3) Здесь говорится не о равенстве в Церкви членов ее по их положению, а о безразличии в деле спасения национальности (народности), происхождения и пола. Послание к Галатам написано против христиан из иудеев, гордившихся пред христианами из язычников своим происхождением от самого Авраама. Апостол и говорит, что царство небесное открыто для всех, будет ли то иудей или эллин, раб или свободный и т. п. Положение же членов Церкви в деле учения, священнодействия и управления ею не одинаково: есть наставники и наставляемые ( Евр. 13:7 ), есть учители и учащиеся ( Рим. 12:7–8 ), есть пастыри и пасомые, которые должны «повиноваться пастырям» ( 1Пет. 5:5 ). В этом отношении есть различие даже между мужским полом и женским: «жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же он хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей, ибо неприлично жене говорить в церкви» ( 1Кор. 14:34–35 ). Сектант: 4) Не нужно особых пастырей для научения верующих: каждый может назидать себя и других: «когда вы сходитесь, и у каждаго из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, – все сие да будет к назиданию» ( 1Кор. 14:26 ). «Наставляйте друг друга каждый день» ( Евр. 3:13 ), ( Еф. 5:18–19 ) и ( Кол. 3:16 ). Объяснения православного: 4) В приведенном месте послания к Коринфянам ап. Павел говорит не о церковном учительстве, а об особых, чрезвычайных дарах, существовавших лишь на первых порах в Церкви Христовой, – о дарах языков, откровения и истолкования пророчеств. Эти дары получали не только св. Апостолы, а и некоторые из верующих ( Деян. 10:44–46 ) и ( Деян. 11:28 ), ( 1Кор. 14 гл.). Особенно обильно стали проявляться эти дары у коринфских христиан, которые стали злоупотреблять ими, говоря на незнакомых языках к народу или пророчествуя разом по несколько человек, чем производили беспорядок в собраниях. Апостол и говорит, чтобы имеющие чрезвычайные дары пользовались ими к общему назиданию (ст. 26), а не к расстройству слушающих, ибо в Церкви «все должно быть благопристойно и чинно» (ст. 40). Уже в IV веке, как свидетельствует св. Иоанн Златоуст , указанные дары прекратились в Церкви, согласно предсказанию ап. Павла: «пророчества прекратятся и языки умолкнут» ( 1Кор. 13:8 и 10), (34 беседа И. Злат. на 1Кор. 13 гл. ст. 8).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Такое толкование нельзя считать произвольным: оно не только принимается некоторыми отцами и учителями церкви (бл. Иеронимом 3 ), бл. Феодоритом, св. Амвросием и др.), но и прямо выводится из самого смысла пророческой речи: пророк в 60 главе утешает свой народ и изображает предстоящее возвращение иудейского народа из плена Вавилонского; о плене он пророчествовал выше (напр. в 6 гл., 11 ст. и др. местах), теперь же старается ободрить и утешить падших духом иудеев. С этою целью он говорит об имеющем произойти обновлении всего Иерусалима и, в частности, иерусалимского храма; в 13 ст. 60 главы пророк под выражениями «место святое Мое» и «место ног Моих» именно разумеет сей храм и златую кровлю Ковчега Завета, верху которой Господь являл свое особое присутствие между двумя херувимами, сделанными из золота, с распростертыми крыльями. Такое, понимание подтверждается многими местами ветхозаветного Писания, из которых укажем на более важных В первой книге Паралипомеяон рассказывается, что, когда царь Давид вознамерился построить храм Господу Богу, собрал всех своих приближенных и важнейших сподвижников своих в деле управления царством и сказал им: бысть мне на сердце создати дот упокоения кивоту завета Господня, и подножие ног Господа Бога нашего (гл. 28, ст. 2). По самому смыслу рассказа под домом Божиим или «домом упокоения кивоту завета Господня» нужно разуметь не иное какое здание, как именно иерусалимский храм; а следовательно, и слова «создати подножие ног Господа Бога нашего» непременно следует относить к сему же храму. На вопрос, что именно разуметь под этим подножием Господним в храме, дается ответ в другом месте св. Писания, именно в книге Исход (глава 25). Здесь передается речь самого Господа Бога к Моисею о том, как он должен устроить и изукрасить внутренность скинии свидения; с 17 ст. этой главы до ст. 22 включительно Господь дает наставление об устройстве верхней кровли ковчега завета, именуемой очистилищем. Вот слова Господни: И да сотвориши очистилише покров от злата чиста: двою лактий и пол в долготу, лактя же и пол в широту.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Arsenev/...

