О воскресении и посаждении одесную говорится здесь, как о действиях проявления неизреченной силы Божией в устроении спасения. Уничиженным пребывал Спаситель на земле; уничиженно кончил земное житие. Так было нужно по домостроительству спасения. Но на это не смотри, а смотри на то, на какую высоту возведен Он путем сего уничижения. Чем уничиженнее Он виделся на земле, тем очевиднее держава крепости Божией в возвышении Его превыше всего. Воскресение стоит как бы на переходе к тому. Посаждение же одесную есть облечение полною вседержительною властию Спасителя, яко Богочеловека. Воскресение и посаждение одесную относится здесь к Богу Отцу; но оно есть нераздельное действие Божества — Пресвятой Троицы. И Сам Сын в Нем столько же участвует, сколько Бог Отец и Бог Дух Святой. — Посаждение одесную есть облечение властию Божескою, вседержавною. Бог Сын и в воплощении не переставал быть Вседержителем, как был и Творцом всего. Апостол хочет сказать, что в сие вседержительство введено и человеческое естество в лице Христа Господа, будучи прославлено в воскресении. Не яко Бог Господь стал выше всего и Владыкою всего, — ибо и не переставал быть таким, но яко Богочеловек. Лице Спасителя — одно. И в самом уже воплощении Он был Вседержитель и яко человек. Но для введения человеческого естества в сие державствование надлежало прежде прославить Его воскресением. Человек — малый мир. Он сосредоточивает в себе все тварные силы. В прославленном человечестве в лице Богочеловека силы сии стали браздами правления и вместе каналами для прохода восстановительных сил Спасителя во все области миробытия. Все сие необходимое следствие воплощения Бога Слова. Когда это решено было в совете Божием, то все должно было прийти само собою. Начала, Власти, Силы и Господства, над коими возвысилось человеческое естество в Господе, суть не земные власти — цари, первосвященники, — как кому-то приходило на ум, а небесные. Апостол перечисляет Ангельские чины не все, — ибо не об этом речь, — а некоторые, давая чрез них то же разуметь и о прочих всех. Он как бы говорит: выше этих, но и выше всех других, выше всего, что есть, кроме Бога, как показывают слова: и выше всякаго имене, именуемаго не точию е веце сем, но и в грядущем . Имя здесь — достоинство, как у нас говорят: человек с именем. Разумеет Апостол все, что имеет имя, что выдается из ряда других. Выше всего того есть Спаситель, восседший одесную Отца. Тут же видна и та мысль, что Он стал выше всего нам известного — Начал, Властей, Господств, Сил (и Престолов еще, как прибавляет Он в послании к Колоссянам — 1, 16), и выше всего нам теперь неизвестного, что откроется нам впоследствии — здесь, или в будущем веке (святой Златоуст, Феофилакт, Экумений и др.), вообще выше всего, что бы кто ни назвал.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

(читай выше). Беглопоповцы обыкновенно на словах правила: «присоединяющихся к кафолической и апостольской церкви» не останавливаются, а между прочим им следовало бы на них остановиться и призадуматься, так как их общества, как не подходящие под те признаки церкви Христовой, которые указаны в символе веры , потому что по символу церковь едина, а обществ беглопоповских много, 213 – церкви единой, а следовательно и Божией, не составляют (читай выше). Далее церковь Христа называется святой, как освящаемая Духом Св., чего о беглопоповцах сказать никак нельзя, потому что они, не имея епископа, не имеют Духа Св., (читай выше) освящающего церковь , а потому и не могут быть названы церковью единой и святой (читай выше). Затем они не могут быть названы церковью вселенской 214 и апостольской во 1-х потому, что не имеют последователей во вселенной между разными народами, и не исполняют заповеди Христовой о распространении евангелия ( Мф. 28:19 : Мр. 16:15 ; снес. Мф. 24:14 ; – читай выше); и во 2-х потому, что нарушают учение апостолов и не имеют апостольского преемства епископов (читай выше). Это первое основание, по которому общества беглопоповцев (числом 5, а может быть и больше) нельзя считать церковью Христовой. Второе же основание то, что церковь Христова должна состоять из епископов, пресвитеров, диаконов и мирян (читай выше), а у беглопоповцев не было и нет епископа, без которого, по словам св. Иринея лион., нет изначального устройства церкви и признака тела Христова, «еже есть церковь » ( Колос. 1:24 ), состоящего в преемстве епископов (читай выше), и без которых, как говорят многие св. отцы, нет и не может быть церкви (читай выше). Тоже самое говорят и соборы. Так св. III вс. соб. пишет: «не следовало ей (церкви) вдовствовать, и без предстоятеля (ант. 9) быти Спасителеву стаду» (кн. пр. 61 стр.). Четвёртый вс. соб. 25 пр. повелевает митрополиту области, чтобы и отдельная епархия более 3-х месяцев не оставалась без епископа, что показывает, что не только вселенская, но и поместная церковь не может быть без епископа.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bez...

