Крылов Александр Иоаннович, священник Московский Кудрявцев Е. Кученев Крылов Александр Димитриевич, свящ. Московский Куртков Ф. Лавровский Евгений Михайл., свящ. Моск. Лапин Евг. Никол., преп. Тобольск, дух. семинарии Лебедев Василий Васильевич, священ. Московский Левитский Василий Иоаннович, священ. Московский Лепешкина М.Р. Лепорский Изм. Павл., свящ. Моск. Липеровский Николай Дмитриевич, священник Московский Лобачев Косма Григорьевич Ловцов Феодор Мартинович, протоиерей Московский Львович-Костриц Надежда Андревна Любимов Лука Петр., свящ. Моск. Любимов Пав. Георг., свящ. Московск. Ляпидевский Сим. Серг., свящ. Моск. Макаров А.Ф. Макеев Малинин Ив. Е., учит. Мещевск. духовн. училища Малютин А.И. Манухина Е.Д. Мартынов Маслов А.И. Махотин Ив. Н. Машков Николай, свящ. Московский Машков Марков К. Марков Петр Мих., священник Моск. Меликов С. Митрофанов Г. Мишин М.И. «Михайлов Ф. и сын» Модестов Григорий Серг., свящ. Моск. Модестов Сергий Сергиев. прот. Моск. Можаров Иоанн Димитриевич, священ. Московский Модестов Николай Александрович, священник, Московский Модестов о. В., свящ. Московский —53— Молчанов Василий Васильевич, свящ. Московский Мошкин Илья Иванович Мотов П. Мяздриков Надеждин о. Христофор, священник Московский Низов Василий Николаев Иван Некрасов Серг. Дм., Моск., псалом. Николай, Архим., рект. Тобольск, д. сем. Николай, иеромонах Симонова монаст. Никольский Василий Иоаннович, свящ. Московский Никольский Василий Петрович, протоиерей Московский Никитин И. Новиков Иван Оловянишников Е.Г. Орлов Сергей Михайлович, священ. Московский Остроухов Владимир Филиппович, свящ. Московский Петровская Мария Яковлевна Пиуновский Александр Александрович, свящ. Москов. Павел, иеромонах Донского монастыря Павел I, иеромонах Донского монаст. Петр, иеромонах Покровский Александр Иван., экстраординарный профессор Московской Духовной Академии —54— Платон, Игумен Спасо-Андрониева монастыря Плевако Федор Никифорович Полозов Авенир Ал-др., свящ. Моск. Поманский Н.З. Попов А. Попова Глафира Александровна

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1й Вселенский Собор состоялся при императоре Константине Великом , в 325 году, в Никее. Он был посвящен разоблачению ереси Ария, александрийского священника, который учил, что Сын сотворен и что было время, когда Его не было; единосущие Сына с Отцом он категорически отрицал. Собор провозгласил догмат о том, что Сын — Бог, единосущный Отцу. На Соборе было принято 7 членов Символа веры и 20 канонических правил. 2й Вселенский Собор , созванный при императоре Феодосии Великом, имел место в Константинополе, в 381 г. Поводом послужило распространение ереси епископа Македония, отрицавшего Божество Святого Духа. На этом Соборе Символ веры был скорректирован и дополнен, в том числе членом, содержащим Православное учение о Святом Духе. Отцами Собора составлено 7 канонических правил, одним из которых запрещено вносить какие-либо изменения в Символ веры. 3й Вселенский Собор состоялся в Ефесе в 431 году, в царствование императора Феодосия Малого. Он был посвящён разоблачению ереси Константинопольского Патриарха Нестория, ложно учившего о Христе как о человеке, соединенном с Сыном Божьим благодатною связью. Фактически он утверждал, что во Христе — два Лица. Кроме того он называл Богородицу Христородицей, отрицая Её Богоматеринство. Собор подтвердил, что Христос — Истинный Сын Божий, а Мария — Богородица, и принял 8мь канонических правил. 4й Вселенский Собор проходил при императоре Маркиане, в Халкидоне, в 451 году. Отцы тогда собрались против еретиков: предстоятеля Александрийской Церкви, Диоскора, и архимандрита Евтихия, которые утверждали, что в результате воплощения Сына два естества, Божеское и человеческое, слились в Его Ипостаси в одно.  Собор вынес определение, что Христос — Совершенный Бог и вместе Совершенный Человек, Одно Лицо, заключающее в Себе два естества, соединенные неслитно, непреложно, нераздельно и неразлучно. Помимо того было сформулировано 30 канонических правил. 5й Вселенский Собор состоялся в Константинополе, в 553 году, при императоре Юстиниане I. Ha нем было подтверждено учение Четвертого Вселенского Собора, осужден Ориген изм и некоторые сочинения  Феодорит а Кирского и Ивы Едесского. Вместе с тем был осужден Феодор Мопсуестский, учитель Нестория.

