Якобсона. Разработал типологию и хронологию археологического материала раннесредневековых памятников Крыма, много лет вел раскопки раннесредневековых могильников и поселений в юго-западном Крыму (у с. Лучистое, Бакла, Эски-Кермен), на месте Боспора. Главное внимание в своих исследованиях уделяет этнокультурной и политической истории Крымского полуострова с IV по Х вв., когда здесь присутствовали такие мощные силы как Византия и хазары. Айналов Дмитрий Власьевич – профессор Московского университета, российский византинист конца XIX – начала XX вв., специалист в области византийского искусства, архитектуры. Автор известных монографических работ «Эллинистические истоки византийского искусства» (1900–1901), «Развалины храмов» (1905), зачинатель изучения христианской, церковной топорафии византийского Херсона. Акакия – другое название – анексикакия (грен.); инсигния, принадлежность парадного императорского облачения – узкий полотняный мешочек с прахом, который византийский император держал в левой руке во время особо торжественных процессий, выходов в церковь как символ бренности всего земного, напоминание о собственной смерти. Аканф (акант) – род растений из семейства акантовых, произрастающий в Средиземноморье. Его лист с несколькими острыми концами напоминает медвежью лапу и в стилизованном виде широко встречался в греческой, римской и византийской архитектуре, искусстве. Акаталепта – монастырь в Константинополе, известный в эпоху Палеологов своей школой. См.: Максим Плануд. Акатия – челнок, небольшое парусное судно, которое могло служить как перевозки грузов, так и для военных нужд. Акафист (от грен. akathistos – «несидящий») – вид церковного хвалебного песнопения-молитвы в честь Христа, Богоматери и святых, при исполнении которых во время службы молящиеся должны стоять. А. создает у верующих чувство соучастия в службе. Акведук (от лат. aqua – «вода» и ductus – «веду») – водопровод, перекрытый сверху для предохранения от загрязнения и испарения. В местах понижения уровня земной поверхности, в долинах пролагался на характерных арочных пролетах из камня и кирипича, иногда высотой до 70 м.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Суммируем имеющиеся данные в сводной таблице 2 . класс и тип (по (Виноградов, Гайдуков, Желтов 2005)) Название храма Конструкция престола Размещение св. мощей Следы припрестольных устройств 1 (I.1) Храм «с баптистерием» на городище Тепе-Кермен Прямоугольная выемка для установки престольного столпа в центре алтарной зоны За престолом имеется отверстие в полу 2 (I.1) Храм «Судилище» на городище Эски-Кермен Прямоугольная выемка для установки престольного столпа в центре алтарной зоны За престолом имеется отверстие в полу 3 (I.1) Главный храм Челтер-Кобы Прямоугольная выемка для установки престольного столпа в центре алтарной зоны 4 (I.2) «Большой» храм у подъемной дороги городища Эски-Кермен Прямоугольная выемка для установки престольного столпа, смещенная к восточной 3 стене алтарной зоны За престолом имеется отверстие в полу, продолжающееся водостоком 5 (I.2) Храм «у городских ворот» городища Эски-Кермен На старинном рисунке (Могаричев 1997, с. 237, рис. 169) изображен престол в виде