Профессор Эхуд Нецер получил серьезные травмы во время археологических работ при падении с 3-метровой высоты в древней крепости Иродион в Иудейской пустыне. Именно здесь, в Иродионе, спустя 30 лет упорных поисков, Эхуд Нецер весной 2007 года обнаружил местонахождение гробницы иудейского царя Ирода Великого. По всей видимости, этого ученого, посвятившего всю жизнь изучению личности Ирода Великого, можно сравнить разве что с Говардом Картером, который так же упорно искал могилу самого известного сегодня фараона – Тутанхамона. Наверное, широкий круг русскоязычной аудитории впервые узнал об открытии проф. Эхуда Нецера благодаря прекрасной публикации Тома Мюллера в журнале «National Geographic» (декабрь, 2008). Но несмотря на то, что заявленный тираж (140.000 экз.) гарантировал распространение новых сведений о биографии этого уникального монарха, все же у большинства имя Ирода Великого остается «именем нарицательным» с негативным оттенком. Более 135 лет правила на Святой Земле династия, основанная Иродом I Великим. Имена Иродов, которые в таком количестве встречаются в литературе по истории, способны даже запутать: Ирод I Великий, Ирод Архелай, Ирод Антипа, Ирод Филипп, Ирод Агриппа I, Ирод царь Халкиды и Ирод Агриппа II. Все они принадлежат к генеалогическому древу иудейского монарха Ирода Великого. Зарождение будущей Иродианский династии Основные знания о биографии Ирода Великого мы имеем благодаря Иосифу Флавию – еврейско-римскому историку, который в свою очередь черпал информацию у Николая Дамасского – советника и личного придворного историка Ирода. Ирод ( [Hordos]) был сыном перешедшего в иудаизм правителя Идумеи Антипатра и аравитянки Сипры (по другим источникам Кипры), принцессы из набатейской Петры (современная Иордания). Отец Ирода Великого занимал должность премьер-министра Иудеи, которой в то время формально управлял Гиркан II Иоханан. Именно во времена гражданской войны приверженцы Гиркана, старшего сына Саломеи, открыли ворота Иерусалима римским войскам. Но спустя некоторое время римляне перестали видеть в слабом Гиркане самостоятельного главу Иудеи, способного собирать налоги в пользу Римского престола. И предложение премьер-министра Антипатра, в прошлом личного друга Юлия Цезаря, поставить собственных сыновей Ирода и Фазаэля наместниками в Галилее и Иерусалиме – было воспринято положительно. Мало того, это предложение заложило основу будущей Иродианской династии.

http://pravoslavie.ru/58552.html

После того как государство Селевкидов попало в зависимость от римлян, сирийцы были обложены тяжелым налогом, который в свою очередь они добывали, грабя своих подданных. Следующий Селевкид Антиох IV Епифан вошел в Иерусалим как покровитель одного из первосвященнических семейств, враждующих с другим 138 . Потерпев поражение, последнее перебралось в Египет, и там около 160 года до н.э. первосвященником Онией (Хонио) был основан иной храм и альтернативный культ 139 . Затем Антиох Епифан 140 осквернил храм в Иерусалиме в 167 году до Р.Х. и нанес ряд нестерпимых оскорблений религиозному чувству иудеев 141 . Это переполнило чашу народного терпения и послужило поводом к восстанию под предводительством священника Маттафии. Около года старец героически сносил тяготы военной жизни, а затем умер (1 Макк 2). Руководство восстанием переходило по очереди к его сыновьям, из которых Иуда, прозванный «Маккавеем» (Молот), дал имя всей освободительной войне. На некоторое время (142–63 гг. до Р.Х.) евреям (пользуясь союзом с Римом) удалось освободиться, и в 164 году до Р.Х. они очистили Храм (чему посвящен иудейский праздник Обновления – Ханука). Этот исторический отрезок времени именуется обычно Хасмонейским (или Асмонейским) царством по имени родоначальника династии – священника Маттафии Асмонея, отца братьев Маккавеев. Такого периода национальной независимости, при этом длившегося менее 100 лет, с 586 года до Р.Х. и до середины XX века больше у евреев не было. После гибели Иуды его брат Ионафан был назначен первосвященником (1 Макк 10), и на длительное время первосвященство перешло в руки Хасмонеев. Окончательное освобождение от сирийцев было достигнуто лишь в правление первосвященника Иоанна Гиркана I (135–104 гг. до Р.Х.), сына последнего брата Симона Маккавея, когда Рим признал иудейскую независимость. Гиркан разрушил самарянское святилище на горе Гаризим, отчего взаимная ненависть иудеев и самарян еще больше усилилась. Его сын Аристобул I (104–103 гг. до Р.Х.) принял титул царя (по другим сведениям это произошло еще до него). Такое сочетание должности первосвященника и царского титула сохранялось в течение последующих 40 лет с очевидным преобладанием политических интересов над религиозными.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedeni...

