632. Иоанн Златоуст. Бес. о непостиж. В согласии с этим Трул. соб. пр. повелевает начинать празднование воскрес. дня с вечера в субботу и оканчивать при наступлении вечера воскресного. 633. См. выше, стр. 112–113. 634. Апостольские Постановления II, 59. См. выше, стр. 113. 635. Апостольские Постановления V, 20. 636. Апостольские Постановления VII, 23. 637. Апостольские Постановления VIII, 33. 638. Сократ. Церк. ист. VI, 8. См. выше стр. 263. 639. Василий Великий Пис. 89. Иоанн Златоуст. на Тим бес. 5. Тимофей Александрийский. Пр. 13. 640. Сократ. Церк. ист. V, 22. Ср. выше, стр. 191, 195, 196, 201 — суббота у отшельников и в монастырях. 641. Кассиан. Об установлении киновий. III, 8, 9. См. выше, стр. 148. 642. Zahn, Geschichte des Sonntags, Hannov. 1878, 75. Рыбинский В. Древне-еврейская суббота, Киев 1892, 253. 643. До ныне сохранившееся в Абиссинской церкви, где суббота празднуется наравне с воскресеньем (там же). 644. Лаодик. Соб. Пр. 29. 645. Кассиан, Об установлении киновий. III, 10. 646. Апостольские Постановления VII, 24. 647. Прав. св. ап., 69. 648. Епифаний Кипрский. Изл. веры, 22. 649. См. выше, стр. 119. 650. Евсевий. Жизнь Конст. IV, 18. Созомен. Церк. ист. I, 8. 651. Василий Великий Письмо к Кесарию, см. выше, стр. 164. Амвр. На Пс. 118 бес. 8. 652. Сократ. Церк. ист. V, 21. 653. Maji, Spicilegium Romanum, IV, 32. Renaudotii, Liturg. orient. collect. I, 79. 654. Ник. Соб. Пр. 5. 655. Евсевий. О праздн. Пасхи. гл. 4. 5. 656. Афанасий Великий. Окруж. посл. к еписк. гл. 4. Апология на Конст. гл. 15. 657. Кирилл Иерусалимский. Огласит. сл. 4. Тайновод. 4. 658. Лаод. Соб. пр. 49, 51. 659. Епифаний Кипрский. Излож. веры. Гл. 21. 660. Амвросий. О Ное и ковч. гл. 4. Об Илии и посте. гл. 10. 661. Сократ. Церк. ист V, 22. 662. Созомен. Церк. ист. VII, 19. 663. Автор «Исторического рассуждения о постах православной, восточной, кафолической Церкви (Москва 1837 г.)» (иеромон. Алексий Соловьев) заподозривает свидетельства Сократа и Созомена о различной продолжительности и времени предпасхального поста в неточности и даже в намеренном искажении истины, объясняя последнее расположением к новацианству: «им не могли нравиться положительные уставы Церкви; отсюда-то конечно произошло, что сочтено нужным намеренно и с усилием изыскивать различие в обрядах Церкви и при сем мешать полуистину с правдою или с ложью» (стр. 17). Но из установлений Церкви новацианам, тогдашним ригористам христианства, меньше всего мог не нравиться сорокадневный пост.

