Чего же добились Хасмонеи? Они сочетали в своих руках светскую и духовную власть, чего в древности израильтяне категорически избегали (ведь ни пророк Моисей, ни царь Давид, ни кто либо еще из правителей народа не были первосвященниками). Эта династия еще прославится своей решительностью и жестокостью: именно Хасмонеи насильственно обратят в иудаизм (единственный случай в истории!) своих соседей-идумеев, именно они пригласят в Иудею римских солдат, чтобы те помогли им разделаться с врагами. Никто из них и не догадывается, что со временем потомок тех самых идумеев, знаменитый Ирод, совершит дворцовый переворот и уничтожит их династию, а римляне останутся в Иудее на века, уже на положении господ, а не союзников. А эллинизация? Она продолжится. Царь Иоанн Гиркан из династии Хасмонеев призовет к себе на службу наемников-язычников, а его сын Аристовул не только примет греческое имя, но и назовется «другом эллинов». Объективные исторические процессы невозможно повернуть вспять даже очень успешной войной. Но неужели борьба Маккавеев была напрасной? В их время над израильтянами впервые возникла угроза тотальной ассимиляции, и она угрожала единственному в то время народу, хранившему веру в Единого Бога. Если бы и Его храм стал храмом очередного Зевса или Геракла, как храмы финикийских или сирийских божеств, Христу не с кем было бы разговаривать в Иудее и не о чем. «Так ты сын бога? – ответили бы ему, – вот и отлично, сто пятидесятым будешь, мы как раз приносим одному из них жертву». Но всякая медаль имеет свою оборотную сторону: именно эта борьба с окрестными язычниками во многом способствовала становлению закрытого, не в меру ритуалистического, настороженного по отношению ко всему остальному миру пониманию иудаизма, который и помешал евреям новозаветных времен принять Христа. Слишком не похож был Он на Маккавеев… Но это, безусловно, не вина тех, кто сражался за веру и отечество, кто отстоял свою землю от чужого гнета. Народные герои появляются в истории, исполняют свою миссию, а от потомков зависит, как распорядиться их наследием.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

И больший будет в порабощении у меньшего. Дом Исава был сильнее и многолюднее, нежели Иакова, когда сей возвращался из Месопотамии (Быт. XXXII. 11. XXXIII. 15), и потомство первого, умножась, имело старейшин и царей прежде Израильтян (Быт. XXXVI). Но потом Давид поработил Идумеев (2 Цар. VIII. 14. 3 Цар. XI. 15. 16). Иорам (4 Пар. VIII. 21) и Амессия (4 Цар. XIV. 7) наказали отложившихся; Иоанн Гиркан еще раз покорил своему народу, и даже закону Моисееву (Jos. Antiq. L. XIII, с. 17). Иаков. Слово 2рУ значит запинать, низлагать ударом в пяту. Самое имя Иакова значит запнет. Прознаменование сего имени в последнем времени узнает и изъясняет сам Исав (Быт. XXVII. 36). Исааку же было шестьдесят лет. Следовательно, Аврааму — сто шестьдесят; следовательно, близнецы родились за пятнадцать лет до его смерти. Моисей отступил здесь в своем повествовании от порядка времени, дабы отделить от истории Авраама историю Исаака и дать сей собственное последование. Любящий быть в поле. К сему располагала Исава страсть к звероловству. Человек кроткий, живущий в шатрах. Слово ОП вообще значит совершенного, но здесь, в противоположении с диким нравом, должно знаменовать в особенности кроткого. Моисей, хотя немногими чертами, описывает здесь не столько внешний образ жизни, сколько нравственные свойства сынов Исааковых; и сие как для того, чтобы приготовить читателя к разумению происшедшего после, во время их благословения, так и для того, чтобы оправдать Божие предопределение, изреченное о них еще прежде их рождения. Исаак полюбил Исава и проч. Сие изображение родительской любви кажется недостойным дома патриархов. Впрочем, вероятно, что Исаак любил не столько вкусную пищу из рук Исава, сколько знаки его сыновнего послушания и любви и отличал его как первородного. Между тем Ревекка следовала Божию предопределению о сыновьях своих, которое было ей, и может быть ей одной, открыто. Накорми меня красным, красным этим. Исав не называет кушанья свойственным ему именем потому, может быть, что не знал, из чего оно сделано (см.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=798...

