Российский институт истории искусств (Санкт-Петербург) Пути Северного Афона к «симфонии» древнерусских и византийских певческих традиций. 11:30–11:45 – КОФЕ-БРЕЙК ГЕРЦЕН Александр Германович НАУМЕНКО Валерий Евгеньевич Таврическая академия Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского (Симферополь) НАБОКОВ Артур Игоревич Институт археологии Крыма РАН (Симферополь) К изучению исторической топографии Мангупа золотоордынского времени. «Церковь 2015 г.» и некоторые синхронные находки из раскопок дворца. БАЙБУРТСКИЙ Аркадий Михайлович Институт археологии Крыма РАН (Симферополь) Средневековые храмы бассейна реки Черной в горной части Юго-Западного Крыма: материалы к археологической карте. ЮРОЧКИН Владислав Юрьевич Институт археологии Крыма РАН (Симферополь) Новое «пещерное» поселение в Юго-Западном Крыму. ЛЫСЕНКО Александр Владимирович ТЕСЛЕНКО Ирина Борисовна Институт археологии Крыма РАН (Симферополь) Исследования архитектурно-археологического комплекса «Храм Ай-Андрий» (итоги работ 2005 г.). ГАНЦЕВ Валентин Константинович Таврическая академия Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского (Симферополь) Скальные винодавильни в районе монастыря Челтер-Коба и Сюреньского укрепления: современная источниковедческая база и перспективы изучения. КАТЮШИН Александр Евгеньевич Научно-исследовательский центр истории и археологии Крыма Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского (Симферополь) К вопросу о водоснабжении средневекового города на плато Эски-Кермен. МОИСЕЕВ Дмитрий Анатольевич Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник (Бахчисарай) КОРЖЕНКОВ Андрей Михайлович ОВСЮЧЕНКО Александр Николаевич Институт физики Земли им. О. Ю. Шмидта РАН (Москва) Сейсмические деформации в стенах храма Ай-Триада (с. Лаки – Керменчик, Крым). КАРНАУШЕНКО Элла Николаевна ХАРИТОНОВ Сергей Владимирович (Севастополь, Санкт-Петербург) Обследование и калькирование фресок некоторых средневековых пещерных храмов Юго-Западного Крыма. ИОЖИЦА Дарья Васильевна

http://pravoslavie.ru/115725.html

Теология – дословно с греч. «познание бога», «изучение бога», богословие, учение о Боге, о Его сущности и действии, совокупность рассуждений и доказательств истинности вероучения, обоснование верности содержания и способов культовых действий, норм и правил жизни. Византийское христианское богословие исходило из Священного Писания, создало концепцию космоса, христианской космологии, идею человека как микрокосма, но не стало частью науки, как на латинском Западе. Она решала проблемы христологии, как Бог стал человеком в Христе. Самого Бога Т представляла как не имеющего начала (анархос), несотворенного (актистос), бессмертного (афанатос), беспредельного (ашрос), неописуемого (апериграфтос) в отличие от твари, простого (асйнфетос), бестелесного (асоматос) и т. п. Основоположниками византийской Т явились Каппадокийские Отцы – Василий Великий (330–379 гг), Григорий Назианзин (329/330–389/390 гг) и Григорий Нисский (330–395 гг.). Первый Никейский Вселенский собор 325 г. определил Символ Веры и идею единосущности Бога Отца и Бога Сына (гомоусиус). Позже западные богословы стали настаивать на исхождении Святого