«Язык лжив ненавидит истины: уста же непокровена творят нестроение» (Прит. Сол. гл. 26, стр. 28). Из чего заимствовал епископ Иов, что будто бы поп Июда и депутаты соблазнились якобы окружническими новшествами а в особенности проповеданием благодати Св. Духа у еретиков 2 и 3 чина? И когда именно им об этом заявляли пришедшие для соединения с ним? Не явно ли здесь видится, что епископ Иов несправедливо написал в своей грамоте; ибо депутатов от общества, посылаемых к епископу Иову никогда не было, о чем нам лично говорили жители того места Ермолай Иванович, Клим Анисимович и Афанасий Тимофеевич московскому Савватию; и священник Июда никогда не соблазнялся Окружным Посланием, но единственно прибег лжеговением к епископу Иову, избегая от церковного суда, о чем и послушание его показало: так как по приезде от епископа Иова священника Июды во свою местность, тамошнее общество, как только увидело, что грамота у него не от архиепископа Савватия, то и никто из сынов истинной церкви Христовой не принял его; почему священник Июда 20 октября прибыл в Москву к архиепископу Савватию с одним депутатом Ермолаем Ивановым от общества и просил архиепископа со слезами простить ему грех отпадения под власть раздорнического епископа Иова. И грамоту, данную Иовом, отдал архиепископу. Из этого достаточно видно, что поп Июда никогда не соблазнялся окружническими новшествами и прочим. Зачем же было лгать епископу Иову в своем объявлении? Или сего он не знает: яко всяка ложь есть от диавола. Да и к чему же Иов упомянул об окружнических новшествах, а в особенности за признание благодати Св. Духа у еретиков 2 и 3 чина? Поскольку он не указал в Окружном Послании никаких новшеств. Не показавши же законных причин к отпадению, они не имели права отторгать от своего митрополита по 13 и 14 правилу перво-второго собора, бывшего в церкви св. Апостол. Да к чему же епископ Иов упрекает, яко бы наша св. древлеправославная церковь признает вне церкви у еретиков 2 и 3 чина благодать Св. Духа? Может быть он нас в том зазирает, как мы, а равно и наши предки, не отвергали хиротонию и крещение от приходящих к нам еретиков 2 и 3 чана? То в этом он должен винит не нас, но все семь вселенских соборов и учителей церкви Христовой? Да при том же, вспомнил бы составитель того письма, что их раздорническое общество признает господствующую церковь под именем Иисус верующую во иного бога антихриста, а между тем от таковых имеют происшедшее епископство и священство. Пусть о этом нам докажут, что святые правила повелевают не второкрещать и не пересвящать приходящих к церкви от тех еретиков, которые веруют в антихриста, Да и могут ли быть у верующих в антихриста еиископы и св. крещение во имя Св. Троицы?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

«Если мы можем и их исправить, и сами не потерпеть вреда, то должны употребить на то всё старание. Если же и они не исправятся, и мы получим вред, в таком случае необходимо их отвергнуть и бросить. От этого и они сами часто получают гораздо более пользы. Потому-то и Павел убеждал таким образом: измите злаго от вас самех, и: да измется от среды вас содеявый дело сие ( 1Кор.5:13, 2 ). Пагубно, истинно пагубно обращение со злыми людьми. Не так скоро пристает зараза и короста губит подвергшихся этой болезни, как злые нравы людей порочных. Тлят обычаи благи беседы злы ( 1Кор.15:33 ). И пророк также говорит: изыдите от среды их и удалитесь ( Иер.51:6 ) (св. Иоанна Злат., 57-я бес. на св. Иоанна). «Убегайте, молю вас, от таковых людей и, как смертельную заразу, отдаляйте от себя и от слуха вашего пагубные разговоры, по Писанию: огради уши твои тернием и не слушай языка нечестивого ( Сир.28:28 )… Вы, уловленные простодушием, или завлеченные обманом, или обольщенные какою-либо хитростью, – расторгните коварные сети, освободите от заблуждения колеблющиеся стопы ваши, познайте правую стезю небесного пути. Апостол говорит: повелеваем о имени Господа нашего Иисуса Христа, отлучатися вам от всякаго брата, безчинно ходяща, а не по преданию, еже прияша от нас ( 2Сол.3:6 ). И в другом месте: никтоже вас да лстит суетными словесы; сих бо ради грядет гнев Божий на сыны непокорныя: не бывайте убо сопричастницы сим ( Еф.5:5 ). (Св. Киприана о единстве церкви). «Итак, надлежит нам не отступать от воли Его: лучше воспротивимся глупым и несмысленным, превозносящимся и хвалящимся пышностью слова своего людям, нежели Богу» (Св. Климента, послан. 1Кор гл. 21). «Вы, положившие начало возмущению, покоритесь пресвитерам и примите вразумление к покаянию, преклонив колена сердца своего. Научитесь покорности, отложивши тщеславную и надменную дерзость языка. Ибо лучше вам быть в среде Христа малыми и уважаемыми, нежели казаться чрезмерно высокими и лишиться упования Его». (Св. Климента, 1 посл. Кор. LVII)!