Все это с великодушием, не менее благородным, как и политичным, он оставил нетронутым, приказал очистить храм от трупов убитых, и назначил Гиркана первосвященником, хотя и без царской короны. Затем, назначив дань, которую должна была платить страна, разрушив городские стены и ограничив владение Гиркана Иудеей, он удалился, захватив с собою Аристовула, его двух сыновей и двух дочерей, в качестве пленников, в Рим. Александр, его старший сын, во время путешествия бежал, но другой иудейский князь, его второй сын, служил украшением блистательного триумфа победителя. Великодушие Помпея, проявленное им в отношении сокровищ храма, не могло однако же изгладить более глубокого впечатления ненависти, возбужденной его святотатственным вторжением в святейшее место. Иудеи с удовольствием смотрели на упадок влияния Помпея, начавшийся с этого времени, и приписывали это падение всецело его святотатственному нечестию. По всему миру они, к счастью для себя, приняли сторону Цезаря, и это направление, которому они последовали из слепой страсти, привело в конце-концов к их действительным интересам и доставило им важные привилегии и покровительство от императорского дома. Сын Аристовула, Александр, наследовал смелость, деловитость и мужество своего отца; он скоро собрал значительную силу и укрепил Махер и Гирканию, и сильную крепость Александрион. Гиркан поспешно призвал римлян себе на помощь. Габиний вступил в Иудею, и, разбив Александра, так как иудеи не могли больше оказывать противодейстния на открытом поле, осадил его в Александрионе. Во время осады, с целью склонить к себе население провинций, Габиний приказал восстановить многие из городов, разрушенных Асмонеями, именно Самарию, Дору, Скифополь, Газу и другие. Между тем мать Александра, которая всегда держала сторону римской парии, своими сношениями с Габинием добилась договора, в котором Александр получал амнистию за свое восстание, под условием сдачи своих крепостей. Как только он подчинился, сам Аристовул и его младший сын бежали из Рима и подняли опять знамя восстания.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

647 Пользуясь особенно ссорами двух претендентов Антиоха VIII Гриппа (сын Димитрия II † 96) и Антиоха IX Кизического (сын Антиоха VII Sidetes’a) на единовластие в Сирии, Иоанн, снова чувствовавший себя со смертью Антиоха VII Sidetes – совершенно независимым от Сирии 648 , задумал, между прочим, нанести решительный ударь Самарянам за исконные обиды Иудейским переселенцам, и – после годовой осады – разрушил до основания главное гнездо их – Самарию 649 , несмотря на двукратную попытку Антиоха IX Кизического выручить просивших его о том Самарян. К рассказу об этом событии Иосиф присовокупляет «нечто невероятное» (по словам его самого, παρδοξον δ τι περ το ρχιερως ρκνου λγευαι»... XIII, 10, 3) повествуемое о Гиркане, яко бы Сам Бог явился ему в день взятия Самарии, осаждавшейся его детьми (Антигоном и Аристовулом) и гласом возвестил ему о победе». О достоверности этого «невероятного» можно отчасти судить но тону самого Иосифа и по характеру этой легенды, нашедшей себе отражение в раввинистических произведениях. 650 При громкой славе оружия Гирканова, правление его ознаменовалось редкостным благополучием Иудеев не только в пределах собственно Иудейских, но и в Александрии, Египте, Кипре и др. населенных ими областях. Сам Гиркан характеризуется Иосифом (в зависимости несомненно от Иудейских источников, возвеличивавших Иоанна, какова его «хроника») 651 , как один из благополучнейших правителей, получивший от Бога «три великие благодеяния: верховную власть над народом, первосвященство и дар пророчества или прозрения, иллюстрируемого предсказанием Гиркана о своих сыновьях, что они «недолго будут править народом» и вышеприведенным получением сверхъестественного извещения о судьбе Самарии. Нельзя не пожалеть, что для такого, во всяком случае, знаменитого главы Иудеев сообщения о внешнем и внутреннем состоянии Иудеи не могут похвалиться разносторонностью и полнотой, особенно в последнем отношении. Иосиф Флавий здесь для нас столь же скуден, как и другие источники, и только для второй половины правления Иоанна он передает весьма важное в рассуждении внутренней политики Иоанна событие – разрыв с Фарисеями и переход на сторону Саддукеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

