В большинстве «Мученичеств» говорится, что они были записаны слугой Г. Пасикратом (или Панкратием), присутствовавшим при страданиях святого (BHG, N 670b, 670c, 671 и др.). Он перенес останки великомученика в Лидду, хотя в ряде источников говорится, что мощи Г. перенесла в Палестину его мать Полихрония. По интерполированной версии, Полихрония приняла мученическую смерть вместе с сыном. Самым пространным из дошедших до наст. времени визант. агиографических памятников, посвященных Г., является «Мученичество», написанное Феодором Дафнопатом. Из апокрифических житий этот автор заимствовал гл. обр. перечисление различных видов мучений, к-рые претерпел святой. Для реконструкции несохранившихся апокрифических Житий Г. важен эпизод мучений святого, когда его главу посыпают горящими углями, а затем, подвесив на дереве, обжигают факелами. Сочтя Г. умершим, воины отнесли его тело на гору Иликс. Это название встречается только у Дафнопата (в апокрифах она именуется Асинарис или Серес). В житие Г., написанное Феодором Дафнопатом, добавлен рассказ о маге Афанасии (см. в ст. Афанасий из волхвов ), к-рый после извлечения святого из ямы с негашеной известью поднес ему отравленный напиток, но Г. произнес молитву и выпил яд без вреда. Афанасий раскаялся и обратился ко Христу вместе с присутствующими при этом чуде. Император велел их казнить за городом. Существуют лат., сир., арм., копт., эфиоп. и араб. переводы «Мученичества» Г., дополненные рядом новых подробностей. Ист.: BHG, N 669у-680е; ВНО, N 309-313; ActaSS. Apr. T. 3. P. IX-XIX, 100-163; PG. 97. Col. 1169 - 1192 [энкомий Андрея Критского]; PG. 115. Col. 141-161 [житие Симеона Метафраста]; Веселовский А. Н. Разыскания в области рус. духовных стихов//СбОРЯС. 1880. Т. 21. Ч. 2. С. 172-199; The Martyrdom and Miracles of St. George of Cappadoce/Ed. B. W. Budge. L., 1888; Peeters P. Une Passion arménienne de S. George//AnBoll. 1909. Vol. 28. P. 249-271; Brooks E. W. Acts of St. George//Le Muséon. 1910. T. 28. P. 62-115; Krumbacher K. Der hl. Georg in der griechischen Überlieferung//ABAW. Münch., 1911. Bd. 25. Abh. 3; Латышев В. В. Страдание св. славнаго вмч. Георгия, приписываемое Феодору Дафнопату//ППС. 1911. Вып. 59 (оконч.); Miracula sancti Georgii/Ed. J. B. Aufhauser. Lipsiae, 1913; ВМЧ. Апр. М., 1916. Стб. 862-884, 908-924; Casson L. , Hettich E. L. Literary Papyri. Princeton, 1950. P. 128 - 142. (Excavationes at Nessana; 2).

