2 . Существуя как Слово, и рыбаков к богословию окрылил. Сего ради вопиет Иоанн: «В начале бе Слово, и Слово бе к Богу» ( Ин.1:1 ). И смотри на эту Евангельскую точность. Не говорит: В начале рождено Слово, не о домостроительстве (ο τν οκονομαν), но о существе (τν παρξιν) возвещает. Поскольку ведь рождение означает начало бытия, то евангелист, желая представить сына 22 безначальным (τ ναρχον), молчит о Рождении и объявляет о существе: «В начале бе Слово, и Слово бе к Богу». Три сказанных выражения достаточны для защиты Церкви 23 . Кто тебя этому научил, Иоанн? Озеро? но оно не учит догматам; рыбная ловля? Но она не богословствует. Зеведей? но он простец. Отечество? Но оно было незнатное село. Жители? Но они были неученые иудеи. Закон? Но он имел лишь тень (будущих благ) ( Евр.10:1 ). Моисей? Но он был «худогласен и косноязычен» ( Исх.4:10 ). Авраам? Но землею и пеплом был ( Быт 18:27 ). Давид? Но он же червь, а не человек ( Пс.21:7 ). Пророки? Но на них лежало покрывало Закона. Итак, как же ты сказал (смог сказать): «В начале бе Слово»? Кто тебя к таковой высоте возвел? Кто тебе даровал такие крылья 24 ? Забыл свою природу, оставил землю, ты преодолел воздух, протек эфир, перелетел небеса 25 , превзошел ангелов, миновал серафимов, опередил херувимов; предстал Царскому Престолу, склонился на Царское Лоно, был окрылен верою, вострубил веру неведомую 26 (уму), возгремел 27 Рождение непостижимое (κατληπτον), возвестил о безначальном бытии (παρξιν ναρχον), сказал: «В начале было слово» 28 . Начало, которое не допускает начала 29 . «В начале было Слово» 30 . Ибо прежде всякого начала «было Слово». Было, не произошло Слово 31 . Бесстрастно (παθς) было рождено, непостижимое (περινητος), простое (πλος), несложное (σνθετος), неприступное (νφικτος), непытливое (πολυπραγμνητος), вечное (διος), неизмеримое (μριστος), несозданное (κτιστος), сущее всем тем, что есть Родивший (Его Отец). «В начале было Слово». Тем указал, у этой Ипостаси нет начала 32 . «И слово бе к Богу». Показал на неделимый (τ διαρετον) характер сущности (Божией). «И Бог бе Слово». Так указал безразличие (τ παρλ(λ)ακτον) естества (Божия). «Сей бе в начале к Богу». Тем показал Отца совечного (συναδιον). «Всяческая чрез Него быша». Так показал в сотворении самовластие (τς δημιουργας τ ατεξοσιον) 33 . Все (ведь) через Него возникло ( Ин 1:3 ), в древности было (Им) создано, а теперь вновь обновлено 34 .

http://azbyka.ru/otechnik/Prokl_Konstant...

«Уверяя Иисус, сын твои, Богородице» (В Стихир. лист 184 в снимках 6). 110. В нотном крюковом Стихираре имя Спасителя сколько раз написано всеми буквами? В нотном крюковом Стихираре имя Спасителя всеми буквами написано пять раз. 111. В точном снимке из Богословия св. И. Дамаскина, писанного более чем за четыре столетия до патриаршества Никона, в каких словах имя Спасителя изображено сокращенно, но с двумя гласными буквами в начале? «Того ради Иисус спас ся сказает» (Богосл. Дамаск. лист 114 на обор., в снимках 5). 112. В Богословии св. Иоанна Дамаскина имя Спасителя сколько раз написано сокращенно, но с двумя гласными буквами в начале? В Богословии святого Иоанна Дамаскина имя Спасителя сокращенно но с двумя гласными буквами в начале написано пятнадцать раз. 113. В точном снимке из Стихираря без нот, писанного за триста сорок девять лет до патриаршества Никона, в каких словах имя Спасителя изображено всеми буквами? «Сподобися и учении ангельскыих и образа самого Иисуса» (В Стихир. лист 143, в снимках 8). 114. В Стихираре без нот имя Спасителя сколько раз написано всеми буквами и сколько раз сокращенно, но с двумя гласными буквами в начале? В стихираре без нот имя Спасителя всеми буквами написано два раза, а сокращенно, но с двумя гласными буквами в начале, один раз. 115. В точном списке из Моисеева Евангелия, писанного за триста лет до патриаршества Никона, в каких словах имя Спасителя изображено сокращенно, но с двумя гласными буквами в начале? «В время оно начат Иисус поносити» (В Моис. Евангел. лист 39 на обор., в снимках 3). «В оно время воини ведоша Иисуса на двор» (В Моис. Еванг. лист 186 на обор., в снимках 3). 116. В Моисеевом Евангелии имя Спасителя сколько раз написано всеми буквами? В Моисеевом Евангелии имя Спасителя всеми буквами написано три раза. 117. В Моисеевом Евангелии имя Спасителя сколько раз написано сокращенно, но с двумя гласными буквами в начале? В Моисеевом Евангелии имя Спасителя сокращенно, но с двумя гласными буквами в начале, написано двести восемьдесят раз.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Kashmen...

