1607 Митроп. Иоанна. П Церк. правил. Иакову черноряз. в Русск. достоп. 1. 89– 104 (136); П. собр. р. лет. 1. 73, 75–78, 92, 95 (228). 1611 Мы привели это письмо в сокращении, как оно читается в Истории Карамзина (1.116–118 (148)). Вполне оно помещено в П. собр. р. лет. 1.105–107 (228). 1613 Там же. 70, 120, 137. О святом Николае Святоше Симон замечает Поликарпу: «Помысли сего князя, егоже ни един князь в Руси не створи: волею бо никто же вниде в чернечество. Воистину сии болий всех князей руских» («О преподобном Святоши князи»). 1614 П. собр. р. лет. 1. 88,120,137; 2. 8,14 (228); Татищ. 1. 218, 255, 290 (294); Карамз. 2.145,155 (148) и прим. 240. 1615 Симон в сказ. о создании Печер. церкви; П. собр. р. лет. 1. 118, 120. Снес.: 129; 2. 2, 270 (228). 1618 Карамз. 2. 144 (148); Поликарп, в сказ. о Прохоре черноризце. Здесь, между прочим, говорится: «Бысть во дни княжения Святополча в Киеве, много насилия людем сътвори Святополк: домы бо сильных до основания без вины искоренив и имениа многих отъем...» И далее: «Бе прежде вражду имея на нь (на игум. Иоанна), зане обличаше его ненасытства ради богатства и насилиа ради, егоже ем Святополк в Туров заточи...» (рукоп. Патер. Печер.). 1619 «Князь же повеле мучити его (Феодора) крепко, яко омочитися и власянице от крови, и посем повеле его в дыме велице повесити и привязати его опаки, и огнь возгнетити...» Далее: «И повеле бити его (Василиа) без милости и, шумен быв от вина, и взъярися, взем стрелу, уязви Василия... И в ту нощь оба скончашася о Господе» (Патер. Печер. о преп. Феодоре и Василии). 1620 П. собр. р. лет. 1. 85, 86, 88, 92, 112, 129 (228). О Мстиславе – Пролог XIII в. (Опис. рук. Румянц. муз. С. 452 (88)) и Карамз. 2.115–119 (148). Читать далее Источник: История Русской церкви/Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. - Москва : Изд-во Спасо-Преображен. Валаам. монастыря, 1994-./Кн. 1. - 1994. - 406, с., л. ил.; Кн. 2. – 1995. - 702, с., л. ил.; Кн. 3. – 1996. – 702, с., л. ил.; Кн. 4. Ч. 1. - 1996. - 590, с., л. ил.; Кн. 4. Ч. 2. – 1996. - 468 с.; Кн. 5. – 1996. - 559 с., л. ил., факс. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

След., монастырь этот, несомненно, существовал в 1-й четв. XIV в. 2292 Степ. кн. 1. 396–397 (308); Ник. лет. 3. 107 (374); Карамз. 4. 152 (301); Ист. росс. иер. 6. 228, 229,402 (234); Акт. эксп. 1. С. 16 (232). 2293 Об Отроче монастыре – Ист. росс. иер. 5. 418 (234); Карамз. 4. 61. Прим. 118 (301); Ник. лет. 4.15 (374); Акт. эксп. 1. 2, 26 (232). О Богородичном – Ник. лет. 3. 87, 127 (374). Об Архангельском – Карамз. 4. 121 (301). Снес.: П. собр. р. лет. 5.115 (351); Ник. лет. 3.123 (374). 2295 П. собр. р. лет. 7. 202 (351); Ник. лет. 3. 154 (374); Степ. кн. 1. 379, 380 (308); Карамз. 4. 148 (301); Снегирев. Памятн. моек. древн. 122–125 (390); Акт. ист. 1. С. 56 (228). 