Духа не только от Бога Отца, но и от Бога Сына (filioque). Большой вклад в Т внесли агиография, гомилии, монашеская литература (уставы-типики, катехизисы, кефалы, каноны), анафоры, комментарии на ход и структуру Божественной литургии ( Кирилл Иерусалимский , Феодор Мопсуестский, Максим Исповедник и особенно Герман Константинопольский ). Свои богословские представления имело арианство, несториаство, монофиситство, монофелитство, иконоборство, исихасм. См.: Афанасий Великий , Аполлинарий Лаодикийский, Евагрий из Понта, Кирилл Александрийский , Север Антиохийский, Дионисий Ареопагит , Иоанн Климак, Исаак Сирин , Иоанн Дамаскин , Симеон Новый Богослов , Григорий Палама . Теопасхиты – см.: Трисагион. Тепе-Кермен – гора недалеко от Бахчисарая в Крыму. Название имеет тюркское происхождение: в пер. с крымскотатарского означает «холм-крепость», «крепость на вершине». Такое же название носил и средневековый город- крепость (по другим историческим источникам – монастырь) Т -К., остатки которого в несколько ярусов покрывают верхнюю часть горы высотой 540 м.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Красный Маяк Бахчисарайского района. В древнем Мангупе было еще несколько монастырей, их археологические останки обнаружены и изучены учеными. Как мы писали в самом начале книги, насельники крымского полуострова стремились к тому, чтобы он стал святым, — ставили повсюду Божьи храмы, часовни и кресты. Опять вернусь к личным воспоминаниям почти сорокалетней давности. Из Мангупа мы, юные археологи, в тот же день отправились в паломничество по другим пещерным городам. Бог дал пережить неповторимое чувство пер- возданности творения во время этого многокилометрового путешествия. Скалы, дороги и горы вокруг были пустынны, звенящая тишина сопутствовала нам в переходах от одной малой церкви, устроенной прямо внутри сорвавшейся с вершин гор огромной глыбы, к другой. Особо сильное впечатление произвел «храм трех всадников» — так он называется по фреске на стене, которая изображает трех всадников, поражающих змея. Сейчас храм действует, хотя трудно представить, как там могут поместиться молящиеся — такой он маленький внутри. Древний храм стоит у южных врат огромного пещерного города, который называется Эски- Кермен («Старая крепость»). Это настоящее царство пещер, и попасть в него очень легко — нет крутого подъема, недаром в камне прорезана глубокая колея от проезжавших тут столетие за столетием груженых телег и других «средств передвижения». В Эски-Кермен сохранились самые разнообразные помещения: жилые и хозяйственные пещеры, оборонительные башни и казематы, зернохранилища, очаги, колодцы, лестницы, световые окна. И конечно — храмы, часовни, захоронения. Пещеры в крепости Эски-Кермен разнообразны, есть двух, трех- и даже четырехъярусные. Нет точных сведений не только о времени появления пещерного города, но и о составе его населения, потому что разные народы приходили друг другу на смену в этой местности так часто, как мало где на земле. То же можно сказать и о других, в радиусе нескольких километров расположенных пещерных городах — Тепе-Кермен, Бакла, Качи-Кальон, Чуфупг-Кале.

http://azbyka.ru/fiction/svyatoj-krym-dr...