до Рождества Христова)1 и находилась даже в дружественных сношениях с Римской республикой. Но в 64 г. до Рождества Христова произошел раздор в фамилии Маккавеев между двумя братьями: Гирканом II и Аристовулом II. Они обратились с жалобами друг на друга к римскому полководцу Помпею, находившемуся тогда на Востоке. Помпей в 63 г. до Рождества Христова, после трехмесячной кровопролитной борьбы с иудеями, занял своими войсками Иудею, взял Иерусалим, Иерусалимский храм, и уничтожил самостоятельность иудейского народа, обязавши его платить дань римлянам. Впрочем, он предоставил Гиркану первосвященническое достоинство и титул народоначальника. Аристовул же был доставлен в Рим как пленник. Это было начало падения Маккавеев. Гиркан II, любивший более всего спокойную жизнь, не мог возвратить прежнего блеска этой фамилии. Всеми делами заведовал преданный римлянам идумеянин, принявший иудейскую веру, – Антипатр со своими сыновьями Фасаилом и Иродом, из которых первый управлял Иерусалимом, а второй – Галилеей. В 37 г. до Рождества Христова Ирод при содействии одного из римских триумвиров, Антония, достиг даже того, что был провозглашен царем иудейским. При помощи римских легионов он занял иудейский престол, а последний представитель фамилии Маккавеев, сын Аристовула, успевший было утвердиться в Иудее после борьбы со своим дядей Гирканом II, отправлен был в Рим и подвергнут там бичеванию у позорного столба как преступник. Со вступлением Ирода на престол царская власть в Иудее отошла от колена Иудина. Ирод, прозванный Великим, расширил пределы Иудеи, восстановил разрушенные города, перестроил и украсил храм Иерусалимский, но был нелюбим своими подданными за жестокости и введение в Иудее языческих обычаев и римских зрелищ. По смерти Ирода, последовавшей в первые годы по Рождестве Христовом, в Иудее опять начались волнения. Иудеи вооружились против римских войск, находившихся в ней; в Иерихоне появились разбойничьи шайки, предводители которых присваивали себе царский титул. Между тем, дети Ирода хлопотали в Риме о своих правах на иудейскую корону.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Теоретическая разработка его принадлежала книжникам и в этом главное значение их, как членов Синедриона. Заметим, впрочем, что это положение нельзя принять без ограничений. Не всегда книжники преобладали в Синедрионе и не все их выводы и правила делались законодательными определениями иудейского верховного Совета. Когда в составе его перевес был на стороне саддукейских аристократов, фарисеи не могли иметь уже большого значения. Голос их не имел влияния на ход дела и едва ли мнения их принимались во внимание при постановлении законодательных определений. Возвратимся к истории Синедриона. При сыне и преемнике Симона, Иоанне Гиркане, по поводу упомянутого суда над Елеазаром, произошел разрыв правительства с фарисеями. Саддукеи убедили царя в том, что все фарисеи держатся того же мнения, какое было высказано Елеазаром. 136 С этого времени правительство стало поддерживать саддукеев, фарисеи же подпали под опалу. Многие из них, вероятно, были удалены из герусии, оставшиеся же, лишены привилегии давать официальную интерпретацию закона. 137 При преемниках Иоанна Гиркана – Иуде Аристобуле и Александре Ианнее – разделение между правительством и фарисеями продолжалось, между тем, эллинистические принципы саддукейства все более и более проникали в управление. Нужно думать, что герусия во время управления выше упомянутых царей, состояла исключительно почти из саддукеев, что возбуждало к царям сильную ненависть фарисеев, и заставило их, наконец, организовать восстание против Александра Ианнея. Последний понял какой вред приносит вражда с фарисеями и потому на смертном одре завещал Саломее Александре снова допустить фарисеев к управлению. Действительно, Александра предоставила им все важнейшие должности в государстве, так что управление фактически находилось в руках фарисеев. Они заняли первые места в герусии. Первосвященником был в это время слабый Гиркан II, который, вследствие уступчивости, а также своего фарисейского образа мыслей, не мог и не желал оказывать противодействие фарисеям, и потому все дела в герусии решались так, как они хотели. Время правления Александры было самым счастливым для фарисеев. Ни прежде, ни после они не пользовались таким влиянием, не составляли такого преобладающего большинства в Синедрионе, как теперь. Интерпретация закона снова была предоставлена им, и выдающиеся члены герусии этого времени – Иуда бен-Табай и Симон бен-Метах сделали немало для развития права. После смерти Александры началась борьба за престол между Гирканом II и Аристобулом II, приведшая к уничтожению самостоятельности Иудейского государства. В 63 г. до Р. Х. Иерусалим был взят Помпеем, и Иудея была подчинена Рим.