И. был погребен в основанном им мон-ре св. Апостолов в Партените (гл. 5). Этот монастырь упоминается в надписи на надгробии игумена мон-ря Никиты, умершего в 906 г. ( Латышев. 1896. С. 74-77. 69). В надписи 1427 г. (см. выше) его храм назван именем апостолов Петра и Павла. Согласно Житию, «преподобный украсил монастырь со всей красотой и постройками, и священными сосудами, и различными книгами и населил множеством преподобных монахов» (гл. 5). Чудеса В Житии (главы 6-9) описываются прижизненные чудеса И.: спасение оставшихся учеников И. от казни; выкуп ученика И. Лонгина, казненного на кресте, у сарацин; вторичное спасение И. из плена; наставление колеблющегося ученика Василия посредством разговора с мертвецами; исцеление ребенка правителя Фулл; внезапная смерть обвинявшего И. в гибели невинных людей; превращение вина в сыр у 2 спорщиков. Посмертные чудеса И. в Житии не упоминаются, за исключением удивительно быстро приплывшего из Амастриды в Партенит судна с останками святителя (гл. 5). Другие источники Заметка об И. в Синаксаре К-польской ц. кон. X в. (SynCP. Col. 772-773) основана на тексте Жития. В греч. стишном Синаксаре Paris. Coislin. gr. 223, 1301 г., и в Оксфордском списке Типикона Великой ц. Bodl. Auct. E 5 10, 1329 г. (PMBZ, N 3118), память И. помещена под 31 мая (а не под 26 июня, как обычно); причина этого неясна. Др. упоминания о деятельности и почитании И. загадочны и спорны. Надпись 1427 г. из Партенита ( Латышев. 1896. С. 77. 70) вслед за Житием называет его строителем храма в Партенитском мон-ре, однако такая археологическая датировка остается предметом дискуссии ( Адаксина, Кирилко, Мыц. 1999; Завадская. 2006). И. В. Соколова датирует VIII в. печать с надписью: «Иоанну, епископу Готии» ( Соколова. 1991. С. 209. 33), однако, относится ли она к И., точно неизвестно. На фреске алтаря храма «Донаторов» (в верховьях балки Черкес-Кермен) прежде якобы около фигуры И. читалась надпись: Γοτθ[ας] ( Гайдуков, Джанов, Карнаушенко. 2002), однако не сохранилось ни одной ее фотографии.

http://pravenc.ru/text/468987.html

1310 Istoria syntomos ta kata ton makarion Martinon gegonota papan Romes kai ton osion Maximon kai ton syn auto (no cod. Vaticanus gr. 1671, X в.)// Епифанович С. A. Материалы к изучению жизни и творений преп. Максима исповедника . – К., 1917. – С. 14, sec.3; Anastasii Bibliothecarii Collectanea. Hypnomesticon de Gestis S. Maximi, etc. Sholion sive Hypomnesticum//PL. – 1853. – T.129. – Col. 684 D. 1311 См.: Якобсон A.A. Раннесредневековые поселения Юго-Западной Таврики//МИ А. – 1970. – – С. 192–193; Якобсон А.А. Культура и этнос раннесредневековых селищ Таврики//АДСВ. – 1973. – Вып. 10. – С. 136; Баранов И.А. Памятники раннесредневекового Крыма//Археология Украинской ССР. – К., 1986. – Т. 3. – С. 244–245 Баранов И.А. Таврика в эпоху раннего средневековья. – К., 1991. – С. 148; Сорочан С. Б. О торгово-экономической политике Византии в Таврике VII–IX вв.//Проблемы археологии древнего и средневекового Крыма. – Симферополь, (1995) 1996. – С. 117–118; Сорочан С. Б. Византия IV-IX веков: этюды рынка. – С. 348. 1312 Ср.: Филиппенко В.Ф. Каламита-Инкерман: крепость и монастырь. – Севастополь, 1997. – С. 21, 53. 1313 До 20 архонтов, управлявших этими городами и областями, понесли одинаковое наказание с херсонскими протевонами и «вынуждены были задумать» вместе с прочими жителями кастра против Юстиниана II, обратившись за военной помощью к хагану хазар (см.: Чичуров И.С. Византийские исторические сочинения...– С. 41, 64,156, 164–165). 1315 Ср.: Репников Н.И. Эски-Кермен в свете археологических разведок 1928–1929 гг.//ИГАИМК. – А., 1932. – Т. 12. – Вып. 1–8. – С. 117; Харитонов С. Ecki-Kepмeh. Загадкова apxeoлoriчha пам’ятка cepeдhьobiчhoro Криму//Хрошка 2000. – К., 2000. – Вип. 33. – С. 250,253–254. 