Гиркан воспользовался этим благоприятным обстоятельством для низвержения ига Сирии, и иудейский народ поддерживал свою независимость, пока не вынужден был признать римское владычество, сначала при асмонейской династии, а затем при доме Ирода. Когда Сирийская монархия всецело поглощена была борьбой соперников, притязавших на престол, мудрый и предприимчивый Иоанн Гиркан не терял случая для расширения своих владений и для усиления своей власти. Он взял Самегу и Медову в за-Иорданской области. Но его величайшим торжеством, которое особенно высоко поставило его во мнении своих соотечественников, было взятие Сихема и полное разрушение самарянского храма на горе Гаризим 434 . Храм этот был срыт до основания, и от него не осталось и следа. В течение двух столетий это ненавистное здание оскорбляло взоры всех благочестивых паломников в Иерусалиме. Теперь храм Иерусалимский вновь сделался единственным святилищем, где совершалось поклонение Богу отцов, по крайней мере в пределах Палестины. Самарянский храм всегда казался посягательством на отличающую иудейский народ веру во всеобщность единого Бога; теперь они были опять бесспорными обладателями как божественного соприсутствия, так и связанного с ним божественного покровительства. После этого оставалось лишь одно соперническое святилище, именно храм Онии в Египте. Хотя палестинские иудеи смотрели на своих египетских собратьев с высокомерным презрением, но вместе с тем и не без внутренней зависти, и быть может только отдаленность пространства препятствовала развитию такой вражды, какую они питали к самарянам 435 . Между тем Иудея, под мудрым и мужественным управлением Гиркана, продолжала наслаждаться полным миром и благоденствием. Разрушив Сихем, он затем направил свое оружие против Идумеи, подчинил эту страну, принудил древних соперников своего народа подвергнуться обрезанию и принять иудейскую религию, и настолько вполне объединил эти два народа, что название Идумеи с этого времени уже не появляется больше в истории в качестве отдельного княжества.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации 10.8. Правление династии Маккавеев (Хасмонеев). Воцарение Ирода Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета Мы уже полностью вышли за пределы библейского повествования. Иоанн Гиркан еще более расширяет подвластную ему территорию, и одним из его судьбоносных деяний было присоединение Идумеи, то есть потомков Исава, которые постоянно были противниками Израильтян. Потом их насильственно обратили в иудейскую веру. Это имело весьма большое значение, потому что Ирод Великий был из идумеев; благодаря насильственному слиянию с иудеями он и получил возможность прийти к власти. Иоанн Гиркан был у власти около двадцати лет, и ему на рубеже первого и второго веков наследовал его сын, Александр (правил 104 – 78 гг.), который знаменовал собой упадок династии. Если об Иоанне Гиркане свидетельствовали, что у него был даже дар пророческий, то Александру дали прозвище «фракиец» за его жестокость. Он был весьма успешен в своих военных походах, но его очень не любили, поскольку Александр формально, не исполнял должности первосвященника, он провозгласил себя царем. Первые Маккавеи скромно именовали себя предводителями народа, а Александр провозгласил себя царем; но при этом он претендовал на то, чтобы исполнять и первосвященнические обязанности. Однажды, во время праздника Кущей, он явился, чтобы самолично совершать служение, что вызвало протест народа. Его это не остановило, произошли волнения, и несколько тысяч человек были ранены у Храма. Началась настоящая гражданская война, причем партию, противостоящую Александру, возглавляли появившиеся тогда фарисеи. Те партии, которые упоминаются на страницах Евангелия, сложились как раз во времена Маккавейского движения. Фарисеи возглавляли противную Александру партию и призвали себе на помощь потомка Селевкидов, Димитрия III. Но в критический момент патриотизм у фарисеев взял верх, и они отказались от помощи Димитрия III и присоединились к Александру Яннаю, что его лично спасло, так как дела его были незавидны. Тем не менее, он подавил восстание и распял восемьсот зачинщиков его, никакой благодарности к фарисеям не проявил; в это время увеличился приток в общины ессеев.