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Митрополит Филарет заметил, что в родословной Мессии есть несколько языческих женщин как Фамарь, Руфь, которые предзнаменовали обращение к церкви Божией и принятие ею в свои недра языческих племен. Заметим еще по поводу читаемых нами стихов, что мы никак не можем понять начертание Второзакония (по мнению, Коленсо и др.) Иеремией или кем либо после Давида в виду того, что любимейший из царей израильских происходил сам от моавитянки. Мы понимаем, что отступление от данного Моисеем закона не поставлено Господом в вину верному рабу своему Давиду, в потомстве которого родился Мессия, которого самая родословная с языческими женщинами в премудрости Божией имела глубокое пророческое всеобъемлющее для человечества значение, – но мы отказываемся понять, чтобы летописец или пророк после этих примеров выдумал закон, не имевший применения и неоднократно нарушенный в родословной лучших людей Израиля. 566 (Ст. 7–8). Мы в праве думать, что идумеяне и египтяне в нравах своих были гораздо чище, чем упомянутые выше племена, и что (в отношении Египта, это подтверждается историей см. напр. у Вилькинсона Ancient Egyptians: ch. I sociallife) у них уважалась семья, которой закон Господень дает такое важное значение, и уважалась женщина (Wilkinson " s Anc. Egyp. vol. I, p. 4 and sequ). Вследствие этого идумеи и египтяне, могли быть приняты, как члены народа Господня в лице внуков вновь поселившихся в Палестине. Указание на идолопоклонство идумеев мы встречаем относительно поздно, лишь в 2 Парал. XXV, 14 и притом в таких выражениях, что можно думать, что они как Иеровоам Израильский думали чтить Иегову, чтя какое то изображение (может быть опять тельца как символ силы творящей). В указанной главе Парал. ст. 2 об Амасии сказано, что «он делал угодное в очах Господних»; а после поражения идумеян он «принес богов сынов Сеира... и пред ними кланялся и кадил». Нельзя думать, чтобы он внезапно сделался идолопоклонником. Очень любопытное указание делает Фл. Иос. (Ист. Uyд. XV , гл. XI, что прежде чем Гиркан заставил их принять обрезание и религию иудеев, (1.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

На этом правителе из рода асмонеев, более чем на ком бы то ни было из его предшественников, можно видеть, какой резкий поворот совершался со времени возвышения Маттафии в его семье. Насильственно подавляемый вначале элемент греческой культуры выдвинулся теперь с тем большею силой, особенно после разрыва Иоанна Гиркана с фарисеями. И Аристобул так охотно отдался этой волне эллинизма, что его почтили именем Филэллина, т. е. друга греков. Правда, такое направление проявилось, прежде всего, в сходстве между его семейною жизнью и ужасами, происходившими в царских семьях Птоломеев и Селевкидов. Иоанн Гиркан, умирая, провозгласил свою жену, мать Иуды Аристобула, наследницей престола, первосвященническое же достоинство его перешло к Аристобулу. Такого ограничения своей власти не потерпел этот бесчеловечный сын; он приказал заключить свою мать в темницу и уморить голодом. Со своим братом Антигоном он некоторое время жил в мире, между тем как своих трех младших братьев держал в темнице. Однажды, во время праздника Кущей, Аристобул заболел. Антигон с парадной свитой вошел в храм, для совершения молитвы за своего царственного брата. Нашлись лица, которые из угодничества доложили больному об этом факте, а тот усмотрел в нем подозрительный шаг, предпринятый с целью обратить взоры народа на наследника престола. Аристобул пригласил к себе брата, причем царские телохранители должны были стеречь его по пути к дворцу. Антигону было прямо приказано явиться невооруженным. Само собою разумеется, что теперь трудно установить, было ли это приказание отдано, с целью возможно легче одолеть жертву, или же, – как раз разгласили позднее – царь желал только убедить брата в своем расположении к нему и, вместе с тем, обеспечить собственную безопасность. Если согласиться с этим объяснением, то следует заодно принять также, что солдатам, подстерегавшим Антигона, дано было право броситься на него только в том случае, если он появиться вооруженным. Как бы то ни было, из недоверия ли Антигона к братской любви, или потому, что враги постарались передать ему решение царя в превратном виде, но Антигон явился вооруженным; согласно уговору, он был по приказанию царя убит.