2296 Пользуемся Епифаниевым житием святого Сергия по списку нашей библиотеки 42 (152). То же житие с некоторыми сокращениями помещено и в Ник. лет.– 4. 203–239 (374). См. еще прил. 19. 2309 Акт. эксп. 1. С. 3, 14, 16,17, 19, 28, 29 (232); Акт., относящ. до юрид. быта древней России. 1. 90–97, 124, 129, 441, 543 (229); Опис. Сергиев, лавры. М., 1857. С. 176–177 (248). 2310 Жит. святого Сергия по Сборн. нашей библ. 42. Л. 189–198 (152); Ник. лет. 4. 225 (374); Ист. росс. иер. 4. 382 (234). 2312 Толстого Древн. святын. Ростова. 83–84. Изд. 2 (409); Истор. росс. иер. 3. 424 (234); Муравьев. Жиг. свят. Росс. Церкви. СПб., 1857. Январь. 355 (328). 2314 Житие прп. Сергия. Л. 208–212 (152); П. собр. р. лет. 8. 77–78 (351); Ник. лет. 4. 227 (374); Истор. опис. Симонова монастыря. М., 1843.127–129 (343). 2315 Жит. прп. Сергия. 222 об.– 224 (152); Ник. лет. 4.139, 232 (374); П. собр. р. лет. 6.137; 8. 21 (351). 2316 П. собр. р. лет. 8. 33–34 (351); Ник. лет. 4. 83, 84, 235 (374); Жит. прп. Сергия. Л. 220–224 (152); Граф. Толстого Несколько слов об Успенск. Дубенском монастыре – в Чтен. Моск. ист. общ. 1860.1. Отд. 1. 45–50 (410). 2317 О Петровском – П. собр. р. лет. 8. 31 (351); Ник. лет. 4. 73 (374). О Чудовом – Ник. лет. 4. 7, 69 (374); Полн. собр. р. лет. 8. 13 (351); Степ. кн. 1. 461 (308); Снегирев. Памятн. моск.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

650 П. собр. р. лет. 3. 207 (228); Соф. врем. 1. 88 (270); Никон, лет. 1.105 (241); Карамз. I. Прим. 463 (148). 652 В рукописном житии преподобного Авраамия Ростовского говорится: «Епископ Феодор изнеможе от граждан злобы их терпети и отьиде, в него же место прислан бе в Ростов другий епископ Иларион» (рукоп. библ. СПб. Дух. Ак. 270. Т. 1. Стат. 3 (59)). В рукописном житии святого Леонтия Ростовского замечено: «Поставлен бысть епископом граду Ростову, иже ту бывшим преже его епископом, Феодор и Иларион, и избегоша, не терпяще неверия и многая досаждения от людий» (сборн. моей библ. 39. Л. 170 об. (26); сборы. Новгор. Соф. библ. 410. Л. 411 (11)). А в списках того же жития Леонтиева по другой редакции читаем: «Феодора же епископа посла в Ростов со князем Борисом. Той бысть первый епископ Ростову Феодор. И крести Ростовскую землю и Суздальскую, и церковь постави в Ростове во имя Владычица нашея Богородица Приснодевица Мария, и оустрои ю чюдну вельми, и много поучив я вере християнстей; но не можаше их оуверити до конца; понеже искони злому их неверствию вкоренившуся. И изгнан бысть от них. Се же слышав патриарх, яко Феодор епископ многи люди крести, но не можаше их привести до конца в познание истиннаго Бога, но изгнан быв и избежа от них. Патриарх же паки въскоре избра от своего клироса Лариона именем, и сего святив епископом, пусти граду Ростову. Не стерпевшу же и тому пребыти в Ростове, но избежа и; еще бо окаменени неверствием и не имущи в сердцах своих влаги Святаго Духа. Возвратися паки и той не по мнозе времени вскоре к Царюграду, ничтоже оуспев, но токмо труд безоуспешен» (рукоп. моей библ. 50. Л. 55 (28). То же в рукоп. Новг. Соф. библ. 503. Л, 363 (10) и в рукоп. Рум. муз. 156. Л. 84 (41); 160. Л. 3 (40)). В Степенной же книге короче выражено; «Епископи Феодор и Иларион изгнаны Быша из Ростова от неверных людей» (1. 