1316 См.: Зубарь В.М. Об основных тенденциях процесса христианизации населения Юго-Западного Крыма//X сб. – 1999. – Вып. 10. – С. 293–294; Лосицкий Ю.Г., Паршина Е.А. Эски-Керменская базилика//Православные древности Таврики. – К., 2002. – С. 99–113. «Пещерные» сооружения высечены на месте «постелей» крепостной стены, которая была разобрана как и протехисма перед южными воротами. Один из трех маршей дороги, ведшей к воротам, был срублен, а затем восстановлен вымосткой. Вообще, весь южный оборонительный узел был со временем, не ранее IX в., заменен

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Абсолютно беспочвенными представляются утверждения о том, что большие военные отряды хазар в конце VII и VIII в. окружили Херсон и «на долгое время отрезали его от горных и степных районов, от сырьевых и продовольственных баз» 1761 . Это в корне противоречит общей политической обстановке в Таврике и сути хазарско-византийских отношений того времени 1762 . Для пропитания одного человека требовалось в год не менее 16 модиев хлеба (около 200 кг зерна) 1763 . Значит, только для внутренних потребностей 6–7-тысячного населения города надо было получать около 1200–1400 т зерна, не считая фуражных запасов. Херсониты могли перекупать часть урожая (хлебных излишков) у местного населения. Натурой получала часть доходов от своих патримониев и херсонская церковь . Какая-то доля шла на нужды стола епископа, содержание нескольких сот клириков, раздачи бедным, но остальное сбывалось на рынке. Сами горожане и представители духовенства, недостаточно обеспеченные сельскохозяйственной продукцией собственного производства, должны были жить за счет рынка. Примечательно, что местные производители сельскохозяйственной продукции сохранили именно пшеницу в качестве главной хлебной культуры, очевидно, в расчете на покупательный спрос и не заменили ее менее прихотливой рожью. С высказанным выше наблюдением вполне увязываются вырубленные в крепостях Внутренней и Главной гряды Крымских гор комплексы скальных ям-хранилищ, имевших колоколообразную или пифосообразную форму, вместимостью от 0,3 до 4,8 тонн, подобные обнаруженным вдоль восточного и западного края плато Эски-Кермен (см. рис. 40), на котором находилось одно из таких городищ – перевалочных пунктов (polis-maton или kastron), укрепленных уже к концу VI в. 1764 Обычно хранилища располагались гнездами, по нескольку десятков единиц. Любопытное предположение в отношении этих ям, закрывавшихся каменными крышками, было высказано Ю.М. Могаричевым, полагающим, что устроенные таким образом крупные склады раннесредневекового периода были предназначены для хранения зерна или даже гораздо более выгодной для транспортировки муки, которые крестьяне свозили из долин под защиту крепостных стен, в свое время воздвигнутых с помощью византийских икодомов, после чего собранный груз переправляли в «столицу» византийской архонтии – портовый Херсон 1765 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Церковь первоначально была каменная, построенная в виде дома греками, жившими здесь еще до присоединения Крыма к России, и оставленная ими по выходе их в Мариуполь в 1779 году. Она освящена была во имя св. апостолов Петра и Павла и три раза была возобновляема: в 1808 г. переселившимися сюда новыми пришельцами из Молдавии, потом в 1821 г. и наконец не только обновлена, но и перестроена в 1858 г. русскими поселенцами из Малороссии. Но и эта церковь обветшала, и строится новая. В церкви есть несколько богослужебных книг, изданных в XVIII веке (Апостол, Евангелие, минея дванадесяти праздникам, ирмолог нотного пения, триодь постная и цветная). Богослужение совершает священник с вольнонаемным церковником. Содержание для священника – от казны 188 р. 16 к. и от прихожан 400 р. и 33 