«Итак, ты,– сказал он,– по прибытии в Иерусалим, призови к себе самых влиятельных из них (фарисеев), покажи им мой труп и предоставь им поступить с ним как угодно, захотят ли они лишить меня погребения за все нанесенные им мною обиды, или как-нибудь иначе в гневе опозорить меня. При этом обещай им не предпринимать ничего в делах правления помимо совета их. И вот, если ты так скажешь им, то они и меня удостоят более почетных похорон, чем могла бы ты устроить мне, так как они уже более не захотят обидеть мертвого, да и ты будешь править спокойно». С этим советом жене своей царь умер, процарствовав двадцать семь лет и прожив без одного года пятьдесят лет 876 . Глава 16 1. Между тем Александре удалось взять крепость, и затем она обратилась к фарисеям сообразно указанию своего покойного мужа; передав им труп последнего и бразды правления, она успокоила гнев фарисеев на Александра и вместе с тем окончательно расположила их к себе. Фарисеи стали после этого распространять в народе добрую славу о деяниях Александра и уверяли народ, что у них погиб праведный царь. Этим они так разжалобили и своими похвалами так настроили народ, что последний почтил царя своего более торжественными похоронами, чем кого-либо из предшествовавших правителей. Александр оставил после себя двух сыновей, Гиркана и Аристобула, а царство передал Александре. Из сыновей этих Гиркан был неспособен к государственным делам и более всего предпочитал мир и спокойный образ жизни, тогда как младший, Аристобул, был энергичнее и предприимчивее его. Вместе с тем царица сумела снискать себе расположение народа тем, что открыто выказывала свое несочувствие ко всему тому, что предпринимал столь ошибочно ее покойный муж. 2. Царица назначила первосвященником сына своего, Гиркана, как вследствие его возраста, так еще более для того, чтобы наполнить чем-нибудь его досуг. Вместе с тем она передала все дела фарисеям, повиноваться которым повелела и народу, причем вновь санкционировала все те дополнения фарисеев к установленному закону, которые были введены фарисеями и затем отменены ее свекром, Гирканом. Таким образом она носила лишь имя царицы, вся же власть на самом деле была в руках фарисеев. Последние возвращали изгнанников на родину, освобождали заключенных, одним словом, ни чем не отличались от настоящих правителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В самом деле глухонемой Захария не мог устно передать жене своей в том, что произошло в храме и что поведано ему ангелом: знаками показать мог очень немногое, но непривычке объясняется этим способом; наконец, но недостаточности навыка к письму, едва ли что мог написать, а Елизавета едва ли могла бы прочитать написанное. Поэтому прозрение ее в необходимость назвать младенца Иоанном было плодом внушения Св. Духа. Ст. 61. И реша к ней, яко никто же есть в родстве твоем, иже нарицается именем тем. Вообще имя Иоанна существовало у Евреев и раньше: его носил последний Маккавей, Иоанн Гиркан. Но было в обычае называть новорожденных по имени старших родственников, что прекрасно заменено у христиан обычаем называть младенцев именами святых, наших старших братьев в великой семье Христовой. Ст. 62. Так как Елизавета, хотя и настаивала на том, чтобы