– Т. 46. – С. 12; Айбабин А.И. Хронология могильников раннесредневекового Крыма IV–VII вв.: Автореф. дис..„канд. ист. наук. – К., 1987. – С. 13; Айбабин А.И. Хронология могильников Крыма позднеримского ираннесредневекового времени. – С. 68; Айба6ин А.И. Основные этапы истории городища Эски-Кермен//МАИЭТ. –1991. – Вып. 2. – С. 44 – 45 – Айбабин А.И. Этническая история... – С. 114, Айбабин А.И. Византийская крепость на горе Эски-Кермен в Крыму//Россия–Крым–Балканы: диалог культур. – Екатеринбург, 2004. – С. 177–178; Герцен А.Г., Махнева-Чернец O.A. «Пещерные города» Крыма. – Симферополь, 2004. – С. 120–142; Айбабин А.И. Византийская политика в Крыму в конце VI в. – С. 6. Раннесредневековое название крепости неизвестно. Л. Колли полагал, что Эски-Кермен значился как Воеоп в атласе, созданном в 1570 г. Известным антверпенским географом и путешественником Авраамом Ортелием (1527–1598). В словаре названий местностей, прилагаемом к атласу, было сказано, что это oppidum mediterraneum Tauricae Chersonesi, то есть укрепление в средней части Таврики, – весьма расплывчатый ориентир (Колли Л.П. Из средневековой географии//ИТУАК. – 1910. – – С. 26). По мнению А.Г. Герцена, Эски-Кермен фигурируете письме хазарского царя Иосифа под названием Кут А.Г. К вопросу о территории Хесонесской фемы//Проблемы исследований античного и средневекового Херсонеса: Тезисы докл. конф. – Севастополь, 1988. – С. 22). 664 Репников Н.И. Эски-Кермен в свете археологических разведок 1928–1929 гг.//ИГАИМК. – A., 1932. – Т. 12. – Вып. 1–8. – С. 132; Веймарн Е.В. Оборонительные сооружения Эски-Кермена: (Опыт реконструкции)//История и археология средневекового Крыма. – М., 1958. – С. 34–45. 667 Веймарн Е.В., Лобода И.П., Пиоро И.С., Чореф М.Я. ФеодальнаяТаврика. – К., 1974. – С. 125,139, рис. Могаричев Ю.М. Пещерные церкви Таврики. – Симферополь, 1997. – С. 56–59. 669 Новиченков В.И., Новиченкова Н.Г. Об исторической топографии «Готской земли» в Крыму//Восток-Запад: межконфессиональный диалог. – Севастополь, 2003.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Попробуем, наконец, наложить нашу хронологическую схему на археологическую карту Юго–Западного Крыма. Здесь выделяются четыре больших района концентрации пещерных памятников: «Качинский» (Тепе-Кермен, Качи-Кальон, Марьям-Дере, Чуфут-Кале), «Мангупско-Эски-Керменский» (Мангуп, Челтер-Коба, Чилтер-Мармара, Шулдан, Эски-Кермен, Черкес-Кермен), «Инкерманский» (Инкерман, Георгиевская и Троицкие балки) и «Херсонесско-Гераклейский» (Херсонес, Сарандинакина балка, мыс Виноградный, мыс Фиолент). Особняком стоит самое северное городище Бакла. Представим в таблице распределение классов и типов пещерных храмов по районам. На какие выводы наводит это сопоставление? Наибольшее количество храмов всех типов расположено в «Мангупско-Эски-Керменском» районе, однако, начиная с типа II.2, его догоняет «Инкерманский», где ранние памятники вообще неизвестны. В «Херсонесском» районе имеется древний триконх в Херсонесе и два поздник храма на Гераклейском полуострове. Для «Качинского» района выделяются три этапа: ранний, связанный с ранневизантийским строительством на Тепе-Кермене, средневизантийский на Качи-Кальоне и поздний, где пещерные храмы типологически полностью совпадают с другими районами. Распределение количества храмов по типам и районам Тип Датировка, вв. «Качинский» «Мангупско-Эски-Керменский» «Инкерманский» «Херсонесско-Гераклейский» VIII-X IX-XII XII-XIII XIII-XV XIV-XV Такие всплески строительной активности еще лучше видны на примере отдельных городищ с большим количеством пещерных церквей. На Эски-Кермене большинство храмов либо вообще не имеют протесиса, либо имеют протесис в наосе, т.