http://azbyka.ru/vselenskie-sobory

В последние годы ведутся работы по восстановлению принадлежащих Е. в. м. скитов и келлий на Синайском п-ове. Помимо церквей и аскитириев, расположенных близ Е. в. м., в наст. время действуют подворье в Эт-Туре с ц. во имя вмч. Георгия и в 5 км от Эт-Тура кафизма Хаммам-Муса, близ развалин древнего Фарана - исихастирий с ц. прор. Моисея, где подвизаются 5 монахинь, новая кладбищенская церковь, посвященная св. бессребреникам Косме и Дамиану и Успению Пресв. Богородицы, в 5 км от сел. Тарфа - исихастирий с ц. Собора Синайских святых, где проживают 2 монахини (Δπτυχα. 2008. Σ. 1050) (подробнее см. в ст. Синайская, Фаранская и Раифская архиепископия ). В наст. время мон-рь имеет следующие владения за пределами Египта: в Ливане (в Триполи), в Турции (в К-поле), на Кипре, в Греции (2 подворья в Афинах, 3 на Крите, в Фессалонике, в Янине, на о-ве Закинф и в Алепохори, близ Мегары) (Ibid. Σ. 1050-1051). В 2001 г. было открыто новое здание ризницы-музея, освященное Патриархами К-польским Варфоломеем, Александрийским Петром VII и Иерусалимским Иринеем, в к-ром размещены наиболее ценные иконы, церковные облачения и утварь. В 2002 г. на 26-й сессии ЮНЕСКО в Будапеште комплекс Е. в. м. был включен в список памятников мирового культурного наследия. Ист.: Описание святой и богошественной горы Синайской, сочиненное на греч. языке блаженнейшим папою и патриархом Александрийским кир Герасимом. М., 1783; Пешеходца Василия Григоровича-Барскаго-Плаки-Албова, уроженца Киевскаго, мон. Антиохийскаго, путешествие к Святым местам, в Европе, Азии и Африке находящимся, предпринятое в 1723 и оконченное в 1747 году, им самим писанное. СПб., 1785, 18005; То же, изм. загл.: Странствования Василия Григоровича-Барского по Святым местам Востока с 1723 по 1747 г. СПб., 1885-1887. 4 ч.; Путешествие [К. Ф.] Вольнея в Сирию и Египет, бывшее в 1783, 1784, 1785 гг. М., 1793. Ч. 2; Посетитель и описатель Святых мест, в 3-х ч. света состоящих, или Путешествие Мартына Баумгартена… в Египет, Аравию, Палестину и Сирию.

