125 В это гонение аристократия потеряла всякую цену в глазах народа. И прежде индифферентная к вере отцов, она теперь с легким сердцем шла к языческим алтарям. Не они погибали от рук палачей, Елеазар « один из первых книжников», и мать с семью сыновьями, которые все свидетельствуют о воскресении и о загробном мироздании, 126 что ясно указывает на их принадлежность к фарисейской партии. На каких-то людей и могло опереться в борьбе за религию и национальность семейство Маттафии. Оно само принадлежало, правда, к священнической фамилии, но малоизвестной и, во всяком случае, не принадлежащей к правящей аристократии. Что вокруг семейства Маттафии собрались фарисеи, это видно из поведения воинов в первое время после начала восстания: Иуда Маккавей возбуждает их отвагу указанием на Промысел, 127 они свято чтут субботу и не хотят даже защищаться, чтобы не нарушить субботнего покоя. 128 Они боролись за религию и закон и желали достигнуть одного, именно, чтобы иметь возможность беспрепятственно соблюдать все свои религиозные обряды. Правда, впоследствии потомки Маттафии утратили ту простоту сердца, с которой они встали на защиту религии. Сделавшись государями Иудеи, они пошли по той же дороге, по какой шли и предшествующие правящие классы, с которыми, кстати сказать, они потом слились. Этого и следовало ожидать. Но важно то, что страна, отделявшая аристократию от демократических книжников, рушилась. Новая аристократия не могла забыть, что все достигнутое ими, достигнуто, главным образом, при помощи книжников, а книжники, стоявшие у власти, хотя бы даже, на время революции, не могли уже отказаться от всяких притязаний на власть и снова довольствоваться одними только учеными занятиями. Естественно, поэтому, предположить, что книжники получили от Маккавеев право участия в управлении, которое могло выразиться ни в чем другом, как в допущении их в Синедрион. Особенно в этом отношении имеет значение факт из времени правления Иоанна Гиркана. Гиркан однажды на пиру, на котором было много фарисеев, просил указать на недостатки его правления.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Нет надобности подробно рассказывать историю жизни этого выдающегося первосвященника. От его рода остался один постоянный памятник. Его младший сын, Гиркан, наследник его имений, сложил их в банк, который, как в Греции, так и в Иудее, состоял при храме, и затем, в качестве независимого человека, утвердил свое местопребывание в одном укрепленном местечке за Иорданом. Это был замок из белого мрамора, украшенный колоссальными фигурами и окруженный глубокими рвом, а пред ними находилась скала, изрытая целым лабиринтом пещер. Замок этот назывался просто «скалой». В этой фантастической резиденции он жил в качестве независимого князя среди соседних арабов, пока наконец, не изгнан был сирийскими царями. Но замок и скала остаются еще и теперь и сохраняют имя Гиркана, полуарабского начальника в новейшем названии его Арак-эл-эмир 415 . Лев, обломки колоннады, входные ворота с колоссальными скульптурными львами на их фризе, смесь греческих юнических капителей с пальмолистной архитектурой, в роде архитектуры Птоломеева храма в Филах, обширные конюшни, высеченные в прилегающей скале, все это свидетельствует о блеске и богатстве этого самовольного князя, этого отдаленного наследника рода Давидова. Среди первосвященников этого времени, не выдававшихся вообще какими-либо особенностями, выдвигается одна достойная личность – первосвященник Симон Праведный, стоящий выше всех, кто только выступал раньше его и после него в этой должности, со времени Зоровавеля до времени Маккавеев. По одному сказанию, он именно встречал Александра Великого. По другому, он был последним членом великой синагоги. Он же был тем человеком, который предотвратил святотатственное покушение жестокого и своенравного египетского царя Птоломея Филопатора войти в храм Иерусалимский. Выраженное последним намерение в этом отношении, – так говорится в повествовании, – повергло весь город в крайнее смятение. Из густой толпы народа раздавался столь пронзительный крик, что как будто он издаваем был самими стенами и основаниями города.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Неверующих же учению отцов мы анафематствуем и считаем чуждыми святой Церкви. – Боголюбезнейший епископ города Примополя Тимофей сказал: определения святых отцов, собиравшихся в Никее, благочестивы и православны; следуя им, блаженной памяти отец наш Кирилл, бывший епископ александрийский, предал нам боголюбезные догматы. И мы с ними согласны. Посему, не следующий им да будет чужд святой Христовой Церкви. – Боголюбезнейший епископ босфорский Евдоксий сказал: трижды-блаженный отец наш Кирилл, следуя святому и великому собору никейскому, уяснил нам пришествие Христа Спасителя нашего, что Он, Бог прежде веков и Сын Отца, в последние времена вочеловечился, чтобы истребить еже на нас рукописание ( Колос. 