Созерцание Да созерцаю Давидово беззаконие (2 Цар. гл. 11), а именно: 1) как совершил Давид прелюбодеяние с Вирсавией, супругой Урии, когда Урия был на войне; 2) как Давид поспособствовал гибели Урии; 3) как Бог прогневался на Давида. Проповедь о Слове – Сыне Божием В начале было Слово. Ин. 1:1 Слово, полное разума и смысла, было в начале. Это относится к Божественной природе Господа нашего Иисуса Христа. В начале – подразумевается ли тем самым некое начало Слова Божия? Или какая-то временная дата рождения Сына Божия от Бога Отца? Ни в коем [случае]. Ибо рождение Сына Божия не может иметь ни даты, ни начала, так как время – это условие [бытия] тленного, преходящего, и никак не касается оно вечного Бога и не обусловливает собой что бы то ни было в Боге. Можно ли отделить свет от солнца, но чтобы [при этом] солнце осталось солнцем? Можно ли обособить ум от человека, но чтобы человек остался самим собой? Можно ли удалить сладость из меда, но чтобы мед остался медом? Нельзя. Еще меньше можно представить себе Бога, отделенного от Своего Слова, от Слова разумного [букв.: словесного. – Ред.], от Своего Смысла, от Своей Премудрости, [то есть] Отца, обособленного от Своего совечного Сына. Нет, братья, речь здесь не о начале [рождения] Сына Божия от Бога Отца, а о начале истории создания и [устроения] человеческого спасения. Начало сие – в Слове Божием, в Божием Сыне. Начал Он и сотворение и спасение Кто бы ни говорил либо о создании видимого и невидимого либо о спасении рода человеческого, тот должен начать с Начала. А Начало – это Слово Божие, Божия Премудрость, Сын Божий. Как если бы кто-то, повествуя о неком событии с кораблем на озере, начал бы так: «В начале было озеро, и плыл по нему белый пароход...» – то никто из здравомыслящих людей не поймет слова: «В начале было озеро» в том смысле, что озеро появилось в тот же самый день, когда и произошло некое событие с кораблем. Посему никто из разумных не должен понимать слова евангелиста Иоанна В начале было Слово так, что якобы в начале [события] сотворения Слово Божие произошло от Бога. Как озеро существовало тысячи лет до происшествия с кораблем на нем, так и Слово Божие существовало всю вечность до начала создания

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Третья починается с Сентября. 1638. Книга Царственная, в десть. 1639–1640. Две книги Григория Богослова , в десть. 1641–1642. Две книги Иоанна Лествичника , одна в десть, а другая в полдесть. 1643. Книга Криница в десть. 1644. Книга Соборник, в десть, в начале житие Феодосия общего. 1645. Книга в десть Соборник, в начале житие трех Святителей Московских. 1646. Книга Исак Сирин. 1647. Книга Патерик Египетский с повестми. 1648. Книга Патерик Печерский, в полдесть. 1649. Книга Аввы Дорофея, в полдесть, да в ней же Симеона Нового Богослова. 1650. Книга Петр Дамаскин, в ней же и Зерцало. 1651–1652. Две книги в полдесть Небеса. 1653. Книга Соборник, в начале житие Симеона Столпника, и иных святых. 1654. Книга Соборник, в начале житие Иоанна, архиепископа Новгородского, в полдесть. 1655. Книга Соборник, в начале служба и житие Иоанна Суздальского, в полдесть. 1656. Книга Соборник, в начале житие и хожение святых чудотворцев Козмы и Домияна, в полдесть. 1657. Книга Соборник, в начале житие Саввы Сторожевского, в полдесть. 1658. Книга в полдесть, в начале слово похвальное великомученик четыредесяти, иже в Севастии. 1659. Книга Соборник, толст, а в ней три месяца: Июнь, Июль, Август, в полдесть, в начале житие Дионисия Глушицкого. 