О них мы не будем специально рассказывать, так как сейчас это «мертвые города», которые привлекают к себе много людей языческого и оккультистско- го толка, для них это «места силы». Это отно-сится не только к древним городищам, но и к подземным пещерам, которых очень много в Крыму (зафиксировано 1 300 пещер, а есть и еще не обследованные). Нам же в этой книге интересны только святыни, воздвигнутые в честь в Троице Славимого Бога, а не нечто «таинственное» и магическое, потому вернемся к теме «Святого Крыма». На самой «спине» горы Старой Крепости с 1930х годов ведутся раскопки базилики, предположительно VI века. Базилика, как и расчищенная археологами находящаяся рядом с ней древняя усадьба, была уничтожена пожаром, датируемым XIII веком. По результатам работы археологов в городе обнаружено еще шесть пещерных церквей, а также гробницы и усыпальницы. Нужно провести много времени на Эски- Кермен, чтобы успеть осмотреть все закоулки этого города-крепости. В настоящее время на-ходятся экстремалы, которые проводят тут свой отпуск, ночуя в спальных мешках на каменных ложах и питаясь едой, приготовленной на костре. Новое «заселение» пещерных городов Крыма стало повальным явлением, особенно популярен в этом отношении Эски-Кермен. Может быть, поэтому здесь не было попытки возрождения монашеской жизни. Но если идти от Мангупа в сторону, противоположную знаменитой Эски-Кермен, можно попасть в ныне действующие монастыри на горе Шулдан и на Кара-Кобинской долине. Надо ска-зать, что они продолжают традицию, которая существовала в Крыму и во времена древние: монастыри были небольшими, и в них проживало небольшое число монахов. Этого же принципа придерживался восстановитель монашеской жизни в Крыму в середине XIX века владыка Иннокентий: хорошо, если найдется один или два, а может быть, и три монаха, которые стремятся к особенной отшельнической жизни, им можно поручить поддержание жизни в древних обителях. Несколько таких обителей подчинялись одному киновиарху в сане архимандрита. Крымская епархия выпустила четыре документальных фильма, посвященных своей истории и дню сегодняшнему.

http://azbyka.ru/fiction/svyatoj-krym-dr...

Тепе-кермен, скала в 3–4 верстах от Иоасафатовой долины, имеет вид правильного усеченного конуса и стоит совершенно отдельно. Подъем на нее по отлогим склонам не труден. У подошвы ее растет орешник, а вершина ее то изрыта пещерами в разных направлениях, то покрыта орешником, кизилем и другими кустарниками. Отсюда виднеются: южный берег, море, Бахчисарай, роскошная панорама долин, дач, селений. Название скалы происходит от татарских слов: тепе – вершина горы и кермен или керман – крепость. Здесь также был некогда пещерный город. Пещеры расположены одна над другими в двух и трех ярусах. Одни из них стоят особняками, другие соединены между собою неправильными отверстиями в простенках, а верхние с нижними – лестницами. В некоторых заметны то засоренные круглые ямы в виде колодцев, то иссеченные в скале у стен длинные и широкие скамьи, то полукруглые над ними ниши. Форма их большей частью полукруглая. Величина различна, чаще около 2 квадратных саженей, в нижних они обширные, а высота до 3 аршин. Они заросли травой и кустарником, но в некоторых сохранились следы христианский храмов. Так, на вершине скалы – полуразрушенные стены храма в 5 саж. длины и 2 саж. ширины, с прочною кладкой; в углах – тесанные камни. В другой верхней пещере сохранился алтарь, отделенный колонками от остальной части храма, имеющего 4 саж. и 2 арш. в длину. В иной большой пещере заметны следы иссеченных икон и полуистертая греческая надпись на стене. Около храма находят человеческие кости 69 . Черкес-кермен – скала недалеко от Бахчисарая. Горная вершина ее покрыта мелким лесом и кустарником. Здесь также был пещерный город, о котором бывший в Крыму в 1578 г. Мартин Броневский писал так: «Здесь (на скале) есть древнейший город с крепостью, которой название не знают ни турки, ни татары, ни греки, а знают только то, что он разорен греческими князьями». Значит, в конце XVI в. город был уже в развалинах. Вход в пещерный город устроен по иссеченной в скале лестнице с правильными и широкими, но по местам испорченными, ступенями.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

