— Куда бы вы рекомендовали поехать в этом году, к каким святыням? — Более 90% всех наших 150 маршрутов проходят именно по России и Украине. Особое место среди таких паломничеств занимает Крым, колыбель христианства на Руси. Конечно, Херсонес — место, откуда, по преданию, прозвучала проповедь апостола Андрея Первозванного. Инкерман, где находится самый древний, по данным историков, Свято-Климентовский монастырь с храмами, вырубленными в толще скалы. Именно оттуда христианство в VIII–IX веках распространилось по всей Руси. Это и Никольский монастырь в Бахчисарае, Топловский женский монастырь, Свято-Троицкий монастырь в Симферополе, где находятся мощи святого Луки (Войно-Ясенецкого), всего не перечислишь. Кроме того, Крым несказанно красив. По своей природе это вам и Ницца, и Амальфи, и Каппадокия — всё там сочетается. Представьте, например, весь день вы провели в Топловском монастыре, а на следующий день отдых в поселке Рыбачьем (Алушта), где экскурсионная программа очень логично сочетается с отдыхом и полезными для паломника экскурсиями. И мы будем развивать это направление, в частности восток (Феодосия) и северо-восток (Азовское море). Крым интересен своей многоплановостью: можно ходить по горам, например посетить монастырь Мангуп, Эски-Кермен, а можно рядом с побережьем — Форос или мыс Фиолент. Что касается инфраструктуры, она давно уже сложилась: размещение двух-, трехместное, санаторное, малые и большие гостиницы, в которых всегда предлагается большая экскурсионная программа. Что касается стоимости крымской поездки — это 13–18 тыс. рублей (7–10 дней), какой она была, такой и осталась. Плюс авиабилеты (туда и обратно) от 9 до 18 тыс. рублей. Кроме того, южное направление — это также Сочи (Троице-Георгиевский женский монастырь, расположенный в Голицыне, храмы XIX–XX веков) и Абхазия (Ново-Афонский монастырь). А поближе к Москве на юг и юго-запад — это, конечно, Оптина пустынь, Задонск, Воронеж, Дивногорье, Костомарово, где женский монастырь расположен среди почти палестинского пейзажа. Очень посещаемое и любимое место паломников из Воронежской и окрестных областей. Другое дело, мы о нем меньше знаем, но местные паломники туда целыми автобусами едут.

http://e-vestnik.ru/news/palomnichestvo_...

Владимиром//ВВ. 1988. Т. 49(74). С. 190-194; Беляев С. А. Пещерный храм на главной улице Херсонеса: (Опыт интерпретации и реконструкции)//Византия и Русь. М., 1989. С. 26-55; он же. Поход князя Владимира на Корсунь: (Его последствия для Херсонеса)//ВВ. 1990. Т. 51(76). С. 153-164; он же. «Базилика на холме» в Херсонесе и «церковь на горе» в Корсуни, построенная кн. Владимиром//Byzantinorussica. М., 1994. 1. С. 7-47; он же. Христианская топография Херсонеса: Постановка вопроса, история изучения и совр. положение//Церковные древности: VII Междунар. Рождественские образоват. чт.: Сб. докл. М., 1999. С. 3-49; он же. О названии церкви, в которой был крещен кн. Владимир//ДРВМ. 2001. 2(4). С. 50-68; он же. Необходимость системно-информационного подхода при исслед. частных и локальных событий: (На примере изуч. Уваровской базилики в Херсонесе)//Очерки истории христ. Херсонеса. СПб., 2009. С. 90-108; Айбабин А. И. Хронология могильников Крыма позднеримского и раннесредневек. времени//МАИЭТ. 1990. Вып. 1. С. 3-86; он же. Могильники VIII - нач. X в. в Крыму//Там же. 1993. Вып. 3. С. 121-132; он же. Этническая история ранневизант. Крыма. Симф., 1999; он же. Проблемы хронологии визант. крепости на плато Эски-Кермен//МАИЭТ. 2007. Вып. 13. С. 129-150; Алексеенко Н. А. Патриарший моливдовул из Херсонеса//АДСВ. 1990. Вып. 25. С. 25-29; он же. Новые находки печатей представителей городского управления Херсона//МАИЭТ. 1996. Вып. 5. С. 155-170; он же. Булла патр. Николая Мистика из Херсона//Древности, 2004. Х., 2004. С. 260-264; он же. Печать Митрофана Смирнского из Херсона: Ссыльный митрополит в Таврике//Sacrum et profanum. Севаст., 2007. Вып. 3; idem (Alekseyenko N.) L " Administration byzantine de Cherson: Catalogue des sceaux. P., 2012; Герцен А. Г. Крепостной ансамбль Мангупа//МАИЭТ. 1990. Вып. 1. С. 87-166; он же. Мангуп: город в Крымском поднебесье. Симф., 2007; Пиоро И. С. Крымская Готия. К., 1990; Поппэ А. Политический фон крещения Руси: (Рус.-визант. отношения в 986-989 гг.)//Как была крещена Русь.

