106 об. На Тоже, что выше л. 60 об. Здесь ещё яснее высказывается, что статья эта направлена против Сим. Полоцкого. Он называется «обедописателем». Л. 111. Стаг великаг к из Тоже, что выше л. 66. Л. 113. еже псни ткати. Тоже, что выше л. 68. Л. 118 об. тропар поемомъ на стю пасх. Тоже, что выше л. 73 об. Л. 122. Разные выписки из истории Флорентийского собора и других, которыми пользовался автор в исследованиях о символе веры , выше помещённых. Л. 125. Τ τν νατολικν διδασκλων κατ λατνων συντγματα σχεδν παντα. Но исчислены весьма немногие, именно: патриарха Фотия окружное послание, Марка Ефесского также окружное послание, Гавриила Филадельфийского о пяти определениях Флорентийского собора, Григория Солунского об исхождении св. Духа, Георгия Схолария о томже, Нила Солунского о власти папской, Варлаама Калабрского обличение против Латинян, Захарии Гергана об огне чистилищном, Нафанаила Хики против безбрачности священников. Всё это, сказано далее в записке, издано в печати. Не изданы разговоры Корессия об исхождении св. Духа и о патриарших преимуществах; – Максима Плануды обличительные силлогизмы против Августина в его 15 книгах о св. Троице. На л. 126. прибавлено ещё замечание о некоторых, напечатанных в Риме, сочинениях латиномудрствующих Греков, как то: Векка, Никифора Влеммида, Мануила Калеки, Георгия Схолария, Димитрия Кидонского, и новейших: Петра Аркудия, Матфея Кариофила, Льва Аллация и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Как прекрасна и чудесна эта последовательность: сперва установил начало небу, чтобы не думали, что оно безначально; затем он сказал «сотворил», чтобы стало ясно, что это есть малая часть от всего сотворенного. Как некто, изготовляющий кувшины и горшки, может делать много различных сосудов и не исчерпывает этим своего умения и не погубит его, так и Творец всего созданного имеет силу, которая не только не ограничивается этим созданным, но является бессмертной. Только Он подумал и сразу привел в бытие все видимое. И так как весь мир имеет начало и является сотворенным, то подумай, кто ему дал начало, кто его Творец. Моисей, предохраняя нас от того, чтобы мы, с помощью своих человеческих понятий пытаясь решить этот вопрос, но не достигнув его решения и отвратившись от истины, впали в некое злое заблуждение, положил нам в качестве печати имя Божье, говоря: «В начале сотворил Бог». Это Естество преславное и преблаженное, эта безмерная Доброта, дорогое Имя, Начало всему сущему, Источник жизни, духовный Свет, бесконечная Премудрость, несравнимый преблагой Творец: Он сотворил небо и землю.     Еретики осмеливаются говорить о Христе, что Он «стал». Заметь же здесь: когда еретик говорит, что Христос «стал» и что Он не существовал прежде бытия, то чем Он выше земли? Также и о земле говорит Моисей: «Земля была». И когда он говорит: «В начале было», то они [еретики] подразумевают «создано», а не понимают под этим вечное естество, то тогда Спаситель ни в чем не выше земли. И слово Божие было, и земля была. Но о том они не подумали, что когда говорится «в начале было», подразумевается не ставшее, а «вечно существующее», а земля не была прежде и стала сотворена, и только тогда можно сказать о ней «была». Ведь не сказал Моисей: «Земля была», прежде чем он сказал: «В начале сотворил Бог небо и землю». Сначала он сказал «сотворил», а потом «была». «В начале» и «в начале» сказали оба, чтобы проявился единый корень благочестивой веры, которая наставляла того, проповедовавшего Закон Моисея, и осветила этого, Иоанна Богослова.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=121...

И для сего убо дни лепо есть начинать и чтение от первых догматов спасения.  «Сей день,  егоже  сотвори Господь» ( Пс.117:24), первый есть по порядку, первый по достоинству, первый по явлению благодати, первый день воскресения человеческого и восстановления к вечной славе и царствию. В оный убо читаются и первейшие, высочайшие и начальнейшие Евангельские слова православной веры. И воистину ныне чтенное Евангелие заключает все великое таинство предвечного от Отца рождения Сына и Слова Божия, и Божественное Его и неизреченное смотрение, сущего от Матери Девы временного вочеловечения Его. Итак, тому, кто приступает сие изъяснять, нужно иметь глубокий и здравый разум, слушающим же охотное и тщательное внимание. Немощны мы и грешны; но да поможет нам безначальный света Податель Бог, Отец Господа нашего Иисуса Христа, посылая свыше нам свет ко истолкованию предлежащих словес Божиих. Вы же, очистив себя от всякого земного мудрования, и чрез молитву и благочестие ум горе возвысив, внемлите сему высокому и душеспасительному веры учению. Первое речение в Ветхом Завете –  «в начале»: первое и в благовествовании от Иоанна:  «в начале». Согласно Ветхое Писание с Евангелием;  Поелику обоих сих есть един и тот же Творец Бог. Но  Поелику Ветхое Писание повествует о создании тварей, Евангелие же показывает предвечное Сына Божия рождение: то знать надобно, что иной смысл есть речения Моисейской книги,  «в начале», а иной Евангелия от Иоанна,  «в начале». Моисей чрез слово  «в начале» означил сотворенное в начале, то есть, что в начале сотворил  Бог небо и землю, а потом прочие твари; а Иоанн чрез сие,  «в начале», показал безначальное и предвечное всего Начало, то есть Бога и Отца.  «Бе», сказал он, – во-первых, для показания, что не было времени, в которое Сын Божий не существовал бы, но рожден от Отца предвечно и Ему совечен. Ибо якоже луч солнечный никогда без света не является: тако никогда не был Отец без Сына, но всегда купно, то есть в одно и то же время Отец и купно Сын, так как луч и купно свет.

http://bible.predanie.ru/pasha-svetloe-h...