http://pravenc.ru/text/189637.html

Хрестоматия. 1946. Т. 1. C. 180-214; То же//ПДГАЛ. 1967. Т. 2. С. 101-207; Натроев А. Иверский мон-рь на Афоне в Турции. Тифлис, 1909. С. 313-331; Георгий Мтацмидели (Святогорец), прп. Житие блаженных отцов наших Иоанна и Евфимия и повесть об их достойном подвижничестве//ПДГАЛ. 1967. Т. 2. С. 38-105; он же. То же, загл. изм.: Житие Блаженных Отцов наших Иоване и Эптвиме и известие достойного жительства их, написанное убогим Гиорги иеромонахом/Пер. с древнегруз.: свящ. И. Зетеишвили//Символ. 1995. 34. С. 357-374; 1996. 35. С. 281-301; Василий Багратисдзе. Житие Евфимия Святогорца [синаксарная ред.]//ПДГАЛ. 1968. Т. 4. С. 331-340; Аристакес Ластиверци. Повествование вардапета Аристакеса Ластиверци/Пер. с древнеарм.: К. Н. Юзбашян. М., 1968. С. 19, 20, 64-67; Actes de Lavra. Р., 1970. Vol. 1. P. 19, 41-45; Греческое «Житие» Иоанна, Евфимия и Георгия Афонцев/Греч. текст, груз. пер.: М. Мачханели. Тбилиси, 1982. С. 74-120 (на груз. яз.); Acte de donation [N 6]//Actes d " Iviron. P., 1985. Vol. 1: Des origines au milieu du XIe siècle/Ed. J. Lefort, H. Métrévéli et al. P. 135-140; Acte de donation [N 11]//Ibid. P. 172-175; Описание груз. рукописей: Афонская коллекция/Под ред. Е. П. Метревели. Тбилиси, 1986. Т. 1 (на груз. яз.); La vie de Jean et Euthyme/Trad. B. Martin-Hisard// Martin-Hisard B. La vie de Jean et Euthyme et le statut du monastère des ibères sur l " Athos//REB. 1991. Vol. 49. P. 85-142; Бердзенишвили Н. Агапы Афонского Иверского мон-ря. Тбилиси, 2007 (на груз. яз.). Лит.: Lambros S. P. Catalogue of the Greek Manuscripts on the Mount Athos. Camb., 1900. Vol. 2. P. 147; Lefort J. Histoire du monastère d " Iviron des origines jusqu " au milieu du XIe siècle//Actes d " Iviron. P., 1985. Vol. 1: Des origines au milieu du XIe siècle/Ed. J. Lefort, H. Métrévéli et al. P. 5-10, 15-23, 30, 32-38; Martin-Hisard B. La vie de Jean et Euthyme et le statut du monastère des ibères sur l " Athos//REB. 1991. N 49. P. 67-142. Н. Т.-М. Гимнография И. С. посвящены 2 гимнографических канона и неск.

http://pravenc.ru/text/471496.html

Послание это доставило мне, разумеется, великое утешение. Но какая при этом странность! Первенствующий Член Синода считает вероятным назначение на освобождающуюся вакансию второго Викария Московской епархии Инспектора Вифанской Семинарии, архимандрита Кирилла; и однако ж это предположение не осуществляется. Почему? По несогласию Обер-Прокурора 942 , который поставляет Синоду на вид, что будто бы ещё не бывало примеров, чтобы из инспекторов Семинарии возводились на степень епископскую (об этом сообщал мне в июле 1879 г. сам о. Кирилл – мой воспитанник 943 по академии и постриженник). А между тем, в следующем 1879 г. в сан епископа Острогожского, Викария Воронежского, возведен был, с соизволения конечно того же Обер-Прокурора, вышедший из Одесского Ришельевского Лицея и не получивший вовсе богословского образования архимандрит Филарет 944 . Из Москвы писал мне от 18-го числа Настоятель Кафедрального Архангельского Собора, Протоиерей Мих. Изм. Богословский 945 : «Приношу Вам сердечную благодарность за дорогой дар. Память праведного с похвалами; и память доброго пастыря, видимо алкавшего и жаждавшего праведности, ублажается по достоянию. Воспоминания Ваши ублажают его воистину по достоянию. Незабвенный Владыка Леонид был всегда внимателен к пользам и нуждам ближнего; никому не отказывал в теплом сочувствии. Его общительность была исполнена назидательности. Бесполезных речей и пустых шуток он не любил, но проводить с ним время никогда не было утомительно. Никогда я не забуду первую встречу мою с ним. В первый день приезда моего в Москву я представился ему на Саввинском подворье. Прежде всего он повел меня в церковь , взял с престола приготовленную мне икону преподобного Саввы, и после усердной молитвы осенил меня ею. Это был святой привет пришельцу. Он нередко навещал меня; иногда освежал мою голову вечерними поездками или под Симоново, или в Петровский земледельческий Институт, или в парк Петровский. Бывало там пройдемся пешком и побеседуем по душе. Словом, он все меры употреблял, чтобы сделать для меня Москву приятною, и по возможности заменить мне петербургских друзей.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

