Такая у нас практика. Многих наместников монастырей, являющихся выходцами Инкерманского монастыря, я знал еще до принятия ими монашества, а некоторых сам постригал. Сейчас они возрастают на глазах. Разумеется, не без печали приходится кого-то отпускать, потому что в Инкермане сложилась крепкая монашеская семья, все привыкли другу к другу и каждый человек как бы на своем месте. В 2017 году постриженник Инкерманского монастыря, благочинный обители иеромонах Диоскор (Сафронов) был назначен наместником монастыря преподобного Лазаря Муромского в селе Скалистое Бахчисарайского района. Монастырь находится в пустынном месте, где когда-то находилось древнее поселение «Бакла». Признаюсь, тяжело было отдавать собрата. Но монастырская жизнь в епархии развивается, требует энергичных, духовно опытных руководителей, поэтому если есть благословение правящего архиерея, сопротивляться не приходится.      Ваше Преосвященство, в основном Вы говорили о мужских монастырях. А что можете сказать о женских обителях? Скажу, что они более обустроены. В них и насельниц больше, и быт лучше обустроен, и монашеская жизнь на хорошем уровне. Паломников туда много приезжает. В Симферополь, в Свято-Троицкий монастырь люди едут со всей России, с Украины, из дальнего зарубежья, чтобы поклониться мощам святителя и исповедника Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. Множество свидетельств о чудесах исцелений от душевных и телесных недугов после молитвенных обращений к святителю записали сестры, и часть из них разместили на официальном сайте монастыря. По благословению митрополита Лазаря настоятельница обители игумения Евсевия (Пальчик) возглавляет православное общество «Милосердие», которое заботится о том, чтобы в больницах, приютах для детей и стариков, в местах отбывания наказания всегда были православные молитвословы и книги. Постоянно осуществляется и материальная помощь этим, как их исстари называли, богоугодным заведениям. Особое внимание матушка с сестрами уделяет отделению онкогематологии Крымской республиканской детской больницы.