блока; в настоящее время следы престольной конструкции не читаются 6 (I.2) Храм «Трех всадников» близ городища Эски-Кермен Шестигранная выемка для установки престольного столпа в центре алтарной зоны 9 (II.1) Храм «Донаторов» близ городища Эски-Кермен Придвинутый к стене (с небольшим зазором) монолитный блок, накрытый дской (сохранилась выемка в стене под крышку) Вертикальное отверстие в верхней грани блока (некогда накрытое престольной дской) 10 (II.1) Парэкклисий храма «Судилище» на городище Эски-Кермен Расширяющийся кверху пристенный монолит Горизонтальное отверстие в правой грани престола 11 (II.1) Храм между третьим и четвертым гротом на городище Качи-Кальон Прямоугольная выемка для установки престольного столпа 12 (II.2) Храм св. Евграфия в Инкермане (описан no (Могаричев 1997, с. 129, рис. 20)) Придвинутый к стене (с небольшим зазором) монолитный блок, накрытый дской 13 (II. 2) Храм ап. Андрея (т. н. «часовня») монастыря св. Климента в Инкермане Прямоугольная выемка для установки престольного столпа в восточной части алтарной зоны

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

К кон. XV в. нижним правобережьем Днепра владели османы, нижним левобережьем - Крымское ханство, находившееся с 1475 г. в вассальной зависимости от Порты. На месте Берислава с кон. XIV в. существовала крепость золотоордынского хана Тохтамыша, в кон. XIV - нач. XV в.- литовско-рус. крепость, к-рая в XV в. перешла в руки османов и получила название Кызы-Кермен (с 1784 Берислав). Около Кызы-Кермена османы и татары строили крепости для контроля за переправой через Днепр: Ислам-Кермен (Аслан-Кермен, Каховка) - на левом берегу Днепра, напротив Кызы-Кермена - Мубарек-Кермен (Шагин-Гирей), Мустрит-Кермен (Мустрит-Тавань) - на о-ве Таванском. Ниже Кызы-Кермена по течению Днепра стояли другие тур. крепости, самая известная - Тягинская (на месте совр. с. Тягинки), выше - крепость у Пропасной балки, где в кон. XVIII в. было устроено подворье Молченской Софрониевой в честь Рождества Пресвятой Богородицы пустыни, преобразованное в нач. XIX в. в Бизюков Пропасной во имя священномученика Григория, просветителя Армении, мужской монастырь. В 1695 г. объединенные войска московского воеводы Б. П. Шереметева и гетмана И. С. Мазепы овладели Кызы-Керменом и Мустрит-Керменом. На Таванском о-ве был устроен гарнизон из российских и казацких полков, возведена в 1695-1701 гг. ц. вмч. Георгия. Вскоре Османская империя вынудила царя Петра I Алексеевича крепости разрушить, гарнизоны вывести. В 1709-1711 гг., после разрушения Старой Сечи, неподалеку от совр. с. Мылового Бериславского р-на находилась столица запорожских казаков. В период Новой Сечи (1734-1775) запорожцы создали паланки: на левом берегу в устье Днепра находился центр Прогнойской паланки, на правом берегу - Ингульская (Перевизская) паланка, охватывавшая земли между Днепром и левым берегом Ингульца, с центром ниже устья Ингульца. Повсеместно создавались небольшие казацкие хутора-зимовники. Ко времени вхождения Н. Приднепровья в состав Российской империи, в 1774-1783 гг., на территории Н. и Г. е. проживали в небольших поселениях запорожские казаки, гайдамаки, ногайцы (ногайские татары) и крымские татары.