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В параллельном отрывке Лк 17. 26-27 упоминание о «днях Ноя» не совпадает лишь в деталях: в отличие от Евангелия от Матфея эти дни сравниваются со «днями Лота» (Лк 17. 28-29) в контексте рассказа о «днях Сына Человеческого», т. о. они предостерегают об опасности безразличия и беспечности «рода сего» (Лк 17. 25). Слова в Лк 17. 27 об уничтожении человечества являются аллюзией на Быт 7. 21-23. Т. о., сцены потопа во времена Н. для христ. авторов предстают как первые наглядные картины грядущего апокалипсиса. В Лк 3. 36, в родословии Иисуса Христа, Н. упоминается как предок Иосифа Обручника по линии царя Давида. Снисхождение Св. Духа на Христа в водах Иордана в образе голубя в сцене Крещения Господня (Мф 3. 16; Лк 3. 22; Ин 1. 32), по мнению мн. исследователей, содержит отсылку к потопу, напоминая о голубе, к-рого Н. посылал из ковчега над бушующими водами и к-рый принес ему весть о прекращении катастрофы (Быт 8. 8-11). Тем самым событие из жизни Н. становится символом Божественного прощения, прекращения наказания, связанного с началом эпохи пришествия Сына Божия в мир (см., напр.: Hagner D. A. Matthew 1-13. Dallas, 2002. P. 58; Ferguson E. Baptism in the Early Church: History, Theology, and Liturgy in the First Five Centuries. Grand Rapids, 2009. P. 123). Нек-рые постановления Апостольского Собора в Иерусалиме для христиан из язычников в отношении запрета на поедание мяса с кровью (Деян 15. 20, 29; ср.: 21. 25) сходны с заповедью, данной сыновьям Н. (Быт 9. 4), и с известными из раввинистической традиции т. н. заповедями сыновей Ноя, предназначенными для прозелитов ( Левинская И. А. Деяния Апостолов: Гл. 9-28. СПб., 2008. С. 250). В 1 Петр 3. 20-21 повествуется о проповеди Христа «некогда заключенным в темнице духам», в т. ч. и «непокорным», чье непослушание и погибель отнесены ко «дням Ноя». Проповедь могла быть адресована как непокорным людям, уничтоженным потопом, или душам мертвых, и, вероятно, неправедных людей, так и греховным ангельским силам, чье непослушание спровоцировало Божественное наказание в виде потопа ( Elliott J.

