25 Vita s. Macrinae. Opera. II, 1638, p. 195. 26 Прав. пал. сб., вып. 20, стр. 140. 27 Прав. пал. сб., вып. 20, стр. 162. 28 Дмитриевский. Древн. патр. типиконы, стр. 114—213. 29 Дмитриевский. Древн. патр. типиконы, стр. 329. 30 Там же, стр. 309. 31 Дмитриевский. Euvcolo,gia, стр. 249—250. 32 Постная Триодь. СПб, 1910 г., стр. 59. Ср. Талмуд в переводе Переферковича, т. 1, 1899 г., стр. 29—30. 33 Скабалланович. Толковый типикон, вып. 2, стр. 3—15; Смирнов Ф. Богослужение апостольского времени. Тр. К. Д. Ак. 1873 г. кн.1, стр. 527—530. Duchesne. Origines du culte chrétien. Paris, 1898, p. 1—11; 45—55. 34 Жизнь и труды ап. Павла. СПб. 1887 г., стр. 94. 35 Гл. 38. 36 Жизнь Константина. Кн. IV, гл. 22. 37 Слово на Св. и спасительную Пасху. 38 Римский миссал – служба великой субботы. Ср. E. Martene. Tractatus de antiqua Ecclesiae disciplina in divinis celebrandis officiis. Lugduni, 1706, p. 416. L. Duchesne. Origines du culte chrétien, 1903, p. 251. Очевидно, такого же происхождения существующая в православной церкви традиция зажигать во вновь освященном алтаре светильники от огня, получаемого в результате раздувания углей в кадиле. 39 Maclean E. Syrian Daily offices. 274. 40 H. Alt. Christliche Kultus, II, 280. 41 Tupiko,n th j tou» Cristou» megalh,j(ekklhsi,aj Aqh,nai(1913) sel) 367&368) 42 Дмитриевский. Церковные торжества на правосл. востоке. СПб, 1909 г., ч. 1, очерк Х, стр. 5—6. 43 Савваитов. Путешест. новг. архиеп. Антония в Царьград. СПб, 1872 г., стр. 151. 44 Там же. 45 Русск. историч. библ. т. VI, стр. 794. 46 Там же. 47 История русской церкви, т. VI, стр. 114. 48 Святогробский типикон 1122 г. в последовании страстей Господа нашего Иисуса Христа, говорит: «Патриарх с архидиаконом входят в ангельское победное, сзади Святаго Краниевого места, берет честный крест оттуда и несет его привязанным на плечах своих. Архидиакон обвязывает орарем выю его и влечет его во святую темницу и остается в ней патриарх» (Дмитриевский. Богосл. страстн. и пасх. седм., стр. 145). Вот нажало первому из этих обрядов. Начало второму – в троекратном обхождении кувуклия с каждением и пением нарочитых псалмов (см. выше, стр. 12 и 13), сохранившееся и в современном обряде св. огня с заменой нарочитых псалмов упомянутой стихирой (см. выше, стр. 2).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3751...

