Благородная женщина увещевала своего сына, несмотря на угрожающую ей опасность, отмстить за своего отца, но Гиркан медлил. Осада затянулась, и наконец во время субботнего года он даже совершенно снял осаду с города. Птоломей бежал в Филадельфию, и о его дальнейшей судьбе ничего не известно. Быстрое движение Гиркана расстроило союз между убийцей и Антиохом. Тем не менее, сирийское войско наводнило всю страну. Гиркан был осажден в Иерусалиме, где он низведен был голодом до крайней бедственности. Этим бедствием он принужден был прибегнуть к жестокой мере, – изгнание из города всех тех старых и малых обоего пола, кто неспособны были содействовать защите. Осаждающие отказались дать им пропуск, многие погибли во рвах и на военных валах. Но Антиох оказался умеренным и великодушным врагом; в праздник Кущей он дал городу недельное перемирие, снабдил осажденных животными для жертвоприношения, волами с золотыми рогами и золотыми и серебряными сосудами для храмового служение. В благодарность, народ, сравнивая его с его нечестивым предком Антиохом Епифаном, назвал его Антиохом «благочестивым». Наконец, он заключил и мир, условия которого, хотя и жестокие, были однако же лучшими, чем мог ожидать сам Гиркан в своем бедственном и безвыходном положении. Но этому договору страна должна была принять вассальство по отношению к царям Сирии и платить дань за Иоппию и другие города, находившееся в руках иудеев еще со времени предшественников Антиоха, и Иерусалим был освобожден. Гиркан будто бы при этом случае открыл гробницу царя Давида и там нашел три тысячи талантов серебра, которые и послужили ему для поправки своих расстроенных финансов. Через четыре года Иоанн Гиркан получил призыв принять участие в экспедиции в Парфию под предлогом освобождения Димитрия Никатора, брата царя, раньше занимавшего сирийский престол и теперь находившаяся в плену в Парфии. Гиркан возвратился раньше поражения, вследствие которого Антиох потерял и свой престол, и свою жизнь. Димитрий бежал и возвратил себе престол Антиохии.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Иоанн Гиркан, 135–104 гг. до Р.Х., «Иудейские древности», XIII.8–10 Гиркан был хасмонейским правителем второго поколения. Считая себя «вторым Иисусом Навином», он верил, что его долг состоял в завоевании Земли. На его счастье, империя Селевкидов рушилась, и пока она приходила в упадок, Гиркан присоединял земли к растущему еврейскому государству (серое затенение). Первым его завоеванием стала местность за Иорданом в районе Плоскогорья, вокруг Медевы. Это позволило ему получить доступ на заиорданскую Царскую дорогу. В 129 году Гиркан завоевал юг Самарии и разрушил самарийский храм на горе Гаризим. Затем он покорил Идумею (Едом) на юге. Побеждённые народы, как едомляне, были вынуждены принимать иудаизм (Ирод Великий был потомком обращённых едомлян). Наконец, Гиркан завершил завоевание Самарии, взяв греческие города Скифополь (Беф-Сан) и Самарию, и открыв дверь для последующей экспансии в Галилею. Аристовул, 104–103 гг. до Р.Х., «Иудейские древности», XIII.11 Аристовул, сын Иоанна Гиркана, был первым из третьего поколения хасмонейских правителей. Хотя он правил страной всего лишь один год и умер от болезни, но он успел покорить Галилею и подчинить её жителей, евреев и неевреев, иудейским законам (красно-коричневое затенение). Начиная с Аристовула, Иосиф Флавий отрицательно говорит о Хасмонеях. Хасмонейские правители оказались не на много лучше греческих, правивших перед ними. В страстном стремлении к власти Аристовул убил своего брата Антигона. Александр Яннай, 103–76 гг. до Р.