наречь младенца Иоанном, но на волю мужа сослаться в этом не могла и сама ее не знала, то за решением обратились к Захарии и знаками объясняли ему, чего от него хотят. Ст. 63. И испрош дщицу, намазанную воском, написа палочкой, для этого употреблявшейся: “Иоанн да будет имя ему». Ст. 64. По предсказанию ангела немота Захарии должна была продолжаться до того времени, когда сбудутся все слова ангела (20). Они сбылись вполне когда младенец не только родился, о и был наречен Иоанном: поэтому теперь отверзошася уста Захарии абие. Ст. 65. И бысть на всех страх, собственно удивление, соединенное с благоговением к деснице Божией, с очевидностью действовавшей в этих событиях, – на всех живущих окрест их – в том же городе – и во всей стране иудейстей поведаемы бяху глаголы сии, т. е. события или рассказы об этих событиях. По-гречески τ ορεν, т. е. κρ, во всей нагорной, т. е. стране, τς ουδαας – в частном смысле – иудина колена (как и у Матф. в гл. 2, ст. 1). 68–79 стихи заключают в себе хвалебную речь Захарии, предметом которой служит грядущее спасение израильского народа чрез Христа, Коему сын Захарии будет предшествовать в мире. Ст. 68. Благословен Господь Бог Израилев, яко посети и сотвори избавление людем своим. Посещение на языке св. Писании означает ниспослание от Бога помощи или благодеяния, а избавление означает освобождение из плена посредством выкупа или спасение от других несчастий какими бы то ни было средствами.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

Иоанн Гиркан точно также едва ли мог явиться заместителем Мессии в глазах народа, так как в среде последнего были люди, считавшие его недостойным и вверенной ему власти. Иосиф Флавий передает, что некто Елеазар из партии фарисеев, «пользовавшихся в среде народа таким уважением, что их речи даже против царя и первосвященника встречали полное доверие», предложил Иоанну Гиркану отказаться от первосвященнического достоинства, так как его мать была невольница, взятая в плен при Антиохе Епифане 271 . Довольно правдоподобною является также догадка Лянгена 272 , что и в апокрифической книге «Вознесение Моисея» к Иоанну Гиркану относится речь против тех, которые оскверняют жертвенник приношениями Богу, так как они не священники, а рабы, рожденные от рабов 273 . Мы видели, что во времена первосвященника Симона иудеи ожидали пришествия «пророка верного»; кроме приведенного места, в 1 Маккавейской книге есть и другое указание на это: когда священники, читаем мы здесь, очищали святилище, они решили совершенно уничтожить оскверненный язычниками жертвенник; «и они разрушили его, и камни сложили на горе храма в приличном месте, пока придет пророк и даст ответ о них» ( 1Мак. 4:45–46 ). По-видимому эти места подтверждают приведенное нами мнение Гольцмана и Бальденшергера, будто в маккавейский период место Мессии в представлении иудеев занял пророк. Но во 1-х наименование пророка всегда могло прилагаться и действительно прилагалось ( Ин. 4:19; 4:25; 4:29 ) к личности самого Мессии, так как пророческое служение составляло по мнению иудеев одну из необходимых сторон его деятельности (об этом речь будет ниже). Поэтому большинство толковников признает, что ожидание в 1 Маккавейской книге «верного пророка» основано на пророчестве Моисея ( Втор. 18:15 ) и относится лично к Мессии, а не к предтече его. Во 2-х, если бы даже здесь и не имелся в виду сам Мессия, то все же нет никакого основания думать, будто «верный пророк» является заместителем Мессии, сына Давидова, совершенно якобы забытого народом; несомненно, что этот пророк – если не сам Мессия, то его Предтеча и во всяком случае пророк мессианского времени 274 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

