Продолжил исследование храма Н. И. Репников, раскрыв 3-нефную 3-апсидную базилику с резными мраморными капителями и мозаиками. Судя по выявленной в раскопе стратиграфии, храм дважды разрушался (в кон. X в. и в 1475) и восстанавливался (в 1472 и в XVI в.). В кон. IX в. в столице Готии Доросе и в соседней крепости, расположенной на плато Эски-Кермен, реконструировали сооруженные еще в кон. VI в. большие 3-нефные базилики. На юго-вост. склоне Мангупа, очевидно, в нач. X в. был возведен крестообразный храм площадью 9,25×11,40 м с 3 входами. Не ранее кон. X в. к сев. и юж. ветвям креста пристроили 2 часовни, а к зап. входу — притвор. В XI в. храм сгорел. Рядом находился христ. плитовый могильник. С Х в. новые храмы строились на Бакле на территории цитадели и посада. В примыкающей долине, в 600 м к югу от горы, раскопаны возведенные в кон. IX в. однонефный с притвором и крестообразный храмы. Очевидно, не раньше XI в. на плато Тепе-Кермен построили небольшую одноапсидную часовню. Датировка пещерных храмов в Инкермане, Шулдане, Качи-Кальоне и др. местах является предметом оживленной дискуссии: нек-рые исследователи склонны относить к ранне - и средневизант. времени храмы на Тепе-Кермене, в Челтер-Кобе и на дороге на Эски-Кермен. Большее единодушие наблюдается в отношении поздневизант. пещерных церквей инкерманских мон-рей, Северного и Южного мон-рей на Мангупе, мон-ря Шулдан ( Могаричев.1997; Виноградов, Гайдуков, Желтов. 2005). Мн. пещерные храмы в XIII–XV вв. были украшены фресками: роспись сохранилась в 3 храмах на Эски-Кермене и около него. Церковь (видимо, св. Георгия), находившаяся на юж. обрыве, была названа Успенской по композиции на сев.-зап. стене. На сев.-вост. стене изображены вмч. Георгий и св. Арсений, левее — фрагменты Сретения и пророки, на потолке — Крещение и Рождество Христово, в апсиде — Мелисмос, в конхе — Деисус, над апсидой — Благовещение, в протезисе — Богородица. Роспись выполнена во 2-й пол. XIII в. Церковь «Трех всадников» была вырублена в отколовшейся от основного массива глыбе и находилась на территории раннесредневек.

http://pravenc.ru/text/543737.html

VI в. византийцы построили ряд крепостей в горной части полуострова, их остатки открыты на плато Мангуп, Эски-Кермен, Чуфут-Кале, Тепе-Кермен, на Бакле ( Герцен. 1990; Айбабин. 1999. С. 111-124, 143-146; Он же. 2007). В столице Дори, г. Доросе, к-рый находился на плато Мангуп, а также в крепости на плато Эски-Кермен одновременно с оборонительными стенами было возведено по одной 3-нефной базилике ( Якобсон. 1940; Он же. 1959. С. 195-197; Тиханова. 1953; Бармина. 1983; Кирилко. 1997; Паршина. 1988; Лосицкий, Паршина. 2002). Типологически, конструктивно, а также по декоративному убранству они подобны херсонесским. Комплекс Мангупской базилики включал неск. культовых сооружений, в т. ч. крещальню. Мангупская и Эски-Керменская базилики неоднократно перестраивались и восстанавливались и, вероятно, оставались главными городскими храмами до конца истории своих городов. В ранневизант. период приходы с церквами скорее всего появились и в др. крепостях и поселениях обл. Дори. Остатки ранней церкви, перекрытой храмом IX-XIII вв., зафиксированы, напр., на Баклинском городище ( Рудаков. 1984. С. 39; Юрочкин. 2009. С. 279-287). Первоначальный храм на поселении Пампук-Кая, расположенном на скальном мысе над долиной р. Бельбек, Якобсон относил к VI-VII вв. Не исключено, что уже в начале существования эмпория Партениты, появившегося к кон. VII - нач. VIII в. на юж. побережье, была построена 3-нефная базилика, впосл. ставшая кафоликоном мон-ря апостолов Петра и Павла, связанного с именем еп. Иоанна Готского. Хронология и атрибуция Партенитской базилики остаются предметом дискуссий. О христианизации местного населения свидетельствуют материалы многочисленных некрополей обл. Дори. Влиянием христ. погребального обряда объясняют прекращение кремации у германцев с сер. V в. Наиболее ранние предметы с христианской символикой относятся к 1-й пол. VI в. (краснолаковая миска и пряжка с кербшнитным орнаментом с крестом - Айбабин. 1999. С. 83). Со 2-й пол. VI-VII в. в погребениях появляются нательные кресты, амулеты, пряжки и перстни с христ.