246 Трудно сказать, насколько искренним был епископ Феодосий, когда, проиграв спор, он обещал, подтвердив это целованием Евангелия, Креста и иконы Христа и Богородицы, отправиться на покаяние к папе Римскому и попытаться уговорить покаяться и императора. Как известно, сославшись на волю императора, он свое слово не сдержал. 248 Вот эта угроза, высказанная патрициями Троилом и Епифанием: «Знай, господин авва, что хотя малый вред получим от народных волнений, клянусь Святой Троицей, мы должны будем присоединить к вам и папу, теперь надмевающегося, и всех тамошних болтунов, и остальных твоих учеников, и всех вас подвергнем испытанием огнем, каждого в подобающем ему месте, как был испытан огнем Мартин» (DsB 13. Пер. М. Д. Муретова , с изм.). 249 Надо сказать, что именно в 656 г. для империи наступило ослабление военной опасности от арабов. 17 июня 656 г. в Медине был убит халиф Осман, и с этого времени среди арабов начались междоусобные войны (см.: Кулаковский 2004. Т. III. С. 173–174). В этой ситуации император мог позволить себе маневры в политике и идеологии в любом направлении. 250 Ответ Максима на предложение епископа Феодосия: «Пусть примут осуждение их , соборно в Риме утвержденное посредством благочестивых догматов и канонов, и тогда разрушится средостение, и не надо будет убеждать нас» (DsB 4). 251 Допуская, что папа в данном случае вправе проявить снисхождение, Максим, возможно, имел в виду подобный случай применения икономии, когда св. Кирилл Александрийский допустил поминовение имени еретика – Феодора Мопсуэстийского теми восточными, которые сами при этом мыслили православно (см.: Болотов В. В. Указ. соч. С. 236). 252 Согласно 18-му анафематизму Латеранского собора осуждению подлежит даже только отказавшийся анафематствовать осужденную Церковью ересь или еретика. 254 Именно к этому их призывал Максим. «Феодосии консул: »...но согласится ли царь сделать ходатайственный приказ?» Говорит святой: «Конечно сделает, если пожелает быть подражателем Христа и претерпеть унижение вместе с Ним ради общего всех нас спасения. Он должен иметь в виду, что если Бог, будучи спасителем по природе, не спас, пока не подвергся добровольному унижению, то как человек, будучи по природе спасаемым, может спастись или спасти, не подвергаясь унижению?» И говорит Феодосии консул: «Надеюсь, при сохранении Богом моей памяти, я скажу ему эту речь, и он согласится " » (DsB 8).