– С. 80 и след.; Гадло A.B. К истории Восточной Таврики VIII-IX вв. – С. 134–135; Баранов И.А. Таврика в эпоху... – С. 41,47). Примечательно, что почти одновременно с землянками, но, видимо, ближе к IX в. на этих поселениях стали сооружать уже дома-усадьбы иного облика: с огороженным двором, отдельно стоящими хозяйственными постройками, каменными печами, эпизодически применяя кладку opus spicatum, причем стены построек были сложены как с использованием саманных кирпичей на каменном основании, так и, по ромейской традиции, целиком из камня (Гадло A.B. Этнокультурная характеристика перехода кочевников к оседлости (по материалам Восточно-Крымской степи и предгорий VIII–X вв.)//Этнография народов СССР. – Λ., 1971. – С. 74; Баранов ИЛ. Таврика в эпоху... – С. 50–51). Относить их исключительно к продукции булгарского этноса нет оснований. Отдельные и немногочисленные вещи салтовского круга скорее дань моде и следствие культурных контактов разных, хотя и «параллельных» миров, проходивших сплав в рамках византийско-хазарского кондоминиума. 1682 См.: Могаричев Ю.М. О некоторых вопросах истории Крыма середины – второй половины VIII в.//X сб. – 2004. – Вып. 13. – С. 175, прим. 8; Сазанов A.B., Могаричев ЮМ. Крым и Хазарский каганат в первой половине-середине VIII в.//Россия-Крым-Балканы: диалог культур. – Екатеринбург, 2004. – С. 88–89. 1683 Беневоленская Ю.Д. Антропологические материалы из средневековых могильников юго-западного Крыма//МИА. – 1970. – Вып. 168. – С. 196–223. 1684 Якобсон А.Л. Раннесредневековые сельские поселения... – С. 103–110; Белый Л.В., Назаров В.В. Раскопки усадьбы на городище Кыз-Кермен. истории «пещерных городов» в Крыму. – Симферополь,1992. – С. 132–142; Белый Л.В. Раскопки усадьбы на городище Кыз-Кермен: Постройка и археология Юго-Западного Крыма. – Симферополь, 1993. – С. 49–63; Белый Л.В. Раскопки усадьбы на городище Кыз-Кермен: Комплекс построек 4, 7//БИАС. – Симферополь, 2001. – Вып. 2. – С. 189–229. 1685 Романчук А.И. Омелькова Л.А. Средневековое поселение на левом берегу реки Бельбек//АДСВ: Социальное развитие Византии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2048 В краткой редакции письма эта информация о границах была выражена весьма неопределенно, а по сути дела отсутствовала 2049 . В пространной же редакции оговаривалось, что к земле Хазарского царства «с западной стороны» некогда относились местности: в Восточном Крыму – Керц (Боспор); в Юго-Западном предгорном Крыму – Манк-т (Манкуп, Мангуп) и Ал-ма (Бакла); на южном берегу Крыма (с востока на запад) – Суг-рай (Сугдаи, Сугдея), В-р-т-нит (Бартнит, Партенит), Алубиха (Алубика, Алуп-ка), Л-м-б-т (Ламбат), Г-рузин (Горзувиты, Гурзуф), Алус (Алустон), а также некие Кут (Эски-Кермен, Скути, Искут, Кутлак?) и Будак (Бур-к, Булганак?), локализация которых остается проблематичной 2050 . Но примечательно, что описывая хазарские земли и протяженность хазарского государства составитель письма Иосифа (в обеих редакциях), дойдя до западных пределов, исходящих от Ш-р-кил (Шаркела, Саркела) и С-м-к-р-ц (Самкерца, Таматар-хи), опустил собственное обязательное уточнение о том, что все эти мест-ности и