http://pravenc.ru/text/2462085.html

Город был расположен по всей ее плоской вершине и по двум сторонам, изрытым пещерами сверху до низу. Они имеют окна, двери и лестницы из одного этажа в другой или из одной пещеры в другую. Каждая пещера состоит из одной большой и двух или трех меньших комнат: ширина их 8–18 шагов, высота до 3 аршин; двери в рост человека, ширина и около 1 аршина; потолок большею частью полукруглый, иногда плоский. В некоторых пещерах вырублены выступы вроде скамей, над которыми в иных местах устроены ниши. Среди нижних пещер – глубокий колодец с холодною водою, к которому спускаются по 28 иссеченным ступеням. На вершине скалы шла правильная улица, а по сторонам ее – опять целая амфилада пещер с длинными и широкими скамьями. В иных – гробницы с костями, а в одной – как бы кресло, иссеченное в скале; напротив кресла – полукругом скамьи, а над ними прорублено окно. На вершине и на скате скалы сохранились остатки двух малых церквей. Сохранились также следы ворот иди башней, которые татары называют Кыз-кудеси (девичья башня), потому что, по их преданью, отсюда бросали со скалы преступных девиц. Самая крепость называлась Эски-кермен (старая крепость) или Джингис-кермен. 70 Качикален – живописная, гребнеобразная гора на левом берегу р. Качи, в 3–4 верстах от Тепе-кермен и в 8 верстах от бахчисарайского скита. Название получила, по мнению некоторых, оттого, что здесь в глубокой древности было языческое капище с истуканом этого имени. Местные же жители называют ее иногда то Пички, то Айя-Анастасия. На пути к ней видна на возвышенности игра природы: два колоссальных камня на расстоянии 200 саж. один от другого в виде истуканов. Дика эта гора, безвестна, трудна для всхода и также наполнена пещерами, большей частью полуразрушенными, где заметны галереи, переходы, лестницы, а в некоторых и следы бывших здесь христианских храмов. У подошвы горы существует церковь св. мученицы Анастасии, приписная к бахчисарайскому скиту. На вершине горы, близ Анастасиевской церкви, как бы под навесом оторванной верхней части скалы, находится источник св.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

В храме пели «Вечную память», и у ворот, где я дежурил, было слышно. Немеет душа от скудости своей, оттого, что очи зрят великое, а душа не может его вместить. Благодать затворяет уста, упокоевает сердце, умиротворяет душу. Читали ночью Евангелие пред гробом о. Нектария. Отче Нектарие, моли Бога о нас! «…для всякого, кто хочет идти вперед и становиться лучше, необходимо частое, сколько можно, посещение Божественной литургии и внимательное слушание: она нечувствительно строит и созидает человека. И если общество еще не совершенно распалось, если люди не дышат полною нетерпимостью, ненавистью между собою, то сокровенная причина тому есть Божественная литургия, напоминающая человеку о святой небесной любви к брату». Н. Гоголь 18 июля 1989 г.   Лик луны был светел и лучист, В монастырь пришел ночной покой. (Я на службе был сторожевой) И нежданно местный гармонист Надавил на клавиши рукой. Был его напев знаком и прост, И любовь такая в нем была, Что оставил я полночный пост, Вышел из ворот монастыря. Встал я посреди тропы пустой, И глаза мне слезы обожгли. Боже, как похож на голос Твой Этот одинокий зов любви.   Вариант   Лик луны был светел и лучист. Я на службе был сторожевой. Вдруг какой-то местный гармонист Надавил на клавиши рукой.   