1660. Книга в полдесть, житие и служба Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев. 1661. Книга Соборник, в четверть, житие Кирилла Белозерского, да Макария Желтовоцкого чудотворца 1662–1663. Две книги в десть, Прологов. Из Володимира Рожественского МОНАСТЫРЯ. Выписано из отписных книг 145 года. 1664. Книга Степень царская, в десть. 1665. Книга Правила Никонские, в десть. 1666–1667. Две книги Апостолов толковых, в десть. 1668–1678. 11 книг бесед Евангельских, другонадцатая книга, в них Евангелие Матфей, в досках, без кожи, все в десть, письменные. 1679–1684. Шесть книг Уставов, три в десть, один в них печатный, а три в полдесть, один расплетен в них на двое. 1685–1689. Пять книг Летописцев, в десть, один в них в полдесть, письменные. 1690–1691. Две книги Андреатис, в десть, письменные.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

«Или, может быть, – говорит Василий Великий , – действие творения мгновенно и не подлежит времени, то и сказано: в начале сотвори; потому что начало есть нечто не состоящее из частей и не протяженное. Как начало пути еще не путь, и начало дома еще не дом, так и начало времени еще не время, а даже и не самомалейшая часть времени. Если же какой-либо любитель споров скажет, что начало времени есть время, то пусть знает, что сим разделишь начало на части, а части сии суть: начало, средина и конец. Но придумывать начало для начала весьма смешно. И кто делит начало надвое, тот из одного сделает два начала, лучше же сказать много и бесчисленное число начал, потому что каждую отдельную часть должно будет непрестанно рассекать на новые части. Итак, чтобы мы уразумели вместе, что мир сотворен хотением Божиим не во времени. сказано: в начале сотвори. В означение сего древние толкователи, яснее выражая мысль сказали: вкратце ( κεθαλαε) сотвори Бог, т.е. вдруг и мгновенно 142 . Наряду с толкованием рассматриваемых начальных слов Библии в учении вышеуказанных св. отцов мы должны поставить и толкование бл. Августина. Имея ввиду означенные слова Моисея: в начале сотвори Бог небо и землю 143 , бл. Августин задает вопрос: «Что значит в начале, т.е. в начале времени, или в Начале – в самой Премудрости Божией, потому что и Сам Сын Божий назвал Себя началом, когда Ему было сказано: Ты кто еси и рече: Начаток, яка и глаголю вам ( Ин. 8:25 )». На этот вопрос святой отец отвечает утвердительно, т.е. он под словом: «в начале» разумеет начало временное, с одной стороны, и Божественную Премудрость – Сына Божия – с другой 144 . Но, как видно из книги бл. Августина «О Граде Божием», он больше имеет склонности под сим началом разуметь Божественную Премудрость – Сына Божия. «В самом начале священной книги Бытия, – говорит бл. Августин, – содержится указание на Троицу. Ибо после того, как говорится: в начале сотвори Бог небо и землю, – с целью дать понять, что Отец творил с Сыном, как свидетельствует псалом, в котором читается: яка возвеличишася дела Твоя Господи: вся премудростию сотворил еси ( Пс. 103:24 ), – после того совершенно у места упоминается и Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Стало быть, мы находимся под впечатлением ещё Рождественских служб, но редко кто в своём лексиконе, обороте речевом , добавляет . известное лукавство . Слово «Христовым» не добавляется – вымывается . С Рождеством Кого? – «Христовым» – надо добавить. Что это значит «с Рождеством»? Это вот свою печать – он и выветривает из сознания людей всё богословское содержание этого слова. Но и из нас очень редко найдутся люди, которые скажут: да, сегодня праздник Воплощения Бога Слова – Второй постаси. К сожалению, это очень редко люди используют в своём , и всё на уровне какого-то доморощенного такого . А почему бы не сказать: да, сегодня велия благочестия тайна: Бог бо явися во плоти. А