http://pravoslavie.ru/127027.html

Маркевич также писал, что члены ТУАК «поражены были массой высеченных в скале углублений или цистерн», которые, учитывая наличие обильных источников воды на Бакле, служили для ссыпки зерна, а не для воды (Маркевич А. Экскурсия на гору Бакла и в деревню Мангуш//ИТУАК. – 1889. – – С. 110–112). Ср.: Кеппен П.И. Крымский сборник: О древностях южного берега Крыма и гор Таврических. – СПб., 1837: – С. 321–322; Марков Е.Л. Очерки Крыма. 2-е изд. – М., 1884. – С. 521–522. 1767 Мыц В.А. О локализации Фулл и Фулльской епархии//Церковная археология Южной Руси. – Симферополь, 2002. – С. 119. 1768 Сорочан С.Б. Корреляция торговых и политических интересов Византии в Крымской Готии VII–IX вв. И Культура степей Евразии второй половины I тысячелетия н.э.: Междунар. науч. археол. конф. 14–17 ноября 1995 г. – Самара,1995. – С. 80; Сорочан С.Б. О торгово-экономической политике Византии в Таврике... – С. 116–118. 1769 Романчук А.И:, Шандровская В. С. Введение в византийскую археологию и сфрагистику. – Екатеринбург, 1995. – С. 45–46; Сорочан С.Б. Византия IV–IX веков: этюды рынка. – Харьков, 2001. – С. 325; Сорочан С.Б., Зубарь В.М., Марченко A.B. Жизнь и гибель... – С. 482,546–547,578–579,598–599,644–650,660–665. 1771 Эти поселения не имели упорядоченной планировки, но были значительными по площади и количеству построек, иногда обнесены оградой толщиной до 3 м. К примеру, южнобережные поселения Хаспио в Ласпи, Артекское, селище на Аю-Дате, Кастель и Ураги занимали площадь 25 га, на которой размещалось от 30 до 100 каменных домов, однокамерных или домов-пятистенок, сложенных из бута и покрытых черепицей-керамидами. В центре поселения нередко находилась однонефная или трехнефная церковь . См;. Якобсон А Л. Раннесредневековые поселения Юго-Западной Таврики//МИА. – 1970. – – С. 192–193; Домбровский О.И. Крепость в Горзувитах. – Симферополь, 1972. – С. 62–63; Якобсон A.A. Культура и этнос раннесредневековых селищ Таврики. – С. 131, 136; Баранов И.А. Памятники раннесредневекового Крыма//Археология Украинской ССР.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Каждан (Kazhdan) Александр Петрович (1923–2002 гг.) – крупный советский византинист, в 1978 г. эмигрировал в западную Европу, а затем США. Много лет работал в Византиноведческом центре Думбартон Оукс. Как ученый отличался разносторонними интересами, но главное внимание уделял проблемам византийского города, социальной структуре ромейского общества, исследованию византийской знати, литературы. Наряду с М. Я. Сюзюмовым был создателем цельной концепции истории Византии. Один из инициаторов и активный участник создания фундаментального трехтомного «Оксфордского словаря Византии». Подр. см.: Мир Александра Каждана. – СПб., 2003. Калаврия – область и одноименная фема на крайнем юге Апеннинского полуострова, созданная в 880-х гг. До этого была дукатом фемы (стратигиды) Сицилия, созданной в 718 г. и просуществовавшей до 902 г., пока большая часть острова не была захвачена арабами из северной Африки. С этого времени ставка стратига Сицилии находилась в К. Калам – тростниковое или костяное «перо», заостренная тонкая палочка, которой писали, обмакивая ее в чернила. Византийцы, в отличие от западноевропейцев эпохи Средних веков, редко пользовались птичьими перьями для письма. Каламита – крепость, памятник архитектуры и средневековой археологии, расположена в Инкермане, на плато Монастырской скалы, нижнюю часть которой занимают остатки христианского пещерного монастыря. Первоначальное ранневизантийское укрепление на Монастырской скале возникло в последней трети VI в. для защиты Херсона на его подступах. В 1472 г. Алексей, деспот Мангупского княжества Феодоро, отстраивает новую крепость, основной задачей которой является защита порта, расположенного в устье р. Черной. На морских картах XV в. этот пункт назван К. Через порт Феодоро вело оживленную торговлю; пользовались им для продажи невольников и крымско-татарские ханы. Название крепости было изменено турками-османами, захватившими в 1475 г. Крым. Ин-Кермен (Инкерман) – «пещерная крепость» – так стали называть К. предположительно в конце XVI – начале XVII вв. Крепостное сооружение площадью 1500 кв. м и протяженностью 234 м ограждает север-восточную часть плато Монастырской скалы. Крепость состоит из шести башен и четырех куртин. От первой башни по вырубленным в скале ступеням можно было спуститься в пещерный монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Часть третья. Православная церковь в Таврической епархии. Начало христианства Начало христианства в Крыму положили два апостола: один из 12 – св. Андрей Первозванный, другой из 70 – св. Климент, епископ римский. Св. ап. Андрей Первозванный, окончивший апостольские труды свои крестною смертью 30 ноября 80 г. в Ахайских Патрах, несомненно, проповедовал в Крыму, прибыв сюда из Синопа. Об этом ясно говорят древние писатели: Ориген, Ипполит, еп. портуенский, ученик св. Иринея, который близко знал ученика Андреева – св. Поликарпа, св. Дорофей, епископ тирский (307–322 г.), собиравший сведения об ап. Андрее из греческих и еврейских источников, и другие. По словам Оригена , ап. Андрей проповедовал, между прочим, в Скифии 389 по словам Ипполита, он проповедовал скифам и фракийцам, по словам Дорофея, он проповедовал, между прочим, согдионам, которые, может быть, основали город Сугдею, нынешнее местечко Судак. 390 Но где именно в Крыму проповедовал ап. Андрей? Несомненно, он проповедовал в нынешних городах – Керчи и Феодосии и в древнем Херсоне Таврическом. 391 Некоторые же пытаются гадательно указать даже как бы маршрут, которому будто бы следовал св. апостол во время путешествия своего по Крыму с проповедью: это Карасубазар, Топлу или Отузы, Капсихор, гора Демерджи, Алушта, гора Прокла, Буюк-Лампад, Артек, Гурзуф, Ай-Даниль, Масандра, Ялта, гора Ай-Петри, Байдарская долина, Тепе-Кермен, Мангуп, Инкерман. 392 Это предположение не имеет для себя твердого основания: нельзя же принять за прочное основание то, что один водопад в поименованной местности называется Ай-Андре (св. Андрей), а близ него – развалины древнего храма, показывающего древний способ кладки камня. История не сохранила до нас никаких сведений и об успехах апостольской проповеди в Крыму. Если св. Климент римский , сосланный на заточение в Инкерманские каменоломни, нашел там уже более 2000 христиан, – то эти христиане, конечно, могли быть и крымские ученики св. апостола Андрея, но могли быть и сосланные в заточение из разных мест римской империи. 393