дес. земли. Помещение – в общественном доме. Приход – одно селение Мангуши. Прихожан 524+477=1001. Они говорят по-татарски не только с татарами, но и между собою. Дух. 4+6. – В Мангушах находится волостное правление, которому подведомы 4 селения: Мангуши, Биясалы, Саблы и Балточокрак и 24 деревни: Азек, Алма-Кермен, Базарджик, Бешуй, Биюк-Яшлав, Биэль, Каз-Биэль, Карагач, Карам, Кобаза, Коджук-эль, Кочкар-эль, Мулла-эль, Ойсуньки, Саков, Тав-Бадрак, Улаклы, Утешь-эль, Черкез-эль, Чистенькая, Чумакары, Шуры, Эдышь-эль и Ягмурча. Занятие – земледелие, садоводство, огородничество, табаководство и рубка и доставка леса. Но грунт земли каменист, с малым слоем чернозема, а потому и малоудобен для хлебопашества. Сеют рожь, пшеницу озимую, арнаутку и гирьку, овес, ячмень и просо. Садоводство же год от году падает. 8. Кача – в богатой растительностью и садами Качинской долине, при речке Каче, которая берет начало в горах между Бабуган-Яйлою и горою Потамис, принимает в себя несколько речек и ручьев и впадает в Черное море. В сухое время она становится ручьем. По берегам ее – сады и татарские деревни. Церковь , каменная, построена в 1840 году помещиком Петром Новиковым и освящена в честь Покрова Божией Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

1905 Назарова Т.А. Брахикранный компонент в составе населения средневекового Херсонеса//Древнее Причерноморье: Сб. статей, посвященных 85-летию со дня рождения проф. П.О. Карышковского. – Одесса, 2006.– С. 153–155. 1906 См.: Майко В.В., Фарбей О.М. Xpucmiяhiзaцiя тюрко-болгар Криму... – С. 75–81; Майко В.В. Некоторые аспекты христианизации тюрок Таврики в эпоху раннего средневековья//Церковная археология Южной Руси. – Симферополь, 2002. – С. 148–154. 1908 Герцен А.Г., Могаричев Ю.М. К вопросу о возникновении пещерных монастырей Крыма//Проблемы археологии Северного Причерноморья. – Херсон, 1991; Могаричев Ю. М. Пещерные сооружения средневековых городищ Юго-Западного Крыма. – С. 5–132; Могаричев Ю.М. К дискуссии о скальной архитектуре Крыма//История и археология Юго-Западного Крыма. – Симферополь, 1993; Герцен А.Г., Могаричев Ю.М. Крепость драгоценностей. – С. 45–59; Герцен А.Г., Могаричев Ю.М. О времени и причинах возникновения пещерных монастырей Таврики//Крымский музей. – Симферополь, 1995; Могаричев Ю.М. Основные этапы развития скальной архитектуры Юго-Западного Крыма//МАИЭТ. – 1996. – Вып. 5. – С. 128, Могаричев Ю.М. Пещерные церкви Таврики. – Симферополь, 1997; Герцен А.Г., Могаричев Ю.М. К вопросу о церковной истории Таврики... – С. 100–102. 1910 Могаричев Ю.М. Указ. соч. – С. 5; ср.: Тайдуков Н. Е. К вопросу о датировке пещерного храма с баптистерием пещерного города Тепе-Кермен//Культовые памятники в мировой культуре: археологический, исторический и философский аспекты: V Междунар. Крым. конф. по религиовед.: Тезисы докл. и сообщ. – Севастополь, 2003. – С. 17–18 1911 См. –Даниленко В.Н. Монастырское хозяйство в Крыму//Проблемы истории и археологии Крыма. – Симферополь, 1994. – С. 128. 1912 Ср.: Филиппенко В.Ф. К истории Инкерманского пещерного монастыря//История и археология Юго-Западного Крыма. – Симферополь, 1993. – С. 111; Баранов И.А., Тур В.Г. Средневековый монастырь на г. Перчем//Археологические исследования в Крыму. 1994 год. – Симферополь, 1997. – С. 50.