http://pravenc.ru/text/162188.html

В следующей за тем молитве священнослужитель славословит Бога, даровавшего новокрещенному очищение во святой воде и освящение, и просит даровать ему печать дара святаго и всесильнаго Духа… Таким образом сия молитва соединяет крещение с миропомазанием, совершаемым непосредственно за крещением. 2) Миропомазание Миропомазание есть таинство, в котором верующему, при помазании известных частей тела его освященным миром, сообщаются невидимо дары Св. Духа, укрепляющие и освящающие силы его для подвигов христианской жизни. Освященным миром помазуются крестообразно главные органы внутренних сил души крещаемого как-то: чело, очи (т. е. веки), ноздри, уста, уши, грудь, руки и ноги с произнесением слов: печать дара Духа Святаго. После сего, в знак духовной радости и вечного союза со Христом и Церковью, новокрещенный и миропомазанный обводится, а младенец обносится вокруг аналоя, с пением стиха из Апостола: елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуия! Потом читается Апостол и Евангелие. В Апостоле изображены цель и плоды св. крещения ( Рим.6:3–11 ), а в Евангелии воспоминается заповедь Иисуса Христа, данная апостолам для совершения сего таинства над всеми людьми ( Мф.28:16–20 ). В следующей за тем ектении сугубой, после моления о Синоде, прилагается моление за восприемников и новопросвещенного. После того омываются и отираются губою члены тела, помазанные священным миром, да не испадше попрется что-нибудь от святыни, замечает св. Симеон Солунский (гл. 68). И наконец новопросвещенный постригается крестовидно, в знак посвящения своего Господу Иисусу Христу, и чтобы он, подобно назореям, вся творил во славу Божию 687 . Святая церковь постановила совершать и совершает миропомазание непосредственно за крещением потому, что крещенный, как новорожденная тварь во Христе, имеет нужду в духовном руководителе, который есть Дух Святой, освящающий и устрояющий душу верующего горе и наставляющий ее на всякое дело благое: святым Духом всякая душа живится 688 . И потому св. апостолы, непосредственно за крещением, низводили на крещаемых благодать Святого Духа чрез возложение рук ( Деян.19:5–7 ). Апостол Петр заповедывает ( Деян.16:38 ): покайтеся и да крестится кийждо из вас... и прии- мите дар Св. Духа. О немедленном совершении миропомазания после крещения находим свидетельство в постановлениях апостольских 689 , у Дионисия Ареопагита 690 и у других святых Отцев. Тертуллиан говорит 691 , что по выходе из воды мы получаем помазание, от чего происходит и самое имя христианина – помазанного 692 (от χρω).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В более поздней редакции иерусалимского Лекционария (V-VIII вв.), сохранившейся в груз. переводе, 6-я суббота Великого поста называется «субботой ваий» (пальмовой субботой), но также говорится о совершении памяти Лазаря; богослужение совершается в Вифании (Лазариуме), в составе богослужебного последования дополнительно указано чтение Притч 10. 27 - 11. 4, назначается др. Апостол - Еф 5. 13-17 и др. аллилуиарий со стихами - Пс 22. 3-4; также указаны литургийные песнопения входа, умовения рук и принесения Даров: «Слава, слава Тебе...»; «Благословен Ты, Господи, пришедший...»; тропарь «Марфа и Мария...» ( Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 1. P. 80-81). Память Лазаря в этой версии иерусалимского Лекционария зафиксирована не в период попразднства Богоявления, а 7 сент.: богослужение в этот день совершается в Вифании, богослужебные указания те же, что и в Л. с., за исключением Евангелия - назначается отрывок о воскрешении Лазаря - Ин 11. 1-46 (Ibid. T. 2. P. 34-35) (о богослужении Л. с. в Иерусалиме по перечисленным и др. источникам также см.: Chourga ï a. 1996). В кафедральном богослужении Константинополя IX-XI вв. В Типиконе Великой ц. IX-XI вв. Л. с. называется «субботой пальмоношения» (σββατον τς βαιοφρου). В этот же день отмечается память прав. Лазаря ( Mateos. Typicon. T. 2. P. 62). На утрене на Пс 50 назначается тропарь 1-го гласа Τν κοινν Ανστασιν πρ το σο Πθους πιστομενος, κ νεκρν γειρας τν Λζαρον, Χριστ Θες (                          ). По окончании утрени читалась кн. Деяния св. апостолов. Затем прибывал патриарх и совершал в малом баптистерии таинства Крещения и Миропомазания, после чего неофиты, возглавляемые певцом, который поет Пс 31, направлялись в храм, где продолжалось чтение Деяний (начиная с гл. 8. 26 о крещении ап. Филиппом эфиоп. евнуха). Затем пели 3 антифона (а именно вседневные антифоны : 1-й и 2-й с обычными припевами, 3-й - с тропарем Л. с.); вместо Трисвятого - Οσοι ες Χριστν βαπτσθητε (        ); прокимен Пс 26. 1, Апостол - Евр 12. 28 - 13. 8, аллилуиарий со стихом Пс 92. 1, Евангелие - Ин 11. 1-45 (о воскрешении Лазаря), причастны: Пс 148. 1 и Пс 8. 3 (Ibid. P. 62-64). Т. о., в К-поле в IX-XI вв. Л. с. была днем совершения массового крещения. Истоки этой практики неясны, но, опираясь на свидетельство из гомилий Леонтия Византийского и Евтихия , патриарха К-польского, можно допустить, что она существовала уже в VI в. (подробнее см.: Allen. 1994). Если не соглашаться с гипотезой Толли, можно предположить, что крещение на Л. с. совершалось просто с целью несколько «разгрузить» всенощное бдение в Великую субботу, когда крестилась основная масса неофитов. В памятниках студийской традиции

http://pravenc.ru/text/Лазаревой ...