Археологами было найдено четыре слоя, свидетельствующих о разных периодах захвата города, между слоем, относящимся к первому захвату, и слоем, указывающим на окончательное его запустение. Что касается двух последних периодов, то город стенами обнесен уже не был». 538 Мы также располагаем археологическим материалом, относящимся к периоду с 135 по 63 г. до Р. X. Однако же наиболее обширен материал, покрывающий период со времени владычества Uoahha I Гиркана до прихода здесь к власти римлян. В это время был захвачен город Вефиль, при раскопках которого были обнаружены монеты Иоанна Гиркана (134–104 гг. до Р. X.), Александра Янная (103–76 гг. до Р. X.) и последующих правителей. Однако отсутствие в этом месте монет Ирода свидетельствует о том, что в то время эта область не находилась под его властью. В 1946 г. в Иоппии было найдено огромное количество совершенно одинаковых монет: в результате археологических раскопок обнаружили 851 монету Александра Янная с надписью «царь Александр». Очевидно, в Иоппии находился монетный двор, чеканивший монеты для Александра. 539 Некоторый исторический материал, касающийся чеканки монет во времена правителей Асмонеев, представляет особый интерес. В одном письме Антиоха VII Сидета, сына Дмитрия I Сотера, к Симону, первосвященнику и этнарху иудеев, упоминаемому в Первой книге Маккавеев (15, 2–9), говорится о том, что Селевкид Антиох позволил Симону чеканить монету с его изображением для своей страны. Однако существуют некоторые сомнения относительно того, действительно ли найденные монеты принадлежат Симону. Иные утверждают, что монеты Маккавеев вошли в употребление только после смерти Антиоха VII (129 г. до Р. X.). Но не вызывает сомнений, что Иоанн I Гиркан (134–104 гг. до Р. X.) чеканил монету, на одной стороне которой были изображены цветы, фрукты, звезды, якоря и вообще изображения, не противоречащие убеждениям тех, кто чтил вторую заповедь Синайского законодательства. На обратной стороне изображались розы, венки из цветов и надпись на древнееврейском: «Иоанн–первосвященник и община иудеев». Александр Яннай чеканил на своих монетах титул «царь», написанный на одних по–гречески, а на других – по–древнееврейски. Его эмблемой были пальма, лилии и колесо. Во времена Гиркана II (63–40 гг. по Р. X.) на монетах был написан только титул «архиерей», но в те времена положение дел уже фактически находилось под контролем римлян. 540

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblija...

Но самая высшая обязанность иудейского первосвященника состояла в том, что он должен был в великий праздник очищения приносить жертву за грехи народа и всесожжение ( Лев.9 ), благословляя затем народ, а в важных случаях, как бы посредствуя между Богом и народом, он вопрошал Бога и давал провещание чрез урим и туммим ( Чис.27:21 ; 1Цар.23:9, 10–30 ). Наконец, если первосвященнику угодно было, он мог совершать всякого рода священнические действия при богослужении во всякое время, назначенное для молитвы. По исчислению иудейского историка Иосифа Флавия 64 , всех иудейских первосвященников, от Аарона, брата Моисеева, первого первосвященника, до Фанаса, возведенного в первосвященническое достоинство мятежниками уже во время последней иудейской войны с римлянами, было восемьдесят три. От построения скинии Моисеем и до устройства храма Соломоном было тринадцать первосвященников, которые преемственно занимали это высокое достоинство; следовательно, в течение шестисот двенадцати лет (средним числом по 47 лет на каждого первосвященника). От времени Соломона до плена вавилонского в Иудее было восемнадцать первосвященников; последним из них, отведенным в качестве важного пленника в Вавилон, был Иосадок. По возвращении из Вавилона иудеи, как известно, снова восстановили храм Иерусалимский и возвели в первосвященническое достоинство Иисуса, сына вышеупомянутого Иосадока, которого