Гл. 25). Конечно, усердию богомольцев препятствовать нельзя в поставлении свечей во всякое время. б) На вечерне, на день непраздничный (т. е. когда не поется на ней: «Блажен муж») в начале ее возжигаются свечи перед образами Христа Спасителя, Пресвятой Богородицы и перед образом храма на правой стороне Спасителева образа (Тип. Гл. 24 и 25). В начале пения «Господи, воззвах», пения во славу Господа, пришедшего просветить мир, обрадовать скорбящих, зажигают еще свечи: перед аналогием и перед образом Спаса во втором тябле, т. е. ярусе иконостаса, и в алтаре у Св. Престола. (Типикон предписывает воздвигать и гасить светильники на престоле только иерею и диакону, а потому в тех церквах, где позволяют средства, следует приобретать семисвечники, трехсвечники или подсвечники, которые ставятся за престолом, во избежание случаев неблагоговения к престолу при поставлении свечей к нему мирянами, тем более при одном иерее, без диакона.) А на вечерне на день праздника или памяти святого, когда полагается петь: «Блажен муж», все свечи, положенные зажигать при пении «Господи, воззвах», возжигают в начале вечерни. На вечерне на воскресные дни, на праздники Христовы, Богородицы и святых (когда положено всенощное бдение) зажигается более свечей, нежели в другие дни, именно: На малой вечерне, в начале ее, кроме свечей перед образами Спасителя, Пресвятой Богородицы, храма, зажигается еще свеча перед аналогием, где обыкновенно полагается икона храма (Тип. Гл. 24). На великой вечерне, на только что указанные праздники, в начале ее зажигаются свечи не только перед образами Спасителя, Богоматери, храма и аналогием, но еще и перед Владычным образом в тябле, т. е. во 2 ярусе иконостаса (Тип. Гл. 24). В начале же пения «Господи, воззвах» зажигаются и прочие свечи (Тип. Гл. 24). Гасить свечи полагается не в одно время. Те, которые были зажжены в начале вечерни, гасятся по окончании вечерни; а свечи, зажженные на «Господи воззвах», гасятся ранее, именно по конечном Трисвятом (Тип. Гл. 24 и 25). в) На утрени, именно в начале ее, когда воспоминается рождество Христа Спасителя от Пресвятой Девы ночью в пещере, а в чтении изображается томительное, сумрачное состояние ветхозаветного человека, его покаяние, возжигаются во время богослужения свечи перед образами Спасителя, Божией Матери и храма.

http://azbyka.ru/voskovye-svechi-ix-znac...