Втор.11:27–28 «Делом и словом почитай отца твоего и мать, чтобы пришло на тебя благословение от них, ибо благословение отца утверждает домы детей, а клятва матери разрушает до основания». Сир.3:8–9 «Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте». Рим.12:14 «По крайней мере c IV в. обычным жестом при устном священническом или епископском благословении становится наложение крестного знамения (крестообразное движение руки) на благословляемое. Одно из ранних свидетельств этому содержится в составленном не ранее III в. апокрифическом Евангелии Никодима (гл. 24), где описано, как сошедший во ад Господь, простирая руку, творит крестное знамение на Адаме и всех ветхозаветных святых. При этом для крестообразного благословения могло использоваться различное перстосложение, как открытая ладонь («всеперстие»), так и один или несколько пальцев. Использование при благословении разных форм перстосложения тесно связано с жестикуляцией римских ораторов (например, соединение безымянного пальца с большим, когда остальные вытянуты, означало начало речи или порицание (Quint. Inst. orat. 11. 3), а вытянутая правая рука, с выпрямленными указательным и средним, с прижатыми мизинцем и безымянным и отставленным большим пальцами — процесс речи или угрозу (Апулей. Метаморфозы. 2. 21). Кроме того, определенное влияние на перстосложение при благословении оказало и античное искусство счета по пальцам. Св. Патриарх Константинопольский Герман I в толковании на Божественную литургию (VIII в.) приводит числовое истолкование архиерейского благословения по прочтении Евангелия перед удалением оглашенных: пальцы благословляющей руки должны изображать греч. буквы ς и φ, имеющие определенные числовые значения и в сумме дающие 6500 — предполагаемый год (от сотворения мира) Второго пришествия Христа Спасителя. С V в. на Востоке в связи с особой остротой христологических споров на пальцах стали изображать исповедание веры: 2 соединенных пальца символизируют Божественную и человеческую природы Христа Спасителя, а 3 — Три Божественных Лица. В зависимости от того, какие 3 пальца соединены — большой, безымянный и мизинец или большой, указательный и средний, — различаются дву- и троеперстие. Обычными перстосложениями на Востоке долгое время были восходящее к античности соединение большого пальца с безымянным при вытянутых остальных (при этом большой и безымянный пальцы изображают крест; именно это перстосложение имел в виду в своем толковании свт. Герман) и двуперстие; и то и др. встречается, например, на мозаичных иконах и фресках XI в. в Софийском соборе Киева. Кроме того, с VI в. на Востоке появляется благословение только 4 пальцами правой руки при прижатом большом.

http://azbyka.ru/blagoslovenie

Об обращении Л. неоднократно упоминалось св. отцами ( Basil. Magn. Moral. reg. 37; Ioan. Chrysost. In Act. 36. 1; Nil. Epist. 3. 145; Phot. Bibl. 122 и др.), напр., Амброзиастер отмечает, что, придя в Македонию в притеснениях и страданиях (2 Кор 7. 5), ап. Павел со спутниками обрел утешение в лице уверовавшей Л. ( Ambrosiaster. In 2 Cor.//PL. 17. Col. 303). Тем не менее память Л. отсутствует в визант. церковных календарях. К-польская Православная Церковь приняла решение о внесении памяти Л. в календари греч. Церквей только в 1972 г. В 1972-1974 гг. по инициативе Неапольского и Фасосского митр. Александра рядом с Филиппами был сооружен баптистерий св. Лидии, где проводятся массовые крещения. Во имя этой святой был освящен храм в Аспровалте. Мон. Герасим Микраяннанит составил в честь Л. службу, молебный канон и икосы акафиста. Л. также была включена в число сотрудников ап. Павла, память к-рых совершается в 1-е воскресенье после Собора 12 апостолов (30 июня). В зап. традиции память Л. отсутствует во всех древних мартирологах, в XVI в. кард. Цезарь Бароний внес ее почитание под 3 авг. в составленный им Римский Мартиролог как «первой из всех, кто уверовала в Евангелие [в Македонии]» на основании упоминания в Деян 16. 12-14 (ActaSS. Aug. T. 1. P. 199; MartRom. Comment. P. 321). В совр. зап. историографии Л. торжественно называют первой женщиной на европ. континенте, принявшей благовестие ( Witherington. 1992; ср.: Προκπιος (Τσακουμακς), μητρ. 19952. Σ. 51). Лит.: Lattanzi U. Lidia//BiblSS. Vol. 8. Col. 43-45; Witherington B. Lydia//ABD. 1992. Vol. 4. P. 422; Προκπιος (Τσακουμακς), μητρ. Απστολος Παλος κα Θιλπποι. Τ Βαπτιστριο τς Αγας Λυδας. Καβλα, 19952; Dunn J. D. G. The Acts of the Apostles. L., 1996; Fitzmyer J. The Acts of Apostles. N. Y. etc., 1998; Αγαθγγελος, π. Θαναρου. Συναξαριστς τς Ορθοδξου Εκκλησας. Αθναι, 2006. Τ. 5: Μος. Σ. 307-310; Μακριος Σιμωνοπετρτης, ερομν. Νος Συναξαριστς τς Ορθοδξου Εκκλησας. Αθναι, 2007. Τ. 9: Μος. Σ. 229-230; Левинская И. А. Деяния Апостолов. Гл. 9-28: Ист.-филол. коммент. СПб., 2008; Σκαλτσς Π. Ι. Η Αγα Λυδα στ χριστιανικ ορτολγιο κα τν μνογραφα//ΓΠ. 2010. Τ. 92. Τευχ. 836. Σ. 554-557.