153 (156)). 653 Вспомним договоры с греками наших князей Олега и Игоря. П. собр. р. лет. 1. С. 19 и 20 (228). 655 Карамз. 1. Прим. 463 (148); Филар. Ист. Р. Церк. 1. 33. Прим. 53 (317); Русск. свят. Окт. 29-го (319).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

221 Нижегор. лет. в др. вивлиоф. ч. 18. Лет. у Карамз. 5, вримеч. 122, степ. кн. I. 461. Арх. Макария памятн. 148–152. 182. 222 Никон. л. 4, 62. 63. Степ. кн. I. 461. 462. Собр. лет. VIII, 13. Снегирева Русская старина 3, 79–86. Питирим: «Поставил же есть церковь каменну, во имя свят. архан. Михаила, честваго его чуда, украси подписью, иконами, книгами и сосуды священными и, спроста рещи, всякими церковными узорочьи. Обещажеся тому монастырю быть общему житью, еже есть и до сего дне. Многа же села и домы и люди и озера и нивы и пажити подавал есть и вся, елико довлеет на потребу монастыреви... Созда же себе таковый монастырь за дванадесять лет до своего прёставления». 224 Грамота п. Паисия 1657 г. в истор. иер. 2, 542. По Никон. л. IV. 62 в списке хиротонисанных свят. Алексием замечено: «сии суть епископы поставления его в Чудовском монастыре». Это может относиться разве ко второй половине хиротонисанных святителем, – а первые епископы посвящены еще тогда, как не было Чудова монастыря. См. прим. 221. 228 Собр. л. 4, 66. 69. Никон. л. 4. 12–34. Карамз. 5. пр. 10. «Князь великий понял, что бояры советывали ему недоброе о князе Михаиле, и отпустил его». Так говорят летописи. Ясно, что не митрополит был виною заключения Михаила и последний напрасно в негодовании говорил: «я больше всех имел веру к митрополиту, а он так посрамил и обругал меня». Г. Беляев (Чт. общ. ист. 1861 кн. 3) оправдывает митрополита тем, что он будто бы на старости «уже мало занимался государственными делами».– Нет, он незадолго пред тем был в Киеве и Твери, в 1370 г. ездил в Нижний крестить сына Бориса Константиновича. Не только духом, но и телом он был силен. Беда в том, что как ни много видели в нем опытов и патриотизма и благоразумия, бояры по временам распоряжались по своему, а не по совету митрополита. 230 Констант. протоколы в Ж. М. Просв. 1847 г. стр. 145. 147. 152– 154. 157. Синодальное деяние 1389 г. (в архиве истор. юрид. свед. 1861 г. стр. 9). Ио летописям видим, что св. Алексий был в Киеве в 1358 году. Для Вильны установлено им праздновать Литовским мученикам. Не это ли последнее действие особенно озлобило гордого Ольгерда против митрополита?