потомки, в количестве пятнадцати человек, занимали первосвященническое достоинство в течение четырехсот двенадцати лет, т. е. до сирийского владычества при Антиохе Евпаторе. Последнего первосвященника из этого рода Онию, по прозванию, Менелая, Антиох лишил не только первосвященнического достоинства, но даже и жизни. На место Онии он назначил первосвященником Иоакима, который, впрочем, умер, прослужив в этом сане только три года. После этого в течение семи лет, т. е. до времени Маккавеев, у иудеев вовсе не было первосвященника. Со времени же освобождения Палестины от сирийского ига первосвященническое достоинство было соединено в роде Асмонеев, или Маккавеев с достоинством княжеским, а потом и царским. Таковыми первосвященниками были: Ионафан – в течение семи лет, Симон, брат его, лишенный жизни своим зятем во время пиршества, – в течение восьми лет, Гиркан, сын Симона, – в течение тридцати лет, Иуда или Apucmobyл I, царь и первосвященник, – один год, брат его Александр – двадцать семь лет, сын Александра Гupkah II – девять лет, брат его Apucmobyл II – три года и три месяца, потом снова Гupkah II, но уже без царского достоинства, – еще двадцать четыре года, Ананел – несколько недель и Apucmobyл III, сын Гupkaha II-ro, также очень недолго.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

10:1–66 Александр Балас свергает Димитрия I. Несмотря на множество предлагаемых привилегий Ионафан и народ принимают сторону Александра, который делает Ионафана «царским другом» и первосвященником 10:67– Путь Димитрия II к власти; укрепление позиций Ионафана 10:67–89 Притязания на престол Димитрия II; Ионафан наместника Келе–Сирии 11:1–19 Птоломей (Птолемей VI) изгоняет Александра из Палестины, после чего Александр гибнет в Аравии; Птоломей умирает тремя днями позже; царем становится Димитрий II 11:20–37 Димитрий II утверждает Ионафана в сане первосвященника и признает его политический статус 11:38– Димитрий II становится врагом Ионафана; Трифон и Антиох VI приходят к власти в Антиохии, Ионафан – их вассал; Трифон убивает Ионафана; Симон, став преемником Ионафана, завершает освобождение 11:38–59 Димитрий II не сдерживает обещания, данного Ионафану; Трифон, полководец Антиоха VI, берет Антиохию; Антиох VI утверждает Ионафана в его сане 11:60–74 Ионафан разбивает войско Димитрия II 12:24–38 Ионафан вновь разбивает отряды Димитрия II 12:39– Трифон коварно умерщвляет Ионафана. Преемником Ионафана становится Симон; Трифон убивает Антиоха VI 13:33–42 Димитрий II идет на уступки Симону и заключает с ним договор о мире 13:43–52 Симон завоевывает Газар (Гесер) и окончательно берет Акру Сын Симона Иоанн (Гиркан) становится главным военачальником 14:1–3 Димитрий II отправляется на Восток и попадает там в плен 14:4–15 Обрамление: прославление Симона 1.2. Возникновение 1.2.1 Источники Автор использовал в своем труде многочисленные документы, бывшие ему доступными, возможно, потому, что он мог пользоваться хасмонейским придворным архивом: 5:10b–13 (письмо иудеев из Галаада с просьбой о помощи); 8:23–32 (текст договора о союзе с римлянами); 10:18–20 (письмо Александра Баласа Ионафану о признании Ионафана первосвященником и царским другом); 10:25b–45 (письмо Димитрия I Ионафану с обещаниями); 11:30–37 (письмо Димитрия II Ионафану); 12:6–18 (письмо Ионафана спартанцам); 12:20–23 (письмо спартанцев Онии II); 13:36–40 (письмо Димитрия II Симону); 14:20b–23 (письмо спартанцев к Симону); 14:27b–45 (декрет священников и народа в честь Симона); 15:2–9 (письмо Антиоха VII Сидета Симону); 15:16–21 (письмо консула Луция Цецилия Метелла Кальва Птолемею VIII Эвергету II). Кроме того, автору, как можно заключить из 16:23–24, были известны летописи хасмонейских первосвященников.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010