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

Он есть «и начало, и причина, и число, и порядок» всего, даже самих чисел. «Почему все превышающая Божественность, воспеваемая как Единица и как Троица, и не является ни единицей, ни троицей в нашем или кого-нибудь другого из сущих понимании... Но мы называем и Троицей и Единицей превышающую всякое имя и сверхсущественную по отношению к сущим Божественность». Этот Бог настолько превосходит все, что Он превыше не только воплощения и Троицы, но даже и самой божественности, как объясняет Дионисий в знаменательном послании, подытоживающем учения о божестве и обожении: «Каким образом Тот, Кто выше всех, выше и начала божественности, и начала благости? Ты поймешь это, если под именем божественности и благости будешь разуметь самый предмет благосообщительного и обожительного дара и то неподражаемое подражание, через которое мы делаемся причастны божественности и благости, – подражание Тому, Который выше божественности и благости. Ибо если это служит началом божественности и благости тех, которые им причастны, то Тот, Кто выше начала всякого, конечно, выше и так называемой божественности и благости, приемлемых за начало божественности и благости. Как неподражаемый и недостижимый, Он выше всякого подражания и достижения и выше тех, которые подражают и достигают общения с Ним». Есть одновременно историческая значимость и богословская ирония в хронологическом совпадении осуждения Оригена и возвышения мистицизма Дионисия, ибо учения, из-за которых II Константинопольский собор анафематствовал Оригена , были гораздо менее опасными для традиции кафолической ортодоксии, чем криптооригенизм, канонизированный в трудах Дионисия Ареопагита . Всякий, переписывающий книги Секира или Пестория, рисковал отсечением руки, но книги Ареопагита, обращенного Павлом, могли претендовать чуть ли не на апостольский авторитет. Поскольку век Юстиниана установил образец для новой интерпретации христологии, в то же время продолжая утверждать преемственность с ортодоксальной традицией, даже если он и завещал Ареопагитский корпус последующим векам на Востоке и Западе, будет правильно сказать, что этот век «имеет, в том числе и когда оценивается с точки зрения его значения для истории догматов, завершающий характер, каковой он имеет и во многих других областях», как, например, в области права.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По отношению к ближнему смирение, противоположное первой форме гордости, состоит в особенности в том, чтобы не только не считать себя выше других 4688 , но еще и других считать выше себя. Этому учит святой апостол Павел, наставляя: По смиренномудрию почитайте один другого высшим себя ( Флп. 2:3 ). Святые отцы, естественно, повторяют это поучение. На вопрос о том, что такое смирение, святитель Василий Великий отвечает сразу: «Смирение состоит, по заповеди апостола, в том, чтобы смотреть на других так, будто они выше тебя» 4689 . Авва Дорофей Газский пишет так: «Первый [род смирения] заключается в том, чтобы считать своего брата умнее себя и выше во всех отношениях» 4690 . Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Истинное смирение в том, чтобы уступать тем, кто ниже нас, и предпочитать себе тех, кто нам кажется хуже. Поразмыслив, мы решим, что никто не является хуже нас, но мы будем верить, что весь мир нас превосходит» 4691 . И преподобный Иоанн Лествичник в главе, посвященной смирению, отмечает: «Если с глубоким сердечным чувством мы будем ценить нашего ближнего как превосходящего нас во всех отношениях, то, следовательно, мы приблизились к милосердию» 4692 . Подобное отношение, однако, могло бы быть проявлением гордости, если бы человек, ставя других выше себя, почитал и себя чем-то значительным. Вот почему святые отцы еще говорят, повторяя заповедь Самого Христа 4693 , что смирение состоит в том, чтобы считать себя ниже всех, видеть себя последним из людей 4694 . На самой высшей ступени смирения человек считает себя не только ниже себе подобных, но и ниже всех существ в природе 4695 . Гордый, считая себя выше других, презирает их, в то