http://pravenc.ru/text/2462085.html

168. 9–10, §284; С. 186, комм. 20). Принятие этой поправки снимает надуманную необходимость возводить епархию Готфия в ранг некой огромной церковной митрополии, ибо таковой она впервые упоминается только в XIII в., а для второй половины VIII в. проблематична даже как автокефальная епархия (Герцен А.Г., Могаричев Ю.М. К вопросу о церковной истории Таврики в VIII в. – С. 110–112; Могаричев Ю.М. Иоанн Готский и образование Готской епархии. – С. 24–25). 2026 Следы пожара археологически прослеживаются в средней части плато, у Лагерной балки, недалеко от большой мангупской базилики, но они с трудом поддаются датировке по причине невыразительности слоев. Определенно можно лишь сказать, что они относятся к концу раннего Средневековья (подр. см.: Хвольсон Д. А. Еврейские древности в Крыму. – С. 858; Хвольсон Д.А. Сборник еврейских надписей... – С. 276, Айбабин А. Крым под властью Хазарского каганата. – С. 7; Герцен А.Г. Система оборонительных сооружений Мангупа: Автореф. дис.... канд. ист. наук. – Л., 1984. – С. 20; Герцен А.Г. Крепостной ансамбль Мангупа//МАИЭТ. – 1990. – Вып. 1. – С. 135, 137; Баранов И.А. Таврика в эпоху... – С. 58; Баранов И.А. Административное устройство раннесредневекового Херсона//МАИЭТ. – 1993. – Вып. 3. – С. 141; Герцен А.Г. Византийско-хазарское пограничье в Таврике. – С. 64; Герцен А.Г. К проблеме типологии средневековых городищ Юго-Западной Таврики//Византия и средневековый Крым (АДСВ. – Вып. 27). – Симферополь, 1995. – С. 87; Герцен А.Г. Мангуп. Город в крымском поднебесье. – Симферополь, 2001. – С. 13, 28–29). Х.Ф. Байер предполагает участие в этой перестройке некоторых укреплений Дороса также и готов, которые, по его мнению, оставались друзьями хазар «...в течение многих веков после подавления готского восстания в конце VIII в.» (sic!) (Байер Х.-Ф. История крымских готов... – С. 106–107; ср.: Байер Х.-Ф. Идеология... – С. 465–466). 2027 Веймарн Е.В., Аобода И.И., Пиоро И С., Чореф М.Я. Археологические исследования столицы княжества Феодоро//Феодальная Таврика: Материалы по истории и археологии Крыма. – К., 1974. – С. 137–139. 2028 Герцен А.Г. Ранневизантийские крепости Юго-Западной Таврики//Византия и Крым: Междунар. конф. – Симферополь, 1997. – С. 34; Герцен А.Г. Мангуп. – С. 29. 2029 Герцен А.Г. Между Боспором и Херсоном: Хазары в Доросе. – С. 63; Герцен А.Г. Хазары в Доросе-Мангупе. – С. 33 2030 Показательно, что на некрополе Эски-Кермена зафиксировано лишь одно несомненно салтовское погребение (Айбабин А.И. Хронология могильников Крыма позднеримского и раннесредневекового времени//МАИЭТ. – 1990. – Вып. 1. – С. 25, мог. Айбабин А.И. Основные этапы истории городища Эски-Кермен. – С. 46). Похоже, это городище, как и крепость на Чуфут-Кале, никогда не было хазарским.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