http://pravenc.ru/text/2110489.html

23 Книга Праведного, или Книга Доблестного. 24 В современной Библии эти книги, обнимающие ЯЭС и В в совокупности составляют Тору (Пятикнижие) и сборник Первых Пророков, т. е. Исторические книги ВЗ. 25 Профетизм — от греч. профетес, пророк. 26 Все дни памяти пророков указываются по старому стилю. 27 См. §15 28 Амос, отец пр. Исайи, «не был, как многие думают, третий из двенадцати пророков, а другой, и они пишутся у евреев различными буквами» (бл. Иероним. Толк. на пр. Исайю. Кн. 1. Твор., т. 7, с.6). Имя отца Исайи произносилось как Амоц. 29 «После исторической истины все должно быть понимаемо духовно» (Бл. Иероним. Твор., т. 7, с.4). 30 То есть благоденствие. 31 О значении этого пророчества см. ниже §28 32 В Септуагинте слово «Эвед» передано существительным «Пайс», которое переводится как дитя, сын, молодой слуга (отрок). Точно также назван Христос в речи ап. Петра (Деян 4,27, согласно древнейшим рукописям), несомненно, в связи с гимнами Эведа в Кн. Исайи (по переводу LXX). 33 В синод. переводе Кн. Ездры названа 1-й, т. к. в него включены неканонические 2-я и 3-я Кн. Ездры. 34 См. Еп. Питирим Волоколамский. Основные принципы современного богословского исследования в их развитии с конца XIX века. БТ, 1970, в. 5. 35 Семь столбов Дома Премудрости означают полноту совершенства. 36 Следует отметить, что первоначально храмы св. Софии посвящались «Христу, Премудрости Божией» (ср. 1 Кор 1,24). 37 Иез 14,14. Даниил, упомянутый у пророка, — легендарный финикийский царь-мудрец. 38 Это не относится к Ангелу Господню как образу Богоявления. 39 Иисус Сирахов для краткости часто именуется просто Сирахом. 40 Симон жил около 200 года до Р.Х. 41 Или Праведного Учителя. 42 Хилиазм — учение о тысячелетнем Царстве Божием на земле. Этот взгляд разделяли многие ранние Отцы Церкви. 43 Синодальный перевод «воззрят на Него» менее точен. 44 Гесиод (VIII в. до Р.Х.) делил историю на золотой, серебряный, медный и железный века — в соответствии со степенью их упадка. 45 3-я гл. Дан лежит в основе ирмосов утрени (7-8 песни).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