Х., «Иудейские древности», XIII.12–15 При правлении Александра Янная, ещё одного сына Иоанна Гиркана, территориальные завоевания Хасмонеев достигли своего пика. К хасмонейскому царству были добавлены следующие территории (жёлтое затенение): 1) северный прибрежный район от Башни Стратона до горы Кармил; 2) на юге от Газы до потока Египетского; 3) северо-восток Заиорданья, включая Галаад и Голан; и 4) юго-восток региона Мёртвого моря до границ с Наватеей. Однако территориальные успехи Александра Янная были омрачены внутренними беспорядками, переросшими в гражданскую войну. Праву Хасмонеев на правление был брошен вызов. Хотя Хас- монеи и были выходцами из священнической семьи, но по мнению многих евреев их претензии и на священничество, и на царство зашли слишком далеко. Соперничавшие между собой политико-религиозные группы, появившиеся в этот период (фарисеи, саддукеи и ессеи), либо поддерживали сыновей Александра Янная, либо воевали с ними. Этой внутренней враждой воспользовались римляне. В 63 году до Р.Х. римский генерал Помпей вошёл в город и даже в Святое святых Иерусалимского храма. Это было начало римской оккупации. Впоследствии римляне сместили Хасмонеев с престола в пользу идумея Ирода.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Преемником Симона был его сын Иоанн Гиркан (разоритель врагов). Он был последним из народных героев, которые прославили династию Маккавеев. Иоанн покорил идумеян и заставил их принять закон Моисеев. Он также покорил самарян и разрушил их храм на горе Гаризим, «который они в III веке построили в противовес Иерусалимскому храму. Во время правления Иоанна Гиркана большое значение приобрели религиозные секты фарисеев и саддукеев. После Иоанна Гиркана Иудеей правил его старший сын Аристовул. Если Иоанн Гиркан имел только звание князя иудейского, то Аристовул принял корону и титул царя. По своему характеру он был жестоким человеком. Боясь, чтобы кто-нибудь из родственников у него не отнял царской власти, он своих братьев держал в оковах, а родную мать заморил голодом в темнице. После смерти Аристовула престол Иудейского царя занял его брат Александр Анней . При нем Иудея постоянно вела войны с соседними народами. Эти войны требовали больших расходов, что ложилось тяжелым бременем на иудейский народ. Недовольные политикой Александра евреи не любили своего правителя и часто против него восставали. Александр в свою очередь относился к народу с презрением и жестоко подавлял восстания. После смерти Александра Аннея власть над Иудеей в течение девяти лет оставалась в руках его вдовы, Александры. У нее было два сына — Гиркан и Аристовул. Еще при своей жизни Александра назначила Гиркана II первосвященником, а Аристовула II главным начальником над иудейским войском. Глава XIX. Период Римского Владычества. Когда умерла царица Александра, ее сыновья Гиркан II и Аристовул II начали вести между собой борьбу за обладание царским престолом. После нескольких сражений братья обратились с жалобой друг на друга к римскому полководцу Помпею, который со своими легионами находился тогда в Сирии. Помпеи воспользовался сложившейся благоприятной для него политической ситуацией, ввел свои легионы в Иудею и в 63 году с боем взял Иерусалим, где укрывался Аристовул II. Римский полководец увел Аристовула и его детей с многочисленными пленными иудеями в Рим, а Гиркана оставил первосвященником и правителем Иудеи, подчинив его римской власти. С этих пор Иудея окончательно потеряла свою самостоятельность.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