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

1570. 3 января. Грамота Царя и Великого Князя Иоанна I Васильевича донским казакам о том, чтобы атаман Михаил Черкашенин и донские казаки слушали Царского посла Ивана Новосильцева, едущего в Царьград через Дон и Азов, и «тем бы вы Нам послужили..., а мы Вас за вашу службу жаловать хотим». Данная Царская грамота считается днем официального образования Войска Донского для защиты южных границ России. 1571. 16 февраля. Царь и Великий Князь Иоанн Васильевич утвердил первый в России воинский устав - Устав сторожевой и станичной службы, составленный воеводой князем Михаилом Воротынским. 1572. 29 июля-2 августа. Русские объединенные земские и опричные войска около 30 тысяч под командованием земского воеводы князя Михаила Воротынского и опричного воеводы князя Дмитрия Хворостинина разгромили 120-тысячное войско крымских татар и турок-османов при Молодях на реке Лопасне. Это сражение стало одним из величайших сражений в истории России наравне с Куликовской битвой, Полтавой и Бородино, потому что Османская империя и Крымский хан пытались завоевать всю Русь в союзе с Речью Посполитой, Швецией и ногайской ордой. В сражении русские полководцы использовали для борьбы с татарской конницей «гуляй-поле» - подвижную крепость на возах, за стенами которой укрывались пушкари. Не выдержав ударов русских войск, турки и татары отступили, понеся в боях колоссальные потери. Среди погибших оказались сыновья хана Девлет-Гирея, а при штурме «гуляй-города» полегла вся турецкая янычарская пехота. Из огромной крымско-турецкой армии в 120 тыс., перешедшей в июле 1572 г. русскую границу, в Крым вернулось около 20 тыс. человек. Потерпев крупнейшее и сокрушительное поражение, крымские татары и турки-османы в дальнейшем два десятилетия не решались на походы на Москву. 1576. Май-июнь. Поход Царя и Великого Князя Иоанна Васильевича против крымских татар. Государь встал с войсками в Калуге, распределив полки на «берегу» и «по украинным городом». На реках верхнего Дона готовилась «судовая рать». На Днепр к запорожскому гетману Богдану Ружинскому Царь Иоанн Васильевич послал большую денежную казну, запасы пороха и свинца. На помощь гетману выступили отряды московских служилых казаков во главе с атаманами Андреем Веревкиным, Яковом Прончищевым и Федором Шахом. Летом войско Богдана Ружинского, усиленное отрядами русских служилых людей, пошло на крепость Ислам-Кермен. В произошедшем под стенами этой крепости сражении татары были разбиты и бежали, очистив город. О взятии Ислам-Кермена 15 августа сообщили Царю Иоанну Васильевичу атаманы Андрей Веревкин, Яков Прончищев и Федор Шах.

http://ruskline.ru/analitika/2017/04/06/...