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Готия (согласно написанию ромейских источников, Готфия) – название обширной области, принятое преимущественно в церковной литературной традиции со времени не ранее конца VIII в. (Науменко В. Е. К вопросу о названии и дате учреждения византийской фемы в Таврике//МАИЭТ. – 1998. – Вып. 6. – С. 695). Лежала к северу и востоку от византийского Херсона и охватывала в раннее средневековье значительную часть Юго-Западного, Горного и Южного Крыма. Центром ее являлось укрепленное городище-убежище Дорос (Дарас, Дору), называемое в византийских источниках VI и IX вв. термином фрура или кастра. Большинство исследователей отождествляет его с Мангупом (по прямой 23 км от Радиогорки напротив Херсона) – крупнейшим из так называемых «пещерных городов» юго-западной части Внутренней (Второй) гряды Крымских гор. Другая видная крепость Готфии находилась на плато Эски-Кермен (в 5 км от Мангупа). Третья – на 20 км к северо-востоку, на плато Чуфут-Кале (в 5 км от окраины Бахчисарая), в районе, который, судя по данным средневековых письменных источников был заселен преимущественно ираноязычными аланами, выходцами с Северного Кавказа («страна асов»). Среди прочего местного населения доминировали если не численно, то по своему влиянию, восточные германцы, впрочем, как и остальные обитатели Готфии, подвергшиеся грецизации и христианизации. В XV в. их именовали «готоаланами» – народностью, которая в обиходе пользовалась простонародным греческим языком – димотикой, но не забыла унаследованный от предков «тевтонский» язык, если только здесь нет путаницы с похожим по звучанию еврейским языком. Имеются основания полагать, что византийцы не позже, чем с конца VIII – начала IX вв. стали отождествлять «архонтии», области, местности, административные районы Готфии с так называемыми «климата», расположенными между Херсоном и Боспором. В Житии Иоанн назван «епископом Готфии» (Episkopos en Gotthias), однако в нотициях и актах вселенских синодов вплоть до 787 г. такая самостоятельная епископия не фигурирует, да и в актах Никейского синода этого года нет полной уверенности видеть подпись именно епископа Крымской Готфии, во всяком случае, представителя Иоанна Исповедника (см.: Герцен А. Г., Могаричев Ю. М. О возникновении Готской епархии в Таврике//МАИЭТ. – 1991. – Вып. 2. – С. 119–121; Герцен А. Г., Могаричев Ю. М. К вопросу о церковной истории Таврики в VIII в.//АДСВ. – Екатеринбург, 1999. – Вып. 30. – С. 95–115). Отнесение именно ко второй половине VIII в. моливдула из Херсонеса с крестообразной инвокативной монограммой воззвания к Божьей помощи и именем Иоанна, епископа Готфии, проблематично: такой сфрагистический тип известен и в IX в. (ср.: Пятышева Н. В. Печать Готского епископа в коллекциях ГИМ//Археографический ежегодник за 1962 г. – М., 1963. – С. 32–34).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Правая рука наискось груди. Над головой остатки надписи ВОН справа TV. Рядом с этой фигурой остатки женской в красноватой одежде с короткими по локоть рукавами. Исподняя одежда белая. На голове остроконечный кокошник с эспри, в ушах серьги, сбоку надпись EKOIMHTV (почила, упокоилась). Аркосолии с помянутыми изображениями по закрайку орнаментирован. Арка его с правой стороны покоится на колонке, верх которой оканчивается капителью с маскароном в виде головы чудища. Стиль росписи храма высокого мастерства столичного художника " . О. Домбровский не согласился с рядом трактовок изображений: а) вместо Анкиндина он предположил Христа, на этом настаивал и Н.Эрнст; б) отрицал изображение Георгия Победоносца в западном аркосолии северной стены; в) считал, что изображение " мучений Федора Стратилата " более позднее, однако никаких аргументов не приводил. С мнением о разновременности изображений трудно согласиться, однако исключить факт подновления фресок нельзя. О.Домбровский считал, что храм был связан с Черкес-керменом. На наш взгляд, это маловероятно. Для сельской церкви данный памятник слишком труднодоступен и замаскирован, что, кстати, и позволило сохранить его росписи. Вероятно, прав был А. Якобсон, считавший церковь частью небольшого монастырька (скита). Расположение храма и его росписи подтверждают данную гипотезу. В данном случае перед нами распространенный в Византии пример, когда на средства состоятельных ктиторов основывается монастырь, являющийся их фамильной усыпальницей. В пользу этого говорит и наличие всего одного, максимум двух (если верно предположение Н.