222 Познание, ведущее к вечной жизни. 1995. С. 69. 223 На самом ли деле Бог заботится о нас? 1992. С. 13. 224 Познание, ведущее к вечной жизни. 1995. С. 65. 225 Познание, ведущее к вечной жизни. 1995. С. 66. 226 Следует ли верить в Троицу? 1998. С. 15. 227 Рогозин П.И… Лжесвидетели. «Свет на Востоке». 1995. С. 24–25. 228 Рогозин П.И… Лжесвидетели. «Свет на Востоке». 1995. С. 25–27. 229 В начале было Слово… «Источник жизни». Заокский. 1993.С. 134. 230 В начале было Слово… «Источник жизни». Заокский. 1993.С. 139. 231 Догматические Послания православных иерархов XVII–XIX веков о православной вере. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1995. С. 166. 232 Самый великий Человек, Который когда-либо жил. 1991. П.55. 233 В начале было Слово… «Источник жизни». Заокский. 1993.С. 137. 234 В начале было Слово… «Источник жизни». Заокский. 1993.С. 136. 235 В начале было Слово… «Источник жизни». Заокский. 1993.С. 137. 236 В начале было Слово… «Источник жизни». Заокский. 1993.С. 137. 237 В начале было Слово… «Источник жизни». Заокский. 1993.С. 137. 238 Самый великий Человек, Который когда-либо жил. 1991. П.11. Любопытно, что богословские построения данной секты практически не отводят места для покаяния. 239 Догматические Послания православных иерархов XVII–XIX веков о православной вере. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1995.С.150 240 Преподобного Иоанна Лествица. Слово.5.1. Сергиев Посад. 1908. с. 58–59. 241 В начале было Слово… «Источник жизни». Заокский. 1993.С. 137–139. 242 Познание, ведущее к вечной жизни. 1995. С. 68–69. 243 Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Толкования посланий апостола Павла. Послание к Римлянам. М.1996. С.227. 244 Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Толкования посланий апостола Павла. Послание к Римлянам. М.1996. С.237. 245 Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Толкования посланий апостола Павла. Послание к Римлянам. М.1996. С.229. 246 Познание, ведущее к вечной жизни. 1995. С.68. 247 Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Толкования посланий апостола Павла. Послание к Римлянам. М.1996. С.231.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2281...

Вечность Слова изображается первыми словами стиха: в начале бе Слово. Смысл выражения в начале – εν αρχη в книгах Ветхого и Нового Завета всякий раз определяется той связью, в какой оно находится. Напр. в кн. Бытия ( Быт.1:1 ) это выражение указывает на начало мира, с бытием которого начинается и самое время. У евангелиста напротив оно говорит о безначальном бытии Сына у Отца, бытии прежде всех времён, когда ещё не были сотворены ни небо, ни земля, когда ещё не было ни одного из бесчисленного множества херувимов и серафимов. Справедливость такого понимания подтверждает одно параллельное место, находящееся у того же самого евангелиста в ( Ин.17:5 ), где сам Господь говорит о Своём бытии у Отца: прежде мир не бысть. Итак, выражением в начале евангелист указывает на такое начало, которое не определяется никаким дальнейшим началом, есть причина и основание всего существующего. Василий Великий , объясняя слова в начале бе (против Евномия), выражается: «Невозможно и придумать что-нибудь такое, что было бы древнее сего начала: ибо сие последнее не было бы и началом, если бы далее его существовало что-нибудь» 29 . Но ещё определённее, ещё решительнее говорит о вечности Слова выражение бе. В Свящ. Писании это выражение постоянно означает бытие вечное, самостоятельное, свойственное одному Богу. Иегова говорит Моисею: Аз есмь сый (εγω ειμι ο ων)... сие мое есть имя вечное ( Исх.3:14–15 ). И сам Спаситель также этим словом изображает вечность Своего бытия: прежде даже Авраам не бысть, Аз есмь, – говорит Он ( Ин.8:58 ). Св. Златоуст пишет: «Что препятствовало евангелисту сказать: в начале сотворил Бог Слово? Моисей, говоря о земле, не сказал: в начале была земля, но – сотворил землю, и тогда стала быть. Если Моисей сказал так о земле из опасения, дабы кто не подумал, что земля не сотворена: тем более должен был сего опасаться Иоанн, если бы Сын был сотворен. Не сказал: Слово имело начало, но – в начале было, выражением было возводя тебя к мысли, что Сын безначален» 30 . Таким образом, в начале бе Слово – значит: Слово – Сын Божий – не сотворено, не произошло во времени, но имеет безначальное, вечное бытие. 31 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010