Dubowicz. Hierarch. 183 Kulesz. Wiara praw. 184 Kulczyñsk. Specimen. Eccl. Ruth. 123 и др. Вилен. археогр. сборн. 6. 4. С. 8 Супрасл. рукоп. С. 141–143 Летопись выражается: «И принесоша листы благословены, под великими печатьми оловянными, великому князю, и великой княгине, и митрополиту, и епископом, и князем, и бояром, и всем православным христианом». Супрасл. рукоп. 143, 145 Известно, что мощи этого святителя доселе нетленно почивают в Киево-Софийском соборе. П. собр. р. лет. 4. 165; 8. 229 Ник. лет. 6. 142 А. З. Р. 1. С. 233–234 Достойно замечания, что в современной записке московских послов, сопровождавших Елену в Вильну (Древн. росс. вивлиоф. 14. 13–14 та русская церковь, в которой здесь встретили Елену, несколько раз сряду называется церковию Рождества Пречистой. Это значит, что или Пречистенский собор был тогда не во имя Успения, а во имя Рождества Богородицы, или существовала в Вильне другая церковь во имя Пречистой, где и встречена была Елена. И действительно, в начале XVI в. в Вильне упоминается «церковь Пречистое Богоматере в городå», ясно отличаемая от Пречистенской соборной (Вилен. археогр. сборн. 6. 5 и называвшаяся «церковию в городå», «церковию городскою» (там же. С. 8, 10 В этой-то церкви, как находившейся в замке-городе или близ замка, и следовательно, вблизи костела Станислава, и могла быть встречена Елена, чтобы потом удобнее было ей перейти пешком в костел для бракосочетания. Да и сам вел. кн. Александр говорил впоследствии своему тестю Ивану III, что для Елены, «церковь греческаго закона в городå есть близко» (А. З. P. 1. С. 141 Карамз. 6. 156. Прим. 400 Древн. росс. вивлиоф. 6. 15–16 А. З. Р. 1. 116. П. 7, 8 А. З. Р. 1. 134 Бантыш-Каменск. Переписка между Россиею и Польшею по дипломатич. бумагам, в Чтен. М. истор. общ. 1860. 4. Отд. 2. 29 Батюшков. Памятники русской старины в Западн. губерниях. Вып. 5. 90. СПб., 1872 А. Ю. и З. Р. 1. 233 А. З. Р. 1. 140, 141 А. З. Р. 1. 144, 145, 148 Супрасл. рукоп. 146 По актам видно, что в феврале 1498 г. митрополитская кафедра была еще не занята (А. З. Р. 1. 152 Есть основание думать, что со смерти митроп. Макария до избрания Иосифа в течение года митрополитскою епархиею заведовал епископ Пинский Вассиан (упом. в 1495–1502 гг.) и поставлял священников в этой епархии. Он упоминается как временный «наместник на митрополии» именно между митроп. Макарием и его преемником Иосифом (Вилен. археогр. сборн. 6. 4. С. 9

http://sedmitza.ru/lib/text/436077/

Из священных одежд того времени чудесно уцелело полное облачение святого Никиты, епископа Новгородского († 1108), которое 450 лет находилось на теле погребенного в земле святителя, а по открытии мощей его (1558) уже около 300 лет соблюдается в ризнице новгородского Софийского собора; это облачение состоит из фелони, епитрахили, поручь и палицы, штофных кофейного цвета, из пояса гарусного тканого, белого омофора и синей гродетуровой шапочки, опушенной горностаем. Там же хранится и посох святителя Никиты, сделанный из трех тонких жимолостных тросточек, связанных тремя костяными яблоками и костяною рукоятью 1536 . Кроме того, из церковных вещей того времени упоминаются сосуды серебряные, индитбе (πλησα – верхняя престольная одежда) и служебные платы (вероятно, воздухи), шитые золотом, паникадила, кадильницы и кацеи (сосуды с ручками для каждения), колокола и била, употреблявшиеся преимущественно в монастырях 1537 . (“Индитьбе” – древнерусская форма множественного числа от слова “индитьба” (“престольная одежда”), очень редкого в древнерусской письменности. Более употребительным