время как смиренный, напротив, считая себя ниже всех, полагает сам себя и только себя достойным презрения и принимает все виды унижений, исходящих от других, без боли и волнения 4696 . Преподобный Иоанн Кассиан советует: «Считая себя ниже всего мира, мы будем переносить с огромным терпением любое обращение, каким бы несправедливым, горьким и невыносимым оно ни было, полагая, что это приходит к нам от людей, стоящих выше нас» 4697 , а в другом месте он отмечает, что один из признаков, по которым распознается смирение, это «то, что человек не обижается на несправедливость, которую терпит» 4698 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

В Константинополе это развитие наиболее явно проявилось в эволюции Великого входа, хотя начало этого процесса окутано мраком. Иерусалим можно исключить, потому что ни Кирилл, ни Эгерия не упоминают ни о какой церемонии перенесения даров. 225 Дикс определяет местонахождение истока этой новации в процессиях, происходивших в областях Сирии или южной части Малой Азии, духовно тяготевших к Антиохийской церкви, 226 хотя все свидетельства достаточно противоречивы. Процессиям не придается большого значения ни в «Апостольских постановлениях», ни в проповедях Златоуста в Антиохии или Константинополе. Но творения Феодора Мопсуестского и Нарсая показывают, что торжественные шествия в их времена уже прочно вошли в обиход. Обратимся к византийскому обряду. Таблица 1 Феодор Мопсуестский (388392 гг.) «Апостольские постановления» IV в. Bk VIII ОТПУСТ (ниже, 13)? (ниже, 8) Двери закрыты Литания верных Молитва Молитва Молитва (ниже, 19) (ниже, 18–19) «Мир тебе» PAX (ниже, 1819) (ниже, 13) Рубрика о внимании народа и «Двери, двери» (ниже, 17) (ниже, 22) LAVABO (ниже, 13) Последнее предупреждение ПЕРЕНЕСЕНИЕ ДАРОВ Рубрика о внимании народа и последнее предупреждение (выше, 8, 10) Карозута и молитва (ниже, 22)? LAVABO (ниже, 22) (выше, 9) «Мир тебе» (выше, 7) «Мир всем» (выше, 7) (выше, 15)? Литания и епископское благословение (выше, 17) LAVABO (выше, 9) ДUNTUXI Условные обозначения : + наличие – отсутствие или нет упоминаний В случае Иоанна Златоуста мы полностью зависим от Ван де Паверда (Messliturgie). Другие схемы являются нашей собственной реконструкцией на основании вышеуказанных источников. «Кафолический гимн» Дионисия может быть пространной редакцией Символа веры , наподобие того, что есть в Арабской дидаскалии (Funk. II. P. 133136). → Таблица 1 (продолжение) ПсевдоДионисий (конец V в.) Нарсай († 502) Кодекс Рахмани (конец VI в.) ОТПУСТ Двери закрыты Кафолический гимн (СИМВОЛ ВЕРЫ?) (ниже, 15) (ниже, 15) (ниже, 21) (ниже, 1819) (ниже,19) (ниже, 19) (ниже, 19?) (ниже, 19) (ниже, 23)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

1571 Приведем это послание: «Каким образом Тот, Кто выше всего, выше и богоначалия, и благоначалия? Ты поймешь это, если под именем божества и благости будешь разуметь самый предмет благосообщительного и боготворительного дара и то неподражаемое подражание, через которое мы делаемся причастными божества и благости, – подражание Тому, Который выше божественности и благости. Ибо если это служит началом божества и благости тех, которые им причастны, то Тот, Кто выше начала всякого, конечно, выше и называемого так божества и благости, как богоначалия и благоначалия. Как неподражаемый и недостижимый, Он выше всякого подражания и достижения, и выше тех, которые подражают и достигают общения с Ним ( Πς πντων επκεινα κα πρ θεαρχαν στ κα πρ γαθαρχαν; Ε θετητα κα αγαθτητα νοσαις ατ τ χρμα του αγαθοποιο κα θεοποιο δρου κα τ μμητον μμημα το περθου κα περαγθου, καθ θεομεθα κα γαθυνμεθα. Κα γρ ε τοτο ρχ γνεται το θεοσθαι κα γαθνεσθαιτος θεουμνους καγαθυνομνους, πσης αρχς περρχιος κα τς οτωΛεγομνης θετητος καγαθτητος, ς θεαρχας κα γαθαρχας, στν επκεινα, καθ σον αμμητος κα σχετος υπερχει τν μιμσεων κα σχσεων κα τν μιμουμνων κα μετεχντων)» (158 (Heil, Ritter), PG 3, 1068–1069, цит. по изд.: Восточные отцы и учители Церкви V в. М., 2000, с изм.). 1572 Так в первой редакции третьего письма свт. Григория к Акинди-ну (ср, в данном томе «Антологии» сс. 455, 567). 