Между двумя одинаковыми выражениями в начале, с которых начинается и Книга Бытия, и Евангелие от Иоанна, имеется большое различие. Пролог Книги Бытия говорит о начале тварного мира: «В начале сотворил Бог небо и землю …». Пролог Евангелия говорит о пре· вечном, домирном бытии абсолютного, по своей природе, Логоса 9 – Творца мира. Евангельское в начале богословски более значимо, нежели в начале Книги Бытия. Оно говорит о принципиальной безначальности и вневременности Творца, тогда как в начале книги Бытия – это онтологическое начало только тварного мира. Тем самым Откровение Книги Бытия, по отношению к Откровению Евангелий от Иоанна онтологически частично, то есть по своему содержанию зависимо от него, так сказать, вторично, хотя хронологически оно возвещено почти на 1500 лет раньше. Но в те времена, когда писалась Книга Бытия, полнота Евангельского Откровения еще не могла быть воспринята человеческим сознанием. Выражение в начале имеет и тот смысл, что мир не безначален по своей сущности. Он имеет свое начало, то есть возник (из небытия). Было начало мира, а до этого начала, или, точнее сказать, без этого начала и самого времени не было. Мы намеренно подчеркиваем эти до или без, чтобы не могло возникнуть мысли о существовании такого времени, когда мира еще не было. Мир и время неразделимы. Нет мира вне времени и нет времени помимо тварного мира. В философских творениях Отцов Церкви, главным образом – Василия Великого , Григория Богослова и Григория Нисского – часто встречаем объяснение выражения в начале в том смысле, что Бог творит мир из небытия, давая, тем самым, начало и времени. Времени нет вне мира. Время возникает только вместе с миром. То, что мы именуем Вселенной, есть нерасторжимое единство материального мира во времени и пространстве, хотя само слово пространство, в творениях Отцов, обычно заменяется словом мир, под которым разумеется все то, что теперь называется объективной реальностью. Только с началом существования неба и земли, как совокупности всего существующего, возможно течение времени, в нашем обыденном понимании, как совокупности хронологических перемен всего происходящего на небе и земле. Мир сотворен для вечности, но внутри него нет времени без пространства и нет пространства без времени. Таково библейское понимание мира, к которому, только в нашу эпоху подошло философское и научное мышление (Гегель и Эйнштейн) 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

На повечерии, полунощнице и часах следует зажигать светильники (свечи) перед Спасовым и Богородичным образами (Типикон, 25 гл.). Но и нельзя препятствовать усердию богомольцев в поставлении свечей во всякое время. На вечерни в день непраздничный (т. е. когда не поется на ней: «Блажен муж»), в ее начале, возжигаются свечи перед образами Христа, Богородицы и перед образом храма (справа от образа Спасителя) (Типикон, 24 и 25 гл.). В начале пения «Господи воззвах» зажигают свечи (или лампады) перед аналоем и перед образом Спасителя во втором ярусе иконостаса (для этого существует спускаемая на шнуре лампада), и в алтаре у св. престола (Типикон, 25 гл.). На вечерни в день праздника или памяти святого, когда полагается петь «Блажен муж», все свечи, которые положено зажигать при пении «Господи воззвах», возжигаются в начале вечерни. На вечерни в воскресные дни, на праздники Христовы, Богородицы и святых (имеющих бдение) зажигается еще больше, чем в другие дни, свечей, а именно: На малой вечерни, в ее начале (см. стр. 3), кроме свечей перед образами Спасителя, Богородицы, храма, возжигается еще свеча перед аналоем, где обыкновенно полагается икона праздника (Типикон, 24 гл.). На великой вечерне, при указанных праздниках, в ее начале (см. стр. 13), зажигаются свечи не только перед образами Спасителя, Богоматери, храма и перед аналоем, но еще и перед образом Спасителя во втором ярусе иконостаса (Типикон, 24 гл.). В начале же пения «Господи воззвах» (см. стр. 25) зажигаются и прочие свечи (Типикон, 24 гл.). Гасить свечи так же полагается не в одно и то же время. Но те, которые были зажжены в начале