было слово “индития”. – Ред.) Относительно колоколов в житии преподобного Антония Римлянина повествуется, что, когда он чудесно прибыл (1106) в Новгород ночью, в это время начали звонить к заутрени и он услышал великий звон по городу, – знак, что в Новгороде уже многие, если не все, церкви имели колокола 1538 . Обычай погребать умерших при церквах или в самих церквах, начавшийся у нас еще прежде, продолжался и в настоящий период. Почти все князья, о смерти которых упоминает летопись, погребены были в церквах 1539 . Даже простые миряне удостоивались этой чести: так, благочестивая супруга киевского посадника Яна по имени Мария, бывшая духовною дочерию преподобного Феодосия, положена была по смерти своей в Великой печерской церкви на левой стороне против гроба самого Феодосия 1540 . 1429 П. собр. р. лет. 1. 75, 88, 116, 117, 120, 128, 129 (228); Карамз. 2. Прим. 238 (148). О церкви ростовской, созданной Владимиром Мономахом , святой Симон Владимирский говорит: «И в своем княженьи христолюбец Владимер, взем меру Божественный тоа церкви Печерскиа всем подобием, сьзда церковь в граде Ростове в высоту, и в ширину, и в долготу; но и письма на хартии написав, идеже кийждо праздник, в коем месте написан есть, сия вся в чин и в подобие сътвори по образу великиа тоа церкви Богознаменныя» (рукоп. Патер. Новгор. Соф. библ. 502. Л. 8 (5)).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

л. 321 об. Чин над вмешением хлебом в магании за общую трапезу. Оканч. припелами на 9 песни. л. 324 об. Лунник и Пасхалия, начин. от 6943 (1435) года. Послесловие скороп. почерком, коим переписаны в ркп. ветхие листы: 148 (1639) года сентебря в 15 день сделана сия книга, глаголемая Полууставная, церкви чюдотворца Николы вотчины Стромынскаго монастыря села Коровицина при строителе старце Петре Пушечникове, а денгн дал за дела(ни)е сей книги тоеже Стромынской волости деревни Погосту крестьянин Терентей Олексеев сын прозвища Бочар, вкладу чюдотворцу Николе, по свонх родителех. А переплетал сию книгу (следуют сначала буквы, потом мелкие значки). Имя переплетчика скрытое в том и другом тайнописании, есть одно и то же: Кузма Фурсов. Ключ к последней, так называемой мудрой литории, см. в Опис. Рум. Муз. стр. 545. На первых листах внизу твердым почерком XVI века: Полууставье Успения пречистыя Богородицы Стромынскаго монастыря. В библиотеке Казанского Университета есть также Устав – Око церковное, написанный 1429 г. „в обители Св. Троицы Сергиева монастыря... повеленьем раба Божья игумена Саввы, рукою смирена инока Иона“, (после якобы митр. московского, св. Ионы?). Зап. Археол. Общ. VIII, 271. 240. (1521.) Устав церковный, поууст., Х века, в четверть, 403 листа. Сходен с предыд. 239, в месяцеслове русские Святые упоминаются те же. Начального листа с оглавлением недостает, прерывается из последования Пятидесятницы заглавием: неделя всех Святых. 241. (1512.) Устав церковный, полууст. крупный, средины XVI века, в лист, 395 листов. Заглавие и заставка с золотом (слиняла) и с закладкой в рамке. Также сходен с 239. Пасхалии и Лунника в конце не приложено, зато в самом начале помещено: Изложение соборное (быв. 1547 г. февраля 26) Макария митрополита, посланое игумену Серг. мон. Ионе (1545–1549) г., о повсеместном празновании четырнадцати новым Святым российской Церкви и о поместном девяти, во дни их памяти. В числе первых 14 между прочим положено: декабр. 3-го Савве сторожевскому, апр. 17 Зосиме и Савватию соловецким – обоим вместе, апр. 26 Никите архиеп. новгородскому, ноябр. 