Таким образом в приводимых сектантами местах говорится не о делах закона Христова, а о делах обрядового закона Моисеева, то есть об обрезании, субботах, новомесячиях и проч., чем хвалились иудеи и что однако не спасало их без веры в пришедшего Мессию Христа. Сектант: 3) Достаточно для спасения одной веры, ибо верующий имеет в себе Христа, он рожден от Бога и потому не только не грешит, но и не может грешить: «Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу. И уже не я живу, но живет во мне Христос» ( Гал. 2:20 ). «Если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности» ( Рим. 8:10 ). Объяснения православного: 3) Рожденным от Бога называется человек, получивший прощение грехов и возрождение в таинстве св. Крещения ( Ин. 3:5 ), в котором он «омывается» от грехов ( Деян. 2:38 ), ( Деян. 22:16 ), «освящается» и «оправдывается» пред Богом ( 1Кор. 6:11 ). В таких людях живет Христос, если они опять не грешат. Однако и рожденные от Бога, вследствие испорченности человеческой природы, снова грешат, почему для прощения грехов, совершаемых после крещения, и установлены еще другие таинства – покаяние, ( Ин. 20:22–23 ), причащение (Мф. 26:28) и елеосвящение ( Иак. 5:14–15 ). Св. Апостолы имели несравненно большую веру, чем сектанты; они видимо «рождены были от Бога», получив Св. Духа в день Пятидесятницы, однако признавали себя согрешающими. Так ап. Иоанн говорит о себе и всех верующих: «если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя и истины нет в нас; если говорим, что мы не согрешили, то представляет Его лживым, и слова Его нет в нас» ( 1Ин. 1:8–10 ). «Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога» ( 1Ин. 3:9 ). «Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему »( 1Ин. 5:18 ), ( 1Ин. 3:6 ). Ап. Иаков говорит о себе и всех верующих: «все мы много согрешаем» ( Иак. 3:2 ), ибо «каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотию» (1 гл. 14 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

179 Вероятно, это более точная дата, чем указанная в «круговом» письме, писанном через год с лишком (стр. 26). 180 На подлиннике отметка рукой Ф. А. Голубинского: «С живейшим удовольствием получил мая 14-го 1821 г.. Отвечал мая 28-го 1821 г.». 181 Напечатано трижды: в Приб. к Твор. св. Отцов, 1849, ч. VIII, стр. 163−164; в «Письмах» 1860, I, 3−4 (здесь – без окончания и с неточной датой), в Душеп. чтении, 1890, III, 561−563. В «Письмах» озаглавлено: «Приветственное перед вступлением в брак». Невестой Ф. А. Голубинского была сестра Вас. Ив. Кутневича, магистра I курса СПб. академии и профессора философии в Московской академии, потом главного священника армии и флотов († 1865). Письмо перепечатывается из Душеп. чтения, с примечаниями Д. Ф. Голубинского . 182 «Славянское слово чванец, по-русски означает кувшин или вообще небольшой сосуд. Это можно видеть из сличения 3 Царств 17 гл. 12, 14 и 16 ст. по славянскому и русскому переводам. Этим словом о. Макарий обозначает приводимое им далее изречение Григория Богослова , которое таким образом представляется у него под видом сокровища или драгоценности, сокрытой в сосуде. Приводимые далее латинские слова quadriga Domini в переводе на русский язык, значит: четвероконная колесница Господня. Этими словами блаж. Иероним образно или аллегорически называет Четвероевангелие». 183 «Этими словами о. Макарий указывает на глубину мыслей в приводимых далее из творений св. Григория наставлениях, а равно и на то, что для правильного уразумения и приложения их к жизни требуется деятельно участие и ума и сердца. В подлинном письме слова из четвертого «Псалма» приведены на еврейском языке и написаны латинскими буквами». 185 Разумеется ректорство в семинарии, членство в консистории и настоятельство в монастыре Богоявленском. Прошение об освобождении от этих обязанностей архим. Макарий подал преосв. Самуилу еще в апр. 1824 г. 187 Из приписки Ф. А. Голубинского видно, что он перед тем получил от Макария два письма – от 27 июля и 8 авг. 188 Напечатано в «Прибавл. к Твор. св. Отцов», ч. VIII, стр. 165−7 и в «Письмах», 1860 г., ч. I, стр. 5−7, с пропусками и неточной датой (ср. Душеп. чтение, 1891 г., ч I, стр. 130). В «Письмах» 1860 г. настоящее письмо озаглавлено «Утешительное по конине его супруги». Печатается по копии с подлинника, хранящегося в Казанской дух. семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