24 июля 1989 г. О покаянии Кому уподоблю себя, желающего одолеть свою гордость? Уподоблю себя человеку, пытающемуся руками низвергнуть гору. Все познания свои употребляю, все силы полагаю. Вижу, что неисполнимо желание мое, – гора стоит непоколебимо – все же не оставляю труда своего. Вижу тщетность усилий своих, плачу о беспомощности своей, сетую о неисполнимости замысла. Уныние омрачает ум мой, леность сковывает тело, безнадежность ущемляет сердце. «К чему это все? – говорят мне. – Труд твой никому не нужен». – «Нужен, – сквозь слезы отвечаю я, – нужен, ведь Сам Бог мне помогает в нем». Порою, когда стою в храме, душу охватывает ощущение присутствия Божия. Тогда уже не иконы окружают меня, но сами святые. Сошедшиеся на службу, они наполнили храм, отовсюду испытующе поглядывая на меня. Незачем отводить глаза от их ликов, прятаться в темном уголке церкви – угодники смотрят не на лицо мое, а только на сердце, – а куда спрятаться сердцу моему? Так и стою я в рубище беспомощности и недостоинства своего пред их всевидящими очами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Священномученики епископы Херсонские: Василий († 309), Ефрем († ок. 318), Евгений († 311), Елпидий († 311), Агафадор († 311), Еферий († ок. 311–325), Капитон († после 325) – память 7 марта. Священномученик Григорий, Просветитель Великой Армении († 335, память 30 сентября). Св. равноапостольная Нина, просветительница Иврии († 335, память 14 января). Св. мученик Савва чтец, Готский († 372, память 15 апреля). Св. мученики Готские: пресвитеры Вафусий и Верк, монах Арпила, миряне Авив, Агн, Реас, Игафракс, Иской, Сила, Сигиц, Сонирил, Суимвл, Ферм, Филл, Анна, Алла, Лариса, Моико, Мамика, Уирко, Анимаиса (Анимаида), Гаафа, царица Готская, Дуклида – и прочие, числом около 300, пострадавшие у горы Аю-Даг († 375). V век Святитель Иоанн Златоуст († 407, память 13 ноября) – скончался в ссылке в местечке Комана (Абхазия). VII век Священномученик Мартин, папа Римский († 655, память 14 апреля) – в 653 г. сослан в Херсонес Таврический, где и скончался. Поп. Максим Исповедник († 662, память 21 января) – сослан в Мингрелию, где и скончался; погребен в монастыре святого Арония. VIII век Святитель Стефан, архиепископ Сурожский († ок. 750, память 15 декабря). Святитель Иоанн, епископ Готский († 790, память 19 мая). IX век Святитель Георгий, митрополит Митиленский, исповедник († после 820, память 7 апреля) – в 815 г. был сослан в Херсонес Таврический, где и скончался. Преподобный Иосиф песнописец († 883, память 4 апреля) – в 831–842 гг. был в ссылке в Херсонесе Таврическом. Православные монастыри, основанные не территории будущей Российской Империи (в Крыму) до крещения Руси 629 VIII в. Инкерманский монастырь VIII в. Бахчисарайский мужской монастырь в честь Успения Божией Матери VIII в. Монастырь Шулдан VIII в. Монастырь Чилтера Монастырь Чилтер-Коба VIII в. Монастырь Тепе-Кермен VIII в. Монастырь Барабан-Коя VIII в. Монастырь Табана-Дере VIII в. Монастырь Качи-Кальон VIII в. Монастырь Эски-Кермен Балаклавский Таврический мужской монастырь в честь св. великомученика Георгия Победоносца Хронологический список константинопольских патриархов, византийских императоров и основных событий, имеющих отношение к истории Русской Православной Церкви (1-Х ВВ.) 630