е. являются ранними; лишь два памятника здесь относятся к следующему типу (II.2), а типы II.3–4 вовсе не представлены (оговорим, что тип II.3 встречается на Эски-Кермене в одном неизданном полупещерном храме, на западном обрыве). Такая картина хорошо отражает историю городища с ее двумя периодами расцвета: VI-VIII вв. и XIII в. Наоборот, на Мангупе все храмы (кроме одного, типа II.2) относятся к позднейшим типам II.3–4, совпадающим по времени с существованием княжества Феодоро. Почти то же самое мы видим в Инкермане: пещерные храмы начинают здесь строиться в это же время и появляются вплоть до XV в., что легко сопоставить с преобладанием поздневизантийского материала в инкерманской крепости Каламита.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Итак, строительными работами фортификационного характера, особенно напряженными на протяжении нескольких десятилетий, было охвачено не менее семи отдельных больших (Эски-Кермен, Мангуп, Чуфут-Кале) и малых (Инкерман, Сюйрен, Тепе-Кермен, Бакла) укрепленных пунктов Юго-Западной Таврики. Воздвигнутые раньше приморские фруры Алустон и в Горзувитах вместе с «большими стенами» продолжали свое существование. По мнению некоторых специалистов, в этой части Крымского полуострова была создана единая регулярная оборонительная система лимесного типа, своеобразный Limes Tauricus, совпадавший с естественной границей «между средиземноморской и евразийской частями полуострова» 715 . Впрочем, с таким выводом трудно согласиться безоговорочно. Нетрудно заметить, что все перечисленные пункты представляли собой расположенные с юга на север отдельные крепости-укрытия или укрепленные сторожевые, дозорные посты – фруры, не составлявшие единого оборонительного комплекса, синтезной системы фортификации. В их расположении не были предусмотрены ни несколько линий обороны, ни «шахматный принцип», свойственный, к примеру, Балканскому лимесу, который к тому же обладал гораздо большей плотностью 716 . Они были привязаны главным образом к линии естественного, непреодолимого для степняков препятствия – южным и юго-восточным обрывам отдельных массивов Второй гряды гор, так что основная масса доступных с севера плоскогорий оставалась за пределами этого рубежа 717 . Скорее перед нами отдельные опорные пункты, убежища от кочевников на труднодоступных плато, расположенные когда близко, когда весьма далеко один от другого и выполнявшие, видимо, роль узлов обороны, которые не создавали неприятелю препятствия для неожиданного вторжения в пределы обитания готов, аланов – союзников, федератов Империи, но давали возможность населению укрыться вместе со скотом и прочим имуществом. Если враг все же прорывался, обходя крепости, они, оставаясь у него в тылу, грозили ударом и заставляли противника распылять силы 718 . Укрепления были предназначены для организации защиты дальних рубежей Византийской империи, причем это были границы конкретного изолированного анклава, охранять который в свое время пытались уже римские войска 719 . Стратегия возведения подобных передовых фрур, одиночных башен – «бургов» на пути к крупным городам, преимущественно на господствующих высотах, была хорошо известна и широко использовалась византийцами, перенявшими эту традицию у римлян 720 . К примеру, ее можно обнаружить на подступах к Фессалонике в конце в., где роль «крепостиц» (to phrourion) играли некоторые укрепленные пригородные монастыри и храмы, прикрывавшие с наиболее угрожаемых направлений самый большой ромейский город Балкан 721 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1493 ...а затем стратиг уйдет из Херсона – kai tenikauta anachoresai аро Chersonos ton strategon («и в то время отступит из Херсона стратиг»). Здесь под стратигом имеется в виду глава фемы и комендант кастрона Херсон. 1494 ...отправится в другую крепость и обоснуется там – kai apelthein en etero kastro kai kathesthenai ekeise («пустится в другой кастрон и удерживает оный»). Из этих слов становится ясно, что к середине X в. стратиг Херсона осуществлял власть не над одним городом, а над рядом крымских кастра и в случае осложнения ситуации в «столице» фемы у него был выбор, куда переместить свой штаб (ср.: Oikonomides N. Le systeme»... – Р. 322–323). Видимо, таким местом могло стать укрепление на Монастырской скале в Инкермане, Эски-Кермен, Мангуп, Тепе-Кермен, Сюйрен, Чуфут-Кале или Бакла – наиболее значительные, с X в. начавшие застраиваться усадьбами кастра ближней и дальней округи (ср.: Сорочан С. Ю. Око и щит Империи. Херсон к концу правления Юстиниана I и при его ближайших преемниках//БИ. – Симферополь; Керчь, 2004. – Вып. 5. – С. 334–343). 