47 En. Игнатий (Брянчанинов). Приношение современному монашеству. Гл. 24. Об упражнении молитвой Иисусовой. 48 См. Gardet Louis. Un probleme de mystique compareë la mention du nom divin (dhkir) dans la mystique musulmane/Revue Thomiste, LII (1952). p. 642—679, LIII (1953). P. 197—216. 49 Прот. Сергий Булгаков. Православие. М.: Терра. 1991. С. 313. 50 Св. Афанасий Великий. Слово о воплощении Бога Слова и о пришествии Его к нам во плоти, 54. Т. 1. М.: Издание Свято-Преображенского Валаамского монастыря, 1994 (репринт). С. 260. 51 Преп. Исаак Сирин, Слово 83. О покаянии. М.: Правило веры, 1993 (репринт). С. 62. 52 Св. Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолвствующих, 1, III, 21. С. 83. 53 Откровенные рассказы странника. М.: Советская Россия, 1992. С. 32, 39. 54 Прот. Сергий Булгаков. Православие. М.: Терра. 1991. С. 314. 55 Откровенные рассказы странника. М.: Советская Россия, 1992. С. 20, 22. 56 Св. Исихий Иерусалимский. О трезвении и молитве, 7, 41, 169. Добротолюбие. Т. 2 57 The Prayer of Jesus/Blackfriars, XXIII (1942). P. 76. 58 Коллиандр Тито. Узкий путь. С. 28. 59 В греческой и русской традициях при облачении в монашеские одежды монаху вручают и четки. В русских монастырях в этот момент настоятель произносит: «Возьми, брат, меч духовный, который есть Слово Божие, для непрестанной молитвы Иисусу; ибо ты должен на всякое время иметь имя Господа Иисуса в уме, сердце и на устах, всегда повторяя: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». См. Robinson N. F. Monasticism in the Orthodox Churches. London-Milwaukee, 1916. P. 159—160. Стоит обратить внимание на общеупотребительное различение уровней молитвы – устами, умом и сердцем. Tetragrammaton - четырехбуквенное имя, открытое Самим Богом Моисею «Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий (Ягве)» (Исх. 3:14). Буквально это имя означает «Я есмь Тот, Кто Я есмь». Иудеи перестали произносить его со времени окончания Вавилонского пленения. Звучало оно лишь раз в год из уст первосвященника, когда тот входил во Святое святых. В греческом переводе имя Божие заменили словом «кириос», по-русски – Господь. – Прим. переводчика.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3482...

«Как корабль (говорит св. Иоанн Лествичник ), имеющий хорошего кормчего, при помощи Божией безбедно входить в пристань, так и душа, имея доброго пастыря, удобно восходит на небо, хотя и много грехов некогда сделала» 25 . д) Признаки искреннего духовного отношения духовных детей к старцам-наставникам. Преподобные Каллист и Игнатий в Добротолюбии выставили пять признаков искреннего духовного отношения духовных детей к старцам-наставникам: 1) полная вера к своему наставнику и предстоятелю; 2) истина – истинствовать пред ним в слове и деле; 3) не исполнять ни в чем своей воли, а стараться во всем отсекать оную, т. е. ничего не делать по своему желанию и по своему разумению, а всегда обо всем вопрошать и делать по совету и воле наставника и предстоятеля; 4) отнюдь не прекословить и не спорить, так как прекословие и спорливость бывают от рассуждения с неверием и высокомудрием и 5) совершенное и чистое исповедание грехов и тайн сердечных 26 . Поясняя сей последний пункт, старец Амвросий говорит далее подробнее: «Духовное отношение требует от руководимых, кроме обычной исповеди пред Причащением Св. Таин (если, конечно, старец – иеромонах и духовник), и частого по потребности исповедания старцу и духовному отцу не только дел и поступков, но и всех страстных помышлений и движений и тайн сердечных, как о сем говорят Василий Великий в Правилах, пространно изложенных (вопр. 26), Симеон Новый Богослов в первой части Добротолюбия (гл. 122) и другие святые Отцы». е) Необходимость откровения помыслов. Исповедание это или откровение уже потому необходимо, что, по словам преп. Иоанна Лествичника , «помыслы, не объявляемые духовному отцу, переходят в дела» 27 . А «объявление и открытие пред отцами злых помышлений, – по словам преп. Кассиана Римлянина , – иссушает оныя и ослабляет» 28 . Кого же, собственно, должно иметь наставником? «Впрочем (говорит св. Григорий Синаит ) не всех вопрошать надо, но одного того, кому и других управление вверено, кто жизнью блистает и кто, будучи беден, многих богатит, по Писанию (Ср.: 2Кор. 6, 10 ). Многие неопытные повредили многим неразумным, за коих суд приимут по смерти. Ибо не всем принадлежит руководить и других, но тем, коим дано божественное рассуждение духовом, отличающее лучшее от худшего мечем слова. Каждый имеет свой разум и свое рассуждение естественное, деятельное или научное, но не все имеют рассуждение духовное. Почему Премудрый Сирах и говорить: Мирствующии с тобою да будут мнози, советницы же твои един от тысящ ( Сирах. 6, 6 ). Немал же труд найти руководителя незаблудного ни в делах, ни в словах, ни в разумениях. Незаблуден ли кто, узревается из того, если он имеет свидетельство от Писания и на деяние и на разумение, смиренномудрствуя в том, о чем должно мудрствовать» 29 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