1575 См.: Amphilochios Кип to bits А. То μυστριον τς γας Τριδος κατ τον γιον Γρηγριον Παλαμν. Θεσσαλονκη, 1973. Ъ. 160–161. 1578 Как отмечает о. Иоанн Мейендорф , «у Акиндина очень часто встречаются цитаты из св. Фотия, что является исключительным фактом в византийской литературе XIV в.» ( Мейендорф И. , протопресв. Жизнь и труды св. Григория Паламы … С. 93, прим. 8). Часть цитат из св. Фотая, которые приводит Акиндин, отсутствует в дошедшем до нас корпусе текстов Фотия (относительно изданных сочинений Акиндина см. в указателе в изд.: Gregorius Acindynus. Refutationes duae operis Gregorii Palamae… P. 484). В. М. Лурье предполагает, что эти цитаты могут быть взяты из текстов псевдо-Фотия, составленных в конце XIII в. в круге противников Григория Кипрского (личное сообщение от 07.11.2009).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Человек находился в бездне погибели так глубоко, что «невозможно было сойти глубже». Но в Вознёсшемся Христе восшел превыше всех небес ( Еф. 4:9–10 ), так, что, «как низко (человек) находился и как высоко вознесён; невозможно было ни сойти ниже того, куда низошёл человек, ни вознестись выше того, куда вознёс его Христос» 291 , ибо Христос сотворил человека «на небесах превыше всякого сотворённого естества, превыше всякого начальства и власти. Туда, где Сам Господь, над всеми Силами Небесными, туда вознёс взятого от нас человека... Бог сделал Его выше всех... поставил его как бы господином над рабами. Через то, что Бог Слово вселился (в наше естество), человеку вся сотворённая сила сделалась рабыней» 292 . Вознесением Христовым люди стали «сопрестольниками Божиими ( σνθρονοι το Θεο) " 293 . Этот сотериологический и эсхатологический характер тайны (Икономии) Христова Вознесения имеет одновременно и полное эсхатологическое содержание и смысл, что особенно видно в словах апостола Павла: и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего всё во всём ( Еф. 1:22–23 ). Это значит, что Господь в своём Вознесении взял с Собой и со-вознёс ( Еф. 2:6 ), со-воскресил и со-посадил 294 всю Церковь . Вот как описывает со-вознесение Церкви во Христе и с Христом Златоустый благовестник: «О, и Церковь куда Он возвёл! Как бы некоторой машиной поднявши Её, Он возвёл Её на высоту великую и посадил Её на том же престоле (Божием), потому что где глава, там и тело, нет никакого перерыва между главой и телом, и если бы (связь между ними) прерывалась, то не было бы ни тела, ни главы. Выше всего, – говорит. Что значит – «выше всего»? Или – что Христос выше всего видимого и созерцаемого умом, или – что высшее из всех благодеяний, оказанных Им, то, что Сына Своего сделал главою, не оставив при этом никого выше – ни ангела, ни архангела, ни другого кого-нибудь. Не одним только тем (преимуществом Бог) почтил нас, что сущего от нас (тело человеческое) возвёл горе, но ещё и тем, что предуготовил то, чтобы весь вообще человеческий род последовал за Ним, имел то же, что Он, и наследовал Его (славу)» 295 . Вот что значит выражение апостола Павла: Предтечею за нас вошёл Иисус ( Евр. 6:20 ). Иисус (Спаситель), Предтеча спасаемых, Вознесённый – Предтеча вознесённых (ср. 1Фес 4:17 ); вместе с ними восхищены будем на облаках... и так всегда с Господом будем.

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

Известные нам из таковых мощей суть: Петра митрополита, более или менее пострадавшие от огня в 1380-м году, в нашествие на Москву Тохтамыша, когда вместе со всем городом сгорел и Успенский собор, в котором находятся мощи (см. выше стр. 68); князя Андрея, в монашестве Иоасафа. Спасо-Каменского, сгоревшие (так что остались только части обгорелых костей) вместе со всем Спасо-Каменским монастырем в 1472-м году (выше стр. 149); Александра Ярославича Невского, сгоревшие в 1491-ы году (выше стр. 65); Романа, князяУгличского, сгоревшие в 1609-ы году; Артемия Веркольского, сгоревшие в 1639-м году; Варсонофия, епископа Тверского, сгоревшие в 1694-м году (выше стр. 119); Иулиании княжны Ольшанской, почивающей в Киево-Печерском монастыре, сгоревшие в 1718-м году (выше стр. 214); Максима юродивого Московского, сгоревшие