Ония, сын Симона II, –4г. Смерть Клеопатры,матери Птоломея VI. Филомерт изгнан и младший брат его Фискон возведен на престол. Птолом. VI Филометор и Птоломей Фискон положилицарствовать вместе Мес. Хаслева в 15-й д. Сирийцы Иерусалимский храм превратили в капище; а в 25-й д. осквернили алтарь идольскою жертвою. 1Мак. 1:54, 59 . Маттафия – 1 г. Римляне отделилиФискону Киренеюи Лнвию, а Филометору оставили Египет и Кипр. Иуда пал в битве с Вакхидом, военачальником Сирийским . Ионафан, сын Маттафии-,–18 л. 1 Мак. 9, 31. Александр Балис – 5л.(Иос. Фл.) По убиении Птоломея VI , Птоломей VIIФuckoh или Евергет II –28 л. Трифон объявляет Антиоха VI Феоса, сына Балисова, царем, на 2 г. Симон, старший сын Маттафии – 8 л. Начало нового Иудейского летосчисл.от Симона Архиерея и Вождя. 1Мак. 13:41–42 Трифон или Диодот, умертвивши Антиоха VI, объявляет себя царем–3 г. (Иос. Фл.) 1оанн Гиркан, сын Симона, –31г.(Иос. Фл.) Царство Сирийское и Рим Димитрий II Никатор в другой раз–4 г. Иоанн принуждает Идумеевк обрезанию. Димит. Никат. убит в Тире по приказан. супруги своей и Сидетовой, Клеопатры Силевк V и Александр Зебина – 3 г. Аристовул I, царь Гиркана, объявляет себя царем, – 1г. Александр Ианней, сын Гирканаи брат Аристовула I, – 27 л. Поражение Ианнея Аравийским царем Оведою; и начало шестилетняго междоусоб . Казни в Иерусалиме Александра, вдова двух братьев Аристовула и Александра, принявши царство, объявила первосвященником Гиркана, сына своего от Александра,–9 л. Гиркан II,– 3 м. Аристовул II, другой сын Александра,3 г. Гиркан при помощи Ареты Аравийского воюет с Аристовулом Иудея покорена Римлянами. Помпей во сватом святых. Гиркан этнархом–22 г. От осн. P. 690. Помпей отнял Сирию у Тиграна, царя Армении, и обратил еев Римскую провинцию. От осн. Р. 694. l e Триумвирство Помпея, Красса и Кесаря. Кесарь назначает Анти натра Идумеянина прокуратором Иудеи. От осн Р. 706. Июля 20 д. битва в Фессалии при Фарсале.– Смерть Помпея. От осн. Р. 709. Исправл. Римс. календ. Созигеном. С 1 января начало Эры Юлианской. Кесарь – бессменный Диктатор.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

На это последнее условие Иоанн Гиркан не хотел согласиться; история войн со времен Иуды Маккавея доказала уже, как трудно прогнать из Иерусалимской крепости засевший в ней неприятельский гарнизон. Кончилось тем, что Антиох отказался от этого требования, получив взамен того заложников и сумму денег в 500 талантов серебром. Находясь в безвыходном положении, Иоанн Гиркан прибегнул к отчаянному средству, которое, без сомнения, унизило бы его, как первосвященника, в глазах всего народа, если бы ему представлялся какой-либо другой исход. Он приказал взломать старинные царские гробницы (была ли это действительно гробница царя Давида, как передает предание, достоверно не известно). Оттуда он взял столько денег, что мог из них не только уплатить сполна контрибуцию сирийцам, но и набрать еще впоследствии наемное войско. Антиох, приняв заложников и деньги, разрушил стены Иерусалима и после этого удалился со своим войском. Независимость Иудеи была, по-видимому, утрачена. Когда позднее великий царь снова подошел с войском к Иерусалиму, Иоанн Гиркан счел для себя за честь на свой