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

183 Там же 16.5–6 (Parmentier, Scheidweiler). Это терминологическое разучение между «по природе» и «по положению» в отношении Сына Божия и христиан было востребовано в христианской догматике и использовалось, например, в несторианских и иконоборческих спорах, а также в спорах XI в. (ср.: Симеон Новый вогослов. Гимн 17, а также лело монаха Нила). 190 Эта формула встречается у Астерия и в т. н. «Лукпановском символе», принятом на Антиохийском соборе 341 г. (см. статью, посвященную Астерию, в данном томе «Антологии»). 193 Феодорит Кирский . Церковная история 1.4: 12.23 (Parmentier, Scheidweiler). Свят. Д. А. Лебедев , сравнивая эго место из свт. Александра с другими (14.17; 15.4), а также с положениями Ария, которые опровергал свт. Александр, приходит к выводу, что здесь имеется в виду временной промежуток (Лебедев АА., свящ. Св. Александр Александрийский и Ориген … Сс. 269–270). Тема отсутствия «диастемичности» в области негварного, в противоположность тварному, для которого в ею онтологическом устроенны характерна «лнастемичность», промежуточность (в том числе и в плане промежутков времени), была подхвачена в святоотеческой письменности и развивалась свт. Афанасием (Против ариан 1.12), Аполлинарием Лаодикпйким (Изложение веры 167.1 (Lietzmann)), Каппадокийскнмн отцами и др. Об этой теме у Каппадокийских отцов см. исследование: Douglass S. Theology of the Gap. Cappadocian Language Theory and the Trinitarian Controversy. New-York, 2005. 195 Такого мнения придерживается Адольф Гарнак: Harnack A. Lehrbuch der Dogmengeschichte. В. 2. Freiburg i. В., Leipzig, 1894. S. 201. Ср. у свт. Иринея: Против ересей 2.28.6. 197 См.: «Для означения нерожденностп человеческий ум не в состоянии изобрести никакого слова» (Феодориш Кирский. Церковная история 1.4: 21.18–19 (Parmentier, Scheidweiler)). 202 Ayres L· Nicaea and its Legacy: An Approach to Fourth-Century Trinitarian Theology. Oxford, New-York, 2004. P. 45. 210 Феодорит Кирский . Церковная история 1.4: 8.12–25.9 (Parmentier, Scheidweiler); текст приводится по изд.: Феодорит , епископ Киррский. Церковная история. М., 1993. (История христианской Церкви в произведениях ее писателей 1). Сс. 26–36 с изм. В текст перевода Д. С. Бирюковым внесены изменения терминологического и стилистического характера.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Р. 20-38; idem, “Policy and Belief in Constantine’s ‘Oration to the Saints,’” Studia Patristiica 19 (1989). Р. 43-51. Пер. с небольшими изм. по: См. Satoshi Toda. On the so-called “Political theology” of Eusebius of Caesarea//Hitotsubashi Journal of Arts and Sciences 50 (2009). P. 13-19. Японский исследователь, впрочем, пытается оспаривать это определение, однако, хотя богословие Евсевия, конечно, нельзя свести к обслуживанию политических интересов, т.е. к идеологии, в его поздних сочинениях, после 324 г., т.е. после победы Константина над Лицинием и сближением с ним Евсевия, богословие Евсевия, несомненно, окрашено в политические тона, отрицать это было бы спорить с очевидным. Хотя верно и то, что сформировалось это богословие в своих основных моментах (влияние Оригена и платонизма), конечно, независимо от политических задач, задолго до 324 г. Можно констатировать то, что таким образом сформированное богословие оказалось наиболее востребованным Константином, коррелирующим с его собственными представлениями о христианской империи, роли Церкви, отношениях между ней и государством в ней и т.д. Именно Евсевий, а не, скажем, Евстафий Антиохийский, Афанасий Александрийский или Маркелл Анкирский (не менее одаренные и плодовитые богословы) предложил императору такое богословие. В этом смысле его и можно называть «политическим».    Ориген. Против Цельса. 2.30 (п ер . Л. Писарева). Учение о корреляции между Воплощением и установлением единоначалия стало классическим церковным учением, что отражено в стихире на входе великой вечерни праздника Рождества Христова, автором которой является поэтесса и гимнограф IX века св. Кассия: «Августу единоначальствующу на земли/Многоначалие человеков преста,/И Тебе, вочеловечшуся от Чистыя,/Многобожие идолов упразднися.   Под единем царством мирским грады быша,/И во едино владычество Божества языцы вероваша». См. Euseb.   Praep. Evang. I 4. 3-5;   Idem.  Demonstr. Evang. VII 1. 50; VIII 1. 46. Эта тема встречается не только у Оригена, но есть она уже у Мелитона Сардийского (см Апология, где о христианстве говорится: «любомудрие, возросшее вместе с империей и получившее начало с царствованием Августа»), Ипполита Римского и многих других раннехристианских авторов, хотя подробнее всего она развита именно Евсевие, который в Церковной истории, среди прочего, цитирует и слова Мелитона Сардийского (Церк.