http://pravenc.ru/text/2577833.html

Пещерные храмы то устроялись уже в готовых пещерах, бывших в скалах, то нарочито выдалбливались в скале и существовали то в связи с жилыми помещениями, то отдельно от них. Пещерными храмами усеяны, можно сказать, почти все, кроме Чуфут-кале, более или менее замечательные скалы и горы: Инкерман, Тепе-кермен, Мангуп-кале, Качи-кальен, Эски-кермен, Черкес-кермен. Об Инкермане будет сказано ниже, а в 15 верстах от него, близ селения Шули, в верхней части скалы иссечен ряд малых пещерных помещений, сгруппированных около малого храма. В Тепе-кермене видны остатки малого пещерного храма. В Мангуп-кале, стоящем в средине между Инкерманом и Чуфут-кале, в некоторых пещерных храмах даже сохранились на стенах следы иконописи. В Качи-кальене много разнообразных пещер, в которых сохранились следы христианских храмов, а у подошвы скалы, недалеко от берега реки Качи, где ныне стоит каменный храм, был Анастасиевский монастырь. В Эски-кермен – множество пещер в несколько этажей, соединенных между собою тонкими стенками; в некоторых из них также заметны следы храмов. В Черкес-кермен, недалеко от Бахчисарая, среди пещер, тоже видны следы храмов. В бахчисарайском Успенском скиту богослужение и доселе совершается в храмах, выдолбленных в скале. 493 На поверхности земли особенно было много древних храмов в феодосийском и ялтинском уездах, именно там, где были древние греческие епархии, почти по всему южному берегу. В феодосийском уезде. В самом городе Феодосии сохранилось несколько древних церквей, о которых сказано будет в своем месте. Недалеко от Феодосии, близ деревни Коктебель – развалины двух церквей. В Судаке – также развалины нескольких церквей, из которых одна обращена в лютеранскую кирку. Около судакского лимана, при подошве горы Сокол, остатки Георгиевского монастыря, близ которого из расселины камня вытекает ручей с чистою водою. Близ деревни Топлу – фундамент церкви св. преподобномуч. Параскевы, а в 300 саженях от нее к востоку на кургане другая церковь во имя той же преподобномученицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Черкес-Кермен, урочище. Неизвестная церковь. Храм Донаторов Церковь. Не действует.   Год постройки:приблизительно 1300 - 1400. Адрес: Республика Крым, Бахчисарайский р-он, с. Красный Мак Координаты: 44.611507, 33.726932 Проезд:Автобус Бахчисарай - Красный Мак, далее пешком почти до Эски-Кермен, через ворота частного хозяйства по соседней балке до разветвления, 100 метров вправо и затем в гору влево (есть отчетливая тропа). На своем автомобиле можно доехать до ворот частного хозяйства Вопрос модератора :Неизвестно в честь какого святого/праздника был освящен храм. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты " Храм Донаторов " находится в верховьях балки Черкес-Кермен. Храм получил свое условное название по сюжету росписей, изображающих семью донаторов, или ктиторов, церкви. Церковь подпрямоугольней формы, размерами 5,1х3,2х2,5м. Апсида подковообразная (1,5х1,8х2,2м), расположена не по центру наоса, но смещена к югу. К апсиде примыкает синтрон шириной 0,22м, высотой до 0,45м, в который " встроен " престол трапециевидной формы высотой 0,65м, шириной до 0,55м. В северной стене вырублены две ниши 0,59х0,5х0,14м нижняя и 0,66х0,54 х 0,18м верхняя. По мнению Н.Репникова, одна из них - жертвенник. К востоку от последней есть еще одна ниша 0,37х0,3 х 0,19м. В южной стене на высоте 0,52м находится сиденье. Апсида отделялась от наоса алтарной преградой, сохранившейся на высоту до 0,35м. По предположению О. Домбровского, в позднее время алтарная преграда была наращена иконостасом. По центру алтарной преграды, в месте царских врат, вырублены ступеньки, ведущие в алтарь. Наос храма прямоугольный. По его периметру расположена скамья 0,32х0,3м. Северная стена вырублена двумя аркосолевидным углублениями. Здесь, в скамье, имеется небольшое углубление, возможно, для деревянных конструкций. На стыке северной и западной стен также есть аркосолевидная вырубка. В южной стене, в восточной части, вырублено окно, размерами 0,46 х 0,58м. В юго-западной половине - дверной проем шириной 1,7м.