1495 ...что если херсониты не приезжают в Романию – oti ean ou taxideusosin oi Chersonitai eis Romanian («потому что, если не получают херсониты в Романии»). Н. Протопопов перевел: «Херсонцы, если бы не служили в Романии» (Протопопов Н. История города Херсона. – С. 139). 1496 ...и не продают шкуры и воск, которые они покупают у пачинакитов – kai pipraskosi ta byrsaria kai ta keria («и не продают невыделанные кожи и воск, которые у пачинакитов приобретают»). 1497 ...то не могут существовать – ou dynantai zesai («не могут жить»), Zao (буд. вр. – zeso) – «существовать, не угасать, иметь силу»). 1498 Oti ean me аро Amisou kai apo Paphlagonias kai ton Boukellarion kai apo ton plagion ton Armeniakon perasosi gennemata, ou dynantai zesai oi Chersonitai– «потому что, если не из Аминса и из Пафлагонии и Вукеллариев и из окраин Армениаков переходит взращенное, не могут жить херсониты. Gennemata (gennema) означает вообще все рожденное, плоды, любые творения, произведения, хотя несомненно, что здесь Константин имел в виду в первую очередь зерно и другие основные, жизненно важные продукты питания, которые доставлялись на южнопонтийских и херсонских судах в Херсон. Наряду с уже неоднократно упорминавшимися Пафлагонией и Вукеллариями в качестве основных контрагентов особо, первым назван Амине (Амис) – крупнейший портовый центр фемы Армениаков, в свою очеред связанный

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Недаром ее никто не пытался развивать и поддерживать. К тому же историческая ситуация сложилась в дальнейшем в Таврике так, что долгое время, особенно в течение VIII в., постоянной надобности в военно-опорных пунктах, крепостях-убежищах не ощущалось, свидетельством чему их слабая заселенность в это время. Только к X в. на некоторых из них (Эски-Кермен, Тепе-Кермен, Бакла) начнется плотная застройка усадьбами, и они приобретут черты «малых городов». Происходившие в это время в Крыму процессы хорошо увязываются с теми, что шли в иных регионах Империи. Этнически Херсон оставался преимущественно греческим центром, и вывод о гуннско-тюркской прослойке в нем несостоятелен 731 . Погребальные сооружения с варварскими чертами составляли около 9% общего числа позднеантичных могил, к тому же речь может идти лишь об отдельных чертах, свидетельствующих о негреческом этническом происхождении погребенных 732 . Даже редкие обладатели деформированных черепов, так называемые макрокефалы с высоким вариантом циркулярной или лобно-затылочной деформации, возможно, из числа привилегированных сармат или алан, похороненные не позже вв. в некрополе у куртины 1 западной оборонительной стены и около Карантинной бухты, обнаружены в типичных позднеримских склепах с нишами-лежанками или в вырубных гробницах, которые продолжали использовать для захоронения христиан, и сами могли быть христианами, судя по находке в инвентаре большой серебряной пряжки с крестом на прямоугольном щитке, бронзовой пряжки со щитком в форме креста, светильника-свечника в виде трубки на плошке и известнякового надгробия в виде креста 733 . Три костяка «макрокефалов» оказались в склепе рядом с поминальной церковью – усыпальницей св. Василия к востоку от главного храма на территории комплекса Западной базилики – монастыря Св. Леонтия Киликийского 734 . Обломки лепных «грубых глиняных горшков», как сказано в отчете К.К. Косцюшко-Валюжинича, и большая кольцеобразная бронзовая серьга с привеской в виде 14-гранника, характерная для вкусов варваров вв., подчеркивают негреческий этнический облик покойных.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