http://sedmitza.ru/lib/text/431243/

Тональность, в которой Павел отвечал первосвященнику, отличается от той, в которой выдержан ответ Иисуса. Но, как и Иисус, Павел апеллирует к общепринятому представлению о справедливом суде. Заседание синедриона, на котором осудили Иисуса, было профанацией суда, и заседание по делу Павла тоже было такой профанацией. По сути, членам синедриона история Павла была неинтересна: по их представлениям, он был заведомо виновен в том, в чем его обвиняли. Павел предпринимает вторую попытку произнести апологию, начав ее с торжественного заявления: «Мужи братия! я фарисей, сын фарисея». Этими словами он должен был расположить к себе но крайней мере некоторую часть заседавших в синедрионе фарисеев. Однако Павел знает, что фарисеи и саддукеи не сходятся во мнениях относительно воскресения мертвых. О том, что саддукеи в него не верили, известно как из Евангелия ( Мф. 22:23–33 ; Мк. 12:18–27 ; ср.: Лк. 20:27–40 ), так и из описания этой партии у Иосифа Флавия, но словам которого, саддукеи «отрицают бессмертие души и всякое загробное воздаяние». 458 Заявление Павла, что его судят за веру в воскресение мертвых, становится для синедриона яблоком раздора. 459 Лука описывает это как результат умелой тактики самозащиты, примененной Павлом: вместо того чтобы судить его, фарисеи и саддукеи начинают спорить между собой. Иоанн Златоуст в связи с данным эпизодом отмечает: «Опять говорит по-человечески; он не всегда руководится благодатью, но позволяет себе привносить нечто и от себя. Это он и делает как теперь, так и после, и в оправдании своем намеревается разделить злобно соединившуюся против пего толпу». 460 Кроме того, весь конфликт Павел переносит из области правовой в область вероучительную, не подпадающую под римскую судебную юрисдикцию. Борьба между фарисеями и саддукеями имела давнюю историю. При этом фарисеи пользовались поддержкой народа, а саддукеи – только поддержкой аристократии, Рассказывая о событиях, происходивших во II веке до P.X., Иосиф Флавий отмечает, что первосвященник Гиркан «примкнул к партии саддукеев, совершенно отказавшись от фарисеев и не только разрешив народу не соблюдать установленных фарисеями законоположений, но даже установив наказание для тех, кто стал бы соблюдать их». Из-за этого «как сам Гиркан, так и его сыновья стали ненавистны народу». Историк отмечает, что «фарисеи передали народу, на основании древнего предания, множество законоположений, которые не входят в состав Моисеева законодательства». Что же касается секты саддукеев, то она «совершенно отвергает все эти наслоения, требуя обязательности лишь одного писаного закона и отнимая всякое значение у устного предания». По указанной причине «часто возникало множество споров и разногласий между обеими сектами, причем на стороне саддукеев стоял лишь зажиточный класс, а не простой народ, тогда как на стороне фарисеев была чернь». 461

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

II. Историю Гомилетики. Первая христианская Гомилетика. „Пастырское правило“ св. Григория Двоеслова . Средневековая Гомилетика. Судьбы Гомилетики в последнюю половину средних веков. Гомилетические воззрения Лютера и Меланхтона. Гомилетические правила Як. Шпенера. Гомилетика Мозгейма. Теория красноречия Шотта. Риторика Франца Теремина. Теория духовного красноречия Юнгмана. Теория красноречия Винэ. III. Теорию Гомилетики. Понятие о типе проповеди. Генезис и генетическое развитие типов проповеди. Главные факторы генетического образования типов проповеди. Образование проповедника. Приготовление к проповеди. Значение „живого слова“ в деле проповеднического служения. Нужно ли для проповедника знакомство с приёмами ораторского искусства? Пастырь-учитель по запросам современного общества. Инспектор Академии, сверхштатный экстраординарный профессор Архимандрит Иосиф по кафедре библейской истории студентам I курса, согласно представленной в начале года программе, прочитал IV период истории – после-пленный: Возвращение Иудеев из плена: возвышение Кира; указ о —33— возвращении Иудеев и восстановлении храма; прибытие в Иудею переселенцев и первые меры к организации общества. История постройки после-пленного храма: закладка его; препятствия постройки и причины её замедления. Свв. пророки Аггей и Захария; окончание и освящение храма. Ездра и Неемия: их заслуги в деле возрождения Иерусалима и окончательного сформирования Ново-Иудейского общества. Борьба против смешанных браков. Построение стен. Судьбы Иудейства после Ездры и Неемии. Вражда с Самарянами. Самарянский раскол и Иерусалимские смуты. Иудейство и Еллинизм: Иудейство внутри и вне Палестины. История перевода LXX. Политические смуты. Сирия и Египет в их соприкосновенности с Иудеей: Маккавеи. Гонения на Иудеев и борьба за веру и свободу. История Асмонейской династии: Иоанн Гиркан, Иуда Аристовул I, Александр Ианней, Александра, Аристовул II. Падение Асмонейской династии. Протекторат Рима. Гиркан II. Возвышение Антипатра, родоначальника Идумейской династии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но интересующий нас вопрос не так легко решается. В Иерусалиме был не один дворец, а три, и все они стали собственностью римлян. Кроме великолепного Иродова дворца, здесь был дворец в крепости Антония и дворец Маккавеев. Bira () – еврейское название Антониевой крепости, встречающееся в Мишне 363 и соответствующее греческому Варис (Βαρες), служило обозначением всякого укрепленного места. В Палестине до сих пор еще так называются большие дома, со всех сторон окруженные стенами. Местом крепости был скалистый холм в северо-западном углу горы храма. Может быть, именно здесь еще во времена первого храма был дом храмовой полиции 364 , но та крепость, которая после получила имя Антонии, обязана своим происхождением временам Маккавеев. Иосиф Флавий говорит, что Иоанн Гиркан приказал построить близ храма башню, которая потом служила ему постоянною резиденциею и местом хранения его первосвященнических одежд 365 . Однако холм сам по себе представлял такой удобный пункт для крепости, что едва ли могли обойти его своим вниманием опытные в военном деле братья Ионафан и Симон. Уже первый из них имел намерение восстановить лежавшие на земле стены города, возобновить разрушенную часть храма и оградить его высокими башнями, о чем и совещался с народом 366 . Поэтому едва ли можно сомневаться в том, что если не он, то его брат Симон начал обстраивать и укреплять холм, который сама природа предназначала для крепости. Иоанн Гиркан докончил дело, начатое его предшественниками. Так как Иосиф Флавий называет Варис просто «башнею», то можно думать, что эта крепость в том виде, как отстроена она была Маккавеями, представляла собою только двор небольшой величины, обнесенный кругом крепкою стеною с башнями по углам. На средине двора возвышалось главное здание – резиденция царей и первосвященников из дома Маккавеев, которая иногда называется «дворцом царя Александра» 367 , по имени известного Александра Яннея, прожившего здесь 27 лет. На дворе же, вдоль стен крепости, были устроены помещения для стражи и прислуги царской.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/arheolo...