счет содержать сирийских солдат и участвовать в походе Антиоха против парфян в качестве его преданнейшего союзника. При этом хитрый сириец следовал той же политики, которой держался при осаде Иерусалима. После одной победы Иоанн Гиркан просил своего повелителя дать всем иудеям, состоявшим в его войске, свободно провести два дня праздника Пятидесятницы, и Антиох исполнил его просьбу. Его монархия еще не была настолько прочна, чтобы он мог относиться с неуважением в религиозных чувствах своих подданных; он должен был напротив терпимостью и мягкостью привлекать к себе их сердца. В борьбе с парфянами Антиох Сидет потерял много войска и сам был убит. Тем временем брат его Димитрий II был отпущен парфянами из плена и снова стал во главе правления. Вместе с этим исчезла, однако, у евреев охота подчиняться и дальше сирийскому игу. С властью Антиоха Сидета они примирились за его благочестие. Относительно же Димитрия II они знали, что он сначала боролся против Александра Баласа, который после семилетнего перерыва дал иудеям опять первосвященника из рода Ааронова; что затем он платил черною неблагодарностью за преданность, выказанную ему евреями во время восстания в Антиохии, что он, наконец, был противником сына Александра Баласа, Антиоха VI, тогда как они стояли на стороне последнего.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Возобновление союза с Римом и Спартой. 134–104 – Иоанн Гиркан Междоусобные войны в Сирии и Египте приводят к потере контроля над Палестиной. VII. Эпоха Маккавеев 175 – Воцарение Антиоха IV Епифана. 167–164 – великое гонение. Жертвоприношение Зевсу Олимпийскому в Храме (дек. 167). Сопротивление Маттафии и его сыновей. 166–160 – Иуда Макк. 164 – очищение и обновление храма (1 Макк. 4, 36) 162 – Иуда вступает в союз с Римом (1 Макк. 8) 160–143 – Ионафан. 152 – Ионафан становится родоначальником династии первосвященников – князей Асмонеев. 144 – возобновление союзов с Римом и Спартой. 143 – убийство Ионафана. Ему наследует брат Симон (143–134). 141 – Иерусалимская крепость сдается Симону. Конец оккупации Иудеи Селевкидами. Возобновление союзов с Римом и Спартой. 134 – Симон и его сыновья Иуда и Маттафия вероломно убиты Птоломеем, зятем Симона, во второй сын Симона Иоанн Гиркан спасается от убийц. 134–104 – Иоанн Гиркан, первосвященник. 104–103 – Аристовул I, став первосвященником, называет себя царем. 103–76 – Александр Ианний. 76–67 – его жена Александра. Первосвященник старший сын – Гиркан II. 67–63 – Аристовул II свергает своего старшего брата Гиркана II и становится первосвященником и царем. VIII. Палестина под властью Рима 64 – Сирия становится римской провинцией. 63 – Помпей овладевает Иерусалимом и объявляет первосвященником Гиркана. Светская власть отдается Юлием Цезарем идумеяну Антипатру. 40 – Ирод – сын идумеянина Антипатра, становится царем Иудеи. Правил страной 37 лет. При нем родился Христос (7 или. 6 г.) Синхронная таблица Северное царство – Израиль 931–722 гг. 931–910 Иеровоам 910–909 Нават 909–886 Вааса 886–885 Ила 885 (7 дней) Замврий 885–874 Амврий 874–853 Ахав прор. ИЛИЯ (3 Цар. 17–19; 4Цар. 1 ) 853–852 Охозия 852–841 Иорам прор. ЕЛИСЕЙ (4 Цар. 2–13). 841–814 Ииуй 814–793 Иоахаз 798–783 Иоас Южное царство – Иудея 931–587 гг. 931–913 Ровоам 913–911 Авия 911–870 Аса 870–848 Иосафат 848–841 Иорам 841 Охазия 841–835 Гофолия 835–796 Иоас 796–781 Амасия пр. ИОНА 793–753

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ponjati...