803–814 гг.). Уничтожил аваров, потом в 807 г. объединил болгар из бассейна Дуная с болгарами из Трансильвании, сплотив их в единый народ. К. известен своими успешными войнами с Византией, полным разгромом ромейской императорской армии в 811 г., захватом многих византийских городов во Фракии. В 813 г. учинил настоящую резню ромейской армии Михаила I Рангави в окрестностях Адрианополя, осадил Константинополь и после неудачных переговоров, когда его пытались убить, разграбил и сжег окрестности столицы. Умер от инсульта во время подготовки нового грандиозного похода на Константинополь. Крумбахер (Krumbacher) Карл (1856–1909 гг.) – немецкий исследователь византийской литературы, автор капитальной, хорошо структурированной «Истории византийской литературы», второе издание которой появилось в 1897 г. Инициатор и редактор немецкого «Византийского временника» (Byzantinische Zeitschrift), который с 1892 г. стал органом мирового византиноведения. К. К. был основателем Института по средней и новогреческой филологии в университете в Мюнхене (Германия), который до настоящего времени остается одним из главных центров византиноведения. Крым – большой полуостров на севере Черного моря, в древности именовался Херсонесом Таврическим; исконные жители – тавры и скифы. В VIV вв. до н. э. его колонизовали греки, которые основали города на побережье: Херсонес (около совр. Севастополя), Пантикапей (совр. Керчь), Феодосия и др. В восточной части К. в начале V в. до н. э. возникло Бос- порское царство, а западная часть полуострова была сферой влияния Херсонеса. Римское присутствие прослеживается в К. с I до IV вв. н. э. В III-V вв. на К. нападали готы, авары и гунны. С IV-VI вв. Византия контролировала Херсонес (Херсон), Боспор, Сугдею (ныне Судак), имела укрепления – фруры, кастроны на южном берегу К. (Алустон, Горзувиты) и в Предгороном и Горном К. (Инкерман, Мангуп, Эски-Кермен, Чуфут-Кале, Тепе-Кермен, Бакла, Сюрень и др.). С конца VII в. здесь появились хазары, с конца ГХ в. – печенеги, а со второй половины XI в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА. Эски-Кермен расположен в юго-западной части горного Крыма, в 6 км к югу от села Красный Мак, на плато столовой горы, вытянутой по оси север-юг. Длина плато 1040 м наибольшая ширина - 170 м. Северный и восточный склоны имеют крутые обрывы до 30 м по вертикали. В конце VI в. здесь была основана византийская пограничная крепость, в которой находился гото-аланский гарнизон. Крепость была прекрасно укреплена. На пологом южном склоне в скале вырублена дорога, ведущая к главным городским воротам. Особенно был усилен южный узел обороны у главных городских ворот, в противоположном конце плато был устроен Северный дозорный комплекс, по краю над обрывами расположены казематы, помещения для стражи, контролировавшие подходы к крепости. В VIII в вспыхнуло восстание против хазар - как утверждают историки из-за притеснения местного христианского населения иудеями. Но после непродолжительного сопротивления сами защитники крепости открыли городские ворота. Эски-Кермен захватили хазары, вероятно, разрушившие систему обороны. К концу X-XIII вв. Эски-Кермен представлял собой небольшой город с прямоугольными жилыми кварталами, наземными и пещерными христианскими храмами. На самом высоком месте плато стояла базилика, построенная в VI в. и погибшая вместе с городом в конце XIV в. во время набега на Крым Едыгея, именно кочевники-ордынцы полностью уничтожил христианское население города. ... Подготовительные работы продолжались три дня - все это время на скале работали профессиональные альпинисты - готовили место, чтобы основательно закрепить православный символ. Крест из моренного дуба получился тяжелым - больше четырехсот килограммов. Скалолазы при помощи специального снаряжения соорудили лебедку. Через ущелье на высоте семидесяти метров перекинули навесные мосты из крепких веревок. По ним казаки вскарабкались на вершину... Осторожно, чтобы не уронить святыню, православные на руках пронесли крест к скале, закрепили тросы. Почти два часа понадобилось, чтобы поднять его на высоту и намертво закрепить над обрывом.

http://ruskline.ru/analitika/2008/05/28/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010