http://bogoslov.ru/article/4507567

—49— 1875 г. Вечерний чай пил в семействе почтенного Инспектора Академии С.К. Смирнова. Здесь в беседе, между прочим, слышал, что 1) Министр Народного Просвещения, Граф Толстой 2061 , вследствие удовлетворительного объяснения, данного по поводу записки Шефа Жандармов о причине происходивших тогда в некоторых высших учебных заведениях волнений, приобрел будто бы еще более доверия у Государя, и что 2) Государь, бывши в Москве, сказал будто бы Каткову 2062 : «Продолжай писать в том же направлении; Я тебе верю». В 10-ть часов вечера возвратился я в Москву. 23 ч. четверг. Послал я в Петербург Высокопреосвященному Митрополиту Иннокентию письмо следующего содержания: «Прибыв из Петербурга в Москву утром 14-го числа, я водворился, с соизволения Вашего Высокопреосвященства, под кровом Св. обители Михаила Архангела 2063 и здесь провел 10-ть дней, благодаря доброму усердию о. Наместника 2064 , мирно и спокойно. В понедельник, с ранним поездом, отправился в Лавру Пр. Сергия и оттуда возвратился вечером в тот же день, поклонившись святыне и повидавшись с моими добрыми знакомыми в Лавре и прежними сослуживцами в Академии. О. Наместника Лавры я нашел седящим на одре болезни, но еще не совершенно изнемогающим. Отца же Ректора Академии, к крайнему прискорбию, нашел в крайне расстроенном состоянии здоровья. Завтра, если Бог благословит, оставлю гостеприимную Москву и отправлюсь в дальнейший путь. Но не могу оставить первопрестольного града, не выразив Вашему Высокопреосвященству моей глубокой признательности за дарованное мне в ограде Чудовской обители убежище во все время пребывания моего в Столице». Вечером Преосвящ. Леонид пил у меня в Чудовом чай, и мы много беседовали с ним о разных церков- —50— 1875 г. ных делах. Затем поехали на Саввинское подворье, где приготовлен был ужин, к которому был приглашен Кафедральный Протоиерей М. Изм. Богословский 2065 . После ужина Преосвященный ввел меня в алтарь своей домовой церкви и здесь, прочитавши молитву: «Владыко Многомилостиве»..., благословил меня лежавшим на престоле образом Преп. Саввы Звенигородского. Затем мы простились и увы! навеки... 2066 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Norris F. Theology As Grammar... Р. 245. Elm S. Historiographic Identities... P. 279. Norris F. Theology As Grammar... Р. 240. Ibid., p. 249. Л. Витгенштейн. Философские исследования, 7; 23. См.: Патнэм Х. Как нельзя говорить о значении // Структура и развитие науки. М., 1978. См.: Патнэм Х. Значение и референция // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 13. М., 1982. С. 384. Слово 39 // Творения иже во святых... Т. 3. С. 215, с изм. Putnam H. Truth and Reference // Naming , Necessity and Natural Kinds. Ithaca, 1977. P. 73. Творения иже во святых... Т. 1. С. 70, 128, 131, 133 «...Солнце, благодаря своей живоогненности и удивительной теплоте, влечет от земли все вещи, выкликает (προσκαλεται) их и делает растущими. ... Через Гермеса и Афродиту выкликаются порожденные вещи» (К Матери Богов, 172b, 179c). «Логосы всех не суть во всем, и в высочайших и первых причинах мы не должны искать последнее и низшее, после которого уже ничего нет, кроме разве что чего-то лишенного имени» (К Матери Богов, 161d). «Любомудрствовать о Боге можно не всем, потому что способны к сему люди, испытавшие себя, которые провели жизнь в созерцании, а прежде всего очистили, по крайней мере очищают, и душу и тело» (Слово 27 // Творения иже во святых... Т. 3, с. 5). Ср.: «Сегодня только возвещают нам мудрость, сокровенную от времен Христовых, что подлинно достойно слез! Ибо, если вера началась только за тридцать до сего лет, а почти четыреста лет протекло со времени явления Христова, то в продолжение столь долгого времени суетно было наше благовествование, суетна была и вера наша, напрасно мученики приняли мученичество, напрасно столь многие и великие предстоятели управляли людьми и благодать состоит в стихах, а не в вере» (Послание 4, К Кледонию // Творения иже во святых... Т. 4, с. 172). О неписанном предании у свт. Григория см.: «Но ты говоришь: " Кто поклонялся Духу? Кто из древних или из новых? Кто молился Ему? Где написано, что должно Ему поклоняться и молиться? Откуда ты взял сие? " Удовлетворительнейшую на сие причину представлю тебе впоследствии, когда буду рассуждать о неписанном» (Слово 31 // Творения иже во святых... Т. 3, с. 92).

http://bogoslov.ru/article/565123

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010