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Богородицы, когда та святая преставися“. 142 Повесть в ркп. XVII в. Моск. д. акад. Она же у Царского в ркп. XVII в. 397. По языку оно принадлежит началу XVI в. или концу XV в. В лет. Рус. лит. 1859 г. 4, 59–61, напеч. по ркп. XVII в. – довольно изменившей текст. 143 „Сказание о обновлении града Мурома и о св. Василии, епископе Муромском“, в ркп. нач. XVIII в. Румянц. 364. Здесь оно следует после жития св. кн. Константина. Нап. в Памят. Русск. лит. I, 235–237. СПб. 1860 года. 146 Древний стольный город Рязанских князей называется городок „Старой Рязанью“ в грамотах XV в. (собр. грам. 1 127. 144), а также в книге большого чертежа; а в 1679 г. уже „село Старая Рязань“. Грам. Пискарева 45. Страус в 1669 г. писал о Рязани: „развалины, тут находящиеся, показывали, что когда-то Рязань была большим городом“. Сл. Калайдовича письма об исследов. в Рязани, М. 1824. Ж. М. Просв. 1849. ч. 63, отд. VI, 357. 358. 148 Никон. л. III, 194. 205. Собр. л. VII, 244. Карамз. 4, прим. 370, кн. Василий Ярославич, брат Юрия, похоронен в церкви Бориса и Глеба на р. Ушне в 15 вер. от Мурома. До 1351 г. Муромцы от разгромов неприятельских жили в 8 верстах от Мурома, у села Чаадаева. Владимирский сборник, стр. 82. М. 1857 г. Никон. л. IV, 62. Карамз. 5, пр. 55. Ркп. святцы: „святый Василий епископ Рязанский, чудотворец – преставися в л. 6800 июля в 3 д.“. Здесь показание о годе кончины – не полное: не показаны десятки и единицы. Это – не первый примерь в ркп. святцах. – Надлежало написать: „в л. 6868“. Рязанский старожил (Чтен. обиц. ист. 1859 года, кн. 3) бьётся из всех сил доказать, что св. Василий скончался в 1292 г., и выдаёт такую мысль о св. Василии за предание. Странно! Будто предание считает года событиям; года считают книжники. Старожил указывает на то, что в службе св. Василий назван первым Рязанским епископом. Но: а) когда написана служба? Без сомнения, по перенесении мощей, в 1609 г. б) Мнение о том, что св. Василий был первым Рязанским епископом, во всяком случае несогласно с летописями и Рязанскими грамотами (Рязанские иерархи пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Там же. 1. 171, 185, 194 Там же. 1. 174; 2. 138 П. собр. р. лет. 3. 12, 19, 125 Там же. 21, 45 Снес.: касательно Грьцина прим. 111. Там же. 31, 39, 45 и др. Там же. 12, 19, 21, 25, 39, 42, 44, 125, 127, 180 Ник. лет. 2. 161, 178, 182 П. собр. р. лет. 1. 149, 150; 2. 82, 91 Никон. 2. 177 П. собр. р. лет. 1. 151 Никон. 2. 202 П. собр. р. лет. 1. 183, 185, 192 П. собр. р. лет. 3. 31, 36–39, 42, 44, 45, 48 Татищ. 3. 329 См. выше прим. 138, 175, 178. П. собр. р. лет. 1. 147; 3. 11, 25, 38 Там же. 1. 177; 2. 107, 120 Снес.: 118 и 158. Там же. 1. 184, 190, 194; 2. 145 П. собр. р. лет. 1. 170, 178; 3. 38 См. также 1. 139, 182; 2. 38, 43, 119, 146, 167 Там же. 2. 124, 146, 156; 3. 33. Там же. 2. 148, 172, 173, 178, 192, 194; 2. 141; 3. 46; Ник. 2. 193, 197 П. собр. р. лет. 1. 149, 159–161 Пам. росс. слов. XII в. 257 П. собр. р. лет. 1. 153–154; 2. 