19 Origenis . Contra Celsum. VII, 9. 10. Migne . Patrol, cursus. Gr. ser. Tom. XI, col. 1433, 1436. 20 Евсевий . Церк. история, V, 24. 21 Gebhardt und Harnack . Texte und Untersuchun. B. III, Heft. 3—4. S. 448, 460. 22 Книга Деяний св. Апостолов, 21, 9; Евсевий , ibid. 23 Заповеди, XI. 24 Такой персонал состоял из епископа, диакона, вдовицы, девственницы, учителя и исповедника. De praescript., cap. 3. 25 Contra Celsum. Lib. VII, cap. 11; Migne . Tom. XI, col. 1437. 26 XIII, 2; XV, 1. 27 XI, 1. 28 Ibid, 2. 29 Ерм . Пастырь; Подобия. IX, гл. 25. 30 XIII, 1. 31 XV, 2: «Не пренебрегайте ( Μ περιδητε ) ими, т. е. епископами и диаконами, ибо они должны почитаться вами вместе с ( μετα ) пророками и дидаскалами» 32 Подобия. IX, гл. 25. 33 Послание Варнавы, гл. I, 8: «Я не как учитель ( διδασκαλος ), но как равный с вами, изъясняю вам». Свидетельства Игнатия и Дионисия были указаны выше. 34 Заповеди, IV, гл. 3. 35 Свидетельства из разных сочинений Оригена собраны Гарнаком. Lehre der zwolf Apostel. S. 135—136. 36 Евсевий . Церк. история. Кн. VII, гл. 24. 37 Сравн. Διδαχη , XI, 10: «пророк, если не делает того, чему учит, есть лжепророк ». 38 Die Mission und Ausbreitung des Christentums in den ersten drei Jahrhund. S. 260. Leipz. 1902. 39 Некоторые из дидаскалов стали адептами ложных учений, например, в Египте во времена Дионисия стали поддерживать сторону так называемых хилиастов, «отказываясь следовать Евангелиям и презирая Апостольские послания» (Евсевий . Церк. Ист. VII, 24). Такого рода дидаскалы начали появляться еще и во времена Ерма. Он упоминает об «учителях неправды, у которых нет никакого плода истины; из желания прибытка они обольщали людей, и каждый учил по похотям грешных; за это они понесут наказание», замечает Ерм (Подобия, IX, гл. 19). 40 1 Петр. 4:10; Ерм . Пастырь, подоб. IX, гл. 27 (ст. 2). 41 Климент . Первое послан. Гл. 42. Сравни Исайя, 60, стих 17. (Но только Климент несколько изменяет текст этого места.) 42 Видение III, гл. 5. 43 Посл. к Ефес., гл. 2. Поел. к Магнезийцам, гл. 6. Die syrische Didaskalia (S. 273) называет диакона «ушами епископа, его устами, его сердцем и его душою». «Хотя епископ и диакон обитают в двух телах, но они составляют одну душу и один дух, и должны быть согласны в совете» (S. 86). Leipz. 1904.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2642...

21 Дополнено с греч. 22 В слав. вси помыслы; в греч. παντες σ λγοι . 23 См. Патрологию Греческую, издание Минья. Том 99, стр. 688. Париж. 1860 г. 24 В Новогреч, пер. ερχωρος ; в Еллиногреч. αρινς ; в Слав. весеннее. 25 В гору Антония прислали однажды вина; один из пустынников поднес Ав. Сисою две чаши вина. Сисой выпил первую, принял и вторую. Но когда он предложил ему в третий раз, Сисой не взял, сказав: разве ты, брат, не знаешь, что есть сатана. Достоп. Сказания о подв, св. и бл. Отцев. Стр. 297. 26 Дополнено с Еллиногреч. 27 Сын и преемник царя Никифора (803—811). 28 Творения Василия В. 5-я часть. Слово 3-е о подвижничестве, стр. 82. Москва. 1847 г. 29 Достоп. Сказания о подвижничестве св. и блаж. Отцев. Москва. 1846 г. Стр. 272. 30 Там же стр. 67— 68. 31 По греч. κχσεις . 32 В Слав. подчревныя двизания. 33 По греч. κορνιακτισμνην . В слав. книге: украшену; опечатка, вместо упрашену. 34 В тогдашнее время, когда положено было есть однажды в день, вкушали пищу в 9-м часу (по древнему счету, а по настоящему, в 3-м по полудни). Когда же ели дважды в день, дозволялось вкушать пищу раньше. 35 Смотри 1-е слово его «о подвижничестве». 36 Здесь, как и в других подобных местах, разумеется вино виноградное, которое в южном климате составляет существенную потребность. При том, как видно и из 9-го поучения препод. Феодора в монастырях употреблялось большею частью вино новое, или вернее недавно выжатый лозный сок, не имеющий винной крепости. 37 Св. Григорий Синаит в главах 120 и 121 выставляет пять степеней послушания: 1 отвержение своей воли, 2 повиновение старшим, 3 послушание заповедям Божиим, 4 смирение пред всеми, 5 любовь ко всем. Также и блаженные Каллист и Игнатий в 15 гл, выставляют пять свойств послушания с некоторым изменением: 1 полная вера к предстоятелю и наставннку, 2 истина, — истинствовать пред ним в слове и деле, 3 не исполнять ни в чем своей воли, а стараться во всем отсекать оную, 4 отнюдь не прекословить и не спорить, так как прекословие и спорливость бывают от рассуждения с неверием и высокомудрием, 5 совершенное и чистое исповедание грехов и таин сердечных. (То и другое во 2-й части Добротолюбия).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2871...