могильника. На ее сев. стене изображены в движении всадники в панцирях с развевающимися плащами, представляющие собой 3 ипостаси вмч. Георгия Победоносца: воина, спасителя из плена и змееборца. Надпись под фреской датирует ее 1191–1292 гг. Храм «Донаторов» находится в верховьях балки Черкес-Кермен. В апсиде изображен Деисус и Мелисмос, в наосе — евангельские сцены, св. воины (в т. ч. вмч. Феодор Стратилат — патрон церкви — со сценами мученичества), св. жены, мученики-целители и преподобные (на арках и сводах), а также 5 ктиторов: 3 мужчины и 2 женщины. Фрески первых 2 храмов, видимо, исполнены провинциальными художниками, фрески храма «Донаторов» принадлежат более мастеровитому художнику XIV в. В Бахчисарайском заповеднике хранятся отреставрированные О. И. Домбровским фрески из упомянутого выше храма, восстановленного в 1587 г. в дер. Бия-Сала, с изображе нием Деисуса и Мелисмоса ( Волконская. 2004). Ист.: Mansi. T. 12, 13. Passim; Miklosich, Müller. Vol. 1, 2. Passim; Антонин (Капустин), архим.Древние акты К-польского патриархата, относящиеся к Новороссийскому краю//ЗапООИД. 1867. Т. 6. С. 445–473; Gelzer H. Georgii Cyprii descriptio Orbis Romani. Lipsiae, 1890; idem. Ungedruckte und wenig bekannte Bistümerverzeichnisse der orientalischen Kirche//BZ. 1892. Bd. 1. S. 245–282; 1893. Bd. 2. S. 22–72; idem. Ungedruckte und ungenügend veröffentlichte Texte der Notitiae episcopatuum//ABAW. Cl. 1. Bd. 21. Abt. 3. Münch., 1900. S. 529–641; De Boor C. Nachträge zu den Notitiae episcopatuum//ZKG. 1891. Bd. 12. S. 512–534; Васильевский В. Г. Житие Иоанна Готского//Труды. Т. 2. Вып. 2. СПб., 1912; Darrouzès J. Les Regestes des Actes du Patriarcat de Constantinople. P., 1977, 1979; Ohme H. Das Concilium Quinisextum und seine Bischofsliste. B., 1990; Theodori Studitae Epistulae. I–II/Ed. G. Fatouros. B., 1992. (CFHB); Auzépy M.-F. La Vie d’ Étienne le Jeune par Étienne le Diacre: Introd., éd., trad. Aldershot, 1997. (BBOM; 3). Лит.: Кеппен П. И. О древностях Юж. Берега и гор Таврических.

http://pravenc.ru/text/543737.html

Великие здания, как и высокие горы – творения веков. Часто форма искусства успела уже измениться, а они все еще не закончены, pendent opera interrupta тогда они спокойно принимают то направление, которое избрало искусство. Новое искусство берется за памятник в том виде, в каком его находит, отражается в нем, уподобляет его себе, продолжает согласно своей фантазии и, если может, заканчивает его. Это совершается спокойно, без усилий, без противодействия, следуя естественному, бесстрастному закону. Это черенок, который привился, это сок, который бродит, это растение, которое принялось. Поистине в этих последовательных спайках различных искусств на различной высоте одного и того же здания заключается материал для многих объемистых томов, а нередко и сама всемирная история человечества. Художник, личность, человек исчезают в этих огромных массах, не оставляя после себя имени творца; человеческий ум находит в них свое выражение и свой общий итог. Здесь время зодчий, а народ – каменщик. Рассматривая лишь европейское, христианское зодчество, этого младшего брата огромных каменных кладок Востока, мы видим пред собой исполинское образование, разделенное на три резко отличных друг от друга пояса: пояс романский , пояс готический и пояс Возрождения, который мы охотно назовем греко-римским. Романский пласт, наиболее древний и глубокий, представлен полукруглым сводом, который вновь появляется перед нами в верхнем новом пласте эпохи Возрождения, поддерживаемый греческой колонной. Между ними лежит пласт стрельчатого свода. Здания, относящиеся только к одному из этих трех наслоений, совершенно отличны от других, закончены и едины. Таковы, например, аббатство Жюмьеж, Реймский собор, церковь Креста господня в Орлеане. Но эти три пояса, как цвета в солнечном спектре, соединяются и сливаются по краям. Отсюда возникли памятники смешанного стиля, здания различных оттенков переходного периода. Среди них можно встретить памятник романский по своему основанию, готический по средней части, греко-римский – по куполу. Это объясняется тем, что он строился шестьсот лет. Впрочем, подобная разновидность встречается редко. Образчиком такого здания служит главная башня замка Этамп. Чаще других встречаются памятники двух формаций. Таков Собор Парижской Богоматери – здание со стрельчатым сводом, которое первыми своими столбами внедряется в тот же романский слой, куда погружены и портал Сен-Дени и неф церкви Сен-Кермен-деПре. Такова прелестная полуготическая зала капитула Бошервиля, до половины охваченная романским пластом. Таков кафедральный собор в Руане, который был бы целиком готическим, если бы острие его центрального шпиля не уходило в эпоху Возрождения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=132...