Впоследствии он заключил дружественный союз с Антиохом, принял его в свой город и в изобилии и с удовольствием доставил его войску все необходимое. Затем Гиркан участвовал вместе с ним в походе на парфян. У нас имеется также свидетельство Николая Дамасского, повествующего об этом следующим образом: «На реке Лике Антиох воздвиг памятник в честь своей победы над парфянским военачальником Индатом и оставался на том месте в течение двух дней, потому что об этом просил его иудей Гиркан ввиду наступления какого-то иудейского праздника, в который иудеям по их закону запрещено путешествовать». И в этом Николай вполне прав: после субботы наступил праздник Пятидесятницы 843 , и нам, действительно, запрещено законом путешествовать как по субботам, так и в праздник. Когда же Антиох впоследствии сразился с парфянином Аршаком 844 , он не только потерял большую часть своего войска, но и сам погиб тут. Сирийский престол перешел затем к его брату Деметрию 845 , которого Аршак отпустил из плена как раз около того времени, когда Антиох вторгся в страну парфянскую, как нами уже было рассказано в другом месте. Глава 9 1. Узнав о смерти Антиоха, Гиркан немедленно отправился походом на сирийские города, потому что, как и оказалось на самом деле, он рассчитывал их застигнуть врасплох и без труда захватить. Действительно, ему удалось на шестой месяц осады завладеть Медавою, причем войско его здесь подверглось многим серьезным лишениям. Затем он взял также Самегу и окрестные местности и, кроме нее, Сихем, Гаризим и подчинил себе племя хуфейцев 846 , которые построили себе храм наподобие иерусалимского святилища. Этот храм, как мы уже выше упомянули, Александр разрешил построить своему военачальнику Санаваллету для его зятя Манассии, брата первосвященника Иадуя. Теперь, по прошествии двухсот лет, этот храм был закрыт. Затем Гиркан взял идумейские города Адару и Мариссу и, подчинив своей власти всех идумеян, позволил им оставаться в стране, но лишь с условием, чтобы они приняли обрезание и стали жить по законам иудейским. Идумеяне действительно из любви к отчизне приняли обряд обрезания и построили вообще всю свою жизнь по иудейскому образцу. С этого самого времени они совершенно стали иудеями.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Продолжим наш прерванный рассказ об инциденте второй половины Гирканова правления. Внешние поводы к разрыву с фарисеями у Иосифа и в Талмуде представлены одинаково. Однажды Гиркан (Иосиф называет его весьма любимым когда-то учеником фарисеев) в собрании фарисеев предложил последним указать в нем какую-либо погрешность или недостаток, мотивируя это желанием исправиться в своей слабости. 670 Среди единогласно льстивых засвидетельствований Гиркановых добродетелей, раздался голос, противоположной крайности – голос одного сварливого фарисея (Елеазара), рекомендовавшего желавшему слышать истину и быть справедливым, чтобы он, как происшедший от невольницы (взятой в плен при Антиохе Епифане), отказался от первосвященства и удовольствовался одной светской властью. Иосиф называет это «ложью», которою оскорбился не только Гиркан, но и остальные фарисеи. Между тем, один из любимцев Гиркана, державшийся саддукейства (Ионафан), успел уверить правителя, что обида причинена ему не без общего одобрения всех фарисеев, в чем скоро убедился и сам Гиркан. Последствия этого инцидента, почерпнутого Иосифом из устного предания и носящего анекдотически-легендарный характер, были так или иначе очень неблагоприятны для фарисеев, но не столь благоприятны и для самого Гиркана. Наущаемый Ионафаном, он приблизил к себе саддукеев, и воздвиг жестокое гонение на фарисеев; но это возбудило к нему и его династии крайнюю ненависть всего народа, как известно, благоговевшего пред фарисеями, пока, наконец, Александра не отменила установившейся со времен Гиркана политики по отношению к фарисеям и не восстановила их свободу и влияние. Соглашаясь с Иосифом, во всяком случае, на том, что правление такой даровитой личности, как Гиркан, не могло быть несчастливым для Иудеи, мы видим достаточное подтверждение этого уже в том, что она впервые после смерти Соломона увидела себя вновь в тех пределах, в каких была при названном царе, и надолго отдохнула от беспрерывных и тяжких обид со стороны своих искони враждовавших соседей. Как кажется, это значение Гиркановых заслуг по достоинству должно было оцениться и потомством, и часто упоминаемая 671 Иосифом в числе великих «гробница первосвященника Иоанна» в окрестностях Иерусалима едва ли не была достойным памятником и данью признательности этому правителю со стороны народа. § 27. Аристовул I-й (104–103 до Хр.)