вечерни, гасятся по окончании вечерни; а свечи, зажженные на «Господи воззвах», гасятся ранее (см. стр. 44), после конечного Трисвятого (Типикон, 24 и 25 гл.). На утрени, в ее начале (см. стр. 47), возжигаются свечи перед образами Спасителя, Божией Матери и храма. При пении «Бог Господь» (см. стр. 49) свечи зажигаются и перед иконою на аналое и перед иконою Спасителя во 2–м ярусе. Если на утрени поется полиелей (см. стр. 52), то перед пением его (перед пением «Хвалите имя Господне»), возжигаются все свечи в храме (Типикон, 24 и 25 гл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Дух. Вслед за тем, как сказано, какого свойства в начале Бог сотворил землю, или какую массу или материю для образования будущего мира Он назвал именем неба и земли, и прибавлено: земля же была невидима и неустроена; и тма верху бездны, вслед за тем, чтобы докончить упоминание о Троице, говорится: и Дух Божий ношашеся верху воды ( Быт. 1:2 ) 145 . Таким образом, по толкованию св. Афанасия Великого , Иоанна Златоуста , Василия Великого и бл. Августина, слово: в начале из данного библейского текста мы должны объяснять в значении временного начала мира, или разуметь под словом: в начале Самого Бога, Премудрость Божию, – Единородного Сына Божия, или наконец мы должны понимать это слово в смысле указания на вневременное, внезапное, мгновенное создание Богом мира. Посмотрим теперь как св. отцы Церкви толкуют второй из вышеприведенных о. Булгаковым текстов Св. Писания: в начале бе Слово бе к Богу и Бог бе Слово 146 . «Против безумной Ариевой мысли, – говорит св. Афанасий Великий , – будто бы иное есть слово, которое – в Боге, и иное, о Котором говорит Иоанн: ( Ин. 1:1 ), также иная собственная в Боге премудрость, и иная, о Которой говорит Апостол: Христос Божия сила и Божия Премудрость ( 1Кор. 1:24 ), – Дионисий (епископ Александрийский также восстает и поражает такое зловение, смотри опять, что пишет он об этом во второй книге: в начале бе Слово, но не было слова, издающего Слово; потому что Слово было у Бога... Слово сие – не одно из многих, но единственный, истинный и преискренний по естеству Отчий Сын, и ныне сущий во Отце и вечно и неотдельно от Него сущий» 147 . Таким образом, св. Афанасий под словом: в начале разумеет Бога Отца. Точно также объясняет слово: в начале означенного евангельского текста и бл. Августин в своей книге «Об истинной религии» 148 . Иное значение сего слова мы находим у св. Василия Великого . В своем «Опровержении на защитительную речь злочестивого Евномия» в книге второй о Сыне св. отец, приводя слова евангелиста Иоанна: в начале бе Слово бе к Богу и Бог бе Слово говорит: «В сих немногих речениях он (евангелист) совмещает все – и бытие от вечности, и безстрастное рождение, и единство природы со Отцем, и величие естества; а приложением речения: бе возводит к началу как бы для того, чтобы заградить уста хулящих и говорящих: „Его не было“… Потом...

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Имея в виду первый из приведенных прот. Булгаковым библейских текстов: в начале сотвори Бог небо и землю 135 св. Афанасий Александрийский говорит: «Всего созданного не было, и оно пришло в бытие. Ибо землю яко ничтоже сотвори (Иса. 40:23). И нарицающий не сущая, яко сущая ( Рим. 4:17 ). И все созданное есть произведение и тварь, потому и имеет начало бытия. Ибо в начале сотвори Бог небо и землю. ( Быт. 1:1 ) 136 . Точно также смотрит на слово начало в настоящем библейском тексте в своем толковании Евангелия Иоанна Богослова и св. Иоанн Златоуст : «Все сотворенное, – вещает святитель, – как земля, так и небо, сотворено во времени, имеет временное начало и безначального в них нет ничего, потому что все (в известное время) получило бытие... Никто не будет столько бессмыслен, чтобы почитать землю безначальною и не сотворенною. Имя земля и выражение – сотвори достаточны для того, чтобы убедить самого несмысленного человека, что земля не вечна и не безначальна, но принадлежит к числу вещей, происшедших во времени» 137 . Очень подробно выясняет значение слова в начале из того