Этот образ, использованный св. ап. Павлом, по мнению современных богословов, вплотную подводит нас к двум важнейшим тайнам христианства – к тайне воплощения Сына Божия и к Таинству Евхаристии. Именно Евхаристия, по выражению прот. О. Давыденкова , размышляющего над интересующим нас вопросом, является «способом участия человека в жизни тела Церкви». Важнейшее Таинство причастия Тела и Крови Господа соединяет каждого верующего со Христом, а всех верующих во Христе – друг с другом. И какой бы горячей ни была личная вера человека, сколь бы чистой ни являлась его жизнь перед Богом, сколько искренних и воодушевленных молитв ни вознес бы он в своей комнате, какие бы обширные понятия в области вероучения он ни имел – всего этого абсолютно недостаточно, чтобы быть настоящим христианином! Об этом свидетельствует Сам основатель христианства: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» ( Ин 6:53 ). Видимая сторона Церкви Однако было бы неправильно думать, что достаточно собраться нескольким верующим, чтобы это собрание автоматически можно было назвать Церковью Христовой, в которой может совершаться Евхаристия. Внимательное изучение Нового Завета показывает, что Христос установил в Церкви иерархию, избрав ряд учеников и дав им особую духовную власть, послав их на проповедь Царства Божия ( Лк 6:13 ; Мф 10:1–23 ; Ин 20:21 ). Апостолы воспользовались этой властью на Иерусалимском соборе, когда избавили христиан, обратившихся из язычников, от необходимости соблюдать закон Моисеев, введя лишь ряд нравственных ограничений ( Деян 15:23–29 ). Апостолы совершили суд над Ананией и Сапфирой, нарушившими новый христианский уклад жизни иерусалимской общины ( Деян 5 гл.), а св. ап. Павел распорядился наказать блудника в коринфской общине ( 1Кор 5:3–5 ). Ап. Петр наставлял пресвитеров «пасти Божие стадо» ( 1Петр 5:1–2 ), о том же говорил ап. Павел в адрес ефесских пресвитеров ( Деян 20:28 ) – символ же пастыря указывает на управление. Наконец, св. ап. Павел прямо призывал верующих в Евр 13:17 : «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны…».