23 В. Князю Александру Невскому. – Срав. Истор. Карамз. изд. 3, т. 9, прим. 84; Акты Археогр. Экспед. т. I. 213.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Правописание подлинника сохранено неприкосновенным, за исключением того, что буквы ъ и й поставлены нами в конце слов. В памятнике буквы ъ или совсем нет, или она заменена черточками, буква же й заменена и. 245       По рукописи Импер. Публ. библиотеки (см. в Источниках, сборникъ II, л. 293 и выше). – В. А. Челяднин (см. выше и у Карамз., т. VII, прим. 94, 98, 325 и 370), по свидетельству летописи стоял за Иосифа во время распри его с Серапионом (П. С. Р. Л., т. III, стр. 148). 248       Один из старейшей братии Иосифа монастыря. Имя его встречается в синодике Иосифова монастыря (см. в Источниках, рукопись IX). 249       По рукописи Московской духовной академии, 144/505. Сборник Волоколамской библиотеки, из четырех рукописей конца XV века, в 4-ку, 280 листов, л. 167 (которым заключается первая рукопись, но почерком, отличным от предыдущих листов). 250       В собрании Волоколамских рукописей находится сборник – сказание о черноризцах, с годом (6995) и надписью: Герасима Поповки. 251       Геннадий около того же времени, а именно в 6997 (1489), писал к бывшему архиепископу Ростовскому Иоасафу: «Есть ли у вас в Кириллове, или в Ферапонтове, или на Каменном книги: Сильвестр, папа Римский, слово Козьмы Пресвитера» и т.д. (о послании Геннадия к Иоасафу, см. в Источниках, стр. XVII и XVIII). 252       Жители Волоцкой земли имели обыкновение посылать в Новгород для закупки соли и рыбы, как это видно из послания Иосифа к Кутузову (Древ. Вивл., т. XIV, стр. 911). 253       Сын князя Ивана Васильевича Булгака, Патрикеева, брата знаменитаго воеводы Ивана III – Данилы Щеняти. 254       Издается по рукописи II (см. в Источниках). Оно было напечатано в журн. Мин. Нар. Пр., но с небольшими пропусками и без соблюдения точности правописания; вследствие чего и переиздается здесь буква в букву и с точным соблюдением знаков препинания подлинника. Титла прочтены в словах: князь, государь, Бог , церковь , спасение. Об этом послании см. выше. Читать далее Источник: Исследование о сочинениях Иосифа Санина, преп. игумена Волоцкого/[Соч.] И. Хрущова. - Санкт-Петербург : Тип. Имп. Акад. наук, 1868. - XLVI, 267 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

2. Прим. 238 (148)), не может иметь здесь силы, потому что другие летописи того самого же времени говорят, напротив, что именно святой Владимир был в земле Суздальской с евангельскою проповедию и основал в ней этот город (см. выше прим. 24). Притом выражение летописей, что Мономах поставил город Владимир Залешьский, можно понимать в таком же смысле, в каком и выражение их, что Андрей Боголюбский создал этот город (Ник. лет. 2. С. 176 (241)), т. е. не в смысле первоначального поставления и создания, а только в смысле дальнейшего устроения и обновления. Замечательно, что о создании Владимира на Клязьме Андреем Боголюбским говорит тот же летописец, который еще прежде сказал, что этот город заложил Владимир Великий в 992 г. (Ник. лет. 1. 104 (241)). Утверждать, что некоторые летописцы ошиблись, что равноапостольный князь путешествовал собственно на Волыни и там основал город по своему имени, а они, едва ли зная о существовании этого города, смешали его с Владимиром на Клязьме (Татищ. Ист. рос. 2. Прим. 196 (294); Карамз. И. Г. Р. 1. Прим. 466 (148); Филар. И. Р. Ц. 1. Прим. 41 (317)), несправедливо. О путешествии святого князя в землю Суздальскую и основании им Владимира на Клязьме летописцы эти говорят уже в 990– 992 гг., упомянув еще под 988 г. о другом городе Владимире, который отдан был в удел князю Всеволоду, и в продолжение своего повествования не раз говорят о Владимире Волынском (напр.. Ник. летопись говорит: «Никита митрополит постави епископом Семиона в Володимер Волынский». 