же богооткровенного текста в своих беседах на Шестоднев св. Василий Великий . Прежде всего св. отец объясняет это слово в том смысле, что мир не безначален, он получил свое начало от Бога, Которого и называет началом. Указывая на слова Божественного Писания: в начале сотвори Бог небо и землю 138 , св. Василий Великий говорит: «Какой прекрасный порядок! Сперва (бытописатель) упомянул о начале, чтобы иные не почли мир безначальным; а потом присовокупил: сотвори в показание, что сотворенное есть самая малая часть Сиждителева могущества... Α если мир имеет начало и сотворен, то спросим себя: кто дал ему начало и кто его Творец? Моисей предварил своим учением (ответ) ... когда сказал: В начале сотвори Бог. Сие блаженное естество... Сие Начало существ, сей источник жизни, сей духовный Свет, сия неприступная Мудрость – вот Кто сотвори в начале небо и землю " 139 . Таким образом, можно под «началом», как видно из слов св. Василия Великого , разуметь Самого Бога. Ho больше всего св. Василий Великий под словом «в начале» склонен разуметь начало временное. «Не удерживай себя, – говорит великий отец, – в ложной мысли будто бы мир безначален и нескончаем: преходит бо образ мира сего ( 1Кор. 7:31 ) и небо и земля мимо идет ( Мф. 24:35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

«Не голое имя это (апостол), но название начальства, начальства высшего, начальства духовнейшего, начальства небесного. Внемли прилежно. В мире много начальств; однако не все они одного и того же достоинства, но иные высшие, а иные – низшие. Так, есть городские синдики, но выше их – игемон, а есть и высшее еще начальство; есть также военачальник, есть префект, но выше их начальственное достоинство консулов. Все это суть начальства, но не все они одного и того же достоинства. Так точно и духовных начальств много, однако не все они одного и того же достоинства, а выше всех их есть достоинство апостольства. Слышали вы, сколько исчислили мы мирских начальств, что одно из них выше, а другое ниже, и что достоинство консулов есть как бы верх и глава всех их. Посмотрим же и на начальства духовные. Начальство пророчественное есть начальство духовное. Тоже начальство благовестника, пастыря, учителя, дарований, исцелений, сказания языков. Все сие только имена дарований, а действия принадлежат начальствам и властям. Пророк есть начальник: и изгоняющий демонов также начальник, пастырь и учитель – тоже духовные начальники; но из всех сих начальств высшее есть начальство апостольское. Откуда сие известно? Из того, что апостол выше всех сих. Как консул между властями мирскими, так между духовными апостол удерживает председательство. Послушаем самого Павла, перечисляющего начальства и на высшее место посадившего апостольское. Овых убо положи Бог в Церкви первее опостолов, второе пророков, третие учителей и пастырей, таже дарования исцелений ( 1Кор. 12:28 ). Видишь ли верх начальств? Видишь ли, что апостол возседит выше всех, и что никого нет прежде и выше его? Ибо сказано: первее апостолов, второе пророков, третие учителей и пастырей, таже дарования исцелений, заступления, правления, роди языков. Итак, достоинство апостольское не только главное между всеми начальствами, но и основание и корень их». Св. Златоуст. Бесед. 3. на нач. Деян, апостол, чл. 3: твор. т. 3, стр. 75. Венеция, 1734 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

632.  Иоанн Златоуст. Бес. о непостиж. В согласии с этим Трул. соб. пр. повелевает начинать празднование воскрес. дня с вечера в субботу и оканчивать при наступлении вечера воскресного. 633. См. выше, стр. 112–113. 634. Апостольские Постановления II, 59. См. выше, стр. 113. 635. Апостольские Постановления V, 20. 636. Апостольские Постановления VII, 23. 637. Апостольские Постановления VIII, 33. 638.  Сократ. Церк. ист. VI, 8. См. выше стр. 263. 639.  Василий Великий Пис. 89. Иоанн Златоуст. на Тим бес. 5. Тимофей Александрийский. Пр. 13. 640.  Сократ. Церк. ист. V, 22. Ср. выше, стр. 191, 195, 196, 201 — суббота у отшельников и в монастырях. 641.  Кассиан. Об установлении киновий. III, 8, 9. См. выше, стр. 148. 