103 Ст. кн. 313 В указанных древних летописях только город Полонный называется десятиньным, а Семычь не называется, но в Ст. книге оба равно названы «городами Божией Матери, соборныя церкви Киевския». Это видно из ответов новгородских святителей Нифонта и Илии. Пам. росс. слов. XII в. С. 173, 203 Памятн. росс. слов. XII в. С. 179, 202 О значении Рода и рожаниц см. Срезневского Роженицы у славян и других языческих народов, в Архив. историко-юридических сведений о России, изд. Калачев. Кн. 2. Отд. 1. С. 95–122 П. собр. р. лет. 3. 42 П. собр. р. лет. 2. 106 П. собр. р. лет. 1. 151, 159, 161, 163, 186; 2. 100, 120–159; 3. 16 Карамз. 3. 49, 133. Прим. 135 П. собр. р. лет. 2. 38, 43, 60, 63 Там же. 1. 164, 174, 178, 179, 188, 191; 2. 121, 125, 143, 144, 150, 151, 155, 161; Степ. кн. 1. 269 П. собр. р. лет. 1. 144; 2. 51, 167 Степ. кн. 1. 279 Памятн. росс. слов. XII в. С. 176, 203 П. собр. р. лет. 2. 62, 64–65 Там же. 1. 151 Ник. лет. 2. 160 Степ. кн. 1. 299 П. собр. р. лет. 2. 98 Другие подобные примеры см. там же. 1. 146, 155, 162, 167; 2. 143, 171 П. собр. р. лет. 1. 187; 2. 75, 135, 144 П. собр. р. лет. 1. 140, 141, 143, 156; 2. 111–113

http://sedmitza.ru/lib/text/435837/

148 Дв. Разр. IV, 345, 456, 298, 196, 174. А. 3. Росс. IV, 328. Калачева, Арх. ист.-юр. свед. кн. II, 2, стр. 140. Др. Росс. Вивл. XX, 55, 61, 93, 94, 99 и 108. Ср. Книги Разр. I, 1368; II, 303. Боярск. кн. в Моск. Архиве мин. юст. 1 и 55. Боярск. спис. 6 так же. Пам. дипл. снош. с Лит.-Польск. госуд., язд. Карповым в XXXV т. Сборн. Русск. Ист. Общ., стр. 163 и сл. Пам. дипл. снош. с имп. Римск. I, 413. Котош. 59, 67, 23, 88. Сб. грам. Тр. Серг. мон. 530, л. 660. П. С. Зак. 856 и 865. 149 Герберштейн в переводе Анонимова, стр. 85. Дворц. Разр. I, 491 и 615. П. С. Р. Лет. VIII, 248 и 250. В 1602 г. грамота московской думы к литовской раде писана «от всех князей и от бояр и от окольничих, рады Иоанна, государя всея Руси». Сборн. Русск. Ист. Общ. XXXV, 836. 150 Так о наместниках и других гражданских судьях, присутствовавших на суде епархиального архиерея новгородского в известных смесных делах, грамота 1598 года говорит, что судит эти дела митрополит новгородский, а государевы судьи «у митрополита сами в суде живут». Доп. к Акт. Ист. I, 148. 151 Акт. Зап. Росс. П, 252 и 268. Дела Польск. в Моск. Арх. мин. ин. дел, 3, л. 7–10 (в сокращении у Соловьева VI, 73); к сожалению, в записи здесь не поименованы князья и дети боярские, в думе живущие. Царств, кн., стр. 342. Карамз. VIII, прим. 184. Сказ. кн. Курбского, 42 и 187. Разр. книга, указанная выше, л. 262. Сб. Русск. Ист. Общ. т. XXXV, стр. 82. Крымск. дела в Моск. Арх. мин. ин. дел, 1: здесь под 1474 г. отец Берсеня назван боярином, даже ближним, а в летописном рассказе официального происхождения под 1476 г. он же является в числе детей боярских. П. С. Лет. VI, 203. Ср. там же стр. 271: вел. кн. Василий перед смертью, призвав в себе всех своих бояр, во время совещания обращается с речью не к одним боярам, но и к детям боярским и княжатам. Может быть, это дети боярские, в думе живущие, одним из коих был прежде и Берсень. Кажется, указание на тот же чин в составе удельной думы дает летопись в рассказе о восстании кн. Андрея старицкого в 1537 году: вместе с 4 боярами этого удельного князя тогда пострадали и князья и дети боярские, числом трое, «которые у него в избе были и его думу ведали». П. С. Лет. VIII, 294.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