дальше идут слова: показася Ангелам. Что значит показася Ангелам? – до воплощения Его не видели и Ангелы, потому что Бог не может быть созерцаем, видим никем. И вот здесь актуальность пролога от Иоанна: она как никогда должна быть предметом нашего богословского осмысливания Таинства Воплощения Бога Слова. Откройте ещё раз Евангелие от Иоанна, 1-ю главу, и вы увидите здесь следующее: что вначале было Слово – Это и есть Христос. И речь здесь идёт не о Его начале, ибо у Него нет начала. Я пытался говорить слово в начале, надо понимать в контексте, потому что и Библия начинается со слова в начале: В начале сотворил Бог небо и землю и в начале бе Слово. Если ты возьмёшь слово в начале и отсечёшь эти слова было Слово, ты будешь говорить, что слово в начале содержит в себе вот такой смысл: кто-то имеет начало. Вот когда открываешь книгу Бытия, там и читаешь: В начале сотворил Бог небо и землю. Что эти слова говорят? О том, что имеет начало, было , когда его не было. И Бог силой Своего всемогущества из небытия в бытие привёл всё Вот оно: затикали часики. Вот пошёл отсчёт времени: Бог Творец не только но и времени. А вот когда мы читаем: В начале было Слово – выкинь всякую мысль о начале этого Слова. Он собезначален Отцу, со-вечен Духу. Это три Лица, Которые существуют разом, хотя и говорится о рождении и схождении.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Сделаю, говорит Господь устами пророка Исайи, сделаю, что «человек будет дороже чистого золота Офирского» , то есть самого чистого и дорогого. Вот, братья, в чем смысл всех несчастий, которые Господь попускает миру. Чтобы сделать человека ценнее и дороже золота. Знаете ли, братья, почему Господь небесный попустил миру в наши дни все эти военные ужасы, с которыми можно сравнить лишь ужасы ада? Потому что ценность человека упала и стала ниже ценности золота. А это противоречит замыслу Божьему о человеке, а все, что противоречит ему должно лопнуть, исчезнуть, умереть. В нашей стране золото стало цениться выше человека. Потому на нее и обрушился грозный бич войны, бич, сплетенный из всех зол и бед, словно из змей огненных. Для того, чтобы мы научились ценить Бога выше человека и человека выше золота. Когда зарождалась Сербия, великие люди жили в небольших домах. Когда Сербию заменила Югославия, маленькие люди стали жить в огромных палатах. Все войско Карагеоргия, поднявшее восстание против турок, могло бы поместиться в дом какого-нибудь югославского вельможи из Белграда. Народ роптал, но постепенно сам пошел стопами своих вельмож, златолюбивых человеконенавистиников. Из-за денег убивали людей, жгли дома, заключались невенчаные браки, разделялись общины, создавались партии, враждовали братья, поносилось имя сербское, отвергалась вера, предавались святыни, продавалось отечество. Вот почему должно было придти страшному дню Господню, братья мои, и к нам. А теперь, блаженны мы, если научились ценить человека выше золота, выше богатства, выше славы, выше звезд, выше всей вселенной, которую Создатель даровал человеку, тогда не напрасны наши страдания, тогда мы будет сильными и счастливыми, и станем жить в мире и покое, в любви и взаимном уважении, славя Бога Троического, Отца и Сына и Святого Духа, во веки веков. Аминь. Полынь греха Устами пророка Иеремии сказал Господь о народе Своем: «..за то, что они оставили закон Мой, который Я постановил для них, и не слушали гласа Моего и не поступали по нему; а ходили по упорству сердца своего и во след Ваалов, как научили их отцы их….Я накормлю их, этот народ, полынью и напою их водою с желчью» (Иер. 9:13—15).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3744...