Различие же последней в существе дела только кажущееся, которое обусловливалось возможностью округления цифры (около 30–31 лет), или тем, что в исчислении 31 года Иосиф начинающийся год считает за целый. Из некоторых соображений на основании других мест Иосифа ясно следует последнее. Точнейшие хронологические его даты: 1) смерть Симона в месяце Schebât, 177 г. э. С.==Февр. 135 до Хр. ( 1Мак.16:14 ); и 2) начало братской войны между Аристовулом ΙΙ и Гирканом ΙΙ. вслед за смертью Александры, по ρχ.XIV, 1, 2 в 3 году 177 Олимп.==летом 70–69 до Хр. (при консулах Q. Hormensius’e и Q. Metellus Creticus’e, время которых падает на 69 г.). Точность этой даты для начала братской войны и смерти Александры (первая ½ 69 г.) м.б. подтверждена также чрез ρχ.XIII, 16, 4 и περ λσ.1, 5, 3, откуда видно, что Александра была еще жива при нападении Лукулла на Арминское царство, что было в 69 г. Таким образом, от смерти Симона до смерти Александры (135–69) получается период в 66 лет, между тем, как сложение показанных у Иосифа лет правления отдельных Асмонеев в сумме==68 л. Ясно, что излишек образовался от манеры Иосифа считать продолжающегося год за полный и прибавлять его к сумме лет правления. Так именно должно быть у него в годах Иоанна Гиркана и Александра Ианнея, и список лет правления д. следов. измениться след. образом: Ианн Гиркан вместо 31–30 лет слишком 135–104 Аристовул I – 1 год – 104–103 Александр Ианней вместо 27–26 л. сл. 103–76 Александра – 9 л. 76–67 Замечание Иосифа, XIII, 8, 2, что первый год Иоанна Гиркана падал на 162 Олимп. (==лета 132–128 г. до Хр.) очевидно ложно. 626 Прозвание «Гиркан» Евсевий и другие объясняют из того, что Иоанн завоевал Гирканию (Euseb. Хрон. у Syncell. I, 548: ρκανος νικσας ρκανς νομσθη; у Иеронима: adversum Hyrcanos bellum gerens Hyrcani nomen accepit; а за ним Sulpicius Severus II, 26: qui cum adversum Hyrcanos, gentem validissimam, egregie pugnasset, Hyrcani cognomen accepit). В пользу этого объяснения может быть приведено то что Иоанн действительно участвовал в походе Антиоха VΙI (Sidotes) на Парфян.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