2. 54. Снес.: с. 72 и др. (241)). Следовательно, они знали последний город и умели отличить его от Владимира Кляземского. Да и по летописи преподобного Нестора Владимир Волынский представляется уже существующим в 988 г., прежде, нежели начал равноапостольный князь созидать города по рекам Десне, Остеру, Трубежу, Суле и Стугне (ПСРЛ. 1. С. 52 (228)). Следовательно, нет основания думать, будто Владимир Волынский построен этим князем, а не прежде. Не находя, таким образом, достаточных оснований считать совершенною баснею сказание о путешествии святого Владимира в землю Суздальскую с евангельскою проповедию и о заложении им здесь города Владимира, хотя, с другой стороны, не признавая этого сказания и совершенно достоверным, заметим в дополнение, а) что Владимир Кляземский в начале своем и даже до времени Андрея Боголюбского мог быть городком очень незначительным – вроде небольшой крепости – потому неудивительно, если до XII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

2615 П. собр. р. лет. 2. 352 (351); Данилович. Летоп. князей литов. в Учен. записк. II Отд. Ак. наук 1. Отд. 3. С. 40 (352). Стрыйковский же передает, будто этот митрополичий наместник, отравивший Скиригайлу, был киево-печерский архимандрит Авраамий (4. С. 2 (455)). А Длугош говорит только: «Ab uno religioso Ruthenorum venenatus moritur (Умер, отравленный каким-то русским клириком – (лат.))» (Hist. Polon. Lib. X. Р. 142. Lips., 1711 (435)). 2618 П. собр. р. лет. 8. 27 (351); нашей «Истор.» 4. Прим. 44 (318); Акт. эксп. 1. 9 (232). Надобно заметить, что наместники нашего митрополита отнюдь не были его викарными епископами и таких епископов у митрополитов наших тогда вовсе не встречаем (пр. Филар. Ист. Русск. Ц. 2. § 26 (416)). Алексий считался наместником Феогноста только до рукоположения своего в сан епископский, а сделавшись епископом Владимирским, называется уже прежде бывшим наместником (Ник. лет. 3. 201 (374)). Афанасий Волынский управлял митрополиею только временно на место митрополита Алексия и по его поручению, пока сам Алексий ходил в Царьград (П. собр. р. лет. 6.121 (351); см. еще нашей «Истор.» Т. 4. Прял. 20. Числ. 6 (318)). Герасим Коломенский также управлял митрополиею временно и уже по смерти митрополита: «Бяше бо в ты дни на Москве не сущу никому же митрополиту, Алексею убо к Господу отшедшу, а другому не у пришедшу» (житие Стефана Перм. в Памяти. старин, русск. литер. 4. С. 125 (283)). 2619 П. собр. р. лет. 8. 27 (351); Ник. лет. 8. 58 (374); Степ. кн. 1. 450 (308); Акт. эксп. 1. 9 (232). 2624 Ник. лет. 4. 60, 61, 63 (374); Снегирев. Памятн. Моск. древн. С. 131, 142–143 (390). Известна собственноручная запись святителя Алексия: «Черкизово сельцо куплено на мое серебрецо» (Карамз. 5. Прим. 397 (301)). 2626 П. собр. р. лет. 6.148 (351); Ник. лет. 5. 33–35 (374); Акт. эксп. 1. 20, 23 (232); Акт. до юрид. быта. 1. 63; 8. С. 446 (229). 2628 Правосл. собеседн. 1860. 2. 97 (356). И далее Киприан говорит: «Тако же отприснаа села софийская отпала к князям и к бояром, и яз тых доискываюся и оправдаю, чтобы по моей смерти было, кого Бог оправдаеть» (98). Что разумел здесь Киприан под именем десятины, которую доспел к митрополии? Не дань ли церковную, которую собирали для митрополита десятинники в своих десятинах?