народы «платят мне дань», но вновь «вспомнил» об этом после, когда перешел к заключительному описанию северной границы. Нет сомнений, что такая забывчивость была связана с преднамеренным стремлением, не очень греша против правды, все же не раскрывать своему адресату в Кордове некоторые обстоятельства, как представлялось царю, умалявшие величие державы хазар. В любом случае большая часть территории Юго-Западной Таврики, как и в период создания фемы Климата, вновь принадлежала византийцам 2051 . Подавляющая же часть остальных крымских земель, прежде всего степных, контролировалась «пачинакитами» («пацинаками»), появившимися здесь с последних лет IX столетия: работая в 949–952 гг. над сочинением «06 управлении империей», василевс писал, что Печенегия «...к Херсону весьма приближена, а с Боспором соседняя» (kai eis Chersona men estin egnista, eis de ten Bosporon plesiesteron), тогда как даже от ближайшей к ней Болгарии она отстояла на полдня пути (odon emeras to emisu), тο есть на пару десятков километров 2052 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Следовательно, чисто аграрные занятия горожан играли второстепенную, подчиненную роль и в то же время ремесло не было полностью отделено от земледелия. Ситуация, характерная для большинства древних обществ. Поэтому железный сошник естественно вписывался в инвентарь дома, где вполне профессионально могли заниматься и металлообработкой 1853 . Собственно, то же самое мы обнаруживаем и в античном Херсонесе. Его виноделы, рыбаки, соледобытчики, прасолы, ремесленники и торговцы никогда полностью не порывали связей с земледелием, сельским хозяйством, видимо, стремились иметь если не сельские усадьбы, проастии, то хотя бы земельные участки, огороды. Возраставшая или периодически спадавшая роль торговли лишь увеличивала или уменьшала степень натуральности их хозяйства, но никогда не делала товарно-денежные отношения господствующими. Херсониты жили в таком обществе, где это было принципиально невозможно. Они развивали добывающие и лесные промыслы, отчасти рассчитанные на удовлетворение потребностей гончарного, металлообрабатывающего, кожевенного, строительного, стекольного, столярного, плотницкого ремесла, судостроения 1854 . С этой точки зрения Херсон представлял обычный полифункциональный провинциальный потребляюще-производящий центр, коих в Романии было большинство, и не развивал имевшихся тенденций к сосредоточению представителей одной профессии в рамках одного квартала 1855 . Он сохранял век от века свои традиционные промыслы и производства, почти ничего не исключая, но и не добавляя в их перечень, и никогда не знал гипертрофированного развития отдельных видов ремесла, резко вырывавшихся вперед в некоторых городах, не только средневековых, но и античных. Особенно часто такое случалось с текстильным и оружейными производствами, кораблестроением, однако ремесленники – херсониты, очевидно, не видели резона или не имели условий выбирать что-либо одно предпочтительное из своих многочисленных занятий. Будучи мелкими товаропроизводителями и сочетая это с работой и торговлей на заказ, они обслуживали главным образом всевозможные потребности горожан, а кое-чем, – керамической тарой и посудой, некоторыми нехитрыми украшениями, пряжками – обеспечивали отчасти местный сельский рынок, преимущественно в Юго-Западном Крыму. Основные типы керамики IX в., такие как амфоры с горизонтально отогнутым венчиком, амфоры с бороздчатым туловом, расписные ойнохои пользовались спросом среди населения ближней и дальней округи Херсона, а сельские ремесленники копировали производимые в городе типы керамики 1856 . Часть керамики, найденной при раскопках поселений у Тапчан-Кая, возле поселков Передовое, Оборонное, Заря Свободы, Ново-Бобровка, Поляны, крепости Кыз-Кермен и Бакла, в Скалистинском могильнике херсонесского происхождения, в частности из эргастирия в районе Радиогорки, а часть сделана в местных мастерских 1857 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К. Коковцов: «Алубиха» – наиболее раннее упоминание Алупки, чье название, возможно, производно от греческого Aloupeka («лисий город»). В документе 1381 г. Lupico (Коковцов П. К. Указ. соч. – С. 102, прим. 25). 