После смерти Александра Янная его жена Александра (Саломея), которая осталась у власти, опиралась уже на фарисеев, то есть она полностью сменила курс, их сын Гиркан II был поставлен первосвященником, а Аристовул II, другой сын, был удален и просто вел частную жизнь. В 67 году, после того, как Саломея умерла, Аристовул снова включился в борьбу за власть. Ему помогал некий идумеянин по имени Антипатр. Аристовул вынудил Гиркана бежать из Иерусалима. В это время, в шестидесятые годы до Рождества Христова, на границах с Сирией уже появился Помпей. Пока последние представители Маккавейской династии делили между собой власть, с севера на них надвигались римские легионы. И Помпей, естественно, весьма благосклонно принял обе стороны и, рассудив, поддержал Гиркана, из-за некоторых ошибок Аристовула. Помпей в качестве судьи (вспоминается лиса, которой доверили делить сыр) является в Иерусалим, который сам охотно открывал ему двери. Аристовул укрепился в храмовой цитадели и два месяца ее продержал. После чего она была взята, Помпей вошел в храм, осмотрел его, но не разрешил там ничего трогать, причем есть свидетельство, что Помпей вошел даже во Святое Святых и был крайне удивлен тем, что он ничего там не увидел. Привыкший к обычному языческому культу, ожидая увидеть статую, он просто там не нашел ничего, и это привело его в крайнее недоумение. Примерно через десять лет другой римский военачальник, Красс, исправил «ошибку» своего предшественника и как следует ограбил Иерусалим и Храм. Аристовул был отправлен в Рим, а Гиркан остался первосвященником. Иудеи попросили Помпея не восстанавливать монархию, потому что они устали от бесконечной борьбы за власть, которая приводила к кровопролитиям. Тем более, что не было ни одного достойного представителя династии Давида, которая должна была законно царствовать. Иудеи оказываются фактически под протекторатом Рима. Идумеянин Антипатр, будучи человеком весьма ловким, в 47 году назначается Цезарем прокуратором Иудеи. После его смерти ненадолго воцарился сын Аристовула Антигон. Однако сын Антипатра Ирод отправляется в Рим, и в Риме Антоний назначает Ирода тетрархом, со всеми положенными при этом языческими жертвами. Ирод с небольшим отрядом высаживается на побережье и идет в сторону Иерусалима, чтобы реализовать свои царские полномочия. Он женится на Марианне, внучке Гиркана Второго, официально приобщается к правящей династии. Царствование себе он таким способом обеспечил. Ирод овладел Иерусалимом в 37 году. Начинается весьма длительное его правление.

http://sedmitza.ru/lib/text/431243/

4. Затем его сын Александр был одновременно царем и первосвященником и правил 27 лет: среди его деяний ничего примечательного, кроме жестокости, в памяти не осталось. Поскольку он оставил после себя малолетних сыновей Аристобула и Гиркана, то царством его 9 лет правила Салина, она же Александра . 5. После ее смерти между братьями была великая распря из-за царства. Сначала власть захватил Гиркан, но вскоре, изгнанный своим братом Аристобулом , бежал к Помпею, который ведя в то время войну против Митридата и, усмирив Армению и Понт, стал победителем всех тех народов, с которыми имел дело, и возымел желание идти дальше вглубь [Азии], дабы присоединить соседей к Римскому государству, а потому искал предлога для войны и объект для завоевания. 6. Поэтому он охотно принял Гиркана и в его сопровождении двинулся против иудеев: по взятии города и разорении храма, оставшихся жителей он пощадил . Плененного Аристобула отослал в Рим, Гиркана восстановил в сане первосвященника и, возложив на иудеев дань, поставил над ними прокуратором некоего Антипатра из Аскалона. 7. Гиркан удерживал власть 34 года , но когда началась война против Парфян, был пленен ими. XXVII . 1. В то время чужеземец Ирод, сын Антипатра из Аскалона, домогался у сената и римского народа Иудейского царства и получил его . Впервые в его лице иудеи приняли над собой чужеземного царя. Ибо необходимо было, дабы с приходом Христа сбылись слова пророков о том, что его водительством спасены они будут, чтобы ни на что, кроме Христа, они не уповали. 2. При этом Ироде, на 33 году его правления, в консульство Сабина и Руфина за 8 дней до январских календ родился Христос . 3. Однако того, что содержится в Евангелиях и Деяниях Апостолов, я не хочу касаться, дабы краткостью изложения не умалить значимости деяний, потому последую далее. 4. Ирод после рождения Господа правил еще 4 года, а всего времени его царствования было 37 лет . После него правили тетрархи Архелай - 9 лет , Ирод 24 года . 5. В правление последнего, на 18 год царствования, в консульство Фуфия Гемина и Рубеллия Гемина Господь был распят на кресте: от этого времени до консульства Стилихона прошло 372 года .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