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По поводу этого рассуждения Юлия Африканск ого о седьминах Данииловых заметим, что в настоящее время принято седьмины исчислять не лунными, или еврейскими годами, а солнечными; и потому, теперь принимаемое протяжение времени семидесяти седьмин, больше принятого Юлием Африканск им на пятнадцать лет. Разность же между четырьмястами семьюдесятью пятью солнечными годами, которые насчитал Юлий Африканский от двадцатого года царствования Артаксеркса до начала общественного служения Иисуса Христа, и четырьмястами девяноста солнечными годами, которые насчитывают теперешние хронологи, станет понятной, если мы примем во внимание следующие обстоятельства. Во 1-х, двадцатый год царствования Артаксеркса Юлий относит к 444 году до Рождества Христова, между тем, как новейшие хронологи относят его к пятидесятым годам. Во 2-х, он полагает, что до начала общественного служения Иисуса Христа прошли все семьдесят седьмин, между тем, как теперь допускается, что до этого времени прошло только шестьдесят девять седьмин. Евсевий Кесарийский в своей Хронике (Chronicorum libri duo) высказывает следующее мнение о седьминах. Полагая, что именем Христа Владыки в пророчестве обозначены иудейские первосвященники, как помазанники и старейшие, он начинает счет седьмин с шестого года Дария 15 , царствовавшего после Камбиса, когда была окончена постройка храма, и насчитывает шестьдесят девять седьмин до того времени, когда Гиркан, последний первосвященник из рода Маккавеев; был убит Иродом, и прекратилось законное преемство первосвященников 16 , город же и самое святилище были опустошены римским войском, или самим Иродом, который через Римлян захватил власть над Иудеями. Что касается до семидесятой Седьмины, то первую половину ее Евсевий относит ко времени общественного служения Иисуса Христа, когда Им, а после Его смерти – Апостолами, утверждено было служение истинному Богу; в середине ее, после страдания Господа, прекратились жертва и приношение, ибо, что после было совершаемо в храме, не было Жертвою Богу, а служением дьяволу 17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Когда братья, при внутренних усобицах, вели борьбу между собою и склоняли народ то в одну сторону, то в другую, неожиданно пришел Гней Помпей, вождь римского войска, и, взяв Иерусалим, вошел во внутреннюю часть (adyma) храма, называвшуюся святая святых, и отправил Аристовула связанного (или побежденного) в Рим, удержав его для своего триумфа, а брату его Гиркану передал первосвященство. Тогда в первый раз народ иудейский сделался данником римлян. После него Ирод, сын Антипатра, но умерщвлении Гиркана, воцарился по определению сената над иудеями, и первый из иноплеменников стал управлять иудеями. Он не передавал, по Моисееву закону, первосвященство, по смерти родителей, детям, а чужим и притом не на долгое время, из-за приязни и за плату, вопреки повелениям божественного закона“. Тот же Евсевий представляет и другое объяснение, которое если бы мы захотели переводить на латинский язык, то расширили бы объем книги. Смысл его толкования следующий: с шестого года Дария, царствовавшего в Персии после Кира, и сына его, Камбиза, когда были окончены работы относительно храма, до Ирода и Цезаря Августа он насчитывает семь и шестьдесят две седмины, которые составляют четыреста восемьдесят три года, когда был умерщвлен Иродом Христос, то есть Гиркан, последний первосвященник из рода Маккавеев, и прекратилось преемствование первосвященников по закону Божию. Также город и самое святилище были опустошены под начальством римского вождя римским войском или самим Иродом, который чрез римлян незаконно (indebitum) присвоил себе власть над иудеями. Следующие же слова: Ибо утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение он так объясняет, что в царствование Ирода над Иудеею и Августа над римлянами родился Христос, который в течение трех лет и шести месяцев, по евангелисту Иоанну, проповедовал евангелие и утвердил для многих служение истинному Богу, конечно, вместе с апостолами и верующими; после же страдания Господня, опять в половину седмины, прекратилась жертва и приношение.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