1838 Составитель письма соблюдал географическую последовательность перечня, но после Алушты вплоть до Херсона вдоль побережья нет названий мест, которые можно было бы увязать с Кут. Поэтому не исключено, что отсюда начинается перечисление пунктов иной, предгорной области Крыма в направлении Внутренней гряды, на пути к Мангупу. Этот топоним увязывается с находившимся неподалеку Эски-Керменом, который татары, вероятно, называли также Куттелей (ср.: Герцен А. Г. К вопросу о территории Херсонесской фемы//Проблемы исследований античного и средневекового Херсонеса: Тезисы докл. – Севастополь, 1984. – С. 22; Герцен А. Г. Византийско-хазарское пограничье в Таврике//История и археология Юго-Западного Крыма. – Симферополь, 1993. – С. 61; Байер Х-Ф. Идеология, показанная на примере отрицания значительной роли готов в Крыму, отрицания их иконопочитания во время иконоборчества и перенесения их епископии на Нижний Дунай//АДСВ. – Екатеринбург, 2003. – Вып. 34. – С. 462–464). Впрочем, с не меньшим правом Эски-Кермен можно называть Воеоп, как это делал Л. Колли, ссылаясь на атлас Авраама Ортелия (1527–1598) (Колли Л. П. Из средневековой географии//ИТУАК. – 1910. – 44. – С. 26). 1839 У П. К. Коковцова: «Манк-т» – несомненно Мангуп, крупное укрепленное городище на обширном горном плато плошадью около 1 кв. км близ современного Бахчисарая (Коковцов П. К. Указ. соч. – С. 102, прим. 27; основные результаты исследования см.: Герцен А. Г. Дорос-Феодоро (Мангуп): от ранневизантийской крепости к феодальному городу//АДСВ. – Екатеринбург, 2003. – Вып. 34. – С. 94–112). Этимология этого слова уводит к древнетюркскому Манкут – «Моя крепость», в значении «Крепость(город) хагана» (Байер Х.-Ф. Идеология... – С. 465–466). 1841 У П. К. Коковцова: «Ал-ма» (с.102, прим. 29). Последнему соответствует, вероятно, городище Бакла, расположеннное неподалеку от реки Альмы (Баранов И.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1175 Баранов И.А. Ранние болгары в Крыму: Автореф. диС.. канд. ист. наук/Институт археологии . АН УССР. – К., 1977. Баранов И.А. Таврика в эпоху раннего средневековья.; – С. 140; Майко В. В. К вопросу о христианизации тюрко-болгар Крыма//Проблемы археологии, древней и средневековой истории Украины: Тезисы докл. – Харьков, 1995. – С: 105–106: 1176 Хождение апостола Андрея в стране мирмидонян//Труды В. Г. Васильевского – СПб., 1909. – Т. 2. – Вып. I. – С. 276.27–76; Виноградов А. К становлению легенды об Андрее Первозванном – апостоле Понта//Византия и Крым: Тезисы междунар. конф. – Симферополь, 1997.– С. 24–26; Иванов С. Апостол Андрей в Мирмекии//Византия и Крым: Тезисы междунар. конф. – Симферополь, 1997 – С. 47–48; Виноградов Л.Ю. Апостол Андрей и Черное море: проблемы источниковедения//Древнейшие государства Восточной Европы. 1996–1997. Северное Причерноморье в античности: Вопросы источниковедения. – М., 1999. – С. 356, 358., 1177 Герцен А.Т. Махнева О.Х. Пещерные города Крыма. – Симферополь, 1989. – С. 51, Баранов И.А. Археологические разведки на территории Сюйреньского укрепления в Крыму//АИУ 1968. – К., 1971. – Вып. 3. – С. 88–92; Веймарн Е. В. О двух неясных вопросах средневековья Юго-Западного Крьма//Археологические исследования средневекового Крыма. – К.1968. – С,76–77; Якобсон А.