в 1737-м году; Ярославских князей Василия и Константина, сгоревшие в 1744-м году (выше); Афанасия Филипповича Берестейского, сгоревшие в 1816-м году (выше). Телесные «станки или мощи канонизованных святых, если по каким-либо случаям былиобретаемы нетленными, – разумеем, были обретаемы нетленными именно после канонизации, оставляемы были поверх земли или на вскрытии. Но телесные останки простых усопших (не канонизованных), быв по каким-либо случаям обретаемы нетленными, не все непременно были оставляемы поверх земли или на вскрытии, но иные снопа предаваемы были земле или снова зарываемы были в землю. В 1472-м или 1473-м году, в Москве, в церкви Спаса на Бору, обретено было совершенно целым (ничим же не врежено») тело 3-й супруги вел. кн. Семена Ивановича Гордого Марии Александровны, в монашестве Фетиши (Фотинии), и снова предано было земле, – Софийск. 2 лет. в Собр. лет. VI, 198 haч., Kapaмз. VI, прим. 629, col. 92. В 1546-м году в Павловом Обнорском монастыре при копании рвов для фундамента новой церкви обретены были целыми тела шести неизвестных усопших и снова преданы были земле (Ист. Uep. V, 480 , у Берюжск. стр. 263). В 1549-м году в Новгороде при копании рвов для фундамента одного здания обретено было 12-ть целых тел, и по приказанию царя и митрополита, до сведения которых было доводимо о них архиепископом Новгородским, они снова преданы были земле, – Новгородск.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Раскрывает пред ним законы жизни облагодатствованного человека, его постепенного нравственного возрастания и приискреннейшего единения с Богом, раскрывает пред ним законы таинственного общения церкви земной с Церковью небесной. 1218 Словом, «местом действия для него служит всё небо, говорит св. Иоанн Златоуст , зрелищем – вселенная; зрителями и слушателями – все Ангелы и из людей те, которые подобны Ангелам или желают такими сделаться». «С неба беседует с нами сей муж». «Его догматы яснее лучей солнечных». «Он сообщил такую удобопонятность своим словам, что всё сказанное им ясно не только для мужчин и людей разумных, но и для женщин и юношей». «Мы пожелали бы лучше лишиться жизни, нежели догматов, которые он преподал нам». 1219 Раскрывая страницы христианской литературы, удивляешься тем возвышенным поэтическим изречениям, какие оставили христианские писатели об Апостоле Иоанне. Св. отцы и учители церкви, и писатели церковные как бы соревновали в данном случае друг с другом. «Как бы взяв крылья орла, и поднявшись на необычайную высоту, Иоанн рассуждал о Слове Божием» – говорит блажен. Иероним. 1220 «Иоанн есть как бы сам орел, —4— проповедник возвышенного и острый созерцатель света внутреннего и вечного», говорит блаж. Августин. «Он вознесся выше всех вершин земных, вознесся выше всех воздушных пространств, вознесся выше всех самых высоких звезд, вознесся выше всех ликов и легионов Ангелов и Архангелов». «Он вознесся не только выше земли и всех воздушных и небесных пространств, но и выше всего воинства Ангелов и чина невидимых сил и дошел до Того, чрез Кого всё сотворено». 1221 «Никто, говорит в благоговейном удивлении св. Амвросий Медиоланский , никто со столь высокою мудростью не созерцал Божественную славу и не выразил нам более приличным словом, как Иоанн; он вознесся превыше облаков, вознесся превыше сил небесных, вознесся превыше Ангелов, обрел в начале Слово и зрел Его у Бога». 1222 «Вчера наша речь кончилась созерцанием великого орла, пишет св. Иоанн Златоуст , орла по истине великого, превосходящего духом небо и небесные силы и достигающего до самого верховного начала всего… Иоанн превзошел всякую тварь более всякого орла, превзошел и звуки всякого грома, единственно возвестил вечное и небесное любомудрие».