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

древн. 131 (390). 2318 Об Алексеевском – Карамз. 5. Прим. 254 под 1393 г. (301). О Рождественском – П. собр. р. лет. 8. 60 (351). О Вознесенском – П. собр. р. лет. 6. 134; 8. 81 (351); Карамз. 5. 140 (301); Снегирев. Памятн. моск. древн. 205 (390). 2319 Ник. лет. 4. 148 (374); П. собр. р. лет. 3. 135; 6. 128, 140; 8. 77, 78 (351); Акт. эксп. 1. 27 (232); Карамз. 5. 86, 87, 106, 141 (301). 2320 О Софийском – Ник. лет. 3. 210 (374); Карамз. 4. 121. Прим. 248 (301). О Николаевском – Ник. лет. 4. 40 и 152 (374); Карамз. 5. Прим. 137 (301). О Желтикове – Ник. лет. 4. 254, 312 (374). Об Афанасиевском – Ник. лет. 4. 293 (374); Карамз. 5.101 (301). 2321 Акт. эксп. 1. С. 2. 26 (232). Устав Саввина монастыря, писанный в XV в. (162), доселе хранится в Моск. Успенском соборе и в этом Уставе на л. 295 сделана заметка: «В л. 6940 (1432) в Петрово говение монастырю св. Саввы минуло 35 лет». След., он начался с 1397 г. (Пр. Филарет. Русск. святые. Март. 2. С. 27 (418)). Кроме того, сохранилась книга Исаака Сирина , писанная в этом монастыре в 1416 г. (119) (Опис. рукоп. Толстов. С. 323 (403)). 2322 Акт. истор. 1. С. 2, 22, 23 (228); П. собр. р. лет. 8. 75 (351); Карамз. 5. 103 (301); Ист. росс. иерарх. 6.179 (234). 2323 Архим. Макария – Памятн. церковн. древностей в Нижегор. губ. 33, 45, 141, 147, 240 (в Записк. Археолог, общ. Т. 10 (317)); Степ. кн. 1. 461 (308); Ник. лет. 4. 78,141 (374); Карамз. 5. Прим. 4 (301); Акт. истор. 1. 70 (228); Акт. эксп. 1. 7,13,15, 30 (232); Акт., относящ. до юрид. быта древн. России. 1. 442 (229) . 2324 Житие прп. Евфимия Суздал. (у Анании Феодора – О граде Суздале, напеч. во Временнике Моск. истор. общ. Кн. 22. Отд. 2. С. 25–28 (413)); Ист. росс. иер. 4. 98; 5. 583 (234); Акт. истор. 1. 51, 57, 71 (228); Акт., относ, до юрид. быта России. 1. 441 (229). 2325 Карамз. 5. 64 (301); Гр. Толстого Древ. святыни Ростова. 49, 80 (409); Опис. ростов. Спасо-Яковлев. монастыря. СПб., 1849. 3–8 (335). 2326 Диева Истор. опис. костром. Ипат. монастыря. М., 1858. 5–7 (258); Житие прп.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Жит. св. Сергия. Л. 201–218 Степ. кн. 1. 459 Ник. лет. 4. 59–60, 231, 232 Толстого Древн. святын. Ростова. 83–84. Изд. 2 Истор. росс. иер. 3. 424 Муравьев. Жит. свят. Росс. Церкви. СПб., 1857. Январь. 355 Истор. опис. Сергиев. лавры. 164 Житие прп. Сергия. Л. 208–212 П. собр. р. лет. 8. 77–78 Ник. лет. 4. 227 Истор. опис. Симонова монастыря. М., 1843. 127–129 Жит. прп. Сергия. 222 об.— 224 Ник. лет. 4. 139, 232 П. собр. р. лет. 6. 137; 8. 21 П. собр. р. лет. 8. 33–34 Ник. лет. 4. 83, 84, 235 Жит. прп. Сергия. Л. 220–224 Граф. Толстого Несколько слов об Успенск. Дубенском монастыре — в Чтен. Моск. ист. общ. 1860. 1. Отд. 1. 45–50 О Петровском — П. собр. р. лет. 8. 31 Ник. лет. 4. 