Л. Раннесредневековые сельские поселения Юго-Западной Таврики//МИА ., –1970; Вып. 168. – С. 103–110; Белый. А.В. Назаров В. В. Раскопки усадьбы на грродище Кыз-Кермен. –Постррйка истории «пещерных городов» в Крыму. – Симферополь, 1992. – С. 133; Белый A.B. Оборонительные сооружения городища Кыз-Кермен//Фортификация в древности и средневековье. – СПб., 1995. – С. 68–69; Герцен А.Г., Могаричев Ю. М. Еще раз о дате появления крепости на плато Чуфут-Кале//Проблемы истории «пещерных городов» в Крыму. – Симферополь, 1992. – С.Л91 – Могаричев Ю. М. Пещерные сооружения средневековых городищ Юго-Западного Крыма (вопросы классификации, хронологии, интерпретации).//Проблемы истории «пещерных городов» в Крыму. – Симферополь. 1992. –С.73, 100; Герцен А. Г. К проблеме типологии средневековых городищ Юго-Западной Таврики//Византия и средневековый Крым (АДСВ. – Вып. 27). – Симферополь, 1995 –С. 86–87.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Весьма производительными винодавильнями обзаводились, похоже, даже монастыри 1808 . Только на территории Качи-Кальона насчитывается свыше 120 таких давилен, способных одновременно переработать более 2500 ц винограда 1809 . Винодельческие комплексы вв. открыты на северных склонах Главной гряды, в долине реки Биюк-Карасу (городище у С. Вишенное), в среднем течении р. Качи, в усадьбах городища Кыз-Кермен, в 3 км южнее Чуфут-Кале, в Чилтер-Кобе, Чилтер-Мармаре, у подножия Сюйренской крепости, на Эски-Кермене и в других местах 1810 . Они с трудом поддаются учету и редко сопровождаются описанием. К примеру, группа из четырех тарапанов, соединенных канавками-стоками с прямоугольными или округлыми резервуарами для сока (0,64x0,85, 0,75x0,95, 1,0x1,0 м, глубиной 0,4–0,6 м), находилась при дороге на восточном краю плато Кыз-Кермен, несколько в стороне от усадеб 1811 . Возможно, эти давильни предназначались для общего пользования. Они имели прямоугольную форму (1,75–2,35x1,95–2,35), были, как положено, ограждены плетнем или каменной оградой и накрыты навесами из деревянных стояков. Ни размеры, ни конструкция таких традиционных тарапанов, ни обилие выпускаемой местными мастерскими тарной гончарной керамики не дают оснований для заключения о том, что «...производство вина было здесь очень ограниченным, лишь для домашних нужд и отнюдь не товарным» 1812 . На Мангуле найдено к настоящему времени более 20 таких комплексов, в том числе девять вырубленных в скале крупных винодавилен и резервуаров для сбора сусла, преимущественно вдоль обрыва, в восточной части плато, где концентрируются жилые усадьбы, а в 2001 г. на мысе Тешкли-Бурун обнаружено вырубное основание для станин винтового пресса 1813 . С виноделием А.Г. Герцен полагает возможным связать и находки многочисленных костяных спиц для плетения 1814 . В культурном слое преобладает тарная керамика, производившаяся в гончарных комплексах в соседних долинах, откуда доставляли и виноград, что указывает на значительные перемены в хозяйственной жизни, а именно возрастание к концу VIII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Едва ли их было всего пять: в этом случае резчику печати заказали бы изобразить слово климата без каких-либо уточнений, во множественном числе. Видимо, существовали другие должностные лица, распоряжавшиеся на территории большего и меньшего, чем пять, числа климатов. В этой связи в очередной раз вспоминается указание Никифора под 711/712 г. на существование в Таврике не менее двух десятков простатевонтов глав кастра, полисм или архонтий (Чичуров И.