12:4012:55. Гоцик Вячеслав Витальевич (дистанционно), 2-й курс магистратуры Севастопольского государственного университета, Институт общественных наук и международных отношений, кафедра «Теология и религиоведение». Иконографические и литургические особенности храма на Тепе-Кермен. 12:5513:10. Воронов Евгений Владимирович, аспирант 2-го курса Сретенской духовной академии. Роль священника в решении проблем православных военнослужащих срочной службы в современной Российской Армии. 13:1013:25. Немшон Сергей Владимирович, аспирант 1-го курса Сретенской духовной академии. К вопросу о первом русском катехизисе по сакраментологии. 13:2513:40. Дубоносов Александр Александрович, аспирант 2-го курса Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Значение миссии святых Кирилла и Мефодия: к вопросу о дискуссии Г. Флоровского с русскими мыслителями в XX веке. 13:4013:55. Болдырев Андрей Андреевич, диакон, аспирант 2-го курса Сретенской духовной академии. Эксплицитные слова-именования в Исх. 3:15-23.   Секция «Православное богословие и культура» (аудитория «Византия», регламент выступлений до 10 минут) ID 85215394614 Ключ 590525 Модератор: Савельев Кирилл Александрович, 1-й курс магистратуры Сретенской духовной академии. Дочия Михаил Тариелович, иерей, 1-й курс магистратуры Сретенской духовной академии. Отечественные исследования и переводы трактата «О трёх образах внимания и молитвы». Лунин Димитрий Александрович, иерей, 1-й курс магистратуры Сретенской духовной академии. Жизнеописание священномученика Иоанна Восторгова (проблемный анализ). Савельев Кирилл Александрович, 1-й курс магистратуры Сретенской духовной академии. Толкование профессором С.В. Троицким понятия «ребро» в Быт. 2:21 в свете святоотеческой традиции толкования. Рахманова Мария Николаевна, Окорокова Екатерина Игоревна (дистанционно), преподаватель русского языка и литературы Мурманского медицинского колледжа, Мурманский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; 1-й курс магистратуры Мурманского Арктического государственного университета. Религиозные аллюзии в кинокартине А. Тарковского «Сталкер».

http://bogoslov.ru/event/6192150

Потолок северной части в виде полукоробового свода. По мнению Н.Репникова, здесь была скальная колонна, основание которой сохранилось в полу. Остальной потолок плоский. Храм был расписан фресками. Приводим их описание по Н.Репникову: " Изображение на синем фоне. В апсиде над престолом Христос младенец в чаше, по бокам 5 святителей в крещатых облачениях, со свитками в руках и архидиакон с кадилом. В конхе - поясной Деисус. На потолке впритык с алтарным полукружием - Благовещение. За ним по потолку композиции Крещения и Сретения. По своду северной части потолка в пышном орнаментальном узоре в 5 медальонах поясные фигуры. Из них сохранились с изображениями Ермолая, Пантелеймона, апостолов Петра и Павла. На остальном участке этой части потолка композиции мучения Федора Стратилата перед царем и усекновение главы его. На северной стене в западном аркосолии незначительные остатки фигур Георгия Победоносца и Дмитрия Солунского в рост в воинском наряде с фрагментом малой фигуры между ними. В восточном аркосолии, по-видимому, остатки конной фигуры (копыта коня). По закрайкам аркосолии пышно орнаментированы узором и вязью надписи. В пространстве между дугами медальоны с бюстами святых. На простенке у алтарной преграды поясные изображения двух мучениц, ниже орнаментальное полотенце. На тяге потолка мученик в княжеском одеянии и преподобный в рост. В узком аркосолии западной стены фрагменты композиции, представляющей " донаторов " . По середине остатки фигуры в рост в богатом красном одеянии. Лицо молодое, с остроконечной бородкой, в нимбе. Остаток окончания надписи имени ДINOC с несомненностью устанавливают мученика Анкиндина, державшего в правой руке большой процветший крест, около которого OQ(VOIVIOS). Справа поясная женская фигура в монашеском одеянии, правая рука наискось груди. Слева от Анкиндина бородатая фигура, от которой сохранилась верхняя часть. На голове шапка с матерчатым верхом и меховой опушкой, на уши спускаются матерчатые тесемки белого цвета с кисточками на концах.