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Таким образом, евреи не могли ждать ничего хорошего от этого правителя и не чувствовали к нему никакого расположения. Иоанн Гиркан вскоре после смерти Антиоха Сидета приступил к осуществлению своих великих замыслов. Взятие после шестимесячной осады города Медебы, в стране аммонитян можно рассматривать еще как разбойнический набег. Оправданием такого набега Гиркану, быть может, служило то обстоятельство, что зять его Птоломей, убийца его родителей и братьев, пользовался гостеприимством одного из правителей аммонитян, Котила. Вообще, отношения между иудеями и аммонитянами не были в то время дружественными. Затем Иоанн Гиркан двинулся на север и завоевал там также несколько городов. Тогда только он, по заранее обдуманному плану, приступил к покорению ближайших областей по соседству с Иудеей. С главным врагом Иудеи, филистимлянами, покончил, по-видимому, еще отец Гиркана Симон и его дядя Ионафан. Иоанн Гиркан двинулся против самаритян к северу, и к югу – против идумеев. У первых он отнял их древнюю столицу Сихем и разрушил их храм в Гаризиме. В то время как самаритяне и позднее не допускались на поклонение в храм Иерусалимский и придерживались своего особенного учения, родственный евреям народ идумеев после взятия их городов Адоры и Марезы совершенно слился с иудеями. Едва ли можно считать правильным предание, что идумеи только ввели у себя обычай обрезания, как знак союза с евреями. Гораздо вероятнее, что они уже давно следовали этому обычаю, ибо в противном случае принятие их в иудейское общество являлось бы весьма затруднительными. Филистимляне именно потому никогда и не признавались состоящими в племенном родстве с евреями, что у них не существовало обряда обрезания. С другой стороны над идумеями было совершено, однако, грубое насилие со стороны евреев, которые принудили их принять Иудейский закон и веру. О прежней религии идумеев мы знаем мало. Один раз встречается имя бога Капе – по-видимому, их племенного бога, подобно Иегове израильтян, Кемошу – моавитян и Милькому – аммонитян.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Учебник составлен применительно к программам гимназий и духовных училищ. Мелким шрифтом напечатаны сведения, которые большею частью не требуются этими программами. Священник М. Фивейский Предварительные сведения Палестина под властью римлян Последние из правивших в Иудее царей из дома Давидова, братья Гиркан и Аристовул Маккавеи, начали между собою сильные междоусобие, оспаривая друг у друга иудейский престол. Старший брат, Гиркан, был человек слабый и нерешительный и, может быть, совсем уступил бы власть Аристовулу, весьма деятельному и предприимчивому, если бы примирению братьев не помешал один идумейский выходец Антипатр, управлявший Идумеею (на юго-западе от Палестины). Эта Идумея была завоевана раньше евреями и находилась, следовательно, под их властью. Антипатр старался как можно больше ссорить Гиркана и Аристовула и в этой ссоре поддерживал Гиркана, надеясь со временем совсем завладеть его правами. Чтобы решить, кто прав и кому должна принадлежать власть, братья обратились к римским полководцами предложили им рассмотреть свое дело. Это и было причиною того, что Палестина, с 63 года до Рождества Христова, была подчинена римлянам. Римский полководец Помпей овладел этою страной, отнял у евреев все завоеванные ими прежде земли, а Гиркана назначил первосвященником и правителем, под именем этнарха, или народоначальника. Вместе с Гирканом возвысился и Антипатр, который старался ладить с римлянами. У римлян власть переходила из одних рук в другие. Когда она перешла к Юлию Цезарю (в 48 году до Рождества Христова), то он, в благодарность за помощь, оказанную ему евреями во время войны его в Египте, дал им много преимуществ и прав. Гиркана он утвердил в должности первосвященника, а власть над, всею Палестиною передал Антипатру, назначив его наместником Палестины. В помощь себе Аитипатр назначил правителями двоих сыновей своих, Фасаила и Ирода. Первый правил с отцом в Иерусалиме, а второй был послан управлять Галилеею. В 43 году до Рождества Христова Антипатр умер от яда, а Фасаил через несколько времени после того был выманен напавшим на Иерусалим пароянами в их лагерь, посажен в тюрьму и, чтобы спастись от пароянских жестокостей, сам разбил себе голову о стены тюрьмы. Таким образом правителем Палестины остался один Ирод, а первосвященником по-прежнему был Гиркан.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchebni...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010