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В чем же это домостроительство? «Одно Лицо Святой Троицы, именно Сын и Слово Божие, воплотившись, принес Себя плотию В ЖЕРТВУ Божеству Отца, и Самого Сына, и Духа Святого, чтобы благоволительно прощено было первое преступление Адама ради сего великого и страшного дела, то есть ради сей Христовой жертвы; и чтобы силою Его совершалось другое, новое рождение и воссоздание человека в святом Крещении, в коем и очищаемся мы водою, срастворенною с Духом Святым... Души их (крещеных) оживотворяются и опять приемлют благодать Святого Духа, как имел ее и Адам до преступления. Потом (крещеные) помазуются святым миром, и посредством его помазуются Иисусом Христом, и благоухают преестественно. Сделавшись таким образом достойными того, чтобы быть общниками Бога, они вкушают Плоть Его и пиют Кровь Его; и посредством освященных хлеба и вина соделываются сотелесными и сокровными Воплощшемуся и Принесшему Себя в ЖЕРТВУ БОГУ. После сего уже невозможно, чтобы над ними господствовал и тиранствовал грех, яко над богами по благодати. Так как АДАМ ПОДПАЛ КЛЯТВЕ, а чрез него и все люди, от него происходящие, приговор же об этом Божий никак не мог быть уничтожен; то ХРИСТОС... БЫСТЬ ПО НАС КЛЯТВА 577 чрез то, что повешен был на Древе КРЕСТНОМ, чтоб принести СЕБЯ В ЖЕРТВУ ОТЦУ СВОЕМУ, как сказано (выше то есть), и – уничтожить приговор Божий преизбыточествующим достоинством ЖЕРТВЫ. Ибо что больше и выше Бога? Как во всем этом видимом творении нет ничего выше человека, так Бог несравненно выше всего сотворенного, и ничто не может идти с Ним в сравнение – ни вся видимая и невидимая тварь. Таким образом, Бог, Который есть несравненно выше всего видимого и невидимого творения, восприял естество человеческое, которое есть выше всего видимого творения, и принес его в ЖЕРТВУ БОГУ И ОТЦУ СВОЕМУ. УСТЫДИВШИСЬ ТАКОЙ ЖЕРТВЫ, – скажу так, – и почтив ее, Отец не мог оставить Ее в руках смерти, почему уничтожил приговор Свой и воскресил из мертвых, во-первых и в начале, ТОГО, КТО ДАЛ СЕБЯ В ЖЕРТВУ В ИСКУПЛЕНИЕ И ВЗАМЕН ЗА СОРОДНЫХ ЕМУ ЧЕЛОВЕКОВ; а после, в последний день скончания мира, воскресит и всех людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Оно особенно необходимо у нас. Дай Бог, чтобы оно было и у нас в таком же духе любви и единомыслие. Что требуется для этого? Мы должны несколько отрешиться от любви к самим себе и уделить этой любви нашему ближнему, который есть другой я; снизойти к нему, войти в его положение, часто очень горькое и безвыходное, где бывает тьма и мрак, нужда, болезнь, холод, голод, брань со всех сторон. Разумеется, нужно несколько самоотвержения в пользу ближних, но оно-то именно и требуется от нас св. Евангелием, если мы хотим быть христианами самым делом, а не по имени только. Учреждение Попечительства будет отмечено, как весьма важное и благодетельное учреждение не только в летописи Кронштадта: оно будет отмечено на небе, которое принимает живое участие в судьбе всех нас – и бедных в особенности, и имена ваши будут написаны на небесах. Сам Господь некогда – и вы знаете когда, скажет вам: вы сделали это братьям Моим меньшим: вы сделали это Мне ( Мф.25:40 ). Пожелаем же нашему новорожденному чаду благополучного возрастания и преуспеяния во всех отношениях, подобно другим чадам, которые были в начале маленькими, а потом, по милости Божией, выросли большими, крепкими, сильными. Заключу словами апостола Павла: точию нищих да помним, еже и потщахся сотворити ( Гал.2:10 ). Постараемся же мы в точности исполнить завет апостольский. Аминь. 26. Слово пред молебствием по случаю закладки дома для помещения погорельцев, устраиваемого Приходским Попечительством Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, – говорит Господь. – Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших. ( Ис.55:8–9 ). Братия мои, так рек некогда Господь Вседержитель чрез пророка Исаию народу Израильскому. Мысли ваши не таковы, как мысли Мои, и пути Мои не то, что ваши пути. Но, как небо выше Земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших. Мы видим ныне на деле истину этих высоких глаголов Господа Вседержителя: мы приступаем сегодня с молитвой к закладке здания, которое возникает из ничтожества нечаянным, необыкновенным, странным и удивительным образом, именно на средства или жертвы, которые присланы с разных сторон сострадательной любовью к кронштадтским погорельцам соотечественников наших.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010