http://sobory.ru/article/?object=04741

1187 Васильевский В.Г. Житие Иоанна Готского//ЖМНП. – 1876. – – С. 118–121, 144–148; Русские древности в памятниках искусства, издаваемые графом И. Толстым и Н. Кондаковым . – СПб., 1891. – Вып. 4: Христианские древности Крыма, Кавказа и Киева. – С: 8; Бобринский А. Херсонес Таврический. – С. 102; Житие Иоанна Готского//Труды В.Г. Васильевского . – СПб., 1912. – Т. 2. – Вып. 2. – С. 390; Васильев A.A. Готы в Крыму//ИГАИМК. – 1927 – Т. 5. – C. 186–196; Vasiliev A.A. The Gots in the Crimea. – P.81–87; Артамонов М.И. История хазар. – C.174,195,257,305; Баранов И.А. Ранние болгары в Крыму (локальный вариант салтово-маяцкой культуры): Автореф. Дис... канд; ист.наук/ИА АН УССР.– К.: 1977; – С. 20–23; Баранов И.А. Хазары и Херсонес в VIII в.//Проблемы, исследования античного и средневекового Херсонеса. 1888–1988 гг.: Тезисы докл. науч. крнф. – Севастополь, 1988. – С. 9–11; Баранов И.А. Таврика в эпоху раннего средневековья. – К., 1990. – С.146–-148; Новосельцев А.П. Хазарское государство. – С. 111–112; Alekseenko N.A. Un tourmarque de Gothic sur un sceau inedit de Cherson//Revue des etudes byzantines. —1996—T. 54; – P.273 Niopo I.C. Kpuмcьki готи в cbimлi icmopuko-apxeoлoriчhux та emhoлoriчhux дocлiджehь//Археология. – 2000. – 4. – С. 23; Seiht Probleme der staatsrechtlichen Stellung Chersons im 7. u. 8. Jh.//МАЙЭТ. – 20O0. – Вып; 7 – S. 304; Герцен А.Г. Мангуп. – С. 28; Алексеенко Н.А. Херсон на византийско-хазарском пограничье в начале IX в//Сугдея, Сурож, Солдайя в истории и культуре Руси-Украины: Материалы науч. конф. – К.; Судак, 2002. – С. 22. 1188 Айбабин А.И. Основные этапы истории городища Эски-Кермен//МАИЭТ. – 1991 – Вып.2 – С.46; Баранов И Л. Таврика в составе Хазарского каганата (середина VII–X вв.): Автореф. дис. д-ра ист. наук/Институт археологии НАН Украины – К. 1994; Филиппенко В. Ф. Каламита–Инкерман: крепость и монастырь. Г. Севастополь; 1997. – C. 53; Айбабин А.И. Этническая история ранневизантийского Крыма – Симферополь, 1999. – С. 71–224, 226–227; Приходнюк О.М.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2043 Ср.: Могаричев Ю.М. К вопросу о политической ситуации в Таврике в середине IX в. II Сборник Русского исторического общества. – М., 2002. – (152). – С. 48–53. 2044 Высота расположения храма от подошвы скалы указывается исследователями по-разному: около 35 футов (Α.Λ. Бертье-Делагард), 6 –7 сажень (В.В. Латышев), 25–30 м (Ю.М. Могаричев), 30–40 м (В.Ф. Филиппенко), что, очевидно, объясняется его труднодоступностью (подр. см.: Бертье-Делагард А.Л. Остатки древних сооружений в окрестностях Севастополя и пещерные города Крыма//ЗООИД. – 1886. – Т. 14. – С. 232–234; Латышев В.В. Сборник греческих надписей христианских времен из Южной России. – С. 40–42, Латышев В.В. Заметки к христианским надписям из Крыма (по сообщениям А.Л. Бертье-Делагарда)//ЗООИД. – 1897. – С. 151 (по словам Бертье-Делагарда, он добирался к храму «с опасностью жизни, при помощи лестниц и веревок»); Могаричев Ю.М. Пещерные церкви Таврики. – С. 11–13; Филиппенко В.Ф. Инкерман-Каламита: крепость и монастырь. – С. 21–22). 2046 Ср.: Латышев В.В. Заметки к христианским надписям... – С. 150–151, к Mogarichev Yu. М. Rock Architecture of Mountainous Crimea: Main Periods of Development//АДСВ. – Екатеринбург, 1998.– P. 263, fig. 12. 2047 Обряд и символика проскомидии – приготовления жертвенных даров связаны с первой третью VIII в., непосредственно со временем перед или сразу после начала иконоборчества (Шульц Г.Й. Biзahmiйcьka лimypriя: cbiдчehuя Bipu та значения cuмboлib. – Льbib, 2002. – С. 137, 143: ср.: Гайдуков Н.Е. К вопросу о датировке пещерного храма с баптистерием пещерного города Тепе-Кермен//Культовые памятники в мировой культуре: археологический, исторический и философский аспекты. V Междунар. Крым. конф. по религиовед. – Севастополь, 2003. – С. 17–18). 2048 А.Ю. Виноградов отказывается от чтения «Афка» и полагает возможным относить надпись к истории княжества Феодоро, датируя храм не ранее XV в. на основании наличия в нем боковых пастофориев, что вызывает сомнение. 2049 Латышев В.В. Сборник греческих надписей... – С. 42. Эту дату принимает В.Ф. Филиппенко, много лет занимавшийся памятниками Инкермана (ФилиппенкоВ.Ф. Инкерман-Каламита... – С. 21–22). По архитектурным аналогиям и сходству имен похороненных (Афка) с именем из приписки на полях Судакского синаксаря («Андроник Апка, сын протопопа Ми...») Ю.М. Могаричев датирует время сооружения храма XIII–XIV вв., но аналогии эти, как и у Бертье-Делагарда, весьма условны, а созвучие греческих имен (Athka-Apka), на которое обратил внимание уже В.В. Латышев, тоже ни о чем не говорит (см.: Могаричев Ю.М. Пещерные церкви... – С. 11–13; Архимандрит Антонин. Заметки XII–XV века... – С. 597,