642.  Zahn, Geschichte des Sonntags, Hannov. 1878, 75. Рыбинский В. Древне-еврейская суббота, Киев 1892, 253. 643. До ныне сохранившееся в Абиссинской церкви, где суббота празднуется наравне с воскресеньем (там же). 644. Лаодик. Соб. Пр. 29. 645.  Кассиан, Об установлении киновий. III, 10. 646. Апостольские Постановления VII, 24. 647. Прав. св. ап., 69. 648.  Епифаний Кипрский. Изл. веры, 22. 649. См. выше, стр. 119. 650.  Евсевий. Жизнь Конст. IV, 18. Созомен. Церк. ист. I, 8. 651.  Василий Великий Письмо к Кесарию, см. выше, стр. 164. Амвр. На Пс. 118 бес. 8. 652.  Сократ. Церк. ист. V, 21. 653.  Maji, Spicilegium Romanum, IV, 32. Renaudotii, Liturg. orient. collect. I, 79. 654. Ник. Соб. Пр. 5. 655.  Евсевий. О праздн. Пасхи. гл. 4. 5. 656.  Афанасий Великий. Окруж. посл. к еписк. гл. 4. Апология на Конст. гл. 15. 657.  Кирилл Иерусалимский. Огласит. сл. 4. Тайновод. 4. 658. Лаод. Соб. пр. 49, 51. 659.  Епифаний Кипрский. Излож. веры. Гл. 21. 660.  Амвросий. О Ное и ковч. гл. 4. Об Илии и посте. гл. 10. 661.  Сократ. Церк. ист V, 22. 662.  Созомен. Церк. ист. VII, 19. 663. Автор «Исторического рассуждения о постах православной, восточной, кафолической Церкви (Москва 1837 г.)» (иеромон. Алексий Соловьев) заподозривает свидетельства Сократа и Созомена о различной продолжительности и времени предпасхального поста в неточности и даже в намеренном искажении истины, объясняя последнее расположением к новацианству: «им не могли нравиться положительные уставы Церкви; отсюда-то конечно произошло, что сочтено нужным намеренно и с усилием изыскивать различие в обрядах Церкви и при сем мешать полуистину с правдою или с ложью» (стр. 17). Но из установлений Церкви новацианам, тогдашним ригористам христианства, меньше всего мог не нравиться сорокадневный пост.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Отшельники-аскеты, думает и г. Бердяев, учат лишь тому нас, как умирать для мира, a деятели, подобные названным писателям, бьются над вопросом: «как жить религиозно.., как сливаться религиозно с землёй и не отрывать от неё неба» 29 . – И потому, – заявляют гг. Розанов и Мережковский, – между историческим христианством, как таковым, и между сынами современной культуры может быть внешнее соприкосновение, но немыслимо духовное сродство, идейное слияние в одном примирённом мировоззрении. И тут – новое побуждение для их распада. Следующей причиной, разделяющей интеллигентов и Церковь , служит вопрос об отношении к свободе человеческой совести. По мнению докладчиков, историческое христианство всегда склонно было «спасать» людей насилием. Тут оно будто бы переняло у государства дурные приёмы и возвело их в закон. Но это – страшное заблуждение, прямо хула на Духа Святого. «Высшая воля, – говорит г. Бердяев, – пожелала свободы для человека, утвердила абсолютную неотъемлемость его свободной совести и других прав его, и никакая человеческая воля не властна отнять эту свободу, посягнуть на божественное в человеке» 30 . А если Церковь , временами, восстаёт против свободы совести, – в те моменты она не за Христом идёт, а за Его искусителем в пустыне. Тогда она мыслит по рецепту Великого инквизитора у Достоевского. Но, – замечает г. Бердяев, – «раскрытие людям тайны о смысле вещей, раскрытие истины абсолютной и вечной выше всего в мире, выше счастья людей, выше всякого знания для человечества, выше спокойствия, выше хлеба земного, выше государства, выше самой жизни в этом мире. Миру должно быть поведано слово истины…, чего бы это ни стоило, и тогда человечество не погибнет, а спасётся для вечности, какие бы временные страдания оно ни претерпевало» 31 . Итак, не принудительным авторитетом, a просвещённой свободой, не духом рабства, а любовно христианство должно влечь людей жить по заповедям Божиим. Таков смысл настроения школы, о которой идёт речь 32 . Но так как всякая религия носит в себе зачатки фанатизма и нетерпимости, то надо ли удерживать религию вообще в поступательном культурном росте человечества?

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010