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Чуфут-Кале. – Симферополь, 1993. – С. 22–23; Могаричев Ю.М. Пещерные церкви... – С. 86, Айбабин А.И. Этническая история ... – С. 145; Айбабин А.И. Византийская политика в Крыму в конце VI в. – С. 6. 675 Исаенко О.В. Применение лихенометрического метода для датировки Средней стены средневековой крепости Чуфут-Кале//www.cessu.crimea.ua. 676 Вус О.В. Гiдpomexhiчhi oбopohhi комплексы VI ст. у Biзahmiйcьki фopmeцi Кирк-Ор (Чуфут-Кале)//Причерноморье, Крым, Русь в истории и культуре: Материалы II Судакской междунар. науч. конф. – К.; Судак, 2004. – Ч. 2. – С. 44–48, рис. 1–2. 677 Даже описания сложного гидросооружения исследователями разнятся в деталях. Так, авторы, производившие его расчистку и, значит, хорошо осведомленные в деталях, указывают, что через 83 м потайная подземная галерея с лестницей резко поворачивает на юг и через 13 м примыкает к шахте колодца, общая глубина которого достигает 45,5 м. Внизу расположен «зал объемом около 130 куб. м и высотой до 2 м с ваннами для воды, отстойниками и подводящими канавками от субмерндиональной тектонической трещины». Общий объем подземной системы достигает 900 куб. м (Полканов Ю.А., Шутов Ю.И. Водоснабжение древней крепости Джуфт Кале//Причерноморье, Крым, Русь в истории и культуре: Материалы II Судакской междунар. науч. конф. – К.; Судак, 2004. – Ч. 2. – С. 162). Следует попутно заметить, что наличие в некоторых местах сталактитов на своде подземного туннеля не может служить для доказательства запредельной древности сооружения, поскольку при соответствующих условиях для появления таких природных образований достаточно бывает и половины столетия. 678 Гайдуков Н Е. К вопросу о датировке пещерного храма с баптистерием пещерного города Тепе-Кермен//Культовые памятники в мировой культуре: археологический, исторический и философский аспекты: Междунар. Крым. конф. по религиоведению: Тезисы докл. и сообщ. – Севастополь, 2003. – С. 17–18: Виноградов А. Ю., Гайдуков Н.Е. Тропа над пропастью: Пещерный монастырь на северном обрыве городища Тепе-Кермен//Сугдейский сборник.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Эски-Кермен, урочище. Неизвестная церковь. храм " Судилище " у главных ворот Церковь. Не действует.   Год постройки:Дата постройки неизвестна. Адрес: Республика Крым, Бахчисарайский р-он. Координаты: 44.606716, 33.738611 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Проезд:Автобусом до с. Красный Мак, далее 6 км пешком либо на электричке до пл. «1509 км», затем 10 км пешком через с. Фронтовое и Холмовка.. Вопрос модератора :Неизвестно в честь какого святого/праздника был освящен храм. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Храм Судилище у главных ворот Пещерный храм, так называемое " судилище " , вырублен с правой стороны скального коридора, ведущего от главных ворот к главной улице. В плане комплекс имеет сложную асимметричную конструкцию размерами 15 x 17,5 х 2 м (по диаметрально противоположным точкам). Выделяются несколько строительных периодов. С запада в него ведут три двери, пороги которых возвышаются над уровнем скалы. Дверные проемы имеют гнезда для деревянных дверных коробок. В западной стене вырублено окно, а под ним ниша. Потолок северной части опирался на четыре столба. Вдоль северной стены, разделенной четырьмя аркосолевидными углублениями, вырублена скамья. В основании ее и полу вырублены могилы, в том числе две незаконченные. В северо-восточной части - резервуар для сбора воды (по Н.Репникову) или остатки крещальни. Вода по желобку в стене стекала вниз через потолок в резервуар. Отсюда она по вырубленным в полу желобкам вытекала в квадратный баптистерий, высеченный в толще скалы над уровнем пола. В древности крещальня имела четыре угловые колонны, упиравшиеся в потолок. В северо-западном углу в потолке - горло древней, очевидно раннесредневековой, зерновой ямы, с поверхности заложенной камнями. Апсида подковообразная размерами 3 х 2,3 х 2м. В восточной ее части к стенке примыкает синтрон с горним местом посередине.