Церковь, судя по очертаниям современного " Судилища " , имела конхиальную форму (трилистника), а не три апсиды, как считал Н. Репников. То есть по форме она была близка большому храму над подъемной дорогой и храму " Трех всадников " . В северной части была устроена крещальня, отгороженная от остального пространства церкви стеной алтарной преграды. Наличие баптистерия объясняет, почему алтарная преграда была вынесена к западу, а не проходила по западному краю закругления апсиды, как это было в большинстве других церквей. Ближайшая аналогия такому расположению - " церковь с баптистерием " на Тепе-кермене, где алтарная часть также была вынесена внутрь наоса. Близко данное архитектурное решение и к " храму с крещальней " в Инкермане, хотя там апсида выполнена в другой традиции. Граница первоначальной церкви, по нашему мнению, проходила по линии: южная граница северного входа - западная часть резервуара для воды - западная часть первого помещения комплекса часовни. Второе культовое помещение представляло собой часовню, вход в которую вел по упоминавшейся лестнице от подножия плато. Там в основании скалы вырублен ряд усыпальниц. При расширении первоначального храма его соединили с часовней. Создание первоначальной церкви несомненно связано с зарождением на Эски-кермене городской жизни и, вероятно, это событие стоит в одном ряду с реконструкцией базилики в XI в. Форма апсиды часовни похожа на форму апсид церквей у подъемной дороги. Этот фактор, а также наличие под часовней усыпальниц позволяют поставить их в один ряд, хотя, на наш взгляд, указанная часовня возникла несколько позже. По крайне мере логичным выглядит развитие церковно-погребального комплекса у главных ворот - от подъемной дороги к восточным обрывам плато. Таким образом, сооружение первоначального храма и часовни вероятнее всего относится к XI-XII вв. Расширение церкви и создание одного комплекса с часовней, надо думать, произошло не ранее конца XII-XIII вв. А.Г. Герцен, Ю.М. Могаричев. Информация с сайта http://luant.index.msk.ru/eski/ Комментарии и обсуждение На третьей фотографии мы видим оборонительную башню, находящуюся на въездной дороге Южного (главного) входа. У второго поворота. На его крыше была неизвестная церковь, от которой остался алтарный камень. 7 мая 2018. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=14901

Далее апостол шел через Алушту, горою Прокла на Буюк-Лампад, Артек, Гурзуф, Ай-Даниль, Массандру, в Ялту, через Ливадию, хребтом Яйлы, по горе Ай-Петри, Байдарскою долиной - в Тепе-Кермен, Мангуп, через Чоргун в Инкерман. Во время проповеди Апостола, вероятно, по пути его и окрестностям много было уверовавших во Христа, поскольку чрез 30 лет св. Климент в одном Инкермане насчитал 2 000 христиан. Из Инкермана ап. Андрей берегом бухты прошествовал в Херсонес (ныне Севастополь), где один из мысов сохранил имя св. Андрея, возможно, это то самое место, откуда провожали апостола для дальнейшей проповеди скифам. Есть древнее предание, что в Тавриде св. ап. Андрей проповедовал слово Божие и составил алфавитарь русских письмен. Из Тавриды Апостол отправился к месту, где теперь Киев, на одной из гор Киевских водрузил крест и предсказал о православии, которое со временем здесь будет сиять. Через 12 веков потом, в память славного пророчества, на том месте была сооружена церковь во имя Воздвижения Честного Креста, замененная великолепной Андреевской церковью, воздвигнутым дочерью Петра Великого в честь Первозванного апостола. Из Киева св. Андрей по Днепру и другим рекам отправился в Новгород. На Ладожском озере в монастыре Валаамском есть предание о пребывании ап. Андрея и почитается место, где он установил крест. Посетил он и страны прибалтийские, откуда обратно переехал в Грецию и поселился в Патрах Ахайских, где претерпел гонение от проконсула Эгеата за веру. Что было в Патрах Многие чудеса Господь явил через ученика Своего в греческих Патрах. Недужные исцелялись, слепые прозревали. По молитве апостола, выздоровел тяжело больной Сосий, знатный горожанин; наложением апостольских рук исцелилась Максимилла, жена правителя Патрского, и его брат Стратоклий. Совершённые апостолом чудеса и его пламенное слово просветили истинной верой почти всех граждан города Патры. Немного оставалось язычников в Патрах, среди них - правитель города Эгеат, даже чудеса апостола не вразумляли его. Святой апостол с любовью и смирением взывал к его душе, стремясь открыть ему христианскую тайну вечной жизни, чудотворную силу Святого Креста Господня. Разгневанный Эгеат приказал распять апостола. Язычник думал опорочить проповедь святого Андрея, если предаст его смерти на кресте, который прославлял апостол.

http://ruskline.ru/analitika/2006/12/13/...