Нельзя сказать, чтобы подниматься ощупью по этой лестнице было приятно: она была такая узкая и крутая, что рука его все время на что-то натыкалась; и то и дело ему мерещился впереди человек или, может быть, призрак, бесшумно уступающий ему дорогу, так что он даже проводил рукой по гладкой стене вверх, ожидая нащупать лицо, и вниз, ожидая нащупать ноги, и мороз подирал его по коже. Несколько раз стена прерывалась нишей или дверью; пустоты эти чудились ему шириной во всю церковь, и он, пока снова не находил стену, ясно ощущал, будто стоит на краю пропасти и сейчас камнем свалится вниз. Вверх, вверх, вверх; кругом и кругом; все выше, выше, выше. Наконец в спертом, тяжелом воздухе пахнуло свежестью, потом потянул ветерок, потом задуло так сильно, что Тоби трудно стало держаться на ногах. Но он добрался до стрельчатого окна и, крепко ухватясь за что-то, глянул вниз; он увидел крыши домов, дым из труб, тусклые кляксы огней (там Мэг удивляется, куда он пропал, и, может быть, зовет его) - мутное месиво из тьмы и тумана. То была вышка, куда поднимались звонари. А держался Тоби за одну из растрепанных веревок, свисавших сквозь отверстия в дубовом потолке. Сперва он вздрогнул, приняв ее за пук волос; потом затрепетал от одной мысли, что мог разбудить большой колокол. Самые колокола помещались выше. И Тоби, точно завороженный или послушный какой-то таинственной силе, полез выше, теперь уже по приставным лестницам, и с трудом, потому что лестницы были очень крутые и перекладины не слишком надежные. Вверх, вверх, вверх; карабкаясь, цепляясь; все выше, выше, выше! И вот, просунув голову между балками, он очутился среди колоколов. Огромные их очертания были едва различимы во мраке; но это были они. Призрачные, темные, немые. Тоска и ужас стеснили его душу, едва он проник в это заоблачное гнездо из металла и камня. Голова у него кружилась. Он прислушался, а потом истошным голосом крикнул: - Эй-эй-эй! - Эй-эй-эй! - угрюмо откликнулось эхо. В смятении, задыхаясь от слабости и страха, Тоби огляделся невидящим взглядом и упал без чувств.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=707...