http://sobory.ru/article/?object=14901

– М., 1911. – Вып. 2. – Р. 145, §7; Оболенский Д. Византийское содружество наций. Шесть византийских портретов. – М., 1998. – С. 406. 102 Бертье-Делагард A.A. Древности южной России: Раскопки Херсонеса. – С. 53–54. Под их влияние попали и иные опытные исследователи (см. Латышев В.Б. Сборник греческих надписей христианских времен из южной России. – СПб., 1896. – С. 27; Домбровский О.И. О хронологии «Базилики Уварова "http://Историческое наследие Крыма. – 2004. – – С. 29). 103 Косцюшко-Валюжинич К.К. Отчет о раскопках в Херсонесе в 1901 году//ИАК. – 1902. – Вып. 4. – С. 80. Необходимые уточнения последуют в 1907 г. и гораздо позже (см.: Бертье-Делагард Α.Λ. О Херсонесе//ИАК. – 1907. – Вып. 21. – С. 78; Завадская A.A. Некоторые проблемы датировки комплекса Уваровской базилики Херсонеса//БИАС. – Симферополь, 1997. – Вып. 7. – С. 305). 106 Бобринский A.A. Указ. соч. – С. 122; ср. – Даниленко В.Н. Белоглиняная поливная керамика Херсонеса//МАИЭТ. – 1996. – Вып. 5. – С. 135–145. 114 Michael E. Wann ist Papst Martin I bei seiner Exilierung nach Konstantinopel gekommen?//Zeitschrift fur katholische Theologie. – 1892. – Bd. 16. – S. 375–380; ср.: Peitz W.M. Martin I und Maximus Confessor. – S. 436–440. 123 Могаричев Ю.М. Пещерные церкви Таприки. – Симферополь, 1997, Айба6ин А.И. Этническая история ранневизантийского Крыма. – Симферополь, 1999. – С. 214; Гайдуков Н.Е. Пещерные храмы Каппадокии и Юго-Западной Таприки: к вопросу о наличии родственных связей//Символ в философии и религии. VI Крым, междунар. конф. по религиовед.: Тезисы докл. и сообщ. – Севастополь, 2004. – С. 14–15. 124 Гайдуков Н.Е. К вопросу о датировке пещерного храма с баптистерием пещерного города Тепе-Кермен//Культовые памятники в мировой культуре: археологический, исторический и философский аспекты. V Международ. Крым. конф. по религиовед.: Тезисы докл. и сообщ. – Севастополь, 2003. – С. 17–18; Виноградов А. Ю., Гайдуков Н. И Тропа над пропастью: Пещерный монастырь на северном обрыве городища Тепе-Кермен//Сугдейский сборник.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Свои закономерности наблюдаются и в расположении престола в алтарной зоне. Во всех храмах класса I престол имеет форму отдельно стоящего столика, причем, во всех церквях типа I.2 он помещается на очень небольшом расстоянии от восточной стены апсиды. В двух храмах типа II.1 престол пристенный, а в двух других – со стеной, вероятно, соприкасалась его крышка. Храмы типа II.2 знают только пристенные престолы. Наоборот, в типах II.3–4 мы встречаем лишь отдельно стоящие престолы, часто с синтроном за ним. Логику такого местоположения можно реконструировать следующим образом: первоначально, отдельно стоящий престол имитировал формы наземной архитектуры. В небольших апсидах храмов-триконхов он придвинут ближе к стене; это относится и к небольшим храмам типа II.1. Когда протесис перешел в алтарь, престол пристраивают к стене, чтобы создать внутри алтаря свободное пространство. Наконец, с появлением зоны алтарного протесиса, он отодвигается в расширенную северо-западную часть алтаря, а св. престол обретает свое прежнее место по центру алтаря. В такой ситуации становится возможным создание синтрона, который из храмов II класса есть только в храмах типов II.3–4. Интересный материал для анализа дают и припрестольные конструкции. Если запрестольное отверстие в храмах 1, 2, 17, 24, 28, вероятно, использовалось для установки запрестольного креста, то об устройстве с водостоком за престолом «Большого» храма у подъемной дороги городища Эски-Кермен 4) можно сказать лишь, что оно, видимо, служило для сбора воды из св. источника, тогда как загадочное устройство в полу перед престолом храма 27 еще ждет своей интерпретации. Литература Бобровский Т.