897 Только в 3, 4, 5, 6 и 7 прибавлено: «...То общий суд, а пересуд на полы», и в 2: «...То обчии суд, а присуд и пересуд на полы». 898 В 2, 3, 5, 6 и 7 вслед за этим еще читаем: «Устав, бывший и преже нас в Руси от прадед и дед наших имати митрополиту 3, 5, 6 и 7 – епископом) десятину от дани, и от виры, и от продаж, и от лова княжа, что входит во двор княжь от всего». 901 Это видно из уставной грамоты новгородского князя Всеволода Мстиславича, данной (1134–1135) церкви святого Иоанна Предтечи на Опоках (Дополн. к Акт. историч. 1. 3 (106)), и из договоров смоленского князя Мстислава Давидовича с немецкими городами, заключенных в 1229 и 1230 гг. (Собр. госуд. грам., изд. Румянц. 2. С. 4 (266); Карамз. Ист. госуд. Росс. 3. Прим. 248 (148)). 903 П. собр. р. лет. 1. С. 53 (228); Дополн. к Акт. истор. 1. 2, 3, 4, 5 (106); Русск. достопам. 1. С. 84 (306). 904 Восток. Опис. рук. Румянц. муз. 231. С. 291 (88). Самое исчисление церковных судов, которое в этом Описании не напечатано, по рукописи следующее: «Роспуст, смилное, умыкание, пошибание, заставание, промежю мужем и женою что будет, речь о животе, ведовьство, зелие, урекание бл... и зелие, еретичество, зубоежа, иже отца и матерь бьет сын или дщи, братия или дети тяжются о эадници, церковная татба – то все суды церковный...» Очевидно, что епископ Владимирский, писавший в XIII в., имел под руками еще особый список устава Владимирова, очень близкий к краткой редакции, но имеющий и свои отличия, хотя, быть может, святитель в своем послании к князю перечислил не все суды церковные, а только некоторые для примера, как не всех перечислил он и людей церковных в том же послании (см.: Опис. рук. Румянц. муз. С. 291 (88)). 906 1 обширной редакции дошел до нас в Кормчей, писанной в 1280 г. по воле новгородского князя Димитрия для новгородской Софийской церкви (17); 1 средней – в Кормчей, переписанной в XVI в. с Кормчей, которая написана была в 1286 г. для Владимира Васильковича, княжившего во Владимире на Волыни (22); 1 краткой – в летописи, составленной в Переяславле Суздальском в начале XIII в. (174) (см. прим. 237, 238, 240).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

1003 Ник. лет. 1. 110 (241); Степ. кн. 1. 168 (156). У Татищева, впрочем, сказано, будто Владимир в это время ходил на болгар войною и, «взяв Переяславец, в оном пребывал, доколе мир учинил» (2. 87 (294)). 1004 Евфим. Зигаб. (Полное догматическое снаряжение, гл. 27: Против богомилов (греч.)) (354); Анна Комнен. т Alexiad. Lib. XIV. Р. 450. Asqu. (329). 1006 О преподобном Антонии Печерском, который несомненно был на Афоне прежде половины XI в., подробнее скажем в следующем отделе Истории. 1007 «В тыя же дни, – пишет черноризец Поликарп в послании к архимандриту Акиндину, – приде некто мних, попин, от Святыя горы, Богу наставлешю и, приде к блаженому, и остриг и, отьиде...» (жит. Моисея Угрина в рукоп. Патер. Новг. Соф. библ. XV в. 578. Л. 164 (14)). И о преподобном Моисее Угрине подробнее речь будет в следующем отделе. 1008 О русск. монаст. на св. Аф. горе, в Чтен. Моск. истор. общ. 1846. 4. Отд. 4. С. 11–12 (301). В летописях наших под 1497 г. читаем между прочим следующее: «Приидоша к великому князю игумен Паисея да 3 старцы из Св. горы милостыни ради, и великий князь милостынею изволил, и на иные монастыри послал, понеже бо из старины тот монастырь св. Пантелеймона на Св. горе строение бяше прежних великих князей русских от великого Володимера» (Карамз. Истор. Г. Р. Т. 6. Прим. 629. С. 165 (148)). 