Вождь римлян Антоний, к которому был послан пленный Антигон, приказал держать его в цепях до своего триумфа; но когда он узнал, что еврейский народ восстал из ненависти к Ироду, он обезглавил Антигона в Антиохии. Гиркан, когда он узнал, что Ирод стал царем, обратился к просьбой к царю Фраату и, так как Ирод обратился к нему со своей стороны, Гиркан был отпущен на родину; он надеялся получить от Ирода многого. Это, казалось бы, свидетельствовало о том же расположении и том же уважение к ему, как и прежде; позже, он несправедливо обвинил его в продажности и государственной измене в пользу арабов и предал его смерти в возрасте двадцати четырех и чья великая доброта и миролюбие не имели равных. Аристобул, внук Гиркана и брат жены Ирода Мариаммы, по просьбе Александры, матери его детей, и самой Мариаммы, в возрасте семнадцати лет был назначен Иродом первосвященником, а немного позже, он задушил его в банях в Иерихоне. Таков был Ирод, человек который был уже изображен ранее. На момент смерти, Ирод с согласия императора, составил завещание так, чтобы его сын Архелай сменил его на троне И Цезарь – это был Август – объявил Архелая владыкой половины страны и сказал, что он дарует ему царство, если узнает, что он исполняет свою должность с умеренностью и справедливостью; он разделил другую половину и назначил тетрархами Филиппа и Антипатра, также сыновей Ирода. Но Архелай управлял евреями со строгостью в манере своего отца, его затираненные подданные прибегли к Цезарю, и на десятом году царствования он был свергнут и осужден на ссылку в Виенну в Галлии; соответственно из царства Иудея стала провинцией. Ирод, тетрарх Галилеи и Переи, сын Ирода Великого, сообщает Иосиф, взял жену от своего брата Ирода, которую звали Ироида. Она также происходила от Ирода Великого, будучи рожденной от его сына Аристобула, которого Ирод Великий приговорил к смерти; у нее был брат Агриппа. Ирод взял ее от ее мужа, и женился не ней. Это был он, кто убил Иоанна Предтечу из страха, говорит Иосиф, который не поднял народ против него, потому что все последовали заветам Ионна из–за его исключительной добродетели 590 . Также в его царствование имело место Пришествие Спасителя 591 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Таким образом, война эта, во всяком случае, еще раз показала, что маленькое Иудейское государство в состоянии было оградить свою свободу от опасного сосуда только до тех пор, пока там не доставало предприимчивости. Достаточно одного натиска Антиоха VIΙ, чтобы отвоеванная Симоном свобода снова была потеряна Гирканом. И только к счастью для Иудеи эта потеря стоила меньших жертв, чем можно было ожидать. Для уплаты дани, востребованной Антиохом, Иоанн вскрывает гробницу Давидову, и берет из нее 3.000 талантов 641 , как находим в ρχ.VII, 15, 3, между тем как в данном месте ρχ.XIII, 8, 4 Иосиф только говорит, что Гиркан употреблял вырытые сокровища на содержание наемного войска. 642 Таким или иным путем, только наемные войска, с этого первого следа их употребления, вошли в обычай, и Иосиф несколько раз говорит о них далее. 643 Между прочим, с этими войсками Иоанн, по заключении мира, сотовариществовал Антиоху в походе 128 г. на Нарвян 644 , хотя и не разделил участь его, состоявшую в потере большей части своего войска и самой жизни († 128 г. до Хр.). Насколько это, очевидно, вынужденное также зависимостью от Антиоха сотоварищество было искренне и близко, предоставляется судить по тому, что Гиркан тотчас же, как только «услышал» о смерти Антиоха, обращает свое орудие на оставшиеся беззащитными владения Антиоха, на глазах, так сказать, его слабого преемника Димитрия II 645 спешит поживиться значительными областями на счет всех своих соседей, отвоевывает многие из Самарийских и Идумейских городов, (на востоке Мидаву, на севере – Сихем с горою Гаризим, на юге у Идумеев – Адору и Маренсу), заставив Идумеян принять обрезание и сделаться Иудеями «во второй раз», как замечает Иосиф. 646 В это же время положен был конец и знаменитому Гаризимскому храму, просуществовавшему 200 лет. Успехам завоевательной политики Иоанна, которая была продолжением таковой же Ионафана и Симона, (нося только еще более сверх-национальный характер от участия наемных войск) – много способствовала слабость Сирийского царства, исполненного за это время всевозможных раздоров, ссор и мятежей.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010