http://sobory.ru/article/?object=04741

Маринобург, Волмор, Алыст, Канцы, Шлютебург, Капорья, Янбург, Ракоборг, Вилярк-Пайда, Герст и во одержание той же войны; а по взятии городов самое сильное его короля Шведскаго в украйну поступление, который хотел с войски своими Его Царскому Величеству и с Российским войском зло разорение чинить н внутрь России вселитесь и овладеть, в 1709 году Великий Государь и Великий Князь Петр Алексеевич Самодержец Всероссийский с ним Королем при Полтаве главную генеральную баталию учинил, на которой баталии Царское Величество сам высокою своею особою быть изволил, и помощь Божии, предстательством надежды христианской пречистой Девы Богородицы и молитвами чудотворца Сергия, через высокое повеление Его Царского Величества генералу фельдмаршалу тот неприятель король Шведский так побежден, что войско его Шведское побито на голову и командующий над тем шведским войском генерал фельдмаршал Реншелт со многими генералы и офицеры оставшимися от той баталии взяты в плен, и сам Король Шведский принужден уйтить в Турецкую область. По окончании ж той баталии генеральной от державы его ж Короля еще славныя его грады: Рига, Денамеиде, Шанец, Пернов, Ревель, Арензбург, остров Езель с принадлежащими крепостями, под высокодержавную Его Царскаго Пресветлаго Величества руку взяты ж, и под владением Его Царскаго Величества вся Финляндия, Истляндия осталась, и велкия в России опасныя от Короля Шведскаго страхи и намерении пресечены, и оный неприятель король Шведский противу Его Царскаго Величества оружия весьма в слабость приведен, что морем и сухим путем действовать отложил. Оный же генерал фельдмаршал междо шведскою войною, повелением его Царскаго Величества труд свой чинил в низовых городех, и зачатьи от бунтовщиков в Астрахани и других городах реббилии благополучно успокоил, и самый тот город Астрахань со всеми крепостями того города чрез штурм взял и в покорность привел, и все те противник из того края до конца искоренены. Да и перед начатием короля Шведскаго с Его Царским Величеством войны, оный же генерал фельдмаршал в давних летех, будучи воеводою, украинския и Слободския и иные принадлежащии городы трудами своими ко охранению привел и опасныя набеги татарския и в падении в России истребил, и из владения турецкаго города именуемые Казы-Кермен, Иустред-Кермен, Ак-Кермен, Аслан-Кермен с Российскими войсками под высокодержавную Его Царскаго Величества руку взял, и по христианской своей должности все службы и труды со усердием он генерал фельдмаршал во всем и с ревностию с приношением плода и славы всей России безпорочно оказал и исполнил и по своему обещанию и вере на сей святой образ он генерал фельдмаршал из своего имения украшение приложил ».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

74, рис. 10,15,26,28. 1805 Шангин М.А. Некоторые надписи Херсонесского музея//ВДИ. – 1938. – – С. 83–84, Якобсон А.А. Керамика и керамическое производство... – С. 36, прим. 16. 1806 Сорочан С.Б. Византия IV-IX веков: этюды рынка. – С. 302; ср.: Якобсон А.А. Указ. соч. – С. 36–38, рис. 18. 1807 Стржелецкий С. Ф. Виноделие в Херсонесе Таврическом античной эпохи//Х с б. – 1959. – Вып. 5. – С. 141,158–159. 1808 Петровский В.А., Труфанов A.A. Средневековый христианский комплекс к западу от Баклы (по материалам раскопок 1993–1994 гг.)//Проблемы археологии древнего и средневекового Крыма. – Симферополь, (1995) 1996. – С. 136–144. Предположение о включении винодельческого комплекса с тарапаном в состав комплекса монастыря VIII-IX вв. на городище Бакла встретило возражение Ю.М. Могаричева, который предложил иную схему развития скальных сооружений на этом участке. Он считает винодельческий комплекс предшествующим склепам, которые были позже вырублены рядом с ним. Наземный храм, по его мнению, не имел отношения к монастырю и появился не ранее X–XI вв. (Могаричев Ю.