http://pravenc.ru/text/Ной.html

Goetz. Das Kiever Hцhlenklosmer. 3; ср.: Никольский Н. О древнерусском христианстве, в: Рус. м. 1913. 6; Федотов. С. 248. Дмитриевский. Описание литургических рукописей. 1. Киев, 1895. Введение. С. XCV–XCVI, 1–152; Лисицын. С. 13–160; ср.: Diehl, в: BZ. 1. S. 521; Красносельцев. Типик церкви святой Софии в Константинополе. Одесса, 1892. Устав св. Феодора, в: Migne. 99. P. 1704 и след., 1813 и след.; а также в: Дмитриевский. 1. С. 224–238. Введение. С. CVII и след.; ср.: Лисицын. С. 161 и след. Устав Алексия в: Голубинский. 1. 2 (2-е изд.). С. 494–507. Киево-Печерский патерик (1911). С. 24–26, 28, 14. Патерик (1911). С. 14–56; ср. работы Чаговца и Федотова. Поучения Феодосия в: Пономарев. 1; об идентичности поучений ср.: Шахматов, в: ИОРЯС, 1893. С. 827–33; Никольский. Материалы для повременного списка русских писателей и их сочинений X и XI вв. СПб., 1906. С. 157–166. Патерик (1911). С. 26, 27, 29, 39, 41, 43. Лавр. лет. под 6559, 6582, 6583, 6599, 6604 гг.; Goetz. Das Kiever Hцhlenklosmer. Патерик (1911). С. 83–86; Приселков. Очерки. С. 246, 367; Goetz. S. 207. Ср.: примеч. 4; Абрамович. С. 133 и след.; Schneider. Theodor v. Studion und sein Zeitalter (1892). S. 40. Аскетическую традицию св. Феодосия представляют подвижники: Никола Святоша, Прохор, Григорий, Спиридон, Алипий; ср.: Патерик. Гл. 20, 27, 28, 31. О культурном расцвете Смоленска см: Никольский. О литературных трудах митрополита Климента Смолятича (1892). С. 138; Лавровский. О древнерусских училищах (1854). С. 49; Ключевский. Древнерусские жития (1871). С. 54. Об Авраамии: Редков. Ук. соч.; Федотов. Ук. соч., в: Прав. м. 2 (1930); Макарий. 3. С. 64–67, 205–210. «Слово о небесных силах» в: Известия Академии наук. 9 (1860/61). С. 188 и след.; еще ср.: Вилинский. Житие св. Василия Нового. 1 (1913). С. 311; Веселовский А. Н. Разыскания в области русского духовного стиха (1889). С. 121; кроме того: Шевырев. История русской словесности. 3 (1858). С. 15; Буслаев. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. 2. С. 119.

http://sedmitza.ru/lib/text/436705/

Римская церковь , в случае нужды, дозволяет крещение всякому человеку, не только христианину, но и не христианину, лишь бы только он, при возливании воды на голову крещаемого произнес лова: «я крещаю тбя во имя Отца и Сына и св. Духа» и при этом имел намерение сделать то, что делает церковь . 25 Относительно крещения протестантов практика её разнообразится смотря по епархиям: в одних крестят их вновь при принятии в латинство, в других не крестят: в Италии 26 и во Франции 27 крестят их, по большей части, условвныым образом: «если ты не крещен, то я тебя крещу во имя Отца» и проч. У нас условное крещение христианских иноверцев допускается лишь в том сслучае, когда прежнее их крещение будет неизвестно или сомнительно. 28 У протестантов, также как и у нас, крещение не повторяется даже при переходе из одного общества в другое. Одни только анабаптисты (т.е. менонниты и дункеры) не признавать действительным крещения младенцев, и потому вторично крестить тех из переходящих в их общество, которые были крещены во младенчестве. Реформаторы положительно запрещают совершение крещения вообще женщинам и, в частности, повивальным бабкам. 29 Протоиерей Тарасий Серединский Берлин 22 марта (3 апреля) 1868. 11 Преосв. Макар Пр. догм. богосл. m.II стр 233 Спб. 1857. Преос. Евсев. Бес о 7 спас. таинств. пр. каф. В. церкв. стр. 56. Спб. 1850. Арх. Антон. догм. богосл. стр. 360. Свящ. К. Никольск. Рук. к из. уег богосл. пр. ц. стр.318. О должн. прих. пресв. гл. 3 §84. Номок. 204. Ук. 1722 г. февр. 28 п. 1-й. Прот. Скворц. Зап.по церк. законов стр. 167. Киев 1818. 12 Werner – Geschichte der apolog. n. polem. Luteratur der chrislichen Theologic. III. Band. § 152 Schaffhauset 1864 20 Τς ποστολικς λης παραδσεως λλτρεον. Picher – Geschichie der kirchchen Trennung zwischen dem Orient unt Occident. H Band. Seite 300. München. 1869. 22 Догм. богос. Стр. 122. Корфу 1851. Conf. Pitzipios – L’église orientale P. 1. p.100. Rome 1855.. Читать далее Источник: Прот. Т. Серединский. О крещении мирском и иноверном//Христианское чтение, 1868, No 8. – 204–210 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Tarasij_Seredi...