И как Христа воскресил Он из мертвых, так и нас, бывших мертвыми, воздвиг от неверия. Посему и назвал это «безмерным величием могущества» и «державой силы». Ибо когда ничего не достигли пророки и все творение: и видимое, научая своим благоустройством, и невидимое – в лице наставляющих и вразумляющих ангелов, – тогда неожиданно мы получили спасение. А слова: «воздействовал во Христе», разумей, сказаны о человеческой природе. Ибо Восставший из мертвых есть Человек, хотя и был Он соединен с Богом. и посадив одесную Себя на небесах, Еф.1:21 . превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, Не сказал: высоко, но «превыше», чтобы указать на величайшую высоту. Ибо из крайней глубины Он возвел на самую высоту человеческую природу во Христе. Конечно, о ней говорит, как об умершей и воскрешенной, так как божественная природа действительно не умирала, не воскресала и не возвышалась, как всегда бывшая выше всякой высоты. Итак, выше всякой ангельской силы воссела прежде презренная человеческая природа. и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, Что бы то ни было, говорит, на небе, оно ниже Сего воспринятого и вознесенного, и Он есть всех выше. Отсюда научаемся, что есть некоторые силы, которых мы теперь и назвать не можем, тогда же будут открыты. Еф.1:22 . и все покорил под ноги Его, Чтобы из слов «посадив превыше» ты не заключил, что Он получил только первую почесть, он указывает, что и владыкой Его сделал над всем. И не просто подчинил, но отдал в полное подчинение: «под ноги Его». и поставил Его выше всего, главою Церкви, О чудо! И Церковь посадил на том же самом троне; потому что где глава (т.е. Христос, – Прим. Ред.), там и тело 4 (т.е. сама Церковь , – Прим. Ред.). Слова же «выше всего» указывают на то, что главу дал мощную, которая выше всего, выше ангелов, выше архангелов. Еф.1:23 . Которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем. Чтобы ты, услышав это, не подумал, что именем главы называется какое-нибудь начальство и власть (ибо и это значение имеет слово «глава»), он говорит, что Христос есть глава Церкви, как тела, и также ей сроден и тесно соединен. И Церковь есть полнота Его. Ибо как тело есть полнота головы, восполняя ее своими членами, так и Церковь есть полнота Христа, «Наполняющего все во всем». Ибо Христос восполняется и как бы завершается всеми членами в лице всех верующих: восполняется как бы рукой в лице милостивого человека и иным способом помогающего слабым; как бы восполняется ногой в лице человека, предпринимающего путешествие ради проповеди и призревающего своих братьев, и иным членом восполняется в другом верующем. И таким образом восполняется всеми членами в лице всех верующих, то есть чрез посредство всех верующих, когда один одну, другой другую оказывает услугу. Ибо тогда становится совершенной глава наша – Христос, то есть получает совершенное тело, когда мы все вместе будем соединены и тесно связаны. Читать далее Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Тогда ему будут воздавать бльшую, нежели пресвитеру, почесть, но не потому, что он диакон, а потому, что, как мы сказали, он занимает место патриарха или митрополита. А тот диакон, который с дерзостью тирана сядет выше пресвитера и которому будет оказано предпочтение перед другими диаконами, равными ему по сану, должен стать последним и низшим среди всех диаконов, потому что Господь в Священном Евангелии от Луки учит нас не радоваться первым местам. Он рассказывает приглашенным на обед или ужин такую притчу: «Человек, когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им лучше тебя и звавший тебя и его, подойдя, не сказал тебе: «Уступи ему место»; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место. Но когда зван будешь, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: «Друг мой! Пересядь выше»; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою за трапезой, ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится». He только диаконы не должны пользоваться большей честью, чем пресвитеры, и сидеть выше их, но и все прочие низшие чины священнослужителей и клириков не должны сидеть выше старших чинов, т. е. ни иподиаконы – выше диаконов, ни чтецы – выше иподиаконов. Ведь если среди лиц, носящих мирские и светские звания, низшие по званию не сидят впереди и им не отдают предпочтение перед высшими и имеющими более высокое звание, то сколь более должно это соблюдаться среди лиц, носящих духовные и по божественной благодати Духа дарованные звания, которые больше и выше мирских? [ 200 ] Прочти также I Всел. 18. Правило 8 Желая во всем держаться установлений святых отцов наших, возобновляем также правило, повелевающее, чтобы ежегодно проходил Собор епископов каждой митрополичьей области там, где митрополит сочтет за лучшее. Но поскольку из-за набегов варваров и по другим случайным причинам предстоятели Церквей не имеют возможности собирать Соборы дважды в год, то решено, чтобы Собор вышеуказанных епископов созывался непременно единожды в год ради естественно возникающих церковных вопросов в каждой митрополичьей области, в период от святого праздника Пасхи и до конца октября каждого года, в том месте, которое, как сказано выше, одобрит митрополит.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010