Четвероевангелие: (Сравнит. особенности канонических евангелий по их содерж., главным мыслям и излож.)/М. Муретов. - [М.]: Тип. Свято-Троицкой Сергиевой лавры, ценз. 1900. - 141 с.; 23 см. - Отт. из «Богосл. вестн.» за 1899 и 1900. - Без тит. л. и обл. - Авт. указан в конце текста Бог - слово и всокресение Христово: (Крат. объяснение пасх. Евангелия Иоанна 1. 1-18)/[Соч.] М. Д. Муретова, проф. Моск. духов. акад. - М.: Унив. тип., 1903. - 28 с.; 24 см. - Отт. из 4 «Душеполезного чтения». 1903 г. Новозаветная песнь любви сравнительно с «Пиром» Платона и «Песнью песней»: Актовая речь проф. М. Д. акад. Митрофана Муретова. - Б. м.: Свято-Троицкая Сергиева лавра, собств. тип., 1903. - 92 с.; 26 см. - Отт. из 11 и 12 «Богослов. вестн.» за 1903 г. Отзыв о переводе песней св. Романа проф. П. И. Цветковым/Проф. М. Д. Муретов. - Б. м.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, собств. тип., 1903. - 39 с.; 24 см. - Отт. из 1 и 2 «Богослов. вестн.» за 1903 г. Родословие Христа: (Матф. 1, 1-17, Лук. 3, 23-38): Экзегет. исслед. проф. М. Д. акад. М. Д. Муретова. - М.: Унив. тип., 1904. - 140 с.; 25 см Древнееврейские молитвы под именем апостола Петра с приложениями: О литературных особенностях творений ап. Петра и О значении термина «katholikos»/[Соч.] Митрофана Муретова, проф. Моск. дузов. акад. - Б. м.: Свято-Троицкая Сергиева лавра, собств. тип., 1905. - 170 с.; 24 см Проект устава православных духовных академий/[Соч.] Засл. орд. проф. Моск. духовной акад. Митрофана Муретова. - Б. м.: Свято-Троицкая Сергиева лавра, собств. тип., 1906. - 44 с.; 25 см Эрнест Ренан и его Жизнь Иисуса/Проф. М. Д. Муретов. - Спб.: Тип. Монтвида, 1907 (обл. 1908). - III, 428 с.; 24 см. - Прил. к журн. «Странник». 1907, февр.-дек.; 1908 янв.-дек. Эрнест Ренан и его Жизнь Иисуса/Проф. М. Д. Муретов. - Спб.: Тип. Монтвида, 1907. - 428 с. - Отт. из журн. «Странник» за 1907-8 г. Критические замечания на книгу проф. Мищенко: Речи ап. Петра в книге деяний апостольских. С прил.: 1) Об апостольском соборе (Деян. 15 гл.) и 2) Об отношении христиан к мирской власти (Деян. 4, 19-20 и 5, 29 в связи с Матф. 22, 15-21, Римл. 13, 1-10 и 1 Петр. 2, 13-20)/Проф. М. Д. Муретов. - Сергиев Посад: Тип. Св.-Троицкой Сергиевой лавры, 1911. - 78 с.; 24 см. - Отт. из «Богослов. вестн.» за 1911 г. - Без тит. л.