Троиц. 203, посл. треть XV в. Варианты и переработки основной редакции создавались и переписывались во мн. книжных центрах Др. Руси. Три варианта были составлены в Кирилло-Белозерском мон-ре, где интерес к «И.» был традиционным. В списках 1-го варианта (РГБ. Собр. Строева. 28, нач. XVI в.; РНБ. ОСРК. F.I.225, 1509 г., и 8 восходящих к ним списков) в конце сборника, после заключительной гл. 164, добавлено заимствованное из Киево-Печерского патерика «Сказание Симона Владимирского о Тите попе и Евагрии дьяке», осуждающее ссоры в мон-рях. В списках 2-го варианта (РНБ. ОСРК. F. I. 209; Кир.-Бел. 38; РГБ. Егор. 721; все XVI в.; а также 3 более поздних) традиц. главы 18 и 125 разделены на 2 статьи каждая, исходя из содержания. Дополнительные 20 статей (поучения и дидактические повести, толкования библейских текстов, апокрифические видения) были заимствованы, вероятно, из к.-л. монастырского четьего сборника и предназначались для келейного чтения. Идейно-тематические особенности 28 дополнительных статей 3-го варианта (БАН. 13.2.7, 2-я пол. XVII в., и др.) отражают, по-видимому, негативное отношение кирилло-белозерских книжников к опричной политике царя Иоанна IV Васильевича . Этим можно объяснить включение в данный вариант обличительных компиляций на темы из библейской Книги прор. Исаии (нач.: «Тако глаголет Господь: Аз воздвигох с правдою царя, и велия власть его заступает судом»). Указанные списки свидетельствуют о связи Кирилло-Белозерского мон-ря с книжными центрами Сев.-Вост. Руси - Вологдой, Галичем, Ярославлем. Причины появления дополнительных чтений в др. вариантах основной редакции различны. В 4 списках мазуринского варианта (РГАДА. Мазур. 599; ГИМ. Единоверч. 92 и др.; все XVI в.) предполагаемая причина введения 2 статей из Торжественника («Слово Иоанна Дамаскина на Благовещение» и «Житие Алексия, человека Божия») - чтение «И.» в к.-л. храме, где праздник Благовещения (и близкая по времени пам. прп. Алексия, человека Божия, 17 марта) был престольным. Соловецкий вариант (РНБ. Солов. 270, XVI в., и близкие к нему), созданный в период борьбы с ересью жидовствующих , пополнен статьями о догмате Св. Троицы.

http://pravenc.ru/text/293896.html

27) Киприан Карфагенский ч. 1, п. 54 к Флоренцию Пупиану о поносителях, стр. 304 (2 изд.): «Расколы и ереси происходили и происходят в том случае, когда епископу, которому одному предоставлено начальство над церковью, некоторые по гордой самонадеянности оказывают презрение, – когда человека, почтенного удостоением Бога, люди почитают недостойным». 28) Бол. Катихизис. л. 199: «Невернии же еретицы отнюдь чужды суть, и не приемлют пречистого Христова тела. Понеже и чина о нем не разумеют, аще и службы мнятся совершати». 29) Кириллова, знам. 2, гл. 4. л. 22 и об.: «Святии апостоли тогда онех отступников и сводителей людей Божиих с собою антихристами нарицали. Такоже и ныне всех еретиков и сводителей, антихристами, оному последнему служащими разумей, иже от единыя святыя кафолическия соборныя церкве греческия отступили». 30) Деяния всел. соб. т. 7, стр. 316–317: «Каким образом говорится: Аз с вами во вся дни до скончания века ( Мф.28:20 )? Но спасительный ли это глас, если не видно, чтобы содержащееся в нем обетование исполнилось на самом деле? Ведь такое обетование дал Он находившимся тогда с Ним св. апостолам... Но дар этого благовестия перешел на нас; мы, подчинились их проповеди, и Христос, обитавший с ними во плоти, в течение всей нашей жизни пребывает с нами духовно. И так в настоящем случае нужно плакать о заблуждении еретиков, которые так презрительно отнеслись к этому, отрицают такие очевидные догматы, осмеивают божественные обетования, относящиеся к кафолической церкви, нечестиво отвергая их». (Вып. Алекс. 57–58). 31) Мансима Грека ч. 1, сл. 9. стр. 178: «Оно же буди ведый, яко всяка ересь начальника и учителя имать диавола, той бо есть глаголемый во св. Евангелии человек враг иже сеял посреди добрыя пшеницы, сиречь чистаго и неблазненаго евангельскаго богоразумия лукавыя плевелы, еже есть различныя ереси». 32) Маргарит, сл. 3 о святом крещении, л. 428 и об.: «Якоже бо мышь огрызуя письмена, многащи отъемлет обличение, тако и еретицы сии, огрызующе писания и ова убо обрезующе оваже оставляюще непщуют избежати обличения, но и та оставляема показуют тех навет и неистовство».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