748 . Β V в. здесь жили готы, и спустя столетие Прокопий Кесарийский пишет о них как об оседлых крестьянах и «энспондах» – союзниках Империи. В вв. на Эски-Кермене наблюдается характерный готский тип склепов с дромосами, известный по могильникам Суук-Су и Узень-Баш в обширной, площадью 5000 га, плодородной Байдарской долине, очевидно, являвшейся ядровой территорией «хоры Дори», «готской земли» 749 . По мнению В.В. Кропоткина, могильник конца VI–VII в. около Чуфут-Кале мог принадлежать уже смешанному алано-готскому населению 750 . Впрочем, если верить Прокопию, крымские готы еще существовали как особый этнос. Материалы некрополей показывают, что в это время здесь распространился специфический готский обычай ношения широких поясов с большой пряжкой и двух фибул 751 . Признаки готского этноса выделяются и в антропологических материалах, например, Эски-Керменского могильника, которые демонстрируют примесь североевропейской долихокранной расы 752 . Процесс ассимиляции сравнительно малочисленных готов и балтов сармато-аланами, вероятно, завершился лишь к концу VII в. 753 , причем свою лепту в этот процесс внесло ромейское воздействие, которое, несмотря на отсутствие реальной этнокультурной эллинской основы, заставило эти народы быстрее «терять свое лицо». К примеру, нательные кресты и надгробные плиты с изображением крестов известны в Инкермане уже в вв., а к VIII в., как уже было сказано, постепенно перестает практиковаться в массовом порядке обычай искусственной деформации головы, вероятно, в силу влияния христианизации 754 . В окрестностях Херсона ромейские союзники были большей частью крещеными. Обращает на себя внимание сокращение в инвентаре многих погребений глиняной и стеклянной посуды, используемой для заупокойной пищи, предметов обихода (ножей, кинжалов, кресал с кремнями, удил, рыболовных крючков), а также наличие, пусть редких, бронзовых нательных крестов, сделанных по ромейским образцам, перстней с христианскими символами или монограммами на щитках, официально разрешенных амулетов – медальонов в виде коробочек или пластин с изображением креста, св. Мина, св. Георгия, св. Даниила со львами, Богоявления (Христа, Иоанна Крестителя и ангела), наконец, крестов, прочерченных на закладных плитах склепов, известняковых надгробий в виде креста или с его изображением (могильники у высоты Сахарная головка, Узень-Баш, Скалистого, Суук-Су, Эски-Кермен, Лучистого) 755 . Языческие традиции погребального обряда оставались живучи, видимо, к ним проявлялась толерантность даже со стороны крещеных, либо последние по-своему переосмысливали их, но постепенно, медленно они все же сдавали позиции под влиянием христианства. К тому же надо учесть, что наличие погребального инвентаря не столь надежный индикатор язычества, как представляется: его содержали ранневизантийские захоронения во многих странах с давними традициями христианства, причем порой даже в церквах или около них 756 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Готфией называлась гористая южная часть Крыма, к северо-востоку от Балаклавы, или южный берег от Балаклавы до Феодосии, 432 и епархия была в соседстве с епархиями – херсонисской и сугдайской. Архиерейская кафедра была, по мненью одних, на скале Черкес-Кермен, потому что там найдены развалины бывшего храма с архиерейскою кафедрою, по мненью других, на Инкермане, потому что и там встречаются храмы с архиерейскою кафедрою; но храмы с архиерейскою кафедрою могли существовать и существовали не в одних только резиденциях архиереев. Преосвященный Макарий утверждает, что епархия готфийского владыки была сперва не в Крыму, а в стране, простиравшейся от Дуная до Днестра и Черного моря, которая и начала было называться Готфией, и уже впоследствии перенесена была в Крым, и резиденция архиерея перенесена в приморскую область Дори, где с давних пор жили готфы, не пожелавшие следовать (около 488 г.) в Италию. Тогда и название – Готфия – местность, простиравшуюся вдоль до Судака. 433 Значит, резиденция была первоначально на скале. Резиденция в течении веков могла быть не здесь только, но и в других местах, смотря по удобству и обстоятельствам. В последнее же время она была в предместии бахчисарайского скита, в Мариямполе, иначе Марианне. 434 Епархия открыта была в IV веке; в списке подведомых константинопольскому патриарху епархий занимала то 56, то 83, то 114, а в IX веке 34 место и называлась то епископией, то архиепископией, то митрополией. Она существовала долее всех греческих епархий в Крыму, существовала до присоединения Крыма к России. Сохранились имена следующих готфийских иерархов: 1. Феофил: присутствовал на первом вселенском соборе в Никее в 325 г. и подписался под соборным актом; митрополит Босфорский из Готфии. 435 2. Улфила или Вулфила, иначе Урфила, 436 сын одного из пленных каппадокийских христиан, родился в 318 году, рукоположен во епископа в 348 или 349 г., сделался около 360 г. полуарианином, а в 376 г. выбыл в Мизию и там всецело принял лжеучение Ария. Он изобрел готфские письмена и перевел свящ. Писание на готфский язык. 437