370 4Цар 17:3–7, 18, 24–41 . Взятие Самарии и переселение народа царства израильского в Халах и Хавор и в города Мидийские совершилось при Салманассаре 4, а заселение Самарии иноземцами начато при Саргоне и позже продолжалось при Есархадоне (Асардоне Ездры 4:2). При Александре Македонском поселена в Самарии Сиро-Македонская колония (Фл. Иос. прот. Аппиана 2 гл. 2). Здесь селились впрочем и Иудеи. Но вражда между Самарянами и Иерусалимскими жителями, начавшаяся еще при Дарии Истаспе (Ездры 4:2–3), продолжалась; Иоанн Гиркан, вождь Иудейский, овладел Самарией в 109 году. При Помпее (Др. Ист. Иуд. Фл. Иос. кн. 14 гл. 8) земли области Самарии возвращены тем, коих Фл. Иосиф называет жителями страны; это вероятно смешанное уже племя из всех колонистов, в отличие от Иудеев. Храм на горе Гаризиме построен еще в начале завоеваний Александра под руководством священника Манассии (брата первосвященника Иодая), изгнанного из Иерусалима за женитьбу на Самарянке (Др. Ист. Иуд. 11 , гл. 7–8). 371 Что у Самарян было Пятикнижие, на то указывают и Ориген (по поводу Числ 13:1 ), и Иероним в Пролегоменах к кн. Царств. И Талмуд упоминает о Пятикнижии Самаритян с презрением. Первый подлинный список Самаританскаго Пятикнижия добыт в Дамаске в 1616 г. Пиетро де ла Валле. Теперь известно до 16 рукописей в разных библиотеках. Все они начертаны Самаритянскими знаками Финикийского типа. Об этом типе письма и о Самаритянской азбуке (финикийского типа) см. Isaac Taylor " " s alphabet, vol. 1 pp. 186, 198 и о рукописях id. стр. 242–244; cp. и таблицу на стр. 227. 373 Деян. 8:5–12, 15–17 . Мы должны оговорить, что в двух независимых друг от друга сочинениях под названием «о Ересях» – Св. Епифана Кипрского († в 402) и блаж: Августина († 430), Самаряне называются еретиками. Какая ересь явилась в Самарии и привилась там, – мы не знаем достоверно но факт, что Самаритяне сделались христианами, приняв с радостью учение Христово и удостоились принять Духа Святого, – записан в 8 главе Деяний. 374 Так и в греческой Библи издания Св. Синода 1890 года. И Вульгата, и Biblia Sacra читают в этом месте Dominus.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Некий Феликс, имевший в своем распоряжении отряд чужеземных воинов, с помощью вооруженных иудеев напал на Фазаила в Иерусалиме. С другой стороны вмешался в дело родственник асмонейского дома Птоломей, князь Колхидский, который женат был на дочери несчастного Аристовула. Этот задумал план провозгласить царем Иудеи своего шурина Антигона, последнего из оставшихся сыновей Аристовула. В пользу этого плана он склонил римского наместника в Сирии, Фабия, и одного из градоначальников, поставленных Кассием, в отмену провинциальных союзов в Сирии и Финикии. Этот союз против идумеев на время по-видимому обещал благоприятный успех, тем более что сам Ирод как раз к этому времени заболел. Но лишь только выздоровел Ирод, как задуманный план лопнул, как мыльный пузырь. Идумеи восторжествовали над своими врагами, и Гиркану пришлось увенчать Ирода при его вступлении в Иерусалим победной пальмой 437 . Чтобы освободиться от опасения этого могущественного человека, Гиркан хотел как-нибудь привязать его к своему дому, и обручил с ним свою внучку, столь знаменитую по своей красоте и позднее столь несчастную Мариамну. Тут затевался план соединить брачными узами жертвенную овечку с палачем. Александра и ее мать ревностно содействовали этому столь плачевному браку, забывая о том, что отец невесты, Александр, благодаря интригам отца жениха потерял свою жизнь под топором. Вообще счастье столь благоприятствовало идумейцам, что все превратности в тогдашнем политическом мире, хотя по-видимому и казавшиеся вредными для них, предоставляли им только все большую силу. Республиканское войско было совершенно разбито при Филиппах. Предводители Брут и Кассий пали: во главе Римского государства стал второй триумвират, состоявший из Октавиона, племянника Цезаря, Антония и Лепида. Ирод и Фазаил трепетали от последствий этого переворота, так как они в свое время весьма ревностно действовали в пользу противников этого триумвирата, и в особенности за Кассия. К тому же иудейские вельможи поспешили в Виоинию, к победителю Антонию, чтобы принести ему жалобу на неистовства идумейских братьев.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010