Ист.: BHG, N 276-277k; BHL, N 1370-1380; BHO, N 183; ActaSS. Febr. T. 1. P. 334-347; PG. Т. 116. P. 817-830 [passio]; SynCP. Col. 457, 458, 988; ЖСв. Февр. С. 211-221; Laty š ev. Menol. T. 1. P. 328-336; Garitte G. La Passion de S. Irénarque de Sébasteé et la Passion de S. Blaise//AnBoll. 1955. Vol. 73. P. 18-54; Tandari J. Hrvatoglagoljski ritual//Slovo. Zagreb, 1980. N 30; Gianelli C. , Graciotti S. Il Messale croato-raguseo (Neofiti 55) d. Biblioteca Apostolica Vaticana. Vat., 2003. Лит.: Skurla S. Sveti Vlaho: biskup i muenik od Sevasta, dubrovaki obranitelj. Dubrovnik, 1871; Каптерев Н. Ф. Характер отношений России к Правосл. Востоку в XVI и XVII ст. М., 1885; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 66, 67; Janin. Églises et monastères. P. 64, 65; Janin R. Blaise (28)//DHGE. T. 9. Col. 69; LTK. Bd. 3. S. 525; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 83; Gordini G. D. Biagio//BiblSS. Vol. 3. P. 158-160; 160-165; 165-170; Топоров В. Н. Боги//Слав. древности: Этнолингвистич. слов. М., 1995. Т. 1. С. 210, 211; Толстой Н. И. Власий//Там же. С. 383, 384; Cavallaro R. S. Biagio tra folklore e mito. R., 1996. Л. А. Бугаевская, П. И. Жаворонков, А. А. Турилов Избранные святые. Икона. Кон. XIV — нач. XV в. (ГТГ) Согласно Большаковскому иконописному подлиннику сводной редакции (XVIII в.), В. был «сед, брада по персям», сужающаяся книзу; изображался в крещатой фелони («ризы кресты обои равны, черныя и белыя»), светлом подризнике, в омофоре, с Евангелием в руках ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 72, 101). Образ этого святого в рус. иконописных подлинниках обладает архетипической характеристикой: описания др. святых уподоблены В. так же часто, как и образу свт. Николая, они касаются отдельных черт, гл. обр. бороды (напр., сщмч. Евсевий Самосатский - «брада Власиева» - Там же. С. 22; св. блгв. кн. Глеб Всеволодович - «брада доле Власиевы и поуже» - Там же. С. 113), возрастной характеристики (напр., сщмч. Корнут, еп. Никомидийский,- «сед, власы и стар, аки Власий», еп. Сисиний Кизический - «сед, аки Власий» - Там же. С. 29, 109), а также типологии образа святителя (напр., свт. Сильвестр в изображении «Воздвижения Креста» - Там же. С. 29) или старца (в т. ч. и в композициях на евангельские сюжеты, напр. «Зачатие св. Иоанна Предтечи»: «За Захариею стоят старцы близ его, един сед брадою, аки Власий, а другой, аки Никола...» - Там же. С. 32). Др. иконописный подлинник того же времени (Филимоновский) к описанию В. добавляет изображение свитка с надписью: «Господи, Боже мой, аще в скорбех или в напастех помянет имя мое, исполни комуждо прошения сердца его» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 269). В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота (нач. XVIII в.) предписано изображать В. следующим образом: «старец кудрявый с остроконечною бородою» (Ч. 3. § 8. 29); в разд. «Как изображаются страдания мучеников каждого месяца всего года» под 11 февр. дано пояснение: «был усечен мечем» (Ч. 3. §§ 22).

http://pravenc.ru/text/155013.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010