Репникова) мест захоронений. Вероятно, рядом с церковью имелись какие-то наземные сооружения: перед входом в храм и на площадке видны гнезда для установки деревянных конструкций. В вопросе о датировке памятника следует согласиться с мнением Н.Репникова, по крайней мере, относить храм " Донаторов " ко времени ранее середины XIV в. нет оснований. А.Г.Герцен, Ю.М.Могаричев С сайта http://cave-town.iatp.org.ua/ Донаторов пещерная церковь (X-XV в.в.) вырублена в скалистом мысу, разделяющем верховье ущелья на два коротких рукава.

http://sobory.ru/article/?object=04741

Кто только ни был в Крыму: тавры, мидийцы, древние греки, персы, скифы, киммерийцы, римляне, византийцы, гунны, сарматы, готы, аланы, хазары, караимы, половцы, русские, генуэзцы, евреи, татаро-монголы, крымские татары, армяне, турки, немцы-колонисты! Бывали эти народы и в других местах исторической России, но чтобы вот так, все вместе, на небольшом клочке земли!.. В двадцати минутах от Бахчисарая, ханской ставки, - древний Успенский православный монастырь, высеченный в горе, а напротив него, по ту сторону долины, горный город Чуфут-кале, бывшая византийско-аланская крепость, а потом оплот караимов-иудаистов... Взойдите на Чуфут-кале, и что увидите вы? Пещерный город Тепе-Кермен на правильной, неправдоподобно ровной вершине Столовой горы. А с Тепе-Кермена - Качи-кальон, древний горный монастырь. А с Качи-Кальона - гору Мангуп, где была столица средневекового православного княжества Феодоро, последнего осколка Византии в Крыму. А с Мангупа - Эски-Керменскую цитадель... Можно продолжать до бесконечности... Где такое встретите вы? И еще: из всех описаний Крыма, даже если их оставил представитель древнего народа, обязательно следует, что и до этого народа кто-то жил в Крыму, и не просто жил, а еще и крепости строил, землю обихаживал... Крым, оказывается, вообще изучен только на 25 процентов, и это относится не только к истории и археологии, но и, что меня особенно поразило, географии! Например, в знании о пещерах и пещерных городах Крыма мы недалеко ушли от русских путешествен­ников, посетивших Крым в конце XVIII века и сразу понявших, что земля эта, хотя и небольшая и находится не так далеко от России, но совершенно фантастическая и неведомая, Терра Инкогнита! Что же касается " белых пятен " в истории Крыма, то приведу характерный пример: все мы знаем, что такое Чонгарский вал и неоднократно видели его в фильмах о разгроме Врангеля, но знаем ли мы, кто его построил около тысячи лет назад? Сегодня немногие даже из так называемых воцерковленных людей понимают, а почему, собственно, мы - Третий Рим? Только потому, что переняли от Рима Второго, Византии, Православие? Имперскую идею? Или потому, что Иван III привез из Византии жену, Софью Палеолог? В Крыму, среди развалин его византийских церквей и крепостей, начинаешь, наконец, понимать, почему. Узкий перешеек, отделяющий Крым от материка, есть, в сущности, мост между Вторым Римом и Третьим. И ответ на вопрос, почему Россия православная - надо начинать искать здесь.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