М. Пещерные церкви Таврики. – Симферополь, 1997. – С. 93–94). Если это и так, существование здесь винодельни в предшествующее время бесспорно. Остатки тарапанов, высеченных в скале, зафиксировали в 1889 г. члены ТУАК во время своей экспедиции на вершину Баклы. А.И. Маркевич описывал их как «продолговатые, четырехугольные углубления» (Маркевич А. Экскурсия на гору Бакла и в дер. Мангуш//ИТУАК. – 1898. – – С. 112). 1810 Репников Н.И. Эски-Кермен в свете археологических разведок 1928–1929 гг.//ИГАИМК. – 1932. – Т.12. – С. 110–111; Веймарн Е.В. О виноградарстве и виноделии в древнем и средневековом Крыму//КСИА АН УССР. – 1960. – Вып. 10. – С. 113–116; Талис Д.А. Оборонительные сооружения Юго-Западной Таврики как исторический источник//Археологические исследования на юге Восточной Европы. – М., 1974. – С. 104; Якобсон А.А. Раннесредневековые сельские поселения Юго-Западной Таврики. – С. 152–154; Даниленко В.Н. Монастырь Чилтер-Коба: архитектурный аспект//История и археология Юго-Западного Крыма.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Свято-Успенский пещерный монастырь в Бахчисарае летом ежедневно посещают сотни паломников и туристов, однако мало кто знает, что в окрестностях города находятся еще 11 средневековых пещерных монастырей и храмов, окруженных первозданной природой, расположенных на обрывах скал или в долинах рек, рядом с руинами замков и крепостных стен. Среди них монастыри Челтер-Коба, Челтер-Мармара, Шулдан, комплекс пещерных монастырей на горе Мангуп, комплекс из трех храмов в пещерном городе Эски-Кермен, остатки храмов на горе Тепе-Кермен и в пещерном городе Бакла и другие. Одно из поистине уникальных святых мест под Бахчисараем - скит святой Анастасии Узорешительницы в Качи-Кальоне. Обитель, основанную приблизительно в VIII веке, почитали все: известно, например, что многие татары получали исцеление от местного святого источника и затем принимали святое крещение. Однако было время, когда христиане были вынуждены покидать Крым, а в монастыре оставался всего один насельник. В XIX веке в скиту снова появились монахи, и к началу XX века монастырь был хорошо известен как крымскому народу, так и русским богомольцам. Однако в 1932 году советская власть постановила ликвидировать церковь и монастырское подворье. Церковное имущество было передано в соседний хутор «под культурные нужды», а судьба выселенных монахов осталась неизвестной. Тем не менее в скальной церкви святой Софии на территории монастыря местные христиане продолжали тайно совершать богослужения. В 2005 году к руинам скита приходит иеромонах Дорофей из Бахчисарайского Успенского монастыря, и приблизительно в 350 метрах от них начинает благоустраивать обитель. Теперь вместе с игуменом Дорофеем здесь живут десять монахов и до двадцати трудников в летнее время. А приезжающие паломники могут посетить здесь как действующий скит, так и его историческое место. Любимые места царской семьи Имение в Ливадии - Ливадийский дворец, большой живописный парк - более 50 лет являлось летней резиденцией трех семей российских царей: почти каждое лето сюда приезжал Александр II, здесь окончил свой жизненный путь Александр III, здесь принял присягу на верность Российскому престолу Николай II.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Редкую категорию церковной утвари составляют глиняные штампы для просфор с рельефным крестом. В. В. Майко Фулльская епархия Источники не содержат точных указаний на местонахождение Фулл и Фулльской епархии. В историографии известны ок. 20 памятников, к-рые могли быть средневек. Фуллами. Поиски велись в 3 регионах: в горном К. (Чуфут-Кале, Бакла, Эски-Кермен, Кыз-Кермен, Фуна, Загайтанская скала), на Юж. берегу К. (Рускофиль-Кале, Кастрополь, Партенит, окрестности Ливадии, Ореанды, Аутки) и в Юго-Вост. К. (Карасубазар, Солхат, Отуз, Коктебель, Тепсень, городище у с. Вишенного близ Белогорска; см.: Кулаковский. К истории… 1898. С. 194-196; Бертье-Делагард. 