73 О Чудовом — Ник. лет. 4. 7, 69 Полн. собр. р. лет. 8. 13 Степ. кн. 1. 461 Снегирев. Памятн. моск. древн. 131 Об Алексеевском — Карамз. 5. Прим. 254 под 1393 г. О Рождественском — П. собр. р. лет. 8. 60 О Вознесенском — П. собр. р. лет. 6. 134; 8. 81 Карамз. 5. 140 Снегирев. Памятн. моск. древн. 205 Ник. лет. 4. 148 П. собр. р. лет. 3. 135; 6. 128, 140; 8. 77, 78 Акт. эксп. 1. 27 Карамз. 5. 86, 87, 106, 141 О Софийском — Ник. лет. 3. 210 Карамз. 4. 121. Прим. 248 О Николаевском — Ник. лет. 4. 40 и 152 Карамз. 5. Прим. 137 О Желтикове — Ник. лет. 4. 254, 312 Об Афанасиевском — Ник. лет. 4. 293 Карамз. 5. 101 Акт. эксп. 1. С. 2. 26 Устав Саввина монастыря, писанный в XV в. доселе хранится в моск. Успенском соборе и в этом Уставе на л. 295 сделана заметка: «В л. 6940 (1432) в Петрово говение монастырю св. Саввы минуло 35 лет». След., он начался с 1397 г. (Пр. Филарет. Русск. святые. Март. 2. С. 27 Кроме того, сохранилась книга Исаака Сирина, писанная в этом монастыре в 1416 г. (Опис. рукоп. Толстов. С. 323 Акт. истор. 1. С. 2, 22, 23 П. собр. р. лет. 8. 75 Карамз. 5. 103 Ист. росс. иерарх. 6. 179 Архим. Макария — Памятн. церковн. древностей в Нижегор. губ. 33, 45, 141, 147, 240 (в Записк. Археолог. общ. Т. 10 Степ. кн. 1. 461 Ник. лет. 4. 78, 141 Карамз. 5. Прим. 4 Акт. истор. 1. 70 Акт. эксп. 1. 7, 13, 15, 30 Акт., относящ. до юрид. быта древн. России. 1. 442 .

http://sedmitza.ru/lib/text/435948/

Hist. Russ. monum. 1. LXXVIII П. собр. р. лет. 5. 5, 187 Степ. кн. 1. 368–369 П. собр. р. лет. 2. 187–188 Histor. Russ. monum. 1. LXXXI–LXXXVII, XCIII, CVIII Карамз. 4. 52 Карамз. 4. 153 и прим. 329 Зубрицк. Повест. о Червонной Руси. Москв., 1845. 100–105 П. собр. р. лет. 2. 349; 3. 84; 7. 215 Ник. лет. 3. 191 Карамз. 4. Прим. 351 Зубрицк. о Червон. Руси. 125–128 Зубрицк. о Червон. Руси. 142–143, 146–148, 156 Снес.: П. собр. р. лет. 2. 350 Зубрицк. о Черв. Руси. С. 71–75, 167, 169, 170, 171, 190, 223, 250 Евген. Опис. Киево-Соф. собора. С. 94 Histor. Russiae monum. 1. CXVII, CXVIII; Supplement. ad Histor. Russ. monum. XXXIX, XLV Снес.: П. собр. р. лет. 2. 351 Supplement. ad Hist. Russ. monum. XLVII, CLXIV Зубрицк. о Червон. Руси. 190, 222, 223 Acta Patriarch. Constantinop. 2. 180, 280, 282–285 Dlugossi. Histor. Polon. 11. P. 334 Зубрицк. о Червон. Руси. 244. 302 Акт. Запад. России. 1. 42 Зубрицк. о Червон. Руси. 59 и Прибавл. С. 28 Истор. росс. иерарх. Ч. 1, об епархиях Галицкой, Перемышльской, Владимиро-Волынской и Холмской Акт. Западн. России. 24, 29, 31 Акт. ист. 1. 260. С. 489 Ник. лет. 5. 51 П. собр. р. лет. 3. 83–85; 5. 225–226; 7. 210 Ник. лет. 3. 188–190 Карамз. 4. 162, 163 Histor. Russ. monum. 1. CXVI П. собр. р. лет. 3. 63, 70; 4. 192, 198, 213; 5. 7, 197, 198 Истор. княжества Псковск. 3. 15 Акт. эксп. 1. 370 Акт. истор. 1. 35 См. нашей «Истор.» т. 4. Гл. 2 Histor. Russ. monum. CVIII В этой грамоте своей к Гедимину папа упоминает и об обоих письмах к нему самого Гедимина и излагает их содержание. Hist. Russ. monum. CI–CVII Raynald. Annal. Eccles. An. 1324. 52 Карамз. 4. Прим. 278 Акт. городов: Вильны, Ковна, Трок. 1. Предисл. XXXV–XXXVII Карамз. 4. Прим. 279 См. нашей «Истор.» т. 4. Гл. 2 Narbuth. Dzieja narodu Litewskego. An. 1358. Т. 5. P. 88–89 Narbuth. Ibid. P. 159–161 Карамз. 5. 29 П. собр. р. лет. 5. 242; 8. 51 Narbuth. 5. 383–385 Акт. городов: Вильны, Ковна... Предисл. XLV–XLVI Зубрицк. о Червон. Руси. 223 Опис. Киево-Соф. собора. 99 Зубрицк. о Черв. Руси. 254 Histor. Russ. monum. 1. CXIX

http://sedmitza.ru/lib/text/435948/

П. собр. р. лет. 1. 196–198, 222, 223, 225, 229 Ник. лет. 3. 73 П. собр. р. лет. 1. 199–200, 202, 203; 5. 6 Никон. лет. 3. 42, 59 Акт. Арх. экспед. 1. 6–7 Карамз. 4. 57, 58. Прим. 109, 110 П. собр. р. лет. 1. 200 Карамз. 3. Прим. 364 Ист. росс. иерарх. 6. 941–942 П. собр. р. лет. 1. 204, 226, 227 Ник. лет. 3. 54, 87 Толстов. Древн. свят. Ростова. 18, 67. Изд. 2 См. также прил. 17. Числ. 3 и 5. Здесь кстати заметить, как несправедлива мысль, будто «до конца XIII в. не возникло ни одного монастыря на опустошенных краях отечества» (Пр. Филар. Ист. Русск. Ц. 2. 152. Изд. 2 Ник. лет. 3. 154, 156 Ист. росс. иер. 3. 402; 4. 5 Известно, что в Богоявленском монастыре пострижен 20 лет от роду св. Алексий, митрополит Московский, родившийся к концу XIII в. След., монастырь этот, несомненно, существовал в 1-й четв. XIV в. Степ. кн. 1. 396–397 Ник. лет. 3. 107 Карамз. 4. 152 Ист. росс. иер. 6. 228, 229, 402 Акт. эксп. 1. С. 16 Об Отроче монастыре — Ист. росс. иер. 5. 418 Карамз. 4. 61. Прим. 118 Ник. лет. 4. 15 Акт. эксп. 1. 2, 26 О Богородичном — Ник. лет. 3. 87, 127 Об Архангельском — Карамз. 4. 121 Снес.: П. собр. р. лет. 5. 115 Ник. лет. 3. 123 Ник. лет. 3. 48 Карамз. 4. 70. Прим. 140 П. собр. р. лет. 7. 202 Ник. лет. 3. 154 Степ. кн. 1. 379, 380 Карамз. 4. 148 Снегирев. Памятн. моск. древн. 122–125 Акт. ист. 1. С. 56 Пользуемся Епифаниевым житием святого Сергия по списку нашей библиотеки 42 То же житие с некоторыми сокращениями помещено и в Ник. лет.— 4. 203–239 См. еще прил. 19 . См. прил. 20. Числ. 1. См. прил. 20. Числ. 2. См. прил. 20. Числ. 3. См. прил. 20. Числ. 4. См. прил. 20. Числ. 5. См. прил. 20. Числ. 6. См. прил. 20. Числ. 7. См. прил. 20. Числ. 8. См. прил. 20. Числ. 9. См. прил. 20. Числ. 10. П. собр. р. лет. 1. 232 Собр. госуд. грам. 1. С. 61 См. прил. 19. Акт. эксп. 1. С. 3, 14, 16, 17, 19, 28, 29 Акт., относящ. до юрид. быта древней России. 1. 90–97, 124, 129, 441, 543 Опис. Сергиев. лавры. M., 1857. С. 176–177 Жит. святого Сергия по Сборн. нашей библ. 42. Л. 189–198 Ник. лет. 4. 225 Ист. росс. иер. 4. 382

http://sedmitza.ru/lib/text/435948/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010