К сожалению, остатки боевой башни и укреплений рядом с ней, входивших в нижний ярус обороны кастрона на месте Чуфут-Кале, специально не исследовались археологами и об их привязке ко времени наиболее грандиозного крепостного строительства на подходах к Херсону пока можно говорить лишь предположительно, опираясь на сходные примеры 677 . Примечательно, что тщательно вырубленный, с правильной отделкой стен «пещерный» базиликальный храм с баптистерием – древнейшая часть монастыря на Тепе-Кермене, судя по выразительным особенностям литургического устройства (непривычная ориентация север – юг, отсутствие професиса, темплон в виде П-образной скальной выгородки, предалтарные плиты-экраны с ранними «византийскими» крестами, неглубокая крестовидная купель), мог быть сооружен уже в вв 678 . Во всяком случае это произошло до того, как очень близко к потолку церкви прошла каменная лестница, сооруженная для связи с мемориальным комплексом (пом. нижняя граница которого датируется археологическим материалом вв. 679 К этому времени городище Тепе-Кермен стало своеобразным церковным центром округи, имело главный храм-базилику (5,5 х 2,2 м) рядом с цитаделью, его монастырь был включен в оборонительную систему Империи в горном Крыму, обзавелся мартириями и мемориями, пещерными усыпальницами-кимитириями, святым источником – агиасмой, принимал паломников в пещерном помещении верхнего архондарика с экседрой в южной стене (пом. 680 . Исследователи храма с баптистерием обратили внимание, что его алтарное окно точно выходит на окно пещерного храма Баклы, самого северного городища горного Крыма, расположенного на краю степи, в нескольких километрах от Тепе-Кермена. Не исключено, что это было сделано специально для удобства обмена световыми сигналами, какими связывались между собой большинство «пещерных» городов, и, следовательно, здесь постоянно находились дозорные – клирики 681 . К концу VI в. (после 555 г.) была построена небольшая крепость площадью 1,5 га на юго-западной части Монастырской скалы, отроге Мекензиевых гор в Инкермане 682 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Старый Крым носил разные названия: 1) Кареонполь: так называли греки если не настоящий Старый Крым, то древний город, стоявший на его месте. 2) Крым: это, вероятно, было первое название его во время татарского владычества от татарского слова Кермен – укрепление. Может быть, татары назвали Крымом сперва только столицу крымских ханов, а потом стали называть так и весь полуостров вместо прежнего названия: Таврида. Когда же ханская столица перенесена была (1428 г.) отсюда в Бахчисарай, тогда уже они город Крым стали называть Эски-Крым, т. е. старый, бывший Крым. 3) Солгат или Солкат: так он назывался преимущественно в средние века. 651 4) Казарат: так называли армяне. 5) Левкополь (белый город): так он назван был русскими по взятии Крыма, и 8 февраля 1784 г. сделан уездным городом; уезд назывался левкопольским, но недолго: 2 апреля, вместо него, назван уездным городом Феодосия. Ныне Старый Крым, прежде важный и многолюдный город, больше походит на деревню, чем на город: в нем есть завод кирпичный, кафельный, кожевенный, свечной, мыловарный, есть несколько лавок с мелочною торговлею; но постройка невзрачная и улицы неопрятные. 652 Церковь , каменная, построена прихожанами в 1832 г. и освящена в честь Успения Божией Матери; в 1866 г. она возобновлена, а в 1881 г. построена каменная колокольня. Метрические книги хранятся с 1819 г., а исповедные – с 1829 г. – При церкви с 1870 г. существует приходское попечительство, но действия его едва заметны. В приходе 2 каменные часовни: Георгиевская при г. Агармыш и Троицкая в деревне – Старый Крым: первая построена в 1879 г., последняя в 1884 году. В Старом Крыму, как известно, имели пребывание епископы Феодосийские и мариупольские, викарии екатеринославской епархии. Церковь для них и для их свиты была Успенская: это была сперва армянская церковь , потом обращена во дворец, а затем в православную церковь. Она сгорела 27 января 1825 г. 653 и подле развалин этого сгоревшего храма и построена настоящая церковь . Причт: священник и псаломщик. Содержание – от прихожан 480 р. и 2 дес. 470 ½ саж. земли. Помещение – в церковных домах.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010