1920. С. 66-67; Кропоткин. 1958. С. 199-201; Майко. 2002. С. 133-137; Он же. 2004. С. 11-17; Мыц. О локализации Фулл. 2002; Сорочан. 2002). Наиболее обоснованной является локализация Фулл на плато Тепсень, около пос. Коктебель, между Феодосией и Судаком. Открыто не более 5% территории городища, занимавшего все плато или большую его часть - площадью ок. 19,5 га. Большинство исследователей относят этот памятник к т. н. крымскому варианту салтово-маяцкой культуры, носителями к-рой были тюрки-болгары, заселившие значительную часть К. в эпоху Хазарского каганата. Это население в Житии св. Константина Философа названо «народом фульским», а в нотиции де Бора - «хотцирами» ( Кропоткин. 1958. С. 198-202, 212-218; Айбабин. 1999. С. 207; Майко. 2002. С. 133-145; Он же. 2004. С. 11-17, 250, 284; Флоря. 2000. С. 76-77; Цукерман. 2010. С. 426). По предварительным данным, жизнь на поселении продолжалась примерно с сер. VIII до сер. (2-й четв.) X в. ( Майко. 2004. С. 55, 276-277). Высказано предположение, что после гибели городища центр Фулльской епархии был перенесен в Сугдею ( Кропоткин. 1958. С. 218; Майко. 2002. С. 144-145). На городище открыты руины неск. церквей. В центральной части находилась большая 3-нефная 3-апсидная базилика с нартексом (37,5×21,0 м), перекрытая каменными сводами. Скорее всего именно эта церковь была кафедральным храмом Фулльской епархии.

http://pravenc.ru/text/2462085.html

В храме пели «Вечную память», и у ворот, где я дежурил, было слышно. Немеет душа от скудости своей, оттого, что очи зрят великое, а душа не может его вместить. Благодать затворяет уста, упокоевает сердце, умиротворяет душу. Читали ночью Евангелие пред гробом о. Нектария. Отче Нектарие, моли Бога о нас! «…для всякого, кто хочет идти вперед и становиться лучше, необходимо частое, сколько можно, посещение Божественной литургии и внимательное слушание: она нечувствительно строит и созидает человека. И если общество еще не совершенно распалось, если люди не дышат полною нетерпимостью, ненавистью между собою, то сокровенная причина тому есть Божественная литургия, напоминающая человеку о святой небесной любви к брату». Н. Гоголь 18 июля 1989 г.   Лик луны был светел и лучист, В монастырь пришел ночной покой. (Я на службе был сторожевой) И нежданно местный гармонист Надавил на клавиши рукой. Был его напев знаком и прост, И любовь такая в нем была, Что оставил я полночный пост, Вышел из ворот монастыря. Встал я посреди тропы пустой, И глаза мне слезы обожгли. Боже, как похож на голос Твой Этот одинокий зов любви.   Вариант   Лик луны был светел и лучист. Я на службе был сторожевой. Вдруг какой-то местный гармонист Надавил на клавиши рукой.   24 июля 1989 г. О покаянии Кому уподоблю себя, желающего одолеть свою гордость? Уподоблю себя человеку, пытающемуся руками низвергнуть гору. Все познания свои употребляю, все силы полагаю. Вижу, что неисполнимо желание мое, – гора стоит непоколебимо – все же не оставляю труда своего. Вижу тщетность усилий своих, плачу о беспомощности своей, сетую о неисполнимости замысла. Уныние омрачает ум мой, леность сковывает тело, безнадежность ущемляет сердце. «К чему это все? – говорят мне. – Труд твой никому не нужен». – «Нужен, – сквозь слезы отвечаю я, – нужен, ведь Сам Бог мне помогает в нем». Порою, когда стою в храме, душу охватывает ощущение присутствия Божия. Тогда уже не иконы окружают меня, но сами святые. Сошедшиеся на службу, они наполнили храм, отовсюду испытующе поглядывая на меня. Незачем отводить глаза от их ликов, прятаться в темном уголке церкви – угодники смотрят не на лицо мое, а только на сердце, – а куда спрятаться сердцу моему? Так и стою я в рубище беспомощности и недостоинства своего пред их всевидящими очами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010