1009 Ник. лет. 1. III (241); Ст. кн. 1. 270 (156); Татищ. Истор. росс. 2. 88 (294). «И се приидоша странницы в град той... и въпроси их (Феодосии), откуда суть и камо градут; онем же рекшим, яко от святых мест есмы и, аще Богу волящу, воспять хощем ити...» (рук. жит. преп. Феодосия). 1010 «И се приидоша странницы в град той... и въпроси их (Феодосии), откуда суть и камо градут; онем же рекшим, яко от святых мест есмы и, аще Богу волящу, воспять хощем ити...» (рук. жит. преп. Феодосия). 1011 Особенно сильно было гонение на христиан калифа Гакема (996–1020), когда, по свидетельству магометанского историка Макрици, разрушено в Египте, Сирии и прилежащих странах более 30 000 церквей и монастырей (Makrizi. Geschichte der Kopten. S. 66 (375)), и в числе других – славный храм Воскресения Христова в Иерусалиме (Saci. Exposit. de la relig. des Druzes. T. 1. CCCXLI ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

141 Новг. III лет. под 7079 год., где описаны в Пятницкой церкви звонящими сами о себе колокола и великой страх, происшедший от сего чудесного звона. 142 Полн. Собр. Русск. лет. Т. III, стр. 12, 125 и 225. См. приложенный рисунок иконы св. муч. Параскевы. 143 Более обстоятельное сведение об иконе Софии премудрости Новг. и Киевской в опис. Киево-Соф. собора м. Евгения 1825 года и в исслед. о Русск. Иконоп. Сахарова 1849 г. кн. II, стр. 30–34. Ср. Памятники Русского музея П. Коробанова, М. 1849 г. стр. 10 XI, где приложен и рисунок с образа Новг. Софии Премудрости Божией. 145 Акт. Арх. Экспед. Т. 1, стр. 248. Чтен. Имп. Моск. Общ. Ист. и Древн. Росс. 1847 г., стр. 20. Ср. Новг. III лет. под 6553 г. Здесь икона Софии названа греческим переводом, т. е. копией с греческого подлинника, писанной греческими изографами в Новгороде. О давнишнем благоговении к иконе Софии, между прочим, свидетельствуют слова летописи в 1519 году: «князь великий Василей Иванович, едучи в Москву, велел устроити в Новгороде свечю неугасимую пред Софиею премудростию Божиею день и нощь, по старине, как была преже». Новг. IV лет., стр. 137. Ср. Ист. Гос. Росс. Карамз. Т. VII прим. 383. 146 Новг. III лет., стр. 250 и Новг. II лет., стр. 157. Ист. Росс. Иерарх. Ч. VI, стр. 340 и 341. 148 В Новг. II летописи на стр. 165 и 172 под 1572 годом, когда царь Иоанн Васильевич IV жил в Новгороде на Никитинской улице, с особенным уважением упоминается о Владимирской иконе Божией Матери. Но теперь об этой иконе не известно. 151 Новг. I лет, стр. 68. Новг. II, III, IV лет. под 6865 годом. В описи монастырской за 1591 год – икона значится: «образ местный Сошествия Св. Духа чудотворный 9-ти четвертей, обложен серебром басменным» и проч. 154 С задней стороны доски (из лиственницы), на которой писана икона, доселе явственны места, где были прибиты две петли и замок или пробой. В Писцовой книге Деревской пятины за 1581 год упоминается Погост Березайский, на реке Березае (О пятин. и погост. Новг. в XVI в. прил. IX. стр. 247). Не тут ли и остров Березай, упоминаемый в надписи на иконе?

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010