http://bogoslov.ru/person/37416

26) О том же Толкование на ст. 27–30 Что значит терпети о Господе (на ст. 22–23) Глава XII Гонение на Церковь Христову Ирода Агриппы. Мученическая смерть апостола Иакова (XII, 1–2) Заключение ап. Петра в темницу и чудесное освобождение его (XII гл.) Св. Исидора Пелусиота на сказанное народом Ироду: глас Божий, а не человеч (ст. 22) Возвращение Варнавы и Савла в Антиохию (24–25) Библиографический указатель к X-XII гл. Часть вторая. Церковь Христова в странах языческих (XIII-XXVIII гл.). I. Первое апостольское путешествие Павла и Варнавы Глава XIII О важности и необходимости епископского рукоположения (XIII, 3) О волхве, которого Павел ослепил своим приговором О речах св. Ап. Павла вообще и о речи в Антиохии Писидийской в частности (XIII, 16–41) Глава XIV Проповедь Павла и Варнавы в Иконии, потом в Листре и Дервии (XIV, 1–7) Исцеление хромого в Листре и попытка тамошних христиан принести им жертву (XIV, 8–18) Гонение там на апостолов, обратное путешествие по новообращенным обществам и возвращение в Антиохию Сирскую (XIV, 19–28) О необходимости скорбей для достижения царства небесного (XIV, 21–22) Почему царствие Божие достигается не иначе, как многими скорбями (14, 22) Библиографический указатель к XIII-XIV гл. Глава XV Спор между христианами из иудеев и христианами из язычников и апостольский Собор в Иерусалиме (XV, 1–35) Апостольский Собор в Иерусалиме Примирение кажущегося противоречия между апостольскими писаниями относительно формы иерусалимских совещаний (Деян. 15 и. Гал. 2) Апостольский Собор в Иерусалиме Частные совещания (Гал. 2, 1 и др.) Публичные рассуждения и постановления Собора (Деян. 15) К вопросу о главенстве Ап. Петра Вопрос Верцелиуса и ответ на него (кто послал апостолов Павла и Варнаву). (Толкование на стих 2 и 4, гл. XV) Толкование на ст. 21 Толкование на ст. 28 Толкование на ст. 29 О том же Апостол Иаков, брат Господень Черты сходства между отношением Апостолов к ревнителям Моисеева закона из христиан и – нашей православной Церкви к старообрядцам из раскольников О деяниях и обстоятельствах жизни св.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