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

участка–могилы: 14–2. Х: 20. У:10. Быков Вл–р Петр. 8/20.7.1872–1936.6.09. духовный писатель ? автор «Тихих приютов» (1913), быв. изд. «Спиритуалиста»? Апушкины Конст. Конст. 26.10.1898–1965.10.6 и др. Лебедева (Быкова) 1899–1943 участка–могилы: 14–3. Х: 17. У:8. Мечёв Алексий, сын регента Чудовского хора Алексея Ив., 17.03.1859–1923, 22.06 протоиерей ц. Николы на Маросейке, дух. старец. там же: Анна Петровна 2.09.1965–1902.29.08 Евфросиния Никол. 28.12.1890–1959.06.02. Алексей Сергеевич 23.10.1921–1988.21.06. участка–могилы: 14–4. Х: 19. У:8. Фамарь (Марджанова Тамара Александровна) 1.04.1869–10.06.1936 игумения Сераф.–Знам. М–ря на ст. Перхушково подвижница милосердия участка–могилы: 14–5. Х: 20. У:7. Дефендова Ольга Серафимов. (2 белых креста, за ними Евгения Андр-на † 1968) 1864–1960, 27.05 участка–могилы: 14–7. Х: –10. У:22. Любимов Ал–др Вас., 1887–1952 прекр. баритон (бол. теми, гранитн. крест) и Валентина Петровна Любимова 7.02.1892–1982,12.12 (участок с Евг. Андр. – Ир. А. Габр.) протодиак. (с 1942 в Лефорт, ц., с 1913 – псалм., с 1917 – диак. в Новод. М–ре, в 1933–39 у Ильи Обыден. участка–могилы: 14–8. Х: 15. У:–23. Гузняков Борис и др. и его жена и др. (поворот перед п–ком Перхоровичу) 7.8.1932–1996, 03.01 наст. ц. " Всех скорбящих...», где служил 35 лет, (до этого – в провинции), скрипач, препод, в МДА. участка–могилы: 14–9. Х: 15. У:–16. Штраус Дм. Адольф. и др. Штраусы † 10.05.1985 участка–могилы: 14–10. Х: –-7. У:15. Рыбчинский Евфимий Ал–др. (свернуть с гл. алл. за большой могильный монумент со ступенями, за ним – вторая ограда с ажурным металл, крестом) 14.04.1866–1940,30.11 Протоиерей. По ок. Киев ДС служил на Украине, с 1891 полк, св–к, с 1911 в Кроншгадтск. соборе, с 1918 в Новодевич. М–ре до 1929 г. ? (III–XII 1922 г. под арестом), в ц. 7 Вселенск. соборов, в Благовещ. на Бережках, немного в Хамовниках, священник-нелегал ИПЦ, В 1910 г. ок. юрфак ИМУ и служил в Мин–ве финансов. В 1921–22 гг. слушал курсы Правосл. Народ. Ак.7 прислуживал в ц. Кира и Иоанна у о. Сергия Битюгова. С 6.3.1922–диакон. С 9 .9.1923 645]; В 1924–1930 гг. и. о. наст. Знаменск. ц. в Шереметевском пер.;

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

  Курганов Ф.А. Свидетельствовал ли св. Ириней, епископ Лионский, о приматстве и непогрешимом учительстве римской церкви, в частности, – ее первосвященника? – Казань, 1893.   Лебедев А.П. Духовенство древней Вселенской церкви от времен апостольских до Х века. – СПб.: Алетейя, 1997  .     Лейн Т. Христианские мыслители/Пер. с англ. – СПб.: Мирт, 1997.     Лосский В.Н. Боговидение. – М.:  Изд. Свято–Владимирского братства, 1995. С.22–28.   Лосский В.Н. Богословие и боговидение. Сборник статей. – М: Изд–во Свято–Владимирского братства,  2000.      Лосский В.Н. Предание отцов и схоластика. Боговидение в библейском образе мысли и богомыслии отцов первых веков//Богословские труды. – М., 1978.  – Сб. 18.   Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии: Латинская патристика. – М.: Мысль, 1979. С.70 –75.   Мак–Грат А. Введение в христианское богословие. – Одесса: Богомыслие, 1998. С.21, 239.   Мансуров Сергей, священник. Очерки из истории Церкви. – М.: Издательство Спасо–Преображенского Валаамского монастыря, 1994. С.241–260.   Михайловский А.В. Ириней Лионский//Новая философская энциклопедия в четырех томах. – М.: Мысль, 2000–2001. – Т. II.    Муравьев А.Н.  Первые четыре века христианства. – СПб.: Общество святителя Василия Великого, 1998. С.139–143.   Никанор, архим. Разбор римского учения о видимом (папском) главенстве в церкви, сделанный на основании священного писания и предания первых веков христианства до 1 Вселенского собора. – Казань: Унив. тип., 1871. – С. 171 – 188.   Николаев Ю. В поисках Божества: Очерки из истории гностицизма. – Киев: София, 1995. С.130–131.   Палашковский В., свящ. Евхаристическое богословие св. Иринея, епископа Лугдунского//Вестник Русского Западно–Европейского Патриаршего Экзархата. .– 1960. – Вып. 36.   Плотников В. История христианского просвещения в его отношениях к древней греко–римской образованности. От начала христианства до Константина Великого. Период 1. – Казань: Тип. Имп. ун–та, 1885. – Гл. 3.   Покровский А.И. Соборы древней Церкви эпохи первых трех веков: Историко–каноническое исследование. – Сергиев Посад, 1914  .  

http://bogoslov.ru/person/2929290

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010