2, 14 ), и для нашего спасения воспринял совершенного человека. Итак всякий, не согласующийся с изложениями святых отцов, сам себя отчуждает от всякого священного общения и присутствия Христова». 125 «Боголюбезнейший епископ города Докимия Евстохий сказал: сделанное святыми отцами Святого собора в Никее изложение, прочитанные нам послания святейшего и боголюбезнейшего епископа Кирилла, и изложенные правила и веру Святого и великого собора ефесского мы находим все между собою согласными. Посему и я так же верую и исповедую: а мудрствующего иначе считаю чуждым святой кафолической Церкви и веры православных. – Боголюбезнейший епископ города Мостены Юлиан сказал: так как ясны и душеполезны прочитанные нам канонические писания, изложенные блаженнейшим и святейшим Кириллом и святейшими соборами никейским и ефесским, то и я так мудрствую и верую. А кто мудрствует иначе, тот да будет чужд святой Церкви и правой веры. – Боголюбезнейший епископ города Иерокесарии Сисиний сказал: слушая читанные послания святых отцов наших, и то, что совершено в метрополии Ефесе, по святым канонам, изложенным в городе Никее, мы так мудрствуем, и веруем, и учим наш народ. А кто мудрствует иначе, тот да будет чужд святой кафолической Церкви Божией. – Боголюбезнейший епископ города Гиркан Иоанн сказал: я согласен с недавно прочитанным, и прежде изложенным святыми отцами в Никее, и православно возвещенным святыми епископами, и следую этому. Мудрствующего же иначе, как безумного, отвращаюсь и считаю чуждым православной веры, утверждаясь благодатию Христовою вместе со всеми святыми отцами. – Боголюбезнейший епископ (дорилейский) Евсевий сказал: так как некоторые из боголюбезнейших епископов, живущих в этом царствующем городе, не пришли или по болезни, или не зная о созвании Святого собора, то я прошу, чрез почтеннейшего пресвитера и нотария Астерия и чрез благочестивейших диаконов и нотариев, напомнить им, чтобы они, узнав то, что сделано, сами заявили свою волю. – Святейший архиепископ (Флавиан) сказал: почтеннейшие нотарии пусть объявят отсутствующим боголюбезнейшим епископам, прочитав им о том, что здесь совершено, и пусть каждый из них изложит свое собственное мнение». Деяние третие в Константинополе под председательством Флавиана (снова прочитанное в Халкидоне)

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Этим критериям полностью соответствует религ. реформа, инициированная Антиохом IV Епифаном. Книга в этом случае могла быть написана как реакция на гонения Антиоха, принудительное насаждение языческого культа и осквернение храма в свете последующего освобождения народа, прихода к власти династии Хасмонеев и восстановления храма. Имеет большое значение топографическое свидетельство: согласно И. к., иудеи были расселены на обширной территории - от Иерусалима до Изрееля. Эти границы превышают территорию персид. пров. Йехуд, но были достигнуты во II в. до Р. Х., когда Иоанн Гиркан завоевал Сихем с горой Гаризим и присоединил Самарию (128-107 гг. до Р. Х.). В то же время средиземноморские города (Газа, Аскалон, Азот и др.) фигурируют в И. к. как самостоятельные политические образования, что не было возможно после 96 г. до Р. Х., когда Александр Яннай присоединил к Иудейскому гос-ву прибрежную полосу с Газой ( Энгель. 2008. С. 392). Др. важным свидетельством является упоминание об освящении храмовых сосудов. В 1-й Книге Ездры, повествующей о возврате храмового имущества, восстановлении храма и возобновлении богослужения, ничего не сказано об освящении оскверненных сосудов, хотя обрядовые моменты, связанные с реорганизацией культа, раскрыты в книге очень подробно. Напротив, обновление и освящение храма и храмовой утвари после гонения Антиоха IV Епифана приобрело значение события Свящ. истории и положило начало новому празднику (см.: 1 Макк 4. 36-59; 2 Макк 10. 1-8). Т. о., есть основания соотносить события, описанные в И. к., с историческим контекстом праздника Обновления Иерусалимского храма - Ханукки . И. к. не подразумевает существования светской адм. власти у израильтян: все распоряжения принципиального характера отдает первосвященник Иоаким, и помощь ему оказывает собрание (γερουσα - Иф 4. 8; 11. 14; 15. 8). Это описание соответствует политической организации Иудеи в хасмонейскую эпоху ( Энгель. 2008. С. 392). В библеистике XVIII-XIX вв. предпринимались попытки связать И.