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

2013 Герцен А.Г. Византийско-хазарское. пограничье в Таврике//История и археология Юго-ЗападногоКрыма. – Симферополь, 1993. – С. 61–62; Герцен А.Г. Эпоха средневековья//Греки в истории Крыма. – Симферополь, 2000. – С. 19; БайерХ.-Ф. Идеология... – С. 462–465. Впрочем, с не меньшим основанием можно считать, что хазарский топоним Кут, упомянутый в письме хагана Иосифа около середины X в., имел отношение к Чуфут-Кале или к любому другому хазарскому опорному пункту в Юго-Западном Крыму на отрезке между Алубихой (Алупкой) и Манкутом (Мангупом). Определенно ясно лишь, что это был конкретный пункт Готфии, а не название, тождественное всей Готфии, на чем ошибочно настаивает Х.-Ф. Байер. 2014 Веймарн Е. В. Оборонительные сооружения Эски-Кермена (опыт реконструкции)//История и археология древнего Крыма. – М., 1958. – С. 53; Веймарн Е. В. «Пещерные города» Крыма//Проблемы истории «пещерных городов» в Крыму. – Симферополь, 1992. – С. 165. 2015 Баранов И.А. Таврика в эпоху... – С. 151–152; ср.: Хвольсон Д.А. Еврейские древности в Крыму//Труды I Археологического съезда: В 2 т. – М., 1871. – Т. 2. – С. 853–859; Хвольсон Д.А. Сборник еврейских надписей из Крыма. – СПб., 1884. – С. 276. 2016 Лебедев В.В. К источниковедческой оценке некоторых рукописей собрания А. С. Фирковича//ПС. – 1987. – Вып. 29. – С. 57–61. 2017 Айбабин А.И. Основные этапы истории городища Эски-Кермен//МАИЭТ. – 1991. – Вып. 2. – С. 46–47; Могаричев Ю.М. Пещерные церкви Таврики. – С. 40–44. 2018 Паршина ЕА. Торжище в Партенитах//Византийская Таврика. – К., 1991. – С. 93; ср.: Айбабин А.И. Крым под властью Хазарского каганата. – С. 7. А.И. Айбабин противоречит себе, когда отмечает, что извлеченные из слоя «северопричерноморские амфоры 1–3 типов второй половины VIII–IX вв., гончарные фляги и византийские монеты Михаила I (811–813 г.), Василия I с соправителем Константином (869–879 г.) демонстрируют гибель усадеб в более позднее время» (Айбабин А.И. Этническая история... – C. 210), 2019 Панченко Б. Шесть моливдовулов из Партенита//ИАК. – 1906. – Вып. 18. – С. 161–162, рис. 2–3; ср.: Романчук А.И., Шандровская В.С. Введение в византийскую археологию и сфрагистику. – Екатеринбург, 1995. – С. 79–80, рис. 26. Выражаю благодарность Е.В. Степановой за консультацию по поводу уточнения содержания и датировки этих печатей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010