С. Византийские исторические сочинения ... – С. 156). Не их ли владения стали называться в IX столетии климатами? Тогда управлявший от лица василевса несколькими такими пунктами вполне мог бы называться архонтом некоего числа климатов. Косвенно это подтверждается тем, что в перечислении объектов карательной миссии 710 г. (en Chersoni kai Bosphoro kai tous ton allon archontion) хронист придерживался того же порядка, что Константин Багрянородный в указании на районирование Крыма (te Chersonai kai Bosporon kai ta klimata). 2166 Stepanova Е. New Seals from Sudak//SBS. – Washington, 1999. – Vol. 6. – P. 54, N 16; СтепановаЕ.В. Связи Херсона и Сугдеи по данным сфрагистических архивов//Херсонес Таврический: У истоков мировых религий: Материалы науч. конф. – Севастополь, 2001. – С. 27–28; СтепановаЕ.В. Судакский архив печатей: предварительные выводы//АДСВ. – 2001. – Вып. 32. – С. 104. 2167 Ср.: Герцен А.Г. К вопросу о территории Херсонской фемы. – С. 23; Герцен А.Г. Византийско-хазарское пограничье в Таврике. – С. 60–64. 2168 Репников Н.И. Эски-Кермен в свете археологических разведок 1928 – 29 гг.//ИГАИМК. – A., 1932. – Т. 12. – Вып. 1–8. – С. 131; Герцен А.Г., Махнева О.А. Пещерные города Крыма. – Симферополь, 1989. – С. 56. 2169 Айбабин А.И. Византийская крепость на горе Эски-Кермен в Крыму//Россия-Крым-Балканы: диалог культур. – Екатеринбург, 2004. – С. 178. 2170 Показательно, что в культурном слое Сюйреня керамические материалы достаточно отчетливо прослеживаются именно с VIII–IX вв. (Талис Д.Л. Оборонительные сооружения Юго-Западной Таврики как исторический источник//Археологические исследования на юге Восточной Европы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Молись укромно в комнате твоей Небесному Отцу, Кто Сам есть Тайна. Пусть у тебя закрыта будет дверь. Прося Его, скажи лишь только: «Дай нам!» Всевышний знает, в чём нужда у вас, А потому не будьте многословны. Он явно вам за тайное воздаст — Не будьте, как язычники, нескромны. «О, Отче наш, на небе присносущий! Святится вечно имя пусть Твоё. Дай на сей день, Господь, нам хлеб насущный. Да примешь нас Ты в Царствие Своё. Пусть, как на Небе, так и на земле Свершается Твоя благая воля. Жизнь без Тебя — в скорбях, нужде и зле. Счастлива лишь с Тобою наша доля. Прости и Ты нам, Отче, долги наши, Как мы прощаем нашим должникам, Избави нас от искушенья чаши, Чтоб не вредил лукавый больше нам.» Сокровищ на земле не собирайте Себе, где моль и ржа их истребляют, Где воры их крадут. Не забывайте: Сокровища на Небе накопляют. Ведь где ваше сокровище хранится, И ваше сердце будет находиться. Запомните, что глаз — светильник тела, Поэтому покуда глаз твой чист И тело изнутри не закоптело, Свет из тебя младенчески лучист. Коль ближнего ты взглядом не приветил, Что доброго вообще в твоей судьбе? И если свет внутри тебя не светел, То сколь темно всё тёмное в тебе? Я говорю: заботясь о душе, Не думайте о том, что есть и пить. Отец ваш позаботился уже, Как и о том, чем тело вам прикрыть. На птиц небесных только посмотрите, Как ваш Отец заботится о них! Вы сомневаться разве захотите, Что вас Он любит более, чем их? А ведь они не сеют и не жнут И в житницы зерно не собирают, Но пищу каждый день свою клюют — Отец Небесный их всегда питает. И об одежде мыслите напрасно — На полевые лилии взгляните, Любой убранство более прекрасно, Чем Соломон носил в его зените. Но лилии — всего-то лишь трава, Которую назавтра бросят в печь — Другая роль им по плечу едва, Чем дать тепло, когда их будут жечь. Не говорите: « Что нам есть и пить?» Как и о том, во что же вам одеться — Язычники лишь могут так просить, О брюхе думая и как будут смотреться. Отец ваш знает, в чём нужда у вас, Поэтому просить Его не надо.

http://azbyka.ru/fiction/na-zare-razmysh...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010