А. Заметки о культовой скальной архитектуре юго-западного Крыма//Бахчисарайский историко-археологический сборник. Вып.2. Симферополь, 2001. Виноградов А. Ю., Гайдуков H.E. Тропа над пропастью. Пещерный монастырь на северном обрыве городища Тепе-Кермен//Сугдейский сборник. К. – Судак, 2004. С. 13–35. Виноградов А. Ю., Гайдуков Н.Е., Желтов М. С. Пещерные храмы Таврики: К проблеме типологии и хронологии//Российская Археология. M., 2005. 1. С. 72–80.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Подробное житие святого Климента и историю основанного в VIII веке Инкерманского монастыря можно без труда найти в православной литературе и на сайтах. Сосланный в 94 году в Инкерманские каменоломни за обращение ко Христу многих язычников-римлян, священномученик Климент не оставил своей вдохновенной проповеди и уже в ссылке обратил в христианство сотни язычников, за что был утоплен по приказу императора Траяна в 101 году в бухте, носящей ныне имя Казачьей. Мощи священномученика Климента ­стали первой святыней, которую после крещения привез из Херсонеса в Десятинную церковь в Киев святой князь Владимир. С храмом Святого Климента соединены общим коридором два храма — святого апостола Андрея и святого Мартина, епископа Римского (сосланного в Херсонес императором Константином II за осуждение монофелитства, здесь он и умер в 653 году). Инкерманский монастырь пришел в упадок во времена османского владычества, восстанавливаться начал в 1852 году. Вплоть до Октябрьской революции в обители было семь церквей. В советское время монастырь закрыли. В Великую Отечественную войну уцелели только пещерные храмы, которые были переданы Церкви в 1992 году. Среди святынь монастыря: часть мощей священномученика Климента, епископа Римского, частицы святых мощей великомученика Георгия Победоносца, святителя Мартина Исповедника, Папы Римского, великомученика и целителя Пантелеимона2.  Святыни горного Крыма Пещерные храмы и монастыри расположены преимущественно в горном Крыму, где от окружающего великолепия природы захватывает дух. Это поистине духовное и археологическое сокровище полуострова: Качи-Кальон (Крестовый корабль), Эски-Кермен (Старая крепость), Шулдан (Отдающий эхо), Чилтер-Мармара (решетчатая, Мармара — название деревни), Мангуп-Кале (крепость Мангуп) с прекрасным озером у подножия горы и другие. По данным ученых, они основаны византийскими монахами, бежавшими сюда от преследований иконоборцев в VIII веке. Даже полуразрушенные, а местами с сохранившимися фресками (Эски-Кермен, Мангуп-Кале), они представляют собой уникальную страницу христианской мировой истории. В монастырях Шулдан, Чилтер-Коба, Свято-Успенском Бахчисарайском и Анастасьевском скиту в Качи-Кальоне сегодня возрождается монашеская жизнь.

http://e-vestnik.ru/history/krym__pravos...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010