68 Лосский В. Н, Догматическое богословие.//Богословские труды. Вып. 8. М.: издание Московской Патриархии. – С. 17. 69 Святитель Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский. Послание 10-е к пресвитеру Кледонию против Аполлинария первое. Минь. Т. 37. кол. 177. 70 Флоровский г. В. Восточные отцы IV века: Из чтений в Православной Богословском Институте в Париже. — 1931. – С. 115, 119. 71 Свт. Ириней Лионский. Против ересей. Пер. протоиерея П. Преображенского. СПб., 1900. – С. 240. 72 Минь. – Т. 26, кол. 996. 73 Святитель Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский. Указ. соч.//Творения свт. Григория Богослова. М., 1889. Ч. 4. С. 161—162. Минь. Т. 37. кол. 181. 74 Митрополит Макарий. Православно-догматическое богословие. Т. 2. Прим. 131. 75 См. Деяния Вселенских Соборов. Т. 3. – Казань, 1863. – С. 521. 76 Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн. 3. – Гл. 28. 77 Св. Иоанн Дамаскин. Указ. соч. – Кн 3. – Гл. 20. 78 Деяния Вселенских Соборов в русском переводе. Т. 1. – С. 330, уточнено по изданию Кармириса. ?. 1. – С. 139. 79 Деяния Вселенских Соборов. Т. 1 – С. 332—333. 80 Слово 39-е на святые светы явлений Господних. 81 Christ in Eastern Christian Thought. – 1975. — Р. 29 82 Леонтий Иерусалимский Против несториан. Т. 5. – С. 28.//Минь. Т. 86. – Кол. 1748//Мейендорф. – С. 74. 83 Леонтий Иерусалимский. Указ соч. – С. 74. 84 Малиновский И. И. Православное догматическое богословие. Т. 3. С. 109—110. 85 Соколов В., священник. Леонтий Византийский. Его жизнь и литературные труды. Опыт церковно-исторической монографии. – Сергиев Посад, 1916. С. 330—331. 86 Свт. Ириней Лионский Против ересей//Пер Преображенского. Т. 5 – С. 484. 87 Тертуллиан. О плоти Христовой. – С. 5. 88 Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры. Кн. 3. – Гл. 4. 89 Послание к Епиктету, епископу Коринфскому. ?. 6. Творения святителя Афанасия. Ч. 3. – С. 296. 90 Лебедев А. П., профессор. Вселенские Соборы IV и V веков. – СПб., 1904. – С. 103. 91 Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн. 3. – Гл. 12.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3586...

И. Цветаеву , именно ему она в 1899 г. впервые исповедовалась. В автобиографическом рассказе «Чёрт» (1935) Цветаева вспоминала, что исповедь принимал «в московской университетской церкви» «знакомый священник отца, «профессор академии»», перечисляла его вопросы и свои ответы. В 1908 г. Е. освятил отреставрированный иконостас ц. мц. Татианы. Е. был членом Общества любителей духовного просвещения (1870), почетным членом МДА (1903). Награжден рядом орденов, в т. ч. св. Анны 1-й степени. В последние годы часто болел, был вынужден на время приостановить преподавательскую деятельность. В первые 2 дня после кончины на его квартире при многочисленных посетителях постоянно служились панихиды. 27 окт. 1910 г. профессора Московского ун-та перенесли гроб в ц. мц. Татианы, где состоялась заупокойная всенощная, а 28 окт.- литургия и отпевание в присутствии Московского митр. сщмч. Владимира (Богоявленского) , Дмитровского еп. Трифона (Туркестанова) , Серпуховского еп. Анастасия (Грибановского) , мн. священников, преподавателей и студентов ун-та. Е. был похоронен на кладбище московского в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» мон-ря. Мон-рь был закрыт и разрушен в 20-х гг. XX в., кладбище также разорено. Соч.: Сотворение мира: (Опыт истолкования 1-й гл. кн. Бытия)//ЧОЛДП. 1872. Т. 1. С. 104-124, 133-164; Древнеевр. священная поэзия//Там же. С. 402-418, 428-456; История небес и земли: Рай: (Опыт истолкования 2-й гл. кн. Бытия)//Там же. Т. 2. С. 34-64; Св. Евангелие от Марка: Против Баура//Там же. 1873. Т. 1. С. 270-313, 672-711; Т. 2. С. 609-691; История небес и земли: Грехопадение: (Опыт истолкования 3-й гл. кн. Бытия)//Там же. Т. 2. С. 9-35; Анализ 1-12 гл. Евангелия от Луки//Там же. 3. С. 295-313; 6. С. 672-711; 12. С. 609-665; Свидетельства о происхождении перевода LXX и степень их достоверности//Там же. 1875. Т. 1. С. 3-47; Свидетельства о времени завершения ветхозаветного канона: Степень их достоверности и возможные выводы из них//Там же. 1876. Т. 1. С. 118-140; Следует ли считать кн.

http://pravenc.ru/text/189765.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010