http://pravenc.ru/text/1237779.html

Перемирие длится недолго, и пламя народной войны, бескомпромиссной и беспощадной, разгорается вновь. Еврейские солдаты, служащие сирийцам, чувствуют себя настолько уверенно, что уже отказываются подчиняться их приказам в субботу… Так Селевкиды проиграли религиозный спор раньше, чем проиграли войну. Пейзаж после битвы Иуда Маккавей погиб в бою в 160 году до н. э., его место занял его брат Ионафан. Теперь под его началом была уже организованная и преданная армия с огромным боевым опытом, и сирийскому двору оставалось только заключить такой мир, который позволил бы сохранить лицо. К тому же сами Селевкиды в очередной раз боролись друг с другом за престол, им было не до Иудеи, так что они приняли условия Ионафана, назначив его правителем Иудеи как автономной области. В 152 году до н. э. Ионафан стал не только сирийским наместником, но и первосвященником. После этого он заключил союз с самим Римом – будущей мировой империей, которую побаивались и сирийцы. А после смерти Ионафана его сменил еще один брат, Симон. Так была основана династия Хасмонеев, так начался новый этап в истории народа Израиля, который продолжился почти до самых новозаветных времен. Чего же добились Хасмонеи? Они сочетали в своих руках светскую и духовную власть, чего в древности израильтяне категорически избегали (ведь ни пророк Моисей, ни царь Давид, ни кто-либо еще из правителей народа не были первосвященниками). Эта династия еще прославится своей решительностью и жестокостью: именно Хасмонеи насильственно обратят в иудаизм (единственный случай в истории!) своих соседей-идумеев, именно они пригласят в Иудею римских солдат, чтобы те помогли им разделаться с врагами. Никто из них и не догадывается, что со временем потомок тех самых идумеев, знаменитый Ирод, совершит дворцовый переворот и уничтожит их династию, а римляне останутся в Иудее на века, уже на положении господ, а не союзников. А эллинизация? Она продолжится. Царь Иоанн Гиркан из династии Хасмонеев призовет к себе на службу наемников-язычников, а его сын Аристовул не только примет греческое имя, но и назовется «другом эллинов». Объективные исторические процессы невозможно повернуть вспять даже очень успешной войной.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Но с другой стороны, это много колеблется и тем обстоятельством, что имя Гиркан много прежде этого усвоялось Иоанну (ρχ.ХΙΙ, 4. 6–11; 2Мак.3:11 ). В виду этого Schürer находит более целесообразным объяснить это прозвание по аналогии от Baba mezia VIΙ, 9, Schabbath II, I, Nasir V, 4. Baba bathra V, 2. Один происшедший из Гиркании Иудей (куда они были поселены Артаксерксом Охом (II Sch. 496), возвратившись в Иудею, прозвал после этого себя ρκανς, после чего это за ним и укоренилось. 631 Euseb. Chron. ed. Schoene I, 255: Judaeosque hic subegit, per obsidionem muros urbis evertebat, atque electissimos ipsorum trucidabat anno tertio CLXII Olympiadis. 632 ρχ.XIII, 8, 2: δυομνης πλειδος – Plinius, Hist. Nat. IΙ, 47, 125: post id aequí noctium diebus fere quattuor et quadraginta vergiliarum occasus hiemem inchoat, quod tempus in III iduus Novembres incidere consuevit. 635 ρχ.XIII, 8, 2–3. Diodor. XXXIV, 1 ed. Müller. Porphyrius у Euseb. Chron. ed. Schoene I, 255. Justin. XXXVI, 1: Judaeos quoque, qui in Macedonico imperio sub Demetrio patre armis se in libertatem vindicaverant, subegit. 638 Что здесь именно должен быть разумеем Антиох VII Sidetes, видно из того, что при ранних Иудеи вообще еще не владели городами Иоппией и Газарой, а из позднейших ни один не имел побуждений повторять дело сомнительной ценности. Sch. I, 206. 640 Ср. Schürer, I, 207. Что во всяком случае в обоих документах под Антиохом разумеется одно и то же лицо, показывает форма выражения в последнем κα ε λλο φελετο ατν. 642 Отголосок того же события, если только оно не выдумка, Иосиф дает в истории Ирода ρχ.XVI, 7, 1), причем неудача последнего увековечена будто бы в особом памятнике, о котором не мог умолчать даже приятель и биограф Ирода – Николай. 643 Александр Ианней, побуждаемый внутренними междоусобиями, увеличивает число наемников до 6.200 человек. ρχ.ХΙΙΙ, 13, 5; 14, 1; то же самое количество поддерживало и Александра. Ирод Великий довел свои наемные войска, (в числе коих встречаются даже Фракийцы и Галлы, ρχ.XVII, 8, 3) до блестящего состояния, приблизив, дисциплину и организацию их к римским, заимствовав от последних даже названия воинских чинов.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