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1556. Июнь. К Царю и Великому Князю Иоанну Васильевичу от запорожских казаков прибыл атаман Михаил Ескович. От имени каневского старосты князя Дмитрия Вишневецкого, оставившего литовскую службу, он просил Царя принять под свою руку устроенное им казачье поселение на острове Хортица (будущая Запорожская Сечь). По указанию Царя Иоанна Васильевича на Днепр были срочно отправлены дети боярские Андрей Щепотев, Нечай Ртищев и принятый на государеву службу атаман Михаил Черкашенин. Они везли запорожским казакам щедрое Царское жалованье и Царскую грамоту их предводителю. 1556. 16 октября. Царские посланцы Андрей Щепотев и Нечай Ртищев вернулись в Москву с Днепра с сообщением о том, что князь Дмитрий Вишневецкий «пошел воевать крымские улусы служа Царю и Великому Князю» . Во время этого похода князю Дмитрию Вишневецкому удалось захватить Ислам-Кермен, уничтожить гарнизон и, захватив все находившиеся там турецкие пушки, вывезти их на Хортицу. 1557. Весна. Крымский хан Девлет-Гирей, с большим войском атаковал казачий городок на острове Хортица. 24 дня татары пытались овладеть островом, но, потерпев поражение, отошли «с великим срамом». 1558. Январь. Вероломное нападение крымцев вынудило принять ответные меры. По указанию Царя князь Дмитрий Вишневецкий вновь был отправлен на Днепр «на Хартущу» (Хортицу), чтобы закрепиться в Запорожье и атаковать татарские и турецкие владения. Войско Вишневецкого усилили отрядами испытанных русских воевод и атаманов Игнатия Ушакова Заболоцкого, Даниила Чулкова, Ширяя Кобякова, Матвея Дьяка Ржевского, Андрея Щепотева, Михаила Павлова, и несколькими приказами московских стрельцов, а также служилыми казаками. Русские и черкасские (запорожские) полки, уничтожая татарские поселения и отряды, вновь прошли вниз по Днепру вглубь неприятельских владений и, на считанные версты не дойдя до Перекопа, вернулись к Монастырскому острову, превращенному князем Дмитрием Вишневецким в новую запорожскую крепость. 1558. Январь-февраль. По указанию Царя Иоанна Васильевича на реке Псел в месте впадения ее в Днепр начинает строится русская крепость - «Псельский город», ставший опорным пунктом в возобновившихся военных действиях против Крыма.

http://ruskline.ru/analitika/2017/04/06/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010