1061 Думают, что здесь ап. Павел имеет в виду не иудейский закон о наследстве, допускавший к наследованию только брачных сыновей (первородный – двойную часть), а римский, допускавший к наследованию и дочерей и усыновленных детей. 1062 Ирод, по отцу идумеянин (идумеев, впрочем, уже давно правители иудеи заставили принять обрезание, чрез что они становились как бы евреями), по матери араб, захватил иудейский престол коварством и силою, отняв его у последнего представителя Маккавейской или Асмонейской династии, которая соединяла царскую власть с первосвященническим достоинством. Отец Ирода (дед его был прислужником храма в Аскалоне) Антипатр получил в управление завоеванный иудеями идумейский округ и, помогши асмонейскому царю Гиркану II в споре (которым воспользовался Помпей для подчинения Иудеи Риму) с братом, сначала подчинил всецело своему влиянию этого царя, а потом добился у римлян титула прокуратора Иудеи, а Гиркан оставлен был только первосвященником. Два сына Антипатра назначены были правителями: Фасаил – Иерусалима, и Ирод – Галилеи, а потом и Келесирии. Когда парфяне, предложившие свою помощь асмонеям для возвращения престола, взяли Иерусалим, Ирод, с помощью римлян, возвратил его и добился казни асмонейскаго претендента на престол и по смерти Фасаила, стал единоличным царем Иудеи. Ненавидимый подданными за угодливость к римлянам и незаконный захват престола, Ирод всюду видел злоумышление на себя и без жалости казнил всех подозрительных и казавшихся ему опасными лиц: так он казнил упомянутого Гиркана, своего родственника по жене – 17-летняго первосвященника, дядю, страстно любимую жену Мариамну, сына, не говоря о других знатных лицах, которые подвергались казни десятками и сотнями (раз одновременно 45 человек, другой раз 300). 1064 μγος – маг, волхв, волшебник. В тесном смысле это название высокопоставленной касты священников у персов и мидян, которая составляла тайный совет царя и занималась астрологией, медициной и таинственным (оккультным) естествознанием; маги часто упоминаются у греч.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

48, b). Последующие иудейские писатели также признавали, что в их время уже не было пророков и богодухновенных мужей. Так, премудрый Сирах лишь вспоминал о пророческом служении, как до него закончившемся (49 гл.). Своего современника, первосвященника Симона, он чрезвычайно прославляет, но не смеет назвать пророком и богодухновенным мужем (50 гл.). Маккавеи или вспоминали о прежних пророках и ожидали исполнения их пророчеств ( 1Мак. 1–2 глл.; 4, 46; 9, 27; 14, 41 ­­ Дан.11:9–40 ), или ожидали в будущем появления «верного пророка», разъяснителя всех тайн, но не видели пророков среди своих современников ( 1Мак.4:46; 14:41 ). По сознанию писателя 1 Маккавейской книги, задолго до написания Маккавейских книг пророков не стало у Израиля (Мак.9:27). Иосиф Флавий также неоднократно замечает, что после Артаксеркса Лонгимана, а следовательно со времен Ездры, Неемии и Малахии, пророческое служение прекратилось (Против Аппиона. 1, § 8). Прославляемый им первосвященник Иоанн Гиркан не имел уже пророческого дара. Первым из таковых памятников можно признать книгу Премудрости Иисуса, сына Сирахова. Из этой книги видно, что автор ее, живший не много времени спустя после Ездры и Неемии, знал уже весь Священный ветхозаветный кодекс и последний имел уже при нем те же вид, состав и разделение, какие он имеет у евреев и доныне. Так, прославляя древних знаменитых и богоугодных мужей, Сирах упоминает об оставленных ими писаниях. Последние он разделяет: а) на закон, состоявший из заповедей, ведений и завета ( Сир.45:6 ), б) на провещание в пророчествах и наконец в) на изречение премудрых словес и на поведание повестей в писаниях (44:3–5). Такое разделение ветхозаветных книг сходно с принятым издревле и содержимым до настоящего времени у евреев делением ветхозаветного канона на закон, пророков и писания. В писаниях Сирах различает «премудрые словеса» и «повести», т.е. учительные и исторические книги. Это объясняется тем, что и доныне в отделе писаний (ketubim) у евреев находятся и книги учительные (Иов, Псалтирь, Притчи) и книги исторические (Паралипоменон, Ездры, Неемии, Есфирь).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Так, после аннексирования Римом этнархии Архелая, новообразованная провинция получает название – провинция Иудея. Из этого следует, что к моменту ареста св. Иоанна Предтечи Себастия уже находилась на территории провинции Римской империи (!). Даже если роковой танец Саломеи и мог состояться во дворце Себастии, Ирод Антипа не смог бы привести решение о казни в действие без уведомления и согласия римских властей. Но об этом евангельский рассказ ничего не сообщает. Ироду Антипе, имя которого непосредственно упоминается евангелистом Матфеем в рассказе об убийстве св. Иоанна Предтечи, отошли территории Галилеи и Переи, которая располагалась к востоку за Иорданом и Мертвым морем. Предание об усекновении в царском дворце крепости Макавир, или по-другому Махерус (Макерус), выглядит более убедительным и правдоподобным Евангельский рассказ о мученической смерти св. Иоанна Предтечи предваряется сообщением о том, что Иоанн Креститель был арестован: «... Ирод, взяв Иоанна, связал его и посадил в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего » (Мф. 14:3). По всей видимости, Иоанн Предтеча был взят под стражу в окрестностях Вифавара – на месте его проповеди, месте, которое было хорошо известно не только самому Ироду Антипе, но и всем жителям « Иерусалима, Иудеи и всей окрестности Иорданской» (Мф. 3:1-6). Отсюда появляется еще один аргумент в пользу крепости на Мертвом море – доставить заключенного в крепость Махерус, расположенную относительно недалеко от места ареста, было куда проще, чем транспортировать в Себастию, проделывая довольно сложный и опасный маршрут через Иудейскую пустыню и Иудейские горы. Самым ранним упоминанием легендарной крепости, которая сегодня угрюмо господствует над окружающим мирным ландшафтом, является 14-я строка знаменитого эпиграфического памятника «Стелла моавитского царя Меши», датируемая IX в. до Р.Х. А самым подробным описанием крепости Махерус является повествование еврейско-римского историка Иосифа Флавия В своем труде «Иудейская война» (VII, 6 глава) историк рассказ о Махерусе начинает с описания строительства фортификационных укреплений   Александром Яннаем (103-76 гг. до Р.Х.), царем Хасмонейской династии. Немного ранее эти территории захватил у набатеев царь Иудеи Иоанн Гиркан.

http://pravoslavie.ru/56020.html

Симон стал единоличным правителем страны в 150 год эры Селевкидов или 143 год до Р.Х. Этот год стал годом новой эры у иудеев. В официальных документах стали так писать: «1-го года при Симоне, великом первосвященнике (он стал первосвященником, когда был Ионафан), вожде и первосвященнике Иудеев.» В этот же год Симон завоевал крупный город Газу и наконец-то изгнал из Сионской крепости языческий гарнизон сирийцев. На великом собрании священников народа и князей страны в мае 140 года Симон был избран первосвященником, военным и гражданским правителем «на век, доколе восстанет Пророк верный» (1 Мак.14,41-42), т.е. до пришествия Мессии. Вольно или невольно они были пророками. Они пророчествовали сами о себе. Т.е. как только жезл отошел от Иуды, потомки Маккавея перестали быть во главе государства, властителем стал идумеянин и пришел Спаситель. Антиох, которого прозвали Седет 138-129, сын Дмитрия II Никанора, признает полную независимость Иудеи, предоставив им право чеканить монету в своей стране. Антиох VII представлял Симону претензии на город Иоппию, но посланные войска были разбиты Иудой Симоновым (его сыновья были воинственны). В 135 году Симон коварно умерщвлен своим зятем Птолемеем, который пытался узурпировать власть и место Симона, как первосвященника, занимает его сын — знаменитый Иоанн Гиркан. Годы его правления 134-104 год до Р.Х. Общий вывод об этих книгах прежде всего тот, что книги Маккавейские представляют нам несомненную ценность для изучения истории того времени. Это великолепная хронология, говорящая о том, что и как происходило. Важно так же, что автор в этой книге много цитирует официальных документов, которые больше нигде не сохранились. К более десяти документам можно отнестись с полным доверием. Книга изобилует описанием точности событий, местности, всех естественных мест, которые подтверждаются и раскопками и наличием тех городов. Хронология ведется по греческому летоисчислению. Исходная точка — 312 год до Р.Х. Но события, которые связываются с храмом, с иудейской историей датируются по